Образ человека главная тема искусства. Теория З

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Учитель изобразительного искусства и черчения

Семяшкина Людмила Семёновна

МБОУ СОШ № 10

3 четверть

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

Урок 16

Образ человека - главная тема искусства.

Цели: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Методы и приемы:

Письменные приемы, частично-поисковый метод, информационно-рецептивный, использование ИКТ технологии.

Формы работы:

индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование урока:

Для учителя: компьютер, проектор, экран.

Для учеников: творческие тетради, краски, карандаши, альбомы.

Ход урока

Здравствуйте ребята!

Открываем дневники и запишем домашние задание на следующий урок вам понадобится: цветная бумага, клей карандаш, ножницы, фломастеры, и бумага (бежевая, нежна розовая.) Ребята, кто меня будет внимательно слушать и отвечать на вопросы, то в конце урока с легкостью справитесь с заданием, которое я вам дам.

А начну я урок со стихотворения Николая Заболоцкого.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Учитель: о чем это стихотворение? Какое можно дать ему название?

Дети: Портрет.

Учитель: Правильно! Итак, вы уже наверно догадались.

Тема сегодняшнего урока? - портрет.

Учитель: А кто знает, что такое портрет?

Дети:

Портрет - это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Учитель: Ребята, а что можно показать или передать с помощью портрета?

Дети:

Учитель: с помощью портрета можно показать характер, внутренний мир, жизненные ценности человека, а так же в какое время жил этот человек.

Учитель: Ребята, давай те запишем определение. На левой стороне альбома.

Сегодня на занятии вы узнаете историю возникновения жанра портрет.

Портрет появился в нашем мире несколько тысячелетий назад. Уже в древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека.

Учитель: Ребята, а кто - нибудь знает, почему скульпторы создавали статуи точной копией человека?

Дети:

Учитель: статуе передавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры.) - Слайд 1

Учитель: Ребята, посмотрите, какие были у нее черты лица, какая длинная красивая шея, посмотрите, как она гордо держит голову. Ребята поскольку это скульптура давай те развернем, и посмотрим на нее с другой стороны.- Слайд 2.

Учитель: Ребята, обратите, внимание на глаза у царицы Нефертити нету одного глаза. Как вы думаете почему?

Дети: В тот момент, когда был создан бюст, царица была еще жива.

Учитель: Правильно, молодцы!

Ребята эти изображения были созданы не для любования, а для заупокойным культам. Египтяне верили о жизни после смерти.

Этим же целям служили и живописные фаюмские портреты , выполненные в технике энкаустики . (Восковой живописи). - Слайд 3

Фаюмские портреты - созданные в технике энкаустики погребальные портреты найдены в Римском Египте в местечке Фаюм. Они являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.

Правдивость и точной психологической характеристикой отличились древнеримские портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека. Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была принята гуманистическая, действенная, человеческая личность. (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан) Слайд 4,5,6

Леонардо да Винчи « Монна Лиза» - Мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета Леонардо да Винчи держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретом.

Учитель: Ребята, но это только предположение, а их много.

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Мастера Возрождения углубляет содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом . В России портретный жанр активно начал развиваться с начала 18 века. (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский) создали серию великолепных портретов знатных людей. - Слайд 7. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками.

Д. Левицкого. Портрет Марии Алексеевны , проникнут глубокой симпатии автора к своей модели. Обаяние и привлекательность, молодой женщины делали многих ее друзьями, поэты посвящали ей стихи.

В первой половине 19 века главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К Брюллова.) – Слайд 8,9 . В 20 веке портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные демонстрации моделей (П. Пикассо, А.Бурдель, М. Врубель.) Слайд 10, 11.

Учитель: Ребята, а какие виды портрета вы знаете? Слайд 12.

Дети:

Учитель:

    Парадный

    Камерный.

Учитель: Ребята, а что значит парадный?

Дети: Такой портрет выставляется напоказ, а камерный или (интимный) предназначен для близкого круга людей.

Парадный (репрезентативный) портрет - как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне;

Камерный портрет - используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Так же портрет бывает двойной или групповой.

    Групповые - называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов.

Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Слайд 13

Если в портрете человек представлен в виде, какого – либо исторического, театрального или литературного персонажа такой портрет называют Костюмированный. В наименование таких портретов включают слова «в виде» или «в образе» например (Екатерина 2 в виде Минервы.) Слайд 14

Минерва- это молниеносная богиня гор и полезных открытий и изобретений.

Итак, вы узнали, что Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретуемому.

Учитель: А сейчас я проверю, кто меня внимательно слушал.

Итак, сейчас мы разгадаем кроссворд на тему портрет. Я буду читать вопросы, а вы отвечать.

    Портрет, который предназначен для близкого круга людей.

(Камерный)

    Если в портрете человек представлен в виде, какого – либо исторического, театрального или литературного персонажа такой портрет называют? (Костюмированный)

    Главной задачей данного портрета прославление царских особ и их приближенных, знатных и высокопоставленных персон. Такой портрет выставляют напоказ? (Парадный)

    Как звали древнеегипетскую царицу? (Нефертити)

    Где были найдены первые живописные портреты написанные восковыми красками? (в Фаюме)

    Как называется подгрудное изображение человека в скульптуре?

(Бюст)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Учитель: Ребята, посмотрите, получилось слово портрет.

Итог урока:

ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________

Домашнее задание: Написать краткую историю об одном портрете.

Учитель: Вы сегодня были активными, внимательно слушали, молодцы! Спасибо за внимание, урок окончен. До свидание.

Добрый день дорогие ребята! Добрый день дорогие ребята! Мы с Вами сегодня на уроке познакомимся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета. Рассмотрим репродукции картин с изображением портретов разных эпох, репродукции картины Леонардо да Винчи. Мы с Вами сегодня на уроке познакомимся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета. Рассмотрим репродукции картин с изображением портретов разных эпох, репродукции картины Леонардо да Винчи.


Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас. С портрета Рокотова снова смотрела женщина на нас? Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают и приближается гроза, Со дна души моей мерцают её прекрасные глаза.


Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к единому идеалу. В современном мире считается, что красота присутствует повсюду.


Классические каноны красоты все-таки существуют. Они изменчивы, то, что было прекрасным с точки зрения греков, вовсе не привлекало индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщины считалось, когда ей говорили, что у нее бедра как у слона. В Японии в одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в черный цвет. Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу. Никто толком не знает, что это такое (например, в Индии) красота женщины – это, прежде всего внутреннее содержание, глубокая индивидуальность, пронизывающая всю жизнь, ее драхма. Поэтому там редко говорят, что женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти лет. Классические каноны красоты все-таки существуют. Они изменчивы, то, что было прекрасным с точки зрения греков, вовсе не привлекало индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщины считалось, когда ей говорили, что у нее бедра как у слона. В Японии в одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в черный цвет. Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу. Никто толком не знает, что это такое (например, в Индии) красота женщины – это, прежде всего внутреннее содержание, глубокая индивидуальность, пронизывающая всю жизнь, ее драхма. Поэтому там редко говорят, что женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти лет.


Есть лица подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобие жалких лачуг, Где вариться печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Была неказиста она, не богата. Зато из окошка её на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. / Николай Заболоцкий /





Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, архитектуры. Портреты бывают: индивидуальные, двойные, групповые, автопортрет интимные, парадные, сатирические.


Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем вечно. Необходимо было соблюдать портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Огромные величественные изваяния создавались в те времена, один из известных портретов, портрет Неферттити (около1360года до нашей эры).



Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан не просто создали образы современников, Но и отразили целый мир чувств, переживаний, настроений. Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан не просто создали образы современников, Но и отразили целый мир чувств, переживаний, настроений. В сложные противоречия с окружающим миром вступают модели Рембрандта и В сложные противоречия с окружающим миром вступают модели Рембрандта и Веласкеса (XVI-XVII века), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое. Веласкеса (XVI-XVII века), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое.



Портрет в России В России складывается своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием. Что такое жанр? -Парсуна – приемы реалистической живописи и иконы. -Парадный портрет характеризуется постепенным уходом от требований заказчика к отражению его как личности своего времени. Большое количество портрет этого времени можно увидеть в Иркутском музее Искусств. В XX веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием.



