Описание картины Поленова «Заросший пруд. Заросший пруд

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Заросший пруд

1 вариант сочинения описания

Картина В. Поленова "Заросший пруд" несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой. Больше всего на полотне присутствует зелёный цвет.

Но что же изображено на этой картине? Чем она так привлекает взор? Сюжет довольно прост. Старый пруд, с плавающими в нём лилиями и выходящим вперёд мостиком, к которому ведёт тропинка. Со всех сторон он окружён высокими, густыми и зелёными, кронами деревьев.

Но какой вывод можно сделать, рассуждая о изображённом на картине В. Поленова "Заросший пруд"? Какое время года хотел показать автор? Каков смысл данного полотна? Заманчиво поблёскивающий гладью вод пруд, так и манит к себе случайного прохожего. Судя по буйно цветущей зелени, можно сделать вывод, что сейчас самое начало лето или конец весны. Именно в эту пору природа достигает апогея своего расцвета. Скорее всего, это милый сердцу, спокойный, тихо шарудящий листвой, летний вечер. Картина русской природы, той самой, которая окружает нас с самого детства, близка каждому человеку и навевает ему глубокие рассуждения о жизни и наивные, романтические мечты о будущем.

2 вариант сочинения 6 и 5 класс.

В 1879 году великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов нарисовал картину «Заросший пруд». И до сих пор она считается самой популярной работой этого автора. Больше всего в этой картине поражает удивительно точно переданная красота и умиротворенность первозданной природы. На мгновенье может показаться что ты сейчас находишься там: вдыхаешь свежий воздух, чувствуешь тепло от солнышка, слушаешь как поют птицы и наслаждаешься невероятной красотой этого места.

На переднем плане картины нарисован берег, покрытый молодой зеленой травкой и белыми цветочками. Рядом с ним нарисован водоем с темно-зеленой непрозрачной водой. Это старый пруд. А на его поверхности растут кувшинки с уже распустившимися цветами. Если приглядеться, то можно увидеть, как на гладкой поверхности воды как в зеркале отражаются камыши, деревья, мостик и даже голубое небо. Удивительно с какой точность автор передаёт красоту природы.

На заднем плане картины изображен другой берег. Он зарос камышом и к нему невозможно подойти. За ним нарисован густой и дремучий лес. Когда смотришь на него первое что бросается в глаза - это старый и могучий тополь который растет подальше от других деревьев. Рядом с тополем находиться мост. Он сделан очень умело и сразу видно человек, который, сделавший его мастер на все руки. Наверное, в те времена, когда в воде еще не росли кувшинки, а пруд был чистым и не заброшенным сюда приходили купаться дети и прыгали с этого моста.
Единственным человеком, изображенным на картине, является девушка. Она сидит на скамейке, а в руках у нее раскрытая книга. Наверное, девушка захотела уединиться со своих мыслями и поэтому пришла в это заброшенное место. Или ей просто захотелось полюбоваться природой. А может быть, это место встречи для романтического свидания, и она кого-то ждет. В этом-то и прелесть этой картины каждый сам придумывает её описание.

Когда смотришь на картину «Заросший пруд» ты невольно начинаешь чувствовать спокойствие и умиротворение. Наверное, именно этого и добивался автор картины. И именно поэтому он так много использует зеленого цвета. Автор с помощью этой картины пытается показать свои чувства: восторг от пейзажа, любовь к природе, жажду к жизни.

Мне очень понравилась эта картина. Это именно та работа Поленова, на которую хочется смотреть часами. То с какой невероятной точностью автор передал красоту этого места и делает эту картину по особенному прекрасной.

6, 5 класс.

  • Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс (описание)

    На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.

Цель урока: учить писать сочинение-описание по картине.

  • познакомить с творчеством В. Д. Поленова;
  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
  • учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? А теперь кто тише сядет на место – девочки, мальчики? Хорошо, приступим к уроку.

2. Подготовительная работа.

Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола” (Приложение) .

У. – Ребята, вы прослушали музыку. Какое она у вас вызвала настроение? Это ощущение покоя, умиротворенности вызвала у вас музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола”. А теперь посмотрите на экран(Слайд 2) . Давайте прочтем написанные строки.

“Мне кажется, что искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит”. Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?

Д. – Музыкант, поэт, художник.

У. – Да, это мог сказать творческий человек. Эти слова принадлежат выдающемуся русскому художнику В. Д. Поленову. Он мечтал, чтобы русский народ знал русское искусство, своих художников.

Что значит – давать радость и счастье?

Правильно, и мы сегодня испытываем эти чувства, любуясь картинами Поленова, ведь он сумел подтвердить свои слова творчеством.

3. Знакомство с творчеством художника В. Д. Поленова.

У. – Посмотрите на экран (Слайд 3).

Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Петербурге. Отец, Дмитрий Васильевич, был и историком, и археологом, и библиографом, принимал участие в подготовке реформ, помогших освободить крестьян. Мать, Мария Алексеевна, была дочерью известного архитектора, в молодости писала портреты, а также детские книги. Атмосфера, царившая в родном доме, подталкивала Поленова к увлечению науками и живописью. Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в Петербуржский университет, но по вечерам он занимался в Академии художеств.

После Октябрьской революции художник занимался просветительской деятельностью, создавал декорации к спектаклям.

В 1924 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР.

У. – Когда я училась в школе, мы с одноклассниками ходили в трехдневный поход по реке Оке. На берегу этой реки расположен Музей-усадьба Поленово, где провел последние годы жизни В. Д. Поленов. Мы посетили этот удивительный музей. Посмотрите на экран, вот что мы там увидели (Слайд 3).

(Слайд 4). А теперь познакомьтесь с некоторыми картинами этого выдающегося художника.

“Московский дворик” в 1878 году принесла автору известность, “Бабушкин сад”, “Золотая осень”, “Христос и грешница”. Вот лишь малая часть богатого наследия художника.

4. Знакомство с картиной “Заросший пруд”.

У. – Посмотрите на следующую картину (Слайд 5) . Как бы вы ее назвали?

А теперь выберите из 6 названий наиболее, на ваш взгляд, подходящее, точное. Прокомментируйте свой выбор.

Перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”

5. Рассматривание картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”.

У. – Чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, то есть внимательно рассмотреть и обдумать. (Дети внимательно рассматривают картину на Слайде 5 ).

У. – К какому жанру живописи можно отнести эту картину?

Д. – Я считаю, что это пейзаж.

У. – Обратимся к справочным материалам (Словарь С. И. Ожегова). Пейзаж – общий вид какой-то местности. Да, вы правы. Поленов – мастер пейзажа, он как – бы вдохнул жизнь в этот жанр, привнес новые возможности в живописную передачу природы.

У. – Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной?

Д. – Покоя, тишины. Светлое, вспомнилось теплое лето, каникулы.

У . – Попробуем понять, почему картина вызывает такое настроение. На что вы обратили внимание? Что привлекло вас?

Свет и воздух – вот главное что привнес Поленов в пейзажную живопись. Он был мастером пленэрной живописи. Обратимся к словарю: пленэр – “открытый воздух”, передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях под воздействием света и воздуха. Пленэрная живопись предполагает работу художника на воздухе, не в мастерской.

– Опишите пруд, парк, берег, небо, какими их показал художник.
– Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом уголке природы? Что бы вам захотелось сделать?
– Какой день изобразил художник? Сравните цветовую гамму и настроение картины.

6. Размышление над картиной. (Слайд 6)

Дети отвечают на вопросы, напечатанные на экране. Уточняют и углубляют свои впечатления о картине. Они приходят к выводу, что будут писать сочинение – описание.

У. – Да, ребята, вы будете составлять текст – описание. Описание – это текст, в котором описываются предметы, явления, люди… В данном случае мы будем описывать картину. Такое сочинение должно быть насыщено именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

7. Выбор эпиграфа. (Слайд 7)

У. – Прочтите отрывки из стихотворений И. Бунина и А. Фета. Какие строчки, по вашему мнению, больше подходят к картине “Заросший пруд”? Поясните свой ответ. Запишите понравившийся эпиграф в свой черновик.

8. Составление плана сочинения. (Слайд 8)

У. – С чего мы должны начать писать сочинение?

Д. – Во вступлении мы должны написать о художнике В. Д. Поленове.

У. – Что художник изобразил на переднем плане? Что является основным в картине?

Д. – Заросший пруд.

У. – Что у художника написано на заднем плане? Не так подробно прорисовано, но все же очень выразительно?

Д. – Старый парк.

Д. – Своим впечатлением и отношением к картине.

(Ученики записывают план сочинения на черновики.)

9. Лексическая и орфографическая подготовка. (Слайд 9)

У. – Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Надо быть внимательным к речи, точно употреблять слова, избегать повторов.

– Посмотрите на экран. Вы видите таблицу. Чтобы вам было легче работать над сочинением, давайте дополним ее прилагательными, образными выражениями, сравнениями.

(Ученики высказывают свои варианты, дополняя таблицу, и записывают понравившиеся предложения.)

У. – Подберите синонимы к словам:

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Картина – полотно, репродукция.

Поражает – удивляет, изумляет.

10. Устное сочинение. (Слайд 10)

У. – Кто хочет попробовать рассказать другу о картине устно? Не забывайте придерживаться плана сочинения.

11. Самостоятельная письменная работа.

У. – Мы с вами рассмотрели репродукцию картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”. Теперь пришло время написания сочинения. Не забывайте об абзацах. Если есть вопросы по орфографии, поднимайте руку. Желаю удачи!

(Учащиеся пишут сочинение в черновиках. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия текста. После просмотра учителем, переписывают текст в тетрадь.)

12. Итог урока.

Список литературы.

  1. С. И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”; Екатеринбург, 1994.
  2. О. В. Поленова “В. Д. Поленов и его дом – музей”; Москва, 2004.
  3. Н. В. Геташвили “500 шедевров русской живописи”; Москва, 2010.

Описание картины Поленова «Заросший пруд»

Картина, которая изображает кусочек парка, выходящего на пруд, напомнила мне сцену из «Евгения Онегина».
Легко представить Татьяну, гуляющую в зарослях старого сада.
Ей есть о чем поразмышлять.
Она взяла и книгу, чтобы отвлечься от тягостных мыслей.
Но все снова и снова она анализирует происшедшее.
Да, это место очень подходит для подобных прогулок.
В нем легко размышлять об одиночестве, о расставании с любовью.
Что еще навевает старый пруд, который окаймляет такие же древние деревья?

Приятные тона разных зеленых оттенков напоминают о лете, и о желании пойти на озерцо искупаться, почувствовать тепло яркого солнышка.
Но на картине изображен пруд, который давно не видело пловцов.
Он полностью зарос травой и цветами, и теперь кажется, что только лягушки да мелкая рыбка могут здесь водиться.
Не посещала его и старая подружка - волна.
Поэтому он больше похож на болотце.
И только добротно сделанный мосток говорит, что когда-то это место пользовалось любовью.
Сюда приходили много и часто люди.
Смех и радостные возгласы слышались в округе.
Они любили покупаться и помечтать на бережку.
Только радостные мысли, подобно чистой воде посещали каждого, кто сидел рядом с водой на прогретой солнышком скамейке.

Автор полотна смог передать теплое отношение к этому маленькому пруду.
Это легко читается и в открытом уголочке неба, которое отображаясь в ласковой водной глади, дает некий лучик чего-то нового и светлого, что ждет еще этот милый ставок.
И то, что большей частью пруд зарос летними легкими как бабочки цветами.
Поэтому запустелый уголок парка больше напоминает сказочный край.
Но самым верным аргументом нежности живописца является присутствие на картине милой молодой девушки, которая пришла помечтать.
Многие года пруд легко читал чьи-то мысли, наблюдал за взрослеющими посетителями, теперь он знает их всех, и их стремления, и желания.

Романтических мест много на всей планете, но не каждое мне напоминает мою родину, которая любит меня и знает что мне на самом деле надо для счастья.
Найдя такое место, Поленов решил оставить его и для будущих поколений, чтобы и они могли, глядя на картину, предаваться мечтаниям.

Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.

Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».

История написания произведения

Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».

Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.

Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.

Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины

Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.

Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.

При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.

Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет - это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.

Настроение картины

Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.

Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.

Сочинение по картине В. Д. Поленова «Заросший пруд»

Василий Дмитриевич Поленов известен как та­лантливый художник, выдающийся живописец, автор картин, получивших мировую известность. По словам одного из критиков того времени «Поленов превос­ходно владеет искусством и техникой изображения природы…». Разносторонне одарённый, получивший хорошее образование мог стать и историком, и му­зыкантом, но выбрал для себя поприще художника. Писал картины на исторические темы, панорамные виды, портреты и, конечно, пейзажи. Картина «За­росший пруд» была написана в 1879 году по этюду, сделанному в 1877 году под Киевом в деревне Петруш­ки. Сюжет с прудом, водоёмом и рядом растущими деревьями часто использовался Поленовым в написа­нии полотен.

На первый взгляд, кажется, что картина выполне­на только в зелёном цвете всевозможных оттенков. Преобладание зелёного в пейзаже - таким было ощущение художника при написании этюда. Так сложилось в тот момент: положение солнца, пада­ющая тень, обилие зелени, точка обзора. Лирическое настроение, навеваемое пейзажем, создано поэтиче­ски настроенным автором. Художник-романтик смог передать свою любовь к красотам природы, элеги­ческое настроение, очарование солнечного летнего дня. Все пейзажи Поленова связаны присутствием человека, действительным или возможным. Так и на этой картине изображена небольшая часть пруда, лес на берегу, мостки и в глубине картины - скамей­ка с сидящей на ней девушкой. В руках у девушки раскрытая книга. Эта деталь добавляет романтизма сюжету. Когда-то пруд был чистым, ухоженным, сюда приходили купаться взрослые и дети. Протоптанная, выбегающая из леса, песчаная дорожка, скамейка для отдыха, деревянные мостки для привязывания лодок и для ныряния, остатки какой-то конструкции в виде перекладины. Но без должного ухода пруд стал зарастать и теперь купаться в нем никто не хочет.

Некогда излюбленное место отдыха приходит в за­пустение. Но для уединения здесь замечательно удоб­но, поэтому девушка одна на старой скамейке в забро­шенном парке, она читает книгу и предаётся мечтам. Возможно, она приехала погостить на лето, гуляя, забрела на берег пруда. Возможно, это место знакомо ей с детства, здесь она купалась и гуляла когда-то. Известно, что позировала художнику его сестра.

На переднем плане картины - часть берега водоё­ма с тщательно прорисованными деталями. Каждая травинка, каждый цветочек, каждый лепесток ро­машки скрупулёзно подробно выписаны художником. Далее водная гладь старого пруда. На поверхности тёмной, непрозрачной воды зелёные, жёлтые, красно­ватые листья кувшинок с распустившимися цветами, островки ряски, тины, у берега прибившееся бревно. Водяные лилии отлично прорисованы на всех планах картины, чтобы подчеркнуть контрастность тёмной воды и светлых цветов. Дальний берег зарос камы­шом (точнее это не камыш, а аир - болотный корень) так, что подхода к нему совсем нет. Поверхность воды такая спокойная и гладкая, что в ней, как в зеркале от­ражаются деревья, камыш, трава, кусочек неба и даже мостки. На заднем плане картины - густой лес со ста­рыми деревьями, в который со временем превратился парк. Рядом с мостками растёт могучий дуплистый то­поль, вокруг которого подрастает молодая тополиная поросль. Деревья так разрослись, что им становится тесно, растущие на берегу склонились к воде, словно лесной массив выталкивает их. Элементы этого плана расплывчаты, изображение совсем дальних деревьев размыто. Изображение реальное, ведь издалека невоз­можно разглядеть подробности, детали сливаются, так и отразил художник увиденное. Используя разные от­тенки зелёного, художник умело наложил светотени, которые образуют очертания деревьев. За контуром леса виднеется кусочек голубого неба, по которому плывут белые облака. Солнечная дымка летнего дня прячется между кронами деревьев. Поленов исполь­зовал синий и фиолетовый цвета как переходные от голубого к зелёному. Воздушная дымка синеватого цвета стелется между ветвей, играет синевой листва от солнечных лучей. Солнечным светом пропитана трава на берегу, она отливает изумрудом. Полотно насыщено воздухом, Поленову удалось наполнить картину светом и свободой пространства. Смотря на холст, хочется глубоко вздохнуть и ощутить прелесть свежего воздуха и солнечного света. Звуки, спрятан­ные в холсте, перекликаются пением птиц, стуком дятла по дереву, шорохом листвы, жужжанием на­секомых, кваканьем лягушек. Их можно услышать, любуясь замечательной картиной Поленова.



Рассказать друзьям