Немецкий романтизм известен под названием. М

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Портрет Дориана Грея
Краткое содержание романа
В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона – эстета-эпикурейца, “Принца Парадокса”, по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа “дарит” и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать лет; зовут его Дориан Грей.
Скоро появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения утомленного гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены его совершенством. Златокудрый, обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: “Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!” Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.
Игнорируя вялое сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и, при деятельном участии последнего, окунается в светскую жизнь; посещает званые обеды, проводит вечера в опере. Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду фермеру, лорд Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).
Сам Дориан между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн – “девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой темными косами. Глаза – синие озера страсти, губы – лепестки роз”; она с поразительной одухотворенностью играет на убогих подмостках нищенского театрика в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара. В свою очередь Сибиле, влачащей полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан представляется воплощенным чудом – “Прекрасным Принцем”, снизошедшим с заоблачных высот. Ее возлюбленному неведомо, что в ее жизни тоже есть тщательно оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибилла, и Джеймс – внебрачные дети, плоды любовного союза, в свое время связавшего их мать – “замученную, увядшую женщину”, служащую в том же театре, с человеком чуждого сословия.
Обретший в Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет тревогу в обоих; однако и тот и другой охотно принимают приглашение на спектакль, где избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты. Однако, поглощенная радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот вечер нехотя, словно по принуждению (ведь “играть влюбленную – это профанация!” – считает она) проговаривает слова роли, впервые видя без прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнеров и нищету антрепризы. Следует громкий провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего Сибиле: “Вы убили мою любовь!”
Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешенных на вере в нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по силам; наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает, что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану укрепиться духом, а лорд Генри – “не лить напрасно слез о Сибиле Вэйн”. Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. К недоумению Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы: на безупречном лице юного греческого бога обозначается жесткая морщинка. Не на шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.
И вновь ему помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг-Мефистофель – лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги новомодного французского автора – психологического этюда о человеке, решившем испытать на себе все крайности бытия. Надолго завороженный ею (“казалось, тяжелый запах курений поднимался от ее страниц и дурманил мозг”), Дориан в последующие двадцать лет – в повествовании романа они уместились в одну главу – “все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души”. Как бы заспиртованный в своей идеальной оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке, в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях, предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава бездушного совратителя молодых умов.
Напоминая о сломанных по его прихоти судьбах мимолетных избранников и избранниц, Дориана пытается вразумить Бэзил Холлу-. орд, давно прервавший с ним всякие связи, но перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно: в ответ на справедливые укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого кумира, запечатленный на холлуордовском же портрете, пылящемся в темном углу. Изумленному Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика. Впрочем, зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета ответственным за свое нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Алана Кэмпбела, шантажируя того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить в азотной кислоте тело Бэзила – вещественное доказательство содеянного им злодейства.
Терзаемый запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не гибнет, когда в подозрительном притоне на самом “дне” Лондона его узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить ее обидчику.
Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но – не от всевидящего ока холлуордовского портрета. “Портрет этот – как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить”, – приходит к выводу Дориан, переживший все искушения мира, еще более опустошенный и одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки, и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе силы покончить самоубийством, и даже… духовному аристократизму своего друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но непостижимо полагающего, что “всякое преступление вульгарно”.
Поздней ночью, наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают в комнате мертвое тело старика во фраке. И портрет, неподвластный времени, в своем сияющем величии.
Так кончается роман-притча о человеке, для которого “в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни”.


Мистический и философский роман «Портрет Дориана Грея» соблазнит каждого, кто хоть раз в мыслях или вслух желал сохранить свою молодость и красоту. Но у Оскара Уайльда вовсе не было намерения делиться секретом бессмертия, автор отразил в произведении собственный взгляд на человеческую мораль, любовь и на мир, где правит стремление к наслаждению.

Сюжет строится вокруг молодого человека, который обладает природной, чувственной красотой. Юный натурщик позирует для своего друга, художника Бэзила Холлуорда. В мастерской Бэзила Дориан знакомится с Генри Уоттоном, с человеком, который впоследствии отравляет разум юноши своими софистическими речами и циничными взглядами. Генри выказывает сожаление о том, что красота не вечна, а молодость, по его мнению, является единственным богатством, которое стоит беречь. Ну вот, портрет прекрасного гедониста завершен. Красавец восхищен своим отражением, перенесенным на полотно, но в его душу закралась горечь, вызванная словами нового знакомого. Молодой человек понимает, что время отнимет у него красоту, свежесть его лица, и он превратится в сморщенного старика с безобразной фигурой. В волнении он восклицает: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это». С этого момента описание книги «Дориан Грей» приобретает мрачные тона: главный герой перевоплощается в извращенного эгоиста, перенося все последствия своего образа жизни на картину. Она стареет вместо него.

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.

История создания

Оскар Уайльд заключил спор со своим приятелем, что напишет роман, который сведет с ума весь Лондон. «Дориан Грей» был написан в кратчайшие сроки, в едином порыве творческой воли. Спор писатель выиграл, но за победу поплатился: его судили за развращение английских нравов. В результате, он получил реальный тюремный срок.

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

«Портрет…» является единственным опубликованным романом, принесшим своему создателю успех и почти скандальную славу. Впервые был напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта». После, в 1891 году, книга вышла в отдельном издании с шестью новыми главами и с особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма.

Жанр

«Портрет Дориана Грея» можно отнести к жанру интеллектуального романа. В произведении персонажи и рассказчик подвержены самоанализу, осмыслению своих поступков и окружения. Их беседы выходят за рамки сюжета, представляя собой прения тех или иных философских взглядов. В книге поднимаются важнейшие эстетические, нравственные и «вечные» проблемы.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Также применимо по отношению к книге определение «аллегорическая притча». События, происходящие в ней, не стоит воспринимать буквально. Герои не являются людьми, они обозначают философские взгляды, волшебные картины – порочное искушение, смерть и любовь – испытания, медные трубы, которые открывают завесу над человеческой природой.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
  2. Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
  3. Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
  4. Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
  5. Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.
  6. Смысл книги

    Роман Уайльда столь же многогранен, сколь многолико творческое воплощение его замысла. Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» состоит в том, чтобы показать нам превосходство внутреннего содержания человеческой личности над внешним. Какова бы не была красота лица, души прекрасные порывы ей не заменить. Уродство мысли и сердца все равно умерщвляет плоть, делает прелесть форм безжизненной и искусственной. Даже вечная молодость не принесет безобразию счастья.

    Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, - мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

    Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые провозглашают эстетические идеалы автора. Вот некоторые из них: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля». Оскар Уальд хоть и был сторонником теории эстетизма, но в произведении четко обрисовывается опасность разделения этических и эстетических принципов. Служение приводит к гибели, как это случилось с героем романа. Чтобы почувствовать и насладиться красотой, и при этом сохранить свое лицо и добродетель, необходимо всегда соблюдать нормы морали и не доводить себя до фанатизма, даже если в запасе есть вечная жизнь.

    Мораль

    Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

    Поклонение любви погубило Сибиллу Вейн, влюбленность в красоту и восхищение ею, как искусством, привело художника Холлуорда в дом, где он нашел свою кончину. Главный герой, который погрузился в порочный мир наслаждений, пал от собственной руки. Мораль романа «Портрет Дориана Грея» указывает на то, что любое абсолютное поклонение несет за собой опасность. Можно любить, творить, наслаждаться, но при этом оставлять место для трезвого осмысления своих поступков. Персонажи подвержены импульсивности, в этом их беда: Сибила после разрыва кончает жизнь самоубийством, Дориан с торжествующей злобой бросается с ножом на картину. И все они стали жертвами своих идеалов – такова цена ослепления. В разумных пределах цинизм помогает людям не совершать подобных ошибок, именно ему учит автор, изображая лорда Генри.

    Проблематика

    В романе раскрыта проблема «прекрасного» и «безобразного». Эти две крайности, которые нужны для понимания цельности этого мира. К «прекрасному» принадлежит трагичная и чистая любовь актрисы Сибилы, искренняя привязанность Бэзила к юноше и, конечно, сам главный герой, как воплощение подлинной земной красоты. «Безобразное» носит в себе его душа, с каждым пороком и преступлением она тлеет, загнивает, теряя чувствительность и способность к состраданию. И все эти метаморфозы принимает на себя таинственный холст, превращая изображенного на нем человека в уродливое порочное создание. Но общество слепо к тонким граням между красотой и уродством, он фиксирует только внешние атрибуты личности, напрочь забывая о внутренних. О проделках Дориана знают все, но от этого его не перестают любить и уважать. Кое-кто лишь трусливо опасается потерять свою показную добродетель, поэтому не принимает его официально. В этих обстоятельствах наряду с неразборчивостью людей стоит их лицемерие и трусость – проблемы не менее важные.

    Портрет Дориана Грея - это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

    Тема

    Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

    Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей - поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство - это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства - вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

    Критика

    Современники писателя яро ополчились против «Дориана Грея» за высмеивание чопорного пуританского общества того периода. Кроме того, Уайльд в красках описал безнравственное поведение главного героя, которое было не прилично видеть даже на страницах книги. В тайных похождениях светского льва особо добродетельные читатели усмотрели пропаганду гедонистической позиции и порочного досуга. Просвещенная и взыскательная публика не заметила изящно скрытого осуждения, ведь соревнования в показном благочестии никто не отменял.

    За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Главным действующим лицом романа Оскара Уайльда Портрет Дориана Грея является юноша по имени Дориан.

В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд пишет портрет необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Юноше двадцать лет, его зовут Дориан Грей. Но вот портрет закончен, все восхищены его совершенством. Самовлюбленный Дориан произносит вслух: Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, какой есть! Живописец дарит портрет юноше.

Однажды знакомый Бэзила Холлуорда, лорд Генри Уоттон, восхищенный красотой Дориана, приглашает его на обед. Постепенно Дориан с головой окунается в светскую жизнь: посещает званные обеды, проводит вечера в опере. Кроме того, он влюбляется в начинающую актрису Сибиллу Вэйн, девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом. Сибилла Вэйн, с поразительной одухотворенностью, играет на убогих подмостках нищенского театра Ист-Индра. Она влачит полуголодное существование вместе с матерью и братом, поэтому Дориан представляется ей прекрасным принцем, снизошедшим с заоблачных высот. Дориан и не подозревает, что и Сибилла, и ее брат – внебрачные дети, рожденные их матерью от человека другого сословия.

Дориан извещает Бэзила, что собирается жениться на Сибилле Вэйн. Бэзил считает эту идею бредовой. Дориан приглашает Бэзила Холлуорда и Генри Уоттона на спектакль, где его возлюбленная должна играть Джульетту. Но именно в этом спектакле, не смотря на всю ее талантливость, Сибилла с треском проваливается. Это вызывает скептическую насмешку лорда Генри, сочувствие Бэзила и неприязнь Дориана. Он в отчаянии бросает Сибилле: Вы убили мою любовь!.

После этого Дориана проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. В эту же ночь девушка совершает самоубийство. Лорд Генри советует Дориану Не лить понапрасну слез о Сибилле Вэйн, обещает познакомить его со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. Дориан внимает речам лорда и в тот же вечер на портрете появляется жесткая морщина. Обеспокоенный Дориан убирает портрет с глаз долой.

Последующие двадцать лет проходят незаметно для Дориана. Но он все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает за разложением своей души. Он ищет утешения в драгоценных камнях, в музыке, в наркотических зельях, в безумной череде сомнительных связей. В итоге за Дорианом Греем закрепляются слова совратителя молодых умов.

Бэзил Холлуорд пытается образумить Дориана, но тот в ответ показывает портрет, написанный когда-то Бэзилом. На портрете изображен сластолюбивый старик. Дориан считающий, что и Бэзил как-то виноват в его несчастной судьбе, вонзает в друга кинжал. Затем призывает химика Кэмпбела, при помощи шантажа заставляет растворить тело Бэзила в азотной кислоте…

Сам Дориан ищет забвения в наркотиках. В одном из притоков он чуть не гибнет – его узнает брат Сибиллы Вэйн, поклявшийся, во что бы то ни стало, отомстить ее обидчику.

Однажды Дориан понимает, что портрет, написанный Бэзилом, это совесть Дориана, и его надо уничтожить. Поздней ночью, наедине с самим собой, Дориан набрасывается с ножом на портрет. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают тело мертвого старика. На портрете же изображен юный и прекрасный юноша.

На этом завершается роман О.Уайльда Портрет Дориана Грея.

Предисловие

«Художник - тот, кто создает прекрасное.

Тот, кто в прекрасном видит плохое, - человек испорчена и к тому же испорченность не делает ее привлекательной. Это большой грех.

Тот, кто способен узреть в прекрасном его высокий значение, - человек культурный. Она не безнадежна.

Но избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.

Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.

Художник не стремится к чему-то доказывать.... Художник не моралист.