Только из всего огромного количества портретов в мире есть один о котором знает практический каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один о котором знает практический каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как Вы думаете, что это за портрет? Как Вы думаете, что это за портрет?


Джоконда! это имя стало нарицательным. Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто посмотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной. Одни искусствоведы считают, что это портрет жены художника, другие, автопортрет, а кто то изображение получеловеческого, полуземного существа. Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто посмотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной. Одни искусствоведы считают, что это портрет жены художника, другие, автопортрет, а кто то изображение получеловеческого, полуземного существа.



Каждый художник должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек – главный объект интереса и изображения у художника. Каждый художник должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек – главный объект интереса и изображения у художника. В человека самое выразительное и это его облик, а главное лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы. В человека самое выразительное и это его облик, а главное лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы. Конечно, некоторые любители, без всякой подготовки, рисуя человека в профиль, добиваются некоторого сходства, но такие изображения получаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и повороте, он должен знать анатомию, чтобы ясно знать, чем образуется любая форма, но при этом должен последовательно изображать лицо, учитывая, что изображение головы разное в зависимости от возраста и пола и особенности строения черепа. Конечно, некоторые любители, без всякой подготовки, рисуя человека в профиль, добиваются некоторого сходства, но такие изображения получаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и повороте, он должен знать анатомию, чтобы ясно знать, чем образуется любая форма, но при этом должен последовательно изображать лицо, учитывая, что изображение головы разное в зависимости от возраста и пола и особенности строения черепа.


У ребенка лицевая часть относительно мала, личико пухлое и гладкое, с годами лицо удлиняется, четко определяются выступы подбородка, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выделяются, мышцы становятся дряхлыми, кожа морщинистой. У ребенка лицевая часть относительно мала, личико пухлое и гладкое, с годами лицо удлиняется, четко определяются выступы подбородка, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выделяются, мышцы становятся дряхлыми, кожа морщинистой. Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои особенности. Но и немаловажно за внешними чертами угадывать характер человека, чувства, мысли, переживания. Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои особенности. Но и немаловажно за внешними чертами угадывать характер человека, чувства, мысли, переживания.





Урок 2. Давно пора

Образ человека - одно из самых противоречивых понятий в истории мировой художественной культуры. На протяжении разных эпох, человек воспринимал себя по-разному. И от этого восприятия менялся и образ его жизни. Сегодня я хочу провести параллель через исторические эпохи и показать, как менялся этот образ.

Эпоха античности.
Эпоха античности считается эпохой просвещенности. Главным в восприятии мира у людей считалась естественность, а человеческое тело служило эталоном в мире искусства. По подобию построения пропорций человеческого тела, люди возводили здания. Бог был человеком, а человек - богом. Богов наделяли людскими страстями и пороками и возводили статуи людям, подобно богам. Человеческое тело было храмом. Скульптор воссоздавал в мраморе каждое движение и каждую складку на одежде. Каждая мышца была на своем месте, создавая впечатление застывшего в камне мгновения, подобно захваченному взглядом горгоны Медузы.

Не только скульптура воспроизводила человеческое тело. Настенные фрески привносили в помещение то, что люди хотели видеть - пейзажи, сцены застолий, танцев, мифологические мотивы, сцены эротического характера. И все было изображено так же - с великой точностью.

В I-III вв нашей эры, после захвата Египта Александром Македонским, в египетском городе Фаюм изготовлялись погребальные портреты отличавшиеся поразительным сходством с жившим человеком и техникой исполнения напоминавшей картины эпохи Возрождения. Снова люди научатся так писать только через тысячу лет.

Эпоха средневековья.
Эпоха средневековья, по разным подсчетам, длилась от восьмисот до тысячи двухсот лет в разных регионах Европы. Это был период смутного времени, включающий в себя множество вех, как в истории, так и в искусстве. Главным для европейского человека стал Бог. Тело же превратилось в рудимент, оковы для бессмертной человеческой души. Ведь душа бессмертна, а что есть тело? Тело конечно, оно постоянно что-то хочет: ему надо есть, спать, ему нужно тепло, ему нужна ласка. Иисус страдал ради нас на кресте, и мы должны страдать, через укрощение своего тела, чтобы очистить душу. Человек зачинается во грехе, рождается во грехе и всю оставшуюся жизнь старается искупить этот грех, чтобы попасть в Небесное Царство.



