Немецкие поэты 20 века. Великие немецкие поэты и писатели

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Читает Ю. Румянцев, Н. Трифилов, М. Терехова

Немецкая поэзия первой половины XXвека

Сторона 1
Р. ДЕМЕЛЬ
Летний вечер.
Перевод Г. Забежинского

С. ГЕОРГЕ
Мы до ворот медлительной походкой…
Перевод Г. Забежинского
Ранний вечер пугает дороги».
Перевод В. Эльснера

Сумерки умиротворения
Данте и поэма осовременности
Перевод А. Штейнберга

Г. ГЕССЕ
Равенна
Перевод В. Эльснера
Читает Ю. Румянцев
Печаль
Перевод Н. Мальцевой

Б. БРЕХТ Сожжение книг»
ПереводБ. Слуцкого
Г. ГАУПТМАН
Терцины.
Перевод В. Левика
Читает В. Трифилов
Г. Де Форт
Голос искусителя
Перевод С. Аверннцева
Г. КАРОССА
Пленницы и старик.
Перевод А. Штейиберга
Чихает М. Терехова
А. ГАУСГОФЕР
Когда почуял деспот Ши Хуан-ди.
Перевод в. Левика
Р. Шнайдер
Смерть встала предо мною…
Перевод С, Аверннцева
Печатью милосердья и греха…
Перевод Р; Дубровкина
Читает Н. Трифилов

