Новый российский противолодочный самолёт: разработка продолжается. Авиация россии День противолодочной авиации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Которые вооружались специальными противолодочными бомбами небольшого калибра. В истории также отмечены случаи, когда обнаруженные подводные лодки противника атаковали самолёты других родов ВВС ВМФ - истребители и бомбардировщики. Однако всё это носило, скорее, случайный характер, не являясь систематической борьбой с подводными лодками. На самолётах отсутствовали средства поиска, да и средства поражения оставались далёкими от совершенства.

В 1940-1960-х гг. строительство подводных лодок переживало бурный рост. Это объяснялось, в первую очередь, их серьёзными боевыми успехами в годы Второй мировой войны. Кроме того, подводные лодки обходились значительно дешевле, чем надводные корабли. Вооружение ПЛ также постоянно совершенствовалось, а с появлением на их борту крылатых и баллистических ракет стало возможным скрытно наносить удар из-под воды за многие десятки и сотни километров от целей.

В западных странах меры по созданию противолодочной авиации предприняли ещё в начале 1940-х гг. Сначала для этого использовали обычные самолёты берегового командования, вооружённые противолодочными бомбами. Они атаковали бомбами и пулемётами визуально обнаруженные ПЛ в надводном положении и, иногда, под перископом. Позднее эти самолёты стали оборудовать специальными радиолокационными и гидроакустическими системами поиска ПЛ в надводном и подводном положении. К концу Второй мировой войны во всех основных странах антигитлеровской коалиции были полноценные части патрульной и противолодочной авиации, оснащённые самыми современными на то время самолётами, средствами поиска и поражения.

В Советском Союзе понимание необходимости создания нового рода сил пришло к руководству ВМФ только в середине 1950-х гг. Но и здесь пошли по пути наименьшего сопротивления - в противолодочные части на первых порах переформировывались морские разведывательные полки, вооружённые летающими лодками «Каталина» и Бе-6.

Создание первых вертолётов конструкции Миля и Камова в середине 1950-х гг. высветило новую область их применения - в качестве противолодочного средства флота берегового и корабельного базирования. Но прошли ещё долгие годы, пока противолодочная авиация заявила о себе в полный голос как важнейшая составляющая Авиации ВМФ.

Морская противолодочная авиация Балтийского флота

Противолодочная авиация на Балтике появилась в конце Великой Отечественной войны, когда летом 1944 г. была сформирована 29-я отдельная авиационная эскадрилья ПЛО. На её вооружении состояли летающие лодки Бе-4 и PBN-1 «Номад». Данная часть, хотя и числилась в составе 15-го ОРАП, но, фактически, была вполне самостоятельной. На неё был возложен довольно широкий крут задач: воздушная разведка, поиск ПЛ противника, противолодочная оборона наших кораблей и судов, спасение экипажей самолётов, сбитых над морем. Но, несмотря на своё «противолодочное» название, она ничем не отличалась от своих коллег из разведывательных частей.

В апреле 1945 г. 29-я ОАЭ ПЛО была расформирована, а на её основе сформированы три новые эскадрильи: 15-я, 16-я, 17-я ОСАЭ ПЛО. Но уже в мае 1946 г. первые две из них были обращены на формирование 69-го ОМРАП, а 17-я ОСАЭ переименована в 17-ю ОМДРАЭ. С этого времени на ближайшие 10 лет противолодочная авиация БФ прекратила своё существование.

В середине 1955 г. на Балтике формируются первые вертолётные части (507-я и 509-я ОАЭВ). На их вооружение поступают вертолёты Ми-4. В сентябре 1957 г. к ним добавляется 225-я ОАЭ корабельных вертолётов Ка-15. Эти эскадрильи стали решать задачи ПЛО в интересах БФ в ближней зоне.

В сентябре 1958 г. на базе этих эскадрилий формируются два вертолётных полка: 413-й И437-ЙОАПВ. Они просуществовали до конца 1961 г., когда были переформированы в один 745-й отдельный противолодочный вертолётный полк ближнего действия, базирующийся на аэр. Донское. С 1965 г. на вооружении полка состояли вертолёты Ми-4 и Ка-25, в 1970 г. к ним добавились транспортные вертолёты Ми-6 и Ми-8, а в 1975 г. - Ми-14.

Несколько ранее - в августе 1960 г., 17-я ОМДРАЭ была переформирована в 17-ю отдельную дальнюю противолодочную авиационную эскадрилью, на вооружении которой состояли самолёты Бе-6. В 1970 г. эскадрилья перевооружилась на противолодочные амфибии Бе-12. В 1971 г. 17-я ОДПЛАЭ, вместе с 759-м ОМТАП, была переформирована в 49-ю ОПЛАЭ ДД базирующуюся на аэр. Коса.

Такое положение дел сохранялось до 1972 г., когда на базе 846-го гв. ОМТАП Авиации БФ был сформирован

846-й гв. ОПЛАП, одна из эскадрилий которого начала перевооружение на новые дальние противолодочные самолёты Ил-38. С октября 1975 г. этот полк был расформирован, а на его основе была создана новая противолодочная авиационная часть - 145-я ОПЛАЭ ДД, базирующаяся на аэр. Скультэ. С этого времени Балтийская противолодочная авиация вышла на «океанский простор». Помимо Балтийского моря, её самолёты выполняли вылеты на боевую службу в Северное, Средиземное, Красное моря и Индийский океан. Вертолёты корабельного базирования осваивали, помимо Балтики, Атлантический океан и Средиземное море.

Практически все последующие 20 лет состав сил противолодочной авиации БФ не изменялся: 745-й ОПЛВП, 49-я ОПЛАЭ и 145-я ОПЛАЭ. К этому времени только вертолётный полк перевооружился на современные вертолёты Ка-27 и Ка-29тб.

После 1992 г. 145-я ОПЛАЭ была расформирована, а её самолёты Ил-38 были переданы в 77-й ОПЛАП, 317-й ОСАП ВВС ТОФ и 240-й гв. ОСАП ВВС ВМФ.

С сентября 1996 г. 49-я ОПЛАЭ и 397-я ОТАЭ ВВС БФ образовали новый 316-й ОСАП, базирующийся на аэр. Храб-рово (г. Калининград). Но спустя два года противолодочная эскадрилья была расформирована (последний уцелевший самолёт Бе-12 ещё можно было наблюдать в полуразобранном состоянии на аэр. Храброво в мае 2011 г.).

