Объекты показа в экскурсии. Показ в экскурсии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1.10. Показ в экскурсии

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин "показ" не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход ученым экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины "показ" и "демонстрация" отождествляются.

Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.

Показывать - значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда.

Рис. 1.5. Схема показа на экскурсии

Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.

Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее.

Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;
- ознакомления экскурсантов с экспонатами "портфеля экскурсовода";
- показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи.

Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания - комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи него).

Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета.

Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине В. Сурикова "Утро стрелецкой казни" изображен лишь один исторический момент - подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель знает, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт). Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни художником не изображена. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции.

У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее.

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;
2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);
3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;
4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;
5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Условия для показа

Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий В понятия условия показа, входят:

А) правильно выбранные точки показа;
6) время, более выгодное для показа; в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;
г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;
д) умения и навыки экскурсовода;
е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина). К храму Василия Блаженного, например, нельзя подходить утром солнечного дня с севера - со стороны Исторического музея. "Сильное освещение убьет трехмерность памятника, погасит его краски, сотрет линии, сделает его почти силуэтом" 1 . Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма Василия Блаженного, экскурсанты должны обходить его кругом и т. д.

Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии.

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

1. Определение : экскурсовод определяет, что за предмет (объект) показывается экскурсантам;
2. Характеристика : экскурсовод объясняет, что собой представляет объект (характеризует, описывает объект);
3. Цель создания : экскурсовод говорит о назначении объекта;
4. Экскурсионный анализ , сравнение: экскурсовод рассматривает отдельные части объекта;
5. Справка : экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания;
6. Оценка исторического события : экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значении.

Ступени показа

Первая ступень Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода: "Перед вами..." Происходит усвоение облика объекта "Медный всадник"
Вторая ступень Более детальный осмотр экскурсантами памятника Усваиваются особенности после рассказа о событиях объекта
Третья ступень Повторный осмотр объекта (наблюдение) при его анализе экскурсоводом Усваиваются отдельные части и детали объекта
Четвертая ступень Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия Происходит запоминание объекта и места его расположения
Пятая ступень Обобщение увиденного и от экскурсовода Делаются выводы услышанного по теме
Шестая ступень Заключительный взгляд экскурсантов на объект Экскурсант убеждается в правильности своего представления об объекте

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням. Например, имеет особенности показ объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, на горизонте.

Для этого характерен панорамный показ города, это же применимо и к наблюдению архитектурного ансамбля. Чтобы воспроизвести его в сознании, экскурсантам приходится бросить на него несколько взглядов. Сумма этих взглядов дает представление о внешнем облике объекта. Направление взглядов определяют методические советы экскурсовода и ход мыслей экскурсанта1.

Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов (зданий и сооружений), а также общего вида местности, парков, садов, полей сражений, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой.

Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.

Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-то другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, колокольню, человека.

Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет:

А) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов;
б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Ниже приводится схема, которая показывает нарастание сложности в наблюдении объекта и характер указаний экскурсовода участникам экскурсии.

Указания экскурсовода Действия экскурсантов
Посмотрите на это девятиэтажное здание. Экскурсант бросает общий взгляд на объект.
Посмотрите на здание турбазы, так удобно расположенной на берегу водоема Экскурсант смотрит, стара­ясь понять, в чем состоит это "удобство"
Обратите внимание на здание, которому так идет го­лубая окраска Экскурсант, глядя на здание, размышляет, почему голубой цвет наиболее уместен.
Взгляните на три крайние окна на втором этаже слева, где располагался кабинет ученого Экскурсант находит эти ок­на и пытается представить кабинет
Представьте себе ученого за большим письменным столом, где рано утром начинался его рабочий день Экскурсант, как бы убрав стену здания, видит ученого, сидящего за столом.
Посмотрите на это здание. В нем 12 октября 1826 г. Пушкин впервые читал свою трагедию "Борис Годунов", находясь в гостях у поэта Д. В. Веневитинова Экскурсант, опираясь на рассказ экскурсовода, воссоздает картину этого события

Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи - даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:

Ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения);
- направляющие внимание экскурсантов на определенный объект;
- рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения);
- разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);
- выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка);
- предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты "заговорить" особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску.

