Образы моря в литературе, живописи и музыке. Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Средства музыкальной выразительности.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом являетсямелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности –ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность»; это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

Лад – система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике.Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Тембр (фр. «колокольчик», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука.

Темп – скорость следования метрически счетных единиц. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Для точного измерения темпа служит метроном.

Особым средством музыкальной выразительности являетсятембр.Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческийголосили «голос» музыкального инструмента.

Фактура – это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»). Виды штрихов:Legato– связно,Staccato– отрывисто,Nonlegato– не связно.

Динамика – различной степени сила звучания, громкости и их изменения. Обозначения: Forte– громко,Piano– тихо,mf– не очень громко,mp– не очень тихо.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Музыкальный звук .

Музыка строится из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы (от 16 до 4000 - 4500 Гц). Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения. Музыкальный звук обладает определённой длительностью. Физическая особенность музыкального звука состоит в том, что звуковое давление в нём является периодической функцией времени.

Музыкальные звуки организуются в музыкальную систему. Базисом для построения музыки является звукоряд. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных значений. В наиболее употребительной шкале длительностейсоседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т. п.).

Музыкальный строй .

Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частотзвучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейскийили среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Созвучие и гармони я . Подавляющее большинство современных музыкальных направлений широко использует одновременное звучание тонов, которое называется созвучием. Созвучие двух звуков называют музыкальным интервалом, а из трёх и более звуков - аккордом, закономерность же сочетания тонов в созвучии называется гармонией. Термин «гармония» может касаться как отдельно взятого созвучия, так и общих закономерностей их использования. Гармонией называется также отрасль музыковедения, изучающая эти закономерности.

Многие музыкальные культуры выработали свои системы фиксации музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна - до , ре , ми , фа , соль , ля , си . Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд, звуки которого могут быть расположены по квинтам, а интервалы между соседними ступенями составляют большую или малую секунду. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.
Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?
  • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
  • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

  • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
  • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
  • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Музыка Востока в произведениях русских композиторов

1. Программная музыка.

Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произве­ дения. Эти сочинения называют программной музыкой.

Они нередко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой, которая раскрыва­ ет их содержание.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» по мотивам известных арабских сказок «Ты­ сяча и одна ночь» . Сюита напоминает симфонию, состоя­ щую из четырех частей. П остроение музыкального произведения, соотношение его частей - это и есть музыкальная форма , т.е. из чего состоит всё музыкальное произведение "его одежда".

Краткое содержание сюиты:

Султан Шахриар, убеждённый в коварстве и неверности жен­щин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно от­ кладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

2. Задание

Послушай темы Шахриара и Шехеразады из сюиты Н.А.Римского-Корсакова.

Ответь на вопрос: 1. Какие особенности музыки придают им восточный колорит?

Послушай тему Моря и тему Синдбада - морехода.

Ответь на вопрос : 2. Какие средства музыкальной выразительности "рисуют" картину моря?

Ты познакомился с главными героями симфонической сюиты "Шехеразада", а теперь послушай 1 часть сюиты.

Ответь на вопрос: 3. Как развиваются главные темы героев арабской сказки "Тысяча и одна ночь" в музыке Римского - Корсакова?

3. Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита

"Шехеразада"

Сегодня ты познакомился с замечательным произведением русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова симфонической сюитой "Шехеразада".

Напоминаю, симфоническая сюита - это "музыкальный сериал", состоящий из разных частей, каждая их которых имеет свой характер, образ, но все части обязательно объединены одним сюжетом. Поэтому сюиту можно слушать целиком и каждую часть в отдельности, т.к. каждая часть - это самостоятельное законченное произведение. Вспомни, например, симфоническую сюиту норвежского композитора Эдварда Грига "Пер Гюнт". В ней больше 12 частей, но самые известные, такие как: "Утро", "В пещере горного короля", "Танец Анитры", "Песня Сольвейг" исполняются в концертных программах отдельными номерами.

Симфоническая сюита "Шехеразада" была написана Римским - Корсаковым всего за два месяца.


"Программою, которою я руководствовался при сочинении "Шехеразады", были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из "Тысячи и одной ночи", разбросанные по всем четырём частям сюиты: море и Синдбадов корабль, фантастический рассказ царевича Календера, багдатский праздник и корабль, разбивающийся о скалу, царевич и царевна, - писал Римский-Корсаков в "Летописи моей музыкальной жизни..". - Указаниями этими я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия".

В четырёх частях сюиты "Шехеразада" можно услышать и увидеть чудеса. О них рассказывает грозному Султану Шахриару мудрая и прекрасная Шехеразада. Композитор не иллюстрировал сказку, он воссоздал её. Неповторимые музыкальные образы, танцевальные, песенно-лирические, воинственные, они вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуры, извивы и вязь письма.

