Описание картины лутфуллина три женщины. Сочинение по картине «Три женщины» Лутфуллина Анализ картины «Праздник в деревне»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Основные даты жизни и творчества
1928 – родился 4 февраля в деревне Аскарово Абзелиловского района Башкирской АССР
1943-1945 – учился в Магнитогорском ремесленном училище
1945-1948 – учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище № 9
1949-1951 – учился в Башкирском театрально-художественном училище у А.Э. Тюлькина, Б.Ф. Лалетина
1951-1954 — учился в Государственном художественном институте Литовской ССР
1957- первая персональная выставка в г. Уфе
1957-1998 — участвовал в многочисленных выставках международного, всероссийского и республиканского значения
1966 — удостоен звания «Заслуженный художник БАССР»

1967 — награжден дипломом Совета Министров РСФСР за участие в III республиканской выставке «Советская Россия»

1970 — награжден Почетной грамотой Верховного Совета и Совета Министров РСФСР за творческие достижения
1971 — награжден дипломом Академии художеств СССР за картину «Праздник в ауле. 1930-е годы.»
1976 — творческая поездка во Францию. Персональная выставка, Москва.
1977 — награжден Почетной грамотой Верховного Совета и Совета Министров РСФСР за творческие достижения

1978- удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР». Персональная выставка. Уфа, Магнитогорск, Казань
1980- творческая поездка во Вьетнам

1982- удостоен звания «Народный художник РСФСР». Удостоен звания лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева

1987- награжден Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за высокие творческие достижения

1988- избран в члены-корреспонденты Академии художеств СССР
1989- удостоен звания «Народный художник СССР»
1992- избран почетным членом Академии наук Республики Башкортостан
1997- избран действительным членом Академии художеств России
1998- персональная выставка в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова г.

Умер 10 февраля 2007г. в Уфе. Похоронен в селе Абзаково Белорецкого р-на РБ на Родине художника.

«… Выставка произведений мастера, организованная уфимской галереей «Мирас», представляет его портретные, пейзажные работы, эскизы композиций, натюрморты. Ценность экспозиции заключена в том, что в ней представлены наряду с другими произведения мало известного зрителю раннего периода творчества художника,
которое отличает особая эмоциональность, непосредственность. Многие из них впервые вышли из стен мастерской. Это портреты его соотечественников – «Председатель сельсовета» 1961, «Бабушка из деревни Урсук» 1972, «Ветеран» 1982 – люди, умудренные опытом лет и непростой жизни; «Башкирка в белом платье» 1960, «Маярьям»1963 – девушки с молодым румянцем, очаровательные в своей искренности. Эти работы выявляют сущность творчества мастера, для которого вечной ценностью остаются люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, исполненных душевной чистоты и благородства.

…Замечательно, что этот высоко художественный мир предстал в экспозиции произведений ведущего российского живописца Ахмата Лутфуллина, развернутой в галерее «Мирас», которая, организуя подобные выставки, способствует сохранению лучших традиций нашего искусства, воспитанию патриотических чувств и эстетического вкуса зрителей, ценителей искусства.»

Валентина Сорокина
Искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова, заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени П.М. Третьякова.

Анализ картины «Праздник в деревне»

Материал картины: Холст, масло.

Жанр картины: Исторический.

Эскиз картине: "Деревенский праздник" Бумага, темпера. 17.5x36.5 см.

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Размер: 93 х 108.

Дата создания: 1917.

Картину "Праздник в деревне" (см. прил. 2), Кустодиев написал всего за пять дней - именно такое количество времени провел художник в своем загородном имении.

В картине "Деревенский праздник" художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы. Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен: он построен на сочетании красных, желтых, оранжевых, охристых и белых цветов.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал впоследствии в картине "Праздник в деревне".

В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого - глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком.

Тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью особенно привлекала художника. Картина "Праздник в деревне" имела большой успех на выставках, как в России, так и за рубежом.

Анализ картины «Троицын день»

Материал: Холст, масло.

Жанр картины: Импрессионизм.

Место хранения: Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева.

Размер: 110 х110.

Дата создания: 1920.