На Руссой карте европейской поэзии ещё очень много белых пятен. Исторические события XX века не способствовали тесному и постояннному общению культур европейских народов. Из немецкояэычных поэтов первой половины XX века у нас относительно серьезно занимались лишь Брехтом и Рильке. Meжду тем немецкоязычная поэзия первой четверти XX века пережила необычайный расцвет вместе со всей европейской культурой того периода. Она творилась на фоне небывалого развития всех сфер гуманитарной мысли философии, социологии, культурологии - на фоне оживленного интереса ко всем видам искусств. В эти десятилетия в немецком мире создавали произведения М. Хайдеггер, 3. Фрейд. К. Ясперс. Л. Витгенштейн, Макс Вебер,Т. Манн. Р. Вальзер. Р. Музиль. Ф. Кафка, Г. Гауптман, Г. Гес¬се, Р. М. Рильке и другие.
Как и большинство европейских литератур, немецкая поэзия в начале XX века отказалась от поэтической эстетики XIX века. В ней также совершается ломка поэтических форм, стилистики самого языка поэзии. С быстротой, неведомой предыдущим эпо¬хам, сменяют друг друга модерн, экспрессионизм, агитационная поэзия 20-х годов, натуральная школа («натургедихт»), сюрреа¬лизм, пока наконец приход к власти фашистов не навязал немец¬кому искусству эстетику слащавого оптимизма и примитивного мистицизма. Настоящие литераторы разделились на внешних и внутренних эмигрантов. Их общей целью было противостояние тоталитарному режиму, присвоившему себе право говорить о имени всей нации, построившему свою власть на националистической демагогии.
Ни одно из поэтических направлений XX века не прошло мимо немецкой поэзии. Правда» некоторые направления, например сюрреализм, не стали в ней главенствующим, как это случилось во многих других странах. Не было в Германии и символизма как отдельного направления. Были поэты, на которых символизм оказал решающее влияние, став лишь одним из компонентов их образного языка. Истинно германским направлением явился экспрессионизм, господствовавший в литературе почти два десятилетия. Влияние его будет чувствоваться во всех сферах немецкого искусства последующего времени.
Пластинка начинается со стихов Р. Демеля (1863 - 1920), чье лирическое творчество стоит у истоков XX века. Поэт, провозгласивший свободу индивидуума, веривший а расцвет цивилизации и в грядущий расцвет человеческое души, был в своих стихах выразителем всеобщих надежд Европы, ее веры «в разумность человеческого чувства «. Поэзия С. Георге (1868 - 1933) - высшее достижение символического направления в Германии. Без сомнении, на язык Георге повлияли французы, но Георге строже. Стилизованная, впитавшая в себя традиции немецкой классики, поэ¬зия его металась между доктриной «прекрасного существования», т. е. пропагандой эстетической изоляции, и потребностью обновления народной жизни. В лучших своих стихах Георге выходит за рамки собственной эстетической программы. Его поэзия полна прозрений, проникновений в загадочные глубины души.
В конце первого десятилетия в художественной среде Германии начинает вызревать экспрессионизм - направление, которому будет суждено стать основным на протяжении почти двух десятилетий. Одним из первых глашатаев его был трагически погибший в результате несчастного случая поэт Георг Гейм (1887 - 1912), гениально предсказавший грядущие мерзости века. Порвавший в последний год своего творчества с традиционной стилистикой и содержанием. Гейм определил лицо экспрессионизма. Изображение моргов в лунном свете, пейзажи смерти, безликие и больные ночные бродяги, призраки надвигающейся катастрофы, действующие под властью демонических сил: Гейм предопределил дух экспрессионистской поэзии независимо от того, обращалась ли она к социально-критическим темам (В. Газенклевер, 1890 - 1940), к гротеску распада, симнолизирующего обреченность городской цивилизации (А. Лихтенштейн, 1889 - 1914), была ли она направлена против эстетизма Георге и представителей нео¬романтической поэзии, пропагандируя красоту безобразного (Я. ван Годзис, 1887 -1942), или же была выражением мировой скорби нового времени, исполненного внутреннего беспокойства, мрачных предчувствий и глубокой печали (Э. Ласкер-Шюлер, 1869 -1945).
Но история немецкий поэзии XX века не не исчерпывается только историей направлений: Так. Г. Бони (1886 - 1956} уже в экспрессионистский период отказался, от характерного пафоса представителей этого направления и начал создавать собственную эстетику. Названная им «творческим нигилизмом», она рассматривала мир художника как мир, независимый от исторического процесса, не укладывающийся в рамки какого-либо направления. Это относится и Г. Гессе (1877 - 1962), чья традиционная лирика создавалась как бы вне современных влияний, впитав в себя черты и немецкого романтизма, и классики. Tем не менее Гессе -- сын своего века. Оставаясь формально традиционным, он выразил в своей поэзии многие увлечения и духовные искания своего времени. Прожив большую жизнь, застав и эпоху модерна, и экспрессионизм сюрреализма. Гессе остался верен себе, развивая традиционную медитативную лирику, обеспокоенную будущим человечества, выражавшую на протяжении десятилетий упорную уверенность и осуществлении мечты человечества о земле, как о мире братства и духовного совершенства.Б. фон Мюнхгаузен (1874-1945) и Р. Борхарт (1877- 1945) принадлежали к консервативному крылу новейшей немецкой литературы. Пытаясь (особенно Борхарт) за счет архаических форм обогатить современный язык, создать новый «синтетически - архаический». Их заслуга, без сомнения, в сохранении глубоких традиций, в обогащении ими литературного языка современников, в напоминании о неизжитости традициоиних форм, о их неисчерпаемых возможностях.
Стихи погибшей в концлагере Г. Кольмар (18941943) полны впечатлений от мира природы, неутоленной жажды любви и мате¬ринства, находящимися в постоянном конфликте с творческой судьбой поэта.
Совершенно особой фигурой предстает эльзасец И. Голль, один из немногих представителей немецкого сюрреализма. Обогатив немецкий экспрессионистский стих французскими влияниями, умело соединяя конкретное с абстрактным, совмещая несовместимое, Голль добивается в своих стихах глубочайшего символиче¬ского звучания, расширяет образные возможности немецкого стиха.
Многие из стихотворений, представленных на пластинке, можно отнести к поэзии социально-критического характера. Берущая свои корня в средневековье, давшая ярких представителей в XVIII и XIX веках, немецкая поэзия социальной направленности оказалась особенно необходимой в наш трагический век. Наиболее выдающиеся ее представители - Б. Брехт (1898- 1956) и И. Р. Бехер (1891 - 1968). Пути этих поэтов различны, различны их поэтические манеры, однако их объединяет звучащая из стиха в стих боль за судьбу своей родины, желание с помощью творчества внести свою лепту в ее спасение и возрождение.
Завершается пластинка стихами трех поэтов, чья судьба как бы символизирует судьбу Германии первой половины XX века, символизирует конец огромного периода немецкой гуманистической культуры, ее трагедию, ее крушение и способность к возрожде¬нию, - А. Гаусгофера (1903 - 1945), Р. Шнайдера (1903 - 1958) и
Г. Кароссы (1878- 1956). При всем различии их творческих путей, наследие этих трех поэтов стало памятником духовного сопротивления последних лет существования гитлеровского рейха. «Моабитские сонеты» А. Гаусгофера, участника антигитлеровского заговора 20 июля 1944 года, расстрелянного фашистами незадолго до прихода в Берлин Советской Армии, написанными в конце 1944 или в начале 1945 года. Сонеты Р. Шнайдера, религиозного писателя-философа, тайно распространялись в рейхе в рукописных списках, находя путь даже в концлагеря, за что Р. Шнайдеру в конце войны было предъявлено обвинение в «приготовлениях к государственной измене». Многие стихотворения поэта внутренней эмиграции Г. Кароссы, жившего отстраненно от всех политических событий, были опубликованы лишь после войны. Это - бескомпромиссные строки о родном народе, о его судьбе, полные веры в его будущее.
Из огромного наследия новейшей немецкой поэзии русские поэты перевели пока немного. И го, что переведено, в большинстве своем созвучно русской традиции, русским представлениям о стихе. Однако, составляя эту пластинку, мы стремились, отобрать лучшее из сделанного русскими переводчиками, дать представ¬ление о различных поэтических течениях и жанрах немецкой поэзии и хотя бы отчасти о поэтическом образе Германии первой половины XX века. Оказалось, что образ этот и процессе работы складывается сам по себе, т. к. то немногое, что. переводилось, было в основном связано с трагическими событиямв истории этой страны.
Путешествие в поэтическую Германию первой половины XX века только начинается. Пусть эта звуковая публикация будет первым кораблем в океане, способном подарить много поэтических открытий. Пожелаем ему счастливого плавания.
В. Вебер

