Осмотр в отличие от показа. Емельянов Б.В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии - это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях.

Методы показа объектов не просты, и их выбор находит-ся в прямой зависимости от способа передвижения экскурси-онной группы, состава участников, познавательной ценнос-ти, известности, выразительности, степени сохранности объек-тов и др.

В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии - это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие.

Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.

В технологии показа следует выделить две составные ча-сти. Первая часть представляет собой краткое словесное опи-сание внешних сторон экскурсионного объекта для привле-чения к нему внимания экскурсантов, создания его зритель-ного образа с целью вычленения объекта из окружающей сре-ды. Она включает в себя:

1) указание на местоположение объекта, которое может сопровождаться жестом руки («сле-ва», «справа», «между двух девятиэтажных зданий старин-ный особняк...» и т.д.), и

2) характеристику внешних специфических черт объекта (высота, цвет, число различных деталей, этажность здания, форма окон, наличие крыльца, надписи на стенах и т.п.).

Наш автобус поворачивает направо на Буденновский проспект, на углу проспекта и улицы Большой Садовой в правые окна автобуса вы видите трехэтажное желтое здание с колоннами, по карнизу которого размещено известное выражение «Искусство принадлежит народу». В этом здании с 1970 года размещается Ростовская государственная консерватория имени Сергея Васильевича Рахма-нова, о чем и свидетельствует надпись, сделанная золотыми буквами на фасаде справа.


Вторая, содержательная, часть показа подразумевает ис-пользование так называемых методических приемов показа. Наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски.

В теоретическом и прак-тическом плане они были хорошо разработаны рядом авто-ров под руководством Б.В. Емельянова.

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Эффектный показ экскурсионных объектов требует- определенных условий. В понятия условия показа, входят:

а) правильно выбранные точки показа;

б) время более выгодное для показа;

в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина). К храму Василия Блаженного, например, нельзя подходить утром солнечного дня с севера - со стороны Исторического музея. «Сильное освещение убьет трехмерность памятника, погасит его краски, сотрет линии, сделает его почти силуэтом». Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма Василия Блаженного, экскурсанты должны обходить его кругом и т. д.

Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии. Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

СТУПЕНИ ПОКАЗА

Первая ступень - Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода: «Перед вами «Медный всадник» - Происходит усвоение облика объекта
Вторая ступень - Более детальный осмотр экскурсантами памятника после рассказа о событиях - Усваиваются особенности объекта
Третья ступень - Повторный осмотр объекта (наблюдение) при его анализе экскурсоводом - Усваиваются отдельные час- ти и детали объекта
Четвертая ступень - Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия - Происходит запоминание объекта и места его расположения
Пятая ступень - Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода - Делаются выводы по подтеме
Шестая ступень - Заключительный взгляд экскурсантов на объект - Экскурсант убеждается в правильности своего представления об объекте

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням. Например, имеет особенности показ объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, на горизонте.

Для этого характерен панорамный показ города, это же применимо и к наблюдению архитектурного ансамбля. Чтобы воспроизвести его в сознании, экскурсантам приходится бросить на него несколько взглядов. Сумма этих взглядов дает представление о внешнем облике объекта. Направление взглядов определяют методические советы экскурсовода и ход мыслей экскурсанта.

Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов (зданий и сооружений), а также общего вида местности, парков, садов, полей сражений, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой.

Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.

Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-то другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, колокольню, человека.

Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Ниже приводится схема, которая показывает нарастание сложности в наблюдении объекта и характер указаний экскурсовода участникам экскурсии.

