Николай 1 на коне. Установка памятника Николаю I на Исаакиевской площади

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Какое-то время, император Николай Первый являлся шефом Конногвардейского полка.

Полк был расквартирован неподалеку от Исаакиевского собора.

Этим и объясняется местоположение памятника, воздвигнутого вскоре после его смерти, а также и то, что царь изображен в мундире конногвардейцев.

Александр Второй лично следил за изготовлением макета. Когда тот был готов, он дал несколько указаний по изменению аллюра коня, размера и положения каски на голове и некоторых предметов туалета.

Огюст Монферран, создававший проект, в точности исполнил все пожелания государя.

Памятник довольно красив и динамичен.

Коня создал знаменитый Петр Карлович Клодт, автор скульптурной группы на Аничковом мосту.

Если на Аничковом главной была «идея», то в памятнике Николаю Второму есть своя изюминка - конь опирается только на задние ноги.

Некоторые экскурсоводы рассказывают, что, благодаря всего двум точкам опоры, скульптуре аналогов в мире нет. Это не совсем так, но достоинств этот факт не умаляет.

Существовал еще один миф о том, что для придания коню равновесия, в его круп была засыпана дробь, а ноги держатся на железных прутах.

При одной из реконструкций, дроби не обнаружили, а вот прутья действительно существуют.

Николай Первый изображен с портретной точностью. Кроме того, очень верно передан характер царя. Честолюбивый и самодовольный, желающий во всем походить на Великого Петра.

Монумент установили на одной оси с Медным всадником , повернув его в ту же сторону.

Этот факт стал причиной насмешек и поговорок.

Пьедестал несколько портит впечатление своей тяжеловесностью. Он украшен женскими фигурами - аллегорическими изображениями Мудрости, Силы, Правосудия и Веры.

Кроме того, богато оформлен горельефами, описывающими основные события царствования Николая.

Компенсируют грузность постамента фонари, установленные по кругу.

Их считают самыми красивыми в городе.

В 1930 году город чуть не потерял эту знаковую достопримечательность. Был принято решение в его демонтировать, ведь в послереволюционном Ленинграде не должно быть места для памятников царю. Но искусствоведам удалось его отстоять. Они сумели доказать, что это прежде всего уникальное творение русских инженеров.

Якобы, держится он на двух точках только благодаря точному математическому расчету. На первых порах его сохранили, но позже появилась новая идея. Решили оставить коня, а фигуру заменить на какого-нибудь «героя революции», например, Буденного, или Фрунзе.

Тут снова за монумент вступились специалисты, ссылаясь на ту же неимоверную техническую сложность.

Вожди города удовлетворились оградой памятника, которую демонтировали и уничтожили.

Так он смог достоять до наших дней, выжив даже в годы Блокады.

Ограду восстановили в 1994 году, но весной 2010 года она снова была практически уничтожена. На этот раз в нее врезался Мерседес.

Искореженные куски отвезли в реставрационную мастерскую, а заодно было приняли решение реставрировать и сам памятник.

Сейчас он находится в идеальном состоянии, единственное, что может огорчать туристов – вокруг организована большая стоянка автобусов, ожидающих туристов с экскурсии в Исаакиевский собор .

Как добраться:

От Невского проспекта налево по набережной реки Мойки, или по Малой морской улице

Памятник стоит на Исаакиевской площади. Позади него – Марьинский дворец. По правую руку, чуть впереди – гостиницы

Памятник Николаю I установлен в Петербурге на Исаакиевской площади по велению сына Николая I – Александра II. Он расположен на площадке между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Он находится на одной оси с Медным всадником, разделяет двух царственных всадников величественный Исаакий, это сразу же было замечено петербуржскими остроумцами. Предание говорит, что после открытия памятника, на нем появилась доска с надписью: «Не догонишь!» А по городу пошла ходить поговорка: «Коля Петю догоняет, да Исаакий мешает» или более популярный ее вариант: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Памятник Николаю Первому – это единственная на момент ее создания конная статуя, имевшая лишь две точки опоры – копыта гарцующего коня. Устойчивость такой конструкции было не так просто рассчитать. Эту задачу выполнил знаменитый скульптор, создавший памятник? Пётр Карлович Клодт. Для обеспечения устойчивости монумента в круп коня было засыпано несколько пудов дроби, а под копыта задних ног коня подвели железные стойки, протягивающиеся до основания монумента.

