Татьяна-девушка искренняя и благородная. Она считает,что Евгений не способен на настоящие чувства, так как у него в отличие от неё другие понятия о смысле жизни. Героиня понимает, что его поражают не ум и её сердце, а умение играть роль блестящей аристократки. Таким образом, Татьяна уверена в том, что мысли Онегина по-прежнему находятся в плену его привычных представлений о жизни.
- Какие черты личности Татьяны проявляются в её ответе Онегину?
Татьяна - искренний и благородный человек. Она по-прежнему любит Онегина. Но несмотря на это проявляет верность и преданность своему мужу, сохраняя при этом своё достоинство. Таким образом, в сцене последнего свидания её правдивость и благородство,уважение раскрываются ещё глубже.
1.1.3Сопоставьте фрагменты романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
и «Дубровский». Что сближает главных героинь обоих произведений?
Оба фрагмента посвящены теме верной любви. Марья Кириловна, как и Татьяна, выходит замуж за нелюбимого человека. Обе героини любят других, но остаются верными своим мужьям. Татьяна,зная о любви Онегина к ней, не предаёт генерала,а Маша также остаётся с князем Верейским. Таким образом, девушек сближает чувство порядочности, правдивости и благородства.
- Что изменилось в Татьяне по сравнению с ней «прежней»?
Татьяна-любимый образ А.С.Пушкина в романе. Вначале мы её видим мечтательной барышней, которая была воспитана на французских романах. Замужество изменило героиню. Из неопытной, нерешительной девушки она превращается в сильную личность, которая имеет чувство собственного достоинства. Таким образом, героиня становится решительной.Это уже не замкнутая в своем ограниченном мире девушка-подросток, перед нами сильная личность, способная к анализу и обобщениям.
1.1.2Какими средствами передано состояние Онегина при этой встрече?
Встреча с Татьяной в Петербурге стала для Онегина неожиданностью. Герой открыто восхищается ей, когда видит перед собой светскую даму.Он удивлён и поражён,что она холодна к нему. Взволнованное состояние Евгения помогают передать риторические вопросы(« Где всё наружи, всё на воле,Та девочка... иль это сон?..),антонимы «хотел завести »- «не мог»,лексический повтор слова «так».Таким образом,перечисленные средства выразительности помогают автору показать душевное состояние главного героя в момент
встречи с Татьяной.
1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Чем различаются ситуации и поведение героев, описанные в этих фрагментах?
Оба героя в приведённых фрагментах изображены в момент встречи. Онегин после разлуки видит Татьяну, а Ионыч вновь встречается с Котиком. Однако ситуации различные. Если Онегин отверг любовь Татьяны, то Ионычу отказала в любви Екатерина Ивановна. И поэтому поведение героев разное.Евгений удивлён изменениям, которые произошли с Татьяной: .А вот Ионыч нет.Рассматривая девушку, он испытывает чувство неловкости при встрече с ней.Таким образом, герои оказываются в несходных ситуациях и испытывают разные состояния души.
- Почему, несмотря на угрызения совести, Онегин не отказывается от дуэли?
Евгений имеет противоречивый характер. С одной стороны, он не уважает поместное дворянство, среди которого живёт. А с другой- боится быть оклеветанным этими людьми. На данный момент ему важно, что скажет о нём известный дуэлянт Зарецкий. Таким образом, презирая общество, Онегин живёт по его законам, поэтому он и не отказывается от дуэли. Так Пушкин раскрывает двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность.
- Как в данном эпизоде проявляется авторское отношение к происходящему?
Сцена дуэли в романе занимает особое место. Она помогает понять характеры героев и авторское отношение к происходящему. К Ленскому например, автор относится двойственно. Он иронизирует над ним и сочувствует ему одновременно. А.С.Пушкин подчёркивает всю нелепость действий молодого поэта, который попался на провокацию Онегина и неверно истолковал поведение Ольги Ему жалко Ленского, так нелепо погибшего.Отношение автора к Онегину также противоречиво. Он не только решительно осуждает его за гибель Ленского, но и выражает ему сочувствие. Таким образом, гибель Ленского -это символическое прощание А.С.Пушкина с прошлым и это шанс Онегину для возрождения.
1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Чем различается поведение главных героев в сходной ситуации?