Как и в Египте - культ жизни после жизни, но, в отличие от Египта, у средневекового человека жизнь должна была начаться только после смерти. А, раз тело - настолько бренно и, по сути, ненужно - нет смысла стараться изобразить его красиво. Сначала художники учились, как разучиться рисовать людей, потом, через века - снова пытались научиться.

Человек был маленьким и ничтожным, но что получило развитие - так это храмовое искусство и архитектура. Смутное время войн сменилось мирным - романский стиль в архитектуре с его толстыми укрепленными стенами и маленькими окошками-бойницами сменился готикой, и она стала первым стилем, объединившим всю Европу. В эпоху готики Церковь больше не являлась оборонительным сооружением, где множество людей находились под защитой Бога (и толстых стен), все больше людей стали посещать храмы, и от архитекторов потребовалось больше внутреннего пространства для вмещения всех прихожан. Это было решено, через распределение веса здания на арочную конструкцию внутри помещения и на аркбутаны и контрфорсы - снаружи. Само название «Готика» пришло от насмешки, что арочная конструкция соборов напоминала по своему виду дома конструируемые племенами готов, связывающих верхушки деревьев для создания куполообразного жилища. Распределение веса здания решило проблему толстых стен и позволило архитекторам проектировать огромные оконные проемы, которые заполнил появившийся в то же время витраж. Обилие декора довершало картину - все, что есть в мире сделано Творцом - значит нет ничего плохого, чтобы использовать это везде. Только представьте: простой человек из деревни приезжает в город в церковь и перед ним встает прекрасное огромное ажурное сооружение. Он входит внутрь и видит лучи переливающегося света от сверкающих оконных проемов, изображающих святых и сцены из Библии. И он понимает, что Бог на самом деле есть.

Эпоха Возрождения.


Вслед за Средневековьем приходит эпоха Возрождения, когда люди стали откапывать античные города, находить античные предметы искусства и понимать, что когда-то было по-другому. Послабление власти церкви приводит к тому, что общество становится более светским. Художники заново учатся писать человека, только для этого им приходится его вскрыть, чтобы узнать, где располагаются мышцы и кости, и как из этого правильно написать силуэт. Они продолжают писать на религиозные темы, но, вместе с этим, люди заказывают им свои портреты в виде святых, что показывает, насколько церковь потеряла свою власть в их умах. Художники экспериментируют с техниками, изобретают новые краски, новые стили. Известно, что Леонардо да Винчи был одним из первых, кто стал писать маслом. Его вклад в полотно Верроккьо «Крещение Христа», коленопреклоненный ангел, получился настолько ярким и живым, что Верроккьо, по легенде, ушел из живописи в скульптуру, сказав, что ученик, в свой первый же раз, превзошел учителя, и ему нечему его научить.

Эпоха Барокко.
Следующая за эпохой Возрождения, но отличная по своему характеру - эпоха Барокко. Люди эпохи Барокко уходят в своем представлении о красоте от античной естественности и стремятся деформировать, модернизировать свои тела, придать им новую, идеальную форму. В моду вошли корсеты, выбеленные лица с нарисованными «мушками», напудренные парики, в которых копошились вши и мыши. К слову сказать, кудлатые мужские парики были введены в моду королем Людовиком XIV. Живя по принципу «держи друзей близко, а врагов еще ближе», он окружил себя министрами и военачальниками, которые со временем превратились в лизоблюдов, стремящихся попасть на глаза правителю и повторяющих за ним изменения в одежде. Когда Людовик начал лысеть, он одел парик. Все, кто его окружал сделали то же самое.