Проект памятника был выполнен Огюстом Монферраном в 1856-1859гг. Монумент помог знаменитому архитектору объединить в законченный ансамбль все здания Исаакиевской площади. Созданием скульптуры Николая Первого занимался П.К. Клодт.

Первоначально Клодтом было предложено выполнить фигуру всадника на неподвижном коне. Но такой эскиз не удовлетворил Монферрана. Тогда скульптор решил изобразить стремящегося вверх, гарцующего коня с неподвижным всадником. Именно этот замысел и воплотил Клодт.

Изготовление монумента, так же, как и расчет его конструкции, было довольно сложным. Когда Александр II осмотрел скульптуру в мастерской, он повелел внести определенные изменения, как, например, уменьшить козырек у каски, изменить левый аллюр лошади на правый аллюр и т.д. Что и было исполнено скульптором. Скульптуру должны были отлить в апреле 1858г. Но форма не выдержала бронзового расплава. К счастью, император Александр III оплатил продолжение работ и изготовление новой, более прочной формы. Вторая попытка отлить статую оказалась удачной.

Скульптура представляет собой конную статую Николая I высотой 6 м. Императора скульптор изобразил в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка. Пьедестал монумента тоже является произведением скульптурного искусства. Пьедестал выполнен архитекторами А.Пуаро и Н.Ефимовым. Его украшают аллегорические фигуры Силы, Мудрости, Веры, Правосудия, изображенные в виде женских фигур, выполненные Р.К. Залеманом. Их лица – это точные копии лиц жены Николая I и трех его дочерей: Марии, Ольги и Александры. Кроме того, на пьедестале выполнены горельефы, изображающие основные события, происходившие в стране в период царствования императора: восстание декабристов, подавление холерного бунта, награждение Сперанского М.М. за собрание и издание первого свода российских законов и открытие Веребьинского железнодорожного моста. Три горельефа принадлежат руке Н.А. Ромазанова, один – Р.К. Залемана. В облицовке постамента использованы несколько видов мрамора, красный финский и темно-серый сердобольский гранит, красный шокшинский порфир. Памятник окружен четырьмя фонарями, имеющими полное право называться "самыми красивыми фонарями Петербурга".

Памятник Николаю I открыли 25 июля 1859г. через некоторое время после смерти царя. Правление Николая I было довольно нелегким для Российской империи. Царь отличался суровым нравом и правил страной довольно жестко, за что в народе его прозвали Николай Палкин. Его не любили и боялись. Николаем I проводились репрессии, им была введена строгая цензура, а в крупных городах на каждом углу стояли агенты тайной разведки, выискивающие государевых недругов. Клодт изобразил Николая I таким образом, чтобы передать характер императора: он самодовольно и гордо восседает на вставшем на дыбы коне.

После революции 1917 г. не раз поднимался вопрос о демонтаже памятника, но в силу своей уникальности (устойчивость скульптуры обеспечивается лишь двумя точками опоры), его признали величайшим произведением инженерной мысли, и памятник не был уничтожен. В 30-е гг. ХХ века была демонтирована лишь ограда памятника. Она была воссоздана в 1992 г.

А. С. Пушкин в своем дневнике записал: «В нем много от прапорщика и мало от Петра Великого». Великий русский поэт хорошо знал цену Николаю I. «...Самодовольная посредственность с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли», - так писал о Николае I Ф. Энгельс. Русский народ метко окрестил ненавистного императора, жестокого и тщеславного, Палкиным. Это был мрачный период репрессий, жестокого преследования передовых взглядов и прогрессивных стремлений.