Виды показа

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:

1) на ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;
2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;
3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;
4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

Существуют варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

Вариант первый . Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами, даже при наличии интереса к ним, мешает отсутствие необходимого времени и навыков.

Вариант второй . Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека по городу. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у "экскурсанта" знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре.

Вариант третий . Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ "экскурсовода" по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер.

А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях:

Вариант первый . Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист-экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа).

Вариант второй . Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность.

Вариант третий . При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им "увидеть" события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.

Особенности показа на экскурсии

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.

Активность показа . Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа . В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее значение показа . Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ Для большинства экскурсии объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая роль показа . На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: "от показа к рассказу". Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.

Сюжетность показа . Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Обычно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

Парадоксальность показа состоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта самостоятельно. Данный парадокс представляет собой формально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек "видит" объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет не только лицевую стену здания, но и то, что находится за этой стеной, внутри здания. На основании образного рассказа экскурсовода перед его мысленным взором возникает кабинет писателя, гостиная наполняется людьми. При осмотре поля Бородинского сражения экскурсанты, получив информацию об историческом событии, "видят" русских и французских воинов - участников сражения и др.

Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности. Выделяют три уровня показа: предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объекта из совокупности других объектов; детальное наблюдение объекта .

Показ как реализация принципа наглядности

В основу познавательной деятельности экскурсантов положен принцип наглядности, который реализуется: в показе объектов - памятников истории и культуры (зрительная наглядность); в использовании экспонатов "портфеля экскурсовода"; в демонстрации производственных процессов (звуковая наглядность) и т. д.

Благодаря зрительному восприятию предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретных образов, правильно отображающих объективную действительность. На основе полученных экскурсантом представлений происходит формирование понятий.

Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) - натуральные предметы, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств.

Изобразительные средства (живопись, графика, фотография) - дополнительный иллюстративный материал, который включен в "портфель экскурсовода". Макеты, фотографии, рисунки, открытки, схемы, диаграммы и другие пособия выступают в роли аналогов подлинных объектов.

Словесно-образная наглядность : примеры и факты; отрывки из литературных произведений; стихи, воссоздающие картины событий, жизни людей.

Технические средства наглядности (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи).

Предметная наглядность подразделяется на зрительную наглядность (показываемые объекты) и звуковую (шум леса, журчание ручья, шум морского прибоя, голос певца в звукозаписи, голоса птиц и животных в лесу, звук камня, упавшего с высоты, шумы в производственных цехах). При восприятии звуковой наглядности, кроме речи, участвуют слуховые анализаторы.

Слуховая наглядность слабо используется в экскурсиях. Лишь в отдельных экскурсиях включены приемы, рассчитанные на слух, обоняние и осязание экскурсантов.

Словесно-образный вид наглядности предполагает использование образов и произведений художественной литературы. К этому виду наглядности относят образный рассказ экскурсовода, воссоздающий картину исторического события, внешний облик человека, дающий зрительное представление о явлениях природы. Использование видов наглядности, приоритетность одного из видов (предметной, изобразительной или словесно-образной наглядности), зависят от той классификационной группы, к которой относится конкретная экскурсия. В архитектурно-градостроительной экскурсии преобладает натурная наглядность, в исторических - изобразительная и словесно-образная наглядность, в литературных - словесно-образная наглядность.

Выводы

Всякая экскурсия ставит своей задачей - продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.

Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зрительный ряд. Он должен быть построен таким образом, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта поставленная тема. К сожалению, это редко получается. Причины: недостает объектов, многие объекты не несут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств. Поэтому на помощь показу приходит рассказ, на который возлагается задача восполнить пробелы зрительного ряда.

Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объектов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.