ВЕЛИКИЕ НЕМЕЦКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

Христиа́н Иога́нн Ге́нрих Ге́йне (нем. Christian Johann Heinrich Heine, произносится Кри́стиан Ёхан Ха́йнрихь Ха́йнэ; 13 декабря 1797 года, Дюссельдорф, - 17 февраля 1856 года, Париж) - немецкий поэт, публицист и критик. Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe немецкое произношение имени (инф.); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне - 22 марта 1832, Веймар) - немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре - 9 мая 1805, Веймар) - немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788-1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Братья Гримм (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785 - 20 сентября 1863 и Вильгельм, 24 февраля 1786 - 16 декабря 1859) - немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры. Собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Совместно с Карлом Лахманном и Георгом Фридрихом Бенеке считаются отцами-основателями германской филологии и германистики. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка: Вильгельм умер в декабре 1859 года, завершив работу над буквой D; Якоб пережил своего брата почти на четыре года, успев завершить буквы A, B, C и E. Он умер за рабочим столом, работая над словом нем. Frucht (фрукт).Братья Вильгельм и Якоб Гримм родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель.

Вильгельм Гауф (нем. Wilhelm Hauff, 29 ноября 1802, Штутгарт - 18 ноября 1827, там же) - немецкий писатель и новеллист, представитель направления бидермейер в литературе.

Па́уль То́мас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 6 июня 1875, Любек - 12 августа 1955, Цюрих) - немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Э́рих Мари́я Рема́рк (нем. Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк, Erich Paul Remark; 22 июня 1898, Оснабрюк - 25 сентября 1970, Локарно) - видный немецкий писатель XX века, представитель потерянного поколения. Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с работами «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона.

Ге́нрих Манн (нем. Heinrich Mann, 27 марта 1871, Любек, Германия, - 11 марта 1950, Санта-Моника, США) - немецкий писатель-прозаик и общественный деятель, старший брат Томаса Манна.

Берто́льт Брехт (нем. Bertolt Brecht; полное имя - О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт, Eugen Berthold Friedrich Brecht (инф.); 10 февраля 1898, Аугсбург - 14 августа 1956, Берлин) - немецкий драматург, поэт, прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль».Творчество Брехта - поэта и драматурга - всегда вызывало споры, как и его теория «эпического театра», и его политические взгляды. Тем не менее, уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар; его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками, в том числе Фридрихом Дюрренматтом, Артюром Адамовым, Максом Фришем, Хайнером Мюллером.

Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт-на-Одере - 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) - немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («Маркиза д"О» 1808, «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан-Доминго»).В 1912 году, в год столетия со дня смерти писателя, была основана престижная немецкая литературная премия Генриха Клейста.

Готхольд Эфраим Лессинг (нем. Gotthold Ephraim Lessing; 22 января 1729, Каменц, Саксония, - 15 февраля 1781, Брауншвейг) - немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Лио́н Фейхтва́нгер (нем. Lion Feuchtwanger, 7 июля 1884, Мюнхен - 21 декабря 1958, Лос-Анджелес) - немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа.

Стефан Цвейг (нем. Stefan Zweig - Штефан Цвайг; 28 ноября 1881 - 23 февраля 1942) - австрийский критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий. Был дружен с такими известными людьми, как Эмиль Верхарн, Ромен Роллан, Франс Мазерель, Огюст Роден, Томас Манн, 3игмунд Фрейд, Джеймс Джойс, Герман Гессе, Герберт Уэллс, Поль Валери, Максим Горький, Рихард Штраус, Бертольд Брехт.