1.1.1Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?
Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, которое не было глубоким. Он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что образование Онегина весьма поверхностное.
1.1.2Благодаря чему Онегин имел успех в светском обществе?
Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, который имеет успех в обществе. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Герой прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, так как впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Таким образом, в глазах общества он выглядит блестящим аристократом, поэтому и пользуется у него расположением.
1.1.3 Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Как
в обоих фрагментах раскрывается тема образования?
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь..
перекликаются с гоголевскими «Многие были не без образования… Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские Ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Нетрудно заметить иронию А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя относительно образованности своих героев. Таким образом, оба автора в приведённых фрагментах высмеивают
стремление светского общества к поверхностному образованию.
Какие эпитеты наиболее важны для характеристики Ленского и почему?
Как в описании Владимира Ленского проявляется авторское отношение Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ поэта-романтика, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне светской толпы. Таким образом, А. С. Пушкин с симпатией относится к Ленскому, потому что его герой верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Но не только поэт симпатизирует молодому романтику.Описание показывает, что автор критически относится к его поэзии и осуждает её за бессодержательность и слащавость. |
1.1.3Сопоставьте данный фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В чём сходство и различие характеров главных героев этих произведений?
1.1.1В начале и конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня?
Татьяна - любимая героиня Пушкина. Ей присуща высокая нравственность и чистота души. Первым признаться в любви во времена Пушкина мог только мужчина. Признание женщины считалось неприличным, так как нарушало каноны, сформировавшиеся в обществе. Признание Татьяны - это поступок смелый и неординарный, поэтому она сама стыдится его.
- В своем послании Татьяна обращается к Онегину то на «вы», то на «ты». Как в этом проявляется душевное состояние героини?
Письмо Татьяны к Онегину является искренним и очень смелым порывом молодой души. Анализируя его, можно заметить, что героиня испытывает противоречивые чувства, потому что она первой признаётся в любви к молодому человеку. Таким образом, волнение и тревога за свою честь заставляют Татьяну путаться. Кроме того, обращается она на «ты», скорее всего, не к реальному Евгению Онегину, а к герою своих романов, который ей давно знаком и близок.
Какие личностные качества Татьяны проявляются в её письме к Онегину?
1.1.3 Сопоставьте письмо Татьяны к Онегину с приведённым ниже письмом Веры к Печорину из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В чём заключается различие натур Татьяны и Веры?
Обе героини влюблены. Обе любят беззаветно, готовы отдаться любви без остатка. Как Татьяна противопоставлена Онегину, так и Вера - противоположность Печорина.
Любовь Татьяны сильна, поэтому она, невольно идеализируя возлюбленного, описывает не реального Онегина, а свою мечту о близком человеке, который привлекает не столько внешностью, образованностью и умными речами, сколько родственной душой, способной быть «ангелом-хранителем». В отличие от пушкинской героини Вера здраво оценивает своего возлюбленного, понимает его суть: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала...». В этом и есть отличие двух героинь.
Ленский - наивный, доверчивый и простодушный юноша. Он чист душой, вольнолюбив, прост в общении. Однако герой живёт в своём романтическом мире. Таким образом, А.С.Пушкин подчёркивает,что Ленский по причине своей мечтательности глубоко не вникает в сущность вещей.Всё это приводит к тому, что он не понимает людей.
1.1.2Какую роль в данном эпизоде романа играют эпитеты?
Эпитеты-одно из средств художественной выразительности, которые помогают передать авторское отношение к своим героям. В приведённом фрагменте с их помощью автор подчеркивает поэтическую страстность, горение и восторженность молодого романтика: «безумная душа», «пленённый отрок», «игры золотые», «младых восторгов».Таким образом, этот вид тропа играет большую роль в создании мечтательного и влюблённого образа поэта-романтика.
1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В чём разница авторского отношения к героям?
В приведенных фрагментах дано описание молодых людей. Однако авторы по-разному относятся к своим героям. Восторженно пишет А.С.Пушкин о молодом поэте, восхищаясь его чистой душой, не развращённой светом: «». Отношение же к Эрасту неоднозначно. Н.М. Карамзин не только отмечает его доброту, вежливость, его стремление помочь бедным людям, но и показывает отрицательные качества: «» Таким образом, Ленский симпатичен А.С.Пушкину, а Эраст вызывает у Н.М.Карамзина осуждение за ветреность и легкомыслие.