В эпоху Барокко большой любовью пользовались избыток деталей, резные украшения, позолота, светильники на огромное количество свечей. И оптические иллюзии. Больше всех в плане иллюзий отличилось итальянское Барокко. И непревзойденным мастером считается флорентийский живописец и архитектор, Андреа Поццо. Шедевром Поццо считаются фрески апсиды, потолка и роспись подкупольного пространства римской иезуитской церкви Сан-Иньяцио. При постройке церкви, из-за недостатка средств, не был возведен купол. Монахи решили заменить купол росписью и, чтобы не выбиваться из бюджета и чтобы все было совершено по иезуитским канонам, пригласили для этой работы одного из своих монахов - Андреа Поццо. Поццо начал с росписи небольшого купола в апсиде здания. Монахам настолько понравилась эта работа, что они заказали ему роспись подкупольного пространства над алтарем.
В самой высокой точке - сам святой Иньяцио, основатель иезуитской церкви, и ждущее его Небесное царство.




Люди стали чаще задаваться вопросом «Что мы есть?». Французский философ Рене Декарт, наблюдая за модными в то время статуями-фонтанами, которые стояли неподвижно и, при приближении к ним человека, оживлялись и обливали его водой, подумал - что если движение живых организмов так же зависит от рычагов, шестеренок и поршней? Он стал искать ответ, подвергая каждое свое суждение опровержению и пришел к тому, что неопровержимой осталась только мысль. Так он и дошел до своей известной впоследствии фразы - «Cogito ergo sum». «Я мыслю - следовательно я существую.»

Эпоха Классицизма.
В эпоху Классицизма деятели искусства снова обращаются к античным традициям, беря их за эталон. В архитектуре появляются элементы античных зданий - портики, колонны - в живописи - античные статуи, персонажи часто одеты на античный манер. Из этого выйдет впоследствии академизм - стиль в искусстве, с которым будут бороться импрессионисты и другие бунтари искусства.

Две разных части Света.
И, в заключении, я бы хотела поговорить о двух частях света, кардинально отличающихся своими взглядами на то, что такое красота. Это страны Восточной Азии - Япония и Китай - и Соединенные Штаты Америки.
Я буду говорить о Китае и Японии в связке, потому что в их культуре много общего, хоть и с сильным влиянием менталитета своих стран. В Китайской культуре нет, как таковой, ценности человеческой жизни - их всегда было много - один уйдет, на его место придет другой. Как говорят сами китайцы: «Нет ценности человеческой жизни - есть указ императора» - если тебе надо умереть - ты умираешь. Но, с другой стороны, цель каждого отдельного человека в жизни - добиться личностного счастья, и никто не имеет права лишить тебя этого. Так же, в китайской культуре, каждый символ имеет в себе скрытую силу. Даже архитектуру они строят на подобие какого-нибудь иероглифа или знака, чтобы само здание работало на достижение поставленной цели. Для Японии - это слишком сложно. Инь и Ян - единство противоположностей, в белом есть частица черного, в земле есть частица неба - для них это слишком сложно. Они взяли из китайской культуры то, что посчитали достаточным - гармония и естественность.
Три основных понятия прекрасного в японской культуре - это «ю-гэн» - намек - «ваби» - пустота - и «саби» - патина, доказание конечности. Намек - это полупрозрачные сёдзи, свет, проходящий через бумажный фонарь. То, что открыто - не интересно. Интересно то, что таится за размытой формой. В Японии нет такого отношения к наготе, как в Европе - это естественно. А, раз естественно, значит не стыдно. Нагота не возбуждает, если не направлена на это. Гораздо интереснее, когда тело скрыто в слоях одежды, как жемчужина, и ты догадываешься, что же там внутри. То же самое можно сказать и о японских кондитерских изделиях, которые отличаются очень тонким, легким вкусом. Естественной сладостью бобовой пасты, агар-агара и добавленных для украшения ягод. Они не добавляют туда сахар, потому что избыточность - не интересна.
В Европе пустота - это нечто страшное, непонятное, пустота - это ничто. В Японии - пустота - это то, из чего все появляется. Они не рисуют малиновку над пионом - они рисуют пустоту, чтобы оттенить сами фигуры. Басе, обозначая тишину не писал "так тихо", он писал "слышно тиканье часов". Как тишина подчеркивается через тихий звук, так и здесь - художник впускает пустоту на полотно через помещение туда персонажей.
Без смерти нельзя понять жизнь. Смерть - часть жизни, поэтому через нее узнаешь красоту жизни. Японцы называют европейцев однобокими, за то, что те отрицают смерть и живут чтобы жить и радоваться. Но забывая, что жизнь конечна, невозможно в полной мере насладиться ее полнотой. Без добра нет зла, без лишений не поймешь всю прелесть от приобретения. Так же и с вещью. Если она пожила свое, если она покрыта трещинками, потерта - видна ее хрупкость - от этого она становится еще прекрасней - в ней есть душа. Даже у новых печатей специально скалывают кусочек, чтобы показать их конечность, естественность - а значит красоту. Во времена античности не допускали никаких сколов и трещин - предмет конечен, а значит не идеален. В Японии наоборот - поскольку у всего есть смерть - это ценится еще больше. Цветение сакуры - воплощение этого. Потому что лепестки опадают с деревьев за очень короткий срок, и нужно насладиться каждым мгновением, что ты это видишь.


