Обведи нераспространенное предложение. Простое распространённое предложение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Прочитаем информацию .

Нераспространенное предложение - предложение, которое состоит только из главных членов (подлежащее и сказуемое).

Распространенное предложение - предложение, в котором, кроме главных (подлежащее и сказуемое), есть еще и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

2. Рассмотрим примеры нераспространенных и распространенных предложений.

Предложение

Пример

Нераспространенное

Птицы поют.

Ручей звенит.

Распространенное

Лось легко бегает по болотам.

Резкий аромат валерианы нравится кошкам.

Местоположение подлежащего и сказуемого в нераспространенных предложениях может выглядеть так.

  • Подлежащее + сказуемое. Березы пожелтели.
  • Сказуемое + подлежащее. Блеснула молния .
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое. Всё зазеленело, зацвело.
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое, сказуемое. Волчата играли, боролись, кувыркались.
  • Подлежащее + сказуемое И сказуемое.
  • Сказуемое + подлежащее И подлежащее. Встретились зима и весна.
  • Сказуемое + подлежащее, подлежащее, подлежащее И подлежащее. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы.
  • Сказуемое И сказуемое + подлежащее, подлежащее И подлежащее. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки.

Простые распространённые предложения. Примеры на тему - КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ОСЕНЬ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ВЕТЕР

Как сделать нераспространённое предложение - ЗЕМЛЯ БОГАТА - распространённым

ПРИМЕРЫ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ .

Предложения расположены в алфавитном порядке (по букве первого слова в предложении).

А

Аистята испугались и спрятались.

Б

Берёза ожила. Березы пожелтели. Блеснула змейка. Блеснула молния.

Бродят медведи. Был сентябрь.

В

Веет метель. Ветер шумит. Ветер воет. Ветка закачалась. Взлетел жаворонок. Взошло солнце. Вода потемнела. Волчата играли, боролись, кувыркались. Воробей успокоился. Воробей вылетел. Вот и метель разгулялась. Вот промчалась белка. Всё зазеленело, зацвело. Всё замёрзло.

Всё засверкает и заблестит. Всё пожелтело. Всё пробуждается. Встретились зима и весна. Выглянуло солнышко. Выступила вода.

Г

Грянул гром. Гудят пчёлы и шмели.

Д

Дерево закачалось. Деревья закачались. Деревья засохли, выродились.

Дождь моросит. Дождь перестал. Дом осветился. Дорога подмерзла. Дует ветер.

Е

Ежата играют, резвятся.

З

Загрустила природа. Замолкли птицы. Замяукал котёнок. Засияло солнце.

Засыпал и пруд. Затрещал мороз. Затрещали кусты. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы. Зашумели ели. Заяц огляделся. Земля дрогнула.

Животные попрятались. Жили-были дед да баба. Журчат ручьи.

И

Идёт дождь. Идёт гроза.

К

Карета подъехала и остановилась. Квакали лягушки. Кончились каникулы. Кружила позёмка. Л Лед треснул. Лес зашумел. Лес оживает. Лес ожил, зашумел. Лес поредел.

Лес посветлел. Лес спит. Листва облетела. Листья задрожали, оторвались и полетели. Листья падали и падали. Ловля началась. Льет дождь. Льют дожди. Люди побежали. Люди слушали и улыбались. Лягушки заквакали.

М

Мальчик упал. Мелькнула тень. Молчат поля и леса . Молчат и лес, и ветер, и вода. Мороз крепчал. Мороз трещит.

Мохнатый шмель подлетал к ромашкам и громко жужжал. Муравьи засуетились. Муравьи хлопочут. Мы замолчали.

Н

Набежала тучка. Налетел ветер. Настала осень. Наступали сумерки. Наступил вечер. Наступил рассвет. Наступило утро. Наступили холода. Началась пурга. Начался снегопад. Небо почернело. Небо прояснилось.

Небо хмурится. Нора осыпалась.

О

Озеро замерло. Она задумалась. Опадают листья.

П

Падает снег. Падал снег. Палило солнце. Пасутся лоси. Песни смолкли.

Побежала позёмка. Побежали ручейки. Повалил снег. Повозка запрыгала.

Погода переменилась. Поднялась пыль. Подросли и осмелели зайчата.

Подули ветры. Подход ит осень. Показалось солнце. Поспевает земляника.

Поспели яблоки, груши и сливы. Посыпались снежинки. Посыпались сучья.

Потекли ручьи. Почки набухли. Поют птицы. Появилась ласточка.

Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята.

Появляются одуванчики. Придет зима. Прилетела трясогузка. Природа засыпала. Природа ожила. Притихли поля, леса. Приуныли человечки.

Пришло лето. Пробегают зверьки.Пробежали лоси.Пролетают птицы.

Пролился дождь. Прохлада освежает и бодрит. Прошла вьюга. Пробежала лисица. Пробежала мышь. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки. Прокричал филин. Проснулся кузнечик. Прошло лето. Прошла и осень. Прошмыгнула мышь. Проясняются дали. Птица поднялась и улетела.

Птицы спешат.

Р

Работа остановилась. Работы не прекращались. Раздались голоса.

Раздался звонок. Раздался треск. Распускаются колокольчики, незабудки.

Ребята ушли. Река замёрзла. Река стала. Рысь затаилась.

С

Саженцы прижились, окрепли, подросли. Сверкнула молния.