РЕФЕРАТ

На тему: Немецкая литература XX века

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… ………………...3
I. Немецкая литература от начала XX века до 1933 года…………………...5
II. Немецкая литература времен фашистской диктатуры…………………....7
III. Послевоенная немецкая литература ………………….……………….….10
3.1 . Литература ФРГ………………….………………….…………………10
3.2. Литература ГДР………………….……………………………………..13
3.3. Литература Австрии и Швейцарии………………….………………..15
IV. Современная литература на немецком языке……………………………...16
Заключение…………………………….…………………. ……………………...18
Словарь терминов и понятий…………………………………………………... 19
Библиографический список…………………………..………………………... .22
Введение

Процессы, происходящие в немецкой литературе XX века, были весьма сложны и неоднородны. Первая империалистическая война, революции, фашистская диктатура, Вторая мировая война, поражение нацизма, разделение и объединение Германии - вот исторический фон, на котором творят немецкоязычные писатели.
Главная особенность литературно- художественной парадигмы начала века заключается в разновекторном взаимодействии (отталкивание, отрицание, заимствование, влияние) присущих ей элементов.
К началу XX века набирает силы реализм в немецкой литературе. Становление реализма происходит в сложном взаимодействии с нереалистическими течениями.
Накануне Первой мировой войны, в обстановке нарастающего революционного кризиса, зарождается экспрессионизм. Экстатичная экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически. Влияние экспрессионизма испытывают многие реалисты.
На основе реакционной апологизирующей литературы начала века возникла литература, проповедующая контрреволюцию, шовинизм и агрессию, логическим завершением которой стало фашистское антиискусство. В годы Второй мировой войны многим писателям пришлось эмигрировать или находиться в лагерях Англии, Франции.
Двенадцать лет фашистского господства не прошли бесследно, и во время Второй мировой войны немецкой нации, как и всей Европе, был нанесен огромный моральный ущерб. Уроки истории, в том числе и ее художественное освоение, были важны для расколотого немецкого сознания: для укрепления самосознания старших поколений и тех, кто прошел две мировых войны, а в особенности для молодого поколения, растоптанного, развеянного ветром Второй мировой войны.
Борьба с фашизмом, существование и крах гитлеровского рейха, послевоенная судьбы немцев во вновь созданных двух государствах ГДР и ФРГ надолго определили пути развития немецкой литературы. В целом период нацистского тоталитаризма явился значительным испытанием, поставив каждого литератора перед выбором, причем не столько эстетическим, сколько политическим. Стремление осмыслить происшедшее побуждает многих писателей к критическому пересмотру нравственных и социальных ценностей.
После объединения Германии в конце XX века актуальными становятся поиски выхода за пределы поля тяготения темы «немецкой военной вины»; развивается «историческое направление» литературы – о противостоянии в недалеком прошлом двух Германий и судьбах людей, оказавшихся между двумя системами; появляются новые имена, но вместе с тем продолжают выходить книги писателей старшего поколения.
Таким образом, на немецкую литературу XX века огромное влияние оказали как различные философские учения и концепции, так и политические и исторические события. Сложные процессы немецкоязычной литературы XX века, оказавшие колоссальное воздействие на развитие мировой литературной жизни, и сегодня требуют глубокого осмысления.

