О теоретических основах и основных принципах гештальт-терапии. Гештальт терапия: что это такое, кем основана и каковы ее основные принципы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В гештальт-терапии существуют общие принципы построения психотерапевтического процесса. Они касаются, прежде всего, определенных речевых конструкций. Некоторые из них приводятся ниже.
1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».
2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».
3. Выяснение того, что стоит за словом «это».
4. Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.
5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
6. Замена вопроса на утверждение.

Такие конструкции основаны на базовой идее гешталь-терапии, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. В языке фиксируется человеческий опыт, но, в то же время он дает возможность передавать интроекты. В процессе взаимодействия с социумом, человек все более отдаляется от своих чувств. Особый интерес для работы представляет вербальная конструкция «должен». Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то чего он хочет, соответственно, как плохое. Таким образом, люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов, неких табу, устоявшихся в обществе.

В качестве примера мы приводим одну из техник работы с речью, которая называется «Сила речи». Сядьте лицом к лицу с партнером, и, глядя ему в глаза, обратитесь к нему с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен…». Теперь вернитесь к исходным заявлениям, начинающимся со слов «Я должен…», заменив на слова «Я решил…», оставив вторую часть каждого предложения прежней. Обратите внимание на ваши чувства при произнесении этих фраз. Теперь выслушайте, как ваш партнер произносит эти фразы, начиная их словами «Я решил…». Дайте время обменяться впечатлениями.

После этого вместе по очереди начинайте фразы со слов «Я не могу…». Выслушайте партнера, когда он говорит о том, чего он не может. Потом вспомните ваши заявления и повторите их, начиная словами «Я не хочу…», оставляя вторую часть фразы без изменения. Выслушайте вашего партнера, когда он делает свои заявления, начиная словами «Я не хочу…». Поделитесь своими впечатлениями и проверьте, осознали ли вы свою способность давать решительный отказ, заменивший собою нерешительность и бессилие в ситуациях, которые требуют определенности.

После этого по очереди произнесите по три предложения, начинающихся со слов «Мне нужно…». Потом повторите эти фразы, но начиная их со слов «Я хочу…». Вновь поделитесь впечатлениями и проверьте, не привела ли замена «нужно» на «хочу» к чувству облегчения и свободы. Спросите себя, действительно ли то, о чем у вас шла речь, необходимо для жизни или без этого, хотя оно и кажется полезным, можно обойтись.

Наконец, обменяйтесь репликами, начинающимися со слов «Я боюсь…», заменив на «Мне хотелось бы…», оставив вторую часть каждой фразы без изменений. Поделитесь впечатлениями с партнером.

Выражения типа «Я обязан…», «Я не могу…», «Мне не нужно…» и «Я боюсь…» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как вам хочется. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства, действия.

Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии – это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя. «Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», – говорит клиент. Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.

В гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника. В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?». Таким образом, клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от неопределенных чувств к реальной, присущей в настоящем эмоции. Обеспечивая поочередные переводы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реальностью.

Хождение по кругу («рондо» создает условие для выражения определенного отношения или чувства непосредственно каждому участнику процесса, что зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими. Многократное повторение фразы, выражающей глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента. Совершение таких «раундов» в группе может включать также и невербальные действия (мимика, жесты, локомоции).

«Незаконченное дело» как правило, применяется в самом начале работы с клиентом. Оно предназначено для завершения разного рода ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких незаконченных вопросов, связанных с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками, друзьями, коллегами и т. д. По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области отношений – это невысказанные когда-либо жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и непродуктивно поглощают энергию пациента, поскольку он к ним постоянно возвращается.

В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным. Например, если суть дела в невыраженном чувстве по отношению к члену терапевтической группы, то пациенту предлагают выразить его напрямую. Если речь идет о чувстве обиды, то предлагается игра, в которой коммуникация ограничена заявлениями, начинающимися словами: «Я обижен…».

«У меня есть тайна». В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.

«Репетиция». Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к встрече с этими ситуациями. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства и даже деструктивного поведения. Репетиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и пути их эффективного решения.

«Проверка готового мнения». Иногда, в словах улавливается какое-то туманное неопределенное сообщение, некая недоговоренность. Тогда можно воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить его вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если ты согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы».

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою интерпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

«Направление поведения». В ряде ситуаций через инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент, пациенту предлагается выполнить определенные действия. Такие инструкции, конечно же, не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они лишь указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.

