Нидерланды. Страна, расположенная ниже уровня моря

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пока одни путешественники стремятся забраться на самые высокие горы, другие находятся в поисках глубочайших низменностей. Участки суши с отрицательной высотой относительно уровня моря есть на всех континентах, и каждый такой участок поистине уникален. Некоторые рекордные низменности образовались миллионы лет назад в результате тектонической активности и сегодня скрыты под толщей льда. Другие низменности скрыты под гладью озер и морей, а некоторые и вовсе считаются аномальными зонами. Особый интерес для путешественников и исследователей представляют низменности, не покрытые водой, каждую из них можно смело назвать уникальной природной достопримечательностью. Полностью сухих низменностей на планете совсем немного, поэтому у путешественников будет возможность увидеть красивейшие реки и озера, а также лично убедиться в том, насколько высока концентрация соли в подобных водоемах.

Самым низко расположенным участком суши на планете является побережье Мертвого моря, прогуляться по которому могут гости сразу трех популярных туристических стран: Сирии, Израиля и Иордании. Глубина низменности составляет порядка 413 метров, оценить этот параметр точно крайне сложно. Дело в том, что он полностью зависит от погодных условий, а точнее, от уровня испаряемости морской воды. В период засухи, когда испаряемость максимально велика, глубина низменности может достигать 413 метров, а после выпадения осадков она может в кратчайшие сроки повыситься на несколько метров.


Главной особенностью уникального побережья остаются солевые отложения, которые образуют невероятной красоты естественные скульптуры и ландшафты. Именно высокий уровень соли в воде привлекает на побережье Мертвого моря огромное количество приверженцев оздоровительного туризма. Самый низкий участок суши на планете покрыт уникальными отложениями соли, удивительный контраст которым составляет морская вода сине-зеленого цвета.


Главный секрет Мертвого моря и окружающих его ландшафтов очень прост – на дне водоема присутствует огромное количество соленосных пород. Из-за высокого уровня испарения воды количество отложений соли на побережье всегда очень велико, а в некоторых местах они образуют причудливых форм окаменелые структуры, подобных которым нельзя увидеть больше нигде в мире. Путешественники, которые посетят западное или восточное побережье Мертвого моря, смогут увидеть не только уникальные соляные отложения, но и удивительной красоты горные пейзажи.


Низменность Турфан, расположенная в Китае, имеет глубину 154 метра, этот показатель тоже является лишь усредненным значением. Несмотря на засушливый и жаркий климат региона на дне низменности образуется соленое озеро Айдинкол, от уровня воды в котором и зависит высота незакрытых участков суши. Турфанская тектоническая впадина является самой низкой точкой на территории Восточной Азии, в северной части низменности находится миниатюрный город-оазис Турфан.

Одну из самых глубоких низменностей планеты следует искать в Египте, среди унылых пейзажей Ливийской пустыни. Именно здесь находится впадина Каттара, которая входит в число глубочайших низменностей африканского континента. После череды исследований ученым удалось выяснить, что впадина никем и никогда не была заселена, и сейчас в этом удивительном месте можно встретить лишь скотоводов-кочевников. Каттара является одной из немногочисленных безводных впадин на планете, северные и западные края впадины обрамлены красивыми известняковыми горами, высота которых достигает 100 метров.

Впадина Денакил, расположенная в Эфиопии, широкому кругу путешественников известна как «пустыня Денакил». Находится эта впадина в уникальном месте – на стыке трех крупных тектонических плит: Африканской, Индийской и Арабской. Пустыню Денакил не случайно считают самой страшной и губительной в мире, ядовитые пейзажи вселяют ужас и таят немало скрытых опасностей. Места выхода токсичных газов, постоянно извергающиеся вулканы и серные воды, формирующие устрашающий пейзаж – вот лишь часть природных формирований, которые можно увидеть на глубине 125 метров ниже уровня моря.

Уникальная межгорная впадина, расположенная недалеко от пустыни Мохаве, носит устрашающее название – Долина Смерти. Глубина низменности составляет 86 метров, а площадь достигает 7 800 кв. метров, в настоящее время Долина Смерти находится на территории обширного природного заповедника с одноименным названием. Впадина имеет вытянутую форму, с восточной и западной сторон ее обрамляют высокие горные хребты - Амаргоса Рендж и Пэнеминт Рендж. На северной оконечности ложбины находится гора Сильвания, а на южной – гора Оулшед.

Путешествуя по территории Соединенных Штатов, нельзя оставить без внимания еще одну удивительную низменность – море Солтона, также известное как Солтон-Си. Эта природная достопримечательность, расположенная в штате Мехико, хорошо известна поклонникам одноименного сериала и любителям экстрима, которые путешествуют по необычным местам. Берега моря находятся на 69 метров ниже уровня мирового океана, низменность занимает второе место по глубине на территории США и уступает лишь Долине Смерти.

Самой низкой точкой Туркменистана, глубина которой составляет 81 метр, является Акчакая впадина. Расположена она в северной части страны, на территории легендарной пустыни Каракум – одной из самых интересных и посещаемых путешественниками пустынь мира. Бессточная впадина отличается довольно внушительными масштабами, ее длина достигает 50 км, а максимальная ширина составляет 6 км. Абсолютная глубина низменности в сравнении с уровнем мирового океана более чем в два раза меньше глубины относительной, которая составляет порядка 200 метров.