I. Немецкая литература от начала XX века до 1933 года

Прежде всего рассмотрим, на каком этапе находилась немецкая литература к началу XX века. На рубеже веков у немецких импрессионистов возникает реакция против натурализма, повлекшая за собой возникновение нереалистических течений, таких, как неоромантизм, символизм и др.
Однако, следует подчеркнуть, что если в «Потонувшем колоколе» (1896) Гауптмана символика продолжала выражать гуманистические искания, то символизм и апология государственности С.Георге были откровенным проявлением декаданса.
В те же годы набирает силы реализм в немецкой литературе. Углубляется социальный анализ в романе Т.Манна «Будденброки» (1901), в первых романах Г.Манна и Б.Келлермана. Как мы уже отметили, становление реализма происходит в сложном взаимодействии с нереалистическими течениями (черты эстетизма в «Богинях», 1903, Г.Манна, влияние импрессионизма на раннего Келлермана). Одна из главных тем Т.Манна - трагическая судьба художника в буржуазном обществе (новеллы «Тонио Крегер», 1903, «Смерть в Венеции», 1913).
С появлением новаторских работ Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. Тогда же вспыхнул интерес к творчеству Ницше, чей анализ традиционной морали опирается на его знаменитый тезис «Бог умер». В результате идеи философа вылились в замечательные, строгие по форме стихи Георге, чья поэзия, как уже подчеркивалось выше, перекликается с французским символизмом. Рильке, напротив, был сосредоточен на себе и своем искусстве. Бессмысленные ужасы Первой мировой войны заставили его искать собственное эзотерическое миропонимание в «Дуинезских элегиях» (1923) и «Сонетах к Орфею» (1923), которые по праву считаются вершинами поэзии.
Вполне естественно, что после Первой мировой войны настоятельно заявила о себе потребность в новых ценностях. Экспрессионисты громко и резко провозгласили реформу общества и индивида. В итоге, с одной стороны, возникла литература, призывающая к агрессии, но с другой стороны, укрепилась и литература гуманистическая.
Т.Манн создаёт новый жанр - интеллектуальный роман («Волшебная гора», 1924). В связи с усилением реакции актуальное значение приобретает антивоенная тема (роман Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен», 1929, первые романы А.Цвейга). Социальные противоречия находят отражение в произведения Л.Франка, Г.Фаллады, А.Дёблина, автора романа «Берлин, Александерплац» (1929), и Л.Фейхтвангера в романе «Успех». (1930), где предупреждается об опасности фашизма.
Во 2-й половине 20-х годов появляется молодое поколение литераторов, вышедших из школы экспрессионизма (И.Бехер, Ф.Вольф, А.Зегерс, В.Бредель, Э.Вайнерт и др.), и закладывает основы нового художественного метода. Брехт разрабатывает концепцию эпического театра (пьесы «Трёхгрошовая опера» (1928), «Святая Иоанна» (1929-30), «Мать» (1930-32)).
После прихода к власти Гитлера литература стала объектом преследования. 10 мая 1933 года на площади Оперы в Берлине победа фашистов была ознаменована сожжением книг. Число неугодных писателей только в Германии со временем достигнет почти шести тысяч, и войдут в него не только коммунисты, демократы и евреи, но и все свободолюбивые классики, экспрессионисты, гуманисты и пацифисты.

II. Немецкая литература времен фашистской диктатуры

После установления в Германии фашистской диктатуры эмигрируют Т.Манн, Г.Манн, Л.Фейхтвангер, Э.М.Ремарк, Л.Франк, А.Цвейг, Б.Брехт, И. Бехер, А.Зегерс, Э.Вайнерт и др. В стране остаются Гауптман, Г.Фаллада, Келлерман, но в литературной жизни почти не участвуют. Некоторые писатели, не выдержав душевных переживаний, покончили жизнь самоубийством (С.Цвейг, В.Беньямин, К.Энштейн).
Существование независимой литературы и литературной критики стало невозможным. Режимом приветствовалась только так называемая «литература крови и земли», наряду с ней существовала отчасти свободная от идеологии развлекательная литература. Противникам режима угрожала смерть, были убиты Якоб ван Годдис, Карл фон Осецкий и Райнхардт. Остальные вынуждены были либо писать на абстрактные темы, либо откладывать рукописи в долгий ящик (Г.Бенн, Э.Юнгер, Э.Кестнер, В.Кёппен, Й.Вайнхебер, А.Мигель, Г.Йост).
Предлагалось творить в рамках 4-х жанров, утвержденных 8-м управлением Министерства просвещения и пропаганды и Имперской палатой литературы (с 1933 г. ее возглавлял драматург Х.Йос):
1) «фронтовая проза», воспевающая фронтовое братство и романтизм военного времени;
2) «партийная литература» – произведения, отражающие нацистское мировоззрение;
3) «патриотическая проза» – националистические произведения, с акцентом на немецкий фольклор, мистическую непостижимость германского духа;
4) «расовая проза», возвеличивающая нордическую расу, ее вклад в мировую цивилизацию, биологическое превосходство арийцев над остальными « неполноценными» народами.
Ряд способных литераторов был привлечен к сотрудничеству с Третьим рейхом, в частности Э.Глезер и Х.Гримм, чей роман «Народ без пространства» широко использовался нацистской пропагандой.
Безусловно, писатели - участники Сопротивления вписали героическую страницу в историю немецкой литературы («Моабитские сонеты» Хаусхофера, 1903-45, найденные после расстрела автора). Самым значительным было творчество антифашистской эмиграции (романы «Испытание» (1935) Бределя, «Седьмой крест» (1939) и «Транзит» (1943) Зегерс, лучшие пьесы Брехта: «Мамаша Кураж и её дети» (1939), «Добрый человек из Сезуана» (1938-40), «Карьера Артуро Уи» (1941)). Мировое признание завоевал антифашистский исторический и философский роман: трилогия «Иосиф и его братья» (1933-43) Т.Манна и «Иудейская война» (1932) Фейхтвангера. Т.Манн пишет роман о призвании художника (о Гёте) «Лотта в Веймаре» (1939). Пёстрый состав эмиграции изображен в «Изгнании» (1939) Фейхтвангера и в «Триумфальной арке» (1946) Ремарка. Лучшие книги этого времени, проникнутые озабоченностью судьбами Германии и всего человечества, повлияли на историю немецкой гуманистической литературы.
После войны многие немецкие и австрийские писатели не вернулись на родину, как например, Г.Брох, лауреат нобелевской премии по литературе 1981 года Э.Канетти, Л.Фейхтвангер, Т. и Г.Манн, Ремарк, Л.Франк, А.Цвейг, Б.Брехт, И.Бехер, А.Зегерс, Э.Вайнерт. Но они продолжали разрабатывать темы, связанные с их антифашистской позицией. Ремарк раскрывает трагедию рядового немца, жертвы и соучастника национальной катастрофы, порожденной фашизмом. Итог своим раздумьям над судьбами цивилизации подвёл Т.Манн в романе «Доктор Фаустус» (1947). Фейхтвангер создал серию послевоенных исторических романов («Гойя», 1951, «Лисы в винограднике», 1947, «Мудрость чудака», 1952). Последний роман Фаллады «Каждый умирает в одиночку» (1947) отражает антифашистские взгляды писателя.
В целом период нацистского тоталитаризма явился значительным испытанием для литераторов, поставив каждого перед выбором, причем не столько эстетическим, сколько политическим. Что касается Германии, с 1949 начинается самостоятельное развитие литературы ГДР и ФРГ.