Более ста лет прошло с тех пор. Свершился Великий Октябрь, очистивший дорогу свету, цивилизации, прогрессу. А одну из центральных площадей Ленинграда - Исаакиевскую - продолжает украшать нарядный монумент Николая I. Почему же и сегодня этот памятник сохраняет право на существование?

На высоком, богато декорированном постаменте гарцует на красивом, стройном коне офицер, туго затянутый в нарядный кавалергардский мундир. На голове каска с орлом. Ноги в высоких ботфортах упираются в стремена. Нарочитость и высокомерие сквозят в чопорной, надменной позе всадника.

В мае 1856 года после смерти Николая I его преемником Александром II был утвержден проект памятника.

Рисунок представил Монферран, завершавший тогда строительство Исаакиевского собора. Скульптору Клодту было поручено выполнение конной статуи. Работы продолжались около трех лет, и 25 июля 1859 года состоялось торжественное открытие монумента «при громе пушек, при звоне колоколов и трубных звуках».

Основная заслуга в создании памятника принадлежит скульптору Клодту. Он сам производил и отливку конной статуи. Конь имеет лишь две точки опоры, что само по себе было уникальным в подобных произведениях и требовало от литейщика высокого мастерства.

Клодт к этому времени был уже известным скульптором и следовал в своих работах по пути реализма. С этих же реалистических позиций подошел он и к созданию памятника Николаю I.

Приглядитесь к всаднику: низко надвинутая каска скрывает от вас его лицо, и вы не улавливаете портретного сходства. Случайно ли это? Мы помним, как заботился Фальконе о портретном сходстве в "Медном всаднике". А усилению индивидуальных черт Николая I не помогли даже требования "заказчика" Александра II, предъявленные к автору: "козырек у каски уменьшить, каску одеть несколько назад". Памятник был открыт таким, каким задумал его автор. Клодт отказывается от четкого выявления портретного сходства, перенося акцент на иные качества, свойственные императору. Внешний лоск, высокопарность, любовь к военной мишуре, тщеславие - вот черты, которые скульптор сумел передать в памятнике. За внешним лоском всадника скрываются жестокость и высокомерие, за чопорной парадностью - холодное бездушие.


Памятник Николаю I. Барельеф "Открытие Веребьинского моста на железнодорожной магистрали Петербург - Москва"

Конная статуя Николая I поднята на высокий пьедестал, но нет в ней величия, героики. Обилием деталей и вычурностью отличается этот пьедестал, выполненный по рисункам архитектора Монферрана. Он создан из различных сортов мрамора и гранита разнообразных тонов и оттенков: финляндского и сердобольского гранита, шоханского порфира, итальянского белого мрамора, и словно стремится поразить зрителя своим богатством. На фоне белого мрамора с лицевой стороны памятника под гербом надпись: "Николай I, император всероссийский" и дата открытия памятника "1859".

По сторонам овальной верхней части пьедестала - тяжеловесные аллегорические фигуры с портретными чертами жены и трех дочерей императора, выполненные скульптором Р. К. Залеманом. Две из них обращены в сторону Исаакиевского собора: одна с весами в руках, олицетворяющая Правосудие, другая с мечом и копьем, символизирующая Силу. С противоположной стороны - Вера, женская фигура с покрытой головой, держащая в руках крест и раскрытое евангелие; другая - Мудрость, с неизменным зеркалом в руках, словно открывающим ей истину.

Четыре барельефа по сторонам постамента имели цель прославить царствование Николая I; они были выполнены скульпторами Р. К. Залеманом и Н. А. Рамазановым.

С лицевой стороны, обращенной в сторону Исаакиевского собора, барельеф, на котором помечена дата - 1825. На фоне дворового фасада Зимнего дворца Николай I, отправляясь на Сенатскую площадь, передает войскам своего сына, наследника престола.

На втором барельефе дата - 1831. На фоне строений бывшей Сенной площади - карета, в которой стоит "миротворец" - император. Около кареты толпятся крестьяне. Идиллически-мирная сцена, изображенная здесь, совершенно не отражает истинного характера события - холерного бунта, происшедшего в июне 1831 года, когда массовое выступление бедноты было жестоко подавлено гвардейскими полками.