В Казахстане тоже есть низменность, достойная внимания любознательных туристов. Глубина впадины Карагие составляет 132 метра, она расположена в юго-западной части страны, на территории полуострова Мангышлак. Карагае является одной из самых глубоких сухих впадин на территории Азии, ее главной отличительной особенностью являются крутые склоны. Название впадины образуется слиянием двух тюркских слов – «кара» - «черный» и «кия» - «крутой косогор». Есть у низменности и другое, неофициальное название «Батыр», которое можно перевести с тюркского как «Воин».

Хульяка, Перу © instagram.com/peru/

Если ты когда-нибудь взбиралась на вершины гор, то тебе знакомо чувство, когда даже при глубоком вдохе не хватает кислорода. А ведь есть в мире люди, которые в таких условиях живут, работают, отдыхают. Они сумели адаптироваться к самым разным природным условиям, включая высоченные горы, возвышающиеся более двух миль над уровнем моря.

  • Самые высокогорные города мира - Ла Ринконада, Перу

© commons.wikimedia.org

Самый высокогорный город в мире находится в Андах недалеко от границы с Боливией, на высоте более 5100 метров над уровнем моря. Населения городка составляет 30 тысяч человек. Как твердят врачи, такая высота является пределом для людского организма.

Город был основан на шахте, где и работает большинство жителей. Несмотря на очень суровый климат: днём температура поднимается на несколько градусов выше нуля, ночью мороз, люди не спешат покидать свои дома в поисках лучших условий жизни. Даже нехватка кислорода не остановила прирост населения. В 21 веке оно увеличилось на 231%.

И все из-за богатых запасов золотой руды. Работают жители в тяжелых условиях. Некоторые из них даже работают бесплатно целый месяц, чтобы в его последний день иметь возможность взять себе руды столько, сколько смогут унести самостоятельно.В город можно добраться только по одной узкой горной дороге.

  • Самые высокогорные города мира - Намче-Базар, Непал

© Vasudev Bhandarkar, flickr.com

Излюбленное место для туристов и альпинистов со всего мира, потому что находится по дороге к Эвересту, и высота его 4150 метров над уровнем моря. Городок служит главным перевалочным пунктом для людей, собирающихся подниматься дальше в лагерь на гору. Это последнее пристанище цивилизации перед самой высокой горой мира.

Изначально город строился как торговая зона, где пастухи, разводящие высоко в горах стада яков, могли обменивать масло и сыр, производимые из молока этих животных, на сельскохозяйственные продукты, выращиваемые в более низких областях Непала. Намче-Базар по-прежнему является главным торговым центром региона Кхумбу.

В городке есть электричество, неподалёку находится аэропорт (точнее, вертолетная станция), однако большинство туристов не могут им пользоваться из-за протестов местных жителей. Для массового туризма используется аэропорт города Лукла, от которого до Намче-Базара туристы должны осуществить суточный переход (в случае очень быстрой ходьбы достаточно шести часов). Обслуживание туристов на этом участке обеспечивает работу и доход местным жителям.

В Намче-Базаре находятся также официальные учреждения, полицейский контроль, почта и банк. Вверху расположены казармы непальской армии. На территории города есть отели, в которых оборудованы специальные комнаты, помогающие людям адаптироваться к разреженному горному воздуху.

  • Самые высокогорные города мира - Эль-Альто, Боливия

© Danielle Pereira, flickr.com

Несмотря на расположение в 4150 метров над уровнем моря, город Эль-Альто занимает второе место по числу жителей в Боливии - 1 миллион 700 тысяч человек.

Данный городок был основан при постройке железной дороги, соединяющей Ла-Пас и озеро Титикака. Эль-Альто относится к числу наиболее быстрорастущих городов в мире. В 1992 году здесь проживало 424 тысячи человек, в 2001 - 647 тысяч человек, в 2010 - уже 992 тысячи, в 2011 число горожан Эль-Альто превысило 1 миллион.

В регионе вокруг Эль-Альто расположены многочисленные промышленные предприятия; здесь также находится один из самых высокогорных аэропортов мира - La Paz.

  • Самые высокогорные города мира - Потоси, Боливия

Потоси, Боливия © instagram.com/aglobefortwo/

Еще один высокогорный город в Боливии расположился на высоте 4 090 метров над уровнем моря. Этот город в свое время был построен, как горнодобывающее поселение и был самым популярным и самым богатым городом в мире. А все потому что здесь добывали серебро. По состоянию на сегодняшний день запасы серебра иссякли, но данная промышленность до сих пор функционирует.

  • Самые высокогорные города мира - Хульяка, Перу

Хульяка, Перу © instagram.com/peru/

Этот город интересен не только своим местоположением, но и названием. Его можно включать в рейтинг городов со смешными названиями. Расположен город на высоте 3 825 метров над уровнем моря в регионе Пуно, в 45 километрах от знаменитого озера Титикака. Также город является важным транспортным узлом региона.