Указания экскурсовода Действия экскурсантов
Посмотрите на это девятиэтажное здание Экскурсант бросает общий взгляд на объект
Посмотрите на здание турбазы, так удобно расположенной на берегу водоема Экскурсант смотрит, стараясь понять, в чем состоит это «удобство»
Обратите внимание на здание, которому так идет голубая окраска Экскурсант, глядя на здание, размышляет, почему голубой цвет наиболее уместен
Взгляните на три крайние окна на втором этаже слева, где располагался кабинет ученого Экскурсант находит эти окна и пытается представить кабинет
Представьте себе ученого за большим письменным столом, где рано утром начинался его рабочий день Экскурсант, как бы убрав стену здания, видит ученого, сидящего за столом
Посмотрите на это здание. В нем 12 октября 1826 г. Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов», находясь в гостях у поэта Д. В. Веневитинова Экскурсант, опираясь на рассказ экскурсовода, воссоздает картину этого события

Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи - даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:

Ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения);

Направляющие внимание экскурсантов на определенный объект;

Разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

Выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему, из окружающей среды (природа, застройка);

Предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты «заговорить» особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску.

ВИДЫ ПОКАЗА. Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:

1) на ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса, без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена.

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

Существуют варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

Вариант первый. Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами даже при наличии интереса к ним мешает отсутствие необходимого времени и навыков.

Вариант второй. Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека по городу. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у «экскурсанта» знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре.

Вариант третий. Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ «экскурсовода» по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер.

А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях:

Вариант первый. Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист - экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа).

Вариант второй. Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность.

Вариант третий. При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им «увидеть» события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.

Каждый более или менее заметный игрок на отечественном fashion -рынке рано или поздно сталкивается с необходимость проведения показа. С одной стороны это свидетельствует об определенной зрелости бренда и является отрадным фактом для его владельца; с другой - несет с собой массу организационных трудностей. И, как показывает практика, отсутствие соответствующего опыта является критичным. Сегодня директор по маркетингу молодежной одежды Sabotage Евгения Климкова поделится нами своим опытом организации сезонного показа коллекции для своих региональных партнеров и представителей СМИ.

Подготовка

Подготовка к показу должна начинаться по крайней мере за 3 недели до проведения мероприятия, а еще лучше если вы сделаете первые шаги за 2-3 месяца. Такой «системный» старт позволит вам выстроить правильную схему реализации проекта: выбрать лучшую дату и время в сочетании с местом проведения, подобрать команду и моделей, разработать сценарий, тщательно продумать меню и заказать подарки и сувениры, заранее анонсировать мероприятие для гостей. Показ – сложное, многогранное мероприятие, в организации которого участвуют профессионалы из разных областей. Это, конечно, дизайнер, отвечающий за одежду и общий концепт, режиссер-постановщик, который превращает рядовое дефиле в привлекательное шоу, это модели, от поведения которых на подиуме и правильного понимания замысла автора зависит настроение показа, это осветители, которые расставляют световые акценты и добавляют драматургии в действие, и другие важные герои зоны бэкстэйдж, среди которых костюмеры, стилисты, визажисты, охранники, координаторы, разнообразные помощники. Наличие времени при организации показа означает, что у вас есть один из самых главных ресурсов; и наоборот его отсутствие с большой степенью вероятности скажется на уровне показа – непременно «вылезут» косяки, которые были допущены в подготовительной суете. Когда мы готовили последний большой показ Sabotage в центре MOD Design, мы действовали именно так. К показу, который состоялся в конце сентября, мы начали готовится в начале лета. И это обеспечило нам качественный результат.

Цель показа

Занимаясь подготовкой к показу, важно помнить о том, какие стратегические цели преследуются. Это могут быть, например, следующие:

1. Представить новую коллекцию так, чтобы она запомнилась.

2. Добиться максимального освещения показа в СМИ.

3. Заинтересовать байеров, представителей модных магазинов одежды и конечных покупателей представленной коллекции, мотивировать их на осуществление закупок (покупок).

