Оформление читального зала. Как выглядит современная библиотека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Завтра в Петербурге откроется обновлённая детская библиотека № 5 Красногвардейского района. The Village посмотрел, как устроен передовой читальный зал и поговорил с куратором проекта.

Библиотека представляет собой город в миниатюре, разделённой на пять функциональных площадок. Первая - «Маленький город», где выставлены книги для детей от шести месяцев и старше. Читатель может воспользоваться единым электронным билетом, самостоятельно оформить и сдать книги с помощью станции книговыдачи. Пространство наполнено игровыми развивающими компонентами: здесь есть конструкторы, сборная железная дорога, сенсорный игровой терминал и игровые модули, собранные по методике Монтессори - для развития моторики, внимания, воображения и других важнейших основ становления малыша.

На второй площадке - «Большой город» - собрали книги по всем отраслям знаний для читателей среднего и старшего школьного возраста. Есть Wi-Fi, компьютеры, столы для работы и коллекция художественных и мультипликационных фильмов.

Далее идут «Аллея» и «Парк развлечений», где можно сыграть в напольные шахматы, Xbox и многочисленные развивающие игры. Здесь же будут проходить семейные мероприятия, которые помогут подучить биологию, физику, этнографию и другие науки. Рядом расположена «Академия» - небольшой конференц-зал для детских лекций, мастер-классов, встреч с писателями и выдающимися людьми. Он оснащён проектором, интерактивной доской, домашним планетарием.

Наконец, тут есть «Театральная площадь» - театральный мини-зал, который может трансформироваться под разные события: лекции, концерты, мастер-классы, встречи, выступления кукольного театра.























ЕЛЕНА ШПАКОВСКАЯ
куратор проектов библиотек Красногвардейского района

Проекты обеих библиотек (этой и Гоголя) разрабатывались одновременно. Инициаторами этих перемен ещё с 2011 года являются коллектив и директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района.

По нашей концепции, библиотеки - это пространство для развития и действия. Мы создаём для жителей района детскую библиотеку нового поколения, мультикультурный развивающий социально ориентированный центр для детей и родителей, в котором комфортно читать, отдыхать, познавать новое, встречаться с друзьями и интересными людьми.
Помимо традиционных форм библиотечного и информационного обслуживания, в пространство библиотеки органично включаются зоны эдьютейнмента с игровым/развивающим оборудованием для детей разного возраста. Для родителей специально заказаны книги о том, как развивать своего ребёнка.

Следующий проект - реконструкция библиотеки Ржевской в Красногвардейском районе - там будет создан современный технологичный полифункциональный информационный центр, включающий самые разные форматы существования человека в информационном пространстве: от коворкинга до профессионального общения

ФОТОГРАФИИ: Яся Фогельгардт

Вестибюль

Вестибюль как бы “заманивая”, привлекая посетителей в библиотеку, должен настраивать его на работу. Вестибюль - первое помещение библиотеки, от культуры оформления которого, планировки зависит восприятие посетителями учреждения в целом и рациональное направление потоков читателей. Здесь с помощью специального оформления, более яркого, чем в других помещениях, можно создать у читателя особый эмоциональный настрой (“Я пришел в библиотеку”) и одновременно предоставить всю необходимую рекламу библиотеки.

Поскольку через вестибюль проходят все читатели, его реклама ориентирована на массовые потребности пользователей. Она должна быть расположена на пути читательского потока. При этом зону самый актуальной информации (перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий и другое) следует разместить напротив входа, чтобы посетитель сразу обратил на нее внимание. Другие необходимые сведения (например, перечни выписываемых библиотекой периодических изданий, работающих клубов по интересам и т.д.) могут быть предоставлены с обеих сторон от зоны актуальной информации, в том числе посредством использования справочных установок, терминалов. В оформлении вестибюля библиотеки, обслуживающей определенную территорию, целесообразно отразить особенности региона (например, местные промыслы, картины местных художников, детское творчество), тем самым, обратив внимание на достопримечательности края, района, содействуя формированию интереса, любви к своей родине.

Особую психологическую роль играет озеленение вестибюля. Также в вестибюле рекомендуется поставить столик с тетрадью для пожеланий, мнений читателей о работе библиотеки. (45, с.69).

Таким образом, вестибюль выполняет чисто унитарную функцию - сориентировать человека в пространстве, указать направления движения, проинформировать о текущей работе массовых мероприятий библиотеки. Необходимы простота и ясность в ориентации читателя внутри здания. От самой планировки помещений и дизайна требуется такая четкость, последовательность, чтобы читатели самостоятельно находили нужный ему отдел.

Оформление и отделка интерьера вестибюля должны отличаться простотой и лаконизмом декоративных элементов и цвета. Он должен быть отделан материалами, допускающими влажную уборку пола, стен и оборудования.

Читальный зал и абонемент

Одной из наиболее сложных по организации внутренней среды в библиотеке, является помещение читального зала. Здесь обычно происходят наиболее интересные встречи. Помещение, в котором он расположен, должно быть необычно и привлекательно. Здесь необходимо учитывать различные цели и психологические установки, потребности и запросы, возрастные отличия и специфику деятельности читателя.

Читальные залы следует предусматривать вместимостью не более 100 читательских мест. Проектировать их проходными для других функциональных групп недопустимо. По площади читальный зал не должен превышать 250-300 кв.м. Планировка читальных залов должна обеспечивать возможность контроля за размещенными в них фондами открытого доступа и наблюдения за читателями с рабочего места дежурного библиотекаря. Разделение свободного пространства на отдельные отсеки и помещения следует осуществлять с помощью библиотечного оборудования и нестационарных ограждающих элементов (легких перегородок, декоративных решеток и пр.). При этом необходимо учесть и то, что площадь читального зала не должна быть и меньше 100-150 кв.м. Исключение может быть сделано только для читальных залов для детей (44, с.410).