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Пояснение.
Комментарии к сочинениям.
17.1. Как меняется главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» под влиянием жизненных обстоятельств?
А. С. Пушкин различными способами раскрывает характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемнадцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показывает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине.
В первой главе это избалованный молодой человек, который «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлечениях убивающий время.
Оказавшись в деревне, Онегин также не в состоянии что-либо полезное совершить. Через два дня деревня наскучила Евгению. Поддавшись на уговоры Ленского, своего «от делать нечего» друга, Онегин знакомится с семьей Лариных. Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: он убивает на дуэли Ленского. Как, впрочем, и не выдерживает испытания любовью: герой не способен на искренние чувства.
В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим героем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе («Томясь в бездействии досуга Без Службы, без жены, без дел,| Ничем заняться не умел»), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законодательницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит!
Онегин – один из «лишних людей». Его таким сделало общество, социальный порядок. Трудно не согласиться с мнением Белинского, что Онегин – «страдающий эгоист».
17.2. Каково значение образов Варвары и Кудряша в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
Второстепенные персонажи в пьесе Островского «Гроза» не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они показывают отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета “самодуров”.
Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме и хитрости, она прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной «грозой». Для неё ложь - норма жизни. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Он приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.
В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают «темное царство». Каков их дальнейший путь? Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
17.3. В чём заключается сложность и неоднозначность изображения любви в лирике А. А. Ахматовой?
Тема любви в русской литературе многогранна: любовь как смысл жизни, несчастная любовь, любовь как испытание - лишь несколько подходов к раскрытию темы. В стихотворениях Ахматовой любовь - это глоток свежего воздуха, без которого не мыслится сама жизнь, это трагедия и разочарование, это полёт и страдание. «Великая земная любовь» - именно так можно определить суть лирики Ахматовой. Поэт изображает не романтические преувеличенные чувства - она говорит о простом и земном человеческом счастье. В ранней лирике Ахматовой любовь часто предстает трагичной и безответной.
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Да, любовь прекрасна, но, как ни странно, она, по мнению Ахматовой, почти всегда обречена на несчастье:
Брошена! придуманное слово.
Разве я цветок или письмо?
Горькая ирония слышится в этих словах. Да, она поднимается, она переборет болезнь и через много лет будет в том же сдержанном ритме, тем же размером писать о трагедии неизмеримо более страшной.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить…
В одном их своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». И в том, что любовь находится в центре поэтического мира Ахматовой, нет ничего удивительного: любовь всегда определяет судьбу женщины.
Стихотворения Анны Ахматовой о любви подкупают своей четкостью, лаконичностью формы и мудростью содержания: «Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Как я рада, что нынче вода под бесцветным ледком замирает».
Поэзия Ахматовой - это исповедь влюбленной женской души. Поэтесса, по словам О. Мандельштама, «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века».
17.4. Мотив пути в творчестве Александра Блока.
Мотив пути возникает в творчестве Блока практически с самых исто-ков: новый герой молодого Блока - путник, который заявляет о себе так: «Стою на царственном пути».
В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» мотив пути, странствий, поиска убывает, хотя «пейзаж пути» сохраняется:
Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Поэт стремится каллегорическому ее выражению: не случайно в стихах «позднего Блока» так часто встречаются связанные с мотивом пути-дороги иносказательные выражения, например, «надеясь отыскать пути», «наш путь-
стрелой татарской древней воли пронзил нам груды), «и путь мой далек», «дорога долгая легка», «мы путь расчищаем» и т.д.
В поэме «Двенадцать» также присутствует мотив пути:
Идут двенадцать человек...
Россия избрала свой путь и Блоку, как верному сыну своей страны, предстоит следовать этим путём.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Калининского района Тверской области
Проверочный тест по литературе
в 9 классе по роману А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Подготовила: Сухова Марина Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории
МОУ «Рождественская СОШ»
с. Рождествено
Калининского района Тверской области
с. Рождествено
1. Взаимоотношения каких героев романа А. С. Пушкина составляют сюжетную основу?