Контрольные вопросы

1. Показ - основной элемент экскурсии. Сущность показа.
2. Последовательность в показе. Ступени и виды показа.
3. Варианты взаимодействия человека и объекта.
4. Экскурсовод - руководитель показа.
5. Особенности показа в экскурсии.
6. Показ как сумма трех элементов.

Показ объектов представляет собой процесс наблюдения, изучения, исследования объектов в их нынешнем виде, в большинстве случаев в естественной обстановке, когда они доступны непосредственному восприятию экскурсантами.

Существует ряд формулировок термина «показ». В большинстве случаев показ рассматривают как целенаправленный заранее подготовленный осмотр объектов экскурсантами под руководством специалиста-экскурсовода. Имеется в виду, что показ, независимо от маршрута экскурсии и места ее проведения (улица, загородное шоссе, поле сражения, музеи), осуществляют на основе экскурсионной методики.

Наглядность в экскурсии. В основе познавательной деятельности экскурсантов лежит принцип наглядности. Наглядность рассматривается как один из принципов обучения. Основа наглядности – показ конкретных предметов, процессов, явлений. Особое значение этот принцип имеет для экскурсии, которая построена на живом чувственном восприятии действительности, непосредственном отражении предметов и явлений в сознании людей. Существует несколько видов наглядности, в том числе изобразительная (картины, модели, фотографии и т. д.), предметная. Экскурсии относятся к этим двум видам, так как их зрительный ряд составляют как предметы и явления, так и их изображения средствами искусства (искусствоведческие экскурсии). Однако, как правило, экскурсовод использует в своей работе все виды наглядности.



Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) – натуральные предметы, в том числе памятники истории и культуры, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств и, являясь основой показа, служат предметом глубокого экскурсионного анализа.

Наглядность в экскурсиях способствует тому, что благодаря восприятию определенных предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретно-наглядных образов, правильно отображающих объективную действительность (объекты наблюдений).

Большое значение наглядности в обучении придавали выдающиеся педагоги прошлого. Известный чешский педагог XVII века Ян Коменский говорил о том, что обучение необходимо строить так, чтобы все важное для восприятия органов чувств было непременно учтено, что в учебном процессе следует использовать предметы в натуре или их изображения.

Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что ребенка надо с ранних лет знакомить с окружающими его предметами и явлениями, постоянно развивая у него наблюдательность, учить сравнивать увиденные предметы по общим и отличительным признакам.

Подбирая материал для экскурсии, включая в ее маршрут или иные объекты, необходимо помнить о значении термина «наглядный». «Такой, что можно непосредственно созерцать и понимать, доступный и убедительный для непосредственного наблюдения, понимания... Основанный на показывании (изучаемых предметов или их моделей).

Термин «наглядный» означает также «убедительный, совершенно очевидный из непосредственного наблюдения».

Наглядность предусматривает несколько видов восприятия, каждый из них ориентируется на один из органов чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание). В настоящее время в подавляющем большинстве экскурсий используемая наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия. Реже используют другие виды восприятия. В отдельных экскурсиях, например, наибольшая наглядность достигнута в вечерних экскурсиях: «Город зажигает огни», «Вечером после рабочего дня», где в восприятии активно участвуют все органы чувств экскурсантов. Здесь в сферу наглядности «вовлечены» звуки – шум реки и фонтанов, пение ночных птиц, шелест листвы, музыка, аромат цветов, вечерняя прохлада в городском парке, а также цвет, свет, тени и другие особенности зрительных впечатлений в вечернее время – краски заката, свет уличных фонарей, прожекторов, отражение луны на водной поверхности. Зрительное восприятие в таких экскурсиях обычно ослаблено, объекты недостаточно видны в вечерние часы. Это повышает эффективность экскурсионного процесса.

Вспомогательные наглядные пособия. Важную роль в экскурсиях играют изобразительные средства наглядности. «Портфель экскурсовода», вспомогательные наглядные пособия, включенные в него, – активные участники процесса показа. Требования методики состоят в том, чтобы эти пособия не перегружали экскурсию, не заслоняли подлинных объектов, не заменяли их пика, а дополняли и обогащали его. Выполнению этой задачи служит демонстрация, например, карты местности, по которой следуют экскурсанты, репродукции с картин, рисунков и фотографий, где отображена данная местность или наблюдаемый памятник, площадь, улица в далеком прошлом.