В картине "Троицын день" (см. прил. 3), создан идеалистический образ русского праздника. Праздник наступившего раннего лета, Святая Троица. Мы видим окраину города, широкую поляну, купола церквей, нарядных, неспешно гуляющих людей. Везде чувствуется праздничное оживление, везде снуют коробейники с цветами и сладостями. Народ катается на тройках, гуляет, ведет беседы, развлекается в ярмарочных балаганах. На первом плане картины Кустодиев поместил степенное купеческое семейство как символ патриархальной Руси.

Живописное полотно сияет всеми оттенками синего и зеленого цветов, а белые облака и яркие красные и желтые детали дополняют праздничный настрой картины.

Передний план отведён главным персонажам кустодиевских гуляний. Это купчиха, её дочь, молодая и чуть смущённая, отец - купец в классической одежде, и молодой человек, в котором легко угадывается возможный жених. Следует отметить, что Кустодиев пишет людей шаблонами. У него даже есть персонажи, представляющие разные типы профессий, - булочник, монахиня, извозчик - стали персонажами отдельных картин. На картине все нарядные, весёлые, в достатке, беседуют и радуются. Повсюду довольство и достаток.

Происходит все на поляне, видимо, на окраине этого города. Это не парк, поскольку коляски свободно ездят где угодно, виден шатёр цирка. Деревья расположены в разброс, и это на руку художнику - так помещается больше людей.

Все на картине размещено в пространстве, созданном высокой церковью справа и деревом слева. Дальше - ещё одна колокольня. Это помогает подчеркнуть тему - праздник Троица. Художники тех времён считали церковь настолько важным элементом, что ни одна картина о российском быте не обходилась без неё. Даже на автопортрете художник размещает себя на фоне Троице-Сергиевой Лавры.

Яркие краски помогают ощутить атмосферу радости и отдыха. Яркие цвета одежды у купчихи, букет цветов у девушки и продавца. Художник всегда очень любил и уважал народную традицию. А искусство, изображающее её должно приносить радость. Эту веру он пронёс через все своё творчество.

Анализ картины «Гуляние на Волге»

Материал: Хост, масло.

Жанр картины: жанровая сцена.

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Размер: 100 х 125.

Дата создания: 1909.

На картине "Гулянье на Волге" (см. прил. 4), показаны набережная с гуляющими людьми, Волга, живописный противоположный берег реки. Высокая точка зрения позволила мастеру охватить широкую праздничную панораму.

По аллее на крутом берегу, где когда-то в гостинице "Эрмитаж" в 1906 году останавливался Б.М. Кустодиев, прогуливаются купцы и купчихи, приказчики, половые, военные, странники. Оживает картина Кустодиева "Гулянье на Волге". Празднично нарядные люди гуляют под музыку духового оркестра. В палатке торгуют сладостями и кондитерскими изделиями, работает уличная чайная, где каждый желающий может испить самоварного чайку. Чуть дальше исполняют русские романсы. И барыни, и беседка, и чайная лавочка, и всё остальное, что ни на есть типично русское: и наряды купчих, и ампирные домики, и кисельно - красная церковка.

В Тутаеве работало много художников и среди самых известных - Борис Кустодиев. Он побывал в Романове в 1906-1909 годах, жил в гостинице «Эрмитаж» на волжском бульваре и из окна этой гостиницы написал свою картину «Гулянье на Волге», хранящуюся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.

Кустодиев - певец русского провинциального быта, с иронией и любовью изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян. Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж», сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи. Приукрашенная, поданная художником в её парадном, праздничном виде, она теперь предмет ностальгических переживаний по настоящей православной Руси, с традициями народных праздников и обычаев и, милым сердцу, безыскусным уютным мещанским бытом, неторопливостью той жизни.

Картина написана со второго этажа гостиницы, бульвар мы видим как бы сверху. На той стороне Волги - наш красавец Воскресенский собор. Видна пристань пароходного общества «Самолет». На этом коротком промежутке бульвара было несколько пристаней, каждая со своей деревянной лестницей вниз - берег очень высокий. Каждое пароходное общество, а их было несколько: «Русь», «Надежда», «Братья Любимовы», «Кашин», имело собственную пристань и свои пароходы. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.