III. Послевоенная немецкая литература 3.1. Литература ФРГ

События 2-й мировой войны 1939-45, борьба с фашизмом, существование и крах гитлеровского рейха, послевоенная судьбы немцев во вновь созданных двух государствах (ГДР – Германская Демократическая Республика и ФРГ – Федеративная Республика Германия) надолго определили пути развития литературы в Западной Германии.
Литература первых послевоенных лет описывала, в основном, ужасы войны и судьбы вернувшихся на родину. Так, лауреат нобелевской премии по литературе 1972 года Г.Белль пишет на эту тему короткие рассказы.
Антифашистский и антимилитаристский пафос объединил в «Группу 47» (названа по году образования) писателей разных политических убеждений и эстетических принципов: «традиционного» реалиста Х.В.Рихтера («Разбитые», 1949, «Не убий», 1955), склонного к сатирической символике М.Вальзера («Дуб и кролик», 1962, «Чёрный лебедь», 1964), экзистенциалиста Андерша, мастера философской лирики Г.Эйха, поэта-авангардиста В.Вайрауха, а также критика, эссеиста и поэта В.Йенса, чьё творчество отмечено склонностью к интеллектуальному эстетству. В «Группу 47» входил и Г.Белль, страстно осудивший развязанную фашистами войну в романе «Где ты был, Адам?» (1951).
Некоторые авторы (Л.Франк) приходят к социалистическим воззрениям (роман «Ученики Иисуса», 1949; автобиографическая книга «Слева, где сердце», 1952) или испытывают потребность обратиться к проблемам и событиям политического характера (К. Эдшмид, роман «Если это розы, они будут цвести»). Другие ищут опору в религии (христианские мотивы у Гертруды фон Ле Форт) или впадают в крайний скептицизм (Ланггессер). Третьи уходят в интимный мир меланхолических переживаний, наслаждения утончённым чувством природы (поэзия В.Лемана).
В то же время в ФРГ получил распространение так называемый тривиальный роман - разновидность «массовой литературы», где авторы рассказывают о войне в поверхностно-развлекательной форме, с внешними признаками реалистического повествования, но, по сути, оправдывая фашистское прошлое (Х.Х.Кирст, романическая трилогия «08/15», 1954-55). «Тривиальному» близок солдатский роман, в котором апология «маленького», ни за что не отвечающего человека и культ пресловутого «фронтового товарищества» перекликаются с прямой реабилитацией фашистского вермахта, сближаясь с неонацистской литературой, пропагандирующей милитаризм, шовинизм и антикоммунизм (Х.Гримм, В.Боймельбург).
С начала 50-х гг., в атмосфере экономического бума (экономического чуда), в ФРГ оживают и такие виды массовой литературы, как тривиальные «женские», детективные романы, «шпионские» книжки, романы «рока», декадентская литература. На ряд молодых поэтов ФРГ оказали влияние социальный нигилизм и глубокий скепсис поэзии Г.Бенна. Симптоматично, что в эти годы многие из вернувшихся после войны на родину буржуазных писателей-гуманистов эмигрируют из ФРГ (А.Дёблин, Ф. фон Унру), либо оказываются в изоляции (Франк; Рефиш; Лампель).
Среди лучших произведений периода 50-60-х годов - полные гуманизма и сострадания романы Белля «И не сказал ни единого слова» (1953), «Бильярд в половине десятого» (1959), «Глазами клоуна» (1963); сатирические романы Хартунга «Мы - вундеркинды» (1957), Рихтера «Линус Флек, или Утраченное достоинство» (1959), Грасса «Жестяной барабан» (1959) и «Собачьи годы» (1963), П.Шаллюка «Дон Кихот в Кельне» (1967); остропсихологические романы В. Кёппена «Голуби в траве» (1951), «Теплица» (1953), «Смерть в Риме» (1954); сатирические песни и короткие рассказы Э. Кестнера (1899-1974).
В конце 60- начале 70-х годов в литературе ФРГ развивается психологическая проза (Г.Воман). Во время войны во Вьетнаме и «движения 68 года» появляется политическая поэзия (Г.Энценсбергер, Э.Фрид) и политическая драма (Р.Хоххут). Противоположностью им становится «новая субъективность» 70-х годов, выдвигающая на передний план проблемы частной жизни и реализации мечтаний (Ю.Теобальди, Сара Кирш, Т.Бернхард).
и т.д.................