Свистит иволга. Слышатся голоса. Слышится звон. Слышатся звуки и голоса. Снег искрится, сверкает. Снег растаял. Снег сошёл. Собака остановилась. Солнце садилось. Сосны замерли. Стоит декабрь.

Стрекочут кузнечики. Стрелка двигалась.

Т

Тает снег. Тишина стоит.

У

Увядают, желтеют листья. Ударила молния.

Х

Хлынул ливень. Хрустнул сук.

Ц

Цвели ивы. Цветут ландыши, одуванчики и земляника. Цветы завяли, пожелтели.

Ш

Шёпот стихает. Шмель жужжит .Шумит, бушует непогода.

Щ

Щенок заскулил.

Я

Я стоял и слушал. Я успокоился. Ящерки скрылись.

3. Выполним онлайн-задания .

Тесты по теме «Предложения»

Распространённое предложение -простое предложение (см.), в состав к-рого (в отличие от нераспространённого предложения; см.) входят второстепенные члены, поясняющие и уточняющие подлежащее, сказуемое или предложение в целом. Расширение состава предложения происходит за счёт слов и словосочетаний, выступающих в форме, предопределённой подлежащим или сказуемым, или в форме, закреплённой в языковой системе для выражения определённых компонентов смысла предложения, напр.: Не пришёл из-за болезни; *Снег забивался в ворот штормовок - ледяным обручем стискивал горло* (Семёнов-Спасский); *Об этом молчать! Морозна старался не вспоминать о поездке в госпиталь* (Фадеев). В образованном на основе различных видов подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) словосочетании имеют место определительные, объектные или субъектные отношения, напр.: не вспоминать о поездке - управление, отношения объектные; поездка в госпиталь - слабое управление, отношения определительные.
Синтаксическая позиция словоформ, распространяющих всё предложение в целом,- в начале или реже в конце предложения. В одном предложении может быть несколько таких распространителей (детерминантов, см.), характеризующих предложение с различных сторон, имеющих субъектное, объектное или обстоятельственное значение, напр.: «У неё глаза морского цвета, У неё неверная душа* (Бальмонт); *На лице твоём, ласково-зыбкий. Белый луч притворился улыбкой...* (Анненский); *С катком и родителям стало гораздо спокойнее* (Носов).
Внутренний состав предложения может распространяться именем, чаше местоимением, в форме дат. п., к-рое указывает на направленность действия, напр.: *Пуля прошла ему сквозь самое сердце* (Тургенев). В этой роли может выступать инфинитив, напр.: Дай бумагу написать письмо; деепричастие: Уходя, уходи.
Распространённым является предложение, если оно содержит открытые или закрытые ряды уточняющих определений, дополнений или обстоятельств, объединённых союзной или бессоюзной связью, напр.: <Лишь снег порхает - вечный, белый. Зимой - он площадь оснежит...* (Блок); *Вся моя жизнь озарилась любовью, именно вся, до самых мелочей, словно тёмная, заброшенная комната, в которую внесли свечку* (Тургенев).
Предложение распространяется также путём присоединения уточняющих групп словоформ, находящихся с предложением или отдельным словом в полупредикативной связи. Эти обособленные смысловые группы выделяются интонационно, на письме - запятыми или тире, напр.: ^Бросавший её [сеть], к полному удивлению всех, промахнулся и захватил ею только кувшин...* (Булгаков); *Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем, беспокойно одеваясь, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы* (Булгаков).
Распространённым предложение делает введение синтаксически независимых словоформ - обращений, вставных конструкций, напр.: *Ты мне мила, пора заката* (Плещеев); *К ней заходил замечательный музыкант (я дружил с ним) И. Добровсйн* (Пастернак).
Термины «Р. п.» и «нераспространённое предложение» приняты прежде всего в школьной грамматике.

Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены – это обстоятельство, определение и дополнение.

Двусоставные распространенные предложения

Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.

  • «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
  • «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
  • «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».

Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».

Односоставные распространённые предложения

«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».

Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое

Для того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.

Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».

Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».

А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:

  • Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой .
  • Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи .
  • Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке .
  • Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
  • Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
  • Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» – Он был весьма удивлен моему приезду домой.

Как определить тип синтаксической единицы

Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.

На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.

Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова:

Девочка (какая?) маленькая

Читает (что?) книгу

Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.

Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.

Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:

На столе лежит белая скатерть (рис. 2).

Рис. 2. Стол со скатертью ()

В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:

Скатерть лежит .

Смысл этого предложения остается понятен.

Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:

На столе белая .

Предложения нет и смысл не понятен.

Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.

Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:

В осеннем парке падают листья (рис. 3).

Рис. 3. Осенний парк ()

В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .

Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:

Белка прыгает .

Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).

Рис. 4. Белка на дереве ()

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце ()

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица ()

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник ()

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи ()

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки ()

Наступила весна (рис. 11).

Проверим:

Ярко светит солнце

По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.

Поют птицы

Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.

Побежали ручьи - нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.

Наступила весна - нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки .

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .

Гуляла (что делала?) - сказуемое.

Туча (что?) - подлежащее.

Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.

Домой (куда?) - второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Infourok.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

  • Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .

39. Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.

  • Определите, в какие две группы можно распределить предложения.
  • Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.

40. Прочитайте слова.

Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.

  • Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.
  • Запишите распространённое предложение.

41. Прочитайте

  • Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?
  • Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.
  • Запишите составленное предложение.

Обратите внимание! В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

42. Рассмотрите рисунки.

  • Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.
  • Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.


Рассказать друзьям