Осень в музыке, живописи и поэзии. «Осень в живописи, поэзии, музыке»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема занятия «Музыка осени»

Описание материала : Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей 4 класса (9-11 лет) по теме «Музыка осени». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям музыки. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Цель: дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении.
Углубление темы на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова,
Антонио Вивальди.
Задачи:
Образовательные:

-Расширять кругозор детей
-Формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки
-Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности
Развивающие:
-развивать творческое воображение
-развивать вокально-хоровые навыки
-развивать воображение
-Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, участие в музыкальных инсценировках.
-Развивать певческие навыки и кругозор учащихся
Воспитывающие:
воспитывать любовь к музыке
пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету
воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус
воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на
произведение искусства;
формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения
обогащать духовный мир детей.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему занятия.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко.
Педагог: хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: а за что вы любите осень
Дети: за то что красиво становится вокруг.
Педагог: а вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран.(на экране пословицы об осени).
1.Осень - перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.
Ребята, выберете 1 пословицу и объясните её.
Дети: высказывают мнения.
Педагог: все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, как и летом, делают запасы на зиму.

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете почему именно 12?
Дети: по числу месяцев в году.
Педагог: правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были
объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года». Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора. Сейчас мы послушаем одну из осенних пьес, послушайте и подумайте, какой месяц соответствует этой музыке?
Что хотел изобразить композитор? Напоминаю, что музыку слушаем в тишине.
Слушание пьесы «Октябрь. Осенняя песнь»
Педагог: какой месяц соответствует этой музыке?Что хотел изобразить композитор?
Дети: октябрь.
Педагог: а почему вы так решили?
Дети: потому что музыка подсказала, она как капли дождя, который часто идет в октябре.
Педагог: а что же автор хотел изобразить?
Дети: осень, природу.
Педагог: какова мелодия этой пьесы?
Дети: плавная, лиричная, спокойная.
Педагог: Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России, которую и изобразил Петр Ильич в своем произведении. И еще один русский композитор, который обратился к теме осени - это Георгий Васильевич Свиридов.

Родился он в маленьком городке Фатеже. С девяти лет стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы:
Какие музыкальные инструменты вы услышали?
-Какая была музыка по характеру (Радостно напряженно торжественно загадочно
ласково восторженно поэтично стремительно спокойно таинственно взволнованно беспокойно нежно изящно)
-Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Слушание «Осень»
Дети: Ответы детей
Педагог: а теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Присаживайтесь.
Педагог : Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди.

Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Слушание «Осень»
Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: ответы детей.
Педагог: а как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: ответы детей.
Педагог: конечно музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
Сейчас мы послушаем еще одну песню об осени и разучим ее. Называется она «Скворушка». Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эту песню?
Разучивание песни.
Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени
Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: А. Вивальди, П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова.
Педагог: наше занятие окончено, спасибо, до свидания!

Урок музыки

“Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов”

с углубленным изучением английского языка

Смирнова Елена Юрьевна

Цель урока: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

  • Образовательные цели - познакомить с музыкальными произведениями:

П.И. Чайковский “Осенняя песня”, В. Калинников “Осень”, ПетерисВаскс “Осень”

Картинами: И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, С. Новикова, С. Федорова

Осенней лирикой Светланы Магнитской

Учить, проводить ассоциации между произведениями, анализировать средства выразительности

  • Развивающие – развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение, продолжать работу над развитием вокально-хоровых навыков.
  • Воспитательные - воспитывать любовь к музыке, природе, родному краю, культивировать ощущение прекрасного в жизни, в том числе, и в музыке

Подготовка к уроку

Оборудование: компьютер, проектор, экран , фортепьяно , музыкальный центр

Методические пособия: репродукции картин русских художников , видеоряд “Золотая осень” , видеоряд на музыку П. Васкса “Осень” , кроссворд

Работа с детьми: подбор стихотворных текстов, индивидуальная работа с учащимися по подготовке к выразительному чтению на уроке, создание монтажа и подготовка его к демонстрации на уроке, постановка и подготовка танцевального выступления,

творческое домашнее задание учащимся - подготовить осенние пейзажи, оформление выставки домашних творческих работ.

