Охарактеризовать разделы культурологии относящиеся к структуре. Морфология культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Морфология культуры - раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. По классификации М. С. Кагана есть три формы предметного бытия культуры: человеческое слово, техническая вещь и социальная организация, и три формы духовной предметности: знание (ценностность), проект и художественная предметность, которая несет в себе художественные образы. По классификации А. Я. Флиера культура включает в себя четкие блоки человеческой деятельности: культура социальной организации и регуляции, культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Морфология культуры - это изучение вариаций культурных форм в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. Основные методы познания - структурно-функциональный, семантический, генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм: генетическое (порождение и становление культурных форм); микродинамическое (динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений: непосредственная трансляция культурной информации); историческое (динамика культурных форм в исторических масштабах времени); структурно-функциональное (принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества).

В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры. Общую морфологическую модель культуры - структуру культуры - в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом:

  • o три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный, обыденный;
  • o три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого знания (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура);
  • o обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п.

Таким образом, в едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура - совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся хозяйственная, политическая, правовая, философская, религиозная, научно-техническая и художественная культуры. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической - нравы и обычаи; правовой культуре - мораль; философии - обыденное мировоззрение; религии - суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре - практические технологии; художественной культуре - обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи:

  • o сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям;
  • o средства массовой коммуникации (СМК) - телевидение, радио, печать, где осуществляется взаимодействие между "высокими научными" ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой;
  • o социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).

Уровни культуры, их составляющие и взаимодействие между ними отражены на рис. 1.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Структура культуры представляет собой систему, единство образующих ее элементов.

Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое ядро культуры, выступающее в качестве ее основополагающего принципа, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в менталитете и образе жизни. Спец

Рис. 1.

ифика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей. Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное ядро и так называемую периферию (внешние слои). Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей устойчивостью. Например, современную западную культуру часто называют обществом потребления, поскольку на первый план выдвинуты именно эти ценностные основания.

В структуре культуры можно выделить материальную и духовную культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную, художественную; правовую; педагогическую; религиозную.

По мнению Л. Н. Когана и других культурологов, есть несколько видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

Культурология стала одной из существеннейших и бурно развивающихся гуманитарных наук, что, несомненно, имеет свои причины. Попытаемся охарактеризовать некоторые из них.

1. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура привлекает к себе внимание как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы. Рассматривая культуру как средство самореализации человека, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс , на самого человека.

2. Потребность в изучении феномена культуры обусловлена отчасти профессирующим экологическим кризисом. На современном этапе своего развития культура наносит все больший вред окружающей среде. Невольно возникают вопросы: не враждебна ли культура природе? есть ли возможность гармонизировать их отношения?

3. Актуален и вопрос о соотношении понятий культура и общество, культура и история . В прошлом социальный цикл был гораздо короче культурного. Человек, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей. Она не менялась в течение столетий. В XX веке ситуация резко изменилась. Теперь на протяжении одной человеческой жизни проходят несколько культурных циклов, что ставит человека в крайне трудное положение. Все меняется так быстро, что человек не успевает осмыслить и оценить по достоинству те или иные нововведения и оказывается в состоянии потерянности и неуверенности. В связи с этим особую значимость приобретает выявление наиболее существенных особенностей культурной практики прошлых эпох во избежание моментов примитивизации современной культуры.

Культурология — это комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры, от причин ее возникновения до различных форм исторического самовыражения.

Основными составными компонентами культурологии являются философия культуры и история культуры, области гуманитарных знаний, существовавшие издавна. Слившись воедино, они и составляют основу культурологии как комплексной науки. Философия культуры - это раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры. История культуры - раздел, изучающий специфические черты культур различных исторических этапов. В культурологических исследованиях исторические факты подвергаются философскому анализу и обобщению. В зависимости от того аспекта, на котором сосредотачивается основное внимание, создаются различные культурологические теории и школы.

Новыми разделами культурологии, основные параметры которых формируются до сих пор, являются морфология культуры и теория культуры. Под морфологией культуры понимается раздел культурологии, изучающий строение и развитие культуры. О некоторых аспектах морфологии и теории культуры речь шла в главе 1.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, в качестве самостоятельного явления ее начинают пристально изучать лишь в XVIII-XIX вв. Первоначально это осуществлялось в рамках философии истории и этики и было связано с философскими концепциями Дж. Вико (1668-1744), И. Г. Гердера (1744-1803), И. Канта (1724 - 1804). Уделяя должное внимание вопросам культуры, эти мыслители еще не делали её непосредственно объектом исследования. Она выступала лишь сопутствующим звеном в осмыслении существования истории и нравственности.

Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер (1759-1805) пытался снять обозначенное в трудах предшественников противоречие между "природным", "чувственным", с одной стороны, и "моральным" - с другой. По Шиллеру, культура состоит в гармонии и примирении физической и нравственной природы человека: "Культура должна отдавать справедливость обоим - не только одному разумному побуждению человека в противовес чувственному, но и последнему в противовес первому". У младших современников Шиллера — Фридриха Вильгельма Шеллинга, братьев Августа и Фридриха Шлегелей - на первый план выдвигается эстетическое начало культуры. Главным ее содержанием провозглашается художественная деятельность людей как средство преодоления в них животного, естественного начала. Эстетические взгляды Шеллинга наиболее полно изложены в его книге "Философия искусства " (1802-1803), где отчетливо прослеживается стремление показать приоритет художественного творчества перед всеми другими видами творческой деятельности человека, поставить искусство и над нравственностью, и над наукой. "Искусство - это как бы завершение мирового духа, - писал он, - ибо в нем находят объединение в форме конечного субъективное и объективное, дух и природа, внутреннее и внешнее, сознательное и бессознательное, необходимость и свобода. Как таковое, искусство есть самосозерцание абсолюта". Несколько упрощенно культура сводилась Шеллингом и другими романтиками к искусству, прежде всего к поэзии. Человеку разумному и нравственному они в известной степени противопоставляли мощь человека-художника, человека-творца.