Германия - родина многих известных композиторов, писателей, поэтов, драматургов, философов и художников. Немецкая (германская) культура известна с V в. до н. э. Культура Германии включает в себя также культуру Австрии и Швейцарии, которые политически независимы от Германии, но населены немцами и принадлежат к той же культуре.

ВЕЛИКИЕ НЕМЕЦКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

Христиа́н Иога́нн Ге́нрих Ге́йне (нем. Christian Johann Heinrich Heine, произносится Кри́стиан Ёхан Ха́йнрихь Ха́йнэ; 13 декабря 1797 года, Дюссельдорф, - 17 февраля 1856 года, Париж) - немецкий поэт, публицист и критик. Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe немецкое произношение имени (инф.); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне - 22 марта 1832, Веймар) - немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре - 9 мая 1805, Веймар) - немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788-1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Братья Гримм (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785 - 20 сентября 1863 и Вильгельм, 24 февраля 1786 - 16 декабря 1859) - немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры. Собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Совместно с Карлом Лахманном и Георгом Фридрихом Бенеке считаются отцами-основателями германской филологии и германистики. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка: Вильгельм умер в декабре 1859 года, завершив работу над буквой D; Якоб пережил своего брата почти на четыре года, успев завершить буквы A, B, C и E. Он умер за рабочим столом, работая над словом нем. Frucht (фрукт).Братья Вильгельм и Якоб Гримм родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель.

Вильгельм Гауф (нем. Wilhelm Hauff, 29 ноября 1802, Штутгарт - 18 ноября 1827, там же) - немецкий писатель и новеллист, представитель направления бидермейер в литературе.

Па́уль То́мас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 6 июня 1875, Любек - 12 августа 1955, Цюрих) - немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Э́рих Мари́я Рема́рк (нем. Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк, Erich Paul Remark; 22 июня 1898, Оснабрюк - 25 сентября 1970, Локарно) - видный немецкий писатель XX века, представитель потерянного поколения. Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с работами «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона.

Ге́нрих Манн (нем. Heinrich Mann, 27 марта 1871, Любек, Германия, - 11 марта 1950, Санта-Моника, США) - немецкий писатель-прозаик и общественный деятель, старший брат Томаса Манна.

Берто́льт Брехт (нем. Bertolt Brecht; полное имя - О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт, Eugen Berthold Friedrich Brecht (инф.); 10 февраля 1898, Аугсбург - 14 августа 1956, Берлин) - немецкий драматург, поэт, прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль».Творчество Брехта - поэта и драматурга - всегда вызывало споры, как и его теория «эпического театра», и его политические взгляды. Тем не менее, уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар; его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками, в том числе Фридрихом Дюрренматтом, Артюром Адамовым, Максом Фришем, Хайнером Мюллером.

Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт-на-Одере - 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) - немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («Маркиза д"О» 1808, «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан-Доминго»).В 1912 году, в год столетия со дня смерти писателя, была основана престижная немецкая литературная премия Генриха Клейста.

