Оперный театр история возникновения. Театр "Геликон-Опера": где находится? История и фото

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как много в этом слове - театр! Судьбы, характеры, трагедии и комедии, талантливые актеры, великие произведения и нескончаемые овации благодарных зрителей. И если вы хотите на несколько часов перенестись в иной мир, посмотреть на впечатляющую игру артистов, на любимое произведение на сцене, сидя в ложе, находящейся в старинной усадьбе, то добро пожаловать в театр "Геликон-опера", который мы спешим вам представить.

Здание театра: начало истории

"Геликон-опера" расположился в старинном особняке на Большой Никитской - усадьбе Шаховских-Стрешневых-Глебовых.

Давайте окунемся в его удивительную историю.

В 1759-1761 гг. именно здесь жила тетя знаменитой сподвижницы Екатерины Второй - Настасья Михайловна Дашкова. На ее домашних концертах нередко выступала племянница Екатерина Романовна.

С 1768 года дом был во владении генерала-аншефа и сенатора Ф. И. Глебова. После его смерти в 1799 гг. вдова, Е. П. Стрешнева, добилась права называться своей семье Глебовыми-Стрешневыми. При жизни супруги устраивали пышные приемы: в числе их гостей были императрицы Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, Мария Федоровна.

Интересным и удивительным был двухсветный зал с хорами для размещения музыкантов: итальянское полуциркульное окно, серомраморные фризы, 12 пилястр, коринфские капители, лепные карнизы. К сожалению, его убранство погибло при пожаре 1812 года.

Театральные залы на Большой Никитской

А теперь начинаем уже театральную историю особняка.

В начале "золотого века" у купца Зарубина московской Конторой театральной дирекции было арендовано здание на углу Большой Никитской для проведения маскарадов и концертов. Для этих целей в ротонде дома был роскошно убран Круглый зал; роспись его стен, куполов принадлежит руке талантливого декоратора Д. Скотти.

В 1864 году огромное наследство, включая будущее пристанище московского музыкального театра "Геликон-опера", перешло к 23-летней Евгении Федоровне Шаховской (фон Бреверн). По велению императора она и ее муж были одарены правом называться Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми.

Домашний театр в Покровском-Стрешневе вдохновил Евгению Федоровну на покупку того самого Зарубинского владения с Круглой залой, также утраченной в пожарах Отечественной войны. В 1885-1886 годах между этим домом и усадьбой Глебовых-Стрешневых-Шаховских после снесения нескольких построек был установлен удобный крытый переход, который, к сожалению, до наших дней не дошел.

В 1885 году Е. Ф. Шаховская начинает строительство грандиозного парадного зала с 12 колоннами коринфского ордера в своем доме на Большой Никитской. Через 105 лет он станет основной сценой "Геликон-оперы". 1887 год - театр на месте Зарубинского дома сдается в аренду актеру и антрепренеру Г. Парадизу. И это будет один из первых в Москве частных театров.

После обанкротившегося Парадиза сменилось несколько арендаторов театра, покуда в начале XX века он не стал "Интернациональным" - здесь выступал Л. Барнай, Э. Поссарт, Э. Росси, А. Жоссе, С. Бернар, Э. Дузе. Есть свидетельства, что в 1887-1889 гг. тут играл и Станиславский, в т. ч. и для единственного зрителя - А. П. Чехова.

В 1898 году здесь выступала труппа С. И. Мамонтова, бывшая первой негосударственной оперной антрепризой. Именно в ее составе был Ф. И. Шаляпин.

Особняк на Большой Никитской в новом веке

Вот каким было начало двадцатого столетия для этого культурного центра.

В 1905-1907 гг. здесь проходили выступления Оперы С. И. Зимина: "Аида" Верди, "Майская ночь" и "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, "Чародейка" Чайковского, "Жизнь за царя" Глинки, "Богема" Пучини. В 1908-1911 гг. театр был арендован известным театральным деятелем Н. И. Незлобиным. Им же здесь было организовано частное театральное бюро, куда обращались актеры в поисках работы.