Первая часть. Largo maestoso.(медленно торжественно) Allegro non troppo (скоро,быстро) («Море и Синдбадов корабль») открывается медленным вступлением, в котором за суровой унисонной темой в басах, несомненно, рисующей грозный облик султана Шахриара, после ряда связующих аккордов следует узорчатая, нежная и изящная тема Шехеразады, порученная скрипке соло. Заключительная мелодия приводит к звуковой картине мерно колышущегося моря.

В основе - темы, прозвучавшие во вступлении. На фоне мерного качания в басах они развиваются, противопоставляемые друг другу в различных тональностях и орнаментируемые вторичными тематическими образованиями, скрепляющими общее целое. Достигнув кульминации в силе громкости и плотности звучания (tutti), музыкальная ткань постепенно ослабевает в звучности, пока не замирает в заключительных аккордах на тихой динамике.


Перед тобой открывается меняющаяся картина моря. На фоне вздымающегося движения сопровождения у низких струнных инструментов (альтов и виолончелей)

Звучит мелодия скри­ пок - тема морской стихии. (Обрати внимание, она постро­ена на интонациях темы Шахриара, сохраняет ли мелодия свой суровый, реши­ тельный характер?)


Прозрачное, мерное чередование аккордов в тихом звучании деревянных духовых инструментов в сопровождении струнных, пе­ редающих плавное покачивание корабля на волнах, как бы сообща­ ет слушателям о появлении корабля Синдбада,(Синдбад - это мореплаватель, один из героев сказок Шехеразады), легко скользящего по ласковой, спокойной глади морского простора.

Но вот музыка становится тревожной, грозной, как будто подни­ мается буря, волны бросают корабль из стороны в сторону. И вновь покой, буря стихает, корабль плывет по успокоившемуся морю. Обрати внимание на заключение - коду этой части.

Тема Шахриара звучит здесь светлее, как будто под влиянием прекрас­ ных сказок смягчился грозный султан и дарует Шехеразаде еще один день жизни, чтобы услышать продолжение.

Вторая часть сюиты Lento.Медленно,протяжно,неторопливо. Andantino.

«Рассказ Календера-царевича» начинается скрипичным соло, излагающим тему Шехеразады. С переменой ритма и движения на фоне контрабасов начинает звучать соло фагота, выпевающего прекрасную мелодию восточного характера. Повествовательный тон, по определению композитора «В высшей степени капризный, причудливый», совмещается с четко танцевальным метром. От фагота мелодия переходит к солирующему гобою, а далее к первым скрипкам, усложняясь в аккомпанементе. Внезапный тревожный выкрик контрабасов прерывает спокойное течение рассказа. Раздается резко звучащая фанфарная тема (по определению автора «призывный клич»). Как бы вдали откликается на нее труба с сурдиною. Шахриар, слушающий рассказ Календера из уст Шехеразады, захвачен неожиданным поворотом повествования (в контрабасах тема султана в быстром движении). Начинается перекличка между тромбонами и трубами. Настроение тревожное, боевое. «Здесь можно усмотреть сражение», по определению автора. К концу второй части изложение снова принимает спокойный характер.

Третья часть Andantino quasi allegretto (спокойствие, переходящее в оживление). «Царевич и Царевна» начинается изложением изумительной по красоте восточной мелодии, рисующей образ влюбленного царевича. В мелодии этой разлита любовная нега и истома. Изложение мелодии повторяется несколько раз, переходя от одного инструмента к другому и сопровождаясь восхитительными фиоритурами, как бы рисующими переизбыток любовного восторга.

Вторая тема характеризует Царевну. Исходя из мимолетного замечания Корсакова (в средней части, по его словам, изображается «какое-то шествие: Царевну несут на паланкине»), сюжетное содержание третьей части «Шехерезады» допустимо представить себе как ожидание Царевичем любимой им Царевны, ее приезд в окружении свиты и радость встречи.

В отличие от других частей сюиты связующая тема Шехеразады (скрипка соло) появляется здесь не в начале изложения, а перед его заключением.

Это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шехеразады. Оружие султана - грубая сила деспотизма, оружие рассказчицы - её поэтический дар, её безграничная фантазия. Тиран и художник, кто победит?

Все четыре части сюиты включают музыкальный образ Шехеразады, рассказчицы сказок.Для неё вереница искусно вплетённых одна в одну сказок - единственная возможность спасти свою жизнь и смягчить грозного Шахриара.

А теперь послушай 4-ую часть симфонической сюиты "Шехеразада".

