Описание картины ф толстого цветы. По картине Ф.П

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Уроки развития речи.

Описание картины «Цветы, фрукты, птица».

МОУ СОШ №3

Тутаев, 2008

Цели урока:

1. Ознакомить детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в натюрморте);

2. Подготовить учащихся к описанию натюрморта

Оборудование:

Натюрморты, русских и зарубежных художников.

I. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т. д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах , о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

II. Вступительное слово о художнике и его картинах.

Федор Петрович Толстой (), известный медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист , был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.

Созданные «Толстого кистью чудотворной» () натюрморты стали произведениями большого искусства.

III. Беседа по картине.

Перед нами натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?

Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными, они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко.)

Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда . Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

(Ф. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

IV . Составление плана описания картины.

1. Какие предметы изобразил художник?

2. Как расположены предметы по картине (в центре, слева, справа)?

3. Как предметы сочетаются между собой по цвету?

4. О каком времени года напоминает натюрморт?

5. Какие мысли и чувства он вызывает?

V . Устное описание картины учащимися, обсуждение высказываний.

Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)

Какое – деловое или художественное?

(Художественное. Картина произведение искусства.)

Какова же будет главная мысль нашего описания?

(Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

Выслушайте устное сочинение вашего одноклассника и проанализируйте его, отметьте положительные стороны и недочеты, если они есть.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

2. Раскрыта ли основная мысль художника?

3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

Федор Петрович Толстой, автор картины «Цветы, фрукты, птица» – акварелист, скульптор, медальер, человек, который полюбил живопись с раннего детства и чьими работами любуется сегодня весь мир. Толстой подарил нам множество картин, которые чаруют своим совершенством, калейдоскопом красок и сюжетом. Одной из знаменитых картин Толстого является натюрморт «Цветы, фрукты, птица».

Когда смотришь на картину «Цветы, фрукты, птица» Толстого, понимаешь, картину создал талантливый человек, который сумел передать не только сочность красок, но и который изобразил на полотне разнообразный мир живой природы. Автору удалось изобразить несовместимые объекты из живого и растительного мира, но которые в целом смотрятся лаконично, гармонично и даже являются дополнением друг друга.

Описание картины

В центре картины изображена ваза. Она настолько прозрачна, что через нее видны не только стебельки растений и чистая вода, но и просвечивается фон картины. В вазу автор поставил букет полевых цветов, которые своими яркими красками напоминают нам о лете и солнечных днях. Цветы как будто только сорванные, они сочные, нежные. А зелень, которой дополнил автор картины свой букет, напоминает о весне. Рядом с вазой лежат аппетитные спелые яблоки, которые так и хочется попробовать, причем, изображенная муха, которая сидит рядом с разрезанным яблоком, вскоре уже отведает сок этого замечательного фрукта. Справа от вазы располагается большая, красивая гроздь винограда с крупными сочными ягодами. На верхнюю часть кисти винограда присела маленькая, яркая птичка. Она причудливо склонила свою голову, будто бы что-то высматривает. Может, ее привлекла вода в вазе? А может, ее заинтересовала муха, которая сидит на яблоке. Рядом с букетом парят бабочки, которые делают картину более живой и яркой.

На переднем плане мы видим свисающие со стола веточки белой и красной смородины. Автор картины «Цветы, фрукты, птица» изобразил ягодки настолько прозрачными, что видны даже косточки.

Светлый бежевый фон, стол на котором разместилась композиция, тоже светлый. Кажется, что художник изображал свою картину в солнечный погожий день, передавая и нам ощущение теплоты и заставляя непроизвольно восторгаться окружающим нас миром.

Мне понравилась картина Толстого «Цветы, фрукты, птица» своей легкостью, простотой, яркими и насыщенными красками. Смотришь на нее и мысленно попадаешь в сказочное жаркое лето, а на лице появляется улыбка.

Федор Петрович Толстой считается одним из самых знаменитых скульпторов, живописцев, рисовальщиков и даже граверов.
«Цветы, фрукты, птица» считается его самым знаменитым произведением, написанным в жанре натюрморт.

Мне на первый взгляд данное произведение показалось очень странным, все что собрано в его натюрморте представляет для меня набор совершенно неуместных деталей.
Я бы назвала этот натюрморт «куча-мала».
Однако по мнению многих критиков, своим набором, живописец намеренно пытался совместить несовместимые на первый взгляд элементы.
Многие художники того времени были уверены, что наш мир произошел из хаоса, вероятно и натюрморт Толстого, является своего рода аналогией с хаосом.
Также существует мнение, что картина толстого, это хорошая детская аппликация, но так или иначе, данное произведение не возможно оставить без внимания.
Не важно какие чувства она вызывает, она заставляет нас задумываться о том, что мы бы нарисовали свой натюрморт и убрали бы с полотна пару-тройку вещей, которые на наш взгляд там лишние.

