Орловская кукла. Народное искусство и традиции орловщины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Орловская кукла - это одна из традиционных игровых кукол. Делали ее девочки 11-12 лет для своих маленьких сестер. Одна из особенностей этой куклы - отсутствие ручек. Считалось, что для игровой роли этой куклы руки не нужны. А еще у куколки есть ножки, которые хорошо сгибаются и куколка принимает сидячее положение.

Орловская кукла делается на основе мешочка, который надо сшить иголкой, а также иголка использована при изготовлении других деталей куклы. Учитывайте это при работе с детьми. Одеть куколку достаточно просто: панева, фартук и два платка. У нас куколка одета не так просто.

Орловская кукла - это мама с ребенком. Ребенок — привязан к мамочке платком на два узелка.

Как сделать орловскую куклу своими руками.

Основа куклы — мешочек делается из прямоугольника 10х15см. Для ножек нужны прямоугольники приблизительно 6х10 см.

Большой прямоугольник складываем пополам и делаем шов (любой) сбоку.

Сверху можно зашить прямой строчкой, а можно как у нас собрать всю ткань сверху вместе.

Получившейся мешочек выворачиваем на лицевую сторону и откладываем на некоторое время.

Делаем ножки для орловской куклы. Возьмите прямоугольник 6х10 см, заверните один длинный край - это нужно, чтобы убрать необработанный край ткани.

Заверните ткань трубочкой, а чтобы трубочка держала форму закрепите край с помощью иглы и нити.

Повторите операцию со второй ногой.

Обуваем куколку. Для этого возьмите 2 квадратика 3х3 см. Можно вырезать из них круги.

Прошейте швом вперед иголку квадраты для обуви куклы по кругу. Нитку лучше взять того же цвета, что и ткань на башмачки.

Загните острые края внутрь; стяните ткань, потянув за нитку; вставьте в центр квадрата ножку - трубочку.

Потяните за нитку на сколько это возможно и с помощью той же нити продолжайте делать стежки вокруг башмачка куклы, захватывая при этом и ножку.

Мешочек набейте синтепоном или другой набивкой.

Зашейте низ мешочка, предварительно вставив в открытый край ножки куклы.

Основа для орловской куклы готова.

Теперь куколку одеваем. Мы для юбки взяли прямоугольник ткани 14х22, пришили к низу юбочки кружево и сшили ткань в трубу.

На куклу одели юбку выворотным способом.

Одеваем передничек, так же выворотным способом.

Юбку и фартук .

Одеваем на куклу повойник. У нас это полоска ткани, подвернутая снизу. А сверху мы положили кусочек кружева.

Одеваем повойник на голову орловской куклы и крепим его сзади с помощью иголки с ниткой несколькими стежками.

И привязать с шалью с левой стороны куклы. В некоторых источниках сказано "шерстяная ткань в клетку", у меня нашлась такая

Это Юлина Орловская мадонна:

И вот что у меня получилось. Для туловища Орловской куклы нужны два прямоугольника светлой ткани: для туловища - 10 х 15 см, и для ног - примерно 5 х 15 см.

Складываем прямоугольник для туловища пополам. Поскольку кукла игровая (а не обережная, как может показаться на первый взгляд), то можно сшивать иголкой, что мы и делаем:

Выворачиваем получившийся мешочек и набиваем его ветошью.

Для ног сворачиваем полоску с двух сторон к центру,

и прошиваем ниткой в тон ткани:

вложить туда ножки, затянуть нить и пришить их.

Для обувки можно использовать кусочки кожи, замши, толстого сукна. У меня из плотной ткани нашлись только джинсовые лоскутки:

Вырезаем два кружочка диаметром около 5 см, подгибаем края и проходимся иголкой с толстой нитью по периметру:

Надеваем “башмачок” на ножку-скатку, затягиваем нить и обматываем ножку крест-накрест два раза, после чего завязываем.

На голову повязываем повойник из красной ткани, на него - красивую тесьму,

А сверху - платок, концы завязываем сзади.

Теперь делаем маленькую куколку . Большой цветной квадрат ткани складываем по диагонали и полученной шалью привязываем младенца с левой стороны куклы.

Мадонна или Матушка?

Моя кукла, сделанная по описанию из книги Котовых "Русские обряды и традиции. Народная кукла"

Эту куклу очень быстро окрестили Орловской мадонной. Обычное дело – при знакомстве с другими культурами наш народ с большой охотой перенимает разные диковинки и осваивает их, то есть - делает своими. Знаменитые на весь мир Вологодские кружева, самовар и косоворотка – известные примеры такого заимствования. Это хорошо и естественно – ведь для того и появляются отличные идеи, чтобы распространиться по всему миру на благо людям. Но когда перенимают без освоения, когда просто переносят что-то с одной почвы на другую, тогда хорошая идея с чужими корнями костью застревает в горле родной культуры, режет глаза, как аляповатая заплатка. И сразу же в обществе появляются два противоположных лагеря, непримиримо спорящих между собой – перенимать или не перенимать опыт других народов.

Но если думать в таких примитивных рамках, верного решения найти не удастся. Мышление начинается не с выбора да-нет, а с главного детского вопроса – почему? Почему на вологодское кружево смотришь с восхищением, а пузатый Дед Мороз в короткой шубке и штанишках заставляет недовольно морщиться? Почему итальянцам в голову не придёт назвать картину Рафаэля Сикстинской Матушкой , а наши женщины рассказывают друг другу, какие подарки положил их детям под ёлку Санта Клаус ? Почему чужое слово звучит для многих значительнее, весомее, даже поэтичнее своего?

Причин несколько. Первая и главная из них – люди не умеют говорить на родном языке. Многие слышали скрипку, и им знакомы чудные звуки этого инструмента. Но далеко не все знают, какой противный писк и скрежет рождает смычок неумелого ученика. Так и язык – что красивого способен сказать на нём тот, кто даже простую грамотность не считает нужной? Повседневный язык сейчас настолько убог, что прекрасные и полновесные родные слова выглядят в речи так же нелепо, как бриллиант на грязном переднике из мешковины. А вот слова иноязычные вполне к месту: украсить – не украсят, но хоть блеску придадут. Наподобие ходовой монеты, одинаково блестящей и ценной и в потрёпанном, и в новом кошельке.

Вторая причина кроется в обыкновенном свойстве нашего мозга: всё незнакомое, непонятное и просто новое обращает на себя внимание и поэтому кажется ярче привычного. Чувство прекрасного очень слабо у большинства людей – редко кто может всегда восхищаться красотой осеннего леса, которую уже сотни раз видел. Большинство замечает эту красоту лишь от случая к случаю. Знакомая, много раз виденная картина им надоедает, кажется серой, и главное, что их притягивает – новизна. Всё новое оживляет наш мозг. Откуда взялось это свойство, понятно – как без него первобытный охотник мог бы заметить опасность, возможно, смертельную? Как выследил бы дичь, если бы красочность палой листвы отвлекала его от недавних следов зверя? Так вот и с родными словами – люди очень скоро перестают замечать их прелесть, музыкальность, смысл их корней и стремятся заменить надоевшее чем-то новеньким. Неважно, каким – лишь бы новым. И бездумно подхватывают мелькнувшее свежее словечко, поскольку им безсознательно приятна его новизна.

Третья, и самая грустная, причина связана со второй – это поверхностное мышление без всяких попыток заглянуть вглубь и разобраться в сути вопроса. А ведь суть эта несложна – глупо отказываться от хорошего, придуманного соседом, если у тебя такого нет. Но перенимать это хорошее бездумно, без творческой переплавки, или хватать всё новенькое без разбора и только затем, чтобы заменить им привычное, может только ленивая, поверхностная душа, не способная чувствовать красоту мира. Тогда вот наша родная матушка, мамонька, матынька, матунюшка, мамушка легко заменяется звучной итальянской мадонной , но вместо высокого штиля получается то самое смешенье языков: французского с нижегородским, о котором с язвительной горечью писал ещё Грибоедов. Именно это и грустно.

Безручка

Кукла Галины Воронченковой

А знаете, на кого похожа эта кукла? На Безручку* – героиню одноименной русской сказки. По подлому навету ей отрубили руки, потом изгнали из дома, а грудного сына привязали к груди, ведь иначе она нести его не могла. Идёт Безручка по лесу и плачет – надо ей перепеленать младенца, да рук нет...

В книге Котовых написано, что у Орловской куклы нет рук за ненадобностью – они, мол, малозначимый элемент. Но ведь ноги – ещё более малозначимый элемент, и в большинстве кукол их вовсе не делают, а просто подразумевают под одеждой. Зачем же именно этой кукле шили ноги, да ещё так подробно – и лапти, и оборы показаны? Кстати, лапти с оборами (завязками) надевали в дорогу, а для дома и двора плели другие – повыше обычного и без обор. Думается, что эти тонкие ножки, выступающие из-под подола или виднеющиеся в разрезе понёвы, придают беззащитность и печаль этому образу. Не на досуге вышла из дома женщина с ребёнком, не во дворе на свежем воздухе посидеть – долгую дорогу прошли эти ножки, трудные заботы одолевали молодую мать. Именно такой видится Безручка русской народной сказки. И – кто знает – если дети шили кукол, чтобы воплотить в игре повседневную жизнь, то почему бы не сшить куклу, чтобы разыграть сказку, поразившую их воображение? Ничего нет невероятного в такой мысли.

А если даже предположить, что руки просто подразумеваются под шалью, то всё же эта подробность – завязанная на груди шаль – странно противоречит обычной достоверности народных образов. Вся простота устройства кукол, все обобщения и упрощения в них никогда и нигде не искажают действительность. Даже нелепые на первый взгляд куклы с куклятами, пришитыми к подолу, не нарушают этого правила – дети в них просто знак материнства, и это сразу видно и понятно, образ не воспринимается буквально и скорее вызывает в памяти известное выражение держаться за материну юбку. Орловская кукла – не знаковая, а обычная игровая (для знаковой в ней многовато подробностей), и потому трудно представить её с руками – попробуйте-ка взять на руки младенца, а потом обвязать себя вместе с ним шалью. А если это сделал кто-то другой, то всё же не ясно, зачем. А если предположить, что это Безручка, тогда всё встаёт на свои места – и отсутствие рук, и привязанный шалью младенец, и необходимость ног, обутых для дороги.

Примечание

* Иногда отрубают не обе руки, а только одну, и сказка называет героиню Косоручкой. Отрубание руки, обеих рук, пальцев, разрубание тела на кусочки и т.п., что так часто встречается в сказках, восходит, по мнению В.Я. Проппа, к древним обрядам инициации, сопровождающимся разными испытаниями, в т.ч. и членовредительством. Иногда отрубленные части тела служат подтверждением смерти – мнимой в обрядах и настоящей в сказках.

    Кельт, спасибо - слово мадонна, приляпанное к нашей тряпичной кукле, выглядит настолько нелепо, убого, и так давно меня коробит, что из - за этого и куклу эту не делала никогда. А вот Орловская Матушка - воспринимается как родное, тёплое, настоящее. Будем надеяться, что именно это имя куклы и будет дальше использоваться.

    Про Безручку, видимо, так и есть - кукла по сказке (иначе необъяснимо), которая страшна так, что страшнее придумать трудно. Я не читала, но дальше-то что было?.. Когда понимаешь, КАКОВЫ могли быть традиции, верования, и устои в народе, что они могли такое сотворить, волосы дыбом становятся. Делать кукол - хорошо, но хорошо и знать - понимать, что стоит за образом.