В 1994 г. 745-й ОКПЛВП был свёрнут в 396-ю ОПЛВЭ и просуществовал в таком виде до декабря 2009 г. В рамках перехода ВС РФ на «перспективный облик», 396-я ОКПЛВЭ на аэр. Донское и 125-я ОВЭ на аэр. Чкаловск, вместе с частями обеспечения, были переформированы в 7054-ю гвардейскую Новгородско-Клайпедскую Краснознамённую авиационную базу им. И.И.Борзова, получив почётные наименования и награды практически ото всех расформировываемых авиационных частей ВВС и ПВО БФ. Фактически, из «старых» противолодочных частей на Балтике с 2010 г. осталась только вертолётная эскадрилья на Ка-27пл и Ка-27пс, которая решает задачи противолодочной обороны, транспортных перевозок и поисково-спасательных действий.

Противолодочная авиация Черноморского флота

Ещё на этапе зарождения Морской Авиации командование ЧФ правильно оценило её перспективы в борьбе с подводными лодками. Так, в начале 1914 г., осознавая неизбежность надвигающейся войны, адмирал А.А.Эбергард, среди задач, поставленных перед Авиацией флота, называл и такую: «открытие неприятельских подводных лодок, указание их места нашему флоту и атака их бросанием бомб».

Уже в разгар Первой мировой войны, в июле 1916 г. под Севастополем были проведены успешные испытания противолодочной авиабомбы конструкции морского лётчика ст. лейтенанта Л.И.Бошняка. Таким образом, Чёрное море можно, в определенной степени, считать колыбелью противолодочной авиации.

Но, как и на Балтике, ещё свыше 40 последующих лет поиском и уничтожением ПЛ противника занимались, в основном, части и подразделения разведывательной авиации. Фактически, с первых дней Великой Отечественной войны самолёты МБР-2, ГСТ и МТБ-1 119-го МРАП, 60-й, 80-й, 82-й и 83-й ОМРАЭ, к которым осенью 1941 г. добавилась 18-я ОМРАЭ, перебазированная с Балтики, приступили к поиску румынских, турецких, немецких и итальянских ПЛ , которые мерещились командованию ЧФ у советских берегов.

В марте 1952 г. в Севастополе был сформирован 220-й отдельный отряд вертолётов Ка-10. Мало кто мог тогда предположить, что подобные летательные аппараты станут вскоре грозой подводных лодок. Спустя два года на базе отряда была сформирована 1222-я отдельная авиационная эскадрилья базовых вертолётов, перевооружённая в 1955 г. на Ка-15. В начале 1958 г. её дополнила 307-я отдельная авиационная эскадрилья корабельных вертолётов, а уже в апреле того же года на базе этих авиационных частей формируется 872-й отдельный авиационный полк вертолётов на аэр. Донузлав.

К середине 1950-х гг. для поиска и уничтожения ПЛ привлекались самолёты Бе-6 977-го ОМДРАП (бывш. 18-я ОМДРАЭ), атакже вертолёты Ми-4м и Ка-15 872-го ОАПВ.

Но по-настоящему части противолодочной авиации появились только в конце 1960 г. - начале 1961 г. Так, 270-я ОМДРАЭ ВВС ЧФ, сформированная в Донузлаве на базе 2-й АЭ 977-го ОМДРАП и вооружённая реактивными лодками Бе-10, была в ноябре 1960 г. переформирована в 270-ю ОДПЛАЭ. Тогда же 853-й ОВП был переформирован в 303-ю ОВЭ ПЛО.

В сентябре 1961 г. 872-й ОАПВ переименуется в 872-й ОПЛВП БД, с перебазированием на аэр. Кача, и на его укомплектование обращается 303-я ОВЭ ПЛО. Одновременно 270-я ОПЛАЭ АД была переформирована в 318-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия.

В 1965 г. части противолодочной авиации получают на вооружение новые самолёты-амфибии Бе-12 и вертолёты Ка-25, что существенно расширило их поисково-ударные возможности.

В сентябре 1969 г. на базе 872-го ОКПЛВП в Авиации ЧФ формируется ещё один вертолётный полк - 78-й ОКПЛВП. Это было связано с расширением круга задач ВМФ СССР по присутствию в океанской зоне и вводу в строй новых противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград», на которых могли базироваться целые вертолётные части.

Практически до момента развала Советского Союза в декабре 1991 г., состав сил противолодочной авиации ЧФ не менялся (318-й ОПЛАП, 78-й ОКПЛВП и 872-й ОКПЛВП). С 1973 г. на её вооружение поступили вертолёты Ка-27пл и Ка-27пс, чьи поисковые и ударные возможности превосходили устаревающие Ка-25. В 1978 г. к ним добавились вертолёты берегового базирования Ми-14пл, Ми-14пс и Ми-14бт.

Учитывая размеры Черноморского ТВД, командование ВВС ВМФ не стало вооружать Авиацию ЧФ противолодочными самолётами Ил-38, не говоря уже о Ту-142. Поэтому состав её авиапарка до начала 2000-х гг. почти не менялся:: Бе-12, Ка-27, Ка-25 и Ми-14.

В июне 1991 г. ВВС ЧФ пополнились ещё одной противолодочной частью, причём весьма необычным способом. Тогда 841-й гвардейский морской авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, на МиГ-23м, базирующийся на аэр. Мериа в Грузии, был переформирован в 841-й гв. ОПЛВП на вертолётах Ми-14пл, Ми-14пс.

Противостояние Украины и России в вопросах раздела имущества бывшего ЧФ СССР не могло не отразиться на составе и состоянии Черноморской Авиации, в целом, и её противолодочных частей, в частности. Согласно соглашению между правительствами двух стран от 27.05.1998 г., украинской стороне, в числе многого другого имущества ЧФ СССР, были переданы следующие противолодочные самолёты и вертолёты: 10 Бе-12пл, 18 Ка-25пл и 20 Ми-14пл.

В результате этой передачи авиатехники, с середины 1995 г. противолодочная авиация претерпела значительные изменения: 78-й ОКПЛВП в Донузлаве был расформирован, 841-й гв. ОПЛВП -переформирован в 863-ю ОПЛВЭ, которую перебазировали из Мерии в Анапу, а вместо 318-го ОПЛАП на Каче была сформирована 327-я ОПЛАЭ. В сентябре 1996 г. 327-я ОПЛАЭ и 917-й ОТАП ВВС ЧФ переформируются в новый смешанный авиационный полк, который получает номер и награды ранее расформированного 318-го ОПЛАП (Констанцский, Краснознамённый). Новый полк, в составе которого одна эскадрилья была вооружена самолётами Бе-12, а вторая - транспортными самолётами Ан-26, базировался на аэр. Кача и выполнял многообразные задачи противолодочного обеспечения сил флота, а также перевозки личного состава и грузов.

В сентябре 1997 г. 872-й ОКПЛВП в Каче был переформирован в 61-ю ОКПЛВЭ, но уже в мае 1998 г. эта эскадрилья, совместно с 863-й ОПЛВЭ, была обращена на формирование нового 25-го ОКПЛВП. Его эскадрильи базировались на аэродромах Кача и Анапа.