Я, как и многие исследователи творчества этого художника, попыталась найти какой-то скрытый смысл в этом произведении.
Мне, как и многим данный натюрморт показался не гармоничным, все предметы, которые изображены в натюрморте разнонаправленны.
Многие критики приравняли эту картину к вредной для человеческого сознания, так как глядя на них складывается впечатления разбалансировки чувства целостности системы.
Невозможно соединить в шедевре несоединимое.
Тем самым можно подумать, что этим произведением Толстой пытался просто-напросто привлечь внимание к своему творчеству, даже через негативные впечатления.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Микулинская гимназия»

Интегрированные предметы: русский язык, изобразительное искусство

Тема «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Класс: 5

Цели:

1) русский язык: углубить представление об описании в художественном стиле речи; формировать навыки написания сочинения-описания по картине;

2) изобразительное искусство: научить определять жанры изобразительного искусства; вызвать интерес к изучению истории русского натюрморта 19 века; показать отличие картины от иллюстрации; воспитывать любовь и уважение к произведениям изобразительного искусства.

План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя русского языка:

Существуют разные виды искусства: музыка, театр, балет, архитектура, литература и живопись. Каждый вид искусства имеет свой собственный изобразительный язык. В архитектуре это форма, материал, в музыке – звук. Что же является изобразительным языком живописи? Давайте подумаем над словом «живопись». Его лексическое значение можно выразить через словосочетания «живо пишу» или «пишу красками».

Слово учителя изо:

Произведения живописи называются картинами. Если же картина воспроизведена путем фотографии, клише, то ее называют репродукцией. Изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст, является иллюстрацией. Таким образом, картина пишется на основе жизненных впечатлений, исторических событий, с натуры. Иллюстрация же создается к какому-либо литературному произведению.

Слово учителя русского языка:

Сегодня мы обратимся к творчеству Ф.П.Толстого, который вошел в историю русского искусства как непревзойденный мастер натюрмортной живописи, попытаемся раскрыть сложный процесс рождения натюрморта. А.С.Пушкин в своем романе «Евгений Онегин», описывая альбомы светских дам, написал:

Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…

Давайте заглянем, подключив наше воображение, в одну из комнат дворянской усадьбы, насладимся красотой только что сорванных цветов, фруктов, ягод и, конечно, начнем описывать все увиденное, используя богатство русского языка и те чувства, которые вас охватят на этом уроке.

3. Работа с биографией Ф.П. Толстого

Сообщения учащихся с презентацией:

1. Федор Петрович Толстой - один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

2. Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство - почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска - «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба 1808-1809, Калининская областная картинная галерея), «Душенька» (1808-1809, Гос. Эрмитаж) - свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах.

3. Гордостью художника стало его участие в создании Храма Христа Спасителя в Москве – создание входных дверей, орнаменты, колоссальные фигуры и бюсты различных Святых, поясное изваяние Христа, бюст Николая I в царской порфире и славянских доспехах. Совет Академии художеств утверждает Федора Толстого в должности профессора. В 1828 году он уже становится вице-президентом Академии художеств.

4. Небольшие графические листы Ф.П. Толстого с изображением цветов, плодов, птиц и насекомых стали одним из самых оригинальных явлений в истории отечественного искусства. В начале XIX века чрезвычайно модными в России были «ботанические рисунки», альбомы цветов, а также «обманки», берущие начало еще в XVIII столетии. Они-то и стали отправной точкой натюрмортных рисунков Толстого. Мастер писал о счастье художника передавать «свои чувства в восхитительных, завлекательных для ума формах». Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. С тщательностью художника-ювелира он создавал рисунки с букетами цветов в стеклянных сосудах, фруктами и ягодами, с прозрачными росинками на них, разноцветными бабочками и бразильскими птичками. В каждом цветке или ягодке выражено бесконечное восхищение художника красотой мира.

4. Работа с искусствоведческим текстом.

Натюрморт (фр. nature morte букв. мертвая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать красоту красок окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже
XVI - XVII вв. в Голландии.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников.

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.

