Одесский оперный театр официальный. Оперный театр (Одесса)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одесский оперный театр — одно из красивейших архитектурных сооружения второй половины XIX века. Здание было построено в смешанной ренессансно — барочной в 1883 — 1887 годах. Постройка характеризуется удобной планировкой, имеет зал почти на 1600 зрительских мест и вместительное удобное фойе, а также сцену, оборудованную различными механизмами.

Одесский национальный театр оперы и балета — а именно так звучит полное название этого шедевра архитектуры — имеет колоссальное историко — культурное значение как для самого города Одессы, так и для всей Украины культуры.

История проекта.

Первоначально старое здание театра было построено в 1810 году. Экстерьер постройки был выдержан в классической стилистике. Вместимость зрительного зала составляла всего 800 человек, но на то время это было достаточно много. Кроме того, еще некоторое количество зрителей могли наблюдать за действом на сцене, стоя в партере.

Однако со временем в планировке здания создатели увидели некоторые недостатки, и поэтому сооружение несколько раз перестраивалось, а также изменялась его внутренняя планировка. В 1873 году Одесский оперный театр загорелся в ночное время от газового рожка, и здание очень быстро сгорело полностью.

Прошло несколько лет. Городу Одессе требовался новый театр, который бы соответствовал современным требованиям и мог вмещать в своих стенах большое количество зрителей. Разработкой проекта здания занялись Герман Гельмер и Фердинанд Фельнер. Это были очень талантливые и известные специалисты своего времени, потому что они стали авторами построек во многих городах Европы. Прототипом для постройки здания театра в Одессе стала Дрезденская опера.

Строительство одесского оперного театра продолжалось 4 года, и за это время здание приобрело наиболее характерные черты. В 1887 году, 1 октября, состоялось торжественное открытие театра. Много выдающихся артистов и музыкантов выступали на его сцене.

Уже в советский период театр получил почетное звание » академический», а в 2007 году ему был присвоен статус » национальный».

Особенности архитектуры.

Одесского оперного театра поражает своей красотой и гармонией четких линий. Здание театра по праву занимает место среди лучших в Европе. Его планировка достаточно проста, но при этом поражает своим совершенством.

Зрительный зал имеет форму подковы, и его со всех боковых сторон охватывают галереи, а перед входом в зал расположено просторное фойе. Из центра здания в разных направлениях проложены проходы, каждый из которых ведет к выходу.

Театра во многом приближен к стилистике барокко, но при этом сохраняет свои собственные характерные черты. Все здание трехэтажное, на фасаде украшено изящными колоннами тосканского ордера. Третий этаж здания оформлен легкими и ажурными лоджиями и колоннами ионического ордера, которые придают постройке воздушности и невесомости.

Крыша постройки выполнена в форме купола, что придает всему сооружению дополнительной гармонии. Фасадная часть оперного театра в Одессе декорирована скульптурами на мифологическую тематику. Скульптурную группу возглавляет статуя Мельпомены — музы, которая являесят покровительницей искусств и творчества.

В колеснице, на которой восседает Мельпомена, запряжены 4 пантеры. Рядом расположены скульптурные изображения Орфея, играющего на кифаре, а также танцующей музы Терпсихоры.

Дизайн интерьера.

В оформлении интерьера прослеживаются характерные черты стиля рококо. По центру на потолке размещена роскошная, способная освещать пространство всего помещения. Особое внимание обращает на себя роспись плафона, посвященная тематике произведений Шекспира. Стены помещения оформлены светильниками и канделябрами, которую используются для дополнительного освещения помещения.

Во внутреннем оформлении наблюдается некоторая перенасыщенность лепными работами, щедро украшенными позолотой. С большим мастерством выполнена лепка в ярусах, в боковых вестибюлях и на лестницах, по которым зрители поднимаются к ложам.

Мебель инкрустирована орнаментом из бронзовых элементов. Внутреннее убранство оперного театра в Одессе производит впечатление изящества и роскоши, что способствует восприятию гармонии всего здания.

В интерьере зрительного зала заметно влияние стилистики рококо позднего периода. Помещение зала по своей форме напоминает подкову — в плане оно представляет собой вытянутый полукруг. Заслуживает восхищения уникальные акустические свойства зала, которые помогают зрителям слышать со сцены даже самые тихие звуки и шепот актеров.