На последующие 10 лет наступило затишье в организационно-штатной структуре ВВС ЧФ и её противолодочных сил. Это объясняется жёсткими рамками российско-украинского договора о статусе ЧФ России (российская сторона не может в одностороннем порядке изменить состав и место дислокации своих частей).

В середине 2009 г., в ходе развернувшийся компании по переходу ВС РФ на новый «перспективный облик», 318-й ОСАП и 25-й ОКПЛВП были обращены на формирование 7059-й Констанцской Краснознамённой авиационной базы МАЧФ. Но в ближайшем времени самолёты Бе-12 вынуждены будут уйти на «заслуженный отдых» (на других флотах они уже давно были списаны и утилизированы), и задачи поиска и уничтожения ПЛ будут решать только вертолёты Ка-27.

Противолодочная авиация Северного флота

Североморской авиации с первых дней Великой Отечественной войны пришлось решать задачи поиска и уничтожения подводных лодок противника. Так как специализированных противолодочных частей в её составе не было, то для этого широко привлекались самолёты МБР-2, ГСТ и 118-го МРАП и 49-й ОМРАЭ. В отличие от Балтики и Чёрного моря, на Севере подводная угроза для советского судоходства была более чем реальной. По оценкам командования СФ, в составе ВМС Германии на Северном ТВД насчитывалось шесть ПЛ (1). По состоянию на 1 июля 1942 г., их количество оценивалось в 14-16 единиц (17). Подводные лодки противника действовали в Баренцевом, Белом и Карском морях. Их жертвами становились транспортные суда и корабли, а также береговые объекты на побережье. Такая ситуация заставила командование ВВС СФ принять меры по наращиванию группировки противолодочных сил авиации. Так, осенью 1942 г. с Каспийского на Белое море был переброшен 22-й МРАП, на самолётах МБР-2, а весной 1944 г. на его основе, а также ряда других авиационных частей ВВС СФ и БелВФ были сформированы 44-й, 53-й и 54-й смешанные авиационные полки. В их составе имелось по одной эскадрилье летающих лодок МБР-2, а с лета 1944 г. в дополнение к ним начали поступать американские самолёты PBN-1 «Номад». На эти подразделения легла основная тяжесть противолодочной борьбы.

К концу 1944 г. фронт откатился далеко на Запад, и подводная угроза постепенно сошла на нет. В этой связи, к осени 1945 г. 44-й и 54-й САП были расформированы, а 53-й САП переформирован в морской дальнеразведывательный полк.

Возрождение противолодочной авиации, как рода сил ВМФ на Севере, началось в середине 1950-х гг., когда на вооружение 403-го ОМДРАП (бывш. 118-й ОМДРАП) поступили самолёты Бе-6 с радиогидроаккустической системой «Баку». В это же время формируется первая вертолётная часть - 2053-я ОАЭВ, вооружённая Ми-4м.

К 1958 г. формируется 309-я ОАЭ KB, на вертолётах Ка-15, и в том же году она, вместе в 2053-й ОАЭ БВ, преобразуется в 830-й отдельный авиационный полк вертолётов.

В конце 1960 г. 403-й ОМДРАП переформируется в 403-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, а 830-й ОАПВ стал именоваться 830-м ОПЛВП БД.

В 1967 г. 830-й вертолётный полк приступил к освоению новых корабельных вертолётов Ка-25. В этом же году на вооружение ВВС СФ поступают новые противолодочные самолёты дальнего действия Ил-38, из которых формируют новую авиационную часть - 24-й ОПЛАП ДД. Этот полк стал первым в составе Морской Авиации вооружённым данной авиационной техникой. С поступлением на вооружение Ил-38, поисково-ударные возможности североморской противолодочной авиации существенно расширились.

В 1968 г. 403-й ОПЛАП ДД получил на замену Бе-6 новые самолёты-амфибии Бе-12.

Во второй половине 1969 г. на аэр. Кипелово формируется новый противолодочный авиаполк - 76-й ОПЛАП ДД. Это была первая в составе Авиации ВМФ часть стратегических противолодочных самолётов Ту-142. Таким образом, СФ стал своеобразным полигоном, на котором проходила испытание новая авиационная техника и отрабатывались новые тактические приемы поиска и уничтожения ПЛ.

В 1970-1977 гг. самолёты Ил-38 24-го ОПЛАП ДД выполняли вылеты на БС в Средиземное, Красное море и в Индийский океан с аэродромов Египта и Сомали, а в 1981 -1988 гг. - с аэродромов Ливии и Эфиопии.

В ноябре 1982 г. на аэр. Кипелово была сформирована ещё одна авиационная часть на самолётах Ту-142-277-я ОПЛАЭ.

В 1976 г. на вооружение вертолётного полка на замену Ми-4м поступают базовые вертолёты Ми-14.

В 1979 г. на смену вертолётом Ка-25 начали поступать новые противолодочные вертолёты корабельного базирования Ка-27.

В конце 1980 г. 830-й ОКПЛВП был разделён на два полка - собственно 830-й ОПЛВП и новый 38-й ОКПЛВП. Это было связано, с одной стороны, с поступлением от промышленности в значительных количествах новых вертолётов, а с другой стороны - с вводом в состав СФ новых авианесущих кораблей одиночного и группового базирования.

С 1983 г. самолёты Ту-142 ВВС СФ начали регулярные полёты на Кубу. Это позволило расширить зону поиска ПЛ вероятного противника на экваториальную часть Атлантического океана.

В конце 1983 г. в составе ВВС СФ была сформирована 35-я противолодочная авиационная дивизия, в состав которой включили 76-й ОПЛАП и 277-ю ОПЛАЭ (вскоре развёрнутую в 135-й ПЛАП). Дивизия стала первым и единственным противолодочным соединением ВВС ВМФ. В последующих планах командования ВВС ВМФ было формирование из двух вертолётных полков на Севере и двух вертолётных полков на Тихом океане по вертолётной дивизии, но этим планам не суждено было сбыться.

В марте 1991 г. на Севере формируется авиационное соединение нового типа - 57-я смешанная корабельная авиационная дивизия, куда, кроме 38-го и 830-го ОКПЛВП, вошёл 279-й ОКИАП на самолётах Су-27к. Полки дивизии были предназначены для базирования на борту тяжёлых авианесущих крейсеров «Адмирал Кузнецов» и «Адмирал Горшков». Это было, пожалуй, последним созидательным шагом руководства ВМФ в области военного строительства Морской Авиации. Наступал декабрь 1991 года…

Ещё почти два года противолодочная авиация СФ смогла удерживать свои позиции в системе ВМФ, но в 1993 г. начались необратимые процессы.