В сторону б. Мариинского дворца обращен барельеф с датой 1832 - "Вручение М. М. Сперанскому ордена Андрея Первозванного". Николай I говорил, что нашел в Сперанском "самого ревностного, преданного слугу". При Александре I, накануне войны 1812 года, Сперанский был сослан. В царствование Николая I, в 1826 году он возглавил 2-е Отделение императорской Канцелярии и под его руководством было издано "Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах" и "Свод законов Российской Империи в 15 томах". Эта работа была простым механическим соединением законов, изданных в разное время.

На барельефе изображена церемония вручения ордена в Грановитой палате в Москве. На переднем плане Сперанский и Николай I в окружении ряда государственных деятелей; на столе - тома "Свода законов" - работа, за которую Сперанский.и был награжден орденом.

На четвертом барельефе представлен момент открытия в 1851 году Веребьинского моста железнодорожной магистрали Петербург - Москва, где присутствует и Николай I.

Дополнением к богато декорированному постаменту служат четыре фонаря, созданные по рисункам Клодта.

Высоко оценил работу Клодта величайший критик В. В. Стасов. Ценим и мы этот памятник за несомненные элементы критического подхода к изображаемому, за мастерство исполнения конной фигуры, за органическое сочетание художественных достоинств с исторической правдой.

Памятник Николаю I , установленный в 1859 г. в центре Исаакиевской площади, – не самый известный памятник в Санкт-Петербурге. Но люди, впервые увидев его, обычно ахают. И неудивительно: ведь при создании памятника свои усилия объединили два «титана» петербургского искусства – скульптор Петр Клодт и архитектор Огюст Монферран. С самого начала памятник как бы «напрашивался» на сравнение с Медным всадником: и расположены рядом, и решение схожее. Творение Клодта и Монферрана конкуренцию выдерживает достойно.

От Монферрана в этом памятнике – сложность силуэта, богатство декора и, самое главное, изощренный постамент. Монферран как архитектор всегда сочетал в себе тягу к мощным, могучим формам и страсть к декоративности, иногда даже к «украшательству». Эта двойственность ярко проявилась в памятнике. Проектируя солидный, «имперский», насыщенный символикой монумент, Монферран в то же время создает почти самостоятельное произведение архитектуры, изящное по форме и тонкое по колориту. Оцените сами, как красный финский гранит перекликается с красным же шокшинским порфиром, а бронза, оттененная белым мрамором, гармонирует с серым – сердобольским – гранитом.

От Клодта – главного скульптора-анималиста в Петербурге того времени – памятнику досталась «искра жизни». Никто лучше не смог бы передать порыв вздыбленного коня, вложить столько энергии и правдоподобия в это грациозное животное! А вот фигура самого императора, по иронии судьбы, не относится к лучшим произведениям мастера. Во-первых, Николай находится слишком высоко, и толком его не разглядишь. А во-вторых, Клодту при создании фигуры просто «не дали развернуться»: его заказчиков не интересовала ни психологическая достоверность, ни индивидуальность памятника. Нет, им нужен был обобщенный образ, образ правителя, победоносного триумфатора. Что ж, Клодт создал то, что от него требовали. И хотя прочтение памятника современниками могло быть двусмысленным (ведь в конце царствования Николая I Россия приближалась к катастрофическому поражению в Крымской войне, так что на роль триумфатора император этот точно не подходил), власти остались памятником более чем довольны.

Тем более, памятник этот стал настоящим триумфом русской инженерной мысли. Ведь это первый конный памятник в Европе, установленный на двух точках опоры (единственный памятник такого рода, созданный ранее — памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США). Казалось бы, в теории все просто: задняя часть тела коня заполнена металлом, центр тяжести смещен, благодаря чему фигура приобретает устойчивость. Однако на практике выполнить расчеты и точно сбалансировать скульптуру было невероятно сложно. Отсюда легенда: якобы Клодт, желая убедить власти в правильности своих расчетов, обещал после установки лечь перед памятником, так что если бы фигура рухнула, она бы погребла своего создателя. Достоверность легенды под вопросом; важно то, что памятник до сих пор стоит – не шелохнется.