Онегина и Татьяны
Онегина и Ленского
Онегина и Ольги
2. С чего начинается роман «Евгений Онегин»?
1) С описания природы
2) Лирического отступления
Портрета главного героя
Внутреннего монолога главного героя.
3. Кульминацией романа является:
1) Дуэль Онегина и Ленского
2) Объяснение Татьяны в любви Онегину
3) Бал в доме Лариных.
4) Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя
*4. Сколько сюжетных линий в романе?
5. Сколько глав в романе?
1) 8; 2) 7, 3) 6, 4) 5
6. По своей родовой принадлежности жанр «романа в стихах»:
1) Лирический
2) Эпический
3) Лиро-эпический
4) Драматический
1) Повествовательная
2) Лирический герой
3) Сторонний наблюдатель
4) Герой романа
*8. Роман в стихах отличается от поэмы:
1) наличием лирических отступлений от основной сюжетной линии;
2) более широкой проблематикой гибкой сюжетно-композиционной структурой;
3) наличием сюжета, системы персонажей;
*9. Характер главного героя в романе:
1) даётся в развитии, формируется на глазах читателя;
2) показан сложившимся и постепенно открывается читателю;
3) не раскрыт, так как это возможно только в прозаическом произведении
10. Что такое «онегинская сторофа»?
1) строфа из 14 стихов четырёхстопного ямба, 3 четверостишья и завершение 2 строки с перекрёстной рифмой;
2) строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой;
3) гекзаметр
11. Каким размером написана онегинская строфа?
1) Вольным ямбом
2) Четырёхстопным ямбом
3) Пятистопным ямбом
4) Александрийским стихом
12. Сколько строк в онегинской строфе?
1) 4; 2) 6; 3) 14; 4) 13.
13. Каким стихотворным размером написан роман «Евгений Онегин»?
1) Анапест
3) Дактиль
*14. В онегинской строфе перекрёстный способ рифмовки используется:
1) два раза
2) три раза
3) один раз
4) четыре раза
15. О каком из героев романа «Евгений Онегин» Пушкин пишет:
Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звёзды и луну...
2) Ленский
4) Мосье Трике
16. Из какого эпизода романа взяты эти строки:
Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной -
И слышу гневный ваш укор?
1) Из письма Татьяны к Онегину
2) Из письма Онегина к Татьяне
3) Из Объяснения Онегина с Татьяной
4) Из Объяснения Татьяны с Онегиным
17. Какое отчество у Татьяны Лариной:
1) Ивановна
2) Дмитриевна
3) Владимировна
4) Николаевна
18. Кому из героев романа соответствует характеристика:
«Он был простой и добрый барин...».
1) Д. Ларин
3) Ленский
19. О ком Пушкин сказал: «Любой роман возьмите и найдёте, верно, её портрет»?
1) Жена Д. Ларина
2) Татьяна
4) Няня Филипьевна
*20. Определите героев по их кругу чтения.
1) «При свечке Шиллера открыл...»
2) «Бранил Гомера, Феокрита,
зато читал Адама Смита».
3) «Она читала Ричардсона,
Не потому чтобы прочла, прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла...»
4) «В книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой...»
5) «Теперь... кумир или задумчивый Вампир,
Или Мельмонт или Корсар, или таинственный Сбогар».
«Лорд Байрон прихотью удачной
облёк в унылый романтизм».
А. Онегин
Б. Д. Ларин
В. Татьяна
Г. Ленский
Д. Мать Ольги и Татьяны
21. Какое отчество у главного героя романа?
1) Иванович
2) Николаевич
3) Михайлович
4) Не упоминается отчество
22. Кто из героев романа не мог отличить ямба от хорея?
1) Ленский
23. Назовите головной убор Евгения Онегина имени денежной единицы.
2) Цилиндр
4) Боливар
*24. Характеристика, которая не относится к Евгению Онегину:
1) «забав и роскоши дитя»,
2) «неисправленный чудак»,
«мой спутник странный».