В 1913 году театр получил неофициальное название "Оперетта Е. В. Потопчиной". Тут в труппе своего мужа выступала петербургская примадонна оперетты Потопчина Елена Владимировна. В 1915 году в здании особняка разместилось Московское статистическое бюро Российского театрального общества, которое вело учет всех российских театров и актеров. 1917-1918 гг. - Белоколонный зал стал пристанищем для Камерного театра, руководителем которого был А. Я. Таиров.

Будущее здание театра "Геликон-опера" в Москве было важным культурным центром и в советские годы. В 1920 году дом занял коллектив Театра революционной сатиры.В 1922 году вместо Теревсата был сформирован Театр революции, которым руководил В. Э. Мейерхольд. В здании на Большой Никитской им ставились обычно традиционные постановки.

В 1924 году в особняке разместилась Ассоциация революционных кинематографистов. 1927 год - создание Клуба театральных работников в Белоколонном зале. В 1932-1936 гг. будущее здание "Геликона" было пристанищем клуба иностранных рабочих. При нем работал немецкий театр "Левая колонна".

В тридцатых годах в особняке расположился Театральный техникум Театра Революции. В 1937 году часть строений была отдана Клубу медицинских работников. Дом медика был одним из самых известных культурных московских центров.

Другая часть владений Шаховских-Глебовых-Стрешневых была отдана Театру драмы. После Великой Отечественной он объединился с Театром Революции, став известным современным Театром имени Маяковского.

"Геликон": с чего все начиналось

А вы знаете, что такое геликон? Если углубиться в древнегреческую мифологию, мы увидим, что это название горы, где артисты приносили себя в жертву прекрасному Аполлону, богу красоты и искусств, и его музам. Геликоном называется и музыкальный инструмент весьма внушительных размеров. А еще это название московского театра, который с 10 апреля 1990 года дарит яркие эмоции самым разным зрителям.

Более четверти века назад Бертман Дмитрий Александрович создал московский музыкальный театр "Геликон-опера". Нельзя не отметить и огромный вклад его сподвижника - дирижера, народного артиста Советского Союза К. К. Тихонова. Этот замечательный человек посвятил театру практически всю свою жизнь, проработав здесь музыкальным руководителем и главным дирижером.

Художественный руководитель и основатель театра "Геликон-опера", народный артист РФ Д. А. Бертман, поставил более ста спектаклей по всему миру - в России, Финляндии, Исландии, Германии, Франции, Эстонии, Швеции, Канаде, Италии, Новой Зеландии.

Богатство театра

Любой театр славен людьми, которые посвящают ему свою жизнь. "Геликон-опера" в этом плане очень богат. Взгляните на эти имена:

  • Режиссеры-постановщики: народный артист РФ В. Понькин, народный артист СССР В. Федосеев.
  • Художественная группа: заслуженные художники Н. Тулубьева и И. Нежный.
  • Хореограф: лауреат международных соревнований Э. Смирнов.
  • Главный хормейстер: Е. Ильин.
  • Художник по свету: Д. Исмагилов, заслуженный деятель искусств.

Трудно сегодня представить, что когда-то труппа театра "Геликон-опера" исчислялась всего семью артистами. Сегодня в ней более 500 человек. Это солисты, многие из которых - заслуженные артисты РФ, лауреаты целого ряда международных премий и конкурсов, покорившие не одну популярную европейскую и американскую площадку. Также это хор и симфонический оркестр, музыканты которых радуют своим выступлением зрителей на многих концертных аренах Москвы. При этом почти у всех участников хора есть дипломы дирижера или хормейстера.

Каждый сезон на площадках театра "Геликон-опера" ставится около 200 спектаклей! Репертуар труппы так же богат - 75 постановок. Теперь ясно, почему "Геликон-опера" - один из самых посещаемых и известных театров Москвы, собирающий аншлаги. Привлекает зрителей и его изюминка: новизна подачи, дерзость замысла, яркое вокальное и незабываемое драматическое представление вместе с бережным отношением к замыслу композитора.