Правильное, методически обоснованное использование наглядности в экскурсиях способствует развитию у экскурсантов наблюдательности, формирует навыки самостоятельного анализа предметов и явлений окружающего нас мира.

Главной составляющей частью экскурсии, которая обуславливает наглядность экскурсии, является показ. С его помощью экскурсовод руководит процессом восприятия экскурсантов, направляет их внимание на основные черты и стороны предметов, явлений, которые помогают осветить экскурсионную тему.

Экскурсионная практика свидетельствует о том, что осмотр объектов и их показ не одно и то же.

Осмотр может быть определен как поверхностное, бесплановое знакомство с памятными местами. Каждый человек может без посторонней помощи осматривать жилой дом или улицу, исторический памятник на улице города, знакомиться с экспозицией краеведческого музея или произведениями живописи в художественной галерее.

Показ – это глубокое, целенаправленное ознакомление с объектом. Показ на экскурсии представляет собой наблюдение (изучение, исследование) объекта под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника (В), а при показе – с помощью экскурсовода различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе.

Показ в экскурсии представляет собой сумму трех элементов: наблюдения достопримечательностей, ознакомления с экспонатами (зрительными материалами) «портфеля экскурсовода», использования той части методического приема зрительной реконструкции, которая воссоздает внешний вид целиком или частично утраченного объекта, внешнюю картину событий, о которых рассказывает экскурсовод.

В исторической экскурсии, например, объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. В такой экскурсии ведется не только показ стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей. Здесь объектом показа является и то, что скрыто за стеной комнаты, лестницы, коридоры, их убранство, быт, жизнь, деятельность людей, населяющих наблюдаемый дом в интересующее нас время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое здесь происходило.

Показ и рассказ в экскурсии имеют свои специфические особенности, являющиеся практической основой для разработки экскурсионной методики.

Признаки экскурсионного показа:

1. Активность показа. Показ это не пассивное любование красотами природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов – памятников истории и культуры, зданий, инженерных сооружений, достопримечательных мест, трудового процесса (цех, стройка, поле). Это анализ чувствен, но воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий не только экскурсовода, но и экскурсантов.

2. Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является как бы ступенькой лестницы в раскрытии содержания темы. В большинстве случаев именно это обстоятельство определяет место данного объекта среди других показываемых объектов в экскурсионном маршруте в целом. Логичность показа объектов, связь их между собой обеспечиваются продуманной последовательностью.

3. Опережающая роль показа. На экскурсии в подавляющем большинстве случаев показ предшествует рассказу. Именно это привело к появлению формулы: «От показа – к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия, а также впечатления, полученные при участии других органов чувств, они служат стимулом к началу рассказа. В большинстве экскурсий сначала в поле зрения экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод дает необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. Это, однако, не означает, что для указанного правила нет исключения, в ряде случаев показ и рассказ используют одновременно, а иногда рассказ даже предшествует показу.

Экскурсовод не должен нарушать процесс прямого воздействия экскурсантов и объекта. В течение всей экскурсии специалист, раскрывающий тему, должен находиться чуть «в тени». Его задача – активизировать объект и экскурсантов. В своих выводах он должен быть ненавязчивым, побуждать экскурсантов домысливать начатое им и самим делать выводы на основе собственных зрительных впечатлений и своего рассказа.

4. Последовательность показа объектов экскурсии. Показ должен быть целенаправленным, а, следовательно, выборочным.

Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них.

Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому, а также особенности зрительного восприятия. Обычно показ строится на переходе от общего к частному. Показ в экскурсии следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом, а затем приступают к анализу с выявлением характерных черт экскурсионного объекта.

Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может долго задерживаться на одном неподвижном объекте. Из психологии известно, что наше внимание чрезвычайно динамично, подвижно.