Домашняя работа. Действия пациента и терапевта во время очередных занятий не создают полных условий, необходимых для глубоких терапевтических перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения. Однако они требуют продолжения и развития в условиях повседневной жизни. Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета. Домашняя работа пациента должна быть направлена на решение его проблемы.

Гештальт-терапия (целостно-образный подход) – гуманистический подход, основанный на специфических экспериментах, направленный на «осознавание» актуальных потребностей настоящего момента. Если спросить, что это простыми словами, то можно сказать, что это создание и закрепление образа личности пациента, как целостного феномена (гештальта).

Основатель гештальт терапии, Фриц Перлз, говорил, что личности важно понимать свои потребности, возможности и желания. Но, так складывается жизнь, что воздействие на нас окружения часто подменяет наши представления и чаяния, установками и надеждами других людей.

Эти люди чаще всего близки и значимы для нас, поэтому упомянутые «вмешательства» не всегда адекватно оцениваются нами. Или же просто приходит момент, когда наши установки расходятся с установками других. Именно поэтому существуют основные принципы , первый из которых: «здесь и сейчас».

Не нужно выискивать обиды прошлого и копаться в прошлых эмоциях. С пациентом обсуждается то, что происходит сейчас. Причём это «сейчас» не является сегодняшним днём или последним часом. Это понятие именно текущего момента. И именно оно провоцирует те переживания и реакции, которые являются актуальными и важными для организма.

Гештальт терапия Перлза зародилась в конце 1940-х как некая переоценка психоаналитического подхода. Однако, в дальнейшем она во многом приобрела собственные постулаты.

Во-первых, была явно пересмотрена более пассивная роль самого психолога. Кто такой гештальт терапевт? Это, прежде всего, такая же личность, как и пациент. Он активный участник процесса, который может обсуждать определённые вещи, высказывать своё отношение к чему-либо, приводить примеры из своего опыта.

Кроме того, первоначальная терапия часто могла провоцировать споры между пациентом и терапевтом. (от чего, кстати, многие последователи сейчас отказываются), хотя это и остаётся нормой для ведения сеанса. Если мы вспомним многие другие подходы, то в них психотерапевту отводится гораздо более пассивная роль. Он может лишь предлагать или слегка направлять пациента. Но, выводы делает сам клиент, и именно его интерпретация принимается, как правильная.

В настоящий момент гештальт-терапия с успехом применяется и как самостоятельный вид помощи, и в качестве определённых упражнений и заданий. Единственным моментом, кроме снижения количества споров с клиентами, является снижения количества групповых сеансов. Дело в том, что необходимость соблюдения конфиденциальности заставляет переходить на индивидуальные консультации. Кстати, они для многих являются более удобными и оцениваются клиентами, как более комфортные.

Основной процесс терапии

Гештальт подход — это, по сути эксперимент, с выделением феноменологических нюансов. Эксперимент заключается в рассказе. Это может быть просто рассказ о том, о чём хочет поговорить человек. Или его просят рассказать о событии в его жизни или поговорить про гипотетическую ситуацию.

Один из знаменитых приёмов – «метод пустого стула» или монодрама. Она заключается в том, что пациент представляет кого-то на предложенном пустом стуле и начинает вести с ним беседу. Причём, на стуле может быть представлен даже сам пациент. Особенностями терапии является: активное вмешательство в процесс терапевта (он может уточнять что-то, акцентировать на чём-то внимание); продолжительность сеанса изначально не оговаривается (всё зависит от потребности самого клиента).

Несколько примеров, описывающие этот метод, касались жалоб нескольких женщин на то, что они никак не могут сбросить лишний вес. Естественно, что все они представили стуле разных людей и в конце терапии пришли к пониманию какие именно проблемы они «заедают»: отсутствие интимных отношений, страх самостоятельно принимать решения, желание заглушить болезненные переживания.

Главнейшим моментом, который оговаривается до начала сеанса, и который обсуждается после, является фиксация так называемых «феноменов». Это всё то, что является сигналом о значимости.

Такими феноменами могут быть:

  • внезапно нахлынувшие эмоции;
  • изменение тона голоса, его дрожание или вообще запинки и заикание;
  • определённые позы, жесты, мимика;
  • телесные ощущения (жар, озноб, дрожь, мурашки, покалывание, онемение);

Но, ещё раз обратим внимание на то, что рассматриваются только те феномены, которые проявляются и выявляются в настоящий момент. Даже если обсуждаются события ушедших лет. Если пациент говорит, «я тогда дрожал» — это не считается.

Учась замечать феномены, клиент развивает в себе упомянутое ранее «осознавание». И чем более продуктивно он будет это делать в процессе сеансов, тем успешнее он будет отслеживать их в повседневности.