Ахмат Лутфуллин

Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет нас прежде всего национальным своеобра­зием. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чув­ствовать своеобразием и красоту его быта, характера и традиций.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Аскар Тамъян-Катайского кантона (ныне Абзелиловского района) Башкортостана. Учился в Ленинградском архитектурно-художественном, Уфимском театрально-художественном учили­щах, Государственном художественном институте Литвы.

Первая и очень небольшая выставка произведений художника состоялась летом 1957 в уфимском городском парке. И зрители, и печать приняли её очень тепло. Уже в первых самостоятельных опытах молодого живописца увидели стремление к созданию портретов-образов, передающих лучшие черты башкирского на­рода: физическую красоту, богатство внутреннего мира, открытое чувство национальной гордости и достоинства. «Первый, но вер­ный шаг» – так выразительно называлась рецензия на эту выставку в республиканской газете. Свой первый экзамен после окончания учёбы художник выдержал успешно.

В 1968 году Лутфуллин написал одно из самых сильных и за­конченных произведений – портрет-раздумье «Золотая осень». Два пожилых человека, муж и жена, воплощают в себе разные харак­теры: в женщине явно отмечено духовное превосходство, в ней больше внутренней цельности и силы. Мужчина более прост. Ко­нечно, и его жизнь потрепала, но не в такой степени, как его суп­ругу. Мы не знаем их судьбы, нам не известно, какие невзгоды выпали на их долю, но это и неважно. Посмотрите, как спокойны их лица, на них нет и следа печальных забот. Эти люди прожили достойную жизнь, верно, достойно воспитали детей, а теперь жи­вут спокойной и счастливой, в их понимании, жизнью. Что же главным было в их жизни? Честный труд. Посмотрите на их руки -они большие, даже несколько уродливо большие. Эти люди нико­гда не кривили душой. Они жили достойно. Труд – основа их жизни. Благодаря таким людям и существует настоящее.

Самой большой творческой удачей Лутфуллина стала картина «Три женщины», она написана в 1969 году. Один из исследовате­лей современного искусства В. Ванслов отметил: «А Лутфуллин в картине «Три женщины» воплотил гордую красоту и нравствен­ную чистоту народных характеров, создав образ, возвышающийся до глубоких раздумий о судьбе поколений, о развитии жизни, о прошлом и современном в истории народа».

Сам художник отмечает, что это полотно – его автобиография. Работая над ним, он как бы заново пережил в памяти всю свою жизнь и жизнь своих близких. Сюжет картины несложен. Три женщины в национальных одеждах пьют чай в чистой башкирской избе. Перед ними, по башкирскому обычаю, прямо на нарах, на белой скатерти – поднос с чашками, нехитрая деревенская снедь.

Но этот сюжет наполнен большой философской мыслью – пе­ред нами величавое повествование о трёх разных биографиях, трёх поколениях, трёх разных характерах, соединенных естественно и просто. За тремя живыми конкретными судьбами стоит судьба всего народа, вся его сложная история, глубинные основы его нравственной жизни. За их характерами – характер всей нации, мужественный, несгибаемый.

Царственно спокойна восседающая в центре на красной по­душке величавая старуха - живой символ неумолимого времени, незыблемости вековых обычаев. Узорчатые концы расшитых по­лотенец увенчивают ей голову. Аскетическое лицо, тёмные высо­хшие руки сосредоточили в себе мудрость веками выработанного народного опыта, трудно, но достойно прожитой жизни. Этот об­раз несёт в картине эмоциональную основную и идейную на­грузку

Фигура другой женщины мягко вырисовывается на светлом фоне окна. Она давно уже встретила зрелость. В её образе осо­бенно полно раскрываются нравственные черты нации: благород­ная сдержанность чувств, стойкость и внутренняя сила характера. Годы унесли молодость и физическую красоту этих двух женщин, но зато щедро наделили их нравственной красотой

Рядом с мудрой старостью – молодость. На долю молодой женщины, сидящей слева, выпало больше радости и счастья, она не испытала того, что довелось пережить старшим. Она – связую­щее звено прошлого и настоящего, продолжательница и храни­тельница нравственных ценностей народа.

Образы женщин содержат одну мысль – тему судьбы народа, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.