По сути, Искусство - зеркало, которое отражает того, кто в него смотрит, и отнюдь не жизнь.

Всякое искусство совершенно бесполезно».

РАЗДЕЛ И

Летнего солнечного дня талантливый художник Бэзил Холлуорд в своей мастерской завершает новое творение. За работой наблюдает его друг лорд Генри Уоттон, эпикуреец и гедонист, человек порой циничная, однако чрезвычайно остроумна, со своей собственной философией, - «Принц Парадоксов». Бэзил рисует портрет юноши, с которым недавно познакомился. Он находится в полнейшем восторге от своего нового знакомого, от его молодости, красоты и чистоты его сердца. Сейчас Холлуорд создает лучшую свою картину, и его друг радостно с этим соглашается. Генри советует отправить этот шедевр на выставку, и Бэзил отказывается: «Я вложил в него слишком много себя... Я невольно выразил в этом портрете ту непостижимую влюбленность художника... В это полотно я вложил слишком много души...» - объясняет он. Художник повествует лорду Генри о своем знакомстве с этим юношей, о его неуловимый влияние, что помог Безілу «впервые увидеть в обычном лесном пейзажи чудо», которое тот всегда искал и не мог найти. Вот лакей докладывает о приходе Дориана Грея - именно так зовут этого юношу. Лорд Генри хочет познакомиться с этим необыкновенным парнем, но Холлуорд предостерегает его: «Дориан Грей - мой лучший друг. У него открытая и светлая душа... Смотри, Гарри, не испорти его! Твой влияние был бы губителен для него». И лорд Генри только засмеялся и поезд Холлуорда в дом.

РАЗДЕЛ II

Рассказывая о красоте Дориана Грея, Бэзил не преувеличивал. Лорд Генри заметил не только внешнюю красоту Дориана, но и искренность и чистоту юности. В короткой беседе Уоттон высказывает мнение относительно излишней, на его взгляд, благотворительности такого красивого юноши. Глядя на Дориана, «легко было поверить, что жизнь еще ничем не загрязнило этой молодой души». Холлуорд выглядит озабоченно, хочет как можно скорее закончить портрет, даже просит пойти лорда Генри, и на просьбу Дориана (которому скучно долго молчать во время работы) то остается. Сказанное лордом Воттоном как-то смутило Дориана. Бэзил, рисуя его, даже отмечает новый выражение лица, к тому юноше не присущ. Разговор продолжается. Уоттон говорит о том, что волнует молодого человека, вызывает возражения, об искушениях, желание, наслаждение: «Единственный способ избавиться от искушения - уступить ему», - между прочим рассуждает лорд Генри. И с величайшим пылом он говорит о Красоте: «...Красота - один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания». По словам лорда Генри, Доріанові настоящее настоящий дар богов - красота и молодость, и со временем они исчезнут, оставив по себе только упоминания о былых победах, страсти и искушения, которым не посмели уступить. «Молодость! Молодость! В мире нет ничего более ценного!» - восклицает лорд Генри, и его слова глубоко западаються в Душу Доріанові. Вот Холлуорд зовет посмотреть на портрет, Дориан будто впервые осознает свою красоту. И ему кажется, что годы только забирать у него красоту, формируя душу, спотворюватимуть его тело. И когда он станет старым, жалким и страшным. Эта мысль поражает юношу, а глаза его туманятся слезами. «Эх, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... За это я отдал бы все на свете. ...Душу отдал бы за это!» - восклицает Дориан.

По приглашению лорда Генри Дориан соглашается пойти с ним в театр, хотя Бэзил почти умоляет его остаться. Когда гости ушли, художник тяжело опустился на диван. С его лица было видно, как ему больно.

РАЗДЕЛ III

Второго дня лорд Генри вышел из дома, чтобы посетить своего дядю лорда Фермора. «К вам я пришел не по поводу денег, а по ведомости. Разумеется, не по полезны: по бесполезны», - сказал лорд Генри дяде. Он хотел узнать о Дориана Грея, его родителей, историю его семьи... «Внук Келсо! - воскликнул старый лорд. - Как же, как же, я хорошо знал его мать...» И он поведал лорду Генри о матери Дориана Грея - Маргарет Дівере, которая была необыкновенной красавицей, вызывала восхищение у всех мужчин высшего мира, но сбежала с офицером пехотного полка, «ничтожеством без гроша за душой». И ее возлюбленный был убит за несколько месяцев на дуэли, которую, по сплетням, подстроил лорд Келсо. За год спустя Маргарет умерла, оставив младенца - малого Дориана. От дяди лорд Генри направился на завтрак к тетушки Агаты, размышляя по дороге над всем услышанным. Его взволновала эта необычная и романтическая история, он думал о судьбе матери Дориана и самого юношу: «Говорить с этим юношей было все равно, что играть на редкой скрипке. Он отзывался на каждое прикосновение... А как это захватывает - проверять силу своего влияния на другого человека!» И лорд Генри, который обожал «проверять силу своего влияния на другого человека», решил окончательно покорить Дориана.

Извинившись за опоздание на завтрак, Генри Уоттон присоединился к гостям, обведя их глазами и заметив приветливый взгляд Дориана Грея. Вместе со всеми он обсуждал за столом новую «моду» жениться с американками, благотворительность, которой занималась его тетушка... Он блестяще импровизировал, жонглировал мыслями и фразами, излагая свои необычные теории, и все гости остались в восторге от его острот. После этого он отправился в парк, на просьбу Дориана взяв его с собой.

