"ослиный хвост". Творческое объединение «Ослиный хвост Картины художников модернистов писаны хвостом осла

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Молла никогда не постился, и жена всегда упрекала его в этом. Наконец, на семнадцатый день рамазана она снова начала его укорять. Молла дал слово, что со следующего утра он начнет поститься.

Ночью жена разбудила его. Молла наелся досыта и опять улегся спать. Рано утром он встал, положил в хурджун хлеба и, бросив его на осла, отправился в поле работать.

За этим занятием его застал один из прохожих. Он стал стыдить Моллу:

– Молла, как тебе не стыдно! Ты уже седобородый, а поста не соблюдаешь.

– Стыдного тут ничего нет, – ответил Молла.- Уже время нарушить пост.

– Молла! – воскликнул прохожий. – О каком времени ты говоришь, ведь едва-едва наступил полдень! В этот момент заревел осел. Молла, быстро указав на осла, возразил:

ЗНАНИЯ МОЛЛЫ

Однажды Молла пришел в мечеть, поднялся на минбар и воскликнул:

– Люди! У кого какие есть вопросы? Задавайте, я отвечу!

Моллу стали забрасывать вопросами. Но на каждый из них он отвечал:

– Этого я не знаю.

Наконец, кто-то рассердился и сказал:

– Раз ты ничего не знаешь, так зачем же залез на минбар?, Ты не знаешь даже и того, что невежды наверх не забираются.

– Я залез высоко ровно настолько, сколько у меня знаний, а если бы я залез туда, куда добираются круглые невежды, то сейчас витал бы в облаках.

НЕСОГЛАСИЕ МОЛЛЫ

Однажды ахунд, взойдя на минбар, сказал:

– Тому, кто в эту ночь дважды совершит молитву, аллах пошлет такую гурию, у которой голова будет на востоке, а, ноги на западе.

– Почтенный ахунд, – возразил Молла,-нам не нужны ни такая молитва, ни такая гурия. Не хватит жизни, чтобы пройти от ее ног до головы.

БОЖИЙ ГЛАЗ

Однажды Моллу Насреддина спросили:

– Молла, ты не знаешь, есть ли у бога глаза?

– Есть, – ответил Молла. – Но только один глаз и причем на самой макушке. Поэтому, когда он смотрит вниз, на землю, то людей не видит. Иногда он протягивает руку вниз, схватывает кого-нибудь, поднимает его над головой, подносит к макушке и рассматривает. Если человек ему понравится, то он некоторое время любуется им, а если не понравится, то бросает его, и тот летит кувырком обратно на землю,

ОБЕТ МОЛЛЫ

Однажды Молла Насреддин вместе с сыном куда-то отплыл на корабле. В пути их застигла страшная буря. Волны бросали корабль словно щепку. Молла, до тех пор никогда не видевший море, поднял глаза к небу и взмолился:

– О всемогущий аллах! Усмири эту бурю, избавьнас от беды! А я даю обет -как только доберусь до дому, то поставлю в мечети свечу длиной в корабельную мачту.

Сын посмотрел на отца, потом на мачту и сказал:

– Отец, где же ты найдешь свечу такой длины.

Молла поспешно закрыл рукой сыну рот:

– Молчи! Вдруг бог услышит и поймет. Пусть он утихомирит бурю и даст нам возможность благополучно вернуться домой. А отказаться от обета – легко.

ЗЕМЛЯ С МЯКИНОЙ

Однажды сын Моллы Насреддина спросил у него:

– Отец, сегодня в медресе ахунд говорил нам, что аллах создал человека из земли. Как же так? Значит раньше людей не было?

– Да, не было, – подтвердил Молла.

– Раз не было людей, то, значит, никто не сеял ни ячменя, ни пшеницы.

– Да, никто не сеял, – снова подтвердил Молла.

– Раз не было ячменя и пшеницы, значит и мякины не было.

– Да, не было, – еще раз подтвердил Молла.

– Как же без мякины можно что-нибудь слепить из земли? – спросил сын.- Когда я сказал об этом ахунду, он ответил: «Аллаху ничего не трудно. Раз он мог создать из земли человека, то что значит для него горсть мякины?»

Молла подумал и сказал сыну:

– Значит, по словам ахунда, к земле, из которой был создан человек, была примешана и мякина?