Зарубежное признание

Музыкальный театр "Геликон-опера" любят не только в России, но и за рубежом:

  • Спектакль "Летучая мышь", сыгранный в 2000 году во Франции, которым дирижировал великий М. Ростропович.
  • "Аида" в рамках фестиваля, посвященного Джузеппе Верди.
  • Выступление хора и оркестра театра совместно с Р. Аланья.
  • Опера "Норма", которой было открыто фестивальное лето 2004 года в Сантандере (Испания).
  • "Набуко" Дж. Верди на сценах Парижа и Дижона в том 2004 году и проч.

Нельзя не отметить, что московский театр "Геликон-опера" является постоянным участников многих международных фестивалей:

  • "Биргитта" в Таллине.
  • "Барток+" в венгерском Мишкольце.
  • Фестиваль в испанской Сантандере.
  • Фестиваль имени Л. Яначека в Брно (Чехия).
  • Фестиваль русской культуры в Каннах.
  • Дни оперы на Сааремма в Эстонии.
  • Генеральная ассамблея Международного бюро выставок в Париже и др.

Рецензии о постановках "Геликон-оперы" можно встретить в следующих уважаемых изданиях:

  • Le Monde.
  • Le Figaro.
  • The Washington Post и проч.

Репертуар "Геликон-оперы"

Репертуар театра "Геликон-опера" разнообразен и широк:

  • "Евгений Онегин".
  • "Борис Годунов".
  • "Диалоги кармелиток".
  • "Кармен".
  • "Доктор Гааз".
  • "Запрет на любовь".
  • "Кащей Бессмертный".
  • "Летучая мышь".
  • "Крестьянская кантата".
  • "Леди Макбет Мценского уезда".
  • "Мазепа".
  • "Любовь навсегда".
  • "Мавра".
  • "Моцарт и Сальери".
  • "Мнимая садовница".
  • "Пиковая дама".
  • "Пигмалион".
  • "Садко".
  • "Распутин".
  • "Сон в зимнюю ночь".
  • "Свадьба Фигаро".
  • "Севильский цирюльник".
  • "Травиата".
  • "Турандот".
  • "Трубадур" и проч.

Контактная информация

Адрес театра "Геликон-опера": ул. Большая Никитская 19/16, стр. 1 (м. "Охотный ряд", "Тверская", "Арбатская").

Кассы работают каждый день с 12:00 до 22:00. Стоимость билетов варьируется от 500 до 10 000 рублей.

"Геликон-опера" - один из лучших московских театров, любимый не только жителями столицы, но и во многих странах мира. Большого внимания стоит и особняк, ставший его пристанищем, - здание с очень богатой историей.

Театр Новая Опера

Один из самых молодых музыкальных театров страны, ровесник Новой России, Московский театр Новая Опера основан в 1991 году по инициативе выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946–2003) и Премьера Правительства Москвы (впоследствии - мэра Москвы; 1992–2010) Юрия Лужкова. В пору возникновения театра Евгению Колобову было 45, за его плечами была служба в нескольких крупнейших театрах СССР, художественное руководство в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Почти полтора десятилетия Новая Опера оставалась ярким авторским и, более того, дирижерским театром. Творческие принципы Колобова, его бескомпромиссность в искусстве, созданная им команда единомышленников принесли театру любовь зрителей. Важнейшие и часто пересекавшиеся репертуарные линии - с одной стороны, открытие неизвестных страниц классического наследия (впервые в России поставлены оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в первой авторской редакции, «Гамлет» А. Тома); с другой - авторские версии популярных оперных шедевров («Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского).

Кончина Е.В. Колобова поставила перед театром необходимость перемен. Большую роль в этот ключевой момент сыграли главный хормейстер Наталья Попович, дирижеры Феликс Коробов (главный дирижер в 2004–2006), Эри Клас (главный дирижер в 2006–2011), Ян Латам-Кёниг (главный дирижер с 2011 года). Репертуар Новой Оперы сегодня складывается из нескольких линий: русская и западная классика, оригинальные спектакли-дивертисменты, а также опера XX - XXI веков. Последняя линия приобретает все большее значение, так что само название театра наполняется новым смыслом. В последние годы поставлены оперы «Каприччио» Р. Штрауса (впервые в России), «Дитя и волшебство» М. Равеля; готовятся к постановке опера «Школа жён» В.И. Мартынова, проект DIDO (пролог М. Наймана к «Дидоне и Энею» Г. Пёрселла и сама опера английского композитора). Осуществлен ряд масштабных постановок, в том числе - впервые в Москве - оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера.

Новую жизнь обретает заложенная Е.В. Колобовым и восстановленная в 2013 году традиция концертов и театрализованных спектаклей в Зеркальном фойе.

Театр проводит международные музыкальные фестивали, среди которых - Крещенский фестиваль в Новой Опере (до 2012 года - Крещенская неделя в Новой Опере), а также тематические проекты (крупнейший - Международный фестиваль «Два мастера - два мира» к 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди).

В 2003 году указом Президента РФ основатель театра Евгений Колобов (посмертно), председатель художественно-творческой коллегии (2003–2013) и главный хормейстер театра Наталья Попович, директор театра (2003–2012) Сергей Лысенко были удостоены Государственной премии РФ за создание театра Новая Опера. В 2006 году театру присвое­но имя его основателя Евгения Колобова.

Театр Новая Опера имени Е.В. Колобова расположен в историческом центре Москвы, в живописном саду «Эрмитаж». Далекий прообраз Нового здания театра - летний Зеркальный театр архитектора А.Н. Новикова (1910 года). Ныне здание Новой Оперы - неотъемлемый элемент архитектурного облика Москвы.

С чем у вас ассоциируется Одесса? С Дерибасовской и знаменитой комедией Леонида Гайдая? С «Двумя бойцами» и Костей-моряком? Или, может быть, с «Гамбринусом» Куприна? А вот для многих заядлых театралов Одесса ассоциируется в первую очередь с театром оперы и балета. Об истории знаменитого Одесского театра расскажет сегодня Diletant . media .

Театр-ровесник города

Одесский национальный театр уникален во всех отношениях. Начнем с того, что театр был построен спустя всего десяток лет после основания города. В 1804 году, когда Одессе было официально разрешено возвести здание театра, в Российской империи было всего два города, где театральные заведения уже были — Москва и Петербург. За дело взялся французский архитектор Тома де Томон, создавший здание петербургской Биржи и воплотивший в жизнь проект ансамбля стрелки Васильевского острова.

Одесский театр построен спустя десяток лет после основания города

В 1809 постройка была закончена, и уже в 1810 новоиспеченный театр открылся для публики. Первое здание располагалось немного не там, где сейчас, и было выдержано в классическом стиле. В течение XIX века последовали ­­­несколько перестроек, а в 1873, буквально через пару дней после окончания отделки, здание полностью сгорело из-за возгорания маленького газового рожка.

Театр в 40-е годы XIX века

Барокко по-одесски

К 1882 году был готов проект нового здания. На этот раз постройкой руководили венские архитекторы Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер. Интересно, что у австрийцев уже был опыт работы над театрами в Европе, а в качестве прототипа Одесской оперы послужила Дрезденская опера архитектора Земпера. Так что, если попадете в Одессу и случайно почувствуете себя в Европе XIX века — не удивляйтесь. Новый театр возвели за 5 лет. Выполнено здание в стиле венского барокко и делится на 3 этажа.