Стоит он в центре Исаакиевской площади, лицом к собору. Спиной же Николай развернулся ко дворцу одной из своих дочерей – Марии Николаевны (отсюда еще одна легенда: мол, Мария не любила жить в этом дворце, вид из окна ее оскорблял). Кстати, четыре аллегорические фигуры на постаменте памятника, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», одновременно являются портретами жены императора, Александры Федоровны, и трех его дочерей, Ольги, Марии и Александры. Четыре же барельефа, расположенные чуть ниже, изображают четыре главные события царствования Николая I: восшествие на престол в 1825г. (на восстание декабристов, разумеется, ни единого намека), подавление холерного бунта 1831г., награждение Сперанского за составление Полного свода законов и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

Конная статуя императору России Николаю Павловичу Романову, вошедшему в историю под именем Николая I, находится в центре Исаакиевской площади с 25 июля 1859 года. Она продолжила череду конных памятников российским монархам, начатую Медным всадником Петра Великого и продолженную Павлом I . Этот красивый и сложный монумент сильно рисковал в советское время из-за противоречивой личности императора, запомнившегося, в основном, усмирениями, подавлениями и военной муштрой. Однако вовремя выдуманный миф об уникальности памятника, имеющего всего 2 точки опоры (ноги коня), помог отговорить функционеров от культуры от планов по его сносу. (Во время реконструкции выяснилось, что тонкий математический расчет основательно подпирают два металлических столба, связывающих копыта с постаментом).

16-метровый памятник выполнен в виде фигуры всадника на пьедестале. В отличие от Медного всадника, он представляет собой не цельную каменную глыбу, а композитную конструкцию из разных пород: в облицовке архитекторы Н. Ефимов , А. Пуаро и скульпторы Р. Залеман , Н. Рамазанов использовали мрамор, шокшинский порфир, красный финский и темно-серый сердобольский гранит. Для создания скульптуры коня к проекту был привлечен Петр Клодт , ранее создавший известную скульптурную группу Аничкова моста. Разработкой проекта руководил француз Огюст Монферран , к тому времени уже несколько десятков лет проведший в России в работе над такими достопримечательностями и символами Санкт-Петербурга, как Александринская колонна и Исаакиевский собор .

Всадник в форме Кавалергардского полка, как считается, передает некоторые черты характера императора Николая I: гордая и властная посадка на вставшем на дыбы коне (нередко символизировал Россию в целом), присущее ему при жизни тщеславие, нашедшее выражение в стремлении быть во всем похожим на своего предка - Петра Великого (расположение двух памятников на одной линии не случайно). В свете некоторой претензии, сквозившей в фигуре, а также общего впечатления о годах правления Николая I скорое появление известной характеристики не кажется безосновательной: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Барельефы на пьедестале запечатлели главные исторические достижения, которые, по мнению современников, отличали правление императора, например: подавление восстания декабристов (1825 год), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831 год), награждение М. Сперанского по случаю составления первого свода законов (1832 год), торжественное открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва (1851 год). С каждой стороны памятника поставлено по высокому фонарю, которые завершают ансамбль.

Это место в Петербурге чрезвычайно богато на достопримечательности. Кроме собора и памятника, на Исаакиевскую площадь также выходит Мариинский дворец , Манеж , гостиница Напомним также, что большая часть площади является Синим мостом, который считается самым широким в Петербурге (93 метра). Ближе к набережной Невы расположено бывшее здание Сената и Синода (ныне здесь располагается Конституционный Суд РФ и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина) и Медный всадник . Передохнуть от изучения всего этого великолепия можно в разбитом в 60-е годы XIX века перед Исаакиевским собором сквере.



Рассказать друзьям