Allegro molto. Allegro molto e frenetico. Allegro non troppo e maestoso. Lento («Багдадский праздник. Море; корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение») начинается со вступления в быстром темпе, построенным на интонациях мелодий-тем султана Шахриара и Шехеразады. Основное содержание этой части распадается на две половины. Первая из них, по замыслу композитора, рисует Багдадский праздник. Пред нами великолепная звуковая картина, захватывающая своей вихревой стремительностью, богатством и разнообразием оркестровых красок. Первая же тема сообщает потоку музыки характер головокружительного праздника, в который врывается тема Царевны из третьей части. В целом это пестрый калейдоскоп музыкальных образов, сменяющихся один за другим в фантастическом кружении, как это бывает в сновидениях. Шум, гам, истошные выкрики, всё несется в ускоряющемся движении. Видение, созданное воспаленной фантазией, внезапно прерывается картиной бушующего моря. Хроматические пассажи деревянных духовых инструментов рисуют разгневанную морскую стихию. Корабль несется неудержимо к гибели и разбивается о скалу с медным всадником. Наступает успокоение. В последний раз звучит тема Шехерезады, рассказавшей столько увлекательных сказок. За нею следует тема Шахриара, но уже не в грозном, а в умиротворенном обличии. Шехеразада достигла своей цели.

Итак, музыка своим языком «рассказала» сказку, поведан­ ную мудрой Шехеразадой. Хочу обратить твоё внимание на то, что программная музыка основана на интерпретации (небольшого изменении текста автора) какого-либо сюжета литературного произведения или картины и конкрети­ зирует их восприятие художественного образа.

4. Задание 2

Ответь на вопрос: 1. Какая музыка называется программной?

Послушай ещё раз одну из понравившихся тебе частей симфонической сюиты "Шехеразада". Объясни свой выбор.

Постарайся вслушаться в интонацию отдельных голосов внутри оркестра, попробуй проследить за интонационным развитием музыки.

Ответь на вопрос: 2. Как развиваются интонации главных тем сюиты?

5. Б алет "Шехеразада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова

В «Шехеразаде» проявились лучшие качества творчества Римского-Корсакова: яркая характеристичность образов, блестящее владение всем разнообразием оркестровых красок, точность и выверенность формы.

Напомню, музыкальной формой называется построение музыкального произведения, т.е. слушая музыку, можно определить, из каких частей она состоит, сколько этих частей. Из суммы всех частей и складывается понятие "музыкальная форма".

Существует балетная постановка сюиты Римского-Корсакова "Шехеразада"

Хореография Фокина. Фокин изменил сюжет - программу симфонической сюиты. Изменение сюжета называется интерпретация .


Познакомься с либретто - литературным текстом.

Либретто в переводе означает "книжечка" - литературный текст.

Сюжет балета «Шехеразада»

В шахском гареме Шехеразада пытается умилостивить мужа. Но Шахриар мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха неверны. Шехеразада вновь пытается смягчить сердце повелителя, но он непреступен и бросает вокруг подозрительные взгляды. Танец трех альмей не в силах отвлечь Шахриара от тяжких дум. Он объявляет, что отправляется на охоту. Шехеразада умоляет его остаться, но шах со свитой удаляется. Обитательницы гарема упрашивают главного евнуха впустить в гарем их любимых мужчин. Внезапно вернувшийся Шахриар застает жен, танцующих с мужчинами. Его янычары кривыми саблями режут жен и рабов. Шехеразада молит оставить ей жизнь, но, получив отказ, убивает себя. В наступившей тишине рыдает шах. Задание 3.

Ответь на вопросы:

1.Что такое либретто?

2.Чем отличается либретто балета "Шехеразада" от программы симфонической сюиты?

3. Как ты можешь объяснить понятие "музыкальная форма". Какое значение имеет музыкальная форма в передаче сюжета сказки "Тысяча и одна ночь"?

Выполни задание:

Сочини небольшую сказку, которую могла бы рассказать Шехеразада грозному султану Шахриару. Не забудь о том, что сказка твоя восточная!

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Две симфонические поэмы о море

Страстное увлечение красотами моря французского композитора-импрессиониста К. Дебюсси отразилось в ряде его произведений: «Остров радости», «Сирены», «Паруса». Симфоническая поэма «Море» написана Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» – безмятежные и радостные. Контрастный Финал поэмы – «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

К. Дебюсси Симфоническая поэма “Море” в 3-х частях

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы. Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

М. Чюрлёнис Симфоническая поэма “Море”

Жанровые контрасты

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его Симфоническая картина «Шехеразада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане», насыщены превосходно созданными картинами моря. Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции. Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Н.А. Римский-Корсаков – Песня варяжского гостя

А. Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А. Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

А.Петров «Море и румба» (Музыка из к-ма «Человек-амфибия»

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.



Рассказать друзьям