Образование онегина и ленского таблица. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ОБРАЗОВАНИЕ

Онегин: "Француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой" - образован был просто, без особого напряжения, но достаточно для выхода в общество. "Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал". "Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил". "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". И по мнению многих, Онегин был "Ученый малый" - он вполне делал вид умного человека: "С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре".

Довольно знал латынь, но "не мог ямба от хорея отличить". Его "призванье" было в другом: "знал он тверже всех наук науку страсти нежной"

Ленский: "Он из Германии туманной привез учености плоды". Ленский был хорошо образован, любил поэзию, был поклонником Канта и сам был поэтом. Как и свойственно любому поэту, его переполняли "вольнолюбивые мечты, дух пылкий". Главной наукой для него было искусство, а если быть точнее - поэзия. "Он с лирой странствовал на свете; под небом Шиллера и Гете". "И ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор". "Поэт в жару своих суждений читал, забывшись".

ВОСПИТАНИЕ:

Онегин: воспитан в духе светского общества того времени, а главное в воспитании было - соответствие обществу, его требованиям.

Онегин "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". "Так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть". Евгений был "мод воспитанник примерный": всегда хорошо одет, по моде, следит за собой: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". "Боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант". "Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил и из уборной выходил подобный ветреной Венере".

Ленский: Ленский был воспитан романтиком и мечтателем, "богат, хорош собою, везде был принят как жених". Не знал почти России, ее идеалов, так как жил в Германии, потому и сложил такие особые мнения об искусстве, душе, друзьях любви. И "сердечных мук еще не знал".

СОСТОЯНИЕ ДУШИ, ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ:

Онегин: В его еще молодые годы Онегину уже все надоело, всем он "перенасытился". Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум; красавицы недолго были предмет его первичных дум; измены утомить успели, друзья и дружба надоели", "разлюбил он наконец, и брань, и саблю, и свинец". Ему надоел и театр: "балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел". Со временем он теряет интерес ко многому и устает от жизни (заинтересовался он позже только Татьяной).

Ленский: им овладели "вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный". "От хладного разврата света еще увянуть не успев, его душа была согрета приветом духа, лаской дев; он сердцем был еще невежда, его лелеяла надежда". Все сомненья затмевал мечтой, верил в дружбу и в любовь, в людей. Еще большим романтиком он стал, когда полюбил Ольгу: "Она поэту подарила младых восторгов первый сон", Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину".

ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ, ОТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ

Онегин: Эта деревня была прелестным местом, но даже и она надоела Онегину: "Деревня, где скучал Евгений". Соседи считали, что он "опаснейший чудак". "Сначала все к нему езжали, но так как с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышат их домашни дроги, поступком оскорбясь таким, все дружбу прекратили с ним". "Сосед наш неуч, сумасбродит, он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино; он дамам к ручке не подходит, все "да" да "нет"; не скажет "да-с" иль "нет-с". "Таков был общий глас".

Ленский: "Помещик новый столь же строгому разбору в соседстве повод подавал". Один Евгений мог оценить его дары. Ленский старался избегать пиры соседственных селений. Считал, что соседей "разговор благоразумный, конечно, не блистал ни чувством, ни умом, ни поэтическим огнем, ни остротою, ни умом, ни общежития искусством; но разговор их милых жен гораздо меньше был умен". Словом, ему была не по душе компания соседей.

ОТНОШЕНИЕ К ПОЭЗИИ, К ИСКУССТВУ:

Онегин: К поэзии относится довольно безразлично (хотя Ленского слушал с улыбкой, давал ему насладиться "минутным блаженством"). "Он рыться не имел охоты в бытописаниях земли; но дней минувших анекдоты хранил он в памяти своей". "Не мог ямба от хорея отличить. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита".

Ленский: Он был поэтом, поэзия оживляла его душу, мысли, в нее он вкладывал многие свои чувства. И лира была его верным спутником. "Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем". Поэзия помогала ему "верить мира совершенству".

ПОВЕДЕНИЕ НА ДУЭЛИ:

Онегин: "Получив от Ленского письмо, где тот звал его на дуэль, Онегин сказал себе, что он "всегда готов". Ему не нравилась вся эта затея, но останавливаться было нельзя - честь.