США прививают миру, через фильмы свою культуру. Культуру недостижимого идеала - культуру преобразования, жизни в мечтах. Еще Джордж Буш старший говорил в своем выступлении, что "святая миссия, возложенная на Америку - заставить всех остальных думать так же, как и мы". Именно из Америки пришла мода на пластические операции - достижение своего несуществующего идеала. В идеальном мире никогда не умирает главный герой. В идеальном мире всегда счастливый финал. Не обязательно четко следовать каким-то правилам, поэтому вы не найдете достоверных «исторических» недокументальных фильмов. Это не их история - не они ходят каждый день на работу через Парфенон - нарядили людей в тоги, поставили колонны - уже Греция. И не важно, как будут взаимодействовать люди. Поэтому каждый подобный фильм показывает нам современных американцев в разных декорациях. Главное, чтобы было зрелищно. Так же и в стилях. Америка - страна своих стилей и форм. Здесь нет художественных стилей, понятных нам - барокко, классицизма, ар ново - там есть дворцовый стиль, в котором содержится все, что человек считает роскошью: колонны, золотой унитаз, кровать с балдахином. Морской стиль, тропический, индустриальный - и многое-многое другое.
Так же следует заметить, что американцы - люди, которые не любят, когда их считают глупыми, поэтому им не нравятся сложные формы и метафоры, которых они не могут понять. Сюда же входят и слишком простые сравнения - по той же причине. Основная масса людей прибывает в "золотой середине" между этими полюсами - в красиво поданном пространстве, завуалированном ровно настолько, чтобы человеку казалось, что он сам обо всем догадался. И есть люди, которые придумывают и создают эту середину для простых граждан.
Американская культура отличается отсутствием фольклора. У переселенцев не появилось своих мифов, не зародилось новых богов - они были слишком «взрослыми» для этого. Поэтому американцы создали своих джиннов и лепреконов. У них появились супергерои. Америка - единственная страна, у которой есть супергерои. Ведь что такое супергерой? Идеальный человек, создающий идеальный мир.

*материал собран из различных источников

Добрый день дорогие ребята!
Мы с Вами сегодня на уроке
познакомимся с изображением
человека в искусстве разных эпох, с
историей возникновения портрета.
Рассмотрим репродукции картин с
изображением портретов разных
эпох, репродукции картины Леонардо
да Винчи.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова смотрела женщина на нас?
Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок, предвосхищенье
смертных мук.
Когда потемки наступают и приближается гроза,
Со дна души моей мерцают её прекрасные глаза.

Веками мыслители и художники пытались
найти всеобщие критерии красоты и
эстетической ценности, но все их поиски
были тщетны. Правда, в современном
мире эта проблема мало кого занимает.
Сегодня на смену непререкаемым
авторитетам пришел дух терпимости, и
никто больше не пытается свести все
многообразие форм к единому идеалу. В
современном мире считается, что красота
присутствует повсюду.