РАЗДЕЛ IV

Месяц спустя Дориан сидел в библиотеке лорда Генри, ожидая на него. Тем временем в комнату вошла жена лорда Генри, странная женщина с высоким и резким голосом. «Все наряды этой странной женщины имело такой вид, как будто оно было задумано в припадке безумия и надягнене во время бури», кроме того «она напоминала райской птицы, который всю ночь провел под дождем». Вот вернулся и лорд Генри. И Дориан рассказал ему о своей влюбленности, юноша полюбил актрису («Довольно банальное начало», - заметил на это лорд Генри) на имя Сибіла Вейн. Дориан Грей с увлечением рассказывал о актерский талант Сибиллы, «Она гений!» - восклицал юноша. «Мой мальчик, женщины не буйають гениями. Они - декоративная пол», - улыбкой отвечал лорд Генри, добавляя, что за годы своих жизненных наблюдений он пришел к выводу, что все женщины делятся на накрашенных и ненафарбованих. И Дориан был преисполнен чувствами и-рассказывал историю своего знакомства с Сибілою Вейн. Недели три назад юноша бродил по Лондону, не зная, чего ищет, и вспоминая слова лорда Генри: «Настоящий секрет счастья - в искании красоты». Дориан зашел к жалкого театра, которого до сих пор и не видел. Проникаясь аляповатыми декорациями и актерами, неудобным креслом, он наблюдал за «Ромео и Джульеттой», пока не увидел Сибилу Вэйн в роли Джульетты. Юноша с восторгом рассказывал другу о ее голос и талант, об их знакомстве после спектакля и о прозвище «Прекрасный Принц», которое она дала ему. На остроты и насмешки лорда Генри Дориан только вспыхивал и судорожно отвечал: «Гарри! Сибіла Вейн для меня святыня!» Юноша уговорил лорда Генри поехать за несколько дней вместе с ним и Безілом в театр, чтобы посмотреть на игру Сибиллы. Еще до спектакля лорд Генри получил телеграмму, в которой Дориан сообщал о своей помолвке с Сибілою Вейн.

«Мама, мама, какая я счастливая!» - восклицала Сибіла Уэйн, прижимаясь к матери. Мать Сибиллы Уэйн, женщина с усталым и осунувшимся лицом, также была актрисой. Она сидела посреди убогой гостиной и, глядя на влюбленную дочь, говорила, что лучше Сибілі думать сейчас о театре и не следует забывать о благоразумие и осторожность, впрочем если этот парень богатый, можно подумать и о браке... Однако Сибіла не слышала слов матери, целиком поглощенная своими мечтами. Тем временем в комнату вошел брат Сибиллы - Джеймс, коренастый и несколько нелепый парень, который в этот день отплывал в Австралии моряком. Он искренне надеялся, что больше не вернется к ненавистному ему Лондона, поэтому завещал матери хорошо смотреть за Сибілою, обеспокоенный ее новым знакомством. В парке, куда они с сестрой отправились погулять на прощание, мимо них пронесся экипаж Дориана, и Джеймс не разглядел его: «...Жаль, - сказал он. - Потому что, когда он обидит тебя, клянусь Богом, я отыщу и убью его». Джеймс выкрикнул эти слова с таким чувством, что Сибіла посмотрела на брата с опаской, а люди вокруг начали оглядываться. В грязном заброшенном доме, где они жили, как брат с сестрой попрощались в комнате Сибиллы, где та отдыхала перед спектаклем. Усевшись рядом с матерью за нищенский обед, Джеймс поставил женщине вопрос, который долгое время мучил его, - была его мать замужем за отцом? Миссис Вейн глубоко вздохнула и ответила: «Нет». «В конце концов мне все равно. Но Ты смотри, чтобы с Сибілою не произошло так же!» - воскликнул Джеймс. Женщина почувствовала унизительное чувство стыда и вытерла глаза. Тронут Джеймс извинился перед матерью, обнял ее и повторил: «... если этот человек оскорбит мою сестру, я узнаю, кто он, разыщу его и убью как собаку. Клянусь!» Драматичность сцены была в душе миссис Вейн, и Джеймс не стал продолжать разговор. Чемоданы, ... извозчик и некоторые пошлые мелочи - и миссис Вейн уже махала ему вслед грязным кружевным платочком с удвоенным чувством разочарования.

РАЗДЕЛ VI

Лорд Генри встретился с Холлуордом в отдельном кабинете ресторана «Бристоль», где был сервирован обед на троих (они ждали на Дориана Грея, чтобы потом поехать на спектакль). Только Бэзил вошел лорд Генри сообщил ему новость: Дориан Грей собирается жениться на какой-то актрискою. Художник вздрогнул и нахмурился: «что-То мне не верится. Дориан не такой безрассудный», - сказал он. И лорд Генри с улыбкой ответил ему одним из своих метких афоризмов. Бэзил а пугал такой опрометчивый и внезапный брак: «Хоть бы это оказалась хорошая девушка!» -вздыхал он. «Хорошая она девушка? Она - красавица, а это гораздо важнее, - отвечал лорд Генри Уоттон. - ...Надеюсь, что Дориан, женившись на этой девушкой, будет полгода страстно обожать ее, а потом вдруг влюбится в другую. Тогда будет весьма интересно наблюдать за ним, -добавил он». Бэзил не разделял мнений друга. Вот появился и сам Дориан, он рассказал, какой удивительной была его возлюбленная во вчерашнем спектакле, как говорил с ней за кулисами и даже получил от нее незабываемый поцелуй. Бэзил искренне пожелал Доріанові счастью, лорд Генри же, как всегда, говорил как неисправимый циник. «Когда Сибіла со мной, я стыжусь всего того, чего вы, Гарри, научили меня, и становлюсь совсем другим. Так, от одного тычка ее руки я забываю вас и ваши увлекательные, но отравляющие и ложные теории», - говорил Дориан, глаза которого горели от радости и восторга, а сам он казался удивительно красивым. Друзья отправились в театр. Бэзил, уезжая в кэбе за экипажем лорда Генри, понимал, что уже никогда Дориан Грей не будет для него тем, кем был. И художнику казалось, что сам он постарел на много лет.

