Николай Болконский (Война и мир Толстой Л. Н.)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Война и мир» – эпопея Льва Николаевича Толстого, которая поднимает много тем и описыват множество характеров и ярких образов. Один из важных второстепенных персонажей - Николай Болконский, который является отцом двух центральных героев романа. Именно он, будучи не просто родителем, но истинным отцом, закладывает в Андрее и Марье необходимые и правильные человеческие ценности.

Внешность героя

Старый князь выглядит очень педантично, что передает основную черту его характера. Он невысок ростом, постоянно ходит в напудренном парике и старомодном кафтане. Характерной особенностью внешности Николая Балконского являются седые свисающие брови. Его руки иссушены старостью, но в глазах все еще присутствует молодецкий огонек. Важной особенностью внешнего облика героя является его манера двигаться. Его движения как-будто идут наперерез времени, которое в его имении тянется долго и медлительно. Он ходит быстро и стремительно, выражая все свое мировоззрение в резких, веселых, лихих движениях.

Характер Николая Болконского

Главной отличительной чертой князя является педантичность. Он довольно тяжелый по восприятию человек, иногда даже излишне гордый. Николай Андреевич не может терпеть праздного времяпровождения, он очень деятельностный, постоянно стремиться быть занятым полезным делом. Все в его доме живет по строгому распорядку, отклонений от которого он не допускает. Глупость, суеверие, потеря времени для него одни из самых страшных человеческих пороков. Несмотря на свою принципиальность и некоторую тяжесть характера, Болконский - добрый человек, следующий высоким моральным принципам. Для него важны фамильная честь, достоинство, благоразумие. Он никогда не идет наперекор своим принципам. Несмотря на то, что князь оградился от общественной жизни, он все же тщательно следит за тем, что происходит в стране и в обществе.

Отношение к детям

Князь иногда бывает слишком строг к своим детям, но все это только лишь из большой любви. Он стремится воспитать из них настоящих людей, для которых не являются пустыми такие слова как честь, достоинство патриотизм. Он не склонен к чувствительности, практически никогда не проявляет своих чувств. Даже провожая сына на войну, он не обнял его, а лишь пристально глядел, давая мудрое напутствие. К княжне Марье он слишком придирчив и строг, но это не потому, что старый князь не любит дочь, а потому, что хочет воспитать в ней лучшие качества, вырастить достойного человека и настоящую девушку.

Понять героя, изучить мотивы его поступков всегда помогает внешняя и внутренняя характеристика Николая Андреевича Болконского. Он - истинный князь, который способен сохранить честь своей семьи, воспитать детей соответственно их статусу и положению. Болконский до самой смерти остается верен своему званию. Несмотря на то, что светская жизнь предполагает праздное существование, князь на своем примере показывает, что звание и статус можно подтвердить только делами и действием. Именно таким вырастает и сын персонажа, главный герой романа «Война и мир» Андрей Болконский.

Николай Болконский.
Николай Болконский-дворянин и важный вельможа, ведущий жизнь отшельника, добровольно отдалившись от общества.

Благодаря колоссальной силе воли и твердости духа, дослужился до высшего армейского руководящего поста. Но несгибаемый характер сыграл с Николаем злую шутку: он позволял ему быть благородным гражданином, приносящим пользу обществу, а с другой стороны - делал его тяжелым, резким человеком, которого не каждый может выдержать. Видимо из-за своей дерзости, которой кто-то из высших должностных лиц оскорбился, князь и был сослан в поместье в Лысых Горах, где муштровал своих детей, как муштруют солдат, и ломал их характеры.

Николай все стремится подчинить себе: в его поместье царит строгий распорядок, нарушение которого грозит домашним-детям и слугам - суровым наказанием (чего только стоит прощание с сыном, идущим на войну, в соответствии с расписанием отца).