Ленский: Владимир хотел не позволить, чтобы "развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал". Однако утром понял, что слишком погорячился, но обратного пути уже не было.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Разница в возрасте между героями составляет около восьми лет, поскольку на момент гибели Ленского Онегину двадцать шесть, а упоминаемый незадолго до этого возраст Ленского - восемнадцать.

Евгений представляет собой типичный образец «золотой молодежи» того времени: молодой мужчина, утомленный шумной жизнью большого города, чередой увеселительных мероприятий и светскими приемами. Ему наскучило его привычное окружение, он стремится найти спасение от повседневной суеты, но не очень получается.

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

Владимир Ленский напротив, представляется юношей чрезвычайно пылким и полным жажды жизни.

Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…

На первый взгляд, между молодыми людьми мало общего. Но, как известно, притягиваются именно противоположности:

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столько различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Так что, возможно, дуэль и не была роковой случайностью. Автор сразу подчеркивает, что какой-то глубокой искренней дружбы между героями изначально и не было.

И Онегин, и Ленский - новые жители деревни, в которой происходит действие. Отношения с окружающими у героев складываются по-разному. Евгений вызывает недоумение своими, как сейчас сказали бы, эпатажными поступками: он игнорирует принятые в том обществе устои, пытаясь жить сам по себе, ни на кого не оглядываясь. Владимир напротив вызывает симпатии, производя впечатление выгодной партии для многих девиц на выданье. Богат, хорош собою…

Открытость поэта миру проявляется не только в восторженных одах и пленительных мечтах. Преисполненный любви к Ольги (наивного, пылкого юношеского чувства…), он, грезя о ней денно и нощно, ничтоже сумняшеся делится своими любовными переживаниями с Евгением, которому это в какой-то момент просто надоедает.

Сцена в доме Лариных, в которой Онегин уделяет повышенное внимание невесте Ленского, показывает очевидную разницу в восприятии жизни. Евгений будто бы ставит себя выше всего происходящего и с легкостью вступает в своеобразную игру, не особенно задумываясь, насколько серьезными могут стать последствия. Он не склонен всерьез воспринимать терзания своего соседа, для него это скорее возможность немного поразвлечься, ведь Ольга сама по себе ему совершенно не интересна (как, впрочем, и автору, но речь сейчас не об этом). Владимир вспыхивает мгновенно.

Его романтический ум рисует какие-то чудовищные картины при относительно невинных исходных данных. В этом плане трудно не отметить, что в Онегине как-никак все же больше естественного здравомыслия: когда ему все на свете наскучило, и он вроде бы утратил смысл жизни, он все же не пытался с ней расстаться.

Юный поэт не настолько рассудителен… Он искренне верит в свои пламенные идеи и романтические идеалы, воспеваемые им в стихах… Настолько искренне, что возможное расставание с жизнью его особенно не страшит. Поэт полностью олицетворил самого себя с одним из романтических героев - за что, собственно, и поплатился…

Роковая дуэль, в сущности, стала досадным недоразумением. У Онегина не было желания убивать, у Ленского - тем более. Оба в какой-то мере стали заложниками своей романтической идеи о том, что по выбранным правилам надо играть до конца. Дуэль не была нужна никому. Онегин по здравом размышлении понимал, что погорячился, что не стоило так далеко заводить неловкую ситуацию… Ленский и вовсе накануне поединка увидел Ольгу, которую собрался было возненавидеть, но хватило одной ее улыбки, чтоб сердце поэта оттаяло и жажда жизни вернулась с новой силой. Но ни один, ни другой не смогли сделать шаг назад (или вперед…).

Так что, на мой взгляд, герои, при всем своем внешнем различии, оба - безнадежные романтики. Просто один из них безуспешно пытается прикрываться за циничной маской старого скептика, которая, кроме всего прочего, ему еще и не по годам…

Друзья мои, вам жаль поэта…
Вам. Не мне.

Судьба обоих героев незавидна. Наверное, можно даже предположить, что речь идет о крахе романтического героя как такового, о его несостоятельности в реальной жизни. Ленскому автор изначально не особенно благоволил: приводится рассуждение о возможном развитии дальнейшей его жизни, если б не дуэль. Либо поэта ждала бы слава на литературном поприще, либо, что даже более вероятно, с годами весь романтический ореол снизошел бы на нет, и юный влюбленный пополнил бы собою бесчисленное множество сытых и спокойных русских помещиков.