В конце 1993 г. 38-й ОКПЛВП и 830-й ОКПЛВП снова были свёрнуты в один полк - 830-й ОКПЛВП. «Реформированию» подверглись и два самолётных противолодочных полка: 24-й ОПЛАП и 403-й ОПЛАП были переформированы в новый 403-й ОПЛАП, на самолётах Ил-38 (фактически, «молодому» полку были переданы почётное наименование и орден от «старого» полка, а самолёты Бе-12 были списаны и утилизированы).

В конце 1994 г. управление 35-й ПЛАД и 135-й ПЛАП были расформированы. На аэр. Кипелово остался только 76-й ОПЛАП (базировавшийся там же 392-й ОДРАП, на самолётах Ту-95рц, ещё в конце 1989 г. был перебазирован на аэр. Веретье в Псковскую область).

В 1998 г. 57-я СКАД была расформирована, и 830-й полк вновь стал отдельным, а 403-й ОПЛАП был переформирован, вместе с 912-м ОТАП ВВС СФ, в 403-й отдельный смешанный авиационный полк, в котором одна АЭ была противолодочной, а другая - транспортной.

Некоторое время состав сил противолодочной авиации СФ оставался неизменным: эскадрилья самолётов Ил-38, в составе 403-го ОСАП, - на аэр. Североморск-1, полк самолётов Ту-142мк - на аэр. Кипелово, и полк корабельных вертолётов Ка-27 - на аэр. Североморск-1. Хотя задач для неё не уменьшилось, интенсивность вылетов на БС снизилась в разы, по сравнению с началом 1980-х гг…

В июне 2002 г. 76-й ОПЛАП был свёрнут в 73-ю ОПЛАЭ на аэр. Кипелово. Это событие только констатировало тот факт, что содержать целый полк дорогостоящих в эксплуатации и обслуживании самолётов Ту-142 Авиация СФ уже не могла. Все заштатные самолёты, оставшиеся от двух полков, потихоньку списывались и разделывались на металл.

Очередная «реформа» Морской Авиации (и противолодочной авиации, в том числе) началась после заседания Военной Коллегии МО РФ, которое состоялось в октябре 2008 г. В рамках её предусматривалось переформировать лётные и тыловые части на одном аэродроме в авиационные базы. В МА СФ (так стали именоваться ВВС СФ с апреля 2009 г.) были сформированы 7050-я АвБ на аэр. Североморск-1, на формирование которой были обращены 403-й и 830-й авиаполки, и 7051-я АвБ, на аэр. Оленья и Кипелово, на формирование которой были обращены 924-й гв. ОМРАП и 73-я ОПЛАЭ. В состав авиабаз на тот момент не вошёл 279-й ОКИАП. В таком виде они существовали до середины 2011 г., когда МРА была передана в состав Дальней Авиации ВВС и ПВО РФ, а оставшиеся части МА СФ начали переформировывать в одну авиационную базу.

В настоящее время противолодочные задачи на Севере решают подразделения в составе авиабаз противолодочных самолётов Ту-142мк в дальней зоне, самолётов Ил-38 - в средней зоне, и вертолётов Ка-27пл - в ближней зоне и с авианесущих кораблей одиночного и группового базирования.

Противолодочная авиация Тихоокеанского флота

До середины 1950-х гг., как и на других флотах, противолодочные задачи на Тихом океане решали части и подразделения разведывательной авиации. В годы Великой Отечественной войны и во время войны с Японией для этого привлекались 16-й, 115-й и 117-й разведывательные полки ВВС ТОФ, СТОФ и АмВФ, а также целый ряд отдельных эскадрилий и звеньев. Они были вооружены самолётами МБР-2 и PBN-1 «Номад». Большинство этих частей было расформировано в 1945-1948 гг., а те, которые уцелели, прекратили свое существование в 1960 г.

Появление специализированных противолодочных частей в составе ВВС ТОФ было связано с принятием в середине 1950-х гг. на вооружение Морской Авиации вертолётов корабельного и берегового базирования Ка-15 и Ми-4.

В августе 1955 г. на аэр. Южная Угловая формируется первая вертолётная часть - 505-я ОАЭ БВ, на вооружении которой состояли Ми-4м.

В сентябре 1957 г. к ней добавляется 264-я ОАЭ KB, на вертолётах Ка-15, которая также дислоцировалась на аэр. Южная Угловая. В апреле 1958 г. обе эти вертолётные части были обращены на формирование первого на Тихом океане вертолётного полка - 710-го ОВП.

В сентябре 1957 г. на Камчатке была сформирована 175-я ОАЭ БВ, на Ми-4. Эта вертолётная часть формиро-

валась на базе 175-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС ТОФ и была предназначена решать противолодочные задачи на подходах к Авачинской бухте.

В 1958 г. 167-я отдельная аварийно-спасательная авиационная эскадрилья ВВС ТОФ (бывш. 48-й ОМДРАП), на самолётах Бе-6 и вертолётах Ми-4, была переформирована в 720-й ОВП, базирующийся на аэр. Знаменское в районе Советской Гавани.

В январе 1960 г. на Камчатке был сформирован 317-й ОСАП, в состав которого вошли 122-я ОМДРАЭ и 175-я ОВЭ ПЛО. Местом дислокации полка с 1961 г. стал аэр. Елизово. В этом же году 720-й ОВП был свёрнут в 301-ю ОПЛВЭ, которая базировалась на аэр. Корсаков (Южный Сахалин).

В 1961 г. к вертолётным противолодочным частям добавились самолётные, которые формировались на основе разведывательных лодочных полков и эскадрилий. Тогда же 289-й ОМДРАП в б. Суходол был переформирован в противолодочный полк, а 122-я ОМДРАЭ в б. Ягодная на Камчатке - в 122-ю ОДПЛАЭ. На вооружении этих частей состояли самолёты Бе-6, оснащённые радиогидроак-кустической системой «Баку».

В середине 1969 г. 289-й ОПЛАП ДД перевооружился с летающих лодок Бе-6 на амфибии Бе-12, а уже в конце того же года на Тихом океане, вскоре после СФ, формируется 77-й ОПЛАП ДД, на самолётах Ил-38. Это позволило распространить зону поиска иностранных ПЛ на Охотское море и подходы к Курильским проливам с океанской стороны. Оба полка стали базироваться на аэр. Николаевка.