Жизнь дочери Марьи и сына Андрея так же подконтрольны ему. Мы не видим в романе детства Андрея и Марьи, но глядя на воспитание внука Николая, становится понятно, что князь не позволял своему потомству быть детьми и делать все, что положено детям. Они выросли в суровой атмосфере, близкой к армейской, когда весь день расписан поминутно. Их эмоции и проявления характера пресекались, отец всегда относился к ним, как к взрослым, требуя, чтоб они вели себя «как подобает детям Николая Болконского».
Вспомним, как своего грудного внука старик уже именовал «маленьким князем Николаем». «Маленький» здесь-не ласкательная приставка, а знак того, что есть еще князь Николай «большой». То есть, Николенька не маленький, а просто младший, а это не мешает ему с пеленок именоваться князем.
Николай Болконский, умеющий пресекать свои слабости, не терпим к слабостям других. Он любит своих детей и желает им счастья, но из-за своей жесткости не может осознать, что детей нужно воспитывать лаской и даже немного баловать, не подавлять их характеры, агрессивно навязывая свое видение мира. Дети должны сами постичь мудрость, на пути к которым они, возможно, столкнутся с неприятностями, но эти неприятности сделают их сильнее. А те тепличные условия, которые создал для них отец, губят их - они не имеют собственного опыта общения с внешней средой и полагаются лишь на опыт отца. Но чужой опыт-это не собственный. Им не на что опереться, поэтому столкновения с жизнью так трудны для Марьи и Андрея.
Николай Болконский старается уберечь детей от жизненных искусов, но при этом он подавляет их собственное «я». Он предпочитает видеть свою дочь Марью незамужней старой девой, которой чужда глупость и безнравственность, царящая в высшем обществе. Но счастлива ли сама Марья? Отец настолько сильно подавил ее характер, что она выдает его желания за свои: она уже заранее смирилась с ролью старой девы и приняла ее, не в силах противостоять мнению отца. Единственной отдушиной для Марьи в этом суровом, солдатском мире, созданном ее отцом и не подходящем для жизни женщины, является религия и переписка с подругой Жюли. Но даже эти сокровенные, личные вещи отец стремится контролировать. Если чтению личной переписки Марья не находит сил сопротивляться, то в религию она вцепилась, как утопающий в соломинку: заберите ее последнюю отдушину - и она задохнется.

Неизвестно когда и при каких обстоятельствах Николай Болконский потерял жену, но становится ясно, что он воспитывал Марью и Андрея самостоятельно. Если бы жива была их мать, она бы, благодаря природному женскому чутью, вырастила их как положено. Но матери не было и отец, закостенелый суровый солдат, делал это, как умел, не понимая, что детей надо воспитывать, а не муштровать, что сыну нужно в какой-то мере предоставлять свободу, а не ломать его характер, а предназначение дочери-не геометрия и заточение, а замужество и материнство.
Он аристократ до мозга костей, ставящий вопрос о происхождении превыше всего. Он кичится своим благородным происхождением (вспомните родовое древо во всю стену столовой), его сущность наполняют предубеждения и неприязнь по отношению к людям более низкого происхождения. Он ставит на одну планку распутную, подлую француженку м-ль Бурьен и графиню Наташу Ростову, не смотря на то, что Бурьен – блудная девка, а Наташа-глубокая, философская личность. Но обе они ниже по происхождению, обе из другого круга, и всего лишь поэтому князь отожествляет их.
По какой-то причине князь стремится показать, что и ему ничто человеческое не чуждо, и он стремится к равенству и братству: усаживает за один стол со своей семьей мужика-архитектора.
Николай Болконский желает своим детям счастья, но он совершает большую ошибку, которая сломает судьбу его сына, а дочь сделает несчастной. Он призывает замечать только положительную, хорошую, возвышенную часть жизни, а плохую, отрицательную, но неотделимую от хорошей, учит игнорировать.
Но это невозможно: хорошее и плохое, возвышенное и обыденное представляют собой одно целое, как свет и тень, день и ночь. Так аристократия неотделима от крестьянства, а любовь-от бытовых проблем.
Даже сам роман называется «Война и мир», а не «война или мир»-Толстой стремится показать, что нет на свете абсолютной, идеальной чистоты, так же, как и нет абсолютной грязи. Идеализировать мир-это утопия.
Этого так и не поймет князь Андрей и, умирая, подумает: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Разумеется, ведь он старался замечать только одну, величественную сторону жизни, а обыденную, прозаическую не принимал, тогда как и одна, и другая сторона представляют собой целостную картину. Из-за этого можно сказать, что Андрей не познал суть жизни из-за того, что запретил себе принимать ее такой, какая она есть.
Из-за этого непонимания, непостижимости им смысла жизни, Андрей сломал не одну судьбу.

Прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир», читатели встречаются с некоторыми образами героев, нравственно сильных и подающих нам жизненный пример. Мы видим героев, которые проходят трудный путь, чтобы найти свою истину в жизни. Таковым представлен в романе «Война и мир» образ Андрея Болконского. Образ многогранный, неоднозначный, сложный, но понятный читателю.

Портрет Андрея Болконского

Мы встречаемся с Болконским на вечере Анны Павловны Шерер. Л.Н.Толстой дает ему такое описание: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами». Мы видим, что присутствие князя на вечере весьма пассивно. Он пришел туда, потому что так положено: на вечере была его жена Лиза, и он должен был находиться рядом с ней. Но Болконскому явно скучно, автор показывает это во всем «…от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага».

В образе Болконского в романе «Война и мир» Толстой показывает образованного, умного, благородного светского человека, умеющего разумно мыслить и быть достойным своего звания. Андрей очень любил свою семью, уважал отца – старого князя Болконского, называл его «Вы, батюшка…» Как пишет Толстой «…весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимой радостью вызывал отца на разговор и слушал его».

Он был добр и заботлив, хотя может и не кажется нам таким.

Герои романа об Андрее Болконском

Лиза, жена князя Андрея, несколько побаивалась своего строгого супруга. Перед отъездом на войну она ему сказала: «…Андрей, ты так переменился, так переменился…»

Пьер Безухов «…считал князя Андрея образцом всех совершенств…» Его отношение к Болконскому было искренне добрым и нежным. Их дружба сохранила свою преданность до конца.

Марья Болконская, сестра Андрея, говорила: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли». Этим она подчеркивала особое достоинство брата, его благородство, ум, высокие идеалы.

Старый князь Болконский возлагал на сына большие надежды, но по-отечески любил его. «Помни одно, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» – сказал на прощанье отец.

Кутузов, главнокомандующий русской армии, относился к Болконскому по-отечески. Он принял его радушно и сделал своим адъютантом. «Мне хорошие офицеры самому нужны…», – говорил Кутузов, когда Андрей просился отпустить его в отряд Багратиона.

Князь Болконский и война

В разговоре с Пьером Безуховым Болконский высказал мысль: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь».

Но сильна была тяга Андрея к славе, к величайшему предназначению, он шел к «своему Тулону» – вот он, герой романа Толстого. «…мы офицеры, которые служим своему царю и отечеству…», – с истинным патриотизмом говорил Болконский.

По просьбе своего отца, Андрей попал в штаб Кутузова. В армии Андрей имел две репутации, очень не схожие между собой. Одни «слушали его, восхищались им и подражали ему», другие «считали его надутым, холодным и неприятным человеком». Но он заставил их любить и уважать себя, некоторые его даже боялись.

Болконский считал Наполеона Бонапарта «великим полководцем». Он признавал его гениальность и восхищался его талантом вести военные действия. Когда Болконскому поручили миссию доложить австрийскому императору Францу об удачном сражении под Кремсом, Болконский был горд и рад, что едет именно он. Он чувствовал себя героем. Но приехав в Брюнне, он узнал, что Вена занята французами, что есть «Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта…» и о своей славе уже не думал. Он думал о том, как спасти русскую армию.

В Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский в романе «Война и мир» находится на пике своей славы. Сам того не ожидая, он схватил брошенное знамя и с криком «Ребята, вперед!» побежал на врага, за ним побежал весь батальон. Андрей был ранен и упал на поле, над ним было только небо: «…ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» Судьба Андрея после Аустрелицкой битвы была неизвестна. Кутузов писал отцу Болконского: «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества…до сих пор неизвестно, – жив ли он или нет». Но вскоре Андрей вернулся домой и решил более не участвовать в каких-нибудь военных действиях. Жизнь его приобрела видимое спокойствие и равнодушие. Встреча с Наташей Ростовой перевернула его жизнь: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…»

Болконский и любовь

В самом начале романа в разговоре с Пьером Безуховым Болконский сказал фразу: «Никогда, никогда не женись, мой друг!» Андрей, казалось, любил свою жену Лизу, но его суждения о женщинах говорят о его высокомерии: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего!» Когда он первый раз увидел Ростову, она показалась ему радостной, взбалмошной девчонкой, которая только и умеет, что бегать, петь, танцевать и веселиться. Но постепенно к нему пришло чувство любви. Наташа дарила ему легкость, радость, ощущение жизни, то, Болконским было давно забыто. Нет больше тоски, презрения к жизни, разочарования, он чувствовал совсем другую, новую жизнь. Андрей рассказал о своей любви Пьеру и утвердился в мысли жениться на Ростовой.

Князь Болконский и Наташа Ростова были посватаны. Расстаться на целый год для Наташи было мучением, а для Андрея проверкой чувств. Увлекшись Анатолем Курагиным, Ростова не сдержала слова, данного Болконскому. Но волею судьбы Анатоль и Андрей оказались вместе на одре смерти. Болконский простил его и Наташу. После ранения на Бородинском поле Андрей умирает. Его последние дни жизни проводит с ним Наташа. Она ухаживает за ним очень заботливо, глазами понимая и угадывая, что именно хочет Болконский.

Андрей Болконский и смерть

Болконский не боялся умереть. Это чувство он испытывал уже дважды. Лежа под Аустерлицким небом он думал, что смерть пришла к нему. И теперь рядом с Наташей он был совершенно уверен в том, что прожил эту жизнь не зря. Последние мысли князя Андрея были о любви, о жизни. Он умер в полном спокойствии, потому что знал и понимал, что есть любовь, и что он любит: «Любовь? Что такое любовь?… Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь…»

Но все же в романе «Война и мир» Андрей Болконский заслуживает особого внимания. Именно поэтому, прочитав роман Толстого, я решил написать сочинение на тему «Андрей Болконский – герой романа «Война и мир». Хотя достойных героев в этом произведении достаточно, и Пьер, и Наташа, и Марья.

Тест по произведению

При прочтении романа читатели встречают на страницах его героев, которые подают жизненные примеры нравственности и вызывают симпатию. Они прошли уже нелегкий жизненный путь, служа родине, воспитывая детей. Именно таким описан Николай Андреевич Болконский. Образ отставного генерала, сосланного в деревню Лысые горы, сам не относится к центральным персонажам произведения. Он является отцом двух главных его героев: Маши и Андрея Болконских. Но, тем не менее, его образ запоминается своей яркой неповторимостью.

У него, как и у большинства персонажей Толстого, есть реальный прототип, князь Н.С.Волконский. Когда читаешь в романе о старом князе, замечаешь, что и самом автор с теплотой относится к своему герою, уважает его.

Характеристика персонажа

Перед нами предстает человек тяжелого нрава, но умный, способный на глубокие чувства. Князь, даже проживая в деревне, не умеет скучать - он умеет беречь свое время, не может бездельничать. Он занимается с дочерью Машей, работает в саду, пишет мемуары. Это человек, любящий порядок.