РАЗДЕЛ VII

Театр, к которому прибыли друзья, был переполнен, в партере громко и резко смеялись какие-то женщины, в буфете пили, на галерке сидела не слишком культурная публика. Заиграл никудышный оркестр. За четверть часа на сцене появилась Сибіла Уэйн в роли Джульетты. Публика громко аплодировала ей, Бэзил был очарован ее красотой, даже лорд Генри признал, что не видел чарівнішої девушки, Дориан сидел, не сводя глаз с любимого. Вот она произнесла первые слова Джульетты к Ромео, ее голос был волшебный, но на удивление равнодушным, реплики фальшивыми и неживыми. Дориан побледнел, однако все ждали сцены на балконе, по которой можно было бы оценить талант девушки. Она была необычайно красивой, однако играла в этот вечер ужасно. Зрители потеряли интерес к спектаклю, а лорд Генри поднялся, собираясь уйти: «Поедемте со мной и Безілом к клуба. Мы будем пить за Сибилу Вэйн. Она красавица. Чего вам еще?» - сказал он. И сердце Дориана разрывалось, и он предпочел остаться один. Спектакль закончился при почти пустом зале. Когда Дориан пришел к Сибиллы в уборную, ее лицо сияло: «Пока я вас не знала, я жила только на сцене... И сегодня у меня словно розплющились глаза. Я увидела, что Ромео старый, уродливый... лунный свет в саду не настоящее и этот сад - не сад, а убогие декорации... Благодаря тебе я узнала то, что выше искусства. Я спізнала настоящая любовь... Я могла изображать на сцене любовь, которой не знала, но не могу делать это теперь...» - признавалась девушка. Дориан резко отвернулся и пробормотал в ответ: «Вы убили мою любовь». Ведь раньше Сибіла воплощала мечты всех поэтов мира, абстрактные образы искусства, а сейчас превратилась в обычную женщину. Дориан отвернулся от Сибиллы и сел на диван. Девушка упала к его ногам со слезами и мольбами, она лежала на полу, словно растоптана цветок. И ее слова казались Дориану бессмысленно-драматическими и лишь раздражали его. Он ушел и долго бродил по городу, едва сознавая, куда идет, и приехал домой только под утро. Миновав библиотеку, он уже зашел в спальню, однако беглый взгляд, брошенный им на собственный портрет, заставил его вернуться. Лицо на портрете изменилось: у рта пролегла новая складка, придавала лицу жестокого выражения. Дориан вздрогнул и схватил зеркало, в зеркале же никаких изменений не заметил. Некоторое время он напряженно размышлял, пока не вспомнил собственные слова, сказанные в мастерской Бэзила: он хотел, чтобы страдания оставались на лице портрета, а сам он сохранил красоту и чистоту молодости. Юноша не мог поверить, что его желания исполнились. Сердце его преисполнилось жалости к портрету, и он заслонил картину экраном и решил больше никогда не грешить: «Отныне надо бороться с искушениями. И больше не встречаться с лордом Генри». И Дориан решил вернуться к Сибиллы Уэйн, искупить свою вину, он постарается снова полюбить ее и жениться на ней. Казалось, утро рассеял все темные страсти, и юноша почувствовал слабый отголосок прежнего любви.

ГЛАВА VIII

На следующий день Дориан проснулся поздно. Просматривая утреннюю почту, он заметил письмо от лорда Генри, и отложил его в сторону, не читая. Все пережитое вчера казалось ему далеким сном, и вдруг он увидел экран, которым вчера собственноручно закрыл портрет. Он вздрогнул и, запершись в комнате, удостоверился, что портрет действительно изменился. Юноша дрожал, но его утешало сознание того, что портрет будет указывать ему правильный путь в жизни и он уже кое-чему его научил. В конце концов он написал Сибілі Уэйн пылкого письмо с извинениями и словами любви. Вот во дворе постучали, и вошел лорд Генри, который сообщил, что Сибіла Уэйн покончила с собой: возвращаясь из театра, она сделала вид, будто что-то забыла и вернулась в уборную, где выпила яд, который использовали для грима. Дориан замер от ужаса, он мучился, обвиняя себя в смерти девушки. «Наверное, будет следствие, и надо постараться, чтобы вы не были замешаны в этой истории. В Париже подобные истории создают человеку популярность, но в Лондоне у людей еще слишком много предрассудков», - говорил лорд Генри о своем. После продолжительного разговора, поддавшись влиянию лорда Генри, юноша, казалось, успокоился. На портрете никаких изменений не произошло: видимо, известие о самоубийстве Сибиллы добралась до него раньше, чем до самого Дориана. Теперь, после разговора с лордом Генри, все эти события казались юноше только причудливым окончанием какой-то пьесы. «Вечная молодость, неуемная страсть, изящная и запрещена наслаждение, безумие счастья и еще более неистовое безумие греха - все будет ему дано, все он имеет звідати! А портрет пусть несет бремя его позора - вот и все, - рассуждал Дориан. - ...Не все ли равно, что произойдет с его портретом? Самому ему ничто не угрожает, а только это и важно». За час Дориан уже был в опере вместе с лордом Генри.

РАЗДЕЛ IX

На следующий день пришел Бэзил Холлуорд. Узнав из газет о гибели Сибиллы Уэйн, он решил поддержать Дориана, и весьма удивился тому, что юноша уже успокоился и выглядел довольно спокойным. Бэзил даже не сразу поверил, что Дориан был в опере прошлого вечера: «Доріане, это ужасно! Что-то сделало вас абсолютно другим человеком», - говорил художник. От известия о самоубийстве Сибиллы (ведь это был не просто несчастный случай, как думал художник) Бэзил невольно вздрогнул. «Ничего в этом нет страшного, - возражал Дориан. - Это лишь одна из больших романтических трагедий нашего времени». Юноша попросил Холлуорда нарисовать для него Сибиллу, но на просьбу художника позировать Дориан категорически отказался. Вот крайне удивлен Бэзил увидел портрет своей работы, отодвинут в угол комнаты и заслоненный экраном, и захотел по крайней мере взглянуть на него. И Дориан грубо запретил ему это делать: юношу охватил настоящий ужас, что его тайна станет кому известной. Лицо Дориана побледнело от гнева, руки были сжаты в кулаки, глаза метали синие молнии. Намерение Бэзила послать картину на выставку в Париж вызвал у Дориана безумный страх. «Ведь всего лишь месяц назад вы говорили, что ни за что его не выставите! - пытался повлиять на Бэзила Дориан. - Почему же вы передумали?» Тогда юноша попросил Бэзила рассказать, почему тот от начала не хотел выставлять картину. Возможно, и в Бэзила тоже есть своя тайна, - думал Дориан. И Бэзил открылся другу: «С первой нашей встречи я был одержим вами. ...Я обожал вас», - начал свою исповедь Бэзил. Художник боялся, что, увидев портрет, люди поймут, насколько увлечен художник этим юношей. Он вложил в свое произведение слишком много себя, поэтому и решил не выставлять его никогда. Но теперь Безілові казалось, что он ошибался, что чувства художника не отражаются в его творении. Поняв, что Бэзил не знает о способности портрета меняться, Дориан вздохнул с облегчением. Ему удалось отвлечь художника от намерения выставлять портрет. Когда Бэзил ушел, Доріанові даже стало грустно: «что-То трагическое было в такой дружбе, окрашенной романтической влюбленностью», - думал он. И решил убрать портрет, боясь, что однажды раскроется тайна.