В трудах Г. В. Ф. Гегеля основные виды культуры (религия, искусство, философия, право) представлены этапами развития мирового разума. Гегель создает универсальную схему развития мирового разума, в соответствии с которой любая культура воплощает определенный этап его самовыражения. Мировой разум проявляется и в людях. Первоначально в виде языка, речи. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания мирового разума, начиная с "детского лепета" и заканчивая "абсолютным знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития человечества. С точки зрения Гегеля, развитие мировой культуры обнаруживает такую целостность и логику, которые не могут быть объяснены суммой усилий отдельных индивидов. Сущность культуры, по Гегелю, проявляется не в преодолении биологических начал в человеке и не в творческой фантазии выдающихся личностей, а в духовном приобщении индивида к мировому разуму. "В развитии всеобщности мышления состоит абсолютная ценность культуры", - писал Гегель.

В работах "Феноменология духа", "Философия истории", "Эстетика", "Философия права" Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такого до него не делал ни один мыслитель. Тем не менее в трудах Гегеля культура еще не выступает в качестве основного предмета исследования. Гегель анализирует прежде всего историю самораскрытия мирового разума.

Работы, адекватные современному представлению о культурологии, появляются лишь во 2-й пол. XIX века. Одной из них можно по праву считать книгу англичанина Эдварда Бернетта Тайлора (1832-1917) "Первобытная культура " (1871). Утверждая, что "наука о культуре есть наука о реформах", он рассматривал культуру как процесс непрерывного поступательного развития. Тайлор дает одно из первых определений культуры обобщающего характера, которое считается и по сей день каноническим: "Культура или цивилизация в широком, этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".

Тайлор смотрел на культуру как на непрерывную цепь превращений продуктов человеческой мысли и труда из менее совершенных в более совершенные. У него все предметы и идеи развиваются "одни из других". Такой подход принято называть эволюционистским.

В 1869 и 1872 гг. появляются две работы, которые неизменно включаются сейчас в число наиболее существенных для курса культурологии. Это "Россия и Европа" русского исследователя Николая Данилевского и "Рождение трагедии из духа музыки" немецкого философа Фридриха Ницше. Здесь уже налицо все признаки настоящего культурологического исследования: материал по истории культуры философски интерпретируется и сопровождается выкладками общетеоретического порядка. А главное - культура и ее формы являются основным объектом рассмотрения. О взглядах Данилевского и Ницше на культуру речь пойдет в следующей главе. Нужно лишь отметить, что факт появления культурологических исследований еще не означал появления самой науки. Ни Данилевский, ни Ницше культурологами себя не называли, да и вряд ли подозревали о том, что становятся праотцами новой науки. Данилевский воспринимал себя скорее историком, хотя по образованию был биологом, а Ницше вполне естественно выступал как философ.

Георг Зиммель (1858-1918) обращает особое внимание на конфликтные моменты в культуре рубежа XIX-XX вв., пытаясь дать им глубоко объективное объяснение. В начале XX века, с точки зрения философа, происходит резкое отклонение линии развития культуры от прежних путей. В работе "Конфликт современной культуры" (1918) Зиммель объясняет характерное для данного исторического отрезка желание разрушить все старые формы культуры тем, что в последние десятилетия человечество живет вне какой-либо объединяющей идеи, как это было вплоть до середины XIX века. Новых идей возникает много, но они столь фрагментарны и неполно выражены, что не могут встретить адекватного отклика в самой жизни, не могут сплотить общество вокруг идеи культуры. "Жизнь в своей непосредственности стремится воплотить себя в конкретных формах и явлениях, но вследствие их несовершенства обнаруживает борьбу против всякой формы", - пишет Зиммель, обосновывая свое видение причины кризисных явлений в культуре. Возможно, философу удалось открыть один из существеннейших показателей культурного кризиса как такового, а именно отсутствие глобальной общественно важной идеи, способной сплотить все культуротворческие процессы.

Точка зрения Зиммеля крайне интересна еще и потому, что высказана именно в тот период, когда культурология окончательно превращается в самостоятельную науку. Ощущение кризиса, характерное для оценки состояния культуры самыми разными мыслителями, в определенной степени предопределило завершение формирования науки о культуре. Это произошло под воздействием определенных событий в европейской культуре . Они свидетельствовали о глубоком переломе в истории, равном которому не было в предшествующие столетия. Первая мировая война и революции в России , Германии, Венгрии, новый тип организации жизни людей, обусловленный индустриальной революцией, рост власти человека над природой и гибельные последствия этого роста для природы, рождение обезличенного "человека массы" - все это обязывало иначе взглянуть на характер и роль европейской культуры. Многие ученые, так же как и Зиммель, считали ее положение крайне плачевным и уже не рассматривали европейскую культуру как некий культурный эталон, говорили о кризисе и распаде ее основ.

Вот что писал в конце 1915 г. русский философ Л. М. Лопатин о событиях того времени: "Современный мир переживает огромную историческую катастрофу, - настолько ужасную, настолько кровавую, настолько чреватую самыми неожиданными перспективами, что перед ней немеет мысль и кружится голова... В свирепствующей теперь небывалой исторической буре не только реками льется кровь, не только крушатся государства... не только гибнут и восстают народы, - происходит и нечто другое... Крушатся старые идеалы, блекнут прежние надежды и настойчивые ожидания... А главное — непоправимо и глубоко колеблется самая наша вера в современную культуру: из-за ее устоев вдруг выглянуло на нас такое страшное звериное лицо, что мы невольно отвернулись от него с отвращением и недоумением. И поднимается неотступный вопрос: да что же такое, в самом деле, эта культура? Какая ее моральная, даже просто жизненная ценность?"

Последующие события в Европе и в мире показали, что Л. М. Лопатин ничуть не преувеличивал значение кризисных явлений в культуре. Стало очевидно, что человек и сама культура могут развиваться совсем не так, как представлялось когда-то гуманистам Возрождения и деятелям Просвещения , что идеал саморазвивающейся творческой личности в XX веке являлся очередной утопией. Складывалась парадоксальная ситуация: историческое и техническое развитие продолжалось, а культурное развитие замедлялось, обращалось как бы вспять, возрождая в человеке древние инстинкты разрушения и агрессии. Эту ситуацию невозможно было объяснить на основе традиционных представлений о культуре, согласно которым она является процессом организации и упорядочивания самой истории.