("Старый князь Н.А. Болконский", художник А.В. Николаев, 1960 )

Князь строг и суров, превыше всего ценит фамильную честь. Эти черты особенно ярко проявляются в его поведении, а также во взаимоотношениях с детьми. «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» - говорит он старшему сыну, когда тот отправляется на фронт. Николай не дает сыну при прощании напутствий, не обнимает его, только молча смотрит, а потом сердито кричит, чтоб тот уходил. Своим поведением старый князь прикрывает глубокое чувство любви к нему. После ухода сына, он, закрывшись в кабинете, долго плакал, о чем свидетельствуют сморкания и вздохи, слышные даже за дверью.

Образ героя в произведении

(Анатолий Кторов в роли князя Николая Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Николая отличает невысокий рост, маленькие сухие руки, умные, постоянно блестящие глаза, немного насупленные висячие брови. Ходить он предпочитает в "кафтане и пудре". По характеру герой требователен и резок, но справедлив и принципиален, горд и сдержан, интересуетсясобытиями, которые происходят вокруг в мире.

Болконский патриот, обладающий чувством долга, порядочный, благородный. И детей своих воспитывает такими же. Семья князя резко выделяется из ряда других семей аристократического света. Болконские трудолюбивы и деятельны. Они близки к народу, умеют вникать в проблемы простых людей, понимают их.

Князь твердо убежден, что основой жизни являются «…только две добродетели - деятельность и ум». В дочери Марье он воспитывает такие же убеждения, потому и обучает ее всем наукам, которые знает сам.

Николай Болконский представлен Л.Н. Толстым как собирательный образ патриотов своего Отечества, людей высокой нравственности. Но он не является представителем уходящего поколения. Андрей вырос таким же, как отец. Люди, подобные Болконским, будут всегда среди передовых представителей народа.

Роль семьи Болконских в произведении

Важную роль играет в романе «Война и мир» семья Болконских. С ними неразрывно связаны основные проблемы произведения великого писателя. В тексте прослеживаются истории нескольких семей. Основное внимание уделяется Болконским, Ростовым и Курагиных. Симпатии автора на стороне Ростовых и Болконских. Между ними большая разница Отношения между Ростовыми чувственные и эмоциональные. Болконскими руководит разум и целесообразность. Но именно в этих семьях воспитываются любимые герои Льва Николаевича Толстого. Члены семьи Болконских являются яркими представителями людей «мира и света». Их судьбы тесно переплетаются с жизненными путями остальных персонажей произведения. Они принимают активное участие в развитии сюжетной линии повествования. Психологические проблемы, вопросы нравственности, морали, семейных устоев находят отражение в изображении этих персонажей.

Характеристика отношений

Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся неподалёку от столицы. Каждый из членов семьи – личность неординарная, наделённая сильным характером и недюжинными способностями.

Глава семьи

Старый князь Николай Андреевич, его сын Андрей Николаевич и княжна Марья Николаевна – члены семьи Болконских в романе «Война и мир».

Во главе семьи стоит старый князь Болконский. Это человек с сильным характером и устоявшимся мировоззрением. Успешная карьера военного, почести и уважение остались для него в далёком прошлом. На страницах книги мы видим старого человека, устранившегося от военной службы и государственных дел, уединившегося в своём имении. Несмотря на удары судьбы, он полон сил и энергии. День старого человека расписан по минутам. В его распорядке находится место как умственному, так и физическому труду. Николай Андреевич составляет планы военных кампаний, работает в столярной мастерской, занимается обустройством имения. Он находится в здравом уме и хорошей физической форме, не признаёт праздности для себя и заставляет жить по его правилам всех домочадцев. Особенно тяжело приходится дочери, которая вынуждена изучать естественные науки и терпеть тяжёлый нрав отца.

Гордый и непреклонный характер старого князя доставляет окружающим много неприятностей, а неподкупность, честность и ум вызывают уважение.