3) «дух пылкий и довольно странный»,
« поклонник Канта»
25. Детали интерьера, не имеющие отношения к деревенскому кабинету Онегина:
1) «Лорда Байрона портрет»
2) «столбик с куклою чугунной»
3) «фарфор и бронза на столе»
*26. Соотнесите предметы и персонажей, которым они принадлежат:
1) Ольга Ларина
2) дядя Онегина
4) Татьяна Ларина
5) Тётушка сестёр Лариных княжна Елена
А. «тюлевый чепец»
Б. сонник Мартына Задеки
В. «духи в гранёном хрустале»
Г. тетрадь расходов
Д. «уездной барыщни альбом»
2) мешают Татьяне заниматься более полезными вещами, например, рукоделием и готовиться к замужеству;
3) внушают девушке с богатым воображением представление о людях, далёкое от реального
1) Вергилий
*29. Возвратившегося из путешествия Онегина Пушкин сравнивает с Чацким, так как
1) ему тоже сладок «дым отечества»,
2) он тоже не будет понят в обществе;
3) он тоже возвращается с мыслью о девушке, любовь к которой за время разлуки окрепла
*30. Путешествие Онегина в окончательной редакции романа:
1) напоминает своим маршрутом паломничество Чайльд Гарольда;
2) воспроизводит в общих чертах перемещение Пушкина во время южной ссылки;
3) только упоминается как странствие без цели
*31. Укажите временные границы действия романа «Евгений Онегин».
32. Сколько лет было няне Татьяны, когда её сосватали?
1) 13; 2) 15; 3) 17; 4) 19
33. Какое сравнение не использовал Пушкин, противопоставляя Онегина и Ленского?
1) волна и камень
2) стихи и проза
3) лёд и пламень
4) земля и небо
*34. На каком языке Татьяна Ларина написала письмо к Онегину?
1) на русском
2) на английском
3) на французском
4) на латыни
35. Вставьте пропущенное слово в пушкинские строки из романа:
(…) Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
*36. О ком это?
«Тяжёлый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут...»
1) Отставной советник Флянов
2) Д. Ларин
4) Харликов
37. Кого Онегин выбрал себе в секунданты?
1) лучшего друга
2) знакомого
*38. Что представляет собой эпиграф к роману?
1) отрывок из частного письма
2) отрывок из поэмы Байрона
3) русская пословица
4) отрывок из стихотворения В. Жуковского
39. Какое местоимение использует Татьяна в своём письме при обращении?
4) не использует местоимения
40. В какой стране получил образование Владимир Ленский?
2) Франция
3) Германия
41. Какую героиню вспомнил А. С. Пушкин, когда в крещение гадала Татьяна?
1) Наину из поэмы «Руслан и Людмила»
2) Бабу Ягу - героиню народных сказок
3) Светлану из одноимённой поэмы В. Жуковского
4) Снегурочку, героиню фольклора
42. Какого зверя увидела Татьяна во сне?
2) медведя
43. Кто оставил Онегину богатое наследство?
4) Бабушка
44. К кому относит Пушкин слова:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.. ?
1) Онегину
2) Ленскому
3) Князю, мужу Татьяны
45. Вставьте в строку из романа необходимое прилагательное, обозначающее цвет:
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто это там в (…) берете...»
1) Сиреневом
2) Салатовом
3) Коралловом
4) Малиновом
46. Кто из критиков утверждал, что роман «Евгений Онегин» «есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии»?
1) Н. А. Добролюбов
2) В.Г. Белинский
3) И. А. Гончаров
4) Д. И. Писарев
47. Какая из характеристик не относится к роману «Евгений Онегин»?
1) «Энциклопедия русской жизни»
2) «Собранье пёстрых глав»
3) «История государства Российского»
4) «Свободный роман»
*48.Кому из деятелей литературы принадлежит следующая характеристика героя:
«Онегин - это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из неё».
1) В. Г. Белинский
2) А. И. Герцен
3) Н. А. Добролюбов
4) Н. Г. Чернышевский
*49. Какой великий русский композитор написал оперу на сюжет романа «Евгений Онегин»?
1) П. И. Чайковский
2) М. И. Глинка
3) Н. А. Римский-Корсаков
4) А. П. Бородин
*50. О ком справедливо замечает А. Герцен: «...умная ненужность». «Он никогда не становится на сторону правительства... и никогда не способен встать на сторону народа».
1) Ленский
3) А. Пушкин
4) Д. Ларин.
Библиография:
1.Литература: тесты. 9-11 кл.: Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост. И. М. Михайлова.-М.: Дрофа, 2002.