Готхольд Эфраим Лессинг (нем. Gotthold Ephraim Lessing; 22 января 1729, Каменц, Саксония, - 15 февраля 1781, Брауншвейг) - немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Лио́н Фейхтва́нгер (нем. Lion Feuchtwanger, 7 июля 1884, Мюнхен - 21 декабря 1958, Лос-Анджелес) - немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа.

Стефан Цвейг (нем. Stefan Zweig - Штефан Цвайг; 28 ноября 1881 - 23 февраля 1942) - австрийский критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий. Был дружен с такими известными людьми, как Эмиль Верхарн, Ромен Роллан, Франс Мазерель, Огюст Роден, Томас Манн, 3игмунд Фрейд, Джеймс Джойс, Герман Гессе, Герберт Уэллс, Поль Валери, Максим Горький, Рихард Штраус, Бертольд Брехт.

ВЕЛИКИЕ НЕМЕЦКИЕ И АВСТРИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ

Иога́нн Карл Фри́дрих Га́усс (нем. Johann Carl Friedrich Gauß; 30 апреля 1777, Брауншвейг - 23 февраля 1855, Гёттинген) - немецкий математик, механик, физик, астроном и геодезист. Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков». Лауреат медали Копли (1838), иностранный член Шведской (1821) и Российской (1824) Академий наук, английского Королевского общества.

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (нем. Gottfried Wilhelm Leibniz или нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, МФА (нем.): 21 июня (1 июля) 1646 - 14 ноября 1716) - немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.

Леона́рд Э́йлер (нем. Leonhard Euler; 15 апреля 1707, Базель, Швейцария - 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) - швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук (а также физики, астрономии и ряда прикладных наук). Эйлер - автор более чем 850 работ (включая два десятка фундаментальных монографий) по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и другим областям. Он глубоко изучал медицину, химию, ботанику, воздухоплавание, теорию музыки, множество европейских и древних языков. Академик Петербургской, Берлинской, Туринской, Лиссабонской и Базельской академий наук, иностранный член Парижской академии наук.

Лю́двиг Бо́льцман (нем. Ludwig Eduard Boltzmann, 20 февраля 1844, Вена, Австрийская империя - 5 сентября 1906, Дуино, Италия) - австрийский физик-теоретик, основатель статистической механики и молекулярно-кинетической теории. Член Австрийской академии наук (1895), член-корреспондент Петербургской академии наук (1899) и ряда других.

Макс Карл Эрнст Людвиг Планк (нем. Max Karl Ernst Ludwig Planck; 23 апреля 1858, Киль - 4 октября 1947, Гёттинген) - немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1918) и других наград, член Прусской академии наук (1894), ряда иностранных научных обществ и академий наук. На протяжении многих лет один из руководителей немецкой науки.

Вильге́льм Ко́нрад Рентге́н (нем. произн. Рёнтген) (нем. Wilhelm Conrad Röntgen; 27 марта 1845 года - 10 февраля 1923 года) - выдающийся немецкий физик, работавший в Вюрцбургском университете. С 1875 года он является профессором в Хоэнхайме, с 1876 года - профессор физики в Страсбурге, с 1879 года - в Гиссене, с 1885 года - в Вюрцбурге, с 1899 года - в Мюнхене. Первый в истории физики лауреат Нобелевской премии (1901 год).

Альбе́рт Эйнште́йн (нем. Albert Einstein, МФА; 14 марта 1879, Ульм, Вюртемберг, Германия - 18 апреля 1955, Принстон, Нью-Джерси, США) - физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879-1893, 1914-1933), Швейцарии (1893-1914) и США (1933-1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926). Эйнштейн - автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др.

СПИСОК ВЕЛИКИХ НЕМЕЦКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Но. Имя Эпоха Год
1 Бах (Bach) Иоганн Себастьян Барокко 1685-1750
2 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван между классицизмом и романтизмом 1770-1827
3 Брамс (Brahms) Иоганнес Романтизма 1833-1897
4 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард Романтизма 1813-1883
5 Вебер (Weber) Карл Мария фон Романтизма 1786-1826
6 Гендель (Handel) Георг Фридрих Барокко 1685-1759
7 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд классицизма 1714-1787
8 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс Романтизма 1809-1847
9 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн Барокко 1653-1706
10 Телеманн (Telemann) Георг Филипп Барокко 1681-1767
11 Флотов (Flotow) Фридрих фон Романтизма 1812-1883
12


Рассказать друзьям