При подготовке к показу следует постоянно держать их в голове, поскольку организация показа зачастую сопровождается хаосом. В процессе подготовки в голову вдруг приходят новые гениальные идеи по тем или иным моделям, масштабы задумок не соответствуют реальным возможностям. Приходится отказываться от запланированных элементов шоу… В этой ситуации только фокус на стратегических целях позволяет принимать рациональные и взвешенные решения. Что важнее, представить сделанную не полностью коллекцию или реализовывать до последней минуты новые идеи с ножницами в руках? Что важнее, вывести на подиум неудачную девочку или отказаться от представления той или иной вещи как таковой? Что важнее, собрать на показ журналистов или потратить время и деньги на приглашение случайных прохожих? Упрощенно ключевая цель вашего показа могла бы звучать так – произвести впечатление. Ее достижение лежит на пересечениивсех тех грамотных организационных решений, о которых мы говорили выше.

Место проведения

Выбор площадки для проведения показа всегда является нетривиальной задачей. Обычно брендов, дизайнеров и организаторов дефиле это является настоящей проблемой. Удачное место для проведения показа должно соответствовать следующим критериям: быть доступным по деньгам, быть пригодным для проведения показа с точки зрения размера, интерьера и внутреннего устройства, в той или иной степени коррелировать с настроением и концепцией коллекции, по возможности быть малоизвестным и неизбитым в глазах светской публики и журналистов моды.

Найти место, соответствующее всем этим критериям, даже в таком мегаполисе как Москва, на самом деле весьма непросто. В большинстве случаев организаторам приходится делать выбор в пользу того или иного аргумента. Скажем, конференц-холл подходит по размерам, но имеет не подходящий офисный дизайн, а многоярусная автостоянка, несомненно, концептуальна, но не соответствует современным требованиям к комфорту. В большинстве случаев организаторы делают выбор в пользу пространства и комфорта, что вполне объяснимо. Однако это, как правило, означает, что вы теряете возможные PR -очки. Самые сильные впечатления производят показы, проходящие в необычных местах.

В целом место проведения показа имеет чрезвычайно высокую значимость для PR вашей марки. Выбирая место для проведения показа, следует обращать внимание не только на внешнюю атрибутику, авторитетность зала, удобный подъезд, хорошую парковку, но и на элементы, организующие пространство, создающие энергетику. В некоторых случаях пространство, выбранное для показа, само по себе может служить визитной карточкой мероприятия, поддержать определенный имидж показа. Конечно, за необычные креативные места нужно платить и, как правило, платить немало во всех смыслах этого слова. Однако же это целесообразно и обычно окупается сторицей.

Продюсирование атмосферы

Настоящее искусство продюсирования показа состоит в том, чтобы создать в зале и перед его дверьми желаемую атмосферу. То, что я имею в виду, на самом деле сложно описать словами. В некоторых случаях вы приходите на показ и чувствуете: здесь драйв. Внутренний голос вербально или невербально как будто говорит вам: «Здесь сейчас будет происходить что-то важное. Это интересно и захватывающе». В других же случаях все вроде бы на своих местах: построен солидный подиум, собрались зрители, слышен негромкий звон бокалов, но на самом деле никакой энергетики нет. Внутри скука и пустота. Невысказанная мысль звучит примерно так: «Давай побудем здесь полчасика, коли уж пришли, и двинем дальше».

Важно продумать то, каким будет сценарий проведения показа, где будут находиться гости до показа и как будет организован их проход на мероприятие. Важно заложить в сценарий элементы, искусственно создающие атмосферу напряженного ожидания у гостей и журналистов. Хорошо могут работать такие приемы как фэйсконтроль, создание очереди, ажиотаж зевак у входа. Искусство «продюсирования атмосферы» и заключается в том, чтобы найти взвешенный баланс между столпотворением и ожиданием, между желанием ждать и желанием уйти. Как и в случае с выбором грамотного места для проведения показа, если вам удалось создать на мероприятии правильную атмосферу драйва, вы можете записать ее в свой актив. Теперь шансы на то, что о вас напишут и расскажут друзьям, значительно выше.