Всё до мелочей продумано в этом полотне. Простоту и безы­скусственность жизни подчёркивает скромный натюрморт: свеже­испечённых хлеб, молоко в деревянной миске, три фарфоровые чашки с блюдцами, белые, в красный цветочек. Золотистые гряды древних уральских гор, встречающих и провожающих поколения, -это тема вечности. Фигурки едущих на велосипедах школьников -тема молодости, постоянного обновления жизни.

Художник в своём творчестве обращается и к натюрмортам. «Натюрморт с кувшином» написан свободной, уверенной кистью.

Предметы самые обыкновенные: краюшка чёрного хлеба и се­лёдка, наполненная молоком кружка и хрупкие белые яйца, рас­писная деревянная ложка и темный глиняный кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного дощатого стола. Зачем художник на­писал этот натюрморт? Какую мысль выразил он? Проста жизнь человека, чья трапеза представлена нам. Скромная еда говорит о том, что человек этот не привык к излишествам, а чистота и яркий цвет в картине о честности человека, о том, что нет в его жизни фальши, нравственной ущербности.

Обращается художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет пей­заж «Последний старый дом в ауле». Этот вросший в землю полу­развалившейся дом в окружении покосившихся плетней и надвор­ных построек художник увидел однажды в родных местах. Жила в нём одинокая старуха. Это картина контрастов. Электрические провода, антенна на покрытой шифером дома в глубине соседст­вуют с полуразвалившимися домом и изгородью. Изгородь в кар­тине – это главное. Несмотря на то, что она покосилась и чтобы окончательно не упала на землю, подперта столбами, есть в ней некая прелесть. Автор тщательно выписывает причудливое, слож­ное переплетение прутьев и жердей. Некогда, верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно стоявшие на земле. И эта живописная из­городь как бы свидетельство о том. Почему всё пришло в упадок нам неведомо Вопрос в ином – справедливо ли это? Жизнь идёт вперёд, но справедливо ли движение, которое приводит к разру­шению? На этот вопрос, каждый ответит по-своему.

Пройдёт время, и новые поколения зрителей, возможно, иначе оценят удачи и находки художника. Но одно несомненно – живо­пись Ахмата Лутфуллина значительна и своеобразна.

По Л Н Поповой

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района Республики Башкортостан, в семье лесосплавщика. С соседними сёлами Аскарово и Абзаково были связаны годы его юности.

Отец Ахмата - Фаткулла был грамотным человеком, еще до революции окончил медресе, хорошо пел протяжные башкирские песни. Мать вела хозяйство, была прекрасной рассказчицей, знала много сказок и легенд. В семье было семеро детей, Ахмат был старшим сыном. Рисовать начал с пятого класса, когда ему поручили оформлять стенгазету, и с тех пор с искусством он не расставался. Он обладал хорошим природным голосом, музыкальностью, играл на мандолине. Перед войной Ахмат даже был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии, выступил на радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но помешала война.

В 1943 году, в трудное военное время он пешком уходит в Магнитогорск и поступает учиться в ремесленное училище на токаря, но мечта стать настоящим художником не оставляет его. Одновременно посещает изостудию при Дворце культуры металлургов.

Ахмат Лутфуллин много учится. В 1945-1954 годы он оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально-художественное училище и Государственный художественный институт Литовской ССР. В годы учебы в Уфе его наставниками были живописцы Александр Тюлькин и Борис Лалетин. В те годы практически не было глубоких традиций башкирской художественной школы, поскольку изображать на рисунке людей и животных запрещалось исламом. Художнику пришлось пройти сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга -- нидерландского художника XIV века и творчество армянского художника Минаса Аветисяна. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами.

После завершения учебы в Литве художник вернулся в родной аул и начал много работать. Он создает портретные и пейзажные этюды «Портрет матери», «Натюрморт с картинкой», «Башкир-крестьянин» и другие. В 1957 году в Уфе состоялась его первая персональная выставка, где Ахмат Лутфуллин заявил о себе как о серьезном мастере, работающим над национальной темой. Уже в первых работах ярко выражено стремление художника передать на холсте лучшие черты башкирского народа и богатство внутреннего мира современников. Постепенно портретная тема становится ведущей в творчестве мастера.

Образы женщин содержат одну мысль - тему судьбы народа, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.

Художник в своём творчестве обращается и к натюрмортам. «Натюрморт с кувшином» написан свободной, уверенной кистью.

Предметы самые обыкновенные: краюшка чёрного хлеба и селёдка, наполненная молоком кружка и хрупкие белые яйца, расписная деревянная ложка и темный глиняный кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного дощатого стола. Проста жизнь человека, чья трапеза представлена нам. Скромная еда говорит о том, что человек этот не привык к излишествам, а чистота и яркий цвет в картине о честности человека, о том, что нет в его жизни фальши, нравственной ущербности.

Обращается художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет пейзаж «Последний старый дом в ауле». Этот вросший в землю полуразвалившейся дом в окружении покосившихся плетней и надворных построек художник увидел однажды в родных местах. Жила в нём одинокая старуха. Это картина контрастов. Электрические провода, антенна на покрытой шифером дома в глубине соседствуют с полуразвалившимися домом и изгородью. Изгородь в картине - это главное. Несмотря на то, что она покосилась и чтобы окончательно не упала на землю, подперта столбами, есть в ней некая прелесть. Автор тщательно выписывает причудливое, сложное переплетение прутьев и жердей. Некогда, верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно стоявшие на земле. И эта живописная изгородь как бы свидетельство о том.

Художник активно участвует в многочисленных выставках международного, всероссийского и республиканского значения. В 60-70-х годах Ахмат Лутфуллин создает полотна «Три женщины», «Праздник в ауле. 30-е годы», картины «Прощание» и «Ожидание», вошедшие в золотой фонд советского изобразительного искусства.

За его конкретными персонажами стоит судьба всего народа, глубинные основы его бытия. Величие Ахмата Лутфуллина как художника и состоит в том, что он на своих холстах емко, и одновременно предельно просто, смог выразить обобщенный образ представителей своего народа. Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет, прежде всего, национальным своеобразием. Лутфуллин - художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.

Высокой живописной культурой отмечено все его творчество. Обладая самокритичностью и требовательностью, опираясь на лучшие традиции мирового искусства, художник Ахмат Лутфуллин смог создать собственную выразительную манеру живописи, воплотившую истоки его философских и поэтических исканий.

В 1977 году состоялась творческая поездка Ахмата Лутфуллина во Францию. В том же году прошла персональная выставка его работ в Москве. Позже художник совершает творческую поездку во Вьетнам. В 1966 году он удостоен почетного звания «Заслуженный художник БАССР». За участие в III республиканской выставке «Советская Россия» в 1967 году он награждается дипломом Совета Министров РСФСР. За творческие достижения дважды удостаивается Почетной грамоты Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР, Почетной грамоты ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник РСФСР» и «Народный художник СССР». Ахмат Лутфуллин избирается действительным членом Академии художеств России и почетным членом Академии наук Башкортостана. Его персональные выставки с огромным успехом проходят в Уфе, Казани, Магнитогорске и Москве. Он участник многих международных, всесоюзных, всероссийских и зональных выставок. В 1982 году художник стал лауреатом Республиканской государственной премии имени С. Юлаева, в 2004 году - лауреатом премии имени Кима Ахмедьянова.

В целом с именем Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века.

Множество произведений художника хранится в запасниках Третьяковской галереи в Москве, в Русском музее Санкт-Петербурга, Башкирском художественном музее имени М.Нестерова, других музеях страны и в частных коллекциях.

В жизни Ахмат Фаткуллович был очень скромным человеком, предпочитал больше слушать, чем говорить, обладал глубокими познаниями во многих областях, тонким остроумием. Круг его интересов был широк и многообразен. Как художник он, конечно, был очень наблюдательным. Его внимательный взор, казалось, пронизывает собеседника насквозь. Совсем немного не дожил он до своего 80-летия. Ахмат Фаткуллович Лутфуллин покинул этот мир 10 июля 2007 года и похоронен в родном селе.

С 2008 года средняя школа в селе Абзаково Белорецкого района носит имя выдающегося земляка. В августе 2011 года на здании школы установлена мемориальная доска. Одна из улиц в поселке Нагаево Октябрьского района города Уфы с недавних пор носит имя Ахмата Лутфуллина. На доме № 7/1 по улице Аксакова в Уфе, где художник жил долгие годы, установлена мемориальная доска с барельефом.