Опираясь на данный текст, сформулируйте определение термина «натюрморт». Подчеркните в данном тексте слова и словосочетания, которые позволяют отличить натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

5. Беседа по картине «Цветы, фрукты, птица»

Вглядитесь в репродукцию картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Что сразу привлекло ваше внимание? Почему?

Рассмотрим картину детально. Что изображено на ней? Опишите предметы. Как художник расположил их?

Что занимает центральную часть полотна? Каким образом Ф.Толстой показал кристальную чистоту воды в вазе? Опишите цветы.

Опишите кисть винограда. Чем она привлекает нас? Какие краски использует живописец, чтобы показать свежесть ягод и листьев?

На что похожи две веточки смородины?

На полотне присутствуют и живые существа. Опишите их.

Какова палитра этого полотна?

Какие чувства предлагает нам испытать художник?

6. Работа по обогащению словаря учащихся.

  • Подберите определения к словам:

ваза- большая, стеклянная, прозрачная и др.

цветы- ароматные, свежесрезанные, нежные, изумительные и др.

яблоко- сладкое, сочное, наливное и др.

виноград – спелый, иссиня-черный, сладкий;

  • Закончите предложения:

Мое внимание на полотне привлекло…

В центре холста художник изобразил…

Справа и слева от вазы с цветами художник поместил…

Райская пеночка, сидящая на виноградной кисти, придает картине…

Основная мысль произведения заключается в …

Если бы у картины не было имени, я бы ее назвал…

7. Работа над планом сочинения.

  • Вступление.

1) Слово о художнике;

2) Первое впечатление от картины.

  • Основная часть.

1) Описание центральной части полотна;

2) Правый и левый фланг картины;

3) Цветовая палитра, которую использует автор;

4)Основная мысль произведения.

  • Заключение.

Настроение, которое создает картина.

8. Написание сочинения, редактирование черновых работ.

9. Домашнее задание по усмотрению учителя.

10. Итоги урока.


Картину «Цветы, фрукты, птица» написал русский художник Федор Петрович Толстой. Он славится своими прекрасными натюрмортами. В натюрмортах художник изображает окружающий его мир вещей и предметов. При этом художник сам выбирает предметы для картины и их расположение. В этом проявляется его душа и характер.

Описание картины «Цветы, фрукты, птица» Толстого полностью соответствует названию этой картины. Художник действительно нарисовал здесь цветы, фрукты и птицу. Но при этом он дал возможность зрителю увидеть их своим взглядом.

Обычные полевые цветы стоят в стеклянной вазе. Наверное, художник нарвал их в саду и принес домой. Лепестки цветов белые и нежно-розовые. Они выглядят невероятно тонкими, почти прозрачными. Кажется, что через них просвечивается солнце. Или это сами цветы светятся, словно в волшебной сказке? Их сказочный свет оттеняют плотные зеленые листья.

Один из цветов коричнево-желтый, с увядшими лепестками. Это создает контраст со всей картиной. Мне кажется, благодаря такому контрасту художник смог показать, насколько разнообразной бывает природа. Без этого цветка натюрморт выглядел бы незавершенным.

Вода в вазе очень прозрачная. Она словно впитала в себя весь свет картины. А простое стекло сосуда не отвлекает внимания от букета. Вокруг вазы разложены фрукты и ягоды. Здесь нет чего-то экзотического, тропического. Все это можно сорвать в саду. Но какими же красивыми становятся обычные вещи под рукой мастера! На переднем плане алеет гроздочка смородины. Ее ягоды смешались с другими, нежно-желтыми. Крупные яблоки так и просятся в руку. Один бок у них темно-красный, а другой – желтоватый. Сочная мякоть разрезанного яблока изображена невероятно точно. Видны даже косточки и прожилки. Дополняет картину гроздь темно-зеленого винограда. Его тонкие усики плетутся по всей картине. Сначала даже кажется, что это искусная подпись художника. Но нет, этот изящный росчерк тоже создала природа.

В моем сочинении по картине «Цветы, фрукты, птица» Толстого очень много места занимает описание цветов и фруктов. А где же птица? Чтобы заметить ее, нужно как следует приглядеться. Она присела на одно из яблок и почти сливается с листьями. Только синий хвостик торчит вверх. Птица наклонила голову, словно ищет что-то в яблоке. Она такая маленькая. Но благодаря этой певунье, занятой своими делами, картина по-настоящему оживает. Птица, бабочки, цветы – художник смог увидеть единство между этими предметами и показать его зрителям.

Самые популярные материалы марта для 5 класса.



Рассказать друзьям