Для формирования интерьера читального зала существенно, имеет значение закрытый или открытый доступ к фонду, расположена кафедра выдачи внутри помещения читального зала или в аванзале. Зона чтения, в которой должны быть созданы необходимые условия для продуктивной работы читателей, требует к себе особого внимания. Если кафедра выдачи находится в аванзале, то в читальном зале, кроме “подручной” библиотеки и столика библиотекаря, размещаются только читательские столы.

Столы расставляются перпендикулярно к окнам параллельными рядами. Предусматривается, чтобы они не стояли против простенка и получали полный дневной свет с левой стороны. Для читателя предпочтительнее индивидуальные столы, но в целях увеличения вместимости зала применяются столы либо на четверых человек, либо на двоих. Удобны читателям столы с вертикальной полкой (для книг и светильника), загораживая читателя от других, позволяя ему сосредоточиться.

Некоторые пользователи предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, напоминающих домашние условия. Поэтому иногда объемный читальный зал посредством двухстороннего стеллажа или озеленения делят на два небольших, для этого также используются подвижные перегородки.

В зале могут быть традиционные места за одно- и двухместными столами, зоны для чтения на выделенных участках пола или газона, кабины для индивидуальной работы, кресла и продвинутые вплотную к окнам, одноместные огороженные столики, и, наконец, специальные места, оборудованные, аудиовизуальными средствами и т.д.

В читательских помещениях должны быть четко определены и реализованы нормы освещенности. Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) - в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. На каждом столе должны стоять светильники для максимального освещения читательского стола.

Конечно, шторы и занавески играют не последнюю, а иногда и первостепенную роль в создании естественного освещения и дизайна библиотеки. Ведь помещение, даже прекрасно отремонтированное, с превосходной мебелью смотрится не красиво, если окна “голые”. И наоборот, иногда достаточно уютных штор, мягкого света - и интерьер почти готов. Кстати дизайнеры советуют начинать продумывать обстановку не с современных напольных, стеновых и потолочных покрытий и обоев, а именно с гардин и различных дополнений к ним.

Помещение, в котором расположен читальный зал, в какой-то мере является центром, где находит отражение культурная жизнь района, поселка, города. Этой цели служат постоянные выставки с часто меняющимся материалом, где можно получить информацию о новостях искусства области, республики, страны и т.д. Самая подвижная часть выставки может состоять из рисунков местных художников, учащихся школ. Национальный орнамент может использоваться в заголовочных и полочных разделителях.

Можно создать небольшую картинную галерею - собрания репродукций картин известных художников.

Благоприятные условия труда в читальных залах обеспечиваются и необходимыми параметрами микроклимата (температурно-влажностного режима и воздухообмена), оптимальными условиями для зрения, снижением уровня шума, частичной изоляцией рабочего места экранами, перегородками, боксами.

Для удобства читателей необходимо соблюдать требования к размещению оборудования в помещениях обслуживания читателей.

Читательские помещения (вестибюль, аванзал, абонемент, читальные залы, специализированные отделы, помещения для массовых мероприятий) предусматриваются в наземных этажах, не выше третьего, чтобы не устраивать пассажирские подъемники и предоставить возможность удобного использования всеми читателями единого справочно-информационного аппарата. Помещения абонементов, читальных залов и специализированных отделов не должны проектироваться проходными (46, с.71).

На абонементе при закрытом доступе к фонду предоставляются перечни выполняемых абонементом услуг, выставки (новых поступлений к знаменательным датам и другие текущие газеты, список выписываемых абонементом и библиотекой в целом периодических изданий, бюллетень новых поступлений, сданные пользователем в течение дня книги).

Рядом с кафедрой выдачи целесообразно выделить справочные материалы (проспект библиотеки, ее печатные каталоги, если они имеются, каталог абонемента, таблицы классификации, применяемые в данной библиотеке с алфавитно-предметным указателем к ним, телефонный справочник города (области), энциклопедический словарь, словари русского языка, иностранных слов и тому подобное).

Несколько по иному организуется библиотечная среда, на абонементе, с открытым доступом к фонду. Пространство для пользователей находится в этом случае между кафедрой выдачи, которая в целях регулирования потока читателей и контроля размещается у входа в помещение библиотечного фонда. Наиболее спрашиваемые документы приближены к кафедре выдачи.

Открытый доступ - это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего, для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу (12, с.39).

В ночь на воскресенье во всех регионах России прошла традиционная Ночь музеев , во время которой свои двери распахнули не только фонды и хранилища, но и театры, библиотеки и даже парки.

По случаю такого события, отправляемся на экскурсию в современную библиотеку . Культурный шок. Иначе и не описать состояние после посещения этой библиотеки. Здесь нет мутных окон, пыльных полок и вредной старухи с картотекой, ворчащей на единственного за день посетителя-школьника. Вайфай и радиочастотные метки в книгах, компьютеры с доступом к базам данных и оцифрованные редкие издания, туалет для инвалидов и даже шоу-кар в фойе. И всё это принципиально бесплатно для посетителей.

Фотографии и текст Сергея Мухамедова

Еще четыре года назад эта библиотека была похожа на сотни районных собратьев, пока ей не занялись не просто «крепкие хозяйственники», а команда людей, которые неспокойны. И даже бюджет остался прежним, не большим, чем у других, просто здесь его расходуют по назначению.