    У Безручки всё кончилось хорошо, это же сказка:) Жили они с братом душа в душу, а как брат женился, жене его захотелось командовать, а брат сестре хозяйство отдал. Вот и задумала она извести сестру наговорами - сначала коня зарезала и на сестру свалила, потом ещё что-то, а под конец зарезала собственного сына и нож под подушку сестры положила. Брат поверил жене, отвёл сестру в лес и отрубил ей руки. Шла она, шла и встретился ей царевич с охотой, полюбил безрукую красавицу, взял к себе и женился. Понадобилось ему через некоторое время уехать, а Безручка родила ему сына - по локоть руки в золоте, по колено ноги в серебре. Отправили гонца с известием, остановился он у Безручкиного брата, а его злая жена грамоту подменила и узнал царевич, что Безручка родила неизвестно что, но велел ничего не делать до своего приезда. На обратном пути грамоту опять подменили, и получилось, что царевич велел Безручку выгнать. Вот тогда - делать нечего - привязали ей младенца к груди и отправили на все четыре стороны. Идёт она по тёмному лесу, захотела пить, увидела колодец, наклонилась, а ребёнок выпал прямо в колодец. Заплакала она, закричала - рук-то нет, ребёнка не спасти. А тут старичок - лесовичок подвернулся: не плачь, говорит, бери сына. Смотрит Безручка - руки у неё выросли, как прежде (по другим пересказам руки выросли, когда ей надо было перепеленать ребёнка). Пришла Безручка к брату, он её с руками не узнал. А тут и царевич на обратном пути здесь же остановился - смотрит, вроде женщина на его жену походит, но у той рук не было. А Безручка распеленала сына, и всю избу осветило - тут правда и открылась. Все рады и счастливы, а злую жену привязали к конскому хвосту, и тот её косточки по чисту полю разметал. Сказка эта известная, есть во всех сборниках.

    А вообще это ведь яркое преувеличение:) Сказки отражают древние верования и обычаи, но, конечно, не буквально. В обрядах инициации ничего не было особенно страшного, ведь никто не хотел калечить будущих охотников и защитников - нужно было лишь испытание. И мнимая смерть, чтобы юноша ясно почувствовал - он прежний умер, а взамен родился новый человек, которому не просто не к лицу детские шалости или глупости, а он просто ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ ИХ СОВЕРШИТЬ, ведь того, прежнего, уже нет, он уже другой. Очень неплохая система воспитания, к слову:)

    Я буквально приняла - оттого и нехорошо стало.:-)) Вообще никак не привыкну, что сказки - это всё же преувеличения; когда читаю о несправедливостях и ужасах, людской злобе, возмущаюсь так, аж из головы вылетает, что это сказка.
    Инициации - это да, хорошо, для мальчишек особенно. Переходные моменты необходимы, и хорошо, когда они закрепляются и происходят осознанно, серьёзно. Но только сейчас не растят сильных волевых людей, охотников. Разве что охотников за деньгами, но это совсем другая история, и качества там нужны другие.:-(

    Очень интересные описания куклы! Попробую сделать, но что то никак ее образ не приходит ко мне.

    До слёз и мурашек тронул ваш пересказ забытой сказки. Спасибо вам.

    Я в детстве после этой сказки плакала, даже когда узнала, что ручки у девушки выросли. Все равно очень жалко ее было. К слову, жутких сказок в нашем фольклоре не так уж и мало.

    И не только у нас; белорусские сказки народные, говорят, ещё страшнее.

    У японцев, оказывается, тоже есть такая сказка:)

    Сказка жуть, мне ка - кто больше другие по нраву, типа... Неси бабушки, неси дедушки... . Жалейку сделала и уж очень по нраву мне, и на выставки ребята классами приходят и хоть один да захочет иметь такую. А сейчас не знаю как подступится, наверно потому что с детём, да еще название такое Безручка.

    Детализация появилась сравнительно поздно, и весь облик ранних кукол очень обобщён. Именно из этого я и исходила, когда увидела в Орловской кукле противоречие - отсутствие рук (что можно объяснить слабой детализацией), но подробно проработанные ноги (что этим никак не объяснишь). И на это я обратила внимание в статье. Естественно, я задумалась о смысле этого противоречия и предложила итог своих раздумий посетителям сайта.

    Ну почему если вы не понимаете или не знаете сказки то их смысл потерян и сами они переделаны? Читать надо больше и внимательнее, вот понимание и придет. А если вам нравится лепить иностранные слова, за всех не говорите. А то взяли моду вместо я говорить мы.

    Орловская кукла - это и есть героиня сказки "Безручка", так эта сказка является Орловской, в деревнях Орловской губернии сказывали печальную историю Безручки, и текст этой сказки можно встретить в сборниках сказок Орловской губернии собранные писателем И. Ф. Калинниковым. Калин ников - собиратель и исследователь народных песен и сказок, чье поэтическое и прозаическое творчество опирается на народ ную сказочную традицию Орловского края.