При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное воздействие на экскурсантов. Вначале характеризуют объект, который производит наиболее сильное впечатление (в том случае, когда этот объект не связан с темой, следует дать о нем экскурсантам справку, а затем перейти к основному объекту, на котором излагается экскурсионный материал).

В том случае, когда показывается панорама города, крупный ансамбль, после предварительного обзора полезно определить ядро, основные оси композиции, указать передний и боковые планы, а затем охарактеризовать отдельные объекты.

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.

Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.

Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Обычно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

Парадоксальность показа состоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта самостоятельно. Данный парадокс представляет собой формально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет не только лицевую стену здания, но и то, что находится за этой стеной, внутри здания. На основании образного рассказа экскурсовода перед его мысленным взором возникает кабинет писателя, гостиная наполняется людьми. При осмотре поля Бородинского сражения экскурсанты, получив информацию об историческом событии, «видят» русских и французских воинов – участников сражения и др.

Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности. Выделяют три уровня показа: предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объекта из совокупности других объектов; детальное наблюдение объекта.

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т.е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать.

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Из книги Барселона. Путеводитель автора Хомбург Эльке

ВИДЫ ПОКАЗА Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:1) на ходу автобуса из окон при скорости 50–60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;2) наблюдение из окон в ходе

Из книги Милан. Путеводитель автора Бергманн Юрген

1.11. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своем роде сочетанию – слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа:1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с

Из книги Мадрид. Эскориал, Сеговия, Толедо. Путеводитель автора Бюшер Тобиас

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них.Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение

Из книги Руководство Proshow Producer Version 4.5 автора Corporation Photodex

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на

Из книги Всё о Нью-Йорке автора Чернецкий Юрий Александрович

Из книги КРЕПОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ. От крепости к крепости автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

ЭКСКУРСИИ ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС Для туризма остров Кос – второй по значимости после Родоса остров архипелага Додеканес. Он насчитывает всего 31000 жителей, но свыше 65000 мест для гостей. Остров площадью 296 км2 славится замечательными, кое-где еще совершенно не застроенными

Из книги автора

Экскурсии из Мадрида *Пардо Алькасар и собор Сеговии.Горы Гвадаррама (Guadarrama) к северу от Мадрида – это отличное место для загородных прогулок. Множество озёр, лесов и рек в долинах предгорий перед большим хребтом Гвадаррама дают прохладу и отдых. Хотя мадридцы в

Из книги автора

15. Вывод для показа на экране

Из книги автора

Создание дисков для показа на телеэкране и ПК Безусловно, самый популярный и общедоступный носитель данных для вывода презентаций в формате, который может легко воспроизведен, - это диск для просмотра на телеэкране или компьютере. Большинство технологий сейчас

Из книги автора

Экскурсии Конечно, «нельзя объять необъятное». Читатели могут решить, что именно в Нью-Йорке заслуживает их первоочередного внимания, ознакомившись с разделами нашей книги, которые содержат описание достопримечательностей всех пяти районов города. Однако существуют

Из книги автора

Экскурсии · По каждой экспозиции проводится тематическая экскурсия. Обзорная экскурсия по музею предполагает осмотр всех экспозиций с краткой характеристикой каждого зала. Продолжительность экскурсий: 30–90 минут.· В музее постоянно обновляются временные выставки из

Каждый более или менее заметный игрок на отечественном fashion -рынке рано или поздно сталкивается с необходимость проведения показа. С одной стороны это свидетельствует об определенной зрелости бренда и является отрадным фактом для его владельца; с другой - несет с собой массу организационных трудностей. И, как показывает практика, отсутствие соответствующего опыта является критичным. Сегодня директор по маркетингу молодежной одежды Sabotage Евгения Климкова поделится нами своим опытом организации сезонного показа коллекции для своих региональных партнеров и представителей СМИ.