Предлагаем вам посмотреть на мир из самых низких точек Земли - а такие места есть на каждом континенте, они расположены гораздо ниже уровня моря. В подборке я расскажу о семи таких местах

Есть много мест на планете, где Вы стоите на сухой земле, в то время как уровень мирового океана говорит о том, что Вы фактически погружены под воду. Начнём с Мёртвого моря в Азии. Его также называют Солёным морем, расположено оно между Палестиной, Израилем и Иорданией. Его берега и поверхность расположены на уровне 422 метра ниже уровня моря. Это самый низкий участок суши на Земле

Далее следует озеро Ассаль в Африке, находится оно в Джибути, Эфиопия.Озеро лежит на 155 метров ниже уровня моря в низменности Афар. Это самый низкий участок суши в Африке и второй на Земле после Мёртвого моря. Вода здесь одна из самых солёных в мире - 34.8 % концентрации соли, что превышает концентрацию в Мёртвом море и в десять раз превышает уровень солёности в океане



В Антарктике есть место под названием Вестфолд-Хиллз, которое находится на глубине 50 метров ниже уровня моря. К вашему сведению, самое глубокое место на Земле, не покрытое жидкой водой - впадина Бентли в Антарктике с глубиной 2555 метров ниже уровня мирового океана. Впадина покрыта огромным слоем льда. Самое глубокое место на Земле, покрытое водой в жидком состоянии - Марианская впадина


Подобные места есть и в Северной Америке. Долина Смерти - пустыня, расположенная на юго-западе США. Расположенная в пределах Пустыни Мохаве межгорная впадина является самым низким, самым сухим, и самые горячим местом в Америке. Участок под названием Badwater в Долине Смерти - самое низкое место в США, на 86 метров ниже уровня моря. Удивительно, но эта точка находится всего в 76 милях к востоку от Горы Уитни, самого высокого пункта высотой в 4422 метров. Долина Смерти также считается местом, где была зафиксирована одна из самых высоких температур на Земле, 13 июля 1913 года в Furnace Creek температура поднялась до 56,7 °C. Выше только только мировой рекорд в 58 °, зарегистрированный в Ливии 13 сентября 1922

В Южной Америке находится Laguna Del Carbon с глубиной в 105 метров ниже уровня моря. Лагуна дель Карбон (Угольная Лагуна) является соленым озером и расположена в Аргентине. Это самая низкая точка в Западном в Южном полушариях и седьмой самый низкий пункт на Земле. Обратите внимание на качество дорожного покрытия в Аргентинской пустынной местности…

Самая низкая точка Европы - Каспийское море. Площадь его бассейна составляет 371 000 км.кв., что составляет около 10 процентов от мировой территории закрытых водных бассейнов. Древние жители считали Каспийское море океаном, вероятно из-за его солености и кажущейся безмерности. Море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, со средней солёностью 1.2 %. Это самое низкое место в Европе с глубиной в 28 метров ниже уровня

Мы побывали на каждом из материков, осталась только Австралия. Тут тоже есть такое место - Озеро Эйр является самой низкой точкой в Австралии на глубине в 15 метров ниже уровня моря в самом центре огромного бассейна Эйр, самого большого озера Австралии


Трудно определить по фотографиям, но практически везде океан находился как минимум на 20 метров выше, чем точка, где стоял фотограф…Не правда ли удивительно, что существуют такие места на Земле?

Нидерланды небольшая, но очень богатая и развитая страна в Западной Европе. Улицы больших городов поражают своим многообразием и космополитизмом. Здесь живут люди из всех религий, рас и со всех концов мира. Голландия (как еще ее называют) популярна как самая либеральная страна в мире.