Оперный театр замечательно вписывается в архитектурный ансамбль городской застройки, и по праву считается его украшением. Уже в начале XXI века Одесский оперный театр подвергся капитальному ремонту, а полная его реставрация была проведена в 2007 году.

Одесский национальный академический театр оперы и балета является одним из старейших на территории бывшего СССР. Здание, в котором он находится, считается памятником архитектуры. Театр является гордостью и визитной карточкой города.

История театра

Театр появился в Одессе ещё в 19 веке. Основателем его был герцог де Ришелье - градоначальник.

Здание для театра было построено в 1810 году. Автором проекта был итальянский архитектор Франческо Фраполли. С 1811 года спектакли стали демонстрироваться в театре регулярно. Репертуар был разножанровым, но через несколько лет возобладала опера.

В 1873 году здание театра было уничтожено пожаром. Через 11 лет началось строительство нового пристанища для храма искусства. Первым спектаклем, сыгранным в новом здании, была опера «Борис Годунов». За годы его существования на его сцене выступали самые лучшие в мире и знаменитые оперные исполнители и танцовщики.

В начале 20 века исполнителем ведущих партий в балете и хореографом-постановщиком был Томаш Нижинский. Его сын Вацлав - знаменитый во всём мире танцовщик. В то время своей балетной труппы в театре не было и в постановках принимали участие приглашённые артисты. В 1923 году Ремислав Ремиславский и Екатерина Пушкина создали в Одессе первую хореографическую школу. Их выпускники стали артистам балетной труппы театра. Первым руководителем её стал балетмейстер Роберт Баланотти.

В 1925 году здание театра подверглось пожару, который возник из-за во время спектакля «Пророк» Джакомо Мейербера. Сгорели костюмы и декорации, была уничтожена сцена и занавес, понесла серьёзные убытки нотная библиотека, был повреждён зал. Последствия пожаров были ликвидированы уже через год, и труппа вновь начала давать спектакли. Появилось новое техническое оснащение помещения. Были созданы новые костюмы и декорации. В зале были установлены железобетонные занавесы, которые в экстренном случае отсекают друг от друга сцену, зал и служебные помещения.

До 1919 г. Одесская опера была частной. В этот год она была переведена на государственное довольствие. А в 1926 г. театру было присвоено звание "Академический".

Основу репертуара тех лет составляла классика, как русская, так и зарубежная. Но, помимо этого, шли спектакли, созданные украинскими и советскими композиторами: «Наталка-Полтавка», «Броненосец Потёмкин», «Тарас Бульба», «Щорс», «Запорожец за Дунаем», «Тихий Дон», «Мазепа», «Сорочинская ярмарка» и многие другие.

Во время Великой Отечественной часть труппы была отправлена в эвакуацию в Казахстан и Красноярск. Оставшиеся в Одессе артисты входили в агитбригады и выезжали на поля сражений и в госпитали, дабы своим творчеством поднимать боевой дух действующей армии и вдохновлять защитников Родины.

С первых лет своего существования и по сей оперы и балета - это настоящий культурный центр Одессы. Музыкальная и общественная жизнь города сосредоточена в нём.

Билеты в театр оперы и балета стоят от 15 до 30 долларов, это примерно от 900 до 2000 рублей.

После войны театр приобретал всё большую популярность. Его репертуар расширялся. В 60-е годы в репертуаре было двадцать четыре балета и двадцать восемь оперных спектаклей.

Одесский театр вырастил не одно поколение замечательных вокалистов, танцовщиков, музыкантов, которые начинали здесь свой творческий путь, а затем становились знаменитыми на весь мир артистами, чьи имена стали легендами. И в наши дни в труппе работают талантливые профессионалы своего дела, любящие свой труд и посвящающие творчеству всю свою жизнь. Среди них не только опытные корифеи сцены, но и полные энтузиазма и энергии молодые артисты.

Театр активно участвует в различных фестивалях. Артисты объездили с гастрольными турами огромное количество разных стран.

Здание театра

Здание, в котором располагается театр оперы и балета, было построено в 1887 году, вместо старого, которое пострадало от пожара. В оформлении его интерьеров и фасада использовано несколько разных стилей. Внешний вид здания представляет собой удачное сочетание богатства и искусства. В облике присутствуют элементы рококо, ренессанса и барокко. Они настолько гармонично соединены, что образуют единую композицию.

Главный фасад имеет форму полуовала. Он украшен колоннами и балконами. Здание имеет три этажа. Первые два выглядят статично и фундаментально. Третий этаж - ажурный и лёгкий.

Над фасадом расположилась скульптурная группа.

Проект строительства здания в 1873 году создали архитекторы Фельнер и Гельмер.

Зрительный зал театра украшен лепниной и позолотой, мрамором, хрусталём, бархатом, зеркалами. Он имеет подковообразную форму. Вокруг него расположены прогулочные галереи. Вместимость зала - 1635 зрительских мест.

Здание подвергалось реконструкциям в 1955, 1965, 1996 годах. Третье тысячелетие театр встретил в обновлённом виде. Был укреплён фундамент, отреставрирован фасад, были установлены новые системы отопления, кондиционирования, современная световая и звуковая аппаратура, компьютерное управление сценой.

Оперный репертуар

Театральная афиша Одессы богата и разнообразна. Ведущее место в ней занимает оперный театр. Он предлагает зрителям музыкальные постановки, а также концерты.

Оперный репертуар театра:

  • «Флория Тоска».
  • «Травиата».
  • «Риголетто».
  • «Мадам Баттерфляй».
  • «Катерина».
  • «Запорожец за Дунаем».
  • «Вий».
  • «Изумрудный город».
  • «Аида».
  • «Иоланта».

И другие.

Балетный репертуар

Оперы и балета в свой репертуар включает следующие хореографические постановки:

  • «Щелкунчик».
  • «Тайна Венского леса».
  • «Питер Пэн».
  • «Крик».
  • «Красная шапочка».
  • «Золушка».
  • «Баядерка».
  • «Нуриев forever».
  • «Айболит ХХІ».
  • «Пахита».
  • «Кармен-сюита».

И другие.

Билеты в театр можно приобрести в кассе или на официальном сайте. Стоимость варьируется, в зависимости от спектакля и от того, насколько близко к сцене расположены места в зрительном зале.

Оперная труппа

Одесский театр оперы и балета собрал на своей сцене талантливых, профессиональных артистов.

Вокалисты:

  • Валерий Бендеров.
  • Лариса Зуенко.
  • Юрий Дудар.
  • Вера Ревенко.
  • Дмитрий Михеев.
  • Людмила Ширина.
  • Василий Добровольский.
  • Илона Скрыпник.
  • Александр Прокопович.
  • Татьяна Спасская.
  • Иван Фляк.
  • Елена Стародубцева.

И другие.

Балетная труппа

Одесский театр оперы и балета славится своей труппой. Кроме вокалистов, здесь замечательные музыканты, хористы и танцовщики.

Артисты балета театра:

  • Ольга Воробьёва.
  • Дмитрий Шарай.
  • Владимир Статный.
  • Эллина Походных.
  • Мария Рязанцева.
  • Елена Лавриненко.
  • Анжелика Левшина.
  • Вячеслав Кравченко.
  • Юрий Чепиль.
  • Анна Тютюнник.
  • Вадим Круссер.
  • Кристина Павлова.
  • Владислав Степанов.

И многие другие.

Музей

Несколько лет назад одесский театр оперы и балета, по инициативе директора, открыл свой музей. Коллекцию экспонатов начали собирать в 2011 году. Музей посвящён истории оперного театра и располагается в помещении, где раньше находились кассы. Посетить экспозицию может каждый зритель перед началом спектакля и во время антрактов. Среди экспонатов: программки и афиши спектаклей, фотографии, билеты, эскизы декораций, документы, костюмы, инсталляции интерьеров, реквизит, предметы театрального обихода и так далее.

Фестивали

Одесский театр оперы и балета является организатором нескольких фестивалей. Они проводятся для исполнителей и трупп из других городов и стран.

Международный фестиваль искусств. Проходит он под открытым небом. Принять в нём участие могут представители любых направлений в искусстве, приветствуется как классика, так и актуальные жанры.

Фестиваль "Бархатный сезон в Одесской опере". Он проходит в новом формате. Фестиваль создан для того, чтобы объединить в одно целое все стили, жанры и формы классического искусства. Участники фестиваля демонстрируют балеты и оперы. Исполняют музыку барокко и популярную классику.

Есть ещё два фестиваля, которые организует одесский коллектив. Один из них носит название "Рождественский". Второй проводится в юбилейные для театра даты.

Главный режиссёр

О. Тараненко является главным режиссёром Одесского театра оперы и балета. Оксана - выпускница высшего музыкального училища имени Р. Глиэра в Киеве. В 2000 году окончила институт театрального искусства имени И. Карпенко-Карого - режиссёрский факультет. В течение десяти лет работала на телевидении. Была журналисткой, ведущей, режиссёром фильмов и телесериалов.

В театре поставила большое количество музыкальных спектаклей. Была режиссёром и помощником художественного руководителя театра оперы и балета для детей и юношества в Киеве. В Одессу была приглашена в 2013 году.

В каждом городе есть свой символ. Символ - это место, куда первым делом ведут туристов, символ - это объект, который изображают на открытках и магнитах, символ это место, куда приезжают фотографироваться молодожены. В Одессе, основанной и построенной европейцами, и внезапно разбогатевшей в начале девятнадцатого века, символом стал театр.

Первый одесский театр был открыт в 1810 году, но уже в 1873, к несчастью, сгорел. Но богатая и полная знатными людьми Одесса не собиралась мириться с таким положением дел - уже в 1887 году был построен новый театр, сохранившийся до наших дней.

3. Новое здание было построено по проекту известных венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, построивших в Европе около пятидесяти театров.

4. Прототипом одесскому театру, возведенному в стиле венского барокко, послужила дрезденская опера.

5. Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсировский и Юрий Дмитренко.

6. Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

7. Сторона театра, смотрящая на английский клуб, называется английской.

8. А та сторона, которая обращена на Пале-Рояль, называется французской.

9. Первые два этажа, украшенные только колоннами тосканского ордера, создают ощущение фундаментальности и стойкости, а третий, ажурный и утонченный этаж, создает общее впечатление легкости, стройности и изящества здания.

10. «Одесский театр лучший в мире!», - так отреагировал соавтор проекта, Фердинанд Фельнер, увидев здание воочию по приезду в Одессу после окончания строительства. Я с ним абсолютно согласен.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами. На его сцене пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо, Титта Руффо, Луиза Тетрацини, танцевали Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Айседора Дункан, дерижировали Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов.

Но, несмотря на любовь всемирно известных артистов и горожан, судьба театра не была простой.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго - уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

11. Система кондиционирования воздуха.

12. Красно-зеленые устройства это плунжеры, позволяющие поднимать и опускать сцену.

13. Электрощитовые.

14. Закулисье. Справа - белый железобетонный экран, отсекающий зрительный зал от внутренних помещений. Подобный экран в театре установили после пожара 1925 года.

16. Одна из самых высоких точек театра - место над сценой.

Конечно, технические детали и закулисье скрыты от глаз театрального зрителя.

17. Зайдя в театр, он видит совсем иное.

18. Вестибюль с английской стороны театра.

20. Лестница, ведущая к ложам бельэтажа.

23. Фойе с проходами к ложам первого яруса, и лестницей, ведущей к ложам второго яруса. Именно здесь снималась сцена Марлезонского балета из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».

25. Фойе, повторяющее изгиб зрительного зала.

26. Гардероб в фойе одного из ярусов.

27. Конечно же, отдельного внимания заслуживает роскошно убранный зрительный зал.

28. В Одесском оперном для зрителей предусмотрены места в партере, ложах бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов, амфитеатре, а также на галерке.

29. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле французского рококо.

30. Потолок зала украшают четыре медальона с картинами Франсуа Лефлера, изображающие сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

31. А его центральное место занимает огромная хрустальная люстра.

32. Зрительный зал, так же, как и фойе, лестницы и вестибюли, украшен лепниной, орнаментами с позолотой, красным бархатом и деревом.

33. Кроме того, зал обладает уникальной акустикой - шепот, произнесенный на сцене, слышен во всех его уголках.

34. После первого визита в Одесский оперный театр великий Федор Шаляпин написал своей жене: «… Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее».

36. Но как и любой другой театр, Одесский оперный по-настоящему оживает только во время спектаклей, когда зал заполняется зрителями.

37. А на сцену выходят лучшие артисты.

38. И каждый зритель получает возможность прикоснуться к искусству.

Начало спектаклей в 12:00 и в 18:30
Билеты поступают в продажу за 10 дней до спектакля
Дети дошкольного возраста на вечерние спектакли не допускаются
В театр не допускаются зрители в спортивной и пляжной одежде, шортах, майках и вьетнамках

Из истории театра:
Здание первого в Одессе театра было построено по проекту известного петербургского архитектора Тома де Томона и открыто 10 февраля 1810 года. Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращённое фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек).

Название «оперный» появилось в XX веке, а вначале театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских театров.

Спустя 64 года после открытия Городской театр был полностью уничтожен пожаром. Строительство нового было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште, Дрездене и других городах Европы. Проект Фельнера и Гельмера не был проработан в деталях, и сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое пересмотрели и усовершенствовали местные архитекторы Феликс Гонсировский, Александр Бернардацци и Юрий Дмитренко.

Театр был сдан 15 сентября 1887 года, а его открытие состоялось 1 октября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащённое электричеством и паровым отоплением.

На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.

Второй серьёзный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с огнём. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франсуа Лефлёр изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже

спустя год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений. Новый декоративный занавес был выполнен по эскизам известного театрального художника Александра Головина.

После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического.

В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков.

Во время реконструкции театра 1996 – 2007 годов труппа оперного театра давала спектакли на сценических площадках действующих одесских театров, выступала на международных фестивалях в разных странах.

В 2007 году, в день открытия после реконструкции, одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «национальный».

Об архитектуре:
В оформлении фасада и интерьеров театра элементы итальянского ренессанса и венского барокко, классического барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают целостную композицию.

Парадная сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Над фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряжённой четырьмя разъяренными пантерами (аллегория: лишь сила искусства способна покорить звериную дикость).

Венчают портик две скульптуры, воплощающие музыку и танец: слева – Орфей играет на кифаре кентавру, справа – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству. На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идёт о пожаре 1925 года). Затем дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.

Центральный вход в театр украшают лепные воплощения комедии и трагедии. Слева изображен эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – эпизод из комедии Аристофана «Птицы». На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

В круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты гениальных русских авторов – Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя и Михаила Глинки. Они олицетворяют поэзию, драму, комедию и музыку.

Зрительный зал Одесского оперного театра декорирован в стиле позднего французского рококо, украшен лепным орнаментом с тончайшей позолотой. Главный мотив – раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется.

Потолочный плафон разделён на четыре сегмента-медальона, расписанных художником Франсуа Лефлёром. На них изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». В центре располагается большая люстра, поражающая обилием и изяществом ажурных деталей. Первый театральный занавес был расписан также Франсуа Лефлёром и изображал сцену из спектакля «Руслан и Людмила».

Нынешнее техническое оснащение театра отвечает самым современным требованиям. Сюда входят кондиционеры, автоматический режиссерский пульт, электронный регулятор художественного освещения с программируемой кибернетической установкой, компьютерное управление движением сцены, сложнейшая система противопожарного обеспечения. Размещение кресел в зале исключает наличие так называемых «слепых мест», а великолепная акустика позволяет доносить до зрителей даже шёпот со сцены.

В каждом городе есть свой символ. Символ — это место, куда первым делом ведут туристов, символ — это объект, который изображают на открытках и магнитах, символ это место, куда приезжают фотографироваться молодожены. В Одессе, основанной и построенной европейцами, и внезапно разбогатевшей в начале девятнадцатого века, символом стал театр.

2. Первый одесский театр был открыт в 1810 году, но уже в 1873, к несчастью, сгорел. Но богатая и полная знатными людьми Одесса не собиралась мириться с таким положением дел — уже в 1887 году был построен новый театр, сохранившийся до наших дней.

3. Новое здание было построено по проекту известных венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, построивших в Европе около пятидесяти театров.

4. Прототипом одесскому театру, возведенному в стиле венского барокко, послужила дрезденская опера.

5. Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсировский и Юрий Дмитренко.

6. Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

7. Сторона театра, смотрящая на английский клуб, называется английской.

8. А та сторона, которая обращена на Пале-Рояль, называется французской.

9. Первые два этажа, украшенные только колоннами тосканского ордера, создают ощущение фундаментальности и стойкости, а третий, ажурный и утонченный этаж, создает общее впечатление легкости, стройности и изящества здания.

10. «Одесский театр лучший в мире!», — так отреагировал соавтор проекта, Фердинанд Фельнер, увидев здание воочию по приезду в Одессу после окончания строительства. Я с ним абсолютно согласен.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами. На его сцене пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо, Титта Руффо, Луиза Тетрацини, танцевали Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Айседора Дункан, дирижировали Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов.

Но, несмотря на любовь всемирно известных артистов и горожан, судьба театра не была простой.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго — уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

11. Система кондиционирования воздуха.

12. Красно-зеленые устройства это плунжеры, позволяющие поднимать и опускать сцену.

13. Электрощитовые.

14. Закулисье. Справа — белый железобетонный экран, отсекающий зрительный зал от внутренних помещений. Подобный экран в театре установили после пожара 1925 года.

15. Декорации одного из спектаклей.

16. Одна из самых высоких точек театра — место над сценой.

Конечно, технические детали и закулисье скрыты от глаз театрального зрителя.

17. Зайдя в театр, он видит совсем иное.

18. Вестибюль с английской стороны театра.

19.

20. Лестница, ведущая к ложам бельэтажа.

21.

22.

23. Фойе с проходами к ложам первого яруса, и лестницей, ведущей к ложам второго яруса. Именно здесь снималась сцена Марлезонского балета из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».

24.

25. Фойе, повторяющее изгиб зрительного зала.

26. Гардероб в фойе одного из ярусов.

27.

Конечно же, отдельного внимания заслуживает роскошно убранный зрительный зал.

28. В Одесском оперном для зрителей предусмотрены места в партере, ложах бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов, амфитеатре, а также на галерке.

29. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле французского рококо.

30. Потолок зала украшают четыре медальона с картинами Франсуа Лефлера, изображающие сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

31. А его центральное место занимает огромная хрустальная люстра.

32. Зрительный зал, так же, как и фойе, лестницы и вестибюли, украшен лепниной, орнаментами с позолотой, красным бархатом и деревом.

33. Кроме того, зал обладает уникальной акустикой — шепот, произнесенный на сцене, слышен во всех его уголках.

34. После первого визита в Одесский оперный театр великий Федор Шаляпин написал своей жене: «… Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее».

35.

36. Но как и любой другой театр, Одесский оперный по-настоящему оживает только во время спектаклей, когда зал заполняется зрителями.

37. А на сцену выходят лучшие артисты.

38. И каждый зритель получает возможность прикоснуться к искусству.

39. Разве это не прекрасно?

В виде маленького бонуса мы поднимемся на крышу театра.

40. Скульптура над главным входом, покровительница искусства Мельпомена в колеснице, запряженной четырьмя пантерами, является наглядным изображением аллегории «лишь сила искусства способна покорить звериную дикость»

41.

42. На балюстраде по всему периметру театра расположены шестнадцать не повторяющихся скульптур младенцев-амуров.

43. Купол театра.

44.

45. Улица Ришельевская.

46. Слева направо: улица Ланжероновская, дом Василия Васильевича Навроцкого, статуи на балюстраде театра.

47. Дом Василия Васильевича Навроцкого, владельца, редактора и издателя популярнейшей некогда газеты «Одесский листок».

48. На переднем плане — здания в переулке Чайковского, на заднем — Одесский залив.

49. Ланжероновская улица, переходящая в одноименный спуск, Одесский порт.

50. Фонтан перед зданием театра, некогда Английский клуб, ныне реставрирующийся музей морского флота.

51. Театр является наглядным примером того, как выглядит ухоженная и приведенная в порядок Одесса.

Спасибо за просмотр, до встречи!

P.S.: хочется сказать спасибо людям, сделавшим возможной съемку внутри и на крыше театра.



Рассказать друзьям