Как мне кажется, Онегин вызывает большую симпатию автора, но и его жизнь пошла под откос с того самого поединка. Становится ясно, что все то скептическое пренебрежение жизнью, что объяснялось «русской хандрой», ничего не значит в сравнении с тем чудовищным душевным опустошением, которое охватывает Евгения после убийства Ленского. «Игра» зашла слишком далеко…А затем еще такое жестокое в своей простоте разочарование в собственной былой недальновидности и легкомыслии при встрече с Татьяной…

А в реальной (не романной) жизни потом… Злой рок? Ирония судьбы? Нестыковка благородного романтизма и суровой действительности? Спустя несколько лет сам Александр Сергеевич повторил путь своего возвышенного поэта едва ли не в точности… Что было впервые подмечено следующей жертвой коварной дуэли - юным М.Ю. Лермонтовым.

Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе.

Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

* Мы все учились понемногу
* Чему-нибудь и как-нибудь,
* Так воспитаньем, слава богу,
* У нас немудрено блеснуть…

* Он по-французски совершенно
* Мог изъясняться и писал;
* Легко мазурку танцевал
* И кланялся непринужденно;
* Чего ж вам больше?
* Свет решил,
* Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

* Хандра ждала его на страже,
* И бегала за ним она,
* Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его». В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

* Ярем он барщины старинной
* Оброком легким заменил;
* И раб судьбу благословил.

* Зато в углу своем надулся,
* Увидя в этом страшный вред,
* Его расчетливый сосед…

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: Он из Германии туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке.Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум». Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: «И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». «Не столь различны меж собой». Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат».

Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем: Л был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердцах жар угас.

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..» Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.

Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе.

Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

* Мы все учились понемногу
* Чему-нибудь и как-нибудь,
* Так воспитаньем, слава богу,
* У нас немудрено блеснуть…

* Он по-французски совершенно
* Мог изъясняться и писал;
* Легко мазурку танцевал
* И кланялся непринужденно;
* Чего ж вам больше?
* Свет решил,
* Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

* Хандра ждала его на страже,
* И бегала за ним она,
* Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его». В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

* Ярем он барщины старинной
* Оброком легким заменил;
* И раб судьбу благословил.

* Зато в углу своем надулся,
* Увидя в этом страшный вред,
* Его расчетливый сосед…

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: Он из Германии туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке.Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум». Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: «И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». «Не столь различны меж собой». Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат».

Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем: Л был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердцах жар угас.

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..» Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.

1. Начало дружбы Ленского с Онегиным
2. Отношения с семейством Лариных
3. Дуэль

В романе А. С. Пушкина мы знакомимся с двумя молодыми людьми, образованными дворянами, достаточно богатыми для того, чтобы праздно проводить время и не зависеть ни от кого. Это Онегин и Ленский. Они познакомились в деревне; их поместья находились по соседству, и прибыли туда мужчины примерно одновременно: Онегин из Петербурга, а Ленский – из Германии, где он учился в университете. Евгений не понравился соседям: он не хотел с ними общаться и не говорил «да-с» и «нет-с». А Владимир, напротив, многим понравился, особенно девушкам.

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Евгений, разумеется, не был столь же образован: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Конечно, это ирония, но все же университета Онегин не оканчивал и стихов писать не умел. Основное его умение было в обольщении женщин, Онегин был избалован женским вниманием, праздным образом жизни, ведь большую часть своей жизни он проводил на балах и в развлечениях.

Ленский же не был испорчен высшим светом, он сохранил в своей душе возвышенные идеалы чести, любви и дружбы. Всю восторженность своих чувств, свою искренность Ленский выражал в поэзии, он не только увлекался творчеством великих поэтов, но и сам писал стихи. Ленский и Онегин не говорили о пиршествах и балах, так как Ленскому всё это было чуждо, а Онегину надоело. Молодые люди много спорили обо всем на свете: о добре и зле, о смысле жизни и о смерти…Онегин относился к Ленскому снисходительно, с улыбкой слушая его восторженные беседы, не пытаясь вставить свое «охладительное слово», считая, что с возрастом наивность Ленского исчезнет сама собой.