– Да, он так говорит, – ответил сын. – Но я ему неверю.

– Если это в самом деле так, то тогда почему у ахунда лицо растрескалось на столько морщин? Ведь если к земле примешать мякину, она никогда не трескается.

ВОЗЬМИ РУБЛЬ ОБРАТНО

Некто дал Молле пять рублей и сказал:

– Возьми эти пять рублей и каждый день после пятого намаза молись за меня.

Молла вернул ему один рубль и сказал:

– По правде говоря, ночи стали очень короткие, а долгих, бессмысленных разговоров хоть отбавляй, поэтому я не могу вставать так рано, чтобы совершать утренний намаз. Возьми рубль обратно.

ВОЗЬМИ, А НЕ ДАЙ

Однажды некий молла, совершая омовение перед намазом, свалился в бассейн. Бассейн был очень глубоким, молла же не умел плавать. Он то погружался в воду, то всплывал, не забывая при этом кричать. Собрался народ.

– Давай руку, – кричали все вокруг, но он руки никому не давал и продолжал барахтаться.

Никто не знал, что предпринять, если бы в это время не подошел Молла Насреддин. Узнав, в чем дело, он подошел к бассейну и, протянув руку, сказал:

– Молла, возьми!

Утопающий как клещ впился в руку Моллы, и тот вытянул его из бассейна.

Люди недоумевали. Один из собравшихся спросил моллу:

– Почему, сколько мы тебе ни кричали: «Дай руку!» ты не давал, а когда Молла Насреддин сказал: «Возьми!», ты сразу схватил?

Молла молчал. За него ответил Молла Насреддин:

– Удивляться тут нечему. Вы кричали: «Дай руку!», – он не давал. Я оказал: «Возьми» – и он взял.

Дело в том, что все моллы привыкли к слову «возьми», а не «дай».

ВРЕДНАЯ СКОТИНА

Однажды к Молле в сад забралась буйволица. Молла, жена его и сын, схватив палки, побежали ее выгонять. Не успели они до нее добежать, как вдруг Молла заметил идущего по саду дервиша. Остановившись, он крикнул жене и сыну:

– Здесь есть скотина повредней буйволицы. Давайте сперва прогоним ее.

ХВОСТ ОСЛА

Однажды между Моллой и неким дервишем, выдававшим себя за ученого, зашел спор.

Молла Насреддин одержал верх над этим проходимцем и доказал, что тот лгун и неуч.

Дервиш понял, что дела его плохи, но чтобы смутить Моллу Насредцина, он сказал:

– Ты бы по крайней мере замолчал. Ведь ты ничего не умеешь делать!

– Ты говоришь правду, – ответил Молла. – Я не могу делать то, что делаешь ты, но меня знают все. Может быть, ты скажешь, кто ты и чем ты занимаешься.

– Я в родстве с пророком, – сказал дервиш, – и каждую ночь возношусь на небо из этого мира грешников.

Молла Насреддин притворился, что поверил этому и спросил:

– Хорошо, а ты когда-нибудь возносился на четвертое небо?

Дервиш горделиво ответил:

– И даже не один раз!

Молла опять прикинулся поверившим и спросил:

– Когда ты вознесся, то почувствовал, как что-то мягкое коснулось твоих губ?

Дервиш, не чувствуя подвоха со стороны Моллы, поспешно ответил:

– Да, да…

Молла подмигнул собравшимся:

– Это был хвост моего осла.

Издан: Ослиный хвост. Каталог выставки картин группы художников Ослиный хвост. М., 1912.

Выставка организована М.Ф.Ларионовым; вторая (после «Бубнового валета» зимой 1910–1911) из серии его четырёх знаменитых выставок живописи авангарда начала 1910-х. Смысл эпатажного названия выставки связан с известной в кругах художников историей об ослике из Парижа, который кистью, привязанной к его хвосту, создал картину, якобы признанную художественной критикой за шедевр живописного искусства. «Ослиный хвост» был организован Ларионовым после его решительного разрыва с группой своих бывших единомышленников – художниками П.П.Кончаловским, А.В.Лентуловым, И.И.Машковым, создавшими в конце 1911 художественное общество «Бубновый валет». Выставка Ларионова открылась вскоре после второй выставки «Бубнового валета» в феврале 1912. В ней приняли участие его соратники – В.С.Барт, С.П.Бобров, Н.С.Гончарова, К.М.Зданевич, И.Ф.Ларионов, А.В.Шевченко; близкие в это время к Ларионову К.С.Малевич и В.Е.Татлин; молодые художники из Петербурга М.В.Ле-Дантю, В.И.Матвей, Е.Я.Сагайдачный; а также А.А.Моргунов, Н.Е.Роговин, И.А.Скуйе, А.В.Фонвизин, М.З.Шагал, А.С.Ястржембский. Одновременно с «Ослиным хвостом» и в том же выставочном помещении была развёрнута экспозиция петербургского объединения «Союз молодёжи», в ней участвовали В.Д.Бубнова, К.В.Дыдышко, А.М.Зельманова, Л.Н.Курчанинова, П.И.Львов, В.И.Матвей, Л.Я.Мительман, С.А.Нагубников, П.Д.Потипака, О.В.Розанова, Э.К.Спандиков, И.С.Школьник, П.Н.Филонов (вне каталога) и другие.

В.Е.Татлин. Матрос. 1911. Холст, темпера.71,5х71,5. ГРМ («Ослиный хвост». №257 по каталогу)

Н.С.Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911. Холст, масло. 104х97,5. ГТГ(«Ослиный хвост», №68 по каталогу)


Выставка открылась в новом выставочном здании МУЖВЗ на ул. Мясницкой. Провокационный и скандальный смысл названия «Ослиный хвост» проявился с самого начала: в день открытия в выставочном помещении возник пожар (его удалось быстро потушить); к тому же по требованию цензора из основной экспозиции были сняты религиозные произведения Гончаровой (тетраптих «Четыре апостола») и картина Филонова. Московская пресса своими публикациями о соперничестве «бубновых валетов» и «ослиных хвостов» также подогревала интерес публики к выставке. Но эти проявления эпатажного характера отнюдь не составляли основного её содержания. В историю искусства авангарда «Ослиный хвост» вошёл не столько благодаря скандальности названия, но главным образом из-за новаторского характера и высокого качества представленных на выставке живописных произведений.

Живопись художников-экспонентов «Ослиного хвоста» была выполнена в примитивистском стиле. В 1912 примитивистский период в творчестве лидера группы Ларионова достиг фазы зрелости и наивысшей силы художественного выражения. Это проявилось и в живописи Ларионова, представленной на выставке. Его экспозиция была значительна – более 40 произведений. Среди них выделялась серия полотен, созданных художником по мотивам его «несостоявшегося путешествия в Турцию». Для таких произведений серии, как «Турок» (1911–1912. ГТГ), характерно весьма изысканное цветовое решение композиции, но в то же время и определённый возврат к изображению радостных и идиллических сцен в черноморском пейзаже – теме уже закончившегося импрессионистического периода творчества. В «Турецкой сцене. Курильщице» (1911. Частная коллекция, Париж; вероятно, она же «Барышня и служанка» в каталоге выставки) примитивистская трактовка изображённых персонажей сочеталась с плоскостным, но при этом крайне изысканным, построенным на тончайших оттенках и нюансах цвета, решением фона картины.

На выставке было показано значительное количество полотен из «солдатской» серии Ларионова. Они были связаны с впечатлениями от военной службы, которую художник проходил с конца 1910. Многие из произведений, представленных на выставке, сейчас хорошо известны: «Утро в казармах» (1910. ГТГ), «Этюд близ лагеря» (1911. ГРМ), «Отдыхающий солдат» (1911–1912. ГТГ), «Казак» («Солдат на коне». 1911–1912. Галерея Тейт, Лондон). Для произведений «солдатской» серии, созданных на вершине примитивистского периода творчества Ларионова, характерно сочетание нарочито «приземлённых» сюжетов, взятых из повседневных армейских будней, с весьма изысканными и нетрадиционными живописными решениями. При этом Ларионов смело вводит в свои полотна такие элементы, как примитивный рисунок, заборные надписи или даже цифры на табличках с указанием номера воинской части. Особенно эпатажным и провокационным, вызвавшим негодование досужей газетной критики, стал его «Автопортрет» («Собственный портрет Ларионова». 1911–1912. Частная коллекция). Художник со смеющимся лицом изображён на нём в белой рубашке с расстёгнутым воротом, в картину введена надпись – как будто бы его собственноручная подпись.