На фронтоне Одесского театра можно найти бюсты знаменитых русских творцов


Первые два из них украшены довольно скромно, а вот третий усыпан лоджиями, колоннами и пилястрами. Наверху театра красуются портик и крыша в виде купола. Кроме того, фасад украшен скульптурой, изображающей музу-покровительницу искусств Мельпомену с четверкой укрощенных ею пантер. Также можно найти статуи музы Тепсихоры, Орфея, играющего на кифаре, скульптуры, олицетворяющие Комедию и Трагедию. На фронтоне здания можно найти бюсты знаменитых русских творцов: Пушкина, Глинки, Грибоедова и Гоголя.



Перестроенный театр

Любимый театр Шаляпина

Интерьер не уступает в роскоши внешнему виду театра. Зрительный зал выдержан в стиле позднего французского рококо. Орнаменты, позолота, лепнина — все это, в сочетании с большой хрустальной люстрой и изобилием канделябров и светильников создает потрясающий эффект. На плафоне потолка изображены сцены из четырех произведений Шекспира: «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

«Я никогда в жизни не видел ничего красивее» — Шаляпин об Одесском театре

Знаменитый русский бас Федор Шаляпин, впервые побывав в Одесском театре, писал своей жене: «Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее». А Елена Образцова однажды сказала, что предпочитает Одесский театр даже самой Венской опере!



Интерьер Одесского театра


Итак, я жил тогда в Одессе

Изначально у театра не было собственной труппы, так что на его сцене выступали приглашенные артисты. В 1823—1824 годах Одесский театр посещал сам Александр Сергеевич Пушкин во время своей Южной ссылки. Именно об этом театре он написал: «Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей: там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей…» Оперные сезоны появились в театре впервые под руководством антрепренера Черепенникова, который пригласил на одесскую сцену итальянскую труппу.

В 1823—1824 годах Одесский театр посещал сам А. С. Пушкин


На 2 года он даже получил театр безвозмездно. В течение XIX веке одесская публика смогла увидеть выступления артистов Большого театра с их «Эсмеральдой» и «Своенравной женой», итальянских артистов с балетами «Сильвия» и «Брама». В 1891 году под руководством Грекова на сцене впервые появилась русская опера. Одними из первых стали «Демон» и «Пиковая дама», причем Чайковский лично следил за постановкой своего произведения и давал советы артистам и дирижеру.


От Павловой до Руффо

В конце столетия в Одесском театре выступали Шаляпин и Собинов, прошли концерты Рахманинова, Скрябинова, Глазунова. Появлялись и итальянские артисты: Тетрацини, Баттистини и сам Титта Руффо! В целом за все время существования театра на его сцене побывали настоящие легенды — балерины Анна Павлова, Айседора Дункан и Екатерина Гельцер, певцы Крушельницкая, Фигнеры, Ансельми. В разное время дирижировали Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Рубинштейн, Направник, Аренский, Глазунов.

Одесская опера отличается тем, что в ее стенах находится настоящий орган


К тому же Одесская опера отличается еще и тем, что в ее стенах находится настоящий орган, что дает возможность исполнения органных концертов. Кроме того, у театра уникальная акустика: благодаря особому строению стен даже самый тихий шепот со сцены можно услышать в любом уголке зрительного зала.



Анна Павлова в миниатюре «Умирающий лебедь»


Судьба театра в XX веке

Необычной была судьба театра во время Второй мировой войны. В начале 40-х Одесса была оккупирована румынами, декорации и инвентарь театра эвакуировать не успели. Оставшиеся в городе артисты решили не прерывать своей работы и продолжили выступать.

Во время Второй мировой артисты Одесского театра не перестали выступать


Правда, в обязательном порядке приходилось включать в репертуар немецкие и румынские произведения, но оставалось место и для русской классики: «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Лебединого озера». Зал никогда не пустовал, в том числе и из-за того, что цены на билеты были невысокими. Труппа даже выезжала на гастроли.


Театральная афиша времен румынской оккупации

Сегодня много раз отреставрированный театр открыт для публики, и на сцене в основном представляются классические оперы и балеты.