В конце сеанса терапевт обсуждает феномены с клиентом, указывает на упущенные им реакции и просит отслеживать их в дальнейшем. В связи с этим всплывают темы потребностей и ожиданий клиента. Обсуждается как это может соотносится с насущными проблемами, что происходит на самом деле. А также какие ожидания других людей по отношению к клиенту и его отношения к ним (этим ожиданиям).

По принципу гельштальт психотерапии между пациентом и терапевтом должен наладиться диалог. Это ещё один важный момент подхода. Гештальт терапевт для клиента – это не безликий человек, который обобщает, это личность, которая активно беседует, стимулирует, спорит, направляет и поддерживает. Хотя, в отличие от первых мастеров терапии, нынешний подход склонен к выражению по отношению к клиенту большей эмпатии и сочувствия.

Базовый принцип понятия личности в гештальт-терапии

Гештальт терапия свои основные положения, методы и техники берёт из принципа, что личность человека состоит из трёх компонентов:

  • смеси телесно-эмоциональных процессов;
  • совокупности запоминания и памяти;
  • функция принятия решений и выбора.

Личность в гештальт-терапии – это непрерывно протекающее взаимодействие с собой и окружающей средой в широком смысле этого слова. И важнейшим компонентом при взаимодействии остаётся ощущение «границы-контакта», когда с одной стороны человек активно взаимодействует, общается, учится и так далее. А с другой – сохраняет свою обособленность, не растворяясь полностью в среде.

Это, в свою очередь, порождает понятие «холичности», то есть творческому приспособлению к окружающей действительности и с принятием на себя ответственности как за действия, так и за процесс бездействия.

Кстати, гельштатисты считали, что попытки интерпретировать прошедшие события не приносят должного результата, отвлекая внимание от насущных проблем и усугубляя ситуацию.

Ещё один интересный момент связан с понятием сопротивления. Гештальт теория рассматривает ее как один из вариантов взаимодействия человека со средой, который в данный момент является наиболее приемлемый для него. Поэтому, некоторые техники гештальт-терапии направленны на работу с пациентами, которые в данный момент находятся в состоянии сопротивления, такие как нарко- или алкоголе-зависимые.

Говоря о гештальт-терапии и обсуждая упражнения, нельзя не вспомнить про «молитву гештальт». Этот короткий текст, который вызвал определённую долю критики. Но, по сути, показывает основной принцип подхода. В ней позиционируется главный момент: каждый человек отдельная личность. И взаимодействие между людьми возможно только при соблюдении этого правила.

Современные последователи гештальт-терапии

До сих пор гештальт-терапия является популярным и востребованным направлением как за рубежом, так и в отечественной практике.

Одним из самых известных центров является МИГТИ — Московский институт гештальт терапии и консультирования. Он занимается как подготовкой терапевтов, так и оказанием услуг. В частности, он разрабатывает такие направления, как:

Кроме того, институт предлагает множество курсов для не психологов и выездные тренинги. Институт гештальт терапии напрямую сотрудничает с такими выдающимися терапевтами современности, как Джанни Франчессетти, Питер Плиппсон, Эдвард Линч.

Почему так много негатива?

Несмотря на долгий путь гештальт-терапии, отзывы о ней иногда весьма негативны. Многие даже причисляют этот подход к «лже-научным». Почему? Одним из наиболее важных отличий от других подходов является значимая функция терапевта, как активного участника процесса обучения и самой терапии.

Поэтому, естественно, чем менее чётко прописанными являются действия терапевта, оставляя люфт для свободы действий, чем меньше у него опыта, тем больше шансов, что терапия (или обучение ей) не понравиться.

Кроме того, существуют устойчивые мифы, относительно гештальт психологии:

  • Выражать чувства – самое главное.

Многие молодые терапевты постоянно заставляют клиентов описывать свои чувства в процессе разговора. В результате складывается впечатление, что это самое главное. И отсюда же идёт убеждение, что терапия находится на уровне гаданий, медитаций, астральных чисток и мантр.

На самом деле, воспроизведение чувств помогает наладить контакт терапевта и пациента и главное – осознать потребность, стоящую за чувством. «Я злюсь на родителей…» Потребность за этим какая? А потребность – развиваться совсем не в том, не там и не так.

  • Ощутил потребность – удовлетвори!

Да, постулат, который имеет место быть. Но, терапия направлена скорее не на удовлетворение как таковое, а на осознания своей ответственности. В том числе и перед самим собой. И если вы себе ничего не позволяли, стоит попробовать удовлетворить свои потребности. Но, опять оговорюсь, вы принимаете решение: удовлетворять или нет.