Ход урока

Видеоклип “Золотая осень” с музыкальным оформлением “Осенняя песня” П.И. Чайковского (вторая часть)

Беседа учителя с учащимися с целью выявления восприятия музыкального произведения

Что мы увидели на экране? (картины осенней природы)

Это были фотографии или картины художников? (картины А.И. Куинджи, И.И. Левитана, В.В. Поленова и д.р.)

Что такое пейзаж? (картины природы)

Подберите эпитеты. чтобы описать,. какую осень вы увидели? (яркую, красочную, пеструю, величественную)

Какая палитра красок выбрана художниками? (разнообразная, яркая)

Что мы чувствуем, когда видим эти картины? (восхищение)

Что вы слышали, когда шел видеоряд? (“Осенняя песня” П.И. Чайковский. вторая часть из альбома “времена года”)

Расскажите о музыке, она была созвучна картинам? (средства музыкальной выразительности)

Что ощущали? (спокойствие, равновесие, наслаждение красотой, великолепием, торжеством природы)

В чьем исполнении звучала пьеса?(В исполнении фортепиано)

На экране репродукции картин русских художников с изображением осенних пейзажей.

Учитель:

Каждое время года интересно и красиво по своему, но осень поражает нас своим великолепием, роскошью красок, преобразивших природу. Не случайно, именно эта пора вдохновляет композиторов, художников и поэтов на создание потрясающих произведений искусства.

Что такое искусство? (средство общения между людьми)

Выступление учащегося:

... Казалось мне, что в старом парке
Среди вечерней тишины
Звучали мягкими шелками
Прекрасной Осени шаги...

И сладкий воздух словно дивно

Напомнил аромат духов,

Что исчезал вослед незримо

Её таинственных шагов
И в золотой небесной выси
Кружился с ветром и взлетал
Прозрачный шелк осенних листьев...
И Осень шла... и парк молчал...

Светлана Магнитская

Учитель беседует с учащимися по содержанию стихотворного текста и его восприятию.

О чем эти стихи? (об осени)

Можно ли назвать их музыкальными? (да)

Какие слова особенно музыкальны? (шелка, шаги,)

Что ощущали? (поступь, созерцание, любование природой, наслаждение, всплеск и покой)

По эмоциональному состоянию близка этому стихотворению музыка? (да)

Выразительно было прочитано стихотворение? (да)

Что делает поэтическую речь выразительной? (правильная интонация, паузы, акценты)

Какой репродукции,расположенной на экране,созвучно это стихотворение?

Звучит музыкальное произведение “Октябрь” Виктора Калинникова в исполнении учителя.

Беседа с учащимися после прослушивания произведения.

Музыку написал Виктор Калинников, это хоровое произведение. Осень была самым любимым временем года Пушкина, поэтому его осенняя лирика такая яркая.

От начала и до конца вы чувствовали одно эмоционально состояние? (нет)

Разбираем каждый эпизод и средства музыкальной выразительности

“октябрь уж наступил…”(последние вздохи осени, уныние. покой)

“но пруд уже застыл…” (оцепенение)

“сосед мой выступает…” (можно попросить ученика проиллюстрировать движение охотника, чтобы почувствовать характер)

“и будет лай собак…” (изобразительные черты в музыке)

“унылая пора…” (контраст, ощущение тоски сменяется восторгом, наслаждением созерцания великолепных осенних пейзажей)

Какие музыкальные средства выразительности делали музыку такой яркой? (мелодия, штрих, динамика, темп, тембр, диапазон…)

Я пела без сопровождения, значит…(а, capella)

Проведите параллель между эпизодами музыкального произведения и репродукциями.

Когда в одном произведении соединяется два вида искусства, оно становиться ярче выразительнее? Почему? (музыка и поэзия находится в синтезе, тесном слиянии, дополняя и обогащая друг друга, еще больше средств выразительности, которые воздействуют на нас, заставляют наше сердце откликнуться)

Выступление учащегося:

Как был прекрасен день осенний!
Звенела красками листва
И акварелью настроений
Взлетали птицы в небеса,

Святая солнечная церковь
На позолоченном холме
Звучала праздничною песнью,
И колокольный звон извне

Наполнил сердце созерцаньем
И благовестием Любви –
Чудесным солнечным посланьем
Единства Бога и души.

Светлана Магнитская

В какой из картин мы ощущаем такое же настроение?

Звучит музыкальное произведение Петериса Васкса “Осень”.

Обсуждение после прослушивания.

Что чувствуем, когда слушаем эту музыку? (дрожь, трепет, холод, озноб, прощание)

Что представляем? (лист, дрожащий на ветру. Последний, как последняя надежда)

На каком инструменте исполнялось произведение? (на рояле)

Как двигались руки пианиста? (Как осенние листья на ветру)

Танцевальная композиция «Танец с листьями» под музыку Петериса Васкса «Осень» в исполнении учащейся

Беседа с детьми после танцевального номера

Помог ли танец лучше почувствовать музыку? (да)

Расскажите о мелодии? (секундовые соотношения, интонация плача, вздох, стон, прерванность мелодии, недосказанность, паузы, нет сил петь мелодию, природа засыпает)

Эта музыка изобразительна? (да)

Какими бы красками нарисовали? (темными, мрачными)

В музыке и в танце были использованы разные средства выразительности, но они успешно дополняли друг друга. Находились в синтезе.

Выступление учащихся (монтаж)

Я смотрела в окно моей памяти...
Дождь осенний скользил за стеклом

Там, где мой неслучившийся дом…
Прикасалась ладонями осени,
Словно вновь возвращала себя
В чувства яркие солнечной россыпи,
В светлый мир отраженья Добра...
Отчего же скользят так беспомощно
Мои пальцы за тонким стеклом
Там, где розы остались усталые,
Там, где мой неслучившийся дом...

Светлана Магнитская

Беседа с учениками

Попробуйте проанализировать ваше прочтение стихов? Удалось ли вам передать настроение, характер стихотворения? Созвучен ли он, Осени, Васкса? (самоанализ учеников)

Проведите параллель с картиной.

Экскурс по выставке домашних творческих работ. Сопоставление работ художников и детских рисунков.

Классу было дано домашнее задание: нарисовать осенние пейзажи. На экране - репродукции картин Новикова, Федорова и Левитана.

1- фейерверк осенних красок

2- спокойствие, созерцание

3- поздняя осень

Детям предлагается распределиться по группам в соответствии с настроением их осенних пейзажей. Несколько учеников доказывают правильность своего выбора.Далее на экран выводится изображение кроссворда и дети, соревнуясь по группам, решают его. Победившей команде вручается приз.

Слово учителя:

Победа заслуженная, но ведь главное – совместное творчество, командный дух и музыка, которая всех объединяет.

Кроссворд

По вертикали:

  1. Автор музыкального произведения «Осень»
  2. Эмоциональное состояние, отраженное в произведении искусства
  3. Композитор – Петерис…
  4. Музыкальный знак

По горизонтали:

  1. Автор музыкального произведения «Осенняя песня»
  2. Художественное полотно
  3. Профессия человека, создающего художественные полотна
  4. Картина природы
  5. Время года
  6. Окраска звука
  7. Художественное средство выразительности

Обобщающее слово учителя

Сегодня на уроке мы вами разобрали три музыкальных произведения, решили занимательный кроссворд, насладились изображением осенних пейзажей, послушали стихи,

Провели параллели между ними, почувствовали эмоциональную связь музыки и картин.

Мы убедились, что такие виды искусства, как музыка, живопись и литература взаимосвязаны, находятся в синтезе, но отражают окружающий мир своими разнообразными средствами выразительности.

Распевание

Пение

“Все еще впереди” Евгения Зарицкая, “Осенний блюз” Александр Ермолов.

Заключительный этап урока

Учитель благодарит учащихся за активность, творчество, сотрудничество.

Объявляет оценки учащихся за работу на уроке.


МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области.

Внеурочное воспитательное мероприятие по предмету «Искусство» (Музыка)

для учащихся 1-4 классов:

Подготовила и провела: учитель музыки

Леушина В.П.

Цель мероприятия: Воспитывать культуру слушания через восприятие классической музыки русских и зарубежных композиторов. Дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, Антонио Вивальди.

Образовательные:
- расширять кругозор учащихся;
- формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки;
- учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
- развивать творческое воображение;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- развивать воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке;
- пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету;
- воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
- воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
- формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
- совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
- обогащать духовный мир.

Георгий Васильевич Свиридов. Антонио Вивальди. П.И.Чайковский. 1915-1998 1678-1741 1840-1893

Ход занятия: Дети входят под музыку Е.Дога «Вальс»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему мероприятия, которое я для вас подготовила. Слушайте внимательно!

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень) Слайд 1
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: Становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко. Слайд 2
Педагог: Хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: А за что вы любите осень?
Дети: За то что красиво становится вокруг.
Педагог: А вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: Ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран (на экране пословицы об осени). Прочтите их и дайте смысловое объяснение этим пословицам.

Дети: Читают по очереди и высказывают мнения. Слайд 3

1.Осень - перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.

Педагог: Все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, делают запасы на зиму.

Слайд 4

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете, почему именно 12?

Дети: По числу месяцев в году. Слайд 5

Педагог: Правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года».
Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора!

Сейчас мы послушаем 3 осенних пьесы из фортепианного альбома «Времена года».

    Первая из них называется «Сентябрь». «Охота».

Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов - охоте. И эпиграфом к этому произведению стало четверостишие А.С. Пушкина, подчеркнувшего охотничий азарт, громкий гул рожков и лай своры борзых.

"Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах."

Словно вторя ему, Чайковский начинает пьесу с громких аккордов - зова охотничьих рожков. Быстрый темп (аллегро) в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле. Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал - ловлю беглеца и конец охоты.

Напоминаю, что музыку слушаем в тишине.

    Вторая пьеса носит название «Октябрь». «Осенняя песнь».

В качестве эпиграфа для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н. Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят..."

Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

    Третья осенняя пьеса из альбома «Времена года» называется «Ноябрь». «На тройке».

Поэтическим эпиграфом для этого произведения Чайковский взял стихотворение Н.А. Некрасова.

"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши».

Некрасов писал о ноябре, преддверии русской зимы, как о первой пороше, на которой оставляет след тройка, звенящая издалека веселым колокольчиком, разгоняющим тревогу на душе. Чайковский тоже пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету - быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней. Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр - темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика - мелодией, затихающей вдали.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

Педагог: А теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. - дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

Педагог: Продолжаем нашу беседу о музыке Осени в произведениях русских и зарубежных композиторов.

Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России. Еще один русский композитор, который обратился к теме осени - это Георгий Васильевич Свиридов. Слайд 11

Родился он в маленьком городке Фатеже. Курской губернии. С девяти лет стал учиться играть на рояле, но гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы: Слайд 12 -13

Педагог: Какие музыкальные инструменты вы услышали? Ответы учащихся.
- Какая была музыка по характеру выбрать из предложенных ответов на экране.

(Радостная, напряженная, торжественная, загадочная,
ласковая, восторженная, поэтичная, стремительная, спокойная, таинственная, взволнованная, беспокойная, нежная, грустная, изящная)
Слайд 14.
- Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Дети: Осень.

Педагог : Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди. Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Слушание «Осень»

Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: Ответы детей.
Педагог: А как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: Ответы детей.
Педагог:

Конечно, музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
И в завершение нашего мероприятия мы тоже исполним осенние песенки, выученные на уроках. Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эти песни?

1-2 класс «Осень в золотой косынке» сл. и муз Н.Б.Бобковой Слайд 16.

3-4 класс «Падают, падают листья» сл. М.Ивенсен, муз. М.Красева. Слайд 17.

1-4 класс «Скворушка прощается» сл. М.Ивенсен муз. Т. Попатенко Слайд 18.

Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени.

Педагог: Посмотрите и ответьте на вопросы осенней викторины. Слайд 18.

    Когда в России день учителя?

    В каком месяце «День матери»?

    Какого числа последний день осени?

    Время года между летом и зимой?

    Чем укрыта земля осенью?

    Цвет – символ осени?

    Листья каких деревьев осенью краснею?

    Кто такие «Хмурень», «Грязник» и «Листогной»?

(Призы за правильные ответы)

Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова, А. Вивальди.
Педагог: Наше занятие окончено, я надеюсь, что много интересного и полезного вы узнали сегодня на нашем мероприятии. Спасибо, до свидания! (Выходят под музыку)

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства

по теме:

« МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ОСЕНИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА»

учитель музыки – Джабарова Т.О.

Раздел: Преподавание музыки.

Тип урока : комбинированный

Цель урока

Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия искусств – музыки, литературы и живописи. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.

Задачи

Воспитательные:

    обогатить духовный мир учащихся.

    Прививать любовь к музыке, литературе и произведениям изобразительного искусства.

Обучающие:

    Обобщить и закрепить знания произведений великого русского композитора П.И.Чайковского и Вивальди.

    Отразить средствами художественной выразительности, свое видение окружающего мира;

    Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и музыкальной тональности.

    Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и живописи и литратуры.

Развивающие:

    Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

    Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;

    Учить вокально-хоровому пению.

Оборудование для урока:

презентация, фонохрестоматия, сборник песен Г.Пономаренко на стихи С.Есенина, диски, ноутбуки, бумага акварельная, краски акварельные, сборник стихов С.Есенина

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

    повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

    развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

    духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

    развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

    в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

    развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.

    осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

    адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

    адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности

Ход урока:

Музыкальное приветствие.

1 слайд. Загадка об осени.

Догадались о чем пойдет речь на уроке?

Эпиграф к нашему уроку (Слайд 3)

Что такое эпиграф?

Эпиграф – это краткое изречение намекающее на основное содержание урока.

Как вы понимаете это высказывание?

Задача нашего урока определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ осени.

Многие художники и композиторы обращались к этой теме.

Разбор картин:

Исаак Левитан «Золотая осень»

Осень – любимая пора года Исаака Левитана. Ей он посвятил более 100 работ. Все творчество художника проникнуто светлой печалью, легкой грустью, нежностью. «Золотая осень» выделяется из общего ряда картин мастера, потому что ей присуще более игривое настроение.

На переднем плане художник изобразил золотое убранство берез, выделяющихся своими белыми стволами. Рыжеватая трава контрастирует с синей речкой, убегающей вдаль. Прозрачное светло-голубое небо с белым облаком указывает на погожий денек, настоящий праздник осени. Одного взгляда на полотно достаточно, чтобы ощутить холод ключевой воды и чистый, свежий воздух.

Игорь Грабарь. «Рябинка»

На переднем плане картина художник изобразил главную героиню - рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая.

Рядом с главной героиней картины - рябинки, стоят две березки, которые не уступают ей ни в красоте, ни в изящество. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.

А теперь мы послушаем какими средствами пользовались композиторы, чтобы изобразить всю прелесть осеннего убранства природы.

Слушание «Осенняя песня» Петр Чайковский.

Какую осень нарисовал Чайковский музыкальными красками?

Какие интонации звучат у композитора?

Какое настроение музыки?

Какова мелодия?

Что можно сказать о душевном состоянии самой музыки?

Слушание Антонио Вивальди «Осень»

-Что вы можете сказать о музыке Антонио Вивальди?

Ответы учащихся.

Давате сравним два музыкальных произведения.

Мажор – Осень Вивальди

Минор- Осенняя песня Чайковского.

Проектная деятельность по изобразительному искусству.

Работа с акварельными красками и ноутбуками в программе Paint .