История

Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов - до приглашенных из-за границы звезд.

В формировании оперно-драматической труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. Были учреждены Театральные классы при Московском воспитательном доме, которые также поставляли кадры в новую труппу.

Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название - Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. Давали торжественный пролог «Странники», написанный А. Аблесимовым, и большой пантомимический балет «Волшебная школа», поставленный Л. Парадизом на музыку Й. Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.

Петровский театр, возведенный в рекордные сроки - меньше, чем за полгода, стал первым построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства. К моменту его открытия князь Урусов, правда, уже был вынужден уступить свои права компаньону, и в дальнейшем «привилегия» была продлена только одному Медоксу.

Однако и его ожидали разочарования. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета, Медокс не вылезал из долгов. К тому же, и мнение властей - ранее весьма высокое - о качестве его антрепренерской деятельности изменилось радикально. В 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета.

В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 г., когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета, Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».

Уже в 1805 г. возник проект создать в Москве театральную дирекцию «по образу и подобию» петербургской. В 1806 г. он был реализован - и московский театр обрел статус императорского, перейдя в ведение единой Дирекции императорских театров.

В 1806 г. школа, которую имел Петровский театр, была реорганизована в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров (в 1911 г. оно стало хореографическим).

Осенью 1805 г. здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах. А с 1808 г. - на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К. Росси. Это деревянное здание тоже погибло в огне пожара - во время Отечественной войны 1812 г.

В 1819 г. был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим. В результате, московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив.

В июле 1820 г. началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой - Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ей много к украшенью.

В 1822–23 гг. московские театры были выделены из общей Дирекции императорских театров и переданы в ведение московского генерал-губернатора, получившего полномочия назначать московских директоров императорских театров.

«Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
М. Лермонтов, юношеское сочинение «Панорама Москвы»

6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского театра - куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским. Исполнялись написанный специально по случаю пролог «Торжество муз» в стихах (М. Дмитриева), с хорами и танцами на музыку А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Шольца, а также балет «Сандрильона» поставленный приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером Ф.В. Гюллень-Сор на музыку ее мужа Ф. Сора. Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и, предводительствуемые Гением России, роль которого исполнял двадцатипятилетний Павел Мочалов, возрождали из пепла новый храм искусства. И хотя театр был действительно очень большим, вместить всех желающих он не мог. Подчеркивая важность момента и снисходя к переживаниям страждущих, триумфальное представление целиком повторили на следующий день.

Новый театр, превзошедший величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр, отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, - и получался прекрасный «танцпол».

В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров. Директором тогда был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили знаменитого композитора А. Верстовского. Годы, когда он был «у власти» (1842–59), получили наименование «эпохи Верстовского».

И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов - и Верстовского, и Глинки (в 1842г. состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 г. - оперы «Руслан и Людмила»).

Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации... Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

В конкурсе на восстановление театра приняли участие три видных российских архитектора. Выиграл его профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Он и специализировался в основном на театральных зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож.

Восстановительные работы продвигались стремительно. В мае 1855 г. была закончена разборка руин и началась реконструкция здания. А в августе 1856 г. оно уже распахнуло свои двери для публики. Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II. Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.

Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов - в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи - маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, - как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».
Альберт Кавос

Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы». Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз - музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи - с палитрой и кистью в руках.

Парадный подъемно-опускной занавес был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи. Из трех эскизов был выбран тот, что изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». В 1896 г. его заменили новым - «Видом на Москву с Воробьевых гор» (выполненного П. Ламбиным по рисунку М. Бочарова), использовавшимся в начале и в конце спектакля. А для антрактов был выполнен еще один занавес - «Торжество муз» по эскизу П. Ламбина (единственный сохранившийся сегодня в театре занавес XIX века).