Взволнованный Дориан взял в экономки миссис Лиф ключ от своей старой классной комнаты и вызвал двух рабочих, которые должны были перенести туда портрет, не снимая с него покрывала. На мгновение Дориан даже пожалел, что не сказал Безілові правды: Бэзил поддержал бы его в борьбе с влиянием лорда Генри и влиянием его же собственного темперамента. Бэзил мог бы спасти его, и уже поздно - решил Дориан. Только когда внизу затихли шаги рабочих, переносили портрет, а дверь классной были заперты, Дориан почувствовал себя в безопасности. Вернувшись в библиотеку, он увидел газету и книгу, которые прислал ему лорд Генри. В газете ему бросилась в Глаза заметка, подчеркнутая красным карандашом; писали, что следствие по делу Сибиллы Уэйн установило смерть от несчастного случая. Он разорвал газету и обратил внимание на желтую книгу, присланную лордом Генри. Это была удивительная книга, он еще никогда такого не читал! Это был психологический этюд, роман без сюжета. Это была отруйлива книга, казалось, запах табака поднимался от страниц и дурманив мозг. Доріанові казалось, что все грехи мира проходят мимо него молчаливой очереди. Дориан был очарован этим произведением. Позже, на протяжении многих лет Дориан не мог освободиться от влияния этой книги.

РАЗДЕЛ XI

В течение последующих многих лет Дориан имел разные увлечения и занятия, однако кое-что оставалось в нем неизменным. Лондоном ходили смутные слухи о загадочном и подозрительный образ жизни Дориана. Однако не многие решались в них верить: стоило только взглянуть на него, и все видели внешность и красоту человека, которой, казалось, не коснулись грязь и жестокость этого мира. Ключ от бывшей детской комнаты, где хранился портрет, Дориан всегда носил с собой. Вернувшись поздно ночью домой, он часто заходил туда и с любопытством и злорадством разглядывал картину, держа в руке зеркало. Теперь с портрета на Дориана смотрел пожилой мужчина, лицо которого было все равно искаженное и возрастом, и пороком. Время Дориан лежал без сна и думал о том, что погубил свою душу, но такое бывало очень редко. Он устраивал шикарные обеды для высшего мира, в котором занял определенное положение. Молодежь видела в нем настоящий идеал: сочетание культурности с изяществом светского человека, Дориан Грей был для этих юношей и идеалом, и законодателем мод. Для Дориана первейшим искусством было именно Жизнь, он размышлял над человеческой историей - над годами бессмысленного пуританства и морализаторства, он соглашался с мнением лорда Генри о «новый гедонизм». Некоторое время Дориан увлекался католичеством. Он, конечно, не собирался принимать какие-то догматы веры: его привлекали красивые и торжественные ритуалы, парчовое одеяние священников, специальные ритуальные предметы, - словом, красота обрядности этой религии.

В другое время Дориан увлекся немецким дарвинизмом, его привлекала возможность объяснять все чувства и движения души только особыми нервными импульсами, функциями клеток мозга. Позже он принялся изучать действие запахов и даже мечтал создать науку об их влияние на человека. Был период, когда Дориан отдался музыке, в его коллекции появились экзотические музыкальные инструменты, но и они скоро ему надоели. Долго длилась страсть к драгоценным камням. Читая о роскошная одежда и вещи, которые окружали выдающиеся фигуры прошлого, Дориан с грустью думал о том, как быстро время разрушает все красивое. Позже в течение целого года Дориан коллекционировал вышивки, ткани и гобелены, у него были самые роскошные и чрезвычайно редкие образцы, особенно его тянуло церковное облачение, и он собрал целую коллекцию. Все эти увлечения помогали Дориану отвернуться от ужаса, который он испытывал, наблюдая за портретом. Темные слухи о жизни юноши начали распространяться еще когда ему было лет двадцать пять, и количество этих сплетен только увеличивалось: кто-то говорил, что Дориана видели в смутных грязных заведениях отдаленных кварталов Вайтчеплу, что он знаком с ворами и фальшивомонетчиками. Заметили, что многие из друзей Дориана со временем начинают его избегать, а когда влюбленные в Дориана женщины бледнеют со стыда и ужаса, как только он войдет. И Дориан не особенно интересовался дым, зная, что общество все равно ценит людей богатых и с хорошими манерами. В конце концов, так и было. Он любил разглядывать портреты своих предков, размышляя над тем, что кровь всех этих людей течет в его жилах. Он много раз читал и перечитывал книгу, которую много лет назад прислал ему лорд Генри, Дориан даже заказал различные издания, в роскошных переплетах. Он был отравлен этой книгой. «И в какие-то мгновения Зло было для него лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

РАЗДЕЛ XII

Накануне своего тридцать восьмого дня рождения, возвращаясь поздно вечером домой, Дориан Грей заметил на улице Бэзила Холлуорда, и сделал вид, что не узнал его и направился дальше. Однако Бэзил догнал Дориана, оказывается, художник ждал, да не дождался. Бэзил должен был уезжать в Париж на полгода, а до того хотел увидеть Дориана. Они вошли в дом, и Бэзил начал важную для него разговор. Он говорил о те темные слухи, которые ходят Лондоном о Дориана Грея. Он спрашивал, почему некоторые уважаемые люди выходят из комнаты, как только туда войдет Дориан, почему близкий друг Дориана наложил на себя руки, а другой его знакомый запятнал свое имя и должен покинуть Англию. Дориана видели, когда он, переодетый, исходил из самых грязных и найнепристойніших притонов. По словам Холлуорда, Дориан имел на людей странное воздействие, и это воздействие всегда был губительным. «Вы заразили их [своих друзей] неистовой жаждой наслаждения. И они скатились на дно. Это вы их туда столкнули!» - горько говорил Бэзил. Правдивы ли все те сплетни, которые распространяют люди о Дориана, - Бэзил думал и не находил ответа. «Знаю я вас на самом деле? - спрашивал он своего бывшего друга. - Я уже задаю себе такой вопрос. И чтобы ответить на него, я должен был бы увидеть вашу душу...» У Дориана вырвался злой смех, и он предложил Безілові воплотить в действительность его желание. Дориан сказал, что ведет своеобразный дневник, и предложил художнику подняться с ним наверх. Он повел Холлуорда в комнату, где хранился портрет.