Географическое положение. Нидерланды расположены в западной части континента Европы. Они занимают площадь в 41528
кв.км. На востоке и юго-востоке граничит с Германией, а на юге и юго-западе с Бельгией. Страна расположена между 50 и 53° северной географической широты и между 3 и 7° восточной долготы. На севере и западе Голландия имеет широкий выход к Северному морю.
Рельеф. Нидерланды одна из стран в мире с самой низкой высотой над уровнем моря. Около одной трети территории страны находится ниже уровня моря. Само название — Нидерланды — означает „низкая земля”. Страна ведет постоянную борьбу с наступающей морской водой. При помощи цепочки дамб и каналов Голландии удалось спасти от наводнения некоторые из ее самых плодородных земель. Самой высокой точкой Нидерланд является холм Ваалсерберг, который возвышается на 323 метра над уровнем моря в южной части страны, там где встречаются границы Нидерланд, Бельгии и Германии. Береговая линия страны очень слабо расчленена.
Климат. В Нидерландах умеренный океанический климат. Лето прохладное, а зима мягкая. Есть конечно и исключения когда температуры летом становятся намного выше чем обычно. То же самое касается зимы. Немостря на то, что близость к Северному морю предохраняет ее от большого холода, все-таки иногда температура может быть очень низкой, тогда и замерзают реки, озера и каналы, а страна
покрывается толстым снежным покровом. Иногда люди говорят, что Британия незаслужено несет славу самой облачной и мрачной европейской страны и что это «звание” по праву принадлежит Нидерландам. Почти две трети года небо покрыто серыми тучами, из которых часто выпадают очень сильные дожди. Обычныая дневная температура в январе около 4°C. Самая теплая погода во второй половине июля и начале августа. После короткого и прохладного лета осень приходит еще в сентябре с быстрым понижением температуры. Она начинается с температурами около 17-18°C в сентябре и заканчивается с температурами от 5°C в декабре. Декабрь, январь и февраль холодные. В этом периоде термометры редко показывают более 4-5°С. В марте весна быстро напоменает о себе. Уже в первой половине марта температура достигает 10°C. Весна заканчивается с около 20°С в первой половине июня. Весна намного приятнее чем осень, не в последнюю очередь потому что солнечнее и небо непостоянно покрыто серыми тучами. Осадки довольно равномерно распределены в течение всего года, все-таки самый дождливый месяц в Нидерландах август. Самые сухие весенние месяцы — март и апрель.
Природа. В Нидерландах красивая природа. За пределами больших городов чередуются обрабатываемые земли и леса. Нидерланды популярны своим огромным разнообразием цветов, которые
хорошо растут на местном прохладном и влажном климате. В южной части страны находится дельта одной из самых крупных и многоводных рек Европы — Рейна.
Экономика. В Нидерландах высоко развитая экономика. Страна является членом Европейского Союза и Еврозоны.Она входит в группу так называемых привилегированных стран. Это группа европейских стран, у которых совсем небольшая площадь, не богаты ресурсами, но несмотря на это у них высоко развитая экономика из-за близости гигантов в мировой экономике — Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания. В группу этих стран включены например Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Дания и другие. Огромную роль в экономике Нидерландов играет порт в Роттердаме, который на протяжении многих лет был одним из крупнейших в мире. Нидерланды крупнейший производитель луковичных цветов в мире, объязательно надо отметить тюльпаны, которые являются символом страны. Туризм также с большим значением для этой страны. Сюда каждый год приезжают более 10 миллионов туристов. Финансы и банковское дело занимают большую долю экономики. Из сельского хозяйства животноводство более развитое. Голландия опирается на мясо —
молочное животноводство. Это означает, что животные откармливаются не только для мяса, а также и для молока, из которого производится знаменитый голландский сыр. Большая часть сельскохозяйственной продукции идет на экспорт.
Население. В Нидерландах проживают почти 17 миллионов жителей. Население страны со стареющей структурой, но огромный приток рабочих компенсирует этот факт. Страна очень сильно урбанизированная. Очень большая часть населения проживает в городах, поскольку сельское хозяйство высоко механизированное и для обработки земли и для собирания урожая в основном используются машины. Самая большая часть людей исповедует христианство (католики и протестанты). На втором месте — ислам. Нидерланды одна из стран Европы с высоким
процентом мусульманского населения, поскольку здесь проживают многие иммигранты из стран как Марокко, Турция и Индонезия.
Амстердам. Это крупнейший город в Нидерландах и столица страны. Современный западный мегаполис является домом для почти 2,2 миллиона жителей, многие из которых иностранцы. Город очень зеленый и весь прорезан десятками каналами, как Венеция и Санкт-Петербург. Старая часть города впечатляющая. Именно здесь находится «квартал красных фонарей”, известен раскрепощенном образом жизни. Это одна из самых горячих точек в стране, которая привлекает миллионы туристов ежегодно.
Роттердам. Гораздо меньше чем Амстердам, Роттердам является домом для 1,6 млн. человек. С точки зрения этнического состава однако местное население не менее космополитическое. Роттердам известен своим портом, который один из крупнейших в мире. Порт дополняется современными небоскребами. Роттердам расположен на дельте Рейна. Именно это причина чтобы место было очень подходящим для порта с такими размерами.
Гаага. Гаага вторая столица Нидерландов (в стране две столицы). В отличие от Амстердама этот город имеет только административные функции. Население Гааги почти миллион жителей. Здесь находится резиденция парламента, большинство из посольств. Здесь живет королевсая семья Нидерландов. Гаага расположена на юго-западе страны между Амстердамом и Роттердамом. Эти три города из-за своей географической близости и большой плотности населения образуют своеобразный мегаполис с более 5 миллионов жителей.

Туристические достопримечательности. Одна из самых больших достопримечательностей страны это ветрянные мельницы, которые найдете везде в провинции. Сам выезд за пределы крупных городов дает наиболее точное представление о том, что представляют собой Нидерланды. Огромные площади покрыты тюльпанами. Это то, что не везде по всему миру можно увидить. Если вы путешествуете по северной части страны вас удивит факт сколько каналов вы увидите. Их цель — утечка страны, большая часть которой находится ниже уровня моря. Нидерланды сильно впечатлят вас своими великолепными пляжами. Песок золотистый и очень нежный. Многие мировые курорты ввозят песок отсюда, чтобы улучшить качество своей полосы пляжа. По иронии судьбы, однако, погода очень редко предрасположит вас войти в море, а вода довольно прохладна даже в июле и августе.
Когда посетить Нидерланды? Интересно, что при посещении в любом моменте эта страна очарует вас своей красотой. Лето не жаркое, а зима не слишком холодная. В любое время года, однака, при путешествии носите с собой верхнюю одежду, посколько здесь даже летом иногда довольно прохладно. В самом деле в любой момент, когда вы посетите Нидерланды, шансы попасть на хорошую погоду не очень большие.

Некоторые особенности Нидерландов.
Нидерланды считаются одной из самых демократических стран мира.
браки между однополыми парами совершенно законные и нормально приняты этим обществом. Многие страны последовали этому примеру.
Нидерланды легализиравали некоторые легкие наркотики. Предполагается, что этим образом снизится употребление наркотиков среди местного населения.
Проституция в этой стране является законным бизнесом. Таким образом неформальная экономика выводится к свету и деньги от налогов входят в казну Нидерландов.
Нидерланды являются одним из учредителей Европейского Союза.