Барельеф - вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Выставка -- публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом).

Ислам -- монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В арабском языке слово «ислам» -- отглагольное существительное, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии ислам -- это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия.

Кантон -- территориально-административная единица в некоторых странах, военно-территориальная единица в Башкиро-мещерякском войске.

Лауреат -- лицо, которому присуждена государственная или международная премия заслуги, достижения в производстве, технике, науке и др., а также победитель конкурсов (главным образом художественных).

Мандолина -- струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни -- лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн.

Медресе -- мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

Мемориальная доска -- плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливаются на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие.

Музей -- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов -- памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. художник лутфуллин живопись башкирский

Персонаж -- любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства.

Портрет - изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.

Филармония -- в некоторых странах: музыкальное общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства.

Экспонат - в области изобразительного искусства: художественное произведение, выставленное для обозрения на выставке или в музее.

Я - сын земли своей. Эта строка, вынесен­ная в название этой статьи, отража­ет истинную суть творчества мастера, отдавше­го свой большой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, ее народу. Слова эти могут служить эпи­графом к любой работе художника, будь то кар­тина, портрет, пейзаж. Здесь, в башкирской зем­ле - жизненные корни Ахмата Лутфуллина, истоки его философских, поэтических исканий.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин - человек счастливый. Судьба одарила его редким талантом мыслите­ля, поэта, живописца и труженика, который он сумел воплотить в своем обширном, многооб­разном творчестве. Он получил наивысшее признание в нашей стране, которое может иметь художник, - признание руководителей страны, республики и народа, его земляков и многочисленных зрителей. В преддверии 1998 года Ахмат Лутфуллин, единственный из ураль­ских художников, был избран действительным членом Академии художеств России. Счастье это ткалось непросто - в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому ге­рою его произведений, их судьбе.

Художник создал огромное число работ за более чем 40 лет творческой деятельности. Известная его картина «Проводы на фронт» (1978 г.) нахо­дится в собрании Третьяковской галереи, а «Прощание» (1970 г.) - в Русском музее. Множество произведений разошлось по музеям стра­ны и частным коллекциям. Но и экспози­ция Го­сударственного художественного музея имени М.В.Нестерова Республики Башкортостан и ма­стерской художника, дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности творчества А.Ф. Лутфуллина, ибо му­зеем собрано многое из того лучшего, что он написал.

Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было и нет для него ничего дороже, ближе, чем родная земля, род­ной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах.

Своего героя художник находит уже в ранних произведениях, созданных в конце 50-х - нача­ле 60-х годов. Это его соотечественники - «Са­фа», «Мустафа-агай», его мать - люди, умудрен­ные опытом лет и непростой жизни; башкир­ские девушки с молодым румянцем, очарова­тельные в своей непосредственности. И уже в этих работах художник выявляет сущность сво­их творческих исканий, где главное для него - раскрытие духовного содержания человека, осо­бенностей национального характера. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, ис­полненных душевной чистоты и благородства.

Ахмат Лутфуллин. Праздник в Зауралье. Сабантуй. 1964. Холст. Масло. Размеры: 220 Х 300.

В этом Ахмат Лутфуллин стал прямым последова­телем традиций первого национального худож­ника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева , но Лутфуллину выпало жить в другую эпоху, иметь иное мировоззрение в созвучии с ней, потому абсолютно прав Газим Шафиков, писав­ший о художнике: «Лутфуллин не просто насле­дует - он сам создает традицию».

Портрет неизменно привлекает художника на протяжении всего творческого пути . Сколь­ко их создано в живописи и графике! В актив­ные семидесятые, в зрелые восьмидесятые годы, да и в последние также. Герои многих его порт­ретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им дове­лось пережить войну и утраты. Новое время сформировало в них и новые черты - большей уверенности в себе, внутренней свободы, но вечной ценностью останутся для художника люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Сколько тепла вложено в каждый портрет, наполненный искренним со­переживанием автора с жизнью своего героя!