ГЛАВА XIII

Дориан провел Бэзила вверх. «То вы непременно хотите знать правду, Безіле?» - переспросил он. «Да», - ответил тот. Дориан сорвал покрывало с портрета. И в художника вырвался крик ужаса. Он как будто узнавал свою работу, но с портрета смотрела старовата и жестокий человек, все еще сохранила тень былой красоты. Холлуорд обернулся к Дориана, ничего не понимая, его губы дергались, во рту пересохло, и он не мог произнести ни слова. Дориан спокойно наблюдал за ним, а потом напомнил о своем странное желание, которое горячо высказал много лет назад, в день создания портрета, и которое все-таки сбылось. «Я видел в вас идеал... Боже, кому я поклонялся! У него глаза дьявола!..» - воскликнул Бэзил. Свеча выпала из рук Холлуорда, Дориан рыдал возле окна. И вдруг его охватила злость и ненависть к художника, потому что именно он создал эту картину, значит, он виноват в страданиях Дориана. На сундуке неподалеку Дориан увидел нож и уже через мгновение подскочил к Бэзил а и нанес ему несколько смертельных ударов. Дориан запер дверь, он был на удивление спокоен. Он пошел вниз, где спрятал вещи Холлуорда, собираясь их потом сжечь. Некоторое время Дориан размышлял, потом оделся и вышел на улицу, позвонил в дверь, будто только что вернулся домой и забыл ключи. Зайдя к себе в библиотеку, Дориан долго о чем-то думал и, наконец, принялся искать адрес мужа, что был когда-то его другом.

РАЗДЕЛ XIV

На следующее утро, проснувшись от какого-то приятного сна, Дориан написал два письма: один положил в карман, второй попросил отнести Алану Кемпбелу. Этот человек когда-то был его другом, но потом их дружба резко оборвался. Алан окончил курс естественных наук, много времени проводил в лабораториях и хорошо разбирался в науке, в частности на химии.

Ожидая, Дориан пытался не думать обо всем, что произошло вчера, он принялся читать стихи Готье «Эмали и камеи», его завораживали описания Венеции, и мысли время от времени возвращались к мертвого тела, что и до сих пор оставалось наверху. Дориан ждал Кэмпбелла и все сильнее волновался. И вот он пришел, «суровый и весьма бледный». Мужчина и знаться не хотел с Доріаном после каких-то загадочных событий, которые положили конец их дружбе, но, прочитав письмо, в котором говорилось о «вопрос жизни или смерти», таки приехал. После напряженной паузы Дориан Грей спокойно рассказал Алану о мертвеца, который находится в запертой комнате, и изложил суть своей просьбы: надо избавиться от тела. «Я решительно отказываюсь иметь с вами дело. Берегите себя свои отвратительные тайны, они меня больше не интересуют», - решительно сказал Кэмпбел, не реагируя на просьбы Дориана. Но тот прибег к угрозам: показал Кемпбелу загадочного письма, написанного утром, и пообещал отправить его. Ученый смертельно побледнел и вынужден был согласиться. Через некоторое время со всеми необходимыми инструментами и веществами Алан заперся наверху. Провожая его туда, Дориан случайно увидел странную красную влагу, что появилась на руке портрета, он вздрогнул и закрыл картину покрывалом. Как только Кэмпбелл ушел, Дориан бросился наверх. В комнате стоял резкий запах азотной кислоты, мертвый мужчина исчез.

РАЗДЕЛ XV

В тот же вечер Дориан гостил у леди Нарборо. Нервы его были напряжены до предела, но ему удавалось это скрывать, разве что лорд Генри заметил нечто странное в его поведении. Гостей было много, но Дориан скучал. Лорд Генри, как всегда, был чрезвычайно остроумным, и дамы слушали его с интересом и увлечением. Обсуждали жизни мира, и присутствие лорда Генри утешала Дориана. Уезжая домой, он чувствовал, что страх снова вернулся. Запершись в библиотеке, Дориан сжег пальто и саквояж Холлуорда. Запах от горящей кожи был невыносим, голова шла кругом. В полночь, переодетый в простолюдина, Дориан вышел из дома и, сев в кэб, назвал кучеру какой-то адрес.

РАЗДЕЛ XVI

«Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа» - эта фраза лорда Генри постоянно возникала в сознании Дориана; на самом деле ощущения могут вылечить душу? - спрашивал он себя. Убийцы нет прощения, но можно все забыть. И Дориан решил забыть все, убить прошлое. Уезжая в кэбе сквозь холодный дождь, он кусал губы, катуючись мучительной жаждой опиума. Грубые ссоры и драки, грязные притоны, бесшабашный разгул, низость воров поражали воображение Дориана Грея сильнее, чем произведения искусства, потому что давали ему забвение, следовательно, они были ему нужны. Наконец кэб остановился возле какого-то темного переулка, Дориан шел, оглядываясь, и через несколько минут оказался в коридоре грязного старого дома. Ему в лицо ударил удушливый запах опиума, и ноздри его с наслаждением задрожали. Случайно он встретил Адриана Синглтона, юноши из светских кругов, который так низко пал, что с ним и разбираться никто не хотел. Бэзил Холлуорд-то сказал Доріанові, что разбитое жизнь этого юноши - дело рук Дориана Грея. Дориан не мог смотреть на Синглтона без боли, поэтому решил пойти в другое место. Одна из женщин хрипло закричала ему вслед: «Бежит дьявольская добычу! ...А тебе хочется, чтобы тебя называли Прекрасный Принц, да?» На этих словах моряк, который дремал за столом, начал безумно оглядываться по сторонам... В темном переулке кто-то неожиданно схватил Дориана за плечи и прижал к стене, и в тот же момент щелкнул курок и блеснул в темноте револьвер. «Вы разбили жизнь Сибілі Вейн, а Сибіла Уэйн - моя сестра, - сказал незнакомец. - ...Молитесь Богу, потому что вы сейчас умрете». Вдруг в душе Дориана мелькнула надежда: Сибіла Уэйн умерла восемнадцать лет назад, а он через чары портрета выглядел едва на двадцать. «Сколько лет как умерла ваша сестра? - воскликнул Дориан и, дождавшись ответа, продолжал. - Восемнадцать лет! И подведите меня к фонарю и взгляните на меня!» И Джеймс Вэйн Легко поверил, что мало не допустил ужасную ошибку, а Дориан неторопливо направился дальше. «Почему ты не убил его?» - прошипела женщина, что кричала Дориана возле буфета, а теперь вынырнула из темноты возле Джеймса Уэйна. И на Джеймсу объяснения она только горько засмеялась и сказала: «Этот хуже всех тех, кто приходит сюда. Говорят, он продал душу дьяволу за красивое лицо. Вот уже скоро восемнадцать лет я его знаю, а он за столько лет почти не изменился». Джеймс Вэйн стремглав бросился догонять Дориана, и его уже и следа не было.