  • Спонтанность или безответственность?

В гештальт-терапии очень любят понятие спонтанности. Ещё Перлз предлагал «почувствовать себя детьми». Но понимание этого зависит от каждого клиента и терапевта. Для кого-то энурез – вариант почувствовать себя ребёнком и проявить спонтанность. Однако, весь смысл в том, что спонтанность открывает наши глубинные потребности. Она всегда управляема и произвольна. И главное её не путать с непроизвольной импульсивностью.

  • Я гад и я этим горжусь!

Ну и самый стойкий миф гештальт терапии – о принятии. Я такой какой я есть. Да, это основополагающая часть гештальт-терапии. Но, понимая и принимая себя со всеми своими недостатками – это путь к самосовершенствованию и пониманию. А не к гордости, что ты, к примеру, алкоголик или жуткий эгоист.

Ну и, напоследок, хочется сказать один важный момент. Любая психотерапия предполагает, что клиенту должен импонировать терапевт. Ведь психолог – такой же человек, как по большому счёту и сам клиент.

Кроме того, разные методики рассчитаны на разное количество сеансов, но всё равно «одной волшебной пилюли» за один сеанс не будет. Необходимо пройти не менее десяти сеансов любой терапии, чтобы почувствовать первые результаты. Но, если вам что-то явно не понравилось, не вините сразу методику. Возможно, вам не подошел способ подачи этого метода. Попробуйте подыскать другого специалиста.

Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия – не такая уж незнакомка. Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии. Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление. Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является. Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику – начальнику, другу, собственной лени.

Гештальт-терапия – самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц. Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее. И все это – только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе». Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу.

Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом.

Внучка за бабку

Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа. Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии. Для создания нового направления (впрочем, как и для личной жизни Перлза) важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой. Само слово gestalt (нем.) точного перевода не имеет. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов). Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все равно понимаем смысл. Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию. И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое?»

На постулаты нового направления сильно повлияла теория «поля», разработанная гештальт-психологом Куртом Левиным. По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля. Когда нам холодно – мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать.

Еще одна теория – «незавершенных действий» – экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. Пока работа не сделана, мы не свободны. Она нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим.

В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции. Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов. На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20–30-х годов.

Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.

Миссия выполнима

В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути – о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен – как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.

Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание – голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности. Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите (и можете себе позволить) именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»). А этот гештальт – в еще больший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи»). Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни.

Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока работа не выполнена, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась).

И здесь – один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку (вспоминаем теорию поля) в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет – ищет способы, а кто не хочет – причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.

Задача терапии – найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе.

Стерео-эффект

Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»). Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.

Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.

За все в ответе

Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Осознавание – чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.

Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным – со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается.

Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность (данная нам в ощущениях), но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?

Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!». Распространенная реакция на встречу с реальностью – сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. «Да, это была правда. Но какая-то вероломная правда», – призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает.

Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.

Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом – и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (в настоящий момент)?

Диалог в гештальт-терапии – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент (иногда впервые!) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я–Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними (происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится).

Это уникальный опыт, поскольку терапевт – человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.

Гештальт-терапия – вне морали и политики. Единственная ее задача – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.

Идущие вместе

В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.

Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку – и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир – и там ты обретешь себя.

Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром. Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, – на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире.

Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) наша уникальность обретает практический характер. Сталкиваются две реальности, рождая третью. Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека – неповторимость его функций, – и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других. Например: «Я авторитарный» – &ldauo;Ну, тогда руководи». «Я поэт» – «А сделай так, чтобы запела душа».

Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль. Значимым становится то, что в человеке представляет ценность для других. И что в других представляет ценность для этого человека. Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого. Это обусловливает нашу нуждаемость друг в друге и определяет наши отношения.

Глаз-алмаз

Помните молитву, которую приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!» У меня есть впечатление, что гештальт-терапия постепенно учит меня этой мудрости. Она сделала мою жизнь интересной, поскольку помогает быть очень избирательной, быстро отказываться от того, что мне не подходит, искать и находить то, что мне нужно. И все, что происходит в моей жизни: люди, дело, увлечения, книги, – это то, что мне нравится, интересно и нужно.

Еще гештальт-терапия подарила мне покой. Я могу доверять той реке, которой является моя жизнь. Она дает мне знать, когда и где я должна быть начеку, а когда и где я могу бросить весла и просто отдаться потоку и солнцу.



Рассказать друзьям