Олицетворение в поэзии. Для чего используют и что такое олицетворение в художественной литературе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Олицетворение – крайне часто встречаемый прием, который используют многие литераторы, прозаики, поэты и люди, как-то связанные с творчеством. Данная статья покажет примеры данного примера в реальной жизни.

Суть олицетворения

Иногда, чтобы придать своим мыслям и описанным в произведении действиям более эмоциональную основу, авторы используют олицетворение. Простыми словами, когда мы придаем неодушевленному предмету или комплексу предметов качество, которое присуще исключительно одушевленному созданию (человеку, собаке и т.д.), это называют олицетворением. С помощью данного приема произведение или какой-то отдельный процесс становится более разнообразным и интересным. Соответственно, чем разнообразнее и интереснее произведение, тем больше его вес среди обычных читателей и критиков.

Помимо этого, чтобы использовать олицетворение необходимо обладать некоторым опытом и навыками в написании произведений любой формы. Качественное использование данного литературного инструмента говорит о навыках самого писателя. Многие театральные постановки основаны именно на олицетворении. Часто прибегают к приданию камню свойств человека, подчеркивая тем самым холодную и черствую натуру человека.

Примеры олицетворения

Пример 1:

“Лес пробудился”. Эта фраза – олицетворение, так как лес – комплекс деревьев, неодушевленный. При этом, ему придали действие, которое свойственно только живому существу. Автор мог не использовать данного приема и просто описать природные процессы, которые происходят в утреннем лесу. Но нет, вместо этого он сказал “лес пробудился”, заставив нас представить данную картину в наиболее красочных цветах и дать волю своему воображению. По мнению критиков, особой популярности достигают те произведения, которые дают читателю возможность поразмыслить самостоятельно и нарисовать все происходящие процесс самому, без помощи автора.

Пример 2:

“Камыш шепчет”. Как вы уже могли понять, эта фраза является олицетворением. Прочитав ее мы можем представить болото, которое полно камышей и маленький ветерок, который подергивает их. От этих мелких подергиваний создается шуршание, которое можно интерпретировать, как шепот.


Если вы когда-нибудь начнете творческую деятельность в литературе или другой похожей сфере, возьмите данный инструмент к себе на вооружение. Он вам обязательно понадобится.

Д.Ушаков считает, что олицетворение – это вид метафоры. По сути, так оно и есть. Олицетворение – это перенос на неживые объекты свойства живых . То есть неживые объекты (предметы, природные явления, физические проявления и т.д.) отождествляются с живыми, «оживляются». Например, дождь идёт. Физически он идти не может, но существует такой оборот речи. Другие примеры из нашей повседневной жизни: солнце светит, мороз ударил, роса высыпала, ветер дует, флигель вращается, дерево машет листьями, осина дрожит … Да их множество!

Откуда это пошло? Считается, что прародитель олицетворения – анимизм . Древним предкам человека было свойственно наделять неживые объекты «живыми» свойствами – так они стремились объяснить мир вокруг них. Из веры в мистических существ и богов и выросло вот такое замечательное изобразительное средство, как олицетворение.

Детали, что такое олицетворение и каковы его разновидности, нас не особо интересуют. В этом пусть разбираются профессиональные литературоведы. Стихотворцам гораздо интереснее, как олицетворение можно использовать в художественном произведении и, в том числе, в стихах.

Если вы откроете любое стихотворение с описанием природы, вы найдёте в нём множество олицетворений. Например, попробуйте найти все олицетворения в стихотворении С.Есенина «Береза»:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Видите: здесь нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности. Каждое олицетворение – это образ . В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в есть стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны.

Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа. Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет, –

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться использовать олицетворение не просто само по себе, а чтобы оно играло определённую роль . Например, прекрасный пример олицетворения имеется . В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойничества главного героя. Ещё прекрасный пример олицетворения имеется в лирической стихотворении Михаила Лермонтова «Ночевала тучка золотая…».

Но не следует путать олицетворение с аллегорией или антропоморфизмом . Например, наделение животного чертами человека, как в баснях Крылова, не будет олицетворением. Конечно, аллегория невозможна без олицетворения, но это совсем другое изобразительное средство.

2 комментария

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в существование духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности.
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений. В других источниках другое название этого литературного приема — персонализация, то есть когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.


Примеры олицетворения в русском языке

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.


Чем отличается метафора от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему же это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья .

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — , – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:


Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление . Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ

И еще один яркий с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут - они БЕГУТ,
Их едят - они ГЛЯДЯТ!

Еще больше олицетворений можно найти . Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве » можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина . Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии . Ведь этот более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …

У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар , который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол . Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое паронимы - примеры предложений из словаря паронимов Что такое аллегория на примерах из литературы Что такое лирика
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона) Сравнение - это прием украшающий образ (примеры из литературы)

Олицетворение - довольно часто использующийся в литературе художественный прием, суть которого заключается в перенесении особенностей личности на неживые предметы. С помощью него обеспечивается образность речи. Этот художественный прием - разновидность . С его помощью можно создавать оригинальные смысловые конструкции, добавляющие красок в текст. Например, «камыш шепчет» (что в реальной жизни может делать только человек).

Также можно встретить название «персонификация», которое является синонимом. Википедия пишет, что персонификация является термином, который используется в психологии, когда человек свои качества и эмоциональные реакции ошибочно приписывает другому человеку (этот механизм называется проекцией, который лежит в основе этого процесса). В социологии персонификация используется для того, чтобы переложить ответственность за плохие события на другого человека.

Функции олицетворения в искусстве

Этот художественный прием используют для решения разных задач.

  • Добавление игровых моментов в обучение детей. Например, басни полны олицетворениями разного рода. Животные наделяются человеческими качествами, благодаря чему ребенку интереснее воспринимать сюжет и находить мораль произведения.
  • Создание эмоционального оттенка текста. Персонификация может использоваться для того, чтобы приковывать внимание читателя к произведению. Оно может найти применение не только в художественной литературе, но и научно-популярной. Нередко персонификация используется как один из маркетинговых приемов.
  • Стимулировать воображение читателя, дать ему возможность более красочно ощутить прочитанное.

И ряд других задач ставит перед собой персонификация. Вот, для чего применяется олицетворение.

Где используется персонификация?

Один из жанров, где особо активно проявляется персонификация - миф . В текстах древних народов растениям, животным, морям и океанам приписывались человеческие качества. На примере было значительно проще объяснить суть вещей, причины происхождения вселенной и появление живых существ. Было множество богов, которые воплощались в неживых предметах и животных и имели такие же черты характера, как и люди.

Персонификация используется и в сказке . Надо провести грань между мифом и сказкой. Первый воспринимается как реальность. То есть в персонификацию верят, отрицая, что это просто художественный прием. В случае же со сказкой все понятно - персонажи вымышленные. Она не ставит целью объяснить непонятные вещи типа происхождения жизни на Земле.

Персонификация может использоваться и в научной литературе , хотя ее количество значительно меньше, чем в художественной. Чаще всего она используется в форме устойчивых выражений типа «дождь идет», которые применяются повсеместно. То есть персонификация в научных текстах используется неосознанно, без цели создать красочность. Наиболее активно персонификация себя проявляет в искусстве, а не науке.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение - это когда не человек наделяется человеческими качествами . Пример - солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Идёт направо - песнь заводит, налево - сказку говорит.

Очевидно, что кот не может петь или говорить сказку, на это способны только люди. Вот этот прием называется персонификацией или олицетворением.

Чем отличается олицетворение от аллегории?

Очень часто можно спутать олицетворение и . Ну действительно, и там, и там определенные качества воплощаются в конкретных предметах или живых существах. Тем не менее, разница между этими понятиями есть. Олицетворение является разновидностью метафоры и являет собой простой ассоциативный художественный прием.

Выводы

Олицетворение является хорошим инструментом, который поможет добавить выразительности за счет удачного сравнения. Оно используется в огромном количестве сфер, начиная мифами и заканчивая научными текстами. Это мощный прием, который надо применять осторожно и умеренно.



Рассказать друзьям