Глубиной философских размышлений худож­ника о ценности, духовности человека наполне­ны портреты людей творческого труда, создан­ные им в разные годы, - писательницы Х. Давлетшиной (1958 г.), дирижера Г. Муталова (1959 г.), поэтов Мустая Карима (1978 г,) и Равиля Бикбаева (1995 г.), композитора Х. Ахметова (1977 г.) и многие другие. При всей индивидуальности пси­хологических характеристик и внешнего облика героев портреты объединяет умение автора, из­бегая идеализации, передать в их образах то об­щее начало, которое их характеризует, - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способ­ность к сопереживанию, глубокому чувству.

Работы Лутфуллина сконструированы не умозрительно, он не стремится к их «сделанно­сти», законченностью художественного образа достигая убедительного решения. Потому, на­пример, в портрете Мустая Карима, тщательно моде­лируя лицо и руки поэта, он оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерченный нервными, беспокойными линиями, подчерки­вающими внутреннее напряжение героя, его ду­шевную неуспокоенность.

Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентиро­ванного на обобщенную идею о красоте и силе человеческого духа, направленную на передачу черт национального характера в образах порт­ретируемых. Поэтика эта заложена и в структу­ре его работ с их немногословной точностью деталей, выразительной пластикой лиц, рук. В них все просто и значительно, ибо идет от знания, собственного опыта.

С наибольшей силой поэтика мастера вопло­щена в его жанровой живописи - «Праздник на Урале» (1964 г.), «Три женщины» (1969 г.), «Са­бантуй» (1977 г.) и других картинах. Их отличи­тельные качества состоят в том, что сюжет ча­ще используется художником для создания осо­бой атмосферы, состояния, в которых четче вы­ступают черты его героев. Суть его картин - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные осно­вы, глубину народных характеров и судеб.

Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины», воздействующая на нас не своим сюжетом, а той большой образ­ной силой, которой дышат ее героини. В ней - три возраста, три поколения - так прокладыва­ет художник мост от прошлого к настоящему. Женщины предстают перед зрителем в момент сосредоточенного раздумья. Вглядываясь в их лица, фигуры, мы читаем их судьбу, мысли. Лаконичная композиция полотна, выверен- ность каждой детали, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразитель­ность каждого образа выводят его за рамки кон­кретного сюжета.

Жизненный опыт Ахмата Лутфуллина начинался в военные годы. Неизбывна память о том суро­вом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает картины, многие портретные работы художника драматическими нотами, ко­торые в той или иной мере звучат почти во всех его произведениях, и особой силой в та­ких, как «Прощание с Родиной. Салават» (1990 г.), «Ожидание» (1970 г.). А в последней работе мастера «Судьба» (1998 г.) - крик души художника, с болью воспринимающего люд­ские трагедии.

Но вот другой холст - «Белая юрта» (1989 г.), по-лутфуллински напряженный, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космичес­ким мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном темном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с ее традиционными сюжетами, обряда­ми. Сцены эти обретают значение символа. Одолевая все невзгоды и времена, человек под­нимается над ними силой своего духа, тради­ции, веры. Это - главное, о чем мощно и краси­во говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своем искусстве.

Необходимо отметить и высокую живопис­ную культуру мастера. В его работах прежде всего есть то, что дано от Бога - тонкое чувст­во цвета, а также то, что можно впитать только с молоком матери - такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Буду­чи всегда очень критическим и требователь­ным к себе, Лутфуллин смог развить заложен­ный в нем природный дар, опираясь на тради­ции русской, башкирской школы, опыт мирово­го искусства, и создать свою выразительную изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.

В. Сорокина

  • Беседа Беседа
  • Бабушка из деревни Бурангулово
  • Портрет молодой девушки в башкирском наряде
  • Портрет отца Портрет отца
  • Портрет отца Портрет отца
  • Старая печь Старая печь
  • Портрет старухи Портрет старухи
  • Исполины Исполины
  • Портрет мужчины Портрет мужчины
  • Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
  • Жена лесника Жена лесника
  • Индианка Индианка
  • Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
  • Мустафа-агай Мустафа-агай
  • Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
  • Старуха в голубом Старуха в голубом
  • Салават Юлаев Салават Юлаев
  • Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
  • Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
  • Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
  • Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
  • Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
  • Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
  • Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
  • Портрет Мансуры Портрет Мансуры
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Портрет башкирки Портрет башкирки
  • Женский портрет Женский портрет
  • Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова


Рассказать друзьям