Следовательно, культурология как мировоззренческая наука окончательно укрепила свои позиции в результате осознания кризисного состояния культуры начала XX века, так же как бум, переживаемый культурологией сейчас, объясняется кризисом состояния культуры его конца.

Ощущение дискомфорта и неуверенности было настолько сильно, что опубликованный в 1918 году первый том сочинения Освальда Шпенглера "Закат Европы" встретили с небывалым интересом. Книгу читали и обсуждали не только специалисты: философы, историки, социологи, антропологи и т.д., но и все образованные люди. Она стала неотъемлемой частью многих университетских программ. И это несмотря на существенную критику многих высказанных Шпенглером положений. Правомерен вопрос о причинах такого интереса к этому произведению. Ведь Шпенглер буквально повторил некоторые моменты из написанного на полвека раньше произведения Н. Данилевского "Россия и Европа", которое было замечено лишь узким кругом профессионалов.

Несомненно, что дело было в культурно-исторической обстановке. Само название "Закат Европы" звучало как нельзя более актуально. Большинство современников Шпенглера действительно ощущали, что живут в мире крушения старых привычных культурных норм, и неизбежно ставили перед собой вопрос, означает ли это конец европейской цивилизации вообще или же является началом следующего витка в ее развитии. Читая Шпенглера, люди пытались найти ответ на вопрос о судьбе культуры.

Многие ученые, занимающиеся разными аспектами гуманитарных знаний, сочли для себя делом чести принять участие в создании общей теории культуры, отражающей многоаспектность и сложность этого понятия. Термин "культурология" появился не сразу. Он был внедрен примерно в 40-е гг. по инициативе американского исследователя культуры и антрополога Лесли Элвина Уайта. В работах "Наука о культуре" (1949), "Эволюция культуры" (1959), "Понятие культуры" (1973) и др. Уайт утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные науки, и предсказывал ей большое будущее. Получилось так, что к тому времени, когда Уайт ввел в обиход название, сама наука уже активно функционировала.

Вместе с тем нельзя не принимать во внимание тот факт, что культурология и по сей день остается самой противоречивой и парадоксальной наукой. Создать науку о культуре, равную по логичности, внутреннему единству, фундаментальности другим гуманитарным наукам, оказалось делом крайне не простым: слишком многогранен сам объект исследования. В этом причина многообразия философских подходов к объяснению как сути культуры, так и законов ее функционирования. В этом же кроется и специфическая привлекательность культурологии.

культурология¸ наука, статус культурологи, значимость, интегративность

Аннотация:

Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной, давно доказавшей свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В то же время она является достаточно молодой наукой, вызывающей значительное число открытых вопросов.

Текст статьи:

Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.

Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной. Она давно доказала свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В России ситуация обстоит несколько иначе. Культурология является достаточно молодой наукой, вызывающей огромное количество споров. Перед российскими исследователями встает ряд многочисленных вопросов. Нужна ли российская культурология в современном мире, не является ли культурология маргинальной наукой, что такое культурологический подход.

Данное социологическое исследование на тему «Социальное понимание культурологии» проводилось с целью выяснить отношение общества к культурологизации современного образования и культурологии, как научной дисциплине.

Респондентам предлагалась анкета с рядом вопросов, соответствующих данной тематике. В процессе исследования было опрошено 50 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Данная возрастная категория респондентов наиболее подходит для данного опроса, так как люди от 18 лет уже имеют за плечами знания, определяющие их предрасположенность к тем или иным наукам, которые смогут ответить на предложенные вопросы. Люди до 40 лет уже получившие образование, работающие в той или иной области, возможно, продолжают обучение, либо находятся в научной сфере.

Данные, полученные в процессе исследования, позволяют говорить о том, что тема культурологизации образования, является актуальной для общества. 87 % опрошенных показали достаточно глубокие знания в области данной тематики исследования. 2% — низкий уровень знания в этой области, и 11% опрошенных показали поверхностные знания.

Респонденты, которые оказались более осведомленными по предложенной теме, относятся к возрастной категории от 20 до 30 лет, обучающиеся в вузах. Стоит отметить, что происходящая гуманитаризация образования, внедрение в высшие учебные учреждения дисциплин культурологического цикла, создания в вузе гуманитарной сферы, способствует самореализации, самоопределению личности студента в пространстве современной культуры. Данное число опрошенных, находятся в процессе освоения профессиональных дисциплин, в том числе и культурологических.

Достаточно поверхностные знания показали респонденты в возрасте от 30 до 40 лет. 11 % от общего числа респондентов, не изучали культурологию в вузе, поэтому формируют свое мнение по данной тематике на основе самостоятельно полученных знаний.

Стоит отметить, что деятельность респондентов и возрастная категория, в которой они находятся, играют немаловажную роль в знаниях, которыми они руководствовались, отвечая на предложенные вопросы.

Вопрос о статусе и социальном понимании культурологии, о ее роли в гуманитаризации образования, разделил мнения респондентов таким образом, что одни считают, что культурология принципиально не может быть самостоятельной наукой, приписывая ей междисциплинарный характер. Другие настаивают на том, что это синтез других фундаментальных наук, дающий новое знание и имеющий свой специфический подход, что, в общем, дает все основания для определения культурологии как науки. Аргументы и одних, и других не безосновательны, и, при попытке подробного рассмотрения оказывается, что они настолько сопряжены друг с другом, что в конечном итоге составляют единое целое. Это видно на примере многих аспектов, поддающихся критике. В частности, на примере методологии, о наличии которой часто возникают споры. С одной стороны заявляется, что культурология не имеет своего собственного метода исследования, а лишь пользуется заимствованными из других фундаментальных наук, прежде всего, истории. Однако, весьма резонно замечают с другой стороны, что подобное положение дел играет лишь на руку культурологии как науке, так как лишний раз показывает всю научную широту и глубину, которые и берутся как раз от использования разноплановых методов.

