Никола пуссен и живопись классицизма. Никола пуссен и живопись классицизма Никола пуссен мученичество эразма анализ картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Автопортрет 1649 года

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику - посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.

В этот период Пуссен обретает некоторое признание. Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран. Здесь он продолжил оттачивать свои знания, изучая трактаты Да Винчи и Микеланджело, подробно изучая и измеряя пропорции античных скульптур, общаясь с другими художниками. Именно в этот период его творчество обретает черты классицизма, одним из столпов которого Никола Пуссен считается до сих пор.

Художник черпал вдохновение в творчестве классических и современных поэтов, в театральных представлениях, в философских трактатах, в библейских темах. Но даже канонические сюжеты позволяли ему изображать окружающую его действительность, наполняя полотна безукоризненно выполненными характерными образами, пейзажами и планами. Мастерство и уже сложившийся собственный стиль принесли художнику признание в Риме, его стали приглашать расписывать соборы, заказывали ему полотна на классические и исторические сюжеты. Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты.

В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить Луврскую галерею. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта художника назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, у него стали наперебой заказывать картины для своих замков и галерей. Но интриги завистливой местной художественной элиты вынудили его в 1642 году снова покинуть Париж и отправиться в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней, и последние годы жизни, безусловно, стали самым плодотворным этапом в его творчестве. Пуссен в это время стал больше уделять внимания изображению окружающей природы, проводя много времени за рисованием с натуры. Безусловно, одним из лучших воплощений этого направления в его творчестве стал цикл «Времена года», завершенный незадолго до смерти. Как и другие картины живописца, эти полотна гармонично объединили натуралистичность и идеализм, на протяжении всей творческой жизни Никола Пуссена не покидавшие его произведения.

Умер художник осенью 1665 года в Риме.

Мученичество святого Эразма, Ватикан, 1600-1604 :

Французский художник, один из родоначальников классицизма в европейской живописи, Никола Пуссен, испытывавший тягу к античному и современному итальянскому искусству, в 1624 переехал в Рим. Среди созданных им здесь произведений была и картина на сюжет из жития святого Эразма , епископа Формии, написанная для алтаря, помещавшегося в правом трансепте римского собора Святого Петра.

Пуссен изобразил страшную сцену: палачи вытягивают внутренности главного героя, наматывая их на лебедку. Плотная композиция создает повышенное напряжение, которое усиливается эмоциями и жестами персонажей. Лицо Эразма искажено мукой, жрец порывисто указывает на статую Геракла, то есть языческого идола, пытаясь объяснить святому, за неуважение к кому он терпит страдания. Мучители исполнены ярости и в то же время со знанием дела выполняют свою работу. Но в небе над Эразмом парят ангелы, неся лавровый венок, обычно венчающий тех, кто снискал добрую славу своими деяниями, и пальмовую ветвь - символ триумфа.

Поклонение золотому тельцу, Национальная галерея (Лондон), 1633-1634:

«Поклонение золотому тельцу» было задумано художником как парная картина к «Переходу через Черное море» (1633-1634, Национальная галерея Виктории, Мельбурн). Обе они были написаны для Амадео даль Поццо, кузена Кассиано даль Поццо - главного римского покровителя художника. До 1945 работы висели вместе, пока Национальная галерея не приобрела более позднюю.

Как и другие картины Пуссена, «Поклонение золотому тельцу» наполнено множеством персонажей, все они вовлечены в действие, а композиция составляет единое целое. В этом Пуссен был непревзойденным мастером и использовал свои находки в полной мере, воплощая их в разных композициях и контекстах. Обнаруживать такие параллели очень увлекательно. Так, танцующую перед тельцом группу художник заимствовал из более ранней работы «Вакханалия перед статуей Бахуса» (1632-1633, Национальная галерея, Лондон), обратив ее... на 180 градусов! Неизвестно, думал ли живописец, что зритель этого не заметит, или, наоборот, рассчитывал на его проницательность?

Царство Флоры, Дрезденская галерея, 1630-1631:

Подавляющее большинство картин Никола Писсена написано на историко-мифологические сюжеты. «Царство Флоры» - одна из ранних работ, написанных Пус-сеном по прибытии в Рим в 1624.

Произведения на мифологические сюжеты можно в полной мере оценить, если знать, как они изложены у античных авторов. Главный литературный источник сюжета о Флоре - «Метаморфозы» Овидия. На полотне много персонажей, и все они фигурируют в рассказе Овидия. Флора - старинная итальянская богиня цветов, в аллегориях четырех времен года она олицетворяет весну (превращение греческой богини цветов Хлориды в римскую Флору - сюжет знаменитого полотна Сандро Боттичелли «Весна»).

Парнас, Музей Прадо, 1630-1631:

На полотне в облике увенчанного лаврами античного поэта Гомера изображен Джамбаттиста Марино, покровитель Пуссена. Герой с книгой в руке стоит на коленях перед Аполлоном, представляя ему свои сочинения и благодарно принимая предложенную чашу. По кругу их обступают нимфы и поэты, ведь гора Парнас в греческой мифологии - место, где живут вдохновение и искусство. Многие персонажи держат в руках различные музыкальные инструменты и театральные маски. В центре картины возлежит обнаженная нимфа Касталия, которая, по легенде, превратилась в ручей, чтобы избежать преследований Аполлона. У источника сидят два амура и протягивают присутствующим чаши с кастапийской водой, дарующей талантливым людям вдохновение. Интонацию веселья вносят в работу изображения порхающих ангелочков, держащих в руках лавровые венки.

Композиция этого многофигурного полотна позаимствована художником из фрески Рафаэля «Парнас» которую прославленный итальянец создал для Сикстинской капеллы. Пуссен почти точно скопировал и расстановку фигур, и строгие вертикали деревьев, и даже цветовые соотношения. Круговая композиция и идеально проработанные складки на тогах поэтов свидетельствуют о присутствии в живописи мастера традиций итальянского возрождения. Красочная насыщенность произведения говорит о влиянии на Пуссена творчества Тициана.

Четыре времени года. Весна (Рай), 1660-1664:

Четыре времени года. Лето (Руфь), 1660-1664:

Четыре времени года. Осень (Исход). Частное собрание, 1660-1664:

Серия пейзажей «Времена года» знаменитого представителя стиля классицизм во Франции XVII столетия Никола Пуссена включает сюжетные композиции на темы ветхозаветных событий истории человечества, ассоциируемые художником с временами года по принципу зарождения, взросления, старения и гибели.

Работа является своеобразной иллюстрацией истории из Книги Бытия. Здесь изображен вечерний гористый пейзаж, который по задумке Пуссена должен представлять землю Ханаанейскую, известную своим плодородием. Под темным облачным небом работники завершают сбор урожая. На первом плане картины Авраам с Лотом уносят огромную гроздь винограда. Так художник хотел рассказать зрителям о безбедном и сытом существовании людей без Бога. Чем заканчивается неправедная жизнь, он показал в последнем полотне цикла.

Четыре времени года. Зима (Потоп), 1660-1664:

Пейзаж с Полифемом, Эрмитаж, 1649:

Никола Пуссен живя в Италии изучал античное искусство и преклонялся перед красотой, четкостью и гармоничностью его форм. «Пейзаж с Полифемом» относится к так называемым классическим пейзажам. По устоявшейся традиции живописцы почти не запечатлевали природу с натуры, используя зарисовки в мастерской. Пейзаж строился по определенной схеме: три плана акцентировались цветом.

Природа у Пуссена - мир идеальной красоты, в отличие от работ многих современников произведения живописца наполнены глубоким философским содержанием. В представленном полотне заключена идея величия и мощи природы, ее связи с человеком. Герои произведения заимствованы из «Метаморфоз» Овидия. В центре картины на заднем плане сидит почти слившийся с горой циклоп Полифем. Полюбивший нимфу Галатею и тоскующий по ней, он вкладывает свое неразделенное чувство в песни, наигрываемые на свирели. Постепенно из пугающего всех чудовища Полифем превращается в любимца нимф, которые приходят послушать музыку. Кажется, что сама природа застыла и внимает нежным мелодиям гиганта. Яркий просвет справа открывает перспективу на далекое море и как бы освещает всю величественную картину земного мироздания.

Святое семейство на лестнице, Национальная галерея искусств (Вашингтон), 1648:

Никола Пуссен вдохновлялся античностью, искусством Рафаэля и Тициана. Своими произведениями он старался привнести в господствовавший парадный барочный стиль классическую, строгую сдержанность, чистый, сияющий свет.

Святое семейство расположилось на лестнице, которая нереальна, она существует в другом, внеземном пространстве, а образы излучают гармонию и спокойную, созерцательную красоту. В самом центре композиции - акцент на яблоко, протянутое Младенцу Иисусу маленьким Иоанном. Мария держит Сына, одновременно демонстрируя и оберегая Его, она - священная опора и преграда. Христос тянется к двоюродному брату, Иоанну Крестителю, мать которого, святая Елизавета, созерцает Его. Фигуру Мадонны уравновешивает сидящий в тени святой Иосиф, яркий свет падает лишь на ступню его выпрямленной ноги.

В картине много иносказательных элементов, на первый взгляд кажущихся случайными: поднесенная Святому семейству корзина с фруктами символизирует земное плодородие, апельсиновые деревца - искупление грехов и начало новой жизни. Рядом со святым Иосифом - классическая ваза - напоминание о Античной Греции и ларец, который символизирует дары восточных волхвов. Кажется, что картина устремляется ввысь. Такое впечатление создается благодаря настойчивым вертикалям и подчеркнутым горизонталям каменных ступеней - от первых к колоннам и балюстраде портика, открытого в бесконечное небо.

Галерея изображений

Аполлон и Дафна. 1625 г. Мюнхен, Старая Пинакотека

Спящая Венера. 1626 г. Цюрих, Дом искусств

Марс и Венера. 1627-29 гг. Бостон, музей Изящных Искусств

Вакханалия. 1628-30 гг. Париж, Лувр

Мидас и Бахус. 1629-30 г. Мюнхен, Старая Пинакотека

Селена и Эндимион, ок. 1630 г. Детройт, Художественный институт

Спящая Венера и Купидон. 1630-31 г. Дрезден, Картинная галерея

Аврора и Кефал. 1631-33 гг. Лондон, Национальная галерея

Триумф Посейдона и Амфитриты. 1634 г. Филадельфия, Музей Искусств

Воспитание Юпитера. 1635-37 г. Лондон, картинная галерея Далвич

Пан и Сиринга. 1637-38 гг. Дрезден, Картинная галерея

Детская вакханалия. 1626 г. Рим, Национальная галерея Античного искусства

Венера и Меркурий, ок. 1627-29 гг.

Эхо и Нарцисс. 1628-30 г. Париж, Лувр

Ацис и Галатея, ок. 1630 г. Дублин, Национальная галерея Ирландии

Вдохновение поэта, ок. 1630 гг. Париж, Лувр

Воспитание Бахуса. 1630-1635 гг. Париж, Лувр

Триумф Флоры. 1631 г. Париж, Лувр

Вакханалия перед статуей Пана. 1631-33 гг. Лондон, Национальная галерея

Гелиос, Фаэтон, Сатурн и Четыре сезона, ок. 1635 г. Берлин, Государственные музеи

Триумф Пана. 1636 г. Лондон, Национальная галерея

Венера передает Энею оружие. 1639 г. Руан (Франция), Музей изящных искусств

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой. 1648 г. Париж, Лувр

Ахиллес и дочери Ликомеда. 1656 г. Бостон, Музей изящных искусств

Аполлон и Дафна. 1664 г. Париж, Лувр

Пейзаж с Дианой и Орионом. 1660-64 гг. Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Тема мученичества, пыток и казней в живописи чаще всего представлена циклом картин, посвященных святому Себастьяну. Именно поэтому их нет в этой подборке. Я постаралась собрать те картины, которые не так часто встречаются в различных подборках и виртуальных галереях. Картины расположены с приблизительным соблюдением хронологической последовательности и там, где это было возможно, сгруппированы по темам.

Апостол Петр (ум. ок. 64) – один из 12 апостолов Христа. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Мазаччо (1401 – 1428). Распятие святого Петра.

Дирк Баутс (1415 – 1475). Мученичество святого Ипполита (триптих)

Святой Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 235) – раннехристианский мученик, первый антипапа. Был четвертован.

Дирк Баутс. Мученичество святого Эразма (триптих)

Святой Эразм (Святой Эльм) - христианский святой, почитается как мученик. Умер около 303 года. Согласно легенде, палачи вынули его внутренности, намотав их на лебёдку.

Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480 – 1538). Мученичество святого Флориана.

Святой Флориан Лорхский – раннехристианский мученик. Жил во время правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана. За свои военные подвиги он был назначен командующим в Норике. Тайно принял христианство. Узнав об аресте и приговоре к смерти нескольких десятков христиан в Лорхе, приехал туда, чтобы их спасти, но был арестован и по приказу римского наместника Аквилина лишён всех наград и должности и приговорён к смерти. Казнь состоялась 4 мая 304 года. Сначала Флориану выдернули крюком лопатки, а потом навесив на шею жёрнов, утопили в реке Энс.

Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Мученичество десяти тысяч христиан (1508)

Михель ван Кокси (1499 – 1592). Пытка святого Георгия.

Святой Георгий – христианский святой, великомученик. В 303 (304) году после восьмидневных пыток был обезглавлен. На второй день его подвергли пытке на колесе, утыканном ножами. Этот момент и запечатлел художник на картине.

Караваджо (1571 – 1610). Мученичество святого Матфея (1598-1605)

Левий Матфей – один из 12 апостолов Христа. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.

Караваджо. Распятие святого Петра (1600-01).

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Прометей прикованный.

Прометей – герой древнегреческой мифологии, титан. По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орел расклевывал у Прометея печень, которая снова отрастала.

Аньоло Бронзино (1503 – 1572). Прометей прикованный (1542)

Аньоло Бронзино. Мученичество святого Лаврентия.

Святой Лаврентий Римский (ок. 225 – 258) – архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, устроенных императором Валерианом. Был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!»

Тициан (1477 – 1576). Мученичество святого Лаврентия (1551-59)

Тициан. Сдирание кожи с Марсия (1570-76)

Марсий - в древнегреческой мифологии сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание. Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на флейте до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу.

Хосе де Рибера. Мученичество святого Филиппа.

Святой Филипп – один из 12 апостолов Христа. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

Хосе де Рибера. Иксион под пытками (1632)

Иксион – в древнегреческой мифологии герой, царь фессалийского племени лапифов, или флегиев. Женился на Дие, дочери Эионея. Иксион не дал ему обычного свадебного дара, и Эионей забрал в залог коней. Тогда Иксион бросил Эионея в яму с огнем. Это было первым на Земле убийством родича. У Пиндара и других позднейших авторов Иксион, в наказание за свои нечестия, прикован в Тартаре к огненному колесу, вечно вертящемуся с неимоверной быстротой. На картине Риберы черт раскручивает колесо, к которому прикован цепями Иксион.

Хосе де Рибера. Мученичество святого Варфоломея (1624).

Святой Варфоломей – один из 12 апостолов Христа. Согласно преданию Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Варфоломей был казнён в городе Великой Армении Альбане (Албанополь, Урбанополь). Его распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, содрали кожу, а затем обезглавили. На гравюре и полотне Риберы запечатлен тот момент, когда с него сдирают кожу.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770). Мученичество святого Варфоломея (1722)

Шарль Лебрен (1619 – 1690). Мученичество Иоанна Богослова (ок. 1641-42)

Иоанн Богослов – один из 12 апостолов Христа. Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако он вышел невредимым из котла с кипящим маслом. На картине Лебрена Иоанна собираются опустить в котел с кипящим маслом.

Алессандро Маньяско (1667 – 1749). Допрос с применением пыток.

Гюстав Доре (1832 – 1883). Мученичество Елеазара.

Елеазар – ученый и благочестивый старец, из первых книжников, замученный Антиохом Епифаном за веру. Елеазара принуждали есть идоложертвенное свиное мясо, но он решил лучше умереть, чем нарушить веру своих отцов. Скончался в мучениях.

Гюстав Доре. Мученичество святого Стефана.

Стефан Первомученик – первый христианский мученик, происходивший из евреев диаспоры; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме ок. 33-36 года.

Ловис Коринт (1858 – 1925). Ослепленный Самсон (1910).

Самсон – библейский герой, богатырь, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле, обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Усыпив Самсона, она отрезала его волосы, и сила покинула богатыря. Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу. Этот момент и запечатлел на картине Коринт.

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция сайт запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

В Третьяковской галерее открылась выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана". В экспозиции – работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена – всего 42 произведения из 460, хранящихся в коллекции. Большинство из них ни разу не покидали стен вечного города и неизвестны широкой публике.

Рафаэль "Вера" и "Милосердие", 1507

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2

Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции – шедевры XII–XVIII веков. И впервые Пинакотека привезла 42 произведения из 460 – десятую часть коллекции. В 2017 году Третьяковка покажет в Ватикане одни из лучших шедевров русского религиозного искусства. Этот культурный обмен должен выявить, насколько близки европейская и русская живопись.

Вся экспозиция заняла три зала Инженерного корпуса. Центральным произведением были выбраны две небольшие гризайльные (монохромные) работы, входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. "Вера" – женская фигура с потиром (религиозный атрибут) в руке, окруженная путти или, по-другому, маленькими ангелами. У них в руках находятся монограммы – инициалы Иисуса. А Милосердие – это мать, обнимающая младенцев. Путти справа держит на плечах котел с огнем – античный символ мира, отсылающий к истории Олимпийских игр. Такая связь с античностью для художников Возрождения и более поздних эпох не была случайностью: даже в христианском религиозном искусстве мастера находили параллели с культурой древних римлян и греков.

Третьим алтарным изображением был образ "Надежды". Эти три небольших произведения, а также композиция "Положение во гроб", стали первым крупным заказом Рафаэля и сразу же принесли ему успех и признание.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо "Положение во гроб", около 1603–1604

Самая значимая и, наверное, известная работа на выставке – "Положение во гроб" Караваджо. Художник стал главным новатором своего поколения. ярко освещенные фигуры его героев прорывают окружающую тьму, что создает невероятный эмоциональный драматический накал в каждом произведении. Иконография сюжета "Положение во гроб" очень необычна: никогда еще эту сцену не изображали в таком ракурсе.

Интересно, что Караваджо никогда не изображал своих святых в нимбах, как это было принято: его моделями были бедняки и бродяги, которых он находил на улицах и в трактирах, а не профессиональные натурщики. Зато их лица всегда выражали то, что было нужно художнику, все тяготы и жизни отражались в их крупных чертах, глубоких морщинах или взъерошенных волосах. Караваджо никогда не допускал случайных деталей: кажется, рука Христа свободна и опущена, а жест пальцев – случаен. Тем не менее, зритель видит именно три пальца, что указывает на то, что Христос проведет во Гробе три дня.

Никола Пуссен "Мученичество святого Эразма", 1628

Картина "Мученичество святого Эразма" стала первым большим заказом Пуссена в Риме. Она предназначалась для одной из капелл в Соборе Святого Петра, строительство которого было только что завершено. Такая жестокая сцена со вспарыванием живота и наматыванием кишок на ворот поражала современников своим натурализмом, тем не менее, отвечала точности библейского сюжета. Пуссен стал одним из главных художников классицизма, антагонистом барочной живописи Караваджо и его последователей. Поэтому не случайно, что на выставке картины расположены друг напротив друга. Так становится заметно, что драматизм Пуссена ничуть не уступает эмоциональной напряженности Караваджо, хотя художники и шли к этому эффекту совершенно различными путями.

Джованни Беллини "Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной", около 1471–1474

Беллини был крупнейшим художником венецианской живописной школы XV века. Современник или даже предшественник Рафаэля и Леонардо, он ничуть не уступал им в совершенстве своего искусства. Одним из первых в Италии стал писать маслом, техникой, завезенной в Венецию нидерландскими художниками, да и в самой его живописи чувствуются нотки Северного Возрождения: четкость линий и утонченность пропорций предвосхищают образы северных авторов. Сложная композиция, ракурс, акцент на жестах и подчеркнутой изящности рук поражали его современников.

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе "Видение святой Елены", около 1575-1580

Веронезе – еще один представитель венецианской школы. Святая изображена в роскошном платье в духе моды XVI века. По легенде ангел явился Елене и велел ей отправляться в Рим на поиски креста Иисуса. Обычно этот сюжет изображали по-другому: Елена представала руководящей работниками, которые откапывали крест. Веронезе же пишет ее спящей, с ангелом, держащим крест в руках. Искусствоведы полагают, что моделью для художника стала его жена.

Гвидо Рени "Святой Матфей и ангел", около 1620

На выставке представлено две работы Гвидо Рени. Образ Святого Матфея с ангелом показателен для творчества Рени в целом: его портретные изображения святых, созданные с караваджисткими свето-теневыми контрастами, стоили больших денег и пользовались огромной популярностью. Подобно Караваджо, он пишет своих святых не спокойными и бесстрастными праведниками, а живыми и эмоциональными персонажами. Матфей изображен в момент создания Евангелия, текст которого он записывает за ангелом.

Мелоццо да Форли "Музицирующие ангелы". Фрески из церкви Санти Апостоли, 1480

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Мелоццо стал основателем римской школы живописи, расцвет которой пришелся на XVI–XVII века. "Музицирующие ангелы" Форли стали одним из главных туристических брендов Ватикана. Их изображения можно найти повсюду, начиная от сувенирной продукции, заканчивая официальной символикой. Эта фреска находилась в римской церкви Санти Апостоли и украшала ее купол. Образ служил воплощением понятия "музыки небес" и прославлением господа, цитаты из Библии: "Да хвалят имя Его с ликами на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь народу своему, прославляет мирных спасением".

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, "Христос во славе"

Такое изображение Христа было редкостью для итальянской живописной традиции, зато в византийских иконах встречалось часто. Поэтому образ кажется столь похожим на древнерусские иконы, которые стали продолжением византийских традиций: фронтальность композиции, золотой фон, само положение корпуса Христа – все это можно найти в православной иконографии. При жизни слава Корреджо ограничивалась его родным городом – Пармой, но сегодня его работы представляют для исследователей уникальный шанс проследить связь восточной и западной живописных традиций христианства.

Донато Крети, Серия "Астрономические наблюдения"

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Необычная серия картин с изображением наблюдений за всеми известными на тот момент планетами Солнечной системы была создана в начале XVIII века в подарок Папе Клименту XI. Граф Луиджи Фердинандо Марсили надеялся, что после такого презента Папа выделит деньги на строительство в Болонье обсерватории. Этот город, с одним из старейших университетов Европы, уже тогда считался центром Просвещения и культуры. В то же время его натурфилософский контекст сильно выбивается из всего ряда религиозных произведений, представленных на выставке, а атмосфера живописи "галантных праздненств" связывает эти работы с французским искусством эпохи Людовика XIV. Именно поэтому для серии Крети отведен отдельный зал.

Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Неверие Святого Фомы"

В экспозиции "Roma Aeterna" можно увидеть сразу две работы Гверчино – "Кающуюся Магдалину" и "Неверие святого Фомы". Оба были крайне популярны в искусстве Ренессанса и в позднейшее время. Картины, написанные на этот сюжет разными художниками, отличались различной степенью драматизма: некоторые мастера изображали Фому, глубоко погрузившим пальцы в рану Христа, за счет чего достигали невероятно яркого, практически физического ощущения у зрителя. Гверчино идет другим путем: жест его Фомы не столь дерзок: драматизм достигается благодаря свето-теневым контрастам и сочетаниям кроваво-красных и насыщенно-синих одежд святых. Это неудивительно, ведь Гверчино считается одним из лучших колористов болонской школы XVII века.

Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Страдание святого мученика Еразма

Блаженный Еразм, с юных лет своих воспылав любовью ко Христу, ревностно исполнял Его заповеди и поставлен был епископом города Формии 1 . Когда нечестивый император Диоклитиан, подвергая христиан мучениям, привел в смятение жителей городов своего царства, то святой Еразм оставил свою кафедру и бежал в Ливанские горы 2 , где и пробыл, скрываясь от гонителей, семь лет. Однажды он услышал с неба голос ангела, который сказал ему: "Еразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно подвизайся и победишь врагов".

Когда после этих слов Еразм отправился в указанный ему ангелом путь, то его встретили воины и спросили: "Какого Бога ты почитаешь?" Святой Еразм объявил себя христианином. Тогда воины схватили его и привели в Антиохию24 к императору Диоклитиану. На дороге святой открыто признал себя христианином, и император приказал бить его палками, но он обличил императора. Тогда последний повелел бить его свинцовыми прутьями и, так как и после этого он остался непоколебимым в своей вере, то по приказанию мучителя его подвергли новым мучениям: железными скобами острогали сперва всю кожу на теле его, а потом растопили смолу и серу и стали лить ее на раны, но это не причинило ему никакой боли. После этого мучитель повелел наложить на его шею тяжелые железные оковы и заключить его в темницу, но ангел Господень, открыв двери темницы, освободил его от оков и сказал ему: "Иди за мною, я отведу тебя в Италию. Много людей и там ты приведешь ко спасению".

После сего ангел привел святого Еразма в город Ликий 4 и там оставил его. Еразм стал учить всех вере во Христа и крестить. Он совершал при этом великие чудеса, воскресил между прочим сына одного знатного человека, по имени Анастасия, и крестил после этого десять тысяч человек. Максимиан 5 , узнав об этом, послал воинов, чтобы те привели его в Италию, и, когда святой был приведен, повелел бить его по щекам и угрожал ему распятием на кресте, если он не принесет жертвы языческим богам. Тогда Еразм сказал ему:

Где же находятся боги твои, чтобы я мог принести им жертву?

Святого привели в храм Юпитера. Здесь он помолился, и по молитве его все идолы попадали, а из храма вышел огонь и попалил идолопоклонников, так что Максимиан вынужден был бежать из города. После сего святой Еразм крестил здесь много народа и ушел в город Сирмий 6 . В этом городе, по повелению Максимиана, он опять был схвачен и подвержен новым мучениям. На него надели медную броню и посадили на раскаленное ложе, а ноги прибили гвоздями к земле. После сего обложили ложе дровами до верха и, зажегши дрова, стали поливать их смолою и маслом, но дрова сгорели, а святой остался невредимым. Максимиан убоялся народа и ушел во дворец, а ангел Господень, взяв святого, привел его в город Формию, где им крещено было еще множество народа. После всего этого святой Еразм с молитвою благодарения за все предал душу свою в руки Божий 7 , и христиане с честью похоронили его.

________________________________________________________________________

1 Город Формия находился в Италии у Кастанского залива на берегу Средиземного моря.

2 Ливанские горы находятся в Сирии.

3 Антиохия, древняя столица Сирии, расположена была на берегах реки Оронта, недалеко от впадения ее в Средиземное море.

4 Местоположение города Ликия указывают различно. По Никодиму это был македонский город Лихнид, расположенный на берегу озера того же имени.

5 Максимиан Геркул, носивший титул августа, был соправителем Диоклитиана и управлял западною половиною римской империи с 285 до 305 г.

6 Город Сирмий находился в Иллирии на берегу притока реки Дуная - Савы.

Джованни Беллини, «Оплакивание Христа св. Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной» (1471 год)

«Это та самая работа, которую мы воспроизводим на афишах выставки, потому что «Оплакивание Христа», выполненное на дереве, – один из главных шедевров этого венецианского художника. Произведение оказалось в собрании музеев Ватикана в конце XVIII века, а потом в 1797 году было отправлено во Францию, где и пробыло два десятка лет, пока после Венского конгресса сокровища не вернули их прежним владельцам. Как известно, Наполеон Бонапарт стремился создать в Париже величайший музей всех времен и народов, для чего свозил шедевры из всех завоеванных им стран, в том числе и Ватикана. «Оплакивание Христа», изображающее один из самых трагический эпизодов Евангелие, - часть главного алтаря, написанного Беллини для церкви Сан-Франческо в Пезаро, по заказу знаменитой венецианской семьи Пезаро. Это совершенно особенное, по глубине восприятия, произведение, вещь невероятного эмоционального накала, очень искусно выстроенная: все в этой композиции тяготеет и к лику Христа, и к той чаше, которая изображена в центре картины, между мертвым Христом и Марией Магдалиной. Эта работа наполнена глубочайшим смыслом и обращается к любому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, вызывая в зрителе концентрированное ощущение мистической драмы».

Микеланджело Меризи да Караваджо, «Положение во гроб» (1603 год)

««Положение во гроб» - одна из самых знаменитых картин в истории мировой живописи. Да и Караваджо относится к числу тех редких художников, ради которых люди отправляются в далекие путешествия, изучают все церкви Рима, едут на Мальту. Эта работа, как и произведение Беллини, была отправлена в Париж, откуда в 1816 году вернулась в Рим, а в 1820 году была передана в Пинакотеку Ватикана.

В этой картине Караваджо апеллирует к самым различным художественным традициям, и к античной, и к ренессансной, к тому же, он изображает сцену положения во гроб так, если бы смотрящие стояли внизу и смотрели бы снизу вверх. Подобный ракурс придает и без того тяжелым фигурам еще большую значимость. Страшная трагедия смерти Христа отражается в экстатически возведенных руках к небесам одной из Марий, а на первом плане доминирует мощная фигура согбенного Никодима, который поддерживает и опускает в могилу тело Христа.

Эта работа насыщена невероятным драматизмом, зритель оказывается перед произведением, далеким от канонической интерпретации этого сюжета, созданным одним из величайших мастеров живописи, в творчестве которого очень много нераскрытого и неисследованного. Не случайно, что Караваджо привлекает такое внимание.»

Никола Пуссен, «Мученичество Святого Эразма»

«Пуссен - единственный французский художник на выставке. Это огромное, высотой более трех метров полотно было написано для собора Святого Петра в Риме, позже его заменили мозаикой, и отправили в Пинакотеку. Наряду с другими произведениями его также вывезли в Париж по приказу Наполеона. Я не специально подбирала работы, которые привлекли внимание Бонапарта, видимо, наши с Наполеоном вкусы совпали. И он, и мы отбирали самые знаковые имена. Невероятное полото, необычное для Пуссена, мастера французского классицизма. Здесь все построено на диагонали, этому подчинено и тело Эразма, и рука всадника, показывающая на умирающего. Это страшное полотно, на котором изображена мученическая смерть Святого Эразма, которого казнили, вспоров живот и намотав внутренности на лебедку. Но, в отличие от художников круга Караваджо, которые фиксировались на ужасающих подробностях страданий, у Пуссена эта картина приобретает абсолютно вневременной и нематериальный характер, лишенный интереса к физиологическим подробностями. Художник использует необычную для таких сюжетов цветовую гамму, основанную на его любимых желтых, голубых, зеленых тонах. На нашей выставке «Положение во гроб» Караваджо и «Мученичество святого Эразма» Пуссена представлены друг на против друга, и воспринимаются, как два важнейших художественных манифеста».

Людовико Карраччи, «Троица с мертвым Христом» (1590 год)

«Этот художник, представитель болонского академизма, не входит в первую десятку самых известных живописцев мира, но при жизни он был знаменит и много работал по заказам католической церкви. Картина написана в самый яркий период творчества этого художника. Он выбрал сложный для изображения сюжет: все построено на каком-то невероятном градусе эмоционального восприятия евангельского сюжета. Карраччи эффектно обыгрывает контрасты света и тени, как и Караваджо, поражает виртуозной техникой и сложнейшей композицией, благодаря которой зритель воспринимает образ соединения Троицы с оплакиванием (когда мертвое тело Христа принимает в объятия не Дева Мария, а Бог-Отец). Это трагическое, трансцендентное изображение сюжета».

Эрколе де Роберти, «Чудо Святого Винченцо Феррер»

«Эрколе де Роберти, художник феррарской школы, создал пределлу (нижнюю часть алтаря) церкви Сан Петронио в Болонье для «Полиптиха Гриффони». Этим объясняются и необычные размеры произведения 30 сантиметров на два метра. Пределла, написанная на дереве, соединяет в себе готику и ренессанс, и посвящена деянием святого Винченцо Ферерра (исцеление роженицы, воскрешение богатого иудея, исцеление хромого, воскрешение ребенка, убитого безумной матерью и другие сюжеты). Это сложное повествование, одно из самых изощренных и интеллектуальных произведений Ренессанса, которое развертывается на невероятном фоне с архитектурными видами и руинами. Художник демонстрирует свою эрудицию, воспроизводя огромное количество античных памятников. Эта работа, кстати, была одной из любимых работ художника Джорджа де Кирико, выставку которого ГТГ готовит весной 2017 года».



Рассказать друзьям