Аннотация

Инженерная история Нидерландов, насчитывающая более 2000 лет, – это непрекращающаяся борьба с гидрогеологическими угрозами. На протяжении веков море наступало на территорию Королевства, а со стороны материка речные паводки «подмывали» экономику страны. В данной статье рассматривается летопись инженерных изысканий и решений в вопросе защиты от наводнений, описываются самые значимые проекты, прослеживается путь от стихийного берегоукрепления к интегральному подходу к работе с водными ресурсами в XX – XXI веке, когда вопросы экономического освоения территорий, жилого строительства, экологии и туризма стали нераздельно связаны.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и речных наводнений, а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны.

География

Нидерланды расположены в нижнем течении трёх крупных европейских речных бассейнов: Рейна, Мааса и Шельды. Площадь европейской части страны (без зависимых территорий в Карибском регионе) составляет 41,5 тысяч км², население – 16,5 млн. человек. Около 30% поверхности Нидерландов расположены ниже уровня моря и защищены с запада и севера комплексом дюн и водозащитных дамб.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и , а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны. Сочетание физических условий и целенаправленных действий человека привело к созданию уникальной системы управления водными ресурсами: уровень воды практически в каждом водоёме находится под человеческим контролем.

При достаточно высоком количестве атмосферных осадков (769 мм в год) летом в Нидерландах ощущается дефицит водных ресурсов. Около 10% территории страны подвержены частому снижению уровня грунтовых вод, что делает истощение водных ресурсов серьёзной проблемой для сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Ситуация осложняется необходимостью масштабного использования грунтовых вод для ирригации и получения питьевой воды. Только с 1950 года обеспечение водой сельскохозяйственных территорий привело к увеличению зон, страдающих от нехватки воды, на 25%.

Две трети населения Нидерландов проживает в зонах с высоким риском наводнений: территории, находящиеся ниже уровня моря, требуют постоянной защиты, как и более высокие территории, подверженные периодическим паводкам.

Нидерланды сталкиваются не только со значительной нехваткой питьевой и сельскохозяйственной воды, но и с дефицитом территории. Пространство вокруг рек необходимо не только для обеспечения безопасности при наводнениях, но и для поддержания экологической устойчивости и сохранения у речных бассейнов их транспортных функций.

Королевство Нидерланды состоит из 12 провинций, разделённых на 647 муниципалитетов (здесь и далее мы не рассматриваем владения Королевства Нидерландов в регионе Карибского моря). В области управления водными ресурсами функционирует 55 водных комитетов, управляющих территориями различных муниципалитетов. Управление водными ресурсами в Нидерландах осуществляется на национальном, провинциальном уровне и на уровне водных комитетов.

История

Ранний этап

Первые дамбы на территории Нидерландов появились более 2 тысяч лет назад. В тот период уровень моря был примерно на полтора метра ниже современного. Его постепенное неуклонное повышение обусловило постоянное строительство и разрушение защитных сооружений вдоль морских и речных берегов. Активное сельское хозяйство, осушение болот и разработка торфяных месторождений привели к изменениям в водном режиме территорий и вызвали усиление и учащение наводнений, регулярно повреждавших защитные дамбы.

В период между 800 и 1250 годом значительная часть территории Северных и Юго-Восточных Нидерландов была потеряна из-за наступления моря, чему способствовали активная разработка торфа в прибрежных зонах и серия сильных штормовых приливов.

В XII столетии речные наводнения были относительно редки в Нидерландах, но при этом приливы значительно изменили форму берега. Количество наводнений постепенно увеличивалось в течение XIII века, а в XIV веке они стали представлять серьёзную проблему.

Средневековый климатический оптимум стимулировал активный рост населения и городской ремесленной и торговой экономики Нидерландов. Повышение уровня грунтовых вод привело к переносу пахоты на более высокие территории вглубь страны и переводу прибрежных территорий в пастбищные угодья. Орошение новых пашенных земель, вместе с обезлесением соседних германских территорий, привело к повышению риска наводнений. Рост стоимости земли, активная урбанизация и общее увеличение благосостояния населения формировали необходимость в развитии средств защиты от наводнений.

Высокое и позднее средневековье

В XIII веке в Голландии и Утрехте была создана первая современная система дамб. Были сформированы первые водные комитеты (нидерл. «waterschap»), в сферу ответственности которых входило обеспечение дренажа, строительство и эксплуатация защитных дамб. Наиболее старые (до 1250 года) водные комитеты появились в южной части Утрехта, южном Горинхеме и северном Лейдене. Многие из старинных водных комитетов функционируют до сих пор.

Водные комитеты являлись относительно независимыми сельскими органами, подчинявшимися графу Голландии и епископу Утрехта. Формирование водных комитетов в XIII веке стало первым проявлением влияния природных рисков на формирование центральных органов государственной власти в Нидерландах. Законы, правила и распределение обязанностей по содержанию защитных дамб с 1273 года кодифицировались в «дамбовых грамотах» (нидерл. «dijkbriefis»).

Начало четырнадцатого столетия было временем масштабных бедствий на территории всей Европы. Нидерланды не стали исключением: в 1313 и 1315 годах страну поразили крупные наводнения, а в 1314 – 1317 годах серьёзные неурожаи привели к голодной смерти каждого десятого жителя страны. Реакцией на разрушения 1313 – 1315 годов стало создание к 1350 году в дельтах всех крупных голландских рек системы защитных дамб. Организационная структура управления гидрогеологическими рисками, основанная на местных органах власти, оставалась неизменной до середины XVIII века, когда была создана должность генерального инспектора дельты Рейна.

Малый ледниковый период (с 1480 года) также привёл к ухудшению природных условий во всей Западной Европе. Со второй половины XV века в Нидерландах частым явлением стали ледовые заторы, с которыми жители региона столкнулись впервые. Песчаные отмели и защитные дамбы вдоль берегов рек мешали стоку льда — в результате образовывались огромные ледяные плотины, перегораживающие реки.

Серия крупных штормовых нагонов воды в XV – XVII веках привела к масштабной потере прибрежных земель и изменению строения дельты Рейна. Штормовые нагоны со стороны моря сопровождались крупными наводнениями. Постепенное обмеление привело к снижению пропускной способности рек и общему увеличению гидрологических рисков. Опускание почв, защищаемых дамбами, особенно после внедрения новых технологий дренажа, вызвало необходимость усиления защитных конструкций за счёт строительства дополнительных малых дамб и отводящих каналов.

Новое время

В XVI-XVII веках Соединённые провинции стали крупнейшим мировым экономическим центром. Тому было несколько причин. Нидерланды перехватили лидерство в посреднической океанской торговле у Португалии, что позволило голландцам получать колоссальные доходы за счет неравенства цен в различных регионах мира. В течение долгого времени Нидерланды обладали монополией на торговлю индонезийскими пряностями – исключительно дорогим товаром того времени. Нидерланды также являлись лидером во многих отраслях промышленности, в частности, в кораблестроении. Городская популяция страны уже к XVII веку составляло около 60% населения.

Вплоть до XVII века борьба с водными угрозами в низколежащей территории Нидерландов носила чисто оборонительный характер. Если дамба разрушалась, то на её месте возводилась новая. В ряде случаев требовалось строительство дополнительных дамб позади ранее построенных сооружений, причём жителям приходилось оставлять освоенные земли между двумя дамбами. Иногда из-за наступления моря или изменения русел рек приходилось покидать целые деревни.

Однако после изобретения ветряной мельницы, способной перекачивать воду на более высокий уровень, а также серии усовершенствований в конструкции защитных дамб появилась возможность обратить этот процесс вспять и перейти в «наступление на море». Экономический рост и увеличение численности населения Соединённых Провинций стимулировали расширение сельскохозяйственных угодий. За счёт инвестиций амстердамских купцов осуществлялось осушение и освоение прибрежной полосы. К концу XVIII столетия значительная часть приморской территории была превращена в высокопродуктивные сельскохозяйственные районы. Строительство плотин и польдеров на территории наиболее экономически развитых провинций – Голландии и Западной Фрисландии – за относительно короткое время значительно изменило внешний вид этих земель. Города были связаны плотной сетью коммуникаций в рамках единого рынка сельскохозяйственной продукции. Осушение прибрежных зон осуществлялось за счёт возведения польдеров – окружённых дамбами зон, на которых контроль за уровнем грунтовых вод осуществлялся за счёт работы насосных станций.

В 1795 году закончила своё существование крайне децентрализованная Республика Соединённых Провинций, сменившаяся сначала Батавской Республикой (1795 – 1806), а позже Королевством Нидерланды. Страна подпала под значительное влияние французского центризма, что повлияло и на сферу управления водными рисками. В 1798 году появился первый орган центрального управления водными рисками – Совет по управлению водой (Rijkswaterstaat). В XIX веке были внесены значительные изменения в законодательство, позволившие центральным властям вмешиваться в вопросы строительства и содержания защитных сооружений на местах.

Распространяющиеся по европейскому континенту паровые машины были практически сразу после своего появления внедрены в систему управления водными ресурсами: в 1820 году по приказу короля Вильгельма I при помощи энергии пара был осушен Зюйдпласпольдер (Zuidplaspolder), ставший наиболее низкой точкой Нидерландов (на 7 метров ниже уровня моря). С 1820-х по 1850-е годы прежние специалисты по дамбам из числа ремесленников были заменены профессионалами, подготовленными в Корпусе инженеров, на который с 1849 года была возложена функция надзора над защитными сооружениями.

Распространение использования энергии пара во второй половине XIX века позволило осуществлять более точный контроль над уровнем грунтовых вод на глубине 0,5 – 1 метр, что заметно увеличило производительность земель. Впоследствии, дизельные и электрические насосные станции позволили контролировать уровень грунтовых вод на глубине более одного метрах, следствием чего стала возможность перейти к более продуктивному сельскому хозяйству.

XX век

XX век стал временем реализации огромных транспортных, энергетических и инженерных проектов во всех регионах мира. Не обошла эта тенденция и Нидерланды, в которых начиная с 1920 года было осуществлено множество крупных инженерных решений в сфере инженерной защиты территорий и управления водными ресурсами.

Проект Южного Моря (Зейдерзе).