Классические каноны красоты все-таки существуют.
Они изменчивы, то, что было прекрасным с точки
зрения греков, вовсе не привлекало индусов и
наоборот. В Древней Индии самым большим
комплиментом для женщины считалось, когда ей
говорили, что у нее бедра как у слона. В Японии в
одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди
аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в
черный цвет. Африканцы особыми ухищрениями
вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки
непомерно оттягивали нижнюю губу. Никто толком не
знает, что это такое (например, в Индии) красота
женщины – это, прежде всего внутреннее содержание,
глубокая индивидуальность, пронизывающая всю
жизнь, ее драхма. Поэтому там редко говорят, что
женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти
лет.

Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где вариться печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Была неказиста она, не богата.
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот. /Николай Заболоцкий/

Рисунки учащихся МОУ «СОШ» № 9

Рисунки учащихся МОУ «СОШ»
№9

Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живоп

Портрет – изображение человека или
группы людей в произведениях живописи
или скульптуры. Портрет является одним из
основных жанров живописи, скульптуры,
архитектуры.
Портреты бывают:
индивидуальные, двойные, групповые,
автопортрет
интимные, парадные, сатирические.

10. Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магиче

Искусство портрета зародилось несколько
тысячелетий тому назад. Первые портреты были
созданы египтянами. Они выполняли
религиозно-магическую функцию: душа
умершего должна была покинуть тело, а затем
вернуться после судилища богов к мумии своего
владельца и поселиться в нем вечно.
Необходимо было соблюдать портретное
сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из
которого она вылетела.
Огромные величественные изваяния создавались
в те времена, один из известных портретов,
портрет Неферттити (около1360года до нашей
эры).

11.

12.

Мастера высокого Возрождения –
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан не
просто создали образы современников,
Но и отразили целый мир чувств,
переживаний, настроений.
В сложные противоречия с окружающим
миром вступают модели Рембрандта и
Веласкеса (XVI-XVII века), в портретах
которых находят отражение лирическое
и драматическое, светлое и печальное,
веселое и трагическое.

13.

14.

Портрет в России
В России складывается своя школа портрета,
отличающаяся жанровым разнообразием.
Что такое жанр?
-Парсуна – приемы реалистической живописи и
иконы.
-Парадный портрет характеризуется
постепенным уходом от требований заказчика к
отражению его как личности своего времени.
Большое количество портрет этого времени
можно увидеть в Иркутском музее Искусств.
В XX веке русский портрет отличается
жанровым и стилевым разнообразием.

15.

16.

Только из всего огромного
количества портретов в мире
есть один о котором знает
практический каждый человек
на земле, но хранящий даже по
прошествии многих лет, свою
загадку.
Как Вы думаете, что это за
портрет?

17. Джоконда! это имя стало нарицательным.

Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих
пор поражает людей? Почему загадку этой
картины пытается разгадать каждый, кто
посмотрит на портрет, но она так и остается
неразгаданной. Одни искусствоведы считают,
что это портрет жены художника, другие,
автопортрет, а кто то изображение
получеловеческого, полуземного существа.

18.

19.

Каждый художник должен уметь изображать человека
в различных положениях, поворотах, движениях.
Человек – главный объект интереса и изображения у
художника.
В человека самое выразительное и это его облик, а
главное лицо. Поэтому изучение художником человека
традиционно начинается с рисования головы.
Конечно, некоторые любители, без всякой подготовки,
рисуя человека в профиль, добиваются некоторого
сходства, но такие изображения получаются плоскими
и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой,
чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и
повороте, он должен знать анатомию, чтобы ясно
знать, чем образуется любая форма, но при этом
должен последовательно изображать лицо, учитывая,
что изображение головы разное в зависимости от
возраста и пола и особенности строения черепа.

20.

У ребенка лицевая часть относительно мала,
личико пухлое и гладкое, с годами лицо
удлиняется, четко определяются выступы
подбородка, у глазных впадин появляются
складки. В старческом возрасте костные
выступы еще более выделяются, мышцы
становятся дряхлыми, кожа морщинистой.
Кроме того, у каждого человека уши, нос,
глаза, губы имеют свои особенности. Но и
немаловажно за внешними чертами
угадывать характер человека, чувства,
мысли, переживания.

21.

Портрет- это художественный
образ человека. В нем
должна ощущаться
конкретная личность с
присущими ей, и только ей,
особенностями внешности, и
нравственного облика

Рассказать друзьям