ГЛАВА XVII

За неделю Дориан принимал гостей в своей усадьбе Селби-Ройял. Среди гостей был и лорд Генри, и хорошенькая герцогиня Монмаут, которая гостила там со своим мужем, шестидесятилетним стариком. Дориан флиртовал с ней, что-то нашептывал ей за чаем, который гости пили в оранжерее усадьбы. К их разговору присоединился лорд Генри. Именно Глэдис (герцогиня Монмаут) дала лорду Генри прозвище Принц Парадокс. Дориан направился к другой стороны оранжереи выбрать в подарок герцогини несколько орхидей, и за несколько минут гости услышали стон и глухой звук. Все сполохались и испугались. Лорд Генри увидел на полу без сознания Дориана. Очнувшись, он с удивлением разглядывал во все стороны, и только тогда вспомнил бледное лицо Джеймса Уэйна, которое увидел за окном оранжереи. Моряк следил за ним. Не желая оставаться в одиночестве, Дориан за обедом был беззаботно веселым. И в этой веселости было что-то отчаянное.

ГЛАВА XVIII

Следующие три дня Дориан не решался выйти из дома. Он изнывал от дикого страха смерти, вздрагивая от малейшего шороха. Дориан думал, что лицо Джеймса Уэйна, которое он увидел сквозь стекло оранжереи, может быть только плодом его воображения, и в конце концов, он уверил себя в том, что это была только мара. И все равно Дориан бледнел и холонув от ужаса. На третий день Дориан решился выйти из дома, он делу час гулял с герцогиней в саду, а затем направился туда, это расположились охотники, среди которых был брат герцогини сэр Джеффри Клаустон. Запах леса и солнце предоставляли Доріанові ощущение безмятежной радости, свободы и счастья. Дориан шел рядом Джеффри. Из-за бугорка выскочил заяц, Дориан даже на мгновение залюбовался грацией и красотой этого животного и неожиданно сам для себя воскликнул: «Не убивайте его, Джеффри, пусть себе живет!» Конечно, сэр Клаустон только засмеялся в ответ и выстрелил. Того самого мгновения, когда раздался выстрел, послышался страшный крик раненого зайца и еще более страшный стон раненой смертельно человека. Дориан смотрел, как Джеффри с егерем нырнули в заросли и вытащили оттуда тело убитого мужчины. Он отвернулся от ужаса, и потом, лежа в своей спальне, дрожал всем телом, чувствуя, каким бременем стало для него его же жизни. Он воспринял смерть нагонича как плохую примету и твердо решил не оставаться больше в Селби. Дориан написал лорду Генри записку, в которой сообщил и.о. свой отъезд, но тут в комнату вошел егерь. Мужчина сообщил, что он и никто из его людей не знает убитого на охоте, он был не местный и скорее всего матрос. Дориан вскочил, в его душе появилась слабая надежда, и он сломя голову бросился в конюшню, где лежал мертвец. Забежав к конюшне и прислонившись к косяку в поисках опоры, Дориан вскрикнул от радости: человек, убитый случайно во время охоты, был Джеймсом Уэйном. «Спасен!» - промелькнуло в голове Дориана.

«Гарри, у меня на совести слишком много тяжких грехов. Я решил не грешить более. И вчера уже начал творить добрые дела», - говорил Дориан Грей лорду Генри. Он рассказал ему, что уже сделал первые шаги на пути к исправлению. Он пощадил девушку. Деревенская девушка Гетти влюбилась в него до беспамятства и была готова убежать вместе с ним, и Дориан спас ее от бесчестия, оставив ее. Но лорд Генри только посмеялся: «...Вы разбили ей сердце и так начали свою праведную жизнь. ...Дорогой мой, как много еще у вас забавной детской наивности! ...Возможно, ваша Гетти плавает сейчас, как Офелия, где среди кувшинки в пруду, озаренном звездным сиянием?» Сменив тему, друзья заговорили о загадочном исчезновении Бэзила, что вызвало много сплетен и пересудов в Лондоне. Дориан был на удивление спокойным, когда говорил о Холлуорда. «А что бы вы сказали, Гарри, если бы я признался вам, что это я убил Бэзила?» - спросил он, пристально наблюдая за лицом лорда Генри. И лорд Генри не воспринял эти слова серьезно: «Вы, Доріане, не способны совершить убийство». Поговорив о Бэзила еще некоторое время, друзья замолчали. Дориан играл на рояле, а лорд Генри ласкал экзотического попугая на бамбуковой жерди. Потом снова заговорил лорд Генри, он говорил о юность Дориана и о том, что с годами внешность его не претерпела никаких изменений. «Жизнь ничего не втаїло от вас, - говорил лорд Генри. - И все в нем вы воспринимали как музыку, поэтому оно вас не испортило. Вы все тот же». И Дориан не согласился с ним. Выйдя из-за рояля, Дориан Грей сказал: «Да, моя жизнь была чудесна, но так жить я больше не хочу». Через некоторое время, горько вздохнув, он вышел из комнаты.

Был прекрасный теплый вечер, и Дориан возвращался домой, неся пальто на руке. В этот вечер он чувствовал тоску по своей незапятнанной юностью, он чувствовал, что погубил свою душу, что имел пагубное влияние на многих людей. Но неужели все это непоправимо? Неужели для него нет надежды? Дориан Грей думал, что в ту роковую мгновенье, когда он молил небеса, чтобы портрет нес бремя его дней, он погубил свою жизнь. И даже не смерти Бэзила Холлуорда подавляла Дориана, а смерть его собственной души. Он хотел начать новую жизнь. Вдруг ему пришло в голову, что за случай с Гетти портрет должен был измениться к лучшему. Он взял лампу и тихонько пошел наверх. Через мгновение крик возмущения и боли вырвался у Дориана: портрет не изменился, а человек на нем была отвратительной как никогда. И Дориан Грей понял, что пощадил Гетти только с гоноровитості, из любопытства поступил самоотверженно. На мгновение он подумал, что надо во всем признаться, но кто же ему поверит. И, в конце концов, единственное доказательство против него - это его портрет. Поэтому надо уничтожить портрет! Дориан увидел нож, которым убил Бэзила: «Этот нож убил художника - так пусть же он сейчас убьет и его творения, и все, с ним связанное». Дориан схватил нож и вонзил его в портрет. Раздался громкий крик и стук от падения тела. Этот крик смертной муки был такой ужасный, что слуги проснулись и выбежали из своих комнат. Подождав минут пятнадцать, они на цыпочках пошли вверх. «Зайдя в комнату, слуги увидели на стене прекрасный портрет своего хозяина во всем блеске его замечательной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежала мертвая человек во фраке. Лицо у нее было морщинистое, увядшие, отталкивающее. И только по каблучках на пальцах слуги узнали, кто это».



Рассказать друзьям