За молодого и красивого Ленского многие родители хотели бы выдать замуж своих дочерей, поэтому он всегда был желанным гостем во всех имениях, но Ленский искал не сердечных приключений, а сердечной дружбы, духовной близости, признания, наконец. Поэтому он сдружился с Онегиным:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Поэт даже в шутку замечает, что эта дружба образовалась от «делать нечего» (я думаю, что в шутку, потому что Пушкин сравнивает своих героев с самим собой, а все мы знаем, каким прекрасным другом был Александр Сергеевич!). Конечно, на первых порах различие во взглядах молодых людей отталкивало, затем эта разница, наоборот, нравилась им:

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.

Отношения с семьей Лариных тоже по-разному характеризуют героев поэмы. Владимир очарован Ольгой, сестрой Татьяны. Он давно увлечен ею и именно ее мечтал бы видеть своей невестой. Ленский часто бывает в доме у Лариных, чему удивляется Онегин, считая такое времяпрепровождение Ленского скучным. И вот Ленский приглашает Онегина с собой в дом Лариных, где и происходит знакомство с Татьяной. Онегин, успевший повидать немало красавиц, обращает внимание на Татьяну: «Неужто ты влюблен в меньшую?»

Онегин проявляет себя как более опытный человек, умеющий разбираться в людях. Вкусы друзей расходятся даже в выборе женщин. Романтик Ленский увлекается внешними качествами Ольги, ее легкостью и веселостью, не замечая того, что она заурядна и не очень умна. Он верит в верность Ольги, в ее любовь и строит планы на счастливое будущее. Онегин же, умудренный опытом, ценит женщин за другие качества, ему более интересны глубокие и скромные девушки, в Татьяне он замечает прекрасную душу, благородство и нежность, считая, что она может стать прекрасной женой, способной быть верной своего мужу и любящей его до конца своих дней. И он не ошибается в этом. Мы в этом убеждаемся в финале романа, когда во время последнего свидания она доказывает свою верность мужу, говоря: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

В сцене именин Татьяны Евгений проявляет себя не с лучшей стороны: он ведет себя некрасиво и бессердечно, любезничая с возлюбленной друга, приглашая ее на мазурку и нашептывая ей «какой-то пошлый мадригал». Горячий и романтичный, Владимир не может извинить поведение своего друга и вызывает его на поединок. Онегин ведет себя хладнокровно, спокойно принимая вызов. Хотя сам себя он ругает за то, что так зло пошутил с Ленским:

Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно…

Все дело в том, что он был слишком раздражен, видя толпу презираемых им соседей, растерянность и взволнованность Татьяны, и был зол на Ленского, который обманом завлек его на это сборище. Бесспорно, Ленский погорячился с вызовом дуэль, Онегин же слишком равнодушно отнесся к ней. Евгению следовало бы извиниться перед своим другом, и дело бы разрешилось мирным путем. Онегин понимает, что он старше Владимира и должен был быть осмотрительнее его, остудив его пыл, не принимая дурачество молодого поэта. Теперь же отменить дуэль Онегин не мог, так не хотел «хохотни глупцов», к тому же в деле участвовал старый дуэлянт Зарецкий: «Он зол, он сплетник, он речист…». После того, как Ленский был убит, Онегин побегает к нему, зовет, но поздно.

Можно сказать, что к этой истории приятели изначально отнеслись совершенно по-разному. Ленский относился к ней со всей серьезностью, он хотел защитить честь Ольги, наказать Онегина, а Онегин же к дуэли относился совершенно хладнокровно, даже проспал, опоздав на нее. Владимир волнуется перед поединком, он сочиняет стихи, посвященные Ольге – свое любовное завещание, стремится провести с возлюбленной последние минуты, Евгений же абсолютно спокоен.

Подводя итог, можно сказать, что Владимир Ленский в произведении — олицетворение романтизма, а Онегин — холодного опыта. «Лед и пламень», как верно подмечено в одной из глав. Эти два героя очень разные, но они словно бы дополняют друг друга. В Ленском можно отметить те качества характера, которых так не хватает Евгению, а в Онегине было то, чего недоставало Ленскому. Онегин мог бы своим «льдом» остудить «пламень» Ленского, но не сделал этого. И поэт погиб.



Рассказать друзьям