В 1891 году министр Корнелис Лели предложил между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. Согласно проекту, внутреннее Южное Море превращалось в озеро Эйсселмер.

План Лели включал в себя создание многочисленных польдеров. Значительный стимул к реализации проекта был придан крупным наводнением 1916 года, а также опытом чрезмерной зависимости Нидерландов от импорта продовольствия во время Первой Мировой Войны. Новые польдеры должны были обеспечить необходимое расширение сельскохозяйственных земель и увеличить производство продовольствия.

Строительство дамбы началось в 1920 году и было закончено в 1932. К тому времени уже два года функционировал крупный польдер Верингермер в северной части будущего озера. В дальнейшем были сооружены оставшиеся запланированные польдеры: Северо-Восточный (48 тыс. гектар, 1942 год), Восточный Флеволанд (54 тыс. гектар, 1957 год) и Южный Флеволанд (43 тыс. гектар, 1968 год).

Проект Дельта

Вторым важным и символически значимым проектом в сфере управления водными ресурсами стал проект Дельта – комплекс работ по защите Юго-Восточной части Нидерландов от наводнений и засоления почв.

После нескольких десятилетий исследований и подготовительного проектирования в 1940 году государственная комиссия пришла к выводу о плохом состоянии дамб в Зеландии и других провинциях. 29 января 1953 были представлены две проектные концепции работ. Всего через два дня сильный шторм привел к наводнению в провинции Зеландия, в результате которого погибло более 1800 человек. Необходимость нового строительства стала очевидной и начало грандиозного проекта было ускорено.

Важной частью проекта было фундаментальное исследование проблемы наводнений, результатом которого стало создание концепции «Норма дельта», описывающей основные принципы : Вместо того чтобы подробно анализировать опыт предыдущих наводнений и проектирования средств защиты от угроз прошлого, специалисты комиссии проекта Дельта выпустили прорывную концепцию, описывающую процесс осуществления инвестиций в защиту от наводнений.

Рамочная концепция была названа «Нормой дельта» и включала в себя следующие принципы:

  • Были определены основные зоны, нуждавшиеся в защите от наводнений; им дали название «зоны круговой дамбовой защиты».
  • Была разработана статистическая модель, по которой рассчитывалась стоимость возможного наводнения, включая ущерб для частной собственности, потери в промышленном производстве и стоимость человеческих жизней. В рамках данной модели стоимость человеческой жизни, утерянной из-за наводнения, расценивается в 2,2 миллиона евро (на 2008 год).
  • Для всех территорий страны на компьютере «Deltar» (Delta Getij Analogon Rekenmachine) был подсчитан риск речных наводнений и морских штормов.

Наиболее важной зоной круговой дамбовой защиты стало побережье Южной Голландии, население которой составляет более четырёх миллионов человек. Большая их часть проживает ниже уровня моря. В данном регионе людские потери в случае катастрофического наводнения могли стать исключительно высокими из-за крайне незначительного времени на предупреждение о штормах в Северном море. При этом невозможна была бы для побережья Голландии и полномасштабная эвакуация населения.

Первоначально комиссия установила уровень допустимого риска прорыва для всех «зон круговой дамбовой защиты» как 1 раз в 125 тысяч лет. Но такой уровень защиты подразумевал строительство циклопических сооружений, которые были не по карману даже достаточно богатым Нидерландам. Поэтому для различных регионов были установлены следующие допустимые риски:

  • Северная и Южная Голландия – 1 прорыв раз в 10 тысяч лет
  • Другие зоны риска прибрежных наводнений – 1 прорыв раз в 4 тысячи лет
  • Остальные территории, находящие в зоне риска наводнений – 1 прорыв раз в 2 тысячи лет

Территории, подверженные речным наводнениям, получили более высокий уровень допустимого риска, в силу более длительного времени предупреждения об опасности и возможности провести масштабную эвакуацию населения:

  • Территории Южной Голландии, находящиеся в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 1250 лет
  • Другие территории в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 250 лет

Уровень приемлемого риска наводнений был закреплён в «Законах Дельты», согласно которым соблюдение заданных параметров, поддержание в порядке и, при необходимости, обновление защитных сооружений стало обязанностью правительства Нидерландов. Уровни риска были также включены в последнюю редакцию Законов о воде, действующих с 2009 года.

С 1953 по 1997 год было возведено 13 огромных дамб, значительно увеличивших безопасность всего региона. Всего было построено более 2,4 тысяч км основных дамб и 14 тысяч км вспомогательных дамб. Такой масштаб работ делает проект «Дельта» одним из крупнейших в мире.

Новые концепции управления водными ресурсами в XXI веке

В конце 1990-х был организован Комитет по управлению водными ресурсами в XXI веке, выпустивший в 2001 году доклад «Иной подход к управлению водными ресурсами». Ключевой новаторской идеей доклада стал акцент на создании дополнительного пространства для движения водных масс при наводнениях, а не на механическом укреплении берегов. По замыслу авторов, это привело бы к сокращению вероятности разрушений из-за наводнений, затоплений местности во время проливных дождей и стало бы способом хранения воды на период засухи. В целом, новый документ означал переход от подхода «выкачивать и дренировать как можно быстрее» к стратегии «удерживать, хранить и дренировать».

Примерами новой стратегии управления водными ресурсами стало развитие региональных водохранилищ, проект Маас и национальный проект «Пространство для рек».