В октябре 1976 г. на аэр. Хороль был сформирован 310-й ОПЛАП ДД, на вооружении которого поступили самолёты Ту-142. Он стал второй частью в составе Авиации ВМФ, вооружённой этими самолётами, после 76-го ОПЛАП ДД Авиации СФ. Спустя два года полк перебазировался на аэр. Каменный Ручей. Такое место дислокации для полка было выбрано не случайно. Отсюда самолёты Ту-142 могли в кратчайший срок (через 1,5 часа) долететь до Тихого океана и осуществлять там поиск иностранных ПЛ вплоть до залива Аляска и Гавайских о-вов. В средней морской зоне и на подходах к Камчатке поиск ИПЛ осуществляли самолёты Ил-38 и Бе-12 77-го ОПЛАП ДД. 289-го ОПЛАП ДД и 122-й ОПЛАЭ ДД. В ближней морской зоне работали противолодочные вертолёты Ка-25 (затем Ка-27) и Ми-14 710-го ОКПЛВП, с аэр. Новонежино, и 175-й ОКПЛВЭ, с аэр. Елизово.

В октябре 1977 г. 301-я ОПЛВЭ на аэр. Корсаков была расформирована, но уже спустя два года на её месте была создана 568-я авиационная группа вертолётов берегового базирования.

В июле 1979 г. на ТОФ прибыл ТАКР «Минск», на котором, кроме штурмовиков Як-38, могли базироваться до 18 вертолётов Ка-27пл и Ка-27пс. Вступление этого корабля в состав флота существенно расширило возможности противолодочной авиации в решении специфических задач.

В декабре 1982 г. на аэр. Камрань (Вьетнам) было завершено формирование 169-го гв. ОСАП, в составе которого вошли 4 самолёта Ту-142м из 310-го ОПЛАП. Это позволило вести разведку в подводной среде в Восточно-Китайском, Южно-Китайском и Филиппинском морях. В составе полка был также вертолётный отряд из 2 Ми-14пл и 1 Ми-14пс.

В октябре 1983 г. на аэр. Новонежино и на аэр. Корсаков, на базе существующих вертолётных частей, формируются ещё две: 51-я ОПЛВЭ и 55-я ОПЛВЭ, вооружённые Ми-14, Ми-8 и Ми-6.

В феврале 1984 г. в состав ТОФ вошёл второй тяжёлый авианесущий крейсер - «Новороссийск». С этого времени в составе флота стало два авианесущих корабля группового базирования.

Последующие пять лет можно назвать периодом наивысшего расцвета противолодочной авиации ТОФ. Самолётами ПЛА контролировалась обстановка в северо-западной части Тихого океана - от Берингова пролива, на севере, до пролива Лусон, на юге.

В 1991 г. на базе 51-й ОПЛВЭ эскадрильи был сформирован 207-й ОКПЛВП, в составе которого, кроме вертолётов берегового базирования, были также вертолёты Ка-27пл и Ка-27пс, но это было последнее созидательное переформирование в противолодочной авиации ТОФ. Ещё два года она продолжала оставаться в прежнем составе, но уже начали сказываться перебои с поставками топлива и запчастей. Вскоре началось обвальное сокращение на всех флотах, которое не могло не затронуть противолодочную авиацию.

В декабре 1993 г., одновременно с СФ, на Тихом океане произошло переформирование 289-го ОПЛАП, на Бе-12, и 77-го ОПЛАП, на Ил-38, в один 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка, вооружённый самолётами Ил-38. И здесь, как и на Севере, почётное наименование «Порт-Артурский» и орден Красного Знамени были переданы более «молодому» полку. Тогда же был расформирован и 207-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино.

В сентябре 1994 г. была расформирована 55-я ОПЛВЭ, и с этого времени завершилось базирование Авиации ТОФ на Сахалине.

В 1998 г. самолёты Бе-12 317-го ОСАП были списаны, и на замену им поступили самолёты Ил-38, которые собирали со всей Морской Авиации. Процесс их освоения экипажами полка был довольно длительным - сказывалось отсутствие необходимого количества топлива и инструкторов на флоте. В этом же году два противолодочных полка - 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка и 710-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино - были переформированы в один полк, который, по сути, был уже смешанным, но по наименованию остался противолодочным - 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка.

В июне 2002 г. 310-й ОПЛАП и 568-й гв. ОМРАП ВВС ТОФ были переформированы в один 568-й гв. ОСАП, на вооружении которого было две эскадрильи ракетоносцев Ту-22мЗ и одна эскадрилья самолётов Ту-142мз и Ту-142мр.

До конца 2009 г. противолодочная авиация на ТОФ была представлена эскадрильей самолётов Ил-38 и эскадрильей вертолётов Ка-27, в составе 317-го САП ОКВС, эскадрильей самолётов Ту-142мз и Ту-142мр, в составе 568-го гв. ОСАП, эскадрильей самолётов Ил-38 и эскадрильей вертолётов Ка-27, в составе 289-го ОПЛАП. В последующем все эти авиационные части и подразделения были переформированы в авиационные базы МАТОФ. Процесс реорганизации на флоте не был завершён к середине 2011 г. и, после передачи МРА и ИА в состав ВВС и ПВО ВМФ, планируется сократить количество авиабаз с трёх до одной, но с базированием авиационных подразделений на четырёх аэродромах. Фактически, в составе МА ТОФ должна будет остаться только противолодочная авиация берегового и корабельного базирования.

МОСКВА, 18 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Тройка противолодочных самолетов Ил-38 под рев турбовинтовых двигателей отрывается от взлетно-посадочной полосы аэродрома Николаевка и уходит в сторону моря. Цель — выследить и уничтожить субмарину условного противника, согласно легенде учений, затаившуюся неподалеку от береговой линии. "Ильюшины" веером расходятся над водной гладью и рассыпают гидроакустические буи. Не проходит и получаса, как один из них "слышит" шум винтов. Самолеты разворачиваются, выходят на боевой курс и готовят "аргументы" посерьезнее — бомбы и самонаводящиеся торпеды. На выходных в Приморье прошли учения сил противолодочной авиации. Экипажи Ил-38 успешно обнаружили и уничтожили условную подводную цель. Параллельно в маневрах были задействованы самолеты Ту-142, истребители-перехватчики МиГ-31 и палубные вертолеты Ка-27. О том, как с воздуха выследить подводную лодку, — в материале РИА Новости.

Морской рубеж

Случайно обнаружить подводную лодку, идущую малым ходом на большой глубине, практически невозможно. Проще наткнуться на иголку в стоге сена или на кошку в темной комнате. Главное оружие субмарин — скрытность. Поэтому к их выслеживанию привлекают внушительные и разнообразные силы, которые кропотливо, миля за милей, прочесывают район поиска. Противолодочная авиация — лишь одна из "ячеек" плотной "сети", которую моряки расставляют на подводные крейсеры вероятного противника.

Для Тихоокеанского флота, обороняющего протяженную береговую линию российского Дальнего Востока, такая "рыбалка" — дело привычное. Где-то здесь бороздят глубины 10 из 18 стратегических атомоходов класса "Огайо" ВМС США, несущие в своих ракетных шахтах около трети всего американского ядерного арсенала. Контроль над их передвижениями — одна из важнейших задач ТОФ (как, впрочем, и других флотов). Кроме того, противолодочные силы "отгоняют" вражеские субмарины от своих "стратегов".