За четыре с половиной года, что ведется работа по переходу на «иные рельсы», нами был сделан не только и не столько ремонт, а полная реструктуризация фонда, внедрение электронных технологий обслуживания по всей библиотеке. Но самое главное - была изменена сама концепция того, как наша библиотека должна работать, - Антон Пурник, начальник отдела управления проектами Российской государственной библиотеки для молодежи, с горящими глазами водит меня по залам.

В принципе, наш бюджет пропорционален численности и площади. Но если стоит вопрос о том, почему у одних крупных библиотек так, а у нас иначе, вроде как богато, то во многом это вопрос управления этим бюджетом, то есть того, на что они считают необходимым направить деньги. Мы очень многое решаем сами, без аутсорсинга: сайты, подбор и настройка оборудования, проектирование, дизайн... Но на все, что делаем, мы стараемся смотреть глазами не библиотекаря, а читателя.


«Я видел массу библиотечных проектов реформирования, создания новых услуг, но сказать что это ужас - мало»

Люди зачастую не могут объяснить, что именно они хотят сделать, а главное - зачем. Это отсутствие профессионализма. Да, все в неравных условиях - кто-то умеет, а кто-то нет. Безусловно, есть и отличные проекты, действительно прорывные, нужные и читателю, и библиотекам. Но таких, к сожалению, меньшинство.

«У нас нет никаких особых лоббистских возможностей, если ты способен обосновать проект, то деньги в федеральном бюджете, отпущенном на культуру, под него найти могут»

«Самое банальное и неинтересное - сдавать площади и делать копирование документов»

А интересно - получать заказные работы на проведение исследований, организовывать совместные мероприятия, семинары, выставки и так далее. Здесь проходит как профессиональное библиотечное общение, так и неформальное - например, завтра сюда придет режиссер и будет показывать в нашем зале свой фильм.

На платных услугах много не заработаешь. Библиотека и не должна быть самоокупаемой, ее цель - оказание бесплатных услуг населению , которое «тратится» на нее, выплачивая налоги, и так делается во всем мире. В Америке сильно развито понятие попечителей библиотеки, а в Европе - спонсорство по отдельным проектам, но в любом случае помимо этого всегда есть централизованная поддержка.

Реальная потребность в крупных городах сейчас не в небольших муниципальных библиотеках, а в мощных, крупных, обладающих и печатными, и электронными ресурсами площадках, предоставляющих самые разные возможности для интеллектуального досуга.

«Чем больше развивается электронное чтение, тем меньше потребность в библиотеках, чьи фонды фактически все доступны в сети»

Средним, не национальным, библиотекам необходимо меняться, библиотека не должна быть местом, предоставляющей доступ только к книгам, так как человеку в большинстве ситуаций банально проще пойти в магазин и купить те, которые интересуют, либо скачать.

Смысла гнаться за университетскими библиотеками, укомплектованными по конкретной тематике нет, они все равно лучше будут наполнены. И двигаться в направлении «больше книг» тоже смысла нет никакого. Поэтому в современном мире библиотека становится интегратором предоставляемых услуг, где можно получить книги, видео, аудио, площадку для просмотра, прослушивания, неформальных клубов, чтения периодики и так далее, где это можно сделать хорошо, удобно, приятно и дешевле либо бесплатно по сравнению с другими местами.

«Книга как таковая, как «кирпич», как материальный объект из бумаги будет занимать в обществе все меньшее значение, именно поэтому мы стараемся работать с другими направлениями»

Библиотека это уже не место, где только дают книги, это дом культуры в старом понимании, только дом культуры, я бы сказал, интеллектуальный. Это место, где человек с мозгами может провести время. За компьютером посидеть или со своим ноутбуком и нашим Wi-Fi, книжки-газеты почитать, с друзьями встретиться. Да и просто забежать от дождя и выпить чашечку кофе.

В библиотеках всегда считалось, что книга это основное, все вокруг нее крутится и ее надо охранять как зеницу ока. Поэтому все, что было доступно человеку в открытом доступе на полках, всегда оказывалось самым старым и фиговым. А нужное, ценное, новое - в подвалах и «мы по запросу вам ее поднимем». Мы же, наоборот, самое востребованное подняли наверх, а самое новое поставили на отдельные вертушки, чтобы человек мог быстро выбрать и взять это домой. По нынешним временам понятие читального зала - смешное, сидеть за столом с книгой большинство не хочет и не будет.

«Мы, безусловно, хотим, чтобы как можно больше времени люди проводили в наших стенах, но заниматься они при этом могут чем угодно: писать конспекты, делать домашнее задание, да хоть зависать в блогах, опять же есть бесплатный вайфай, либо тупо дремать на пуфах где-нибудь в углу»

Трудно объяснить людям, что они могут сесть на пол, на пуфы. Многие до сих пор не рискуют в библиотеке расслабиться, почувствовать себя, как дома. В западных же библиотеках это абсолютно нормально и естественно.

«Библиотеки под завязку укомплектованы стандартным набором классики. Очередной Пушкин, приносимый людьми, освобождающими свои квартиры от книжных излишков, с точки зрения библиотеки не величина мирового значения, а вполне конкретное место на нашей полке, которого не всегда хватает для новинок»

В стране 9 федеральных библиотек, находящихся в подчинении Министерства культуры. Наша - бывшая Государственная республиканская юношеская библиотека . Перед нами же, помимо того, что мы функционируем в городе как общедоступная публичная библиотека, стоит задача методической поддержки всех библиотек страны, работающих с молодежью. То, что мы начали внедрять, надеемся, впоследствии будет использоваться библиотеками в субъектах Федерации.

Сейчас наше здание делится на 2 половины . Для ума и души - деловое чтение (естественно-научные, технические, общественные, гуманитарные науки, иностранные языки), а другая половина - компьютерная библиотека, зал с комиксами и периодикой для легкого чтения, зал редкой книги. Также отдельный зал художественной литературы и искусству со специализированным фондом по визуальным искусствам (в том числе дизайну, цифровому фото). Закупаются западные издания. Также базы данных, не доступные из дома, например, библиотека диссертаций РГБ, базы по периодике, законодательству. Приходишь и работаешь. Ко всем базам, которые есть у нас, доступ бесплатный. Это на самом деле наша принципиальная позиция: все ресурсы, неважно - печатные или электронные, должны быть бесплатны для наших читателей .

Не секрет, что многим не нравится, когда к ним в магазине подбегают продавцы и начинают допрашивать в стиле «что бы вы хотели посмотреть». Та же самая ситуация и в библиотеках: большинство не в восторге от того, что им приходится взаимодействовать с библиотекарями, что им задают вопросы, пытаются воспитывать. Мы стараемся максимально убирать такого рода ощущения от посещения библиотеки.

«У нас уже есть оборудование, дающее читателям возможность самостоятельно работать с библиотечным фондом: это и копировальные аппараты, и станции круглосуточного возврата, и, самое главное, станции самообслуживания, работающие на основе RFID технологий, на которых человек может самостоятельно зарегистрировать за собой литературу и взять ее домой»

Система работает так, что человек, в принципе, может пройти в библиотеку, взять книгу домой и уйти, не общаясь ни с кем из персонала.

Иногда какие-то идеи появляются просто из-за того что, кто-то пытался «настучать нам по голове». Например, по санитарным нормам мы должны обеспечить постоянный доступ к питьевой воде детям и подросткам. Иметь на балансе кулер со сменными баллонами довольно дорого, но, посмотрев по рынку, поняли, что можно поставить специальный кулер с фильтрами и запитать его напрямую от водопровода. Понятное дело - себестоимость такого решения намного ниже. По итогу и проверяющие довольны, и нам самим лишний бонус.

«Мы не дрожим над каждой отдельной книгой, так как понимаем, что, как и в армии, необходимо заранее закладываться на то, что часть будет неминуемо разворована»

Наша задача, разумеется, состоит в том, чтобы это минимизировать. Например, мы с помощью наклеенных на всех книгах RFID-меток в режиме онлайн видим, какие именно книги в данный момент проносятся через ворота. Если происходит срабатывание по несанкционированному выносу, сразу знаем, какую конкретно книгу пытались вынести.

«Захотели сделать у себя эдакий шоу-стоппер. Что-то, на что все бы обращали внимание, что могло бы нас однозначно идентифицировать при рассказах «очевидцев». Приглянулась идея: «А, это та библиотека с автомобилем в холле!»

Подходящий автомобиль получили по бартеру за право на проведение съемок на нашей территории. Единственно, что нам подходило по размерам - «моргуновка» - инвалидка из «Операции Ы». Ее нам привезли в кузове «газели» из Владимирской области. Разумеется, пришлось машину ремонтировать, делать броской. Теперь стоит, сияет.

Было у нас четкое желание сделать библиотеку максимально доступной для всех категорий читателей. К сожалению, не секрет, что для инвалидов доступ во многие учреждения культуры ограничен, т.к. они банально не могут туда заехать. У нас же был неплохой козырь - вся библиотека на первом этаже, оставалось дело за малым: расширить проходы, организовать пандусы, раздвинуть стеллажи, чтобы умещалась коляска. Самым трудным было то, что на первом этаже не было отдельного туалета, а спуск по лестнице, как бы не корячились, организовать у нас невозможно. Поэтому приняли решение о надстройке отдельного помещения со всей необходимой инфраструктурой, причем не только для инвалидов, но и для молодых матерей с младенцами. Доступ в него, пришлось ограничить, но соответствующие категории читателей могут попасть внутрь, просто приложив к замку свой читательский.

Есть небольшой фонд, порядка 3 тысяч, редких изданий. Самая старая книга в нем датируется XVI веком. Сейчас запущена программа по оцифровке этого фонда и выкладыванию в открытый доступ на сайте.

Одно из основных направлений - предоставление площадок для самых разных выставок, представлений, мероприятий, семинаров. При этом в большинстве это были партнерские проекты, без оплаты со стороны организаторов.

«Хотелось бы, чтобы общество избавилось от такого слезливо-сопливого отношения по поводу библиотек. Дескать, ах, храм науки, ах, книга - средоточие знаний»

Мы осознаем, что помимо нас на рынке полно охотников за досуговым временем, поэтому делаем все, чтобы не выглядеть бледно на фоне других поставщиков аналогичных услуг: книжных магазинов, кафе, кинотеатров, клубов и т.д. Но, когда ты выкладываешься по полной, делаешь всё, чтобы на твоей площадке было предоставлено максимум возможностей для раскрытия творческого, интеллектуального - какого угодно потенциала, а люди приходят и восклицают «ах, где же, где же этот запах книг», «ах бедные, бедные библиотекари, лучше бы вам зарплату подняли на эти деньги». Не хочется, чтобы отношение было как к светлым идиотикам-энтузиастам. Да и запах книг (если по-честному, когда их много, они старые, невостребованные и необеспыленные) весьма неприятен. А книжная «вековая пыль» - источник постоянной угрозы здоровью тех, кто с этим фондом работает.

«К счастью, большинство тех, кто к нам сейчас приходит, сами, без лишних подсказок и тыканий пальцем с нашей стороны, понимают, что то, что сделано - это не банальное хранилище книг, а нечто большее. А значит - все не зря.»

Нужно ли говорить, что современные библиотеки - это нечто большее, чем читальный зал и архив?

Скорее всего, нет.

А все потому, что архитекторы с особым трепетом относятся к этому типу общественных пространств и не боятся экспериментировать. Что из этого получается - посмотрим же скорее!

Библиотека в торговом павильоне корпорации CREC в Гуйяне (Китай)

Год реализации: 2016

У этого пространства, созданного по проекту архитектурной студии Van Wang Architects, имеется очень забавная история - первоначально здание было создано в качестве торгового павильона CREC, которое так бы и ждала печальная участь своих «собратьев», ведь такие сооружения быстро сносят после того, как поставленные коммерческие цели достигнуты. Но архитекторы сказали «нет» такому непростительному расточительству и внесли в проект общественную функцию!

Так и появилось пространство библиотеки, навеянное идеей детской игрушки-конструктора. Антресольные галереи, секции книжных шкафов, стеллажи, полки - все это создает игривое и целостное впечатление.

Публичная библиотека города Сидар-Рапидс (штат Айова, США)

Год реализации: 2013



После наводнения в 2008 году, разрушившего центральную библиотеку города, было принято решение создать новое сооружение, которое бы стало динамичным центром всего города, демонстрировало бы технологические достижения 21-го века и свело бы к минимуму негативное воздействие на окружающую природу. Немало требований к одной библиотеке, не правда ли?

Но архитекторы со студии OPN Architects мужественно выдержали напряжение и реализовали именно то, что от них ждал весь город.

Здесь реализована идея объединения общественных и технических пространств (архивов, помещений администрации и т.д.), продумана система естественного и искусственного освещения, созданы все необходимые для посетителей пространства, сдобренные красивейшей зеленой кровлей.

Фото: MainStreetStudio - WayneJohnson

Общественная библиотека в провинции Бандунг (Индонезия)

Год реализации: 2016

Эта небольшая библиотека в индонезийской провинции Бандунг, скорее всего, уже не единожды возглавляла список самых оригинальных построек такого типа.

А все это благодаря тому, что архитекторы из студии SHAU Bandung подошли к вопросу со знанием и чувством долга. Их первоочередной задачей стала важнейшая проблема экологии. Так и была реализована небольшая городская библиотека площадью 160 кв.м. из пластиковых ведерок из-под мороженного. Всего их, кстати, понадобилось более 2000 единиц.

Конструкция здания очень проста: металлический каркас, бетонные плиты и ведерки в качестве элементов внешних стен. Климат региона позволяет особо не заморачиваться с утеплением и кондиционированием.

Библиотека в городе Тонглинг (Китай)

Год реализации: 2014

Примечательно, что здание библиотеки находится на территории заброшенной набережной на берегу реки. Само здание, созданное по проекту студии АТА, является частью масштабного проекта по преобразовании промышленного района в городской парк.
Был создан искусственный причал длиной 40 метров и 14 метров в ширину из щебня и бетона.

Основание здания - это стальная конструкция, поддерживаемая 6-ю железобетонными колоннами.

Внутреннее пространство библиотеки очень лаконичное и удобное. Сделано все для того, чтобы посетители смогли почитать, рассмотреть умиротворяющий вид из окна, подумать и пофилософствовать в тишине и покое.

Старинная библиотека в Делфте (Нидерланды)

Год реализации: 2015

Здание библиотеки, построенное в 1912-1915 годах, является образцом стиля эпохи Возрождения. Позже оно служило учебным центром индустрии морской энергетики, а в 2015 году претерпело масштабную реконструкцию, в ходе которой архитекторы и дизайнеры интерьеров вдохнули в этот памятник архитектуры новую жизнь.

Так историческое наследие библиотеки было дополнено современными дизайнерскими элементами, а система кондиционирования, вентиляция и акустика были дополнены новейшими технологиями.

Организация библиотечного пространства в центральной детской библиотеке муниципального учреждения культуры « Централизованная библиотечная система » г. Балтийска Калининградской области. Уют библиотеки нас манит: Здесь лампа так приветливо горит. Диванчик ждёт… Сыграем в «Уголке» ? Вот лист бумаги, карандаш в руке…


Наша библиотека – бесплатное и абсолютно доступное учреждение. Учитывая, что работая в библиотеке, ребёнку хочется сменить обстановку после занятий в классе, мы вносим элементы комфортности в оформлении библиотечного пространства. Мы постоянно совершенствуем свой образ, улучшаем условия, меняем интерьер. Наш девиз – «Все для читателя!». Работаем мы с 11 до 19 часов. У нас открытый доступ к фондам, 2 читальных зала для делового чтения, 2 абонемента и Уголок рекреации для проведения досуга детей младшего школьного возраста. В библиотеке всегда уютно и комфортно. Наш фонд сформирован не стареющей по содержанию классикой, учебной и справочной литературой, поэтому он всегда востребован. Привлекательный образ библиотеки в глазах читателей создан благодаря просторному помещению, где присутствует свободный доступ ко всем источникам информации. Привлекательный образ библиотеки в глазах читателей создан благодаря просторному помещению, где присутствует свободный доступ ко всем источникам информации.


Можно продемонстрировать свои таланты или поучаствовать в интересных и неповторимых конкурсах. На абонементах кому-то нравится просто «утонуть» у удобном кресле с любимой книгой. Маленькие читатели с удовольствием проводят в библиотеке своё свободное время. Главная задача наших выставок – привлечь внимание и заинтересовать, чтобы каждому захотелось остановиться около них. У нас каждый читатель находит занятие для своей читательской души. Здесь можно подготовиться к урокам. Можно просмотреть новинки газет и журналов.




Наши читатели имеют возможность пользоваться электронным каталогом, работать в различных программах, скачивать информацию на любой носитель, распечатывать документы на принтере и пользоваться услугами ксерокса и сканера. Для привлечения читателей к книгам часто оформляем экспресс- выставки с возникновением актуальной темы, которые привлекают закладками и значками- символами.


По правовым вопросам и воспитанию здорового образа жизни оформляем круговые выставки. Они доступны для обозрения, около них можно посидеть, сделать необходимые записи, узнать нужные телефоны. По правовым вопросам и воспитанию здорового образа жизни оформляем круговые выставки. Они доступны для обозрения, около них можно посидеть, сделать необходимые записи, узнать нужные телефоны.


В формировании и оформлении библиотечного пространства на абонементах учитываются возрастные особенности читателей. Для дошкольников и школьников младшего возраста приобрели удобную, по росту мебель (на спонсорские средства). Расстановка книг жанровая. Стеллажи оформлены краткими и понятными заголовками: «Стихи», «Сказки», «Моя первая история», «Путешествия», «Чудеса техники», «Живая природа», «Писатели России», «Писатели мира – детям», «Узнавай и удивляйся». На стеллажах присутствуют высказывания и игрушки в виде любимых литературных персонажей, которые помогают адаптироваться в незнакомом книжном пространстве. Для дошкольников и школьников младшего возраста приобрели удобную, по росту мебель (на спонсорские средства). Расстановка книг жанровая. Стеллажи оформлены краткими и понятными заголовками: «Стихи», «Сказки», «Моя первая история», «Путешествия», «Чудеса техники», «Живая природа», «Писатели России», «Писатели мира – детям», «Узнавай и удивляйся». На стеллажах присутствуют высказывания и игрушки в виде любимых литературных персонажей, которые помогают адаптироваться в незнакомом книжном пространстве. Оформление стеллажей на старшем абонементе.


Выставки для малышей содержат не только книги, но и предметы, привлекающие внимание детей. Привлекательны книжные выставки, расположенные на «книжном дереве». Привлекательны книжные выставки, расположенные на «книжном дереве». Казалось бы, пустяк, но как приятно, когда книжку рекомендует сам герой литературного произведения! Казалось бы, пустяк, но как приятно, когда книжку рекомендует сам герой литературного произведения!


А ночной хозяин этого сказочного места библиотечный гном Гоша создает атмосферу загадочности. Легенду о Гоше мы взяли из книги Владислава Крапивина «Возвращение клипера «Кречет». Рассказываем её на каждой экскурсии при записи детей в библиотеку. И приятно слышать, когда малыши говорят, что сегодня они были не просто в библиотеке, а были в гостях у Гоши.




Чтобы сохранить роль книги в детской жизни, стараемся активизировать внимание на семейное чтение. Для этого оформили Уголок «Я хо-чу чи-тать». Родителям предлагается методическая литература в виде Памяток, Подсказок, Закладок. По воскресеньям проводятся групповые и индивидуальные занятия с родителями, а в рабочие дни только индивидуальные беседы, где опытные библиотекари стараются помочь, заинтересованным в воспитании читающих детей, родителям. Как рекомендательная подсказка в организации чтения оформляется «Сказочный календарь» на каждый месяц. Цитаты для этого уголка подбираются значимые. Например, «Давая детям книги, мы даём им крылья».





Расстановка фонда для детей среднего и старшего школьного возраста – систематическая, по отраслям знаний. На абонементе для раскрытия фонда стараемся оформлять и полочные выставки. Оформляем «говорящие» выставки. К большим литературным праздникам – панорамные выставки.










Для старшеклассников оформляем выставки в цикле «Время читать книги для души», причём темы и книги для них подбираются в соответствии с политическим и литературным календарем. Для этого в центре зала есть выставочный стеллаж «Россия молодая читает», на котором периодически меняются экспозиции и слоганы о чтении: «Открой книгу, открой свой мир», «Есть книга вечная любви», «Чтение – модно, посещать библиотеку – престижно», «Стань круче с книгой!», «Не грусти, почитай, похохочи!», «Лучше в жизни дела нету, чем зайти в библиотеку», «Не пошёл на дискотеку, заходи в библиотеку», «Библиотека – интеллектуальный магазин, покорми мозги!». Также оформляем внутриполочные и «говорящие» выставки.



Помещение библиотеки используется и как место для проведения встреч, конференций и семинаров, презентаций и праздников. Своеобразный колорит оформлению фойе придают стеклянные витрины со сменяющимися экспозициями. Композиции из живых цветов, воздушных шаров придают этому пространству красивый и праздничный вид.


(организация интеллектуального досуга читателей) В летний период мы востребованы городом для организации досуга летних лагерей. Традиционно проводим встречи в виде познавательных часов, конкурсы, кино - показы, встречи с интересными людьми. Инновационным моментом можно назвать работу профориентационного лагеря труда и отдыха «Друзья книги». Лагерь создаётся УСЗН для отдыха, оздоровления и занятости подростков из мало обеспеченных семей в летний период, где есть возможность не только отдохнуть, но и заработать денежные средства. В нашей библиотеке он работает уже 7 лет. Мы принимаем 15 подростков, предоставляем им своё помещение, организовываем занятость, проведение досуга, проводим воспитательные мероприятия.




Для развития личности этих ребят психолог молодёжной организации САТОРИ проводит круглые столы. «Мир, в котором я живу» - для формирования навыков толерантного сознания. Круглый стол «Компьютерная игромания: увлечение или болезнь», проводится в виде откровенного разговора «Компьютер мне был другом, становится врагом» и тестирования «Зависимый ли ты человек от компьютера?». Круглый стол «Человек и его пороки» проходит как встреча-откровение «На каком уровне твоя табачная зависимость?» с тренингом-предупреждением «Предрасположен ли ты к наркотикам?». Психолог Центра занятости 2 раза в неделю проводит занятия на адаптацию, тестирование на установление типа личности, упражнения по определению характера личности, а также много занятий о классификации профессий. Ребята задумываются о своём месте в жизни, самом себе, о возможности самовоспитания. Одним из пунктов познавательно-развивающей программы стали встречи молодёжи с врачами молодёжного центра репродуктивного здоровья. Психолог Центра занятости 2 раза в неделю проводит занятия на адаптацию, тестирование на установление типа личности, упражнения по определению характера личности, а также много занятий о классификации профессий. Ребята задумываются о своём месте в жизни, самом себе, о возможности самовоспитания. Одним из пунктов познавательно-развивающей программы стали встречи молодёжи с врачами молодёжного центра репродуктивного здоровья.




Ребята этой смены работали по особой краеведческой программе «Изучаем прошлое», к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ключевым моментом стало изучение документов истории края На экскурсии в музее Вислинской косы подробно познакомились с историей апреля 1945 года. Это легендарные дни штурма. И как результат, библиотека имеет 4 литературно- исторических исследования: «Шура Серебровская», «Первые жители пос. Коса», «Западный десант», «Балтийская коса: прошлое и настоящее». Очень многое об истории города и области ребята почерпнули из книг Лидии Довыденко, местного писателя-краеведа. И им очень повезло, что они смогли побывать на презентации её книги «Тайны Пиллау», которая прошла в библиотеке специально для лагеря. Каждый подросток получил в подарок книгу «Тайны Пиллау» с автографом автора.


Экскурсия в замок Шаакен помогла узнать прошлое области. Этот замок - воплощение средневековья. Он построен в ХП веке. Все смогли почувствовать себя немного рыцарями и прекрасными дамами: можно было покататься на коне, сражаться на копьях и мечах, стрелять из лука, примерить старинную одежду, поесть «средневековой пищи». Но главное – в воздухе витал дух старины. Правда, было жутковато, когда экскурсовод рассказывал о страшных пытках, которые использовали монахи для борьбы с еретиками. Программа поездки в бурно развивающийся город Янтарный была экскурсией в настоящее. Сами добывали янтарь, посетили музей янтаря при комбинате, и музей суеверий, который находится в старинном здании Янтарного. Программа поездки в бурно развивающийся город Янтарный была экскурсией в настоящее. Сами добывали янтарь, посетили музей янтаря при комбинате, и музей суеверий, который находится в старинном здании Янтарного.




Театр книги используется как составная часть массовых мероприятий, проводимых для детей младшего возраста, что способствует воспитанию у них любви к чтению через игру и эстетическое восприятие текста. В нем воспитывается активное творческое чтение. Ведь в раннем детстве понимают и помнят не рассудком и памятью, а воображением и фантазией. Участвуя в постановках Театра книги, ребята с радостью ходят на репетиции, читают и учат тексты, а затем показывают свое актёрское умение. Театр книги работает и как театр кукол, и как театр на столе, и как театр анимации и как театр теней. Наш театр камерный. На представлении обычно присутствуют 20 – 30 детей. Театрализация является элементом массового мероприятия. Причем, перед каждой группой «играют» нужное художественное произведение ребята из этой же группы. Конечно, они за 2 недели до мероприятия ходят к нам на репетиции. Причем играют в нашем театре не самые талантливые дети, И вот эти, со средними творческими возможностями ребята, в наших «спектаклях» очень стараются и с радостью показывают свое умение превратить небольшой отрывок художественного произведения в яркую картинку. Остальные участники – активные зрители мероприятия. Они участвуют в конкурсах, викторинах, ведут диалог с артистами, а юным артистам приятно внимание одноклассников. Наш театр камерный. На представлении обычно присутствуют 20 – 30 детей. Театрализация является элементом массового мероприятия. Причем, перед каждой группой «играют» нужное художественное произведение ребята из этой же группы. Конечно, они за 2 недели до мероприятия ходят к нам на репетиции. Причем играют в нашем театре не самые талантливые дети, И вот эти, со средними творческими возможностями ребята, в наших «спектаклях» очень стараются и с радостью показывают свое умение превратить небольшой отрывок художественного произведения в яркую картинку. Остальные участники – активные зрители мероприятия. Они участвуют в конкурсах, викторинах, ведут диалог с артистами, а юным артистам приятно внимание одноклассников. Привитие любви к чтению через эмоциональное восприятие текста нашло поддержку и у преподавателей. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителями начальных классов, которые работают по нашему плану, репетируя на уроках сценического мастерства сценки для участия в программе Театра книги. Привитие любви к чтению через эмоциональное восприятие текста нашло поддержку и у преподавателей. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителями начальных классов, которые работают по нашему плану, репетируя на уроках сценического мастерства сценки для участия в программе Театра книги.




Уголок рекреации «Это ты можешь» создан для младших школьников. Здесь в их распоряжении кроме интересных книг имеются развивающие настольные игры, шашки и шахматы, конструкторы, пазлы, настоящее «Поле чудес», альбомы и фломастеры для рисования. Когда собирается группа детей, проводим громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. Положительные результаты видим при проведении бесед-рассуждений. Ребята с удовольствием общаются, с удовольствием вступают в дискуссии. Уголок рекреации «Это ты можешь» создан для младших школьников. Здесь в их распоряжении кроме интересных книг имеются развивающие настольные игры, шашки и шахматы, конструкторы, пазлы, настоящее «Поле чудес», альбомы и фломастеры для рисования. Когда собирается группа детей, проводим громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. Положительные результаты видим при проведении бесед-рассуждений. Ребята с удовольствием общаются, с удовольствием вступают в дискуссии. Здесь можно сделать уроки, полистать комиксы, пообщаться с друзьями. В выходные дни Уголок посещают дети вместе с родителями. Здесь можно сделать уроки, полистать комиксы, пообщаться с друзьями. В выходные дни Уголок посещают дети вместе с родителями.
В течение учебного года в этом библиотечном пространстве проводится работа по дополнительному литературному развитию с учащимися 1-х классов и группами продлённого дня. Работаем по программам «Моя первая русская история» и «Времена года: летопись народных праздников и обрядов на Руси». Это громкие чтения исторической и художественной литературы, в сочетании с развитием творческих способностей методом конкурсов и игровых программ. Например, по программе «Моя первая русская история» на базе выставки «Как на Руси веру выбирали», проводится беседа «Крещение Руси», громкое чтение рассказа Головина Н.Н. «Святой князь Владимир и крещение Руси», просмотр эпизода из фильма «Русские обряды» и викторина. Например, по программе «Моя первая русская история» на базе выставки «Как на Руси веру выбирали», проводится беседа «Крещение Руси», громкое чтение рассказа Головина Н.Н. «Святой князь Владимир и крещение Руси», просмотр эпизода из фильма «Русские обряды» и викторина.


По программе «Времена года» в январе была оформлена выставка- рассказ «Зимние народные гуляния», проведена познавательная беседа «Гуляй на святки без оглядки» с громким чтением рассказов И. Шмелёва из книги «Лето господне» и рассказов Н.С. Лескова. Затем ребята брали книги для домашнего чтения по этой теме и на следующей неделе проводили игровую программу «Рождество и святочная неделя». В мае оформлена выставка – символ «Всех месяцев звончее весёлый месяц май!». Беседа с видеосюжетами «Святая Троица». Громкое чтение книг на тему «Труд людей в весенние дни». Литературно-познавательный час с игровой программой «Пойдём, девочки, завивать веночки! Завивать веночки, завьём зелёные!». В декабре это выставка-символ «Заискрится снег морозный серебром парчи». Затем беседа с видеосюжетами «С Новым годом! Со всем родом!». Громкое чтение книг на рождественскую тему и игровая программа «Здравствуй, гостья зима!». Опрос среди учителей-пользователей программы, работающих по инновационным технологиям, позволил её ежегодно совершенствовать и продолжать развитие познавательных интересов школьников. Библиотечное пространство «Улица Колокольчиков» построено в помещении младшего абонемента. После ремонта младшего абонемента, проведённого по программе «Обновление» Министерства культуры Калининградской области, с привлечением спонсорских средств сегодня для читателей младшего возраста посещение библиотеки превращается в маленький праздник. После ремонта младшего абонемента, проведённого по программе «Обновление» Министерства культуры Калининградской области, с привлечением спонсорских средств сегодня для читателей младшего возраста посещение библиотеки превращается в маленький праздник. Здесь книги «живут» на двухсторонних стеллажах, которые похожи на домики. Эти домики можно передвигать, потому что они на колёсиках. И получается такая красивая «улица книжек». На «фасадах книжных домов» часто меняется реклама (цитаты, слоганы о чтении). Выставочные стеллажи тоже новые, а один стеклянный - с подсветкой. И выставочные экспозиции в нём выглядят просто сказочно. Здесь книги «живут» на двухсторонних стеллажах, которые похожи на домики. Эти домики можно передвигать, потому что они на колёсиках. И получается такая красивая «улица книжек». На «фасадах книжных домов» часто меняется реклама (цитаты, слоганы о чтении). Выставочные стеллажи тоже новые, а один стеклянный - с подсветкой. И выставочные экспозиции в нём выглядят просто сказочно. В волшебный мир на «Улицу Колокольчиков» читатель попадает через арку с названием улицы, украшенной настоящими колокольчиками. На стенах нарисованы панно, где помимо малышей и малышек из Цветочного города на Огурцовой реке поселились и другие маленькие человечки, персонажи сказочного мира. Здесь Буратино беседует с тетушкой Тортилой, Домовёнок Кузька готовит свой волшебный сундучок. В волшебный мир на «Улицу Колокольчиков» читатель попадает через арку с названием улицы, украшенной настоящими колокольчиками. На стенах нарисованы панно, где помимо малышей и малышек из Цветочного города на Огурцовой реке поселились и другие маленькие человечки, персонажи сказочного мира. Здесь Буратино беседует с тетушкой Тортилой, Домовёнок Кузька готовит свой волшебный сундучок. Выставки литературы оформляются на большом « книжном дереве».


Главный библиотекарь С.В. Баркова знакомит первоклассников с библиотечным пространством «Улица Колокольчиков» Массовые мероприятия проводим здесь же. Ведь на «Улице Колокольчиков» как на подиуме, можно разместить рампу для Театра книги. Если нужно использовать видео-сюжеты, то дети должны будут повернуться на своих стульчиках, что тоже очень интересно, к видео-стене, где расположены технические средства.



Рассказать друзьям