Проект «Маас»

В 2006 году Генеральный директорат гражданского строительства и управления водными ресурсами и региональные власти Лимбурга приступили к крупном инфраструктрурному проекту, ставшему известным как «Проект Маас» (Maaswerken). Задачей проекта стало уменьшение рисков наводнения в регионах Лимбург, Северный Брабант и Гелдерланд.

Для этого было запланировано расширение и углубление русла реки Маас, что не только сократило бы риск наводнения, но и увеличило бы судоходность рек на протяжении 150 километров и удовлетворило бы спрос на гравий. Проект включал в себя создание сотен гектар новых сельхозугодий и создание двух судоходных каналов в Северном Лимбурге. Также недалеко от Рурмонда началась разработка водозадерживающей зоны с двумя водохранилищами и укреплённой набережной длиной 40 км. Завершение проекта назначено на 2015 – 2017 годы. Общий бюджет работ составил 500 млн евро.

Проект «Пространство для рек»

Территории, непосредственно прилегающие к речным дамбам, становятся всё более заселёнными и насыщенными сельскохозяйственными и промышленными объектами, что заметно повышает сумму ущерба в том случае, если защитным сооружениям не удаётся справиться с наводнением. Для того чтобы значительно снизить риск наводнения на этих территориях, а также повысить их населённость и инвестиционную привлекательность, правительство Нидерландов в 2006 году приступило к реализации проекта «Пространство для рек».

Для проекта было обозначено три ключевые цели:

  • К 2015 году все протоки Рейна должны пропускать 16 тыс. м3 воды в секунду
  • Следует улучшать качество прилегающего пространства
  • Нужно сохранить дополнительное пространство для будущего расширения русла рек

Работы по проекту начались в 2007 году и включали в себя ряд мер:

  • создание специальных пойм, заполняемых водой в случае наводнений;

  • дноуглубительные работы;

  • создание новых водохранилищ;

  • строительство запасных речных русел;

  • отдаление дамб от русла реки;

  • углубление волноломов;

  • уменьшение площади польдеров;

  • устранение препятствий для водного потока;

  • укрепление дамб;

Завершение проекта запланировано на 2015 год.

Значение нидерландского опыта

За восемь столетий Нидерланды . За тот же период у моря было отвоёвано 520 тысяч гектаров. Соответственно, территория страны сократилась на 50 тысяч гектаров по сравнению с 1200 годом. Проект, способный свести этот баланс к нулю – польдер «Markerwaard» – был закрыт в 1991 году по причине снижения темпов роста населения страны, сокращения потребности в сельскохозяйственных землях и высоких экологических рисков. Многие старые методы работы гидрогеологическими рисками в настоящее время отошли на второй план.

Важным аспектом нового подхода к строительству систем инженерной защиты в Нидерландах является придание им значительной эстетической функции. Многие дамбы и иные защитные сооружения становятся бульварами и парками. Управление водными рисками стало рассматриваться в качестве элемента пространственного планирования. В результате симбиоза последних достижений науки в сфере управления гидрогеологическими рисками и новейших разработок современного дизайна, создание безопасных пространств для экономической деятельности и проживания воспринимается не только как инженерный, но и как архитектурный проект. В программах национальной значимости – таких, как «Пространство для рек» – прямо обозначается, что именно вода делает Нидерланды красивыми. Приоритетным стал интегральный подход к работа с водными ресурсами – не разделяемыми с вопросами экономического освоения территорий, жилищного строительства, экологии и туризма. При создании новых защитных сооружений учитываются не только прямые финансовые затраты, но социальная стоимость строительства.

Нидерландская история взаимодействия человека и воды крайне интересна во многих отношениях. Немногие страны мира были столь тесно связаны с водой, как Нидерланды. И тот факт, что страна, имеющая опыт и локальной, децентрализованной работы с природными рисками, и опыт государственного строительства колоссальных защитных сооружений, в настоящий момент переходит к нетривиальным, интегральным подходам, указывает инженерам и планировщикам всего мира, что является наиболее прорывным направлением.

В чистом виде нидерландский опыт безусловно мало где возможно воспроизвести, особенно на территории таких крупных стран, как Россия. Однако существующие в настоящее время проекты освоения новых экономических зон в прибрежных регионах России делают нидерландские практики обязательными к изучению для отечественных специалистов.

Справка

Традиция согласований

Одной из типичных черт Нидерландов является долговременная традиция правительственных консультаций с различными группами в обществе. Корни этой традиции лежат в периоде 1917 – 1967 годов, когда государству требовалось осуществлять режим так называемой «демократии замирения» для достижения согласия между различными группировками в голландском обществе (хотя следует отметить, что метод коллективного принятия решений было основным для Республики Соединённых Провинций и столетия назад). В тот период общество Нидерландов состояло из католиков, протестантов, социалистов и либералов – причём каждая группа обладала сильной корпоративной структурой и имела свои средства массовой информации, школы, спортивные клубы и т.д. Сосуществование в политической и общественной жизни нескольких организаций со сходными целями, но различными идеологиями привело к необходимости проведения взаимных консультаций и постоянной выработке консенсуса. Несмотря на то что жёсткое разделение нидерландского общества на группы несколько ослабилось после 1967 года, традиция постоянных согласований осталась неизменной.



Рассказать друзьям