Как представить

Формат представления коллекции поклонникам и журналистам чрезвычайно важен. Можно как «вытянуть» плохую коллекцию, так и зарубить хорошую. Поэтому концепция и сценарий показа должны быть продуманы заранее и реализованы максимально четко. Начиная подготовку к показу, следует, прежде всего, определить его целевую аудиторию. Для большинства из вас она, скорее всего, понятна. Это ключевые поклонники и друзья марки и журналисты. Первые – самым непосредственным образом связаны со стилистикой и духом представляемого вами бренда. И поэтому логично предположить, что они ждут, от показа того же настроения, той же, если угодно, концепции, которая ощущается ими в самой марке. Строгая минималистичная однотонная одежда предполагает соответствующую тональность показа, выдержанную, строго неспешную интеллектуальную. Мешковатая, цветная молодежная одежда однозначно требует соотнесения с той рэп-культурой, частью которой она является. Роскошные вечерние платья зовут к неспешному гламуру, веерам и более классической музыке. Если этот ключевой принцип будет нарушен, то у зрителя случится то, что в психологии называют «разрыв шаблона» или, если угодно стилистический диссонанс.

Это очень важно увязать с имиджем марки. Если вы представляете молодежную марку, то аудитория и место должны соответствовать имиджу марки. Готовя показ для Sabotage , мы всегда помним об этом.

В случае, если вы попадаете в ожидания целевой аудитории, вы можете быть уверены в положительной оценке вашей работы. Зрители и поклонники подарят вам цветы, а журналисты напишут более или менее прогнозируемые отзывы. Такой подход гарантирует в какой-то степени стабильный результат, он позволяет вам планировать будущее с точки зрения, как возможных объемов продаж, так и интереса представителей СМИ.

Показ объектов представляет собой процесс наблюдения, изучения, исследования объектов в их нынешнем виде, в большинстве случаев в естественной обстановке, когда они доступны непосредственному восприятию экскурсантами.

Существует ряд формулировок термина «показ». В большинстве случаев показ рассматривают как целенаправленный заранее подготовленный осмотр объектов экскурсантами под руководством специалиста-экскурсовода. Имеется в виду, что показ, независимо от маршрута экскурсии и места ее проведения (улица, загородное шоссе, поле сражения, музеи), осуществляют на основе экскурсионной методики.

Наглядность в экскурсии. В основе познавательной деятельности экскурсантов лежит принцип наглядности. Наглядность рассматривается как один из принципов обучения. Основа наглядности – показ конкретных предметов, процессов, явлений. Особое значение этот принцип имеет для экскурсии, которая построена на живом чувственном восприятии действительности, непосредственном отражении предметов и явлений в сознании людей. Существует несколько видов наглядности, в том числе изобразительная (картины, модели, фотографии и т. д.), предметная. Экскурсии относятся к этим двум видам, так как их зрительный ряд составляют как предметы и явления, так и их изображения средствами искусства (искусствоведческие экскурсии). Однако, как правило, экскурсовод использует в своей работе все виды наглядности.



Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) – натуральные предметы, в том числе памятники истории и культуры, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств и, являясь основой показа, служат предметом глубокого экскурсионного анализа.

Наглядность в экскурсиях способствует тому, что благодаря восприятию определенных предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретно-наглядных образов, правильно отображающих объективную действительность (объекты наблюдений).

Большое значение наглядности в обучении придавали выдающиеся педагоги прошлого. Известный чешский педагог XVII века Ян Коменский говорил о том, что обучение необходимо строить так, чтобы все важное для восприятия органов чувств было непременно учтено, что в учебном процессе следует использовать предметы в натуре или их изображения.

Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что ребенка надо с ранних лет знакомить с окружающими его предметами и явлениями, постоянно развивая у него наблюдательность, учить сравнивать увиденные предметы по общим и отличительным признакам.

Подбирая материал для экскурсии, включая в ее маршрут или иные объекты, необходимо помнить о значении термина «наглядный». «Такой, что можно непосредственно созерцать и понимать, доступный и убедительный для непосредственного наблюдения, понимания... Основанный на показывании (изучаемых предметов или их моделей).

Термин «наглядный» означает также «убедительный, совершенно очевидный из непосредственного наблюдения».