Подготовка

Подготовка к показу должна начинаться по крайней мере за 3 недели до проведения мероприятия, а еще лучше если вы сделаете первые шаги за 2-3 месяца. Такой «системный» старт позволит вам выстроить правильную схему реализации проекта: выбрать лучшую дату и время в сочетании с местом проведения, подобрать команду и моделей, разработать сценарий, тщательно продумать меню и заказать подарки и сувениры, заранее анонсировать мероприятие для гостей. Показ – сложное, многогранное мероприятие, в организации которого участвуют профессионалы из разных областей. Это, конечно, дизайнер, отвечающий за одежду и общий концепт, режиссер-постановщик, который превращает рядовое дефиле в привлекательное шоу, это модели, от поведения которых на подиуме и правильного понимания замысла автора зависит настроение показа, это осветители, которые расставляют световые акценты и добавляют драматургии в действие, и другие важные герои зоны бэкстэйдж, среди которых костюмеры, стилисты, визажисты, охранники, координаторы, разнообразные помощники. Наличие времени при организации показа означает, что у вас есть один из самых главных ресурсов; и наоборот его отсутствие с большой степенью вероятности скажется на уровне показа – непременно «вылезут» косяки, которые были допущены в подготовительной суете. Когда мы готовили последний большой показ Sabotage в центре MOD Design, мы действовали именно так. К показу, который состоялся в конце сентября, мы начали готовится в начале лета. И это обеспечило нам качественный результат.

Цель показа

Занимаясь подготовкой к показу, важно помнить о том, какие стратегические цели преследуются. Это могут быть, например, следующие:

1. Представить новую коллекцию так, чтобы она запомнилась.

2. Добиться максимального освещения показа в СМИ.

3. Заинтересовать байеров, представителей модных магазинов одежды и конечных покупателей представленной коллекции, мотивировать их на осуществление закупок (покупок).

При подготовке к показу следует постоянно держать их в голове, поскольку организация показа зачастую сопровождается хаосом. В процессе подготовки в голову вдруг приходят новые гениальные идеи по тем или иным моделям, масштабы задумок не соответствуют реальным возможностям. Приходится отказываться от запланированных элементов шоу… В этой ситуации только фокус на стратегических целях позволяет принимать рациональные и взвешенные решения. Что важнее, представить сделанную не полностью коллекцию или реализовывать до последней минуты новые идеи с ножницами в руках? Что важнее, вывести на подиум неудачную девочку или отказаться от представления той или иной вещи как таковой? Что важнее, собрать на показ журналистов или потратить время и деньги на приглашение случайных прохожих? Упрощенно ключевая цель вашего показа могла бы звучать так – произвести впечатление. Ее достижение лежит на пересечениивсех тех грамотных организационных решений, о которых мы говорили выше.

Место проведения

Выбор площадки для проведения показа всегда является нетривиальной задачей. Обычно брендов, дизайнеров и организаторов дефиле это является настоящей проблемой. Удачное место для проведения показа должно соответствовать следующим критериям: быть доступным по деньгам, быть пригодным для проведения показа с точки зрения размера, интерьера и внутреннего устройства, в той или иной степени коррелировать с настроением и концепцией коллекции, по возможности быть малоизвестным и неизбитым в глазах светской публики и журналистов моды.

Найти место, соответствующее всем этим критериям, даже в таком мегаполисе как Москва, на самом деле весьма непросто. В большинстве случаев организаторам приходится делать выбор в пользу того или иного аргумента. Скажем, конференц-холл подходит по размерам, но имеет не подходящий офисный дизайн, а многоярусная автостоянка, несомненно, концептуальна, но не соответствует современным требованиям к комфорту. В большинстве случаев организаторы делают выбор в пользу пространства и комфорта, что вполне объяснимо. Однако это, как правило, означает, что вы теряете возможные PR -очки. Самые сильные впечатления производят показы, проходящие в необычных местах.

В целом место проведения показа имеет чрезвычайно высокую значимость для PR вашей марки. Выбирая место для проведения показа, следует обращать внимание не только на внешнюю атрибутику, авторитетность зала, удобный подъезд, хорошую парковку, но и на элементы, организующие пространство, создающие энергетику. В некоторых случаях пространство, выбранное для показа, само по себе может служить визитной карточкой мероприятия, поддержать определенный имидж показа. Конечно, за необычные креативные места нужно платить и, как правило, платить немало во всех смыслах этого слова. Однако же это целесообразно и обычно окупается сторицей.