2. Щербина И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.: методическое пособие.-М.: Дрофа, 2008.
3. А.С. Пушкин. Евгений Онегин.
И литературы
второй квалификационной категории
МОУ «Рождественская СОШ»
с. Рождествено
Калининского района Тверской области
с. Рождествено
1. Взаимоотношения каких героев романа составляют сюжетную основу?
2) Онегина и Татьяны
3) Онегина и Ленского
4) Онегина и Ольги
2. С чего начинается роман «Евгений Онегин»?
1) С описания природы
2) Лирического отступления
3) Портрета главного героя
4) Внутреннего монолога главного героя.
3. Кульминацией романа является:
1) Дуэль Онегина и Ленского
2) Объяснение Татьяны в любви Онегину
3) Бал в доме Лариных.
4) Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя
*4. Сколько сюжетных линий в романе?
5. Сколько глав в романе?
1) 8; 2) 7, 3) 6, 4) 5
6. По своей родовой принадлежности жанр «романа в стихах»:
1) Лирический
2) Эпический
3) Лиро-эпический
4) Драматический
1) Повествовательная
2) Лирический герой
3) Сторонний наблюдатель
4) Герой романа
*8. Роман в стихах отличается от поэмы:
1) наличием лирических отступлений от основной сюжетной линии;
2) более широкой проблематикой гибкой сюжетно-композиционной структурой;
3) наличием сюжета, системы персонажей;
*9. Характер главного героя в романе:
1) даётся в развитии, формируется на глазах читателя;
2) показан сложившимся и постепенно открывается читателю;
3) не раскрыт, так как это возможно только в прозаическом произведении
10. Что такое «онегинская сторофа»?
1) строфа из 14 стихов четырёхстопного ямба, 3 четверостишья и завершение 2 строки с перекрёстной рифмой;
2) строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой;
3) гекзаметр
11. Каким размером написана онегинская строфа?
1) Вольным ямбом
2) Четырёхстопным ямбом
3) Пятистопным ямбом
4) Александрийским стихом
12. Сколько строк в онегинской строфе?
1) 4; 2) 6; 3) 14;
13. Каким стихотворным размером написан роман «Евгений Онегин»?
1) Анапест
3) Дактиль
*14. В онегинской строфе перекрёстный способ рифмовки используется:
1) два раза
2) три раза
3) один раз
4) четыре раза
15. О каком из героев романа «Евгений Онегин» Пушкин пишет:
Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звёзды и луну...
2) Ленский
4) Мосье Трике
16. Из какого эпизода романа взяты эти строки:
Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной -
И слышу гневный ваш укор?
1) Из письма Татьяны к Онегину
2) Из письма Онегина к Татьяне
3) Из Объяснения Онегина с Татьяной
4) Из Объяснения Татьяны с Онегиным
17. Какое отчество у Татьяны Лариной:
1) Ивановна
2) Дмитриевна
3) Владимировна
4) Николаевна
18. Кому из героев романа соответствует характеристика:
«Он был простой и добрый барин...».
1) Д. Ларин
3) Ленский
19. О ком Пушкин сказал: «Любой роман возьмите и найдёте, верно, её портрет»?
1) Жена Д. Ларина
2) Татьяна
4) Няня Филипьевна
*20. Определите героев по их кругу чтения.
1) «При свечке Шиллера открыл...»
2) «Бранил Гомера, Феокрита,
3) «Она читала Ричардсона,
Не потому чтобы прочла, прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла...»
4) «В книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой...»
5) «Теперь... кумир или задумчивый Вампир,
Или Мельмонт или Корсар, или таинственный Сбогар».
«Лорд Байрон прихотью удачной
облёк в унылый романтизм».
А. Онегин
В. Татьяна
Г. Ленский
Д. Мать Ольги и Татьяны
21. Какое отчество у главного героя романа?
1) Иванович
2) Николаевич
3) Михайлович
4) Не упоминается отчество
22. Кто из героев романа не мог отличить ямба от хорея?
1) Ленский
2) Цилиндр
4) Боливар
*24. Характеристика, которая не относится к Евгению Онегину:
1) «забав и роскоши дитя»,
2) «неисправленный чудак»,
«мой спутник странный».