Другие произведения Ларионова, показанные на выставке, также относятся к числу его лучших живописных работ. Среди них – «Причёска перед выходом на сцену» («Дамский парикмахер». 1910–1911. Частная коллекция), связанная ещё с предыдущей – «парикмахерской» – серией, или же «Цирковая танцовщица перед выходом» (1911. ООМИИ), в которой нашёл своё отражение интерес художника к провинциальным театральным афишам. В ряде других своих работ Ларионов пытался как бы расширить границы живописи, обращаясь к новым техникам передачи действительности («Моментальная фотография», «Фотографический этюд весеннего талого снега» и другие) или изображая не свойственные живописи прежде темы и проявления жизни («Женщина в синем корсете (газетное объявление)»). Наконец, такие произведения, как «Сцена (кинематограф)» (1911–1912. Центр Помпиду) и «Кёльнерша» (1911–1912. ГТГ), были созданы в приглушённой и отчасти монохромной цветовой гамме, с преобладанием мягкого белого цвета. В творчестве изысканного колориста Ларионова такое временное «затухание» интенсивности живописного цвета свидетельствовало о грядущих скорых переменах в его живописной манере.

Произведения других участников выставки также представляли богатые возможности примитивизма. Этого направления придерживались и другие мастера – соратники Ларионова. Ими были показаны довольно большие экспозиции примитивистских картин. В некоторых произведениях Шевченко, таких как несколько его «солдатских» полотен, также навеянных впечатлениями от военной службы, ощущалось определённое влияние творчества лидера группы – Ларионова. Другой вариант примитивизма (пожалуй, несколько более близкий к живописи художников «Бубнового валета») продемонстрировал в своих картинах Моргунов. В экспозиции Татлина привлекали внимание серия его «матросских» произведений, связанных со службой во флоте («Продавец рыб» и другие), и эскизы костюмов к постановке «народной драмы» «Царь Максемьян».

Значительный интерес вызвала обширная (более 50 картин) экспозиция Гончаровой. Многие из показанных художницей живописных произведений относятся к лучшему как в её наследии, так и в живописных достижениях русского примитивизма. Это её религиозные произведения (тетраптих «Четыре апостола» в связи с цензурным запретом демонстрировался в отдельном помещении), сцены из крестьянской жизни («Крестьяне, собирающие яблоки», «Жатва», «Хоровод» и другие), натюрморты. В своих произведениях Гончарова смело использовала элементы народного искусства – иконы, лубочной картинки или даже расписных жестяных подносов («Курильщик» (стиль подносной живописи)»). Художница представила на выставке как серии произведений, созданных на один сюжет, так и полиптихи, состоящие из нескольких частей. Интересные возможности дальнейшего развития живописи авангарда демонстрировали её полотна из серии «Художественные возможности по поводу павлина»: в них изображение птицы было выполнено поочерёдно в «китайском стиле», «египетском стиле», «стиле русской вышивки», а также в современной манере – «стиле кубистов» и «стиле футуристов».

Свою вариацию примитивистской живописи представил на выставке Малевич. Показанные им произведения «крестьянского цикла» («Уборка ржи», «Похороны крестьянина», «Крестьянки в церкви») стали важнейшим этапом в его творческом развитии. В своих оригинальных произведениях, созданных в период «Ослиного хвоста», Малевич оказывается отчасти близким к примитивистскому творчеству Гончаровой и сопоставим с ним в гораздо большей степени, нежели с творчеством других участников группы. Другие картины Малевича были связаны с городской жизнью. Такие его произведения, как «Мозольный оператор в бане», «Аргентинская полька», отличаются красочностью и смелостью в выборе темы и в композиционном решении, в то же время для них характерна определённая эпатажность.

Выставка «Ослиный хвост» вызвала большой интерес публики и значительное количество откликов в прессе; из многочисленных публикаций заслуживает быть отмеченной рецензия М.А.Волошина (Ослиный хвост // Русская художественная летопись. 1912. №7. Апрель).

Литература:
  • Литература: Лобанов 1930; Александр Флакер. Ослиный хвост. Об одном самоименовании // Памяти Харджиева 2000; А.А.Стригалёв. О выставочной деятельности петербургского общества художников «Союз молодёжи» // Волдемар Матвей и «Союз молодёжи». Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2005; Поспелов 2008; Иньшаков 2010.;

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция сайт запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Ольга Розанова. "Городской пейзаж"

5 февраля 1912 года, 105 лет назад, открылась первая выставка Общества художников-авангардистов "Бубновый валет". В отличие от предыдущей выставки 1910 года, которая дала название Обществу и которую посетили всего 200 человек, эта имела оглушительный успех: о ней говорила вся Москва, а наряду с русскими авангардистами здесь можно было увидеть и французов – Пикассо и Матисса.

Петр Кончаловский

Фотогалерея

"Бубновый валет" стал одним из первых авангардистских художественных объединений в русском искусстве. В его состав входили все художники, определившие ход времени в живописи: Кандинский, Малевич и Кончаловский трудились бок о бок, разрушая границы и прорывая небеса академических традиций. Художников "Бубнового валета" объединяло стремление наполнить живопись цветом и энергией фовизма и кубизма, они экспериментировали с формой, дробили объем, разламывали плоскости, и в целом были очень близки к своим французским коллегам Пабло Пикассо и Анри Матиссом. Русские художники приезжали в Париж специально, чтобы познакомиться с ними и перенять живописные открытия. Но, как оказалось, вопрос дальнейшего существования объединения в этом и заключался – идти вслед за европейскими мастерами или смешать их эксперименты с русскими народными традициями.

Илья Машков

Фотогалерея

Илья Машков и Петр Кончаловский были одними из тех, кто решил, что французская живопись Поля Сезанна им ближе русского лубка. Когда половина художников в 1912 году покинули "Бубновый валет", именно эти двое сохранили сообщество, став его амбассадорами. В 1916 году Кончаловский и Машков вышли из объединения, и в 1917 году, накануне революции, оно распалось. Впрочем, революция внесла свои коррективы в творчество всех участников "Бубнового Валета" без исключения.

Михаил Ларионов

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5

А вот Михаил Ларионов решил, что русский примитивный рисунок и народное творчество куда более интересны, чем французские изыски. В 1912 году вместе с женой Натальей Гончаровой он выходит из объединения, организовав свое, получившее название "Ослиный хвост". Конечно, он не отрицает достижения коллег, что очевидно даже в натюрморте с грушами 1915 года, написанном так, словно за спиной у художника во время создания картины стоял сам Матисс. Тем не менее, он начинает активно заимствовать народные мотивы. Например, в цикле времена года, наряду с примитивным изображением девушки, символизирующей зиму, дан текст, что напоминает лубочную традицию.

Наталья Гончарова

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5

То же самое делает и Наталья Гончарова: в ее творчестве и даже в одной работе ("В мастерской художника") могут сочетаться приемы Матисса (натюрморт), Сезанна (черный контур) и православная икона Богоматери, вписанная в пространство картины. В то же время там, где Гончарова, казалось бы, обращается к традиционно русской теме и изображает крестьян, собирающих хворост, – снежинки, застывшие в морозном воздухе, превращаются в чисто декоративный мотив, совершенно не свойственный традициям русской живописи.

Казимир Малевич

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Сложно представить более известного во всем мире русского авангардиста, чем Малевич. Разве что Кандинского. Но именно с объединения "Бубновый валет" началась авангардная дорога этих художников. Каждый из них выбрал свой путь – Малевич "изобрел" супрематизм, а Кандинский стал главным русским абстракционистом. По сути, эти два явления "выросли" из творческого объединения и выставки, состоявшейся 105 лет назад. Безусловно, "Черный квадрат" гениален. Но и до, и после него у Малевича было огромное количество прекрасных фигуративных работ, пейзажей и портретов.

Иван Клюн

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Иван Клюн был одним из ближайших единомышленников Малевича и активно развивал идеи супрематизма. Но это привязанность продлилась недолго: в "Бубновый валет" его привело увлечение импрессионизмом и постимпрессионизмом, интерес к цвету, они же и побороли у Клюна любовь к супрематической форме. Художнику было тесно в строгих границах чистых форм. Постепенно он сосредоточил свое внимание на беспредметных композициях, натюрмортах, иллюстрациях к книгам и плакатам, активно занимаясь оформлением агитационных материалов.