    Евгения, спасибо за информацию.

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возобновления традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но из соседних областей и государств.

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Орловский спис


Одним из характерных орловских ремесел является вышивка «Орловский спис». Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников, которые одними из последних, лишь в XIV веке, уступили христианству. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии.

До нас дошли вышивки XVIII - начала XX века: полотенца, скатерти. Спис включает в себя сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи». Преобладающий цвет – различные оттенки красного, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» – узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее – черный, желтый, зеленый. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др. В списе преобладают традиционные мотивы: «древо жизни», «птица-пава», «лягушка-рожаница». Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, облака, парящие в небе.

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

Народный костюм

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами – малорасчлененным компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской «Матане» и в лирическом хороводе «Алые цветочки», популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края, издревле состоял из рубахи, поневы, передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана. Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». «Сорока» – это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался низанный из бисера «позатылень», называемый в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли «златоглавами». Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» – непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам, оставлявшим открытой длинную косу – девичью красу. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха («замашняя»), подвязанная узким пояском.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Глиняная чернышинская игрушка


Афанасова А.Х.
Мастер чернышенской игрушки

Одним из древнейших народных промыслов является изготовление глиняной игрушки. На Орловщине сохранилась живая традиция Чернышинской глиняной игрушки, названной так по деревне Чернышино Новосильского района. Окрестности деревни богаты разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Есть среди них и те, которым приписывают лечебные свойства, а есть необычно вязкая, из которой издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжи­гали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки мине­ральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках - Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих дере­вень оглашались звуками свистулек.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верова­ниями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. В самом начале XX столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышино значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сни­жаться. Сегодня на территории Новосильского района проживает потомственный мастер чернышинской игрушки Анна Харитоновна Афанасова, которая передает свое мастерство юным мастерам.

Глиняная плешковская игрушка


Фролова
Народный мастер

Знаменита на Орловщине и плешковская игрушка (село Плешково Ливенского района). Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой.

Ливенская гармошка

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.

С. Есенин

Далеко за пределами Орловской области известна гармошка «Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Изобретена ливенка была в 1830-1940 гг. для исполнения народных песен, в основном – плясовых. Традиционно на «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся в свою очередь из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные по второй или первой малой октавах – по договоренности с заказчиком – и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан – писчик, настроенный во второй октаве. Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры – 22-30 см. высоты и 8-9 – ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка – самая длинная гармошка в мире!

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках в виде балалайки, нотки, пенька.

Мценское кружево

Маслова
Народный мастер

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она строила школы и больницы для неимущих в городе и окрестных селах. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8 - 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома.

И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Тряпичная кукла

Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом про­должения рода, и занимательные игры в куклы только по­ощрялись.

Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нит­ки, а чаще всего путаную коноплю, оставшую­ся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитка­ми в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали хи­мический карандаш, и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли пле­ли недлинную косу и подсовывали под платок или са­модельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют – возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки – кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие малень­ких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.

Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их тра­вой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом.

Различают куклы-обереги, «пеленашки», «столбушки», «неразлучники», «кувадки» для подвешивания над люлькой, «кукла тещи», «кукла свахи», «цыганка», «бабочка», «зерновушка», набитая зернышками, которые после зимних игр ребенка особенно хорошо всходили.

Современные народные промыслы

Народное творчество никогда не прекращалось, продолжали развиваться традиционные промыслы, появлялись новые. На Орловщине сегодня можно найти такие промыслы, как гончарное производство, резьба по дереву, плетение из соломки, рогоза и лозы, изготовление традиционных русских народных музыкальных инструментов – свирелей, жалеек разного строя, трещоток, бубнов, звончалок, трензлей, рубелей, бубенцов, коробочек вертушек и др.

27 мастеров Орловщины, занимающихся народными промыслами, имеют звание «Народный мастер России». Работает ОАО «Орелкерамика», выпускающее сувенирную продукцию в орловских народных традициях. В Орле действует детская школа изобразительных искусств и народных ремесел, где народные мастера преподают традиционные ремесла молодежи.



Рассказать друзьям