Князь Андрей

С Андреем Болконским мы знакомимся в первой главе произведения. Он появляется среди гостей светского салона Анны Павловны Шерер и сразу привлекает всеобщее внимание. Молодой человек выделяется на общем фоне не только внешностью, но и своим поведением. Мы понимаем, что окружающие люди вызывают в нём раздражение и даже злость. Ему неприятны фальшивые маски, ложь, лицемерие и пустые разговоры светского общества. Искренняя добрая улыбка появляется на лице героя только при виде Пьера Безухова. Андрей Болконский молод, красив, образован, но неудовлетворён своим существованием на этой земле. Он не любит свою красивую жену, недоволен карьерой. На протяжении развития сюжетной линии образ героя открывается перед читателем во всей своей глубине.

В начале романа Андрей, человек, мечтающий стать похожим на Наполеона. Поэтому принимает решение оставить беременную жену, наскучивший образ жизни и отправляется на военную службу. Он мечтает о героических поступках, славе и всенародной любви. Высокое небо Аустерлица изменяет его мировоззрение и корректирует планы на жизнь. Он постоянно ищет себя. Подвиги и тяжёлые ранения, любовь и предательства, разочарования и победы наполняют жизнь одного из любимых героев Толстого. В итоге молодой князь находит истинный смысл жизни в служении Отечеству, защите своей Родины. Судьба героя трагична. Он умирает от тяжёлого ранения, так и не воплотив своей мечты в жизнь.

Княжна Марья

Сестра Андрея Болконского, княжна Марья – один из самых ярких и трогательных образов повествования. Живя рядом со своим отцом, она терпелива и покорна. Мысли о муже, своей семье и детях кажутся ей несбыточными мечтами. Марья непривлекательна: «некрасивое слабое тело и худое лицо», неуверенна в себе и одинока. Замечательными в её облике были только «большие, глубокие, лучистые» глаза: «Своё предназначение она видит в служении господу. Глубока вера даёт силы, является отдушиной в её непростой жизненной ситуации. «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю другой жизни», ̶ говорит о себе героиня.

Робкая и мягкая княжна Марья ко всем одинаково добра, искренна и духовно богата. Ради близких людей девушка готова на жертвы и решительные поступки. В финале романа мы видим героиню счастливой женой Николая Ростова и заботливой матерью. Судьба вознаграждает её за преданность, любовь и терпение.

Фамильные черты

В романе «Война и мир» дом Болконских – образец истинно аристократических устоев. В отношениях царит сдержанность, хотя все члены семьи искренне любят друг друга. Спартанский образ существования не позволяет проявлять свои чувства и переживания, хныкать, жаловаться на жизнь. Строгие правила поведения никому не позволено нарушать.

Болконские в романе «Война и мир» олицетворяют лучшие черты уходящего в историю дворянского сословия. Некогда представители этого класса были основой государства, посвящали свою жизнь служению, Отечеству, как и представители этой благородной фамилии.

У каждого из рода Болконских свои неповторимые черты характера. Но есть в них нечто общее, что объединяет этих людей. Их отличает фамильная гордость, честность, патриотизм, благородство, высокий интеллектуальный уровень развития. Предательству, подлости, трусости нет места в душах этих героев. Характеристика семьи Болконских складывается постепенно на протяжении всего повествования.

Замысел классика

Проверяя прочность семейных уз, писатель проводит своих героев через ряд испытаний: любовью, войной и светской жизнью. Представители рода Болконских благополучно справляются с трудностями благодаря поддержке родных людей.

По замыслу великого писателя, главы, посвящённые описанию жизни семьи Болконских, играют огромную роль в идейном содержании романа «Война и мир». Они люди «света», достойные глубокого уважения. Изображение семейного уклада любимых героев помогает классику отобразить «мысль семейную», построить своё произведение в жанре семейной хроники.

Тест по произведению



Рассказать друзьям