"Главная ударная сила ТОФ — подводные стратегические ракетоносцы, которые являются важной частью нашей ядерной триады, — рассказал РИА Новости военный эксперт, главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — В составе флота имеются три "Кальмара" проекта 667БДР и два новых "Борея" проекта 955. Они входят в 25-ю дивизию подводных лодок. Основная задача Тихоокеанского флота — дать подводным крейсерам возможность выйти в районы боевого развертывания в случае необходимости. А для этого нужно безоговорочно доминировать в районе Охотского моря".

Общий труд

На сегодняшний день в составе всех флотов России имеется 46 противолодочных самолетов Ил-38 и восемь усовершенствованных Ил-38Н. До 2020 года модернизацию должны пройти 28 базовых машин. Эти самолеты предназначены для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок противника, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений. Кроме того, на Северном и Тихоокеанском флотах имеется по эскадрилье дальних "противолодочников" Ту-142 — военно-морской версии стратегических бомбардировщиков Ту-95. Каждый "охотник на субмарину" несет на борту целый арсенал, позволяющий выследить и уничтожить цель.

"Все эти самолеты очень мобильные, могут развивать большую скорость и за короткое время преодолевать большие расстояния, — рассказал РИА Новости адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом России. — В принципе, идущую на малой глубине лодку экипаж может заметить и визуально. Кроме того, используются специальные буи различного предназначения — инфракрасные, гидроакустические, пассивные, активные, автономные, для работы на разных глубинах и т.д. То есть экипаж самолета подготовлен к встрече с любой целью".

По словам Владимира Комоедова, противолодочная авиация не работает "по вызову". Не возникает таких ситуаций, когда случайные рыбаки звонят в штаб флота и сообщают: "Только что увидели перископ. Пришлите кого-нибудь проверить". Вся работа по противолодочной обороне плановая и проводится регулярно. Морским самолетам выдаются квадраты, которые они с определенной периодичностью "засеивают" буями.

"Представьте, что вы сидите за столом. Стол — это район патрулирования. И противолодочные самолеты методично разбрасывают по нему буи, — объясняет Комоедов. — В этом районе могут быть лодки противника, а могут и не быть. Но проверить нужно обязательно. К этому патрулированию привлекают не только самолеты, но и надводные силы корабельной поисково-ударной группы, вертолеты с гидролокаторами и даже спутники. У нас есть аппараты, способные просматривать водную толщу на определенную глубину с орбиты. Таким образом, подводной угрозе противостоят разнородные силы, но под единым командованием. У командира группировки есть свой штаб, который "ведет" поиски по карте. У него есть связь с кораблями и самолетами. Патрули проходят регулярно. Мы называем такую работу поддержанием благоприятного оперативного режима в зонах ответственности флота".

"Глаза" флота

Алгоритм действий противолодочных самолетов достаточно прост. Сбросив буи в своем районе, борт начинает ходить кругами, снимая показания с аппаратуры. Как только "маячок" срабатывает, указывая на наличие неопознанной подводной лодки, экипаж передает данные о ее местонахождении на противолодочный корабль или свою субмарину. Параллельно он продолжает следить за другими буями, чтобы по мере их срабатывания вычислить примерный курс подлодки. Этот процесс напоминает игру "Морской бой": если удалось "ранить" противника, то дальше уже примерно понятно, куда "стрелять", чтобы его "добить".

Кроме того, противолодочный самолет может сам атаковать подводную цель. Ил-38 и Ту-142 несут на борту широкую номенклатуру средств поражения: противолодочные торпеды АТ-1 и АТ-2, ракеты АПР-1, АПР-2 и АПР-3, противолодочные бомбы, морские мины и многое другое. Модернизированный Ил-38Н оснащен новым прицельно-навигационным комплексом, который значительно повышает точность вооружения. Первые противолодочные самолеты сбрасывали бомбы буквально на глазок.

"Все-таки главная задача противолодочной авиации — обнаружить цель и дать о ней знать другим, — поясняет Владимир Комоедов. — Никто не справится с подводной лодкой лучше, чем другая субмарина. Это понимают и в США. У них в Северной Атлантике и на Тихом океане развернута стационарная гидроакустическая система обнаружения подводных лодок SOSUS. Американцы могут "услышать" нашу подлодку, не выходя из кабинета. Тем не менее этот метод не самый надежный. Поэтому они и продолжают по старинке ходить близко к нашим берегам. А пока они это делают, наша противолодочная авиация без работы не останется".

Зарождение авиации в России стало возможным благодаря инициативе военных моряков. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения.


Первое в мире предложение, в котором было предопределено взаимодействие корабля и самолета, тоже родилось на Российском военно-морском флоте. Автором его был капитан корпуса инженеров флота Лев Макарович Мациевич. Еще 23 октября 1909 г. в своей первой докладной записке в Главный морской штаб он предсказывал будущее корабельной авиации, предлагал приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля. Не случайно в России сам процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, авиация - воздушным флотом, небо - пятым океаном, а тяжелые самолеты - кораблями.

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 г. Сначала гидросамолеты закупались за границей, но вскоре русские инженеры В. А. Лебедев и Д. П. Григорович создали несколько моделей летающих лодок, что позволило российскому Военному ведомству в 1912-1914 гг. на базе отечественных гидросамолетов сформировать первые авиационные подразделения в составе Балтийского и Черноморского флотов. При этом летающая лодка конструкции Григоровича М-5 по своим летно-техническим характеристикам превосходила зарубежные образцы аналогичных типов.

Сначала морская авиация использовалась главным образом в интересах разведки, т. е. как средство обеспечения боевой деятельности флота. Однако опыт применения авиации в первые же месяцы начавшейся Первой мировой войны показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах, кораблей и судов противника в море.

В Российском флоте на первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбы. 4 июля 1916 г. четыре самолета с «Орлицы» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь.

Этот день - 4 июля 1916 г. - день первой победы в воздушном бою над морем морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце, с полным правом принято считать Днем рождения морской авиации.

К середине 1917 г., переломного для России, в Российском флоте появились предпосылки превращения авиации в одну из основных сил флота, что и послужило основанием для учреждения в Морском ведомстве специального органа - Управления морской авиации и воздухоплавания.

После Октябрьского переворота уже советское военное руководство в ходе вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами на фронтах, примыкавших к морю, в регионах с озерами и вдоль крупных рек не могло обойтись без гидроавиации. Началось создание новых формирований морской авиации.

27 апреля 1918 г. стал Днем рождения авиации Балтийского флота. Тогда в его составе была сформирована Воздушная бригада особого назначения.

3 марта 1921 г. считается Днем рождения авиации Черноморского флота СССР. В этот день было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей. 4 апреля 1932 г. родилась авиация Тихоокеанского флота, а 18 августа 1936 г. - авиация Северного флота.

История свидетельствует, что в 20-е и 30-е годы, когда морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. На это же была направлена оперативно-тактическая подготовка руководящих военных кадров и вся боевая подготовка военной авиации. Морской авиации при этом отводилась второстепенная роль, поэтому парк морской авиации в эти годы пополнялся лишь гидросамолетами, предназначенными в основном для ведения воздушной разведки в море. Летные кадры для нее готовились только в Ейской школе морских летчиков и летнабов.


Летающая лодка Григоровича М-9

На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма.

Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить.

Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия - звания Героя Советского Союза. Золотая звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.

Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороноспособности страны. Военно-морской флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно.

Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата военно-морского флота, когда морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на морскую авиацию как на один из основных родов сил флота. На должность Начальника авиации ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 г. В 1944 г. он был произведен в маршалы авиации.

Положительную роль в дальнейшем развитии морской авиации сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и , а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава.

На флоты в больших масштабах стали поступать однотипные с находившимися на вооружении ВВС Красной Армии тяжелые самолеты типа ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия - традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море.

Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация.

С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми - в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз.

Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.

Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; это впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях.

Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море.

На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 г. дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота.

С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась.

Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке морской авиации и в наше, мирное время.

В книге убедительно показано, что особенно результативными были боевые действия морской авиации по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению.

Разделы книги, посвященные боевым действиям авиации военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны, насыщены фактами подвигов морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына.

На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте - командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.

Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. первый удар по Берлину.

За годы Великой Отечественной войны авиация военно-морского флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов.

Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них - Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков - дважды.

Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это - Л. Г. Белоусов, на Черном море - И. С. Любимов, на Северном флоте - 3. А. Сорокин.

Полученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Об этом тоже рассказывает настоящая работа. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы.

Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.

На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе-6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения - глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми-4 и первенец корабельной вертолетной авиации - корабельный вертолет Ка-15 конструкции Н. И. Камова.

В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ил-38 и Ту-142 различных модификаций.

Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море.

В начале 60-х годов противолодочная и морская ракетоносная авиация оформилась организационно в самостоятельные рода авиации военно-морского флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов.

На флоты открытого моря - Северный и Тихоокеанский - поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.

На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту-22р.

Боевые возможности морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав военно-морского флота противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации военно-морского флота корабельная авиация.

Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер «Москва» с вертолетами Ка-25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 г. В последующие годы противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.

По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа «Киев».

Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як-38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера «Киев».

На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте.

Авианесущие крейсера «Киев», «Минск» и «Новороссийск» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы - летчики, инженеры и техники - проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества.

Особое внимание в книге уделено корабельной истребительной авиации флота. Такая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су-27 и МиГ-29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.

В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе. О его мужестве и профессиональном мастерстве свидетельствует тот факт, что еще в 1991 г. он был удостоен Почетного диплома и премии Международного фонда авиационной безопасности за решительные и грамотные действия в аварийной ситуации в полете. Спасая экспериментальный самолет, Т. А. Апакидзе покинул неуправляемый падающий аппарат на последней секунде. Вскоре после пережитой аварии он пошел на новый риск и первым из летчиков строевых частей военной авиации в нашей стране совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском корабельном истребителе Су-27к без провозки на спарке. Это было 29 сентября 1991 г. на Черноморском флоте.

В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 г. в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков - элита палубных летчиков.

В Великобритании , Москва не стала «день в день» сообщать миру об этом событии - полете российской противолодочной авиации через Северный полюс к Северной Америке . Да и США сделали вид, что ничего сверхестественного не случилось. Меж тем, произошло событие, можно сказать, историческое. Накануне министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил на коллегии военного ведомства, что "впервые с советских времен осуществлены полеты противолодочной авиации через Северный полюс к Североамериканскому континенту".

Этот маршрут считается наиболее «болезненным» для американцев, поскольку он и самый короткий для нашей авиации, и самый «неожиданный» для Вашингтона - в ПВО США давно забыли, что после падения СССР российские самолеты могут появляться с этого направления. Но времена меняются: морская авиация Северного флота в 2018 году расширяет географию полетов в Арктике , в том числе, с использованием заполярного аэродрома "Темп" на Новосибирских островах. Полет к берегам (а точнее – к нейтральным водам США) в ходе мартовских учений был осуществлен на прошлой неделе: два российских противолодочных самолета совершили полет через Северный полюс в сопровождении истребителей и самолета-заправщика. Причем, российские военные ранее заявляли, что полеты в арктических районах проходят в плановом режиме и в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства.

Эксперты обращают внимание на то, что полеты над Северным Ледовитым океаном имеют свои особенности: это и близость магнитного полюса Земли и, как следствие, большая величина магнитного склонения, и наличие магнитных аномалий и магнитных бурь, во время которых распространение радиоволн становится неустойчивым, что ухудшает радиосвязь и ограничивает применение бортовых радиотехнических средств. К тому же нестабильная метеорологическая обстановка, однообразие местности с малым количеством визуальных и радиотехнических ориентиров значительно осложняют полеты в высоких арктических широтах. Вот в этих условиях и учились действовать наши пилоты.

Одновременно шли и учения подразделений арктической бригады. Они отработали высадку с десантных кораблей на необорудованное побережье и ведение рейдовых действий на островах арктических архипелагов.

В настоящий момент на севере создается гигантская инфраструктура, отвечающая арктическим условиям. Строятся базы, аэродромы, разрабатываются новые образцы техники, предназначенной для использования в условиях отрицательных температур. Российская армия все надежнее берет под охрану наш «кусок» Арктики. Все то делается неспроста: к арктической зоне проявляет «повышенный» интерес сразу несколько государств, включая Канаду и США (и даже Австралию !).

Перед российскими вооруженными силами стоит конкретная задача по обеспечению безопасности в этом регионе, именно для этого там проводится большое количество учений.

ОАК продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных самолётов Ил‑38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота нашей страны. В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в строю машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный самолёт нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.

15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, причиной аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Поиски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также отправило запрошенное Аргентиной оборудование - подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.

Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с помощью средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы направить в район операции противолодочные самолёты Ил‑38 с магнитными обнаружителями».

Силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной лодки, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, в ходе учения с помощью самолёта Ил‑38 был осуществлён поиск “аварийной” подводной лодки, лёгшей на грунт на глубине около 50 метров. Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасён».