Продюсирование атмосферы

Настоящее искусство продюсирования показа состоит в том, чтобы создать в зале и перед его дверьми желаемую атмосферу. То, что я имею в виду, на самом деле сложно описать словами. В некоторых случаях вы приходите на показ и чувствуете: здесь драйв. Внутренний голос вербально или невербально как будто говорит вам: «Здесь сейчас будет происходить что-то важное. Это интересно и захватывающе». В других же случаях все вроде бы на своих местах: построен солидный подиум, собрались зрители, слышен негромкий звон бокалов, но на самом деле никакой энергетики нет. Внутри скука и пустота. Невысказанная мысль звучит примерно так: «Давай побудем здесь полчасика, коли уж пришли, и двинем дальше».

Важно продумать то, каким будет сценарий проведения показа, где будут находиться гости до показа и как будет организован их проход на мероприятие. Важно заложить в сценарий элементы, искусственно создающие атмосферу напряженного ожидания у гостей и журналистов. Хорошо могут работать такие приемы как фэйсконтроль, создание очереди, ажиотаж зевак у входа. Искусство «продюсирования атмосферы» и заключается в том, чтобы найти взвешенный баланс между столпотворением и ожиданием, между желанием ждать и желанием уйти. Как и в случае с выбором грамотного места для проведения показа, если вам удалось создать на мероприятии правильную атмосферу драйва, вы можете записать ее в свой актив. Теперь шансы на то, что о вас напишут и расскажут друзьям, значительно выше.

Как представить

Формат представления коллекции поклонникам и журналистам чрезвычайно важен. Можно как «вытянуть» плохую коллекцию, так и зарубить хорошую. Поэтому концепция и сценарий показа должны быть продуманы заранее и реализованы максимально четко. Начиная подготовку к показу, следует, прежде всего, определить его целевую аудиторию. Для большинства из вас она, скорее всего, понятна. Это ключевые поклонники и друзья марки и журналисты. Первые – самым непосредственным образом связаны со стилистикой и духом представляемого вами бренда. И поэтому логично предположить, что они ждут, от показа того же настроения, той же, если угодно, концепции, которая ощущается ими в самой марке. Строгая минималистичная однотонная одежда предполагает соответствующую тональность показа, выдержанную, строго неспешную интеллектуальную. Мешковатая, цветная молодежная одежда однозначно требует соотнесения с той рэп-культурой, частью которой она является. Роскошные вечерние платья зовут к неспешному гламуру, веерам и более классической музыке. Если этот ключевой принцип будет нарушен, то у зрителя случится то, что в психологии называют «разрыв шаблона» или, если угодно стилистический диссонанс.

Это очень важно увязать с имиджем марки. Если вы представляете молодежную марку, то аудитория и место должны соответствовать имиджу марки. Готовя показ для Sabotage , мы всегда помним об этом.

В случае, если вы попадаете в ожидания целевой аудитории, вы можете быть уверены в положительной оценке вашей работы. Зрители и поклонники подарят вам цветы, а журналисты напишут более или менее прогнозируемые отзывы. Такой подход гарантирует в какой-то степени стабильный результат, он позволяет вам планировать будущее с точки зрения, как возможных объемов продаж, так и интереса представителей СМИ.

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин "показ" не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход ученым экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины показ и демонстрация отождествляются.

Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.

Показывать - значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда.

Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.

Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее.

Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощиэкскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;

Ознакомления экскурсантов с экспонатами "портфеля экскурсовода";

Показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи.

Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания - комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи него).

Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета.

Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине В. Сурикова "Утро стрелецкой казни" изображен лишь один исторический момент - подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель знает, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт). Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни художником не изображена. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции.

У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее.

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);

3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;

5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.



Рассказать друзьям