Любая наука использует свои специфические методики, приемы рассмотрения тех или иных процессов и явлений, которые она изучает. Методы, применяемые в физике, отличаются от методов, применяемых в социологии или других науках. Но иногда применяются методы схожие, тождественные для различных наук. Граница между методами — подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. Раньше считалось, что подобно тому, как любая наука имеет свой предмет изучения, она должна иметь и свой специфический метод. Позднее выяснилось, что не ко всем наукам это применимо, особенно к социальным и гуманитарным.

Стоит отметить, что поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется общий объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта (Таблица № 1).

Таблица № 1. Специфика социального и гуманитарного знания

Социальное знание

Гуманитарное знание

Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей

Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере

Объект: общество (человек)

Объект: человек (общество)

Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп

Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.

Науки: социология, политология, право, политическая экономия, философия, социология культуры и т.д.

Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д.

- строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); — приобретает характер прикладных исследований; — включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Ведущая познавательная ориентация: — рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; — рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл; — предполагает диалогичность.

Естественнонаучные и социогуманитарные знания так же имеют схожесть и взаимосвязь в области своих специфик (Таблица № 2).

Таблица № 2. Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания

Естественнонаучное знание

Социогуманитарное знание

Объект познания: природа

Объект познания: человек

Субъект познания: человек

Субъект познания: человек

«Объективный» характер

Оценочный характер

Методы познания: количественные и экспериментальные

Методы познания: историко-описательный, историко-сравнительный, функциональный и др., предполагают интерпретацию автора

Установка в методологии: анализ

Установка в методологии: синтез

Это предопределяет то обстоятельство, что культурология, как гуманитарная наука, имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии. Относительно методологии можно сказать: эта научная область является общегуманитарной, поэтому и методы и методологию она может использовать практически всех гуманитарных наук.

Что касается категориального аппарата, то здесь культурологию часто обвиняют в отсутствии собственного, специфического набора категорий, в заимствовании из близких научных областей, преимущественно из философии. Но в этом заимствовании нет ничего предосудительного - культурологическое знание выделилось из философии. Поэтому преемственность категорий здесь естественна и оправданна. Но культурология имеет не только эти заимствованные категории, исследователи выделяют и специфический категориальный аппарат этого знания. Предметное поле культурологии определено четко - это культура. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания. Само понимание культуры, достаточно, широкое. И хотя нет единого определения культуры, все ученые сходятся в понятии культуры как предмета изучения.

И, наконец, о фундаментальных научных исследованиях. За свою небольшую историю культурология уже имеет авторов и их сочинения, которые исследуют как отдельные культурные явления, так и теоретические вопросы культурологии. Стоит выделить основные разделы культурологии, которые имеют свою сферу исследования (Таблица № 3).

Таблица № 3. Разделы культурологии

Разделы культурологии

Сферы исследований

Фундаментальная культурология

Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования

Онтология и гносеология культуры

Многообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров. Основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология культуры

Основные параметры функциональной структуры культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта

Культурная семантика

Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации

Антропология культуры

Представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры

Социология культуры

Представления о социальной стратификации и пространственно-временной дифференциации культуры, о культуре как системе социального взаимодействия

Социальная динамика культуры

Представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика культуры

Представления об эволюции форм социокультурной организации

Прикладная культурология

Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике

Прикладные аспекты культурологии

Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия

Преподавание культурологии в негуманитарных вузах 85 % опрошенных считают необходимым. Объясняется это тем, что уровень общей культуры студентов стал настолько низок, что ставит под сомнение их личностную состоятельность, гражданские качества и даже их будущую профессиональную пригодность. Иначе говоря, бессмысленно готовить специалиста из человека, который не определился как личность. Сущность гуманитарного образования заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, пониманию других людей и их сообществ. К таким аспектам культуры относятся: совокупность отношений людей к природе, между собой, к самим себе; система социальных норм и учреждений, духовные ценности; продукты духовного труда в сфере языка, искусства, общественных наук. Под уровнем образованности и профессионализма понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность (Таблица №4).

Таблица № 4. Культурология профессиональных сфер деятельности.

Разделы культурологии

Сферы знания

Фундаментальный аспект

Цель: теоретическое познание феномена культуры в условиях техногенной цивилизации, разработка категориального аппарата и методов исследования

Онтология инженерной культуры

Разнообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров

Гносеология профессиональной культуры

Основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология профессиональной культуры

Основные параметры функциональной структуры инженерной культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта

Семантика инженерной культуры

Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия

Антропология инженерной культуры

Представления о личностных параметрах культуры, об инженере как «производителе» и «потребителе» техносферы

Социология культуры

Представления о социальной стратификации в рамках профессиональной культуры, о профессиональной культуре как системе социального взаимодействия

Социальная динамика профессиональной культуры

Представления об основных типах социокультурных процессов в рамках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика профессиональной культуры

Представления об эволюции форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности

Прикладной аспект

Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в практике техносферы

Прикладные аспекты культурологии техники

Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, разрабатывает методы, основания и технологии прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, связанных с техносферой

В связи с этим культурологию можно считать основой любого профессионального знания, так как она в наибольшей степени отвечает задачам формирования творческой индивидуальности, отражения действительности в сознании человека в виде рациональных и нерациональных представлений, понятий, суждений, теорий, приобретения навыков создания и накопления знаний, развитие когнитивных качеств личности.

80 % респондентов склоняются к тому, что в школах обязательно должны преподаваться предметы культурологического цикла. 30 % опрошенных от данного числа, которые не изучали культурологию в школах, считают, что студентам вуза трудно дается понимание дисциплин культурологического цикла, так как школа не готовит их к этому. Гуманитарным должно стать само образование в целом, как среднее, так и высшее, любой специальный предмет необходимо преподавать с гуманитарных позиций, подчеркивая его значение. Этого можно достичь путем создания единой образовательной концепции школ и вузов. Основываясь на культурформирующем свойстве культурологии, присущей ей интегративности и системности, эту науку следует рассматривать как базовую, вводящую учащегося в безграничный мир высоких ценностей. Главной культурной категорией здесь является становление личности. Мир ценностей, представленный как совокупность множественных артефактов, позволяет обучающемуся ориентироваться на должные качественные показатели. Приоритетное значение принципа культуросообразности в современной школе открывает возможности теоретического обоснования и практического воплощения нового типа образования, который определяется как культурологическое личностно-ориентированное. Основываясь на анализе инновационных процессов, связанных с гуманизацией и гуманитаризацией образования, определяются особенности культурологической школы. В этой школе приоритетное значение придается изучению культуры и человека как ее субъекта, формируется образ культуры, общая картина мира связывается с общей картиной культуры (Таблица № 5).

Таблица № 5. Ряд желаемых культурологических дисциплин для преподавания в школах.

Наименование

дисциплины

Цели

МХК (Мировая художественная культура)

Формирование у учащихся целостной, многомерной картины духовного развития человечества в зеркале мировой художественной культуры; развитие способностей эстетического восприятия; выработка индивидуальных мировоззренческих позиций.

Краеведение

Расширение и углубление исторических и культурных знаний, на основе краеведческого материала, воспитывает любовь к своему краю.

Введение в культурфилософию

Формирование навыков философского мышления, познакомиться с разными культурами через проявление их мыслей, на основе этого выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки и ценности.

Культура и религии мира

Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества поможет школьникам понять многие явления мировой художественной культуры.

История культуры

Данная дисциплина направлена на формирование у школьников целостного представления об истории культуры человеческого общества. Способствует освоению учащимися исторического и культурного наследия, исторически сложившихся традиций и ценностей.

В целом, результаты исследования позволяют говорить о том, что культурология, как научная дисциплина, зарекомендовала себя в научной среде, достаточно прочно. Естественно, предлагаемые в анкете вопросы, не могут полностью раскрыть глубину познания респондента в данной области. Данные вопросы составлялись с учетом того, что все-таки не каждый из респондентов имеет высокие знания по данной теме, при подборке вопросов, также учитывалось и то, что само исследование не требовало от респондента обязательного причастия к культурологии. Важным и необходимым являлось выяснения отношения к данной проблеме.

По результатам данного социологического исследования, можно отметить то, что многие из респондентов, даже не имея глубоких познаний в предложенной теме, проявляли заинтересованность, желание в участие данного опроса.

Результаты исследования, можно назвать положительными, в конечном итоге, была достигнута поставленная цель. Также, хотелось бы отметить, что данная тематика исследования, как показали результаты анкетирования, имеет перспективу в дальнейшей разработке и проведения подобного исследования на выбранную тему.

Фундаментальная культурология

Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования

Онтология культуры

Многообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров. Онтология культуры – это фундаментальные принципы и концепция бытия культуры

Гносеология культуры

Основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология культуры

Основные параметры функциональной структуры культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта

Культурная семантика

Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации

Антропология культуры

Представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры, о человеке как субъекте культуры.

Социология культуры

Представления о социальной стратификации и пространственно-временной дифференциации культуры, о культуре как системе социального взаимодействия

Социальная динамика культуры

Представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика культуры

Представления об эволюции форм социокультурной организации

Философия культуры - рассматривает культуру с некой единой точки зрения, отражая взгляды того или иного автора.

Прикладная культурология

Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике

Прикладные аспекты культурологии

Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия.

Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах.

Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре:

    антропологический , опирающийся, прежде всего, на этнологию , т. е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира;

    гуманистический , включающий в себя весь комплекс так называемых наук «о духе» (философию, филологию, педагогику, психологию и др.);

    социологический , где определяющим является изучение современноймассовой культуры , способов ее производства и функционирования и обществе.

Функции культурологии как науки в некотором смысле традиционны. Гносеологическая (познавательная) функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет специфику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии.

Эвристическая функция культурологии задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Это созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры. С эвристической тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данной культурой, сопровождается воспитанием индивидов, входящих в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстетическая, этическая и правовая функции , ориентирующиеся на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т. е. то, что мы называем культурой поведения. И еще одну функцию культурологии следует выделять - мировоззренческую . По сути дела она является принадлежностью философии культуры, являющейся составной частью культурологии. Назначением мировоззренческой функции служит в данном случае выявление как бы духовного ядра, определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формирование художественной, религиозной либо научной картины мира. Скажем, для русской культуры XIX в. стержневой была проблема исторической судьбы России, которая нашла столь разнообразное решение в творчестве А. С. Пушкина, идейном противоборстве славянофилов и западников, в книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», в живописи и музыке, в культурологических изысканиях сторонников «русской идеи».

Культурология (лат. cultura


Разделы культурологи:



Разделы культурологии Сферы исследований
Фундаментальная культурология
Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования
Онтология и гносеология культуры Многообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров. Основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология
Морфология культуры Основные параметры функциональной структуры культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта
Культурная семантика Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации
Антропология культуры Представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры
Социология культуры Представления о социальной стратификации и пространственно-временной дифференциации культуры, о культуре как системе социального взаимодействия
Социальная динамика культуры Представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем
Историческая динамика культуры Представления об эволюции форм социокультурной организации
Прикладная культурология
Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике
Прикладные аспекты культурологии Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия

2. Культура как предмет междисциплинарных исследований (связь культурологи с другими науками ).

Важное место в системе наук о культуре занимает философия культуры . Долгое время общетеоретические проблемы культуры разрабатывались в рамках философии культуры. Сейчас, как уже было отмечено, культурология обретает самостоятельный статус, но по - прежнему сохраняет тесные теоретические отношения с философией культуры. Философия культуры выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных ее теорий. Философия культуры представляет высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Она выступает в качестве методологической основы культурологии .

В то же время философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в ее внутренних связях, как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий - таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество.

Философия - это наука о наиболее общих принципах и закономерностях бытия и познания. Она стремится выработать системное и целостное представление о мире. А философия культуры стремится показать, какое место занимает культура в этой общей картине бытия . Философия пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы. Философия культуры, в свою очередь, стремится определить своеобразие и методологию познания культурных явлений . Важным разделом философии является диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Философия культуры раскрывает, как диалектические принципы и законы проявляются в культурно - историческом процессе. Она определяет понятия культурного прогресса, регресса, преемственности, наследия. Таким образом, философия культуры рассматривает культуру в системе философских категорий и в этом ее отличие от культурологии.

В системе знаний о культуре особое место занимает социология культуры . Значение этой науки в последнее время возрастает. Специфика социологического подхода к обществу заключается в изучении его как целостной системы . Все общественные науки в рамках своего предмета пытаются представить изучаемую ими сферу и сторону общественной жизни как целое. Социология (и в этом ее специфика) изучает общество как целое в двух направлениях:

1. Выясняет связи координации и субординации между компонентами социальной системы.
2. Анализирует место и роль отдельных компонентов системы в жизнедеятельности общества, их структурно-функциональный статус в социальной системе.

В соответствии со спецификой социологического подхода социология культуры

Исследует место отдельных элементов и сфер культуры, а также культуры в целом в социальной системе;
- изучает культуру как социальное явление, порожденное потребностями общества;
- рассматривает культуру как систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности индивидов и различных общностей, а также социальных институтов, вырабатывающих и распространяющих эти ценности.

Как и социология в целом, социология культуры носит многоуровневый характер . Различие между ее уровнями заключается в степени исторической общности анализируемых явлений. В рамках социологии культуры выделяют три уровня:

1. Общесоциологическая теория культуры, изучающая место и роль культуры в жизнедеятельности общества.
2. Частносоциологические теории культуры (социология религии, социология образования, социология искусства и др.). Они исследуют место и роль отдельных сфер и видов культуры в жизни общества, их социальные функции . Например, социология искусства изучает отношения искусства и зрителя, влияние социальных условий на процесс создания и функционирования произведений искусства, проблемы восприятия и художественного вкуса. Кроме того, проблемы культуры рассматриваются в виде определенных аспектов и в индустриальной социологии, социологии города, социологии села, социологии молодежи, социологии семьи и других частносоциологических теориях.
3. Конкретные социологические исследования культуры. Они занимаются сбором и анализом конкретных фактов культурной жизни.

В отличие от философии культуры социологию культуры отличает практическая направленность . Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем. Она призвана исследовать пути и способы управления культурными процессами, вырабатывать рекомендации относительно комплексного развития культуры.

Тесные связи существуют между культурологией и историей культуры. История культуры изучает пространственно - временные модификации мирового культурно - исторического процесса, развитие культуры отдельных стран, регионов, народов . Стадиально - региональный тип культуры, историческая эпоха, культурное пространство, культурное время, культурная картина мира - ключевые понятия историко - культурного исследования. История культуры находится на стыке исторической науки, с одной стороны, и культурологии, с другой.

Плодотворный подход к анализу истории культуры был предложен французскими историками, объединившимися вокруг журнала "Анналы экономической и социальной истории". Он был основан в 1929 году М. Блоком (1876 - 1944). Исследования школы "Анналов" позволили взглянуть на проблему истории как на взаимоотношение разных культур. Должен быть диалог культур , когда одна культура задает вопросы и получает ответы от другой культуры через историка, стремящегося к предельной объективности, с вниманием относящегося и к текстам, и к словарю культуры, и к орудиям труда, и к картам, снятым с древних полей, и к фольклору. Все это было проделано в работах М. Блока. В классическом труде "Феодальное общество" он привлекает для исследования феодализма не только правовые, хозяйственные документы, но и литературные произведения, эпос, героические предания.

Таким образом, школа "Анналов" разрабатывала многофакторный подход к анализу исторических явлений. Представители этого направления считали, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом. Главную роль здесь играет соединение социального и культурного анализа. Идеи этой школы подхватили историки многих стран, и сегодня это направление считается наиболее продуктивным. Данные методологические принципы используют в своих исследованиях и российские ученые. Это работы по средневековой культуре Запада А.Я. Гуревича , по европейскому Возрождению Л.М. Баткина , античной и византийской культуре С.С. Аверинцева , исторической культурологии М.М. Бахтина .

Адаптивная функция культуры

Важнейшая функция культуры - адаптивная, позволяющая человеку приспособиться к окружающей среде, что выступает необходимым условием выживания всех живых организмов в процессе эволюции. Но человек не приспосабливается к изменениям окружающей среды, как это делают другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. При этом создается новый, искусственный мир - культура. Иными словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек добиться не может, так как каждая конкретная форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий будет зависеть тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Но, избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми угрозами, которые он создает себе сам. Так, сегодня можно не бояться таких грозных болезней прошлого, как чума или черная оспа, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Таким образом, человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают первобытному, а позднее и цивилизованному человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. Это - так называемые специфические средства защиты человека. К ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели. Это государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

Существуют также неспецифические средства защиты человека - это культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры - способность к «удвоению» мира, выделения в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а получать эту информацию уже в упорядоченном и структурированном виде.

Сигнификативная функция

Культура как картина мира связана с другой функцией культуры - знаковой, сигнификативной, т.е. функцией присвоения имен. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для нас не существуют. Присвоив название предмету или явлению и оценив его, например, как угрожающий, мы одновременно получаем необходимую информацию, позволяющую нам действовать, чтобы избежать опасности. Ведь при маркировании угрозы мы не просто даем ей имя, но вписываем в иерархию бытия.

Таким образом, культура как образ и картина мира представляет собой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, служа той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир. Эта схема выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию, а также в поступках людей. Содержание ее большинством членов этноса осознается фрагментарно, в полном объеме она доступна лишь небольшому числу специалистов-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы - ценности и нормы этнической культуры.

2.3 Познавательная (гносеологическая) функция .

Важной функцией культуры является также познавательная (гносеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его дальнейшего познания и освоения. Наиболее полно эта функция проявляет себя в науке и научном познании. Разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры, но там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире - главная цель.

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и многое другое.

Познавательная функция неразрывно связана с функцией накопления и хранения информации, так как знания, информация выступают результатами познания мира. Естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом является потребность в информации по самым различным вопросам. Мы должны помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки. Человек должен знать, кто он, откуда и куда идет. В связи с этими вопросами сформировалась информационная функция культуры.

Культура стала специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в разнообразных знаковых системах. Благодаря этому информация отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти. Она становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Информация транслируется не только во временном аспекте - от поколения к поколению, но и в рамках одного поколения - как процесс обмена опытом между обществами, социальными группами, отдельными людьми. Существуют рефлексивные (осознаваемые) и нерефлексивные (неосознаваемые) формы трансляции культурного опыта. К рефлексивным формам относятся целенаправленное обучение и воспитание. К нерефлексивным - стихийное усвоение культурных норм, которое происходит неосознанно, путем прямого подражания окружающим.

Социокультурный опыт транслируется посредством действия таких социальных институтов, как семья, система образования, средства массовой коммуникации, учреждения культуры. С течением времени производство и накопление знаний идет все более быстрыми темпами. В современную эпоху каждые 15 лет происходит удвоение информации. Таким образом, культура, выполняя информационную функцию, делает возможными процесс культурной преемственности, связь народов, эпох и поколений.

Аксиологическая функция

Ценностные ориентации людей связаны с аксиологической (оценочной) функцией их культуры. Поскольку степень значимости предметов и явлений окружающего мира для жизнедеятельности людей неодинакова, формируется определенная система ценностей общества или социальной группы. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека. Ценности служат фундаментом культуры, помогая обществу и каждому человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного-

Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются. У разных народов понятия о добре и зле различны, именно ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно для одной культуры, может быть совсем не важно для другой. У каждого народа формируется своя пирамида, иерархия ценностей, хотя сам набор ценностей носит общечеловеческий характер. Можно условно разделить (классифицировать) основные ценности на:

* витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;

* социальные - положение в обществе, статус, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;

* политические - свобода слова, гражданские свободы, законность, гражданский мир;

* моральные - добро, благо, любовь, дрркба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

* эстетические - красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средневекового Китая аристократки должны были обладать крохотной ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками.

С помощью ценностей люди ориентируются в мире, обществе, определяют свои поступки, свое отношение к окружающим. Большая часть людей считают, что стремятся к добру, правде, любви. Разумеется, то, что кажется добром для одних людей, может оказаться злом для других. И это вновь свидетельствует о культурной специфичности ценностей. Мы всю свою жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира, опираясь на собственные представления о добре и зле.

Профессиональная культура

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.

В принципе, ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт

Восточный тип культуры

Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ее разновидности: индийская культура и китайская культура.

Индийскаякультура - это, прежде всего, ведическая культура. Она основана на ведической литературе, на древних текстах - Ведах, написанных на санскрите и относящихся ко П тыс. до н.э. Древнейший период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первые представления людей о реальности. Веды (от санскритского слова "веда" - "знание") - это знание о человеке и мире, о добре и зле, представление о душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимости жизни человека от его поступков. В Ведах сообщается знание о системах достижения совершенства и освобождения человека от разного рода зависимостей. В Ведах же даны и предметные символы (такие, как круг, свастика - знак бесконечности, колесо Будды и иные символы вечного движения).

Ведическая литература древнейшая в истории человечества. Самая древняя из книг - Вед - это Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию. Мир людей, согласно Ведам, был подчинен строгой космической иерархии. Издревле существовало деление на варны (цвета и разряды). Брахманы - мудрецы, толкователи Вед, их символический цвет - белый, цвет благости и святости. Кшатрии - воины и правители, их символ - красный цвет - власти и страстей. Вайшьи - земледельцы, скотоводы, их символ - желтый цвет, цвет умеренности и трудолюбия. Шудры - слуги, цвет черный - невежества. Круговорот рождения, жизни и смерти соответствовал природным циклам.

Согласно Ведам, круговорот рождений, жизней и смертей людей соответствует природным циклам. Идея вечного круговорота жизни и идея о вечном духовном Источнике - фундамент представлений о вечной бессмертной душе. Согласно этим представлениям, душа после смерти тела продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело? Это зависит от многих обстоятельств и согласуется с т. н. законом кармы. Он гласит, что сумма добрых и злых поступков человека (т.е. его карма ), полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений. Можно родиться рабом, животным, червяком, придорожным камнем. Причина всех твоих страданий - в тебе. Эта идея кармы является важнейшей, это могучий этический стимул, определяющий благожелательное отношение к природе (т.к в каждом природном творении можно увидеть переродившегося человека, может быть - недавно умершего родственника или друга).

Ведические книги сообщают методы и способы освобождения от закона кармы. Это нравственная и аскетическая жизнь, отшельничество, йога (слово переводится как соединение, связь). Йоге придается большое значение. Она формирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни и избавлению от зависимостей.

Восточная культура во многом опирается на мифологию . Так, древнеегипетская скульптура производит религиозно-мистическое впечатление. Величие пирамид и загадочные сфинксы внушали мысль о ничтожестве человека перед могущественными силами мироздания. Древний Египет своеобразен культом фараона и культом мертвых, увековеченных в мумиях и пирамидах. Индийская культура не в такой степени была религиозна, как египетская, она более тяготела к миру живых, потому и уделяла много внимания выработке нравственных требований к человеку, формированию нравственного закона (дхармы) и поискам путей человеческого единения.

Индийская культура более, чем иные восточные культуры, ориентирована на саморазвитие человека и общества, концентрацию усилий по развитию внутренней и внешней культуры. Вмешательство Бога является лишь завершением направленной на совершенствование мира деятельности людей. В восточной культуре благоденствие приходит не извне, а подготавливается всей культурной работой человечества.

Видимо, здесь лежат истоки внутренней глубины и психологизма восточной культуры по сравнению с западной. Она ориентирована на самопостижение, углубленную, внутреннюю, имманентную религиозность, интуитивизм и иррационализм. В этом вообще состоит отличие восточной культуры от западной культуры.

Эта специфика находит отражение и в современных проявлениях индийской культуры. Нас глубоко интересует и тибетская медицина; и модернизированные к европейскому мышлению способы оздоровления (“раджа-йога”, хатха-йога, трансцендентальная медитация), и деятельность общества сознания Кришны, и философия жизни при Раджнеша и др. Вл. Соловьев в своем труде “Исторические дела философии" говорил о “живых плодах” индийской философии, продолжающей питать живительными соками мировую человеческую мысль. Ни одна философия не оказала на западную культуру такое влияние, как индийская. Ее последователями стали и русские деятели культуры Н. Рерих и Д. Андреев, и немецкие мыслители и писатели - Р. Штайнер и Г. Гессе, и многие, многие другие. Г. Гессе, автор известных во всем мире романов “Степной волк” и “Игра в бисер", в поэме “Сиддхардха" выразил свою большую любовь к индийской культуре.

Духовный потенциал древнеиндийской культуры, ее нравственные ценности сохранились почти в неизменном виде до сегодняшнего дня. Индия дала миру культуру буддизма, прекрасную литературу. Любовь к человеку, преклонение перед природой, идеалы терпимости, всепрощения и понимания нашли отражение в учении великого гуманиста современности - М. Ганди. Красота и неповторимость индийской культуры воплотились в творчестве русских и европейских художников и мыслителей.

Древнекитайскаякультура - другая важнейшая культура Востока. Сопоставление ее с индийской показывает, как различные этносы способны создать качественно различные культуры. Китайский этнос породил социально-ориентированную культуру, в отличие от индийской, ориентированной в основном на внутренний мир человека и его возможности.

Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм и индуизм, в китайской культуре играло конфуцианство . Эта религиозно-философская система основана одним из известнейших мудрецов древности - Конфуцием . Его имя происходит от латинской транскрипции китайского Кун цзы - "учитель Кун". Конфуций жил в 551-479 г. г. до н.э. и создал учение, которое более чем 2 тыс. лет было идеологической основой китайской империи. Конфуций продолжил традиции китайской культуры, заложенной еще во П тыс. до н.э. Особое внимание он уделял не вопросам космологии, а практической философии: что нужно делать человеку, чтобы жить со всеми людьми в мире и согласии.

Основное содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и обоснованием этических норм. В рамках конфуцианства была выработана система государственно-политической и индивидуальной этики, нормы регламентации и ритуальной жизни. Патриархальный характер культуры конфуцианства отражен в его требовании сыновней почтительности ("сяо"), которое распространялось как на семейные, так и на государственные отношения. Конфуций писал: "Редко бывает, что человек, полный сыновней почтительности и послушания старшим, любил бы досаждать правителю. И не бывает вовсе, чтобы тот, кто не любит досаждать правителю, питал бы склонность к мятежу. Благородный муж заботится о корне; когда заложен корень, то рождается и путь, сыновняя почтительность и послушание старшим - не в них ли коренится человечность?"

Помимо конфуцианства в древнекитайской культуре особую роль играл даосизм , идеалы которого были во многом сходны с нравственными поисками ведической культуры Индии.

Одной из особенностей культуры Китая была чрезмерная бюрократизация. С древних пор (по крайней мере, с ХП в. до н. э), в Китае сложилась бюрократическая система правления. Уже тогда выделился слой образованного чиновничества, сосредоточившего в своих руках государственную власть и регламентировавшего всю жизнь древнекитайского общества при помощи нравственно-правовых норм и принципов этикета.

Бюрократия монополизировала систему образования, так как владение грамотностью обеспечивало более высокий социальный статус и продвижение по государственной лестнице. Длительное обучение и система сложнейших экзаменов не имели равных в древнем мире. Китайская культура подарила миру порох и бумагу, уникальные системы боевых искусств и своеобразные философские доктрины.

Восточная культура содержит такое богатство человеческой мысли, которая мало кого оставляет равнодушным, и на Востоке, и на Западе. Особенность восточной культуры особенно ярко проявляется при ее сопоставлении с западной культурой.

Западный тип культуры

Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:

классическая эллинская культура;

эллинистически-римская ступень;

романо-германская культура христианского средневековья;

новоевропейская культура.

Три последние ступени можно рассматривать (на фоне антично-греческой классики) и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной культуры римлян и германцев, а затем - и всей романо-германской Европы. У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены в самостоятельные цивилизационно-исторические формообразования (античный и западный миры). Для Маркса европейские античность и средневековье, хотя и образуют параллель обществам Востока, базирующимся на азиатском способе производства, все же составляют вместе с ними единую докапиталистическую ступень исторического развития, за которой следует резко противостоящая ей универсально-капиталистическая эпоха нового времени.

Так или иначе, но у истоков и в самих основаниях всех обществ и культур европейской (западной) цивилизационной традиции находится нечто невообразимое с нормальной (традиционной или восточной) точки зрения: хозяйство, общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одного единственного, самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего свои "труды и дни", свою деятельность и общение человека. Человека-общества, человека-государства, человека-мировоззрения, действительно целостной личности, свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках, Одиссея (как говорит М.К. Петров). И, может быть, совсем не случайно начинают и завершают пути, пройденные европейской духовной культурой, "Одиссея" Гомера и "Улисс" Джеймса Джойса: вместе с Одиссеями в европейскую культуру вошли и укрепились в ней рынок и демократия, гражданское общество и свободное личностное мировоззрение.

Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования западной культурной традиции. Грань между "софийной" и "сциентизированной" формами культуры вообще (а также в отношении специфики соответствующих мировоззренческих форм) столь значительна, что очень часто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятой в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно:

от середины I тыс. до н.э. н до XVII в.;

период ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).

С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной, греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца XVIII - начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономическое формации общества (капитализма).

Вторая половина XIX - XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации - несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов - стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы "Заката Европы", то в оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.

Культурология как наука. Характеристика основных разделов.

Культурология (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание;

Культурология как наука начала формироваться в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947 году.
Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.

Разделы культурологи:

социальный - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
- Гуманитарный - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".
- Фундаментальный - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
- Прикладной- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Таблица № 3. Разделы культурологии



Рассказать друзьям