После революции 1917 г. занавесы императорского театра отправили в изгнание. В 1920 г. театральный художник Ф. Федоровский, работая над постановкой оперы «Лоэнгрин», выполнил раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, который стал использоваться затем в качестве основного. В 1935 г. по эскизу Ф. Федоровского был выполнен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты - «1871, 1905, 1917». В 1955 г. на полвека в театре воцарился знаменитый золотой «советский» занавес Ф.Федоровского - с вытканной государственной символикой СССР.

Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. Осушительные работы понизили уровень грунтовых вод. Верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила идею закрыть Большой театр и погубить его здание. В 1919 г. она присвоила ему звание академического, что по тем временам еще не давало гарантию даже на безопасность, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос о его закрытии.

Однако в 1922 г. правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени оно уже вовсю «приспосабливало» здание к своим нуждам. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны - СССР - тоже было провозглашено со сцены Большого театра.

Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем которых был назначен архитектор И. Рерберг. Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.

Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 гг. предусматривал снос всех домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста. На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность и вентиляции. В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.

22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное название - «Иван Сусанин».

Косметический ремонт в театре проводился ежегодно. Регулярно предпринимались и более масштабные работы. Но по-прежнему катастрофически не хватало репетиционных помещений.

В 1960 г. в здании театра был сооружен и открыт большой репетиционный зал - под самой крышей, в помещении бывшего декорационного зала.

В 1975 г. к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако главные проблемы - неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра - решены не были.

Наконец в 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал. Однако прошло восемь лет прежде, чем был заложен первый камень в основание его фундамента. И еще семь прежде, чем здание Новой сцены было построено.

29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, постановкой вполне соответствующей духу и предназначению нового здания, то есть новаторской, экспериментальной.

В 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Но об этом отдельная глава летописи Большого театра.

Продолжение следует...

Распечатать

Опера зародилась в Италии. Она «выросла» из театрализованных мистерий – духовных представлений, в которых служила фоном, оттеняя игру актеров. В таких представлениях музыка звучала время от времени, подчеркивая важные драматические моменты. Впоследствии она становилась все важнее в подобных мистериях. С какого-то момента на протяжении всего спектакля музыка звучала без каких-либо пауз. Первым прототипом оперы принято считать комедию на духовную тему под названием «Обращение святого Павла», которую Беверини. В этой комедии музыка звучит с самого начала и до конца, но все еще исполняет роль аккомпанемента.

В шестнадцатом веке в моду пасторали, в них присутствовали хоровые исполнения мотетов или мадригалов (музыкально-поэтические пьесы). В конце шестнадцатого века в пасторалях появились сольные вокальные номера. Это было началом зарождения оперы в привычном современному человеку виде. Этот жанр назвали drama in musica, а «опера» появилось только в первой половине семнадцатого века. Нужно отметить, что ряд продолжали называть свои произведения музыкальными драмами даже после появления и закрепления слова «опера».

Существует несколько видов оперы. Главным по праву считается «Большая опера» или лирическая трагедия. Она возникла после Великой Французской Революции и фактически стала главным музыкальным направлением девятнадцатого века.

История оперных театров

Первый оперный театр открылся в 1637 году в Венеции. Опера служила развлечению аристократов и не была доступной для простых людей. Первой крупной оперой принято считать «Дафну» Джакопо Пери, которая впервые была исполнена в 1597 году.

Опера очень быстро завоевала популярность, став любимейшим видом искусств. Литературные сюжеты опер делают их доступным и понятным видом музыкального искусства, поскольку ее воспринимать намного проще, чем традиционные концерты без сюжета.

В наши дни за год дается около двадцати тысяч оперных представлений. Это означает, что ежедневно в мире исполняется более пятидесяти опер.

Из Италии опера быстро распространилась в другие странах Европы. С годами она стала общедоступной, перестав служить исключительно развлечением аристократов. В оперных театрах стали появляться «галерки», с которых простые горожане могли слушать восхитительное пение.



Рассказать друзьям