Наглядность предусматривает несколько видов восприятия, каждый из них ориентируется на один из органов чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание). В настоящее время в подавляющем большинстве экскурсий используемая наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия. Реже используют другие виды восприятия. В отдельных экскурсиях, например, наибольшая наглядность достигнута в вечерних экскурсиях: «Город зажигает огни», «Вечером после рабочего дня», где в восприятии активно участвуют все органы чувств экскурсантов. Здесь в сферу наглядности «вовлечены» звуки – шум реки и фонтанов, пение ночных птиц, шелест листвы, музыка, аромат цветов, вечерняя прохлада в городском парке, а также цвет, свет, тени и другие особенности зрительных впечатлений в вечернее время – краски заката, свет уличных фонарей, прожекторов, отражение луны на водной поверхности. Зрительное восприятие в таких экскурсиях обычно ослаблено, объекты недостаточно видны в вечерние часы. Это повышает эффективность экскурсионного процесса.

Вспомогательные наглядные пособия. Важную роль в экскурсиях играют изобразительные средства наглядности. «Портфель экскурсовода», вспомогательные наглядные пособия, включенные в него, – активные участники процесса показа. Требования методики состоят в том, чтобы эти пособия не перегружали экскурсию, не заслоняли подлинных объектов, не заменяли их пика, а дополняли и обогащали его. Выполнению этой задачи служит демонстрация, например, карты местности, по которой следуют экскурсанты, репродукции с картин, рисунков и фотографий, где отображена данная местность или наблюдаемый памятник, площадь, улица в далеком прошлом.

Правильное, методически обоснованное использование наглядности в экскурсиях способствует развитию у экскурсантов наблюдательности, формирует навыки самостоятельного анализа предметов и явлений окружающего нас мира.

Главной составляющей частью экскурсии, которая обуславливает наглядность экскурсии, является показ. С его помощью экскурсовод руководит процессом восприятия экскурсантов, направляет их внимание на основные черты и стороны предметов, явлений, которые помогают осветить экскурсионную тему.

Экскурсионная практика свидетельствует о том, что осмотр объектов и их показ не одно и то же.

Осмотр может быть определен как поверхностное, бесплановое знакомство с памятными местами. Каждый человек может без посторонней помощи осматривать жилой дом или улицу, исторический памятник на улице города, знакомиться с экспозицией краеведческого музея или произведениями живописи в художественной галерее.

Показ – это глубокое, целенаправленное ознакомление с объектом. Показ на экскурсии представляет собой наблюдение (изучение, исследование) объекта под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника (В), а при показе – с помощью экскурсовода различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе.

Показ в экскурсии представляет собой сумму трех элементов: наблюдения достопримечательностей, ознакомления с экспонатами (зрительными материалами) «портфеля экскурсовода», использования той части методического приема зрительной реконструкции, которая воссоздает внешний вид целиком или частично утраченного объекта, внешнюю картину событий, о которых рассказывает экскурсовод.

В исторической экскурсии, например, объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. В такой экскурсии ведется не только показ стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей. Здесь объектом показа является и то, что скрыто за стеной комнаты, лестницы, коридоры, их убранство, быт, жизнь, деятельность людей, населяющих наблюдаемый дом в интересующее нас время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое здесь происходило.

Показ и рассказ в экскурсии имеют свои специфические особенности, являющиеся практической основой для разработки экскурсионной методики.

Признаки экскурсионного показа:

1. Активность показа. Показ это не пассивное любование красотами природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов – памятников истории и культуры, зданий, инженерных сооружений, достопримечательных мест, трудового процесса (цех, стройка, поле). Это анализ чувствен, но воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий не только экскурсовода, но и экскурсантов.

2. Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является как бы ступенькой лестницы в раскрытии содержания темы. В большинстве случаев именно это обстоятельство определяет место данного объекта среди других показываемых объектов в экскурсионном маршруте в целом. Логичность показа объектов, связь их между собой обеспечиваются продуманной последовательностью.

3. Опережающая роль показа. На экскурсии в подавляющем большинстве случаев показ предшествует рассказу. Именно это привело к появлению формулы: «От показа – к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия, а также впечатления, полученные при участии других органов чувств, они служат стимулом к началу рассказа. В большинстве экскурсий сначала в поле зрения экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод дает необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. Это, однако, не означает, что для указанного правила нет исключения, в ряде случаев показ и рассказ используют одновременно, а иногда рассказ даже предшествует показу.

Экскурсовод не должен нарушать процесс прямого воздействия экскурсантов и объекта. В течение всей экскурсии специалист, раскрывающий тему, должен находиться чуть «в тени». Его задача – активизировать объект и экскурсантов. В своих выводах он должен быть ненавязчивым, побуждать экскурсантов домысливать начатое им и самим делать выводы на основе собственных зрительных впечатлений и своего рассказа.

4. Последовательность показа объектов экскурсии. Показ должен быть целенаправленным, а, следовательно, выборочным.

Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них.

Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому, а также особенности зрительного восприятия. Обычно показ строится на переходе от общего к частному. Показ в экскурсии следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом, а затем приступают к анализу с выявлением характерных черт экскурсионного объекта.

Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может долго задерживаться на одном неподвижном объекте. Из психологии известно, что наше внимание чрезвычайно динамично, подвижно.

При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное воздействие на экскурсантов. Вначале характеризуют объект, который производит наиболее сильное впечатление (в том случае, когда этот объект не связан с темой, следует дать о нем экскурсантам справку, а затем перейти к основному объекту, на котором излагается экскурсионный материал).

В том случае, когда показывается панорама города, крупный ансамбль, после предварительного обзора полезно определить ядро, основные оси композиции, указать передний и боковые планы, а затем охарактеризовать отдельные объекты.

Основное и определяющую роль в экскурсии играет показ. Показ - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, экскурсанты получают под руководством экскурсовода в определенной последовательности, с конкретной целью.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) объекта, наблюдают, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность показа зависит от организации правильного наблюдения объектов экскурсантами.

Цель показа - научить экскурсантов определенным образом смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В ходе экскурсии цель реализуется путем решения таких задач, как показ: объектов, находящихся перед экскурсантами; объектов, которых уже нет; исторических событий, которые происходили на данном месте; действий исторического лица; объекта таким, каким он был в период события, описывается.

Показ базируется на созерцании и осмотре.

При осмотре человек воспринимает только внешний вид объекта, при показе же изучает его разные стороны с помощью объяснений экскурсовода.

Существует сюжетный и бессюжетный показ. Сюжетный отличается присутствием конкретных личностей с их характерами, действиями. Такой показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают увиденное, усваивают суть событий. Бессюжетный показ характерен чаще для обзорных экскурсий, при этом экскурсанты получают общие впечатления (например, о застройке города).

Для эффективного показа экскурсионных объектов необходимо выполнить следующие условия:

Правильно выбрать точки показа и благоприятное для него время;



Предусмотреть возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не раскрывают тему;

Использовать приемы движения;

Подготовить экскурсантов к восприятию.

Указания экскурсовода могут:

Ориентировать на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения): "Сейчас слева на фоне заката можно будет увидеть башни дома - памятника архитектуры";

Направлять внимание экскурсантов на определенный объект: "Справа будет виден памятник Т.Г. Шевченко";

Разъяснять особенности объекта показа с целью его более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

Выделять объект из ансамбля или из ряда подобных ему в окружающей среде;

Предлагать сделать выводы на основе общих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты "заговорить" особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло, при показе объектов необходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение, функции, выполняемые в настоящее время, покраска.

Виды показа. Одним из признаков экскурсии, как уже отмечалось ранее, является движение по заранее составленному маршруту. Темп движения в различных экскурсий разный, в зависимости от чего выделяют показ объектов по ходу движения и во время специальных остановок.

Для автобусной экскурсии характерны, например, такие виды показа :

1) комментарии экскурсовода по объектам, которые видят экскурсанты по ходу движения на скорости 50-60 км / ч. Такой вид показа характерен для путевой информации;

2) показ при замедленном движении (до 40 км / ч). Дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) показ объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) более глубокий показ на остановке с выходом из автобуса. Используются методические приемы показа.

Особенности показа на экскурсии. Характерными чертами показа на экскурсии являются:

1. Активность. Показ - не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

2. Логическая последовательность. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой к раскрытию темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются продуманной очередности.

3. Главное значение. Без показа не может быть экскурсии. Он первичный и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений.

4. Определяющая роль. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу или используется одновременно с ним. Это привело к рождению формулы "от показа - к рассказу". Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств.

5. Сюжетность. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии сложнее, чем в произведении литературы или изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий ее участников, показ хода исторического события, жизни и деятельности исторического деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, сочетающая элементы показа и рассказа. Конечно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектами показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

6. Парадоксальность заключается в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что находится перед ним в этот момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше того, что он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта. Например, он мысленно представляет не только видимую стену дома, но и то, что находится за этой стеной, внутри дома. На основании образного рассказа экскурсовода перед ним возникают образы кабинета писателя и самого автора, работает над произведением.

Методические приемы показа . Методические приемы показа организуют наблюдения объекта и позволяют выделить его из окружающей среды. Они подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения.

Предварительный осмотр используется в начале наблюдения объекта. Существуют два варианта этого приема. Первый начинается со слов экскурсовода: "А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним". Тем самым экскурсантам предлагается самостоятельно провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта дает экскурсантам возможность:

Составить представление об исторической местности, где происходили рассмотрены события;

Представить данный объект в естественной обстановке;

Дать определенную оценку объекта;

Получить представление о его природное окружение.

Во втором варианте приема предварительного осмотра началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно стоит увидеть в ходе наблюдения объекта, которые его качества и конкретные особенности рекомендуется при этом обнаружить.

Панорамный показ позволяет наблюдать его состояние. Для этого приема можно использовать башни, колокольни, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля боя, долины, реки. С целью активизации восприятия панорамной картины необходимо выявить в ней композиционный центр и обратить на него внимание экскурсантов. Также для раскрытия темы нужно указать те объекты, которые этому способствуют, и перейти от общего к частному. Данный прием используется в экскурсиях по Святых Горах, на Саур-Могилу и т.д.

Зрительная реконструкция (восстановление). Термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида (вида) чего-нибудь по остаткам или письменным источникам. Сущность данного приема заключается в том, что путем словесного описания восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Экскурсовод при этом опирается на зрительные впечатления экскурсантов. Такой прием широко используется при показе памятных мест, где проходили, например, военные бои, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда можно отнести места, связанные с жизнью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Его компетентность позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Зрительный монтаж является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя этот прием, составляет нужный образ, суммируя внешний вид нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже используются фотографии, чертежи, рисунки.

Локализация играет важную роль в конкретизации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в пределах данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала предполагается переход от общего к частному. (Например, эффективное использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производственные темы: "В этом цехе был построен первый в стране трактор").

Прием локализации требует от экскурсовода точности воспроизведения исторического события и часто сочетается с приемом реконструкции. Использование данного приема вызывает у экскурсантов чувство причастности к событиям, оказывает сильное эмоциональное воздействие и получило образное название "власть места". Чаще всего прием используется в экскурсиях на исторические и военно-исторические темы.

Абстрагирование предусматривает мысленное выделение частей из целого для последующего глубокого наблюдения. Оно может быть построено на наблюдении одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, одной из частей дома (этажа, балкона, колоннады) при отвлечении от других частей, которые менее существенны при раскрытии темы. Очень часто применяется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы.

Сравнение. В экскурсионной методике используются различные виды этого приема: зрительное, словесное сравнение объекта с тем, что мысленно реконструируется или показанным ранее. Прием построен на зрительном сопоставлении различных объектов или частей одного объекта, находящихся в поле зрения экскурсантов. При этом сравниваются объекты, как похожи, так и различные по своему внешнему виду.

Использование предметов зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), сократить количество цифр в рассказе.

Одна из задач данного методического приема - выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подводя итоги "наблюдение", экскурсовод называет подобные или отличные элементы сравниваемых объектов.

Например, в обзорной экскурсии по. Донецк, демонстрируя копию пальмы Мерцалова, которая изображена на гербе Донецкой области, экскурсовод предлагает сравнить данный объект с растением пальмы, проявляя общие и отличительные черты.

Интеграция (воссоединения). Прием построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Показывая здание, сооружение, экскурсовод идет путем объединения разных сторон, деталей, свойств. Прием не вызывает затруднений, так как каждый человек начинает познания окружающего мира по изучению единичных предметов.

Может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждый дом отдельно, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, и на заключительном этапе группа наблюдает ансамбль как единство нескольких домов.

Зрительная аналогия . Прием более сложный, чем зрительное сравнение, потому что задача экскурсовода - привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде подобного объекта. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия. Данный прием иногда называют еще приемом ассоциации. Особенно часто он строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности.

Переключение внимания . После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переводят взгляд на другой объект (например, из дома, построенного в начале IX в., на сегодняшний многоэтажный дом). Присутствие контрастов обогащает новыми впечатлениями.

Показ мемориальной доски . При наличии ее на экскурсионном объекте экскурсоводу следует начать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание обращают на мемориальную доску. Если она хорошо видна экскурсантам, экскурсоводу не следует читать подпись на ней.

В случае если объект, о котором идет речь, не сохранилась и мемориальная доска установлена на доме (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где происходили события, освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски.. В тематической экскурсии "Донецк литературный "при рассказе о В. Стуса и университет, в котором он учился, можно продемонстрировать мемориальную доску на доме корпуса филологического факультета. При этом читать надпись не надо, но можно обратить внимание на оригинальность мемориальной доски, сравнив ее с другими, ранее увиденными.

Показ «портфеля экскурсовода». Заполнить отсутствует зрительный ряд или более конкретно воспринять экскурсионный объект и связанные с ним события помогают наглядные пособия. Они не должны подменять зрительный материал, который можно увидеть на экскурсии. Наглядные пособия - это дополнительный источник знаний об объекте и события, связанных с ним; они особенно необходимы при осмотре и реконструкции памятных мест, объектов, где происходили исторические события. "Портфель экскурсовода» широко применяется в обзорных и тематических экскурсиях.


В процессе проведения экскурсии показ экскурсионных объектов является основным методическим приемом. В контексте экскурсионного методапоказ определяется какпроцесс реализации принципа наглядности. Это наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности

предмета. По определению Б.В. Емельянова показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью .

Рассмотрим сущность и функции методов показа и демонстрации объектов. Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Особенности показа экскурсионного объекта заключаются в активной целенаправленной демонстрации, согласованной с основной целью экскурсии. Большое значение в показе объекта играет вид экскурсии, в контексте которой один и тот же объект имеет определенную тематическую интерпретацию. Например, жилой дом Х1Х в. в исторической экскурсии демонстрируется как памятник истории в контексте исторических событий, связанных с этим зданием. В концепции искусствоведческой экскурсии этот же объект демонстрируется в контексте стилевых архитектурных тенденций, декора фасадов, градостроительного искусства и т.д. В отличие от показа объекта, его осмотр объекта предполагает самостоятельное знакомство экскурсанта с объектов. Задача экскурсовода – определить оптимальный ракурс, видовую площадку осмотра объекта.

Выбор объектов показа должен быть согласован с общей сюжетной линией и тематикой экскурсии. Показ объектов должен быть логически последовательным, согласованным с основной темой экскурсии, направлен на раскрытие основной темы экскурсии. При разработке маршрута экскурсии, несмотря на то, что современная планировка города не позволяет соблюсти хронологическую последовательность в раскрытии темы, необходимо найти оптимальный вариант показа объектов, сформулировать текстