Он просто делал. Юрий соболев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Московский музей современного искусства собрал первую ретроспективу Юрия Соболева-Нолева (1928-2002), художника, прославившегося своими инновациями и в советском полиграфическом дизайне, и в анимации, и в театре, и в перформативном и мультимедийном искусстве. Выставка напомнит о легендарной эпохе 1960-х, о жизни как джаз, о творческом общении московской и эстонской художественной богемы в 1970-е, о международных джем-сейшенах 1990-х в парке Царского Села на фестивале «КУКАРТ» — обо всем (если хватит на всё места), к чему приложил руку этот человек. Выставка продлится до 9 ноября.

Ю. Соболев, Ю. Соостер в мастерской Соостера. Фото А. Соловья. 1964 г. Из архива Tenno Sooster

В издательстве общества «Знание», а впоследствии редакции журнала «Знание — сила», где Юрий Соболев был главным художником, работали многие звезды неофициального советского искусства: Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Юло Соостер, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский . Соболев одним из первых в СССР начал использовать «модульную сетку». Его новаторский по тем временам графический дизайн и иллюстрации вывели оформление скучных научных книг и фантастической литературы на совершенно другой уровень.Читательская аудитория выросла в разы.

В конце 1960-х Соболев с друзьями ставит анимационный фильм Стеклянная гармоника (режиссер Андрей Хржановский ). Сценарий (волшебные звуки музыки освобождают город от злых сил) напоминает мультфильм Желтая подводная лодка (1966) Beatles, но английский мультик был известен во всем мире, а запрет на показ Стеклянной гармоники был снят только в конце 1980-х годов.

Предвосхищая технологизацию искусства, Юрий Соболев стал заниматься тогдашними мультимедиа — слайд-фильмами — и занимался ими более 20 лет. Этот новый, сложный по тем временам, жанр cоединил фото, кино, видеоарт и музыку.

В 1980-е Соболев вместе с режиссером-новатором Михаилом Хусидом работает в театрах Урала, присоединившись к «Уральской зоне» — неформальному реформаторскому движению в кукольном театральном искусстве. Оригинальная сценография, необычные художественные решения принесли спектаклям, поставленным Хусидом и Соболевым, призы международных театральных фестивалей.

В 1990 году экспериментальный театр Михаила Хусида переезжает в Ленинград и становится Международной мастерской синтеза и анимации «Интерстудио», где реализуются программы «синтетического театра», видеоарта и перформанса. Занятия проходили в Царском Селе, в Запасном дворце. С 1993 года «Интерстудио» стала проводить Международный фестиваль визуальных и музыкальных искусств «КУКАРТ», задачей которого было синтетическое объединение музыки, театра и искусства. Это был один из первых подобных фестивалей на постсоветском пространстве. И его успех — это во многом заслуга Юрия Соболева.

Земля. Из серии Космос для собственного употребления . 1975-1976. Бумага, цветная тушь, перо, цветная гуашь, кисть.

Устранение противоречий — это доблесть ученого. Выпячивание противоречий не является самоцелью и для художника. Однако в искусстве к противоречивости художественной теории, или к ее парадоксальности, принято относиться гораздо терпимее, а то и с симпатией. Один из парадоксов отечественного концептуализма — это прокламируемый примат слова и текста в сочетании с обильной фигуративной изобразительностью, как правило, в виде традиционных графики и живописи. Отсюда и сознательно парадоксальное самоопределение — романтический концептуализм. Есть и смягчающие пояснения. Особенно популярны два из них. Во-первых, то, что мы принимаем за традиционные изображения, на самом деле является некими функциями текста или гипертекста, а именно иллюстрациями. И второе, еще более радикальное пояснение: те картины или картинки, которые мы видим, таковыми не являются, а на самом деле это… перформанс!

Юрий Соболев — человек и художник, жизнь и творчество которого — это пучок парадоксальностей. Хотя и поймать его на противоречии тоже не так уж просто. Не он ли отметал с порога все каверзные вопросы, провозглашая девиз «Не в этом дело!»? Соболев — это фигура границы и нулевой точки отсчета. С него принято начинать историю второго русского авангарда. Да, мы говорим Соболев, понимаем — иллюстрация. Как организатор издательской жизни он начиная с 1960-х (сперва в издательстве «Знание», а впоследствии в журнале «Знание — сила») дает работу друзьям-авангардистам в качестве иллюстраторов и под видом иллюстраций пропагандирует искусство мирового модернизма. Как художник он создает графические работы, которые можно принять за сюрреалистические, а сам он определяет их как маньеристические. Не случайно одной из любимых книг Соболева была найденная им в 1960-е годы в мастерской Эрнста Неизвестного монография немецкого искусствоведа и культуролога Густава Рене Хокке Мир как лабиринт , которая интерпретировала историю течения как текстовый дискурс, а не привычный набор фактов из истории искусства.

Ранняя графика Соболева 1960-х годов выглядит как иллюстрации. Но иллюстрации к неизвестным текстам. Если можно так выразиться, графические листы Соболева — это иллюстрации к самим себе. Это значит, что художник намекает: смотреть — это не только любоваться, это еще и читать. Огромные фантастические птицы, женские и мужские фигуры, причудливые стволы деревьев — не только узнаваемые волнующие ассоциации, но и образы-знаки, цепляющиеся друг за друга, превращающиеся друг в друга и складывающиеся в некие невербальные послания и сообщения.

Это графика первого периода, с такой Соболев участвовал в скандальной Манежной выставке в 1962 году, когда Никита Хрущев обрушился на «абстракцистов». Затем в 1970-е другой психологический фон и новая важная составляющая — более жестко, как бы «чертежно» обрисованная фигурка шагающего человека, но все это помещено или вписано в сетку из пересекающихся горизонтальных, вертикальных и диагональных линий. Сетка, имеющая происхождение из полиграфической практики, заполняя станковый графический лист, становится орудием не типографа, но мага, управляющего движением глаза по листу. Художнику-магу, конечно, каждый волен или подчиняться, или игнорировать его посягательства на свободу зрителя. Но если зритель согласен включиться в игру, то он становится участником еще и перформанса. Ведь смотрение — это еще и процесс, особая психопрактика. А Соболев, помимо создания листов-перформансов, и в самом деле был одним из пионеров арт-терапии и руководителем Школы современного искусства (знаменитой Школы Соболева) в Царском Селе. Не факт, что Соболев согласился бы с такими формулировками: «смотрение как чтение» или «смотрение как перформанс». Для него всегда были важны инновационность и движение вперед — очень скоро к графике и иллюстрации добавилась анимация. В знаменитой Стеклянной гармонике режиссера Андрея Хржановского , поставленной вместе с другом Соболева, эстонским художником Юло Соостером , все сошлось: и маньеризм (на цитатах из классического искусства построен мультфильм), и дружба (автором сценария фильма был поэт Геннадий Шпаликов , а музыку написал Альфред Шнитке ). С Андреем Хржановским и Альфредом Шнитке Соболев сделал еще один фильм — Бабочку. Несмотря на разницу всего в четыре года, это была уже совершенно другая, фантастическая история про сны и психоделику, смена эпохи в нем была угадана очень точно. Такое «созвучие» с эпохой для Соболева было естественным. В 1970-е он был одним из первых, кто занимался слайд-фильмами, и вместо коммерческой презентации советских товаров, которая была заказана для Международного конгресса дизайнеров, творческая группа вместе с режиссером Юрием Решетниковым и художником Юрием Соболевым сделала настоящее мультимедийное шоу. Полиэкранное зрелище, включавшее в себя 32 экрана, на которые проецировали изображение почти 100 проекторов Kodakkarusel, синхронизированных по единому сценарию, с авторским (соболевским) саундтреком потрясло знаменитого американского дизайнера Раймонда Лоуи , видимо не случайно оказавшегося в Институте технической эстетики в Москве в 1975 году на прогоне программы…

В занятии искусством Юрий Соболев видел всегда надежду на некий «запасной выход» (так называлась группа, которую создали художники — студенты Школы Соболева). Каким бы неизбежным ни казался всеобщий тупик, его самого всегда занимали поиск и конструирование параллельных, альтернативных пространств, «островов». Выставка в Московском музее современного искусства в Ермолаевском напомнит о легендарной эпохе 1960-х, жизни как джазе, творческом общении московской и эстонской художественной богемы в 1970-е, «театральном острове» соавторов — режиссера Михаила Хусида и художника Юрия Соболева. Возможно, рассматривая на четырех этажах выставки эти, такие разные, острова, в целом составляющие 40 лет российского современного искусства, зритель тоже сможет открыть свой символический остров сокровищ.

    • Притяжение Арктики Долгая полярная ночь сменяется коротким полярным днем. Царство холода и льда. Но именно этот суровый край притягивал людей. Именно сюда снаряжались экспедиции, чтобы исчезли последние белые пятна на карте мира. Именно здесь завершилась в начале ХХ века эпоха Великих географических открытий.
    • Отечественная война 1812 года В материалах, представленных в проекте «Отечественная война 1812 года» многое не совпадает с нашими прежними знаниями и представлениями. Заставляет задуматься, и несколько иначе взглянуть на далекие судьбоносные события.
    • 04/2019 ГЛАВНАЯ ТЕМА Космос - орбиты сотрудничества Олег Кораблев Тайна Первой планеты Научно-исследовательская миссия BepiColombo призвана ответить на многие вопросы, связанные с Меркурием. Игорь Митрофанов Летим на Марс? При подготовке экспедиции на Марс важно знать, каким воздействиям мы подвергнемся по дороге туда и что найдем на месте - там, где «примарсимся». Михаил Ревнивцев Два в одной, или Обсерватория «Спектр‑РГ» Вселенная - это огромный лабораторный корпус, в котором есть много разных лабораторий с разными условиями. Во многих из них реализованы условия, которые невозможно получить в лабораториях на Земле. Александр Волков От Европы до космоса О Европейском космическом агентстве. НОВОСТИ НАУКИ НАШИ ИНТЕРВЬЮ Леван Стажадзе «Дорогие космонавты, летайте спокойно!» «Без признаков жизни - вырвалось у меня. Эти слова потом и пошли «в эфир». БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! ИСТОРИЯ НАУКИ В ЛИЦАХ Алексей Ренкель Царь почв Василий Васильевич Докучаев, основатель научного почвоведения, напоминал былинного богатыря - такой же высокий, крепкий, с окладистой бородой. РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ Борис Жуков Геномное плацебо БЕСЕДЫ ОБ ЭКОНОМИКЕ Руслан Гринберг Потребности и ресурсы ВО ВСЕМ МИРЕ МУЗЕЙ  КАК ЛИЦО ЭПОХИ Наталья Рожкова «Что такое делается на нашем грешном свете…» Гоголь очень любил Москву, однако, никогда не имел здесь собственного жилья и даже наемной квартиры… ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ Андрей Тартаковский Неразгаданный Барклай ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ…
    • 03/2019 ГЛАВНАЯ ТЕМА После постмодерна. Новые горизонты Александр Марков Литература: новое культурное состояние Сейчас границы литературы сместились. При этом мы не сможем сразу ответить, почему, скажем, «Похвалу глупости» и «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского мы относим к литературе, а не менее образно и гладко написанные его труды «Оружие христианского воина» или «Рассуждение о свободе воли» - нет. Почему «Утопия» Томаса Мора - литература, а «История Ричарда III» - историческое сочинение. Катерина Груздева Музыка - вечный дом Наверняка в умах уже бродила и высказывалась мысль, что раз архитектура - это застывшая музыка, то музыка, наоборот, - движущаяся архитектура. Катерина Груздева Время - главный архитектор Если отталкиваться от знаменитого тезиса «архитектура - застывшая музыка», то кажется обязательным, особенно в рамках темы «новое культурное состояние», рассматривать архитектурные вопросы «симфонически»… Михаил Эпштейн Наброски к теории всего Интерес к гуманитарным наукам, падавший на рубеже XX-XXI веков из-за гигантского успеха естественных наук и технологий, теперь начинает возрождаться, как ни парадоксально, именно благодаря этим успехам. НОВОСТИ НАУКИ ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Сергей Ястребов Рационализация индивидуального развития Проблема связи (как тогда говорили, параллелизма) между индивидуальным развитием живых организмов и их межвидовыми различиями стала совершенно очевидной в апреле 1825 года. РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ Борис Жуков Уроки страха КАК МАЛО…
    • 02/2019 ГЛАВНАЯ ТЕМА Гражданская война: где начало? Александр Горянин И пошел брат на брата… Назвать точную дату начала российской Гражданской войны (вот до этого дня включительно её не было, а с этого уже началась) невозможно. Сергей Храмков Начало Гражданской войны в России Два первых месяца большевистской власти, предшествующих разгону Учредительного собрания, уже ознаменовались беззаконием, преступлениями и вероломством. Зинаида Гиппиус Отрывки из «Петербургских дневников» С воцарением большевиков стал исчезать человек как единица. Ирина Селезнёва 1919 год в документах Богородского уездного революционного комитета Новый революционный порядок разрушил сложившиеся хозяйственные связи, тем самым определив последующую разруху в России. НОВОСТИ НАУКИ КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ Дмитрий Вибе Рождение звезд В прошлом люди думали, что звёзды существуют вечно. Потом они стали считать, что все звезды зажглись одновременно и очень давно. НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ Борис Кантор Кварц с белой полосой Что за таинственная белая полоса пронизывает кристалл? Борис Жуков Теория эволюции и программа самоуничтожения За полтораста лет своего существования идея эволюции на основе естественного отбора превратилась из гениальной догадки в глубоко проработанную научную теорию. ВО ВСЕМ МИРЕ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ Виктор Зайцев Мнимый Чехов Без попытки понять чеховский язык даже самый добросовестный читатель останется не с представлением о Чехове, а с представлением о собственном представлении, то есть с пресловутым «мнимым…
    • 01/2019 NOBEL PRIZE 2018 НОВОСТИ НАУКИ ГЛАВНАЯ ТЕМА Время - ты кто? Артем Гуларян Время в постнеклассической картине мира Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над проблемой времени, устрашаясь и восхищаясь его течением… Александр Крушанов Парадоксальное «время» современной науки Наше знание о феномене времени в существенной мере обязано XX веку. Именно тогда оно перешло на совершенно новую ступень, которая остается ведущей и поныне. Дмитрий Горбунов Первая секунда бытия Время с позиции космолога. Александр Винничук Время Роль феномена времени в современной научной картине мира. ВО ВСЕМ МИРЕ ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ Андрей Левандовский Дмитрий Милютин, военный министр Российской Империи В двадцать с небольшим лет он задумывается, а после тридцати пишет соответствующие записки. Уже в эти годы он отчетливо понимает, что Россия должна пережить комплекс реформ. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЙ Алексей Ренкель Русский свет Павла Яблочкова ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Алексей Селезнев Слабое взаимодействие: от радиоактивности до Хиггса Его назвали слабым потому, что два других фундаментальных взаимодействия, которые важны на микроскопическом уровне - сильное и электромагнитное - намного интенсивнее. В ФОКУСЕ ОТКРЫТИЙ Юрий Ерошенко Дела поверхностные На поверхности твердых тел происходит много интересного. НАШИ ИНТЕРВЬЮ Лео Бокерия Ему не хочется покоя… Известный кардиохирург, академик Лео Антонович Бокерия рассказывает о себе и своей работе. ПРОБЛЕМЫ…
    • 12/2018 ИННОВАЦИОННЫЙ ИНЖЕНЕР - КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА НОВОЙ ЭКОНОМИКИ Одна из нобелевских премий этого года была присуждена одновременно за два исследования. Первое из них было посвящено, говоря коротко, воздействию на экономику климатических изменений, второе - влиянию на нее, экономику, инноваций. О вкладе деятельности человека в глобальное потепление до сих пор идут споры, а кое-кто этот вклад и вовсе отрицает. Но то, как сказываются рукотворные инновации на развитии и прогрессе передовых стран, какова их роль и значимость в современной жизни - очевидно уже не только нобелевскому комитету, ученым и экономистам, но и подавляющему большинству здравомыслящего человечества. Тем не менее, нам вновь и вновь приходится активизировать отечественную инновационную тематику, поскольку не раз ставившаяся задача «модернизационного прорыва» потому-то не раз и ставилась, что не удавалось воплотить в жизнь предыдущие решения. Казалось бы, все для их реализации есть: богатые недра, огромные ресурсы, в значительной степени сохранившаяся инфраструктура, постоянно «утекаемый», но, слава богу, до конца не растраченный творческий потенциал народа, однако… Вот последнее из перечисленного все нагляднее и обозначает ключевую проблему: прежде всего, неэффективное распоряжение тем, что мы называем «человеческим капиталом», для которого так и не создана плодотворная образовательная и предпринимательская среда. А это отнюдь не способствует высвобождение тех незаурядных креативных сил, какие только и могут сформировать…
    • 11/2018 Злаковое человечество История людей - это история хлеба. Он - главный пищевой элемент, одна из важнейших сторон материальной и духовной культуры народов. Хлебные культуры легли в основу земледелия, приведшего, в конце концов, к возникновению самого феномена цивилизации как таковой. Возделывание злаковых стало «спусковым крючком» прогресса, без которого человеческое общество не могло бы развиваться в принципе. Поэтому днем рождения нашего мира с полным правом можно считать тот день, когда кому-то из вольных собирателей пришло в голову отказаться от поиска съедобных корешков и посадить в землю продолговатое зернышко дикой пшеницы. К X тысячелетию до новой эры рост численности людей на Земле привел к тому, что охота и собирательство уже не могли прокормить всех. Чтобы жить дальше, нужно было изыскать какой-то новый, более надежный способ добывания растительной пищи. Нашелся только один - водрузить на себя ярмо земледельца, труда тяжелого, но, как сказали бы сегодня, перспективного. Нашим предкам пришлось отказаться от бродячего образа жизни, перейти к оседлости, приобрести массу новых знаний и умений, придумать и изготовить новые специфические орудия труда, так как скребка, которым выкапывались раньше съедобные корешки из земли, явно было недостаточно. Следовало также научиться строить стационарное жилье, шить новую, более удобную одежду и ­обувь. Новые потребности, в свою очередь, стимулировали развитие техники строительства, ткацкой индустрии и животноводства, так как от животных требовалось теперь не только мясо, но и шерсть, шкура, волосы. Это привело к возникновению…
    • 10/2018 Вероятно, в нашей гигантской, может быть, даже бесконечно большой Вселенной существует множество цивилизаций. И многие из них, подобно нам, пытаются понять, как могут выглядеть «другие» разумные существа, как они мыслят и действуют. Поиск инопланетян давно перестал быть уделом лишь писателей-фантастов, во всех деталях живописующих Великий Контакт. В последние десятилетия астрономы настойчиво ищут планеты за пределами Солнечной системы, где могла бы существовать жизнь. И пусть имеющиеся пока у нас средства наблюдения вряд ли позволят заметить «вторую Землю» в окрестности звезд, напоминающих Солнце, нам всё чаще удается обнаруживать более крупные планеты - так называемые «суперземли». На этих планетах, как и на их спутниках, могут сложиться вполне подходящие условия для развития жизни, например, там могут существовать океаны жидкой воды. По мнению астрономов, теперь мы знаем в Космосе гораздо больше мест, где следовало бы искать жизнь, и даже - теоретически - способны заметить признаки присутствия высокоразвитых цивилизаций. Астробиологи уже давно обсуждают, как могут выглядеть животные, населяющие далекие планеты, и какими удивительными способностями могут быть наделены носители высшего разума из чуждых нам миров - инопланетяне. Социологи, психологи и даже богословы оживленно обсуждают последствия контакта с внеземными гостями. Философы гадают, каких моральных заповедей придерживаются космические визитеры и готовы ли мы сами к тому, чтобы стать членами…
    • 09/2018 Образование: традиции, шаблоны и новшества (пробьемся сквозь асфальт?) Ровно десять лет назад, к очередному учебному году, «Знание - сила» активно включился в обсуждение перемен, ожидающих отечественную систему образования. Участвовать в подобных прениях - традиционно для журнала, однако в том памятном году дискуссии приняли наиболее острый характер - в школу вводился Единый Государственный Экзамен. Вводился, как выяснилось, окончательно и бесповоротно, несмотря на беспрецедентную полемику, что, как и предсказывалось, и по прошествии десятилетия не сняло, а во многом и усугубило проблемы как средней, так и высшей школы. Это особенно проявилось сейчас, когда на самом высоком уровне поставлена задача совершить резкий скачок в развитии науки, технологий, инноваций, выстроить «цифровую экономику». В какой же степени образовательные реформы, задуманные много лет назад, отвечают новым вызовам? Такого рода преобразования - игра вдолгую. Предусмотреть в непрерывно меняющемся мире отдаленные последствия столь масштабной перестройки непросто. Но, по крайней мере, необходимо провести честный анализ сделанного и выяснить, насколько выросшее «поколение ЕГЭ» заточено на решение новых задач, в какой мере способно включиться в создание так требуемого стране инновационного продукта. И возможно ли это в принципе, если формирование будущего инноватора происходит в атмосфере шаблонных подходов, стандартов, единообразия - что в учебниках, что в методах преподавания, что в обюрокраченной работе учителя? Тем…
    • 08/2018 Ровно 70 лет назад, в августе 1948 года на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) были упразднены важнейшие разделы биологии. Главной жертвой стала генетика, но вместе с ней разгрому подверглись эволюционная биология, цитология и некоторые прикладные дисциплины. Вместо них отныне советским ученым вменялось развивать «мичуринскую агробиологию» - эклектический коктейль из натурфилософских рассуждений, обрывков устаревших концепций и невежественных фантазий доморощенных «теоретиков». Приговор наукам был вынесен высшим политическим руководством страны, но публичное оглашение его и приведение в исполнение было возложено на лидера «мичуринцев» Трофима Лысенко, ставшего живым символом расправы. Эти события и последовавшие за ними полтора десятилетия засилья шарлатанов давно получили заслуженную и однозначную оценку, как в истории науки, так и в глазах общества. Казалось бы, сегодня для разговора о них лучше всего подошел бы бесстрастно-академический тон исторического исследования - тем более, что многое в истории лысенковщины все еще остается почти неизученным. Но в последнее время в российском публичном пространстве все настойчивее звучат голоса защитников «оклеветанного самородка». Сегодня реабилитировать имя убийцы отечественной биологии пытаются не только анонимные блогеры и штатные авторы маргинальных изданий, но и люди с солидными научными регалиями и газеты, некогда воспринимавшиеся как эталон интеллигентной журналистики. В апреле этого года заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев на круглом столе думского комитета по науке и образованию назвал Лысенко «великим ученым», поставил его в один ряд с Николаем Вавиловым и объявил, что преклоняет перед ним…
    • 07/2018 Отечественное кораблестроение в прошлом и настоящем В 2017 году исполнилось 350 лет отечественному государственному судостроению. В середине XVII века Россия вела активную торговлю с народами прикаспийского бассейна, в первую очередь с Персией. Товары перемещали прежде всего караванами баркасов по Волге и Каспию. Однако, там купцов, как российских, так и иностранных, поджидали целые флотилии ушкуйников - русских пиратов и других разбойников. Государь Алексей Михайлович Указом от 19 июня 1667 года повелел повести с ними решительную борьбу, для чего начать строительство боевых кораблей для действия в низовьях Волги и на Каспии. Верфь для этого заложили в Дединове на Оке, где давно ловили рыбу для царского стола и где умели строить большие рыбацкие лодки. Общее руководство исполнением Указа было возложено на знаменитого сподвижника царя Афанасия Ордин-Нащокина. Флагманом будущего флота стал трехмачтовый боевой корабль «Орел». На нем впервые подняли государственный триколор - по тогдашней терминологии бело-лазорево-червчатый. Спуск корабля на воду состоялся 19 мая 1668 года. Мы напомним историю создания корабля «Орел» и расскажем о современном состоянии отечественного судостроения, о том новом, что происходит в этой сфере промышленности и связанной с ней науке. Содержание номера ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ Александр Волков Большим кораблям - большое плавание! НОВОСТИ НАУКИ В рубрике: Найден источник загадочного гамма-излучения. Супервулканы и опасности для человечества. Тайна вытянутых черепов. ГЛАВНАЯ ТЕМА Отечественное государственное судостроение: от корабля «Орел» до атомных ледоколов-гигантов ГЛАВНАЯ ТЕМА Андрей Шаблин…
    • 06/2018 Неожиданный Чехов: от Коломбо до Монте-Карло Музеи не только распахивают перед нами окна в эпоху, когда жил их главный герой, но и помогают обратить внимание на самого человека, которому посвящена экспозиция, рассмотреть его личность (она за известностью обыкновенно теряется, уступая место стереотипам. А уж если, не дай бог, писатель входит в школьную программу! - так и тем более). Именно музеи, с их, казалось бы, застывшими собраниями вещей, напоминают о том, что человек неисчерпаем. Задумаемся, бродя по залам музея А. П. Чехова: так ли уж хорошо мы его в свое время прочитали и вообще, укладывается ли живой Антон Павлович в шаблоны в наших головах? В Чехове еще есть что открывать - это становится ясным уже в первом из материалов Главной темы номера: рассказ Натальи Рожковой об исследователе Чехова Александре Чудакове и о написанной им для школьников (но читается и нами, взрослыми, - взахлеб) чеховской биографии. История одного из прототипов Чехова, разведанная Татьяной Соловьевой, отправляет нас на Сахалин чеховских времен. Но если сахалинская поездка писателя известна многим, то отношения его с Европой (а ведь он был страстным путешественником!) - куда меньше. Вена и Венеция, Рим и Неаполь, Ницца и Монте-Карло, Везувий и рулетка (игроком он был не менее страстным) - всё это мало вяжется с его обликом, верно? - Дмитрий Капустин и Сергей Жуков убедят нас в обратном. И, наконец, Эрнест Орлов (заместитель директора Государственного литературного музея имени В. И. Даля по научной работе, руководитель…
    • 04/2018 Космос: время активного освоения «Астрономия нам нужна так же, как нужны все, даже самые экзотические, ветви науки, искусства и ремесла… Я не рассчитываю, что нынешнее поколение генералов и политиков это поймет. Прицел следует брать на будущее поколение, которое сегодня ходит в школу». Так писал в августе 2002 года на страницах «Знание - сила» известный популяризатор астрономии Владимир Сурдин. Увы, именно тех учащихся вскоре этого предмета и лишили, изгнав его из школы. Похоже, время осознания ошибки наступило - сменившись, руководство нашего образования, видимо, помудрело, и решение о включении астрономии в школьную программу недавно принято. Уверены, что этому обнадеживающему нас событию способствовали усилия ученых, инженеров, педагогов и журналистов, для кого было очевидно, что пренебрежение к одной из важнейших естественнонаучных дисциплин чревато отставанием в технологическом развитии России, терявшей свои позиции в освоении космоса. Посильный вклад в поддержание интереса к астрономической тематике, надеемся, внесли и мы - все эти годы с наших страниц не сходила рубрика «Космос: разговоры с продолжением»; также «Знание - сила» совместно с Музеем космонавтики организовал лекторий, где можно было напрямую общаться с учеными и популяризаторами науки. Не раз их выступления становились основой для Главной темы журнала. Вот и сегодня в ней будет продолжаться начатая в прошлом номере переработанная для печати…
    • 03/2018 Музей непрочитанного классика В СССР он был наиболее издаваемым из советских писателей: с 1918 по 1986 годы общий тираж его изданий, числом 3556, составил более чем 242 миллиона экземпляров. (Где теперь все эти издания? Многие ли берут их в руки?) А если учитывать писателей и русских, дореволюционных, то даже и тут Горький уступит лишь Пушкину и Льву Толстому - вместе с которыми, да еще с Маяковским, его усатый профиль, символ всего официального, обязательного, навязанного (значит - ненастоящего, мертвого!) косился на нас со школьного фасада десять лет подряд. Смотрел он и с первой страницы «Литературной газеты», и со стен станций метро; не было, кажется, ни одного населенного пункта в Советском Союзе, в котором не оказалось бы улицы Горького. Верный, кажется, путь к тому, чтобы быть непрочитанным. Кстати сказать: несмотря на фантастические по нынешним временам тиражи, полного собрания его сочинений нет до сих пор). Ни советское время, когда Горький был явлением куда более идеологическим, чем литературным, ни последовавшее за ним время постсоветское с его вполне понятным отталкиванием от «буревестника революции» и желанием поскорее его забыть не способствовали адекватному и просто внимательному прочтению того, что он, собственно, написал. Кажется, теперь нас, наконец, отделяет от его времени расстояние, достаточно большое для того, чтобы посмотреть…
  • 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
    • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
    • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
    • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
    • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
    • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
  • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I


  • Рассказать друзьям