3) «дух пылкий и довольно странный»,
« поклонник Канта»
25. Детали интерьера, не имеющие отношения к деревенскому кабинету Онегина:
1) «Лорда Байрона портрет»
2) «столбик с куклою чугунной»
*26. Соотнесите предметы и персонажей, которым они принадлежат:
1) Ольга Ларина
2) дядя Онегина
4) Татьяна Ларина
5) Тётушка сестёр Лариных княжна Елена
А. «тюлевый чепец»
Б. сонник Мартына Задеки
В. «духи в гранёном хрустале»
Г. тетрадь расходов
Д. «уездной барыщни альбом»
2) мешают Татьяне заниматься более полезными вещами, например, рукоделием и готовиться к замужеству;
3) внушают девушке с богатым воображением представление о людях, далёкое от реального
1) Вергилий
*29. Возвратившегося из путешествия Онегина Пушкин сравнивает с Чацким, так как
1) ему тоже сладок «дым отечества»,
2) он тоже не будет понят в обществе;
3) он тоже возвращается с мыслью о девушке, любовь к которой за время разлуки окрепла
*30. Путешествие Онегина в окончательной редакции романа:
1) напоминает своим маршрутом паломничество Чайльд Гарольда;
2) воспроизводит в общих чертах перемещение Пушкина во время южной ссылки;
3) только упоминается как странствие без цели
*31. Укажите временные границы действия романа «Евгений Онегин».
32. Сколько лет было няне Татьяны, когда её сосватали?
1) 13; 2) 15; 3) 17; 4) 19
33. Какое сравнение не использовал Пушкин, противопоставляя Онегина и Ленского?
1) волна и камень
2) стихи и проза
3) лёд и пламень
4) земля и небо
*34. На каком языке Татьяна Ларина написала письмо к Онегину?
1) на русском
2) на английском
3) на французском
4) на латыни
35. Вставьте пропущенное слово в пушкинские строки из романа:
(…) Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
*36. О ком это?
«Тяжёлый сплетник, старый плут,
1) Отставной советник Флянов
2) Д. Ларин
4) Харликов
37. Кого Онегин выбрал себе в секунданты?
1) лучшего друга
2) знакомого
*38. Что представляет собой эпиграф к роману?
1) отрывок из частного письма
2) отрывок из поэмы Байрона
3) русская пословица
4) отрывок из стихотворения В. Жуковского
4) не использует местоимения
40. В какой стране получил образование Владимир Ленский?
2) Франция
3) Германия
41. Какую героиню вспомнил, когда в крещение гадала Татьяна?
1) Наину из поэмы «Руслан и Людмила»
2) Бабу Ягу - героиню народных сказок
3) Светлану из одноимённой поэмы В. Жуковского
4) Снегурочку, героиню фольклора
42. Какого зверя увидела Татьяна во сне?
2) медведя
43. Кто оставил Онегину богатое наследство?
4) Бабушка
44. К кому относит Пушкин слова:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.. ?
1) Онегину
2) Ленскому
3) Князю, мужу Татьяны
45. Вставьте в строку из романа необходимое прилагательное, обозначающее цвет:
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто это там в (…) берете...»
1) Сиреневом
2) Салатовом
3) Коралловом
4) Малиновом
46. Кто из критиков утверждал, что роман «Евгений Онегин» «есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии»?
47. Какая из характеристик не относится к роману «Евгений Онегин»?
1) «Энциклопедия русской жизни»
2) «Собранье пёстрых глав»
3) «История государства Российского»
4) «Свободный роман»
*48.Кому из деятелей литературы принадлежит следующая характеристика героя:
«Онегин - это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из неё».
*49. Какой великий русский композитор написал оперу на сюжет романа «Евгений Онегин»?
3) -Корсаков
*50. О ком справедливо замечает А. Герцен: «...умная ненужность». «Он никогда не становится на сторону правительства... и никогда не способен встать на сторону народа».
1) Ленский
3) А. Пушкин
4) Д. Ларин.
Библиография:
1.Литература: тесты. 9-11 кл.: Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост. .-М.: Дрофа, 2002.
2. Щербина на уроках литературы.10-11 кл.: методическое пособие.-М.: Дрофа, 2008.
3. . Евгений Онегин.