Осень в изобразительном искусстве и музыке: прослушивание музыки;

Осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством

художников – пейзажистов, просмотр их работ;

Осень в музыке: выполнение творческого задания:

«Я – композитор, художник», знакомство с творчеством композиторов, художников, слушание музыкальных произведений;

Практическая часть урока: изображение осеннего пейзажа в акварели и в графическом редакторе.

Как вы, ребята, думаете, какое значение имеет слово “пейзаж” или

какой смысл имеет это слово?

Учащиеся объясняют значение слова «пейзаж»

«Пейзаж» – в переводе с французского – местность, страна, родина – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы.

Изучение нового материала .

Изображение пейзажа в разные времена года : ЗИМНИЙ, ВЕСЕННИЙ, ЛЕТНИЙ, ОСЕННИЙ.

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться.

Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.

Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...

Практическая часть урока.

П ереходим к практическому выполнению работы.

Учащимся предлагается задание, выполнить осенний пейзаж.
- Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть.
- Попробуйте показать это в своём рисунке

Конечно же, вы поняли, что пейзаж мы сегодня будем рисовать необычный.

Графический редактор Paint нам поможет нарисовать простейший пейзаж.

Я покажу работы в графическом редакторе.

О возможностях работы графического редактора.

Запуск программы Paint.

Для запуска графического редактора Paint достаточно щелкнуть по его значку, который находится в меню Стандартные , под меню все программы Главного меню .

В верхней части экрана находится палитра, в ней показаны текущие цвета изображения и фона. Создавая изображение в программе Paint, вы при помощи инструментов помещаете в рабочую область (как на холст ) различные графические объекты.

Такой процесс очень похож на обычное рисование.

4.Физкультминутка

5.Практическая работа .

Учащиеся работают в группах (в парах) в графическом редакторе.

Учитель консультирует учащихся.

После завершения работы учащиеся могут защитить свой проект (по желанию) Вот мы с вами и запечатлели миг уходящей осени.

Давайте покажем свои работы.

Осень получилась разная, но в большинстве вы нарисовали осень яркую, торжественную.

Если бы не было грусти и печали, то мы бы, наверное, не так ценили радостные и приятные моменты жизни.

Детские работы:

Не оставались равнодушными к осени и поэты.

Вам известны стихи об осени

Дети читают выученные стихи.

История создания стихотворения «Отговорила осень золотая…» С. Есенина.

Вам известны эти слова?

Мы разучивали песню советского композитора-песенника Григория Федоровича Пономаренко.

Исполнение песни Г.Пономаренко «Отговорила осень золотая»

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы говорили с вами музыке и картинах изображающих осень.

Как вы думаете, что вдохновляло композиторов, художников и поэтов на создание этих шедевров?

А что общего между их произведениями?

(Природа красива всегда)

И музыканты и художники и поэты учат нас замечать красоту природы, которая нас окружает.

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.

Что же для вас осень унылая пора или очей очарованье?

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

города Миасса Челябинской области

Конспект классного часа

« »

подготовила

классный руководитель 9 а класса

Дубровина Ырымгуль Жолдыбековна

Тема: Осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства.

Ход классного часа

Учитель.

Осень. “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…

Но нам кажется, что осень очень разнообразна и многогранна.

Сегодня мы попробуем выяснить, что же такое осень посредством произведений живописи, музыки и поэзии.

Угадайте, какое слово (признак осени) спряталось в пустых клетках (листопад). (Слайды 1,2)

У нас сегодня импровизированный листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний.

Рефлексия.

Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

Звучит песня ДДТ «Осень». (Слайд 3)

Учитель.

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. (Слайд 4).

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтение стихотворений об осени детьми.

А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

Звучит романс «Отговорила роща золотая…».

Учитель. Одним из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г).
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

Репродукции картин. (Слайды 8-19)

Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. (слайды 20-26)

Картины русских художников «Золотая осень» (слайды 27-39).

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»?

Учитель.

У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. У вас на столах лежат листочки с осенними приметами, пословицами и поговорками, вы должны собрать их и прочитать. Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

(Ребят крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).



Рассказать друзьям