В октябре 2017 года в хлде очередных учений экипажей из состава морской авиации Тихоокеанского флота с аэродром Николаевка, расположенного в 37 км северо-восточнее Находки, поднялись в воздух противолодочные Ил‑38 Тихоокеанского флота. Цель полёта - подводная лодка в прибрежной акватории. Данные о субмарине были получены со спутника, но точные координаты самолёты получили с помощью гидроакустического комплекса. После обнаружения субмарины «илы» атаковали цель глубинными бомбами и торпедами. Цель была уничтожена. Конечно, удар наносился не по конкретной субмарине, а по «подводной лодке условного противника».

Ил‑38 уже отметил свой 55-летний юбилей с момента первого полёта. Однако начальник морской авиации ВМФ России, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил телеканалу «Звезда», что Ил‑38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолёта настолько “вылизана”, что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным».

В настоящее время компания «Ильюшин» ведёт работы по модернизации этих машин. «Новейший комплекс “Новелла”, установленный на модернизированных самолётах морской авиации Ил‑38, позволит увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок в четыре раза», - заявил в феврале 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв. Он отметил, что морская авиация развивается синхронно с другими составляющими флота.

Впечатлительные американцы прозвали Ил‑38Н “Killer submarines” - «Убийца подлодок», и оказались недалеки от истины. Однако его потенциал гораздо шире. Рассказывая о новых возможностях самолёта, адмирал Владимир Королёв сказал: «Противолодочный самолёт в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс “Новелла”, который позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же самолёт с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причём с применением расширенной по сравнению с базовым Ил‑38 номенклатуры вооружений».

Чуть ранее, в январе 2017 года, Игорь Кожин сообщил: «Авиация ВМФ России получит около 30 прошедших модернизацию самолётов Ил‑38Н. Поставка всех модернизированных самолётов должна завершиться не позднее 2025 года».

«Мы говорим сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70-процентный рубеж новых самолётов морской авиации, - сказал Игорь Кожин. - Несмотря на достаточно серьёзный возраст Ил‑38, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолёта на качественно новый уровень. Наши “партнёры” будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».

Эти возможности, очевидно, оценили и наши настоящие партнёры: в 1970-е годы Индия приобрела шесть Ил‑38.

13 февраля 2017 года. Аравийское море. Учения Военно-морских сил (ВМС) Индии TROPEX 2017. Морской патрульный самолёт ВМС Индии Ил‑38SD выполнил пуск российской противокорабельной ракеты Х‑35Э класса «воздух - корабль» с радиолокационным управлением по кораблю-цели. Обозначение SD идёт от комплекса Sea Dragon - «Морской дракон», являющегося экспортным вариантом российского комплекса «Новелла». Как и самолёты Ил‑38 ВМФ России, Ил‑38SD вооружены торпедами, бомбами, но по требованию индийских ВМС арсенал средств поражения расширен путём добавления в него ракет Х‑35Э.

По данным производителя Х‑35Э - корпорации «Тактическое ракетное вооружение», это - противокорабельная ракета, предназначенная для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. т и морских транспортов. Х‑35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения.

Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников, которым в Аравийском море, видимо, выступал Ил‑38SD. Стоит добавить, что Х‑35Э имеет высокие тактико-технические характеристики: дальность пуска до 130 км, высоту полёта на маршевом участке 10–15 м, а на конечном - всего 4 м при скорости полёта около 980 км/ч.

Как заявил представитель пресс-службы ВМС Индии капитан Д. К. Шарма (D. K. Sharma), во время учений TROPEX 2017 была успешно продемонстрирована способность Х‑35Э уничтожать цели на дальнем расстоянии. Это были первые подобные стрельбы с прошедшего модернизацию и среднесрочный ремонт Ил‑38SD.

«Самолёт продемонстрировал свою способность наносить удар мощными противолодочными ракетами, - говорилось в опубликованном заявлении индийского флота. - Эта разработка подтверждает способность ВМС Индии обеспечить оборону дальних морских рубежей Индийского субконтинента». По словам капитана Шармы, Ил‑38SD принадлежал 315-й военно-морской эскадрилье, базирующейся в Гоа, в состав которой входят пять таких самолётов. Индийская пресса отметила, что поставка модернизированных Ил‑38SD началась в 2006 году, последний самолёт был передан в феврале 2010 года. Кроме того, сообщалось, что ВМС Индии планируют проведение ремонта для продления срока эксплуатации этих машин ещё на 15 лет.

В феврале 2017 года во время аэрокосмической выставки Aero India 2017 в пригороде Бангалора (штат Карнатака) ВМС Индии подтвердили, что намерены продлить срок эксплуатации всех пяти имеющихся Ил‑38SD.

«Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, - заявил российскому телеканалу “Звезда” генеральный конструктор авиационного комплекса “Ильюшин” Николай Таликов. - Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолёт с повышенными возможностями противолодочной борьбы».

Там же сообщалось, что для замены Ил‑38 в качестве платформы для разработки противолодочных самолётов нового поколения рассматривается двухмоторный турбовинтовой Ил‑114–300. По сообщениям на Aero India 2017, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) заявила о намерении выпускать как гражданские, так и военные версии Ил‑114 в рамках программы “Make in India”. Стороны обсуждали, как HAL и другие индийские компании могут поставлять комплектующие и детали для завершения строительства новых Ил‑114 в России.

«В свое второе столетие морская авиация ВМФ вступает, активно обновляя свой состав и боевую выучку. Морские лётчики сегодня способны выполнять самые сложные задачи во всех широтах мирового океана», - заявил в июле 2017 года Игорь Кожин. Тем временем уже разрабатывается новый самолёт, который в будущем должен будет заменить Ил‑38, проходящий сейчас глубокую модернизацию. «Работы по созданию противолодочных патрульных самолётов нового поколения для морской авиации ВМФ России близятся к завершению», - добавил начальник морской авиации российского флота.

Ранее Игорь Кожин сообщал, что речь идёт о создании и введении в строй новой унифицированной платформы. Это современная машина, которая во многих вопросах будет превосходить зарубежные аналоги. Новая разработка заменит все имеющиеся в парке морской авиации патрульные машины.

Предполагается, что Ил‑114 станет хорошей заменой самолётов семейства Ил‑18, которые продолжают эксплуатироваться Вооруженными силами Российской Федерации. Морской патрульный вариант Ил‑114 может оснащаться тем же комплексом “Новелла”, что не потребует больших усилий при переучивании лётного и технического состава. А его лётно-технические характеристики, близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам Ил‑38, позволят использовать наработанные экипажами Ил‑38Н новые тактические приёмы поиска и уничтожения подводных лодок противника.


Ил-114 Санкт-Петербургского НПП "Радар"

Вообще стоит отметить, что военное ведомство России возлагает большие надежды на лёгкий пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300. "Авиация России" уже



Рассказать друзьям