Василий Кандинский

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Василий Кандинский вне зависимости от объединения "Бубновый валет" стал основоположником и теоретиком абстрактного искусства, одним из самых влиятельных художников ХХ века. Он принимал участие в коллективных выставках, но назвать его полноправным участником объединения все-таки нельзя, так как уже в 1911 году он вместе со своим другом, художником Францем Марком, основал в Мюнхене группу "Синий всадник". Поэтому московские события касались его косвенно.

Александра Экстер

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

В 2001 году в Нью-Йорке открылась выставка "Амазонки русского авангарда", где были представлены работы Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Ольги Розановой, Любовь Поповой, Варвары Степановой и Надежды Удальцовой. Эта выставка произвела настоящий фурор в мире искусства: на волне феминистских протестов организаторы показали всему миру, что русский авангард был наполовину женским и что нигде в мире больше не было такого мощного сокрушительного движения, как в России в начале XX века.

Ольга Розанова

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Попова в своем творчестве прошла через много стилистических этапов и художественных направлений: кубизм, футуризм, супрематизм в духе Малевича и даже "Бубновый валет" были для нее лишь временными периодами. Но такова была судьба практически всех членов этого объединения. Скорость и изменчивость стали определяющими свойствами русского авангарда, поэтому нет ничего удивительного в том, что эта эпоха так стремительно рождала и стирала новых экспериментаторов.

Всего сто лет назад искусство было в центре внимания общества и вокруг него кипели нешуточные страсти. Эта статья, опубликованная в 1920 году в журнале «Нива» - попытка высмеять прогрессивных художников из Салона Независимых. А насколько эта попытка удалась - судить вам.

Как французский журналист высмеял художников-модернистов с помощью осла

Много раз обрушивалась здравомыслящая художественная критика на художников-декадентов с их эксцентрическими, явно нелепыми произведениями: но никогда никакая критика не достигала таких громовых результатов, каких достиг остроумный фарс, недавно проделанный парижским журнальчиком Fantasio над художниками кружка «Независимых».

«Независимые» имеют свой «Салон», усердно посещаемый публикой, которая удивляется, негодует, смеется, но охотно ходит к «Независимым» ради любопытства и некоторой любви к скандалу. В этом году действительно с этими художниками произошел скандал - небывалый, злостный...

Приблизительно месяца полтора-два тому назад в некоторых газетах появился пламенный манифест «Школы Эксцессивистов». Манифест был подписан звучным, доныне еще никому неизвестных именем Иоахима-Рафаэля Боронали и гласил следующее: «Чрезмерность во всем - это сила, единственная сила! Солнце никогда не может быть слишком жарким, небо слишком зеленым, отдаленное море слишком красным, сумерки слишком черными... Истребим бессмысленные музеи! Долой постыдную рутину ремесленников, изготовляющих конфетные коробки вместо картин! Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствует ослепительная фантазия и воображение!»

Вскоре после того в «Салоне Независимых» появилась необыкновенная картина, подписанная тем же самым Боронали. «Независимые» пришли от нее в восторг: в ней действительно не было ни линий, ни рисунка, а какой-то хаос кричащих, вопиющих красок. Красная, голубая, зеленая - краски танцевали в ней какую-то дикую тарантеллу... Содержание картины было абсолютно непонятное и невозможное. Однако она носила весьма поэтическую подпись: «Et le soleil s’endormit sur l’Adriatique» («И солнце уснуло над Адриатическим морем»). Нужно, впрочем, заметить, что и другие картины на выставке «Независимых» были в этом же роде...

Картина Боронали сделалась «гвоздем» выставки. «Независимые» взирали на нее с умилением. Имя «знаменитого» Боронали было у всех на устах. И вдруг произошло нечто в высокой степени неожиданное: в «Салон» явились некие господа и предъявили нотариальное удостоверение о том, что картину «И солнце уснуло над Адриатикой» - писал осел своим хвостом...

В нотариальном протоколе, составленном нотариусом И. А. Брионн, было очень обстоятельно и деловито изложено следующее: «Редакция журнала Fantasio, желая дискредитировать художников-декадентов, „ангажировала“ из кабарэ Lapin agile осла. В присутствии нотариуса к хвосту осла привязали кисть с краской, поставили осла задом к полотну, и один из „злоумышленников“ стал кормить его печеньем. Осел благодарно помахивал хвостом - и... рисовал им Адриатическое море... Кисть неоднократно меняли - и в результате получилась вышеупомянутая картина, „поражающая богатством и изысканностью своего колорита“»

Осел выражает в красках свои приятные вкусовые ощущения

Скандал вышел потрясающий... И только теперь «Независимые» догадались, что звучная «итальянская» фамилия Боронали есть просто анаграмма французского слова Aliboron, т.е. «осел», «невежда».

Этот чисто французский фарс с участием представителя публичной власти и приложением казенной печати оказался прекрасным способом борьбы с невежеством и наглостью маляров-модернистов. «Смешное убивает», - говорят французы, и можно с уверенностью сказать, что «Эксцессивисты» в роде «Независимых» или наших «Треугольников» могут быть совершенно развенчаны подобным путем в глазах публики, которую они морочат своим художеством. Монмартрский Алиборон задел своим хвостом не одних только французских художников-неучей: история с картиной Боронали успела облететь уже всю Европу...

В самом деле, что теперь могут возразить всякие эксцессивисты? Многого ли стоят их произведения, когда осел своим хвостом рисует ничуть не хуже их? Какой блестящей конкуренции дождались они!

От редакции «Избранного»

Общество Независимых художников (фр. Société des Artistes Indépendants) - объединение художников, созданое в Париже 29 июля 1884 года. Среди основателей - Альбер Дюбуа-Пилле, Одилон Редон, Жорж Сёра и Поль Синьяк.

Во Франции того времени было много художников, не имеющих никакой возможности выставлять свои полотна, и, следовательно обрести признание и заработать себе на жизнь. Это были оппозиционеры всех мастей, разного рода неблагонадёжные, а также просто художники и скульпторы, чьё творчество не пользовалось поддержкой Королевской Академии.

Число опальных творцов и произведений искусства, отвергнутых парижскими салонами, росло с каждым годом - художникам пришлось самоорганизовываться. Так в 1884 году образовалась Группа Независимых художников. В этом же году они получили разрешение от властей на проведение первой выставки. С 15 мая по 15 июня 1884 года посетители увидели более 5 000 современных полотен более чем 400 художников. Выставка вызвала огромный интерес и самые противоречивые реакции в обществе - от обожания до ненависти.

В 1920 году Салон Независимых получил в своё распоряжение парижский Большой дворец. «Независимые» существуют до сих пор и регулярно проводят выставки. В разные времена в салоне выставлялись Марк Шагал, Малевич, Василий Кандинский, Анри Матисс, Винсент ван Гог и т.д. и многие другие.

Надо ли говорить, что поначалу «Независимые» вызывали страшную аллергию у «здравомыслящей художественной критики», да и просто у добропорядочных граждан.

«Ослиный хвост» — одно из самых известных и даже нашумевших художественных объединений нашей страны. Объединение было организовано в 1912 году русскими художниками-авангардистами Михиалом Фёдоровичем и Натальей Сергеевной . Данная организация художников с самого начала привлекала к себе внимание общественности. Она объединяла схожих по духу творцов, которым были близки авангардные течения искусства.

Название «Ослиный хвост» произошло от одной из картин, которая выставлялась на выставке в Париже в 2010 году. Эта картина была необычна тем, что была нарисована хвостом осла. К сожалению, несмотря на свой быстрый старт и даже немного скандальную популярность, объединение художников просуществовало недолго и в 1913 году распалось, оставив после себя только память об историческом событии в авангардном искусстве.

Кроме Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в «Ослином хвосте» состояли такие художники, как: Казимир Малевич, Владимир Татлин, В. Барт, А. Шевченко и другие. В отличие от других авангардных художественных объединений, художники из Ослиного хвоста пропагандировали объединение европейской школы и традиции русского народного искусства, русского примитивизма, лубка и так далее. Картины этих художников в полной мере подтверждали их тезисы. Нарочито упрощённые формы, где -то напоминающие этно-примитивизм вкупе с авангардными стилистиками, которые были распространены в начале 1910 годов. Для многих «Ослиный хвост» тесно связан с понятием примитивизма в живописи. Распад группы произошёл по причине того, что многие из художников, что входили в объединение, попробовав себя в данном стиле, понемногу стали отходить в разные стороны, пробовать себя в других жанрах и направлениях.



Рассказать друзьям