Описание двух усадеб троекурова и дубровского. Троекуров и Дубровский: сравнительная характеристика героев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

О романе. В романе «Дубровский» А.С. Пушкин показал многие типичные для его времени образы, а также несостоятельность механизма действия судебной государственной машины. Образ и характеристика Троекурова Кириллы Петровича поможет выявить основные пороки некоторых помещиков, которые Пушкин стремился показать читателю.

Кто такой Троекуров?

Троекуров живет в одном из своих имений, Покровском, и представляет собой тип «вельможи в случае». Своим поведением внушает окружающим страх, который принуждает их пресмыкаться перед ним. Троекуров наслаждается эффектом, который производит на людей. Чувствует себя хозяином жизни, которому подвластно все. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения» . Полная вседозволенность выявила все скверные привычки Кириллы Петровича и увеличила их до невероятных размеров. Он постоянно предается чревоугодию, часто находится в подпитии. Любимое развлечение Троекурова – жестокие розыгрыши, жертвами которых мог стать любой из его гостей.

Троекуров и Дубровский

Единственным человеком, которого Троекуров действительно уважал, был Дубровский Андрей Гаврилович, его старинный товарищ. Бедный, но гордый помещик вызывает у бесшабашного и неукротимого Кириллы Петровича огромную симпатию. Их роднит и то, что оба лишились своих жен, оставшись опекунами при детях. Товарищ Троекурова имеет большие привилегии перед остальными его гостями: ему позволено перечить хозяину дома и высказывать свою точку зрения в беседах.

Отношения друзей изменились, когда работник псарни Троекурова оскорбительно подшутил над Дубровским, сказав, что многие дворяне не имеют таких условий жизни, как здешние собаки. Униженный Андрей Гаврилович потребовал прислать к нему псаря для наказания. Кирилла Петрович разгневался на друга за хозяйское обращение с его крепостными и решил отомстить. С этой целью он через суд отбирает у бывшего друга дом. Увидев, какой эффект это произвело, он начинает испытывать муки, хочет прекратить ссору. «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние» . Дубровский падает замертво, когда Троекуров въезжает во двор. А резкое высказывание молодого наследника в его адрес уничтожает благородные порывы последнего.

Взаимоотношения с дочкой

Мария воспитывалась на глазах у родителя. Он обожал дочь, но и она пала жертвой непостоянства трудного характера отца. Иногда он осыпал ее милостями и подарками, но чаще обращался строго и требовательно. Он лишал ее женского общества, необходимого молодой девушке, и все воспитание Марьи заключалось в чтении книг библиотеки.

Когда встает вопрос о браке Маши со старым князем, Троекуров без раздумий дает свое согласие, не обращая внимания на протест девушки. Его прельщают собственные выгоды, которые он получит, породнившись со знатным человеком. Счастливая семейная жизнь Маши для него не имеет значения.

Глупость и высокомерие лишают Троекурова единственного настоящего друга и любви дочери. Многие человеческие пороки нашли пристанище в Кирилле Петровиче. Бессмысленность такого существования описана Пушкиным в следующих строках: «Суета сует… и Кирилу Петровичу отпоют вечную память… разве похороны будут побогаче… а Богу не все ли равно!»

Собрание сочинений нашего любимого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина насчитывает более 10 томов. «Дубровский» - роман, известный нам со школьных лет. Широкий по своему охвату и глубокий по психологическому содержанию, он затрагивает душу каждого читателя. Главные герои романа - Троекуров и Дубровский. главных героев, а также основные события произведения изучим подробнее.

Русский барин

Действие в романе происходит в 19 веке. Он достаточно детально описан в произведениях многих классиков того времени. Как известно, в те времена существовало крепостное право. Крестьянами, или как еще их называли, душами, владели дворяне.

Русский барин, надменный Кирила Петрович Троекуров, был очень Перед ним трепетали не только подопечные крепостные, но и многие чиновники.

Образ жизни Троекурова оставлял желать лучшего: свои дни он проводил праздно, часто выпивал и страдал от обжорства.

Крестьяне трепетали перед ним, а он, в свою очередь, относился к ним довольно своенравно, выказывая свое полное над ними властвование.

Любимым развлечением Троекурова были издевательства и насмешки над животными и людьми. Достаточно вспомнить о медведе, который катал бочку с торчащими гвоздями и злился от боли. Это вызывало смех у барина. Или сцена с медведем, который был прикован на цепи в маленькой комнате. Каждый, кто входил в нее, подвергался нападениям бедного животного. Троекуров получал удовольствие от ярости мишки и человеческого страха.

Скромный дворянин

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых будет рассмотрена нами подробно, - очень разные люди. Андрей Гаврилович - честный, доблестный, спокойный по характеру, он разительно отличался от своего товарища. Когда-то старший Дубровский и Троекуров были сослуживцами. Но карьерист Кирила Петрович, предав свою честь, встал на сторону нового царя, чем и заработал себе высокий чин. Андрей Гаврилович, оставшийся преданный своему правителю, закончил службу скромным поручиком. Но тем не менее отношения Троекурова и Дубровского были довольно дружными и взаимоуважительными. Они часто встречались, бывали друг у друга в имениях, вели беседы.

Оба героя имели схожие судьбы: начинали вместе службу, рано овдовели, имели на воспитании ребенка. Но жизнь развела их по разным сторонам.

Ссора

Ничто не предвещало беды. Но однажды отношения Троекурова и Дубровского дали трещину. Высказанная писарем Кирилы Петровича фраза очень обидела Андрея Гавриловича. Крепостной заявил, что холопы живут у Троекурова получше некоторых дворян. Имелся в виду, разумеется, скромный Дубровский.

Сразу после этого он уехал в свое имение. Кирила Петрович велел вернуть его, но Андрей Гаврилович ни в какую не захотел приехать обратно. Такая дерзость задела барина, и он решил во что бы то ни стало добиться своего.

Сравнение Дубровского и Троекурова будет неполным, если не описать, каким методом Кирила Петрович решил мстить своему товарищу.

Коварный замысел

Не имея никакого воздействия на Дубровского, Троекуров задумал страшное - отобрать у друга имение. Как же - тот посмел его ослушаться! Несомненно, это было очень жестоко по отношению к старому знакомому.

Были ли настоящими друзьями Троекуров и Дубровский? Сравнительная характеристика этих героев поможет в этом разобраться.

Кирила Петрович подкупал всех без разбора чиновников, подделывал бумаги. Дубровский, узнав о судебной тяжбе, оставался довольно спокойным, поскольку был уверен в абсолютной своей невиновности.

Шабашкин, нанятый Троекуровым, хлопотал по всем грязным делишкам, хотя и знал, что имение Кистеневка по полному законному праву принадлежит Дубровским. Но все повернулось иначе.

Сцена в суде

И вот настал тот волнительный час. Встретившись у здания суда, Троекуров и Дубровский (сравнительная оценка которым будет дана нами позднее) повели себя гордо и прошли в зал заседаний. Кирила Петрович ощущал себя очень вольготно. Он уже ощущал вкус победы. Дубровский, напротив, вел себя очень спокойно, стоял, прислонившись к стене, и совершенно не волновался.

Судья начал чтение длинного решения. Когда все было окончено, наступила тишина. Дубровский находился в полном недоумении. Сначала он некоторое время молчал, а после пришел в ярость, с силой оттолкнул секретаря, предложившего ему поставить подпись в бумагах. Он начал бредить, громко что-то кричать о псарях и собаках. Его с трудом усадили и увезли на санях домой.

Торжествующий Троекуров не ожидал такого поворота событий. Увидев бывшего товарища в ужасном состоянии, он расстроился и даже перестал торжествовать по поводу своей победы над ним.

Андрея Гавриловича увезли домой, где ему стало плохо. Под контролем врача он провел не один день.

Раскаяние

Сравнение Дубровского и Троекурова основывается на полном противопоставлении героев. Кирила Петрович, такой надменный и властный, и Андрей Гаврилович, добрый и честный человек, не смогли долго продолжать свое общение. Но все же после судебного заседания сердце Троекурова оттаяло. Он решил ехать к бывшему приятелю и поговорить.

Однако он и не подозревал, что к тому моменту в доме Дубровского-старшего уже находился Владимир, его сын.

Увидев в окне приехавшего Кирилу Петровича, шокированный Андрей Гаврилович не перенес этого и скоропостижно скончался.

Так и не смог Троекуров объяснить причину своего приезда, так и не смог покаяться перед другом за содеянное злодеяние.

И на этом роман меняет свой поворот: Владимир решает отомстить врагу за своего отца.

Появление Владимира

Стоит сказать несколько слов о личности этого молодого человека. Рано оставшись без матери, мальчик был на попечении отца. В двенадцать лет он был отправлен в кадетский корпус, а далее продолжал обучение военному делу в высшем заведении. Отец не жалел никаких средств на воспитание сына, хорошо его обеспечивал. Но юноша проводил свое время в кутежах и карточных играх, имел большие долги. Теперь, когда он остался совсем один, да еще и практически без жилья, он чувствует сильное одиночество. Ему пришлось быстро повзрослеть и круто изменить свою жизнь.

Троекуров и Дубровский Владимир становятся лютыми врагами. Сын продумывает план мести обидчику своего отца.

Когда имение было отобрано и перешло во владение Кирилы Петровича, Владимир остался без средств к существованию. Ему приходится стать разбойником, чтобы добывать себе средства на жизнь. Любимый своими крепостными, он смог собрать целую команду единомышленников. Они грабят богатых людей, но обходят имение Троекурова стороной. Тот, несомненно, думает, что юноша боится его, поэтому не идет к нему с разбоем.

Троекуров в романе «Дубровский» показал себя как человек самолюбивый, но при этом побаивается, что Владимир однажды придет к нему мстить.

Дубровский в доме Троекурова

Но не так прост оказался наш юный герой. Он неожиданно появляется в имении Кирилы Петровича. Но его там никто не знает - он много лет не был на родине. Поменявшись документами с учителем-французом и хорошо ему заплатив, Владимир представляется семье Троекуровых как преподаватель Дефорж. Он неплохо говорит по-французски, и никто не может заподозрить в нем Дубровского.

Возможно, молодому человеку удалось бы воплотить все свои замыслы, касающиеся мести, в жизнь, но ему мешает одно обстоятельство - любовь. Неожиданно для себя Владимир очарован Машей, дочерью своего врага Троекурова.

Эта влюбленность меняет жизни всех героев романа. Теперь Дубровский-младший совсем не хочет мести. Он отказывается от злых помыслов во имя любимой женщины. Но Маша еще не знает, кто такой на самом деле этот Дефорж.

Сам Троекуров стал уважать молодого француза, гордился его смелостью и скромностью. Но пришло время, и Владимир признается Маше в своих чувствах и в том, кем он является на самом деле. Девушка растерянна - отец ни за что не позволит быть им вместе.

Когда правду узнает Кирила Петрович, он решает вопрос кардинально - выдает дочь замуж за богатого князя Верейского вопреки ее желанию.

Владимир не успевает приехать в церковь во время венчания, и теперь она больше не его Машенька, а княгиня Верейская. Владимиру ничего не остается, кроме как далеко уехать. Кирила Петрович более чем доволен сложившейся ситуацией.

Заключение

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых представлена нами во всех подробностях, являются абсолютно разными по типажу героями. Нельзя сказать, что Кирила Петрович был ужасным человеком - он все же раскаялся в своем гнусном поступке. Но жизнь не дала ему шансов быть прощенным.

И Андрей, и Владимир Дубровские - очень честолюбивые, Их уважают крепостные, и они, свою очередь, ничем их не притесняют. Однако Пушкин учит нас всех: никакие обстоятельства не должны доводить до крайних мер. Дружба - нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить.

Дом Троекурова располагается в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, 6 линия, 13. Поразительно, как хорошо сохранился до нашего времени этот старинный Троекуровский особняк – уникальный образец каменных построек петровской эпохи, своего рода первый типовой «образцовый» петербургский проект. Именно такими типовыми домами «для именитых» владельцев и был застроен Петербург в середине XVIII века.

Согласно историческим сведениям, государь Петр I издал указ, по которому застройка Петербурга строго регламентировалась социальным и материальным положением каждого жителя города, имеющего возможность возвести частное жилое строение. Новый дом должен был строиться по одному из настоятельно рекомендуемых «образцовых проектов», которых было всего три: для «именитых», для «зажиточных» и для «подлых».

По мнению историков и экспертов, Троекуровский дом – это второе каменное строение Санкт-Петербурга после Меншиковского дворца. Этот особняк был выстроен в 30-х годах ХVIII века для купца Алексея Троекурова, служившего стольником Петра I, первым архитектором той эпохи Доменико Трезини. Дом отмечен памятной доской как памятник архитектуры, построенный в 1720-1730 годах по “образцовому проекту”. Дом Троекурова – образец раннего петровского барокко, еще не обросшего вычурными формами и украшениями.

Дом изначально строился двухэтажным, но первый этаж «ушёл» в землю и сейчас это скорее полуподвал, где сегодня размещается кафе-бар “У Троекурова”. Особняк Троекурова сам по себе небольшой, но очень уютный, двухцветный (жёлто-белый), расположенный рядом с Трёхсвятительским храмом. По фасаду дома компактно расположены девять мелко расстеклованных окон с рельефным фигурным обрамлением, разделенных неглубокими филенками. Мезонин, завершающий центральную часть здания дома, прекрасно передаёт характерные для начала века архитектурные веяния и придаёт дому характер некой парадности. Центральную часть и углы дома архитектор подчеркнул рустованными лопатками, придающими дополнительный парадный штрих к общему впечатлению, производимому домом.

После смерти Троекурова дом перешёл к его вдове и дочери. Впоследствии дом многократно перепродавался и в 1808 году был выкуплен городскими властями "для жительства вице-губернатора". Во второй половине XIX века дом был передан Министерству Финансов, а затем снова продан частным владельцам. За свою почти трехсотлетнюю историю дом Троекурова повидал множество владельцев: это и графиня Салтыкова, и статс-советник Курбатов, и принц Штерке, и даже дети, воспитанники привилегированного приюта. В послереволюционное время в доме были устроены коммунальные квартиры.

В 1968 году в преддверии международной выставки дом Троекурова решено было отдать под снос. Однако, благодаря группе энтузиастов (архитекторы В.А. Бутми, М.В. Йогансен, историк И.А. Бартенев, преподаватели и студенты Художественной академии) здание было сохранено. В 1969 году группа реставраторов под руководством И.А. Бартенева и М.В. Йогансена в доме Троекурова провела реставрационные работы, благодаря которым облик фасада приблизился к первоначальному облику здания.

Сейчас в нем находится трехзвездочная гостиница с паркингом на пятьдесят автомобилей. Гостиница всё больше и больше обретает популярность, в том числе и потому, что располагается в одном из первых каменных зданий Петербурга. Фасад дома сохранен в первоначальном виде, зато полезную площадь здания смогли увеличить в несколько раз.

МКОУ Чухломская средняя школа имени А.А. Яковлева


Исследовательская работа на тему:

«Путешествие по барским усадьбам

романа А. С. Пушкина Дубровский»

Работу выполнила

ученица 6 «А» класса

Большакова Ирина

2012 – 2013 учебный год

План работы:


  1. Что такое усадьба.


  2. Историческая основа романа

  3. Секреты названии

  4. Выводы. Реальные усадьбы являются прототипами для создания образов усадьб в романе.

Цель моего исследования: сравнить усадьбы, описанные А.С. Пушкиным в романе «Дубровский», и реально существующие.

Я выдвинула гипотезу: усадьбы похожи на своих хозяев и имеют историческую основу.

Что такое усадьба.

Вначале я решила выяснить, что такое усадьба? Усадьба в русской архитектуре - это отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII - началу XX веков. У слова усадьба есть синонимы одно из них поместье.

Поместье – это недвижимое имущество, отданное государством в условное и временное владение, как жалованье за службу; известно с XIV в. Также к этим словам можно подобрать еще синоним.

Имение - 1. Поместье, земельное владение. 2. Имущество, собственность.

Вышеописанные слова являются синонимами, так как обозначают почти одно и то же. Поэтому про собственный земельный участок в 19в. могли назвать этими тремя словами.

Рассмотрим устройство дворянской усадьбы на примере усадьбы Петровское П.А.Ганнибала.
Схема №1

Усадьбы, описанные в романе «Дубровский», и жизнь в них
Проанализируем усадьбы, описанные в романе «Дубровский», и жизнь в них. (Приложение №1)

Кистеневка - бедная усадьба. С простой семейной жизнью. Крестьяне очень преданы своему хозяину.

Покровское - огромный каменный дом с парком. В усадьбе проводятся грубые увеселения, пиры. Крестьяне боятся барина, но тщеславятся его силой, чувствуют себя под его защитой безнаказанными по отношению к другим, даже помещикам.

Арбатово- огромный дом с парком и озером. Изящество и искусство. Чистые веселые избы крестьян. И в то же время безлюдье.


Историческая основа романа

Известно, что роман основан на реальных событиях. В основу сюжета лег рассказ близкого приятеля Пушкина, про одного небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытесен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Пушкину были известны похожие дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Муратова, а также нравы владельца села Петровское П.А. Ганнибала.

Возможно, и у усадеб, описанных в романе, есть прототипы. У Покровского с его самовластным и жестоким хозяином – усадьба Петровское с владельцем Ганнибалом. Прототипом Кистеневки Дубровского является село Михайловское. А усадьба Архангельское - прототип Арбатова князя Верейского.

Давайте рассмотрим каждую реальную усадьбу отдельно.

Петро́вское - село в Псковской области, входит в состав Пушкинского заповедника. Село возникло на месте старой деревни Кучане, на берегу одноименного озера. В 1742 году Елизавета пожаловала генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу земли, входившие в состав Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции. Имение получило название Петровское от имени царя Петра 1, сподвижником которого был Ганнибал. При Абраме Петровиче здесь началось возведение мызы, была построена усадьба, дом-контора управляющего имением, служебные постройки и небольшой винный завод.

Петровский парк хорошо виден из Михайловского за озером Кучане (оно же Петровское). Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь, как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. Крапива глушит цветы, а по вечерам парк стонет от гомона лягушек. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.

Усадьба Михайловское. Михайловское - музей-заповедник вПушкиногорскомрайоне Псковской области . Основан 17 марта 1922 года , когда, на основании постановления Совета народных комиссаров, усадьбы Михайловское , Тригорское и могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре были объявлены заповедными. Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал, были уничтожены здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков. После войны началось восстановление объектов музея-заповедника. Большую роль в восстановлении заповедника сыграл его директор (1945 - 1989) С. С. Гейченко . К 1949 году восстановлены усадьба Михайловское и Святогорский монастырь.

Михайловский парк - приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

Главная прелесть Михайловского парка - в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны, единственном домике, оставшемся от времен Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нем облаками.

Уса́дьба «Арха́нгельское» - дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века . В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов (1751-1831), известный коллекционер и любитель искусств. При нём дворец (французский архитектор Ш. Герн), заложенный ещё при прежнем владельце, был завершён. В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбаро перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами . На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.

В 1820 году усадьба пострадала от пожара. При восстановлении академиком комнатной живописи Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты.

Достойным обрамлением дворцового комплекса является парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».

Я выделила основные особенности усадеб.

В Михайловском - это скромный деревянный дом, фамильные портреты и дом любимой няни.

У Петровского - большой дом, огромный сырой парк.

А у Архангельского - роскошнейший замок, коллекции живописи, статуи в парке.

Секреты названий.

В названии усадьбы Покровское спрятался корень и однокоренное слово покров . Мы знаем, что Покров это православный праздник. В романе Пушкин указывает, что в Покровском есть церковь Покрова, а также в доме Троекурова празднуют праздник Покрова. Отсюда и название – Покровское.

В названии усадьбы Кистеневка тоже есть свой секрет. В словаре есть слово кистень. Кистень - старинное оружие в виде короткой палки с подвешенным на раме или цепочке металлическим шаром, тяжестью. Например: «Разбойник с кистенем». Владимир является благородным разбойником. Следовательно, название деревни – судьба Владимира. А северо-восточнее Болдина, в восьми километрах от него, окруженное плоской равниной, расположено село Кистенево.

Выводы:

Из моего исследования можно сделать вывод:

а) реальные усадьбы являются прототипами для создания образов усадьб в романе.

б) от названия усадьб зависит судьба героев.

в) А.С. Пушкин подбиралусадьбы. Прототипом усадьбы Дубровского послужило родовое имение Пушкиных, прототип Троекуров - жестокий и властный дядя Пушкина. Прототипом князя Верейского с его богатым замком стал князь Юсупов, который купил богатое поместье Архангельское.

Источники информации:

Электронная энциклопедия Википедия.(ru.wikipedia.org)

Толковый словарь русского языка.

Роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Учебник литературы для 6 классов под редакцией В.Я.Коровиной

Приложение №1



Усадьба и ее владелец в романе

Описание усадьбы

(характерные детали)


Какая жизнь протекает в усадьбе

Положение крестьян

Основные особенности

Кистеневка

(Дубровский)



Серенький деревянный дом, бедность, отсутствие парка.

Деревянная церковь.



Простая патриархальная семейная жизнь.

Крестьяне преданы своему барину.

Живут бедно.

Не терпят несправедливости.


Скромный деревянный дом

Покровское

(Троекуров)



Огромный каменный дом с бельведером. Дом на холме. Регулярный парк. Роскошная псарня. Беседка. Каменная церковь

Грубые увеселения, пиры, охота

Крестьяне боятся барина, но тщеславятся его силой, чувствуют себя под его защитой безнаказанными по отношению к другим, даже помещикам.

Большой дом на холме

Регулярный парк



Арбатово

(Верейский)



Каменный огромный дом, похожий на замок. Роскошная зала. Галерея картин. Большой английский парк. Озеро с островами. Романтическая парковая архитектура.

Утонченные наслаждения, искусство.

Чистые веселые избы крестьян.

Безлюдье.

Крестьяне невидимы.


Большая

Богатый каменный дом

Огромный парк из 3 частей

Троекуров Кирила Петрович – богатый дворянин-самодур, отец Маши.

Т. – человек избалованный и распущенный, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи – все обеспечивает ему вольготную жизнь. Т. проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия.

При всем этом Т. – не прирожденный злодей. Он очень долго дружил с отцом Дубровского. Поссорившись с ним на псарне, Т. мстит другу со всей силой своего самодурства. Он с помощью взяток отсудил у Дубровских имение, довел бывшего друга до умопомешательства и смерти. Но самодур Т. чувствует, что зашел слишком далеко. Сразу после суда он едет мириться с другом. Но опаздывает: отец Дубровский при смерти, а сын прогоняет его вон. Образом Т. Пушкин показывает, что беда не в самом помещике, а в социальном устройстве русской жизни (крепостное право, всесилие дворян). Оно развивает в непросвещенном дворянине веру в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»). Даже любовь к детям искажается в Т. до предела. Он обожает свою Машу, но делает ее несчастной, выдав за богатого, но нелюбимого ею старика. Самодурство Т. отражается и на его крепостных. Они также спесивы, как и их хозяин. Троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему – и тем самым ссорит старых друзей.

/ Характеристики героев / Пушкин А.С. / Дубровский / Троекуров

Смотрите также по произведению "Дубровский":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Характеристика героя Князь Верейский, Дубровский, Пушкин. Образ персонажа Князь Верейский

Князь Верейский – второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина «Дубровский», пятидесятилетний старик, друг Кирила Петровича Троекурова. Несмотря на то, что князю было около 50 лет, он казался намного старше. Его здоровье было изнурено всякого рода излишествами. Однако наружность у него была приятная, особенно для женщин, с которыми он был так любезен в свете. По натуре это был человек рассеянный и скучающий. С появлением Верейского в деревне Троекуров оживился. Он был рад такой дружбе и с удовольствием принимал его в своей усадьбе.

Кирила Андреич по обыкновению водил гостя на осмотр своих заведений, и, конечно же, в псарню. Там князю особенно не понравилось. Прикрывая нос надушенным духами платком, он выбежал оттуда, задыхаясь от собачьей атмосферы. Верейский немного прихрамывал. Когда, устав от прогулок, он с Троекуровым вернулся в дом, то увидел там девушку необычной красоты. Это была Маша Троекурова. Она показалась князю более чем очаровательной и утонченной. После этой встречи он всячески ухаживал за ней и пытался привлечь ее внимание любопытными рассказами.

Вскоре он сделал Маше предложение. Троекуров охотно дал согласие на этот брак, так как знал, что Верейский богат. Его не смущали ни протесты дочери, ни возраст кандидата. В отчаянии Маша написала князю письмо с просьбой отказаться от нее, так как она любила Владимира Дубровского. Однако Верейский не только не думал отказываться от нее, но и показал письмо Троекурову. В результате Маша попала под домашний арест, а приготовления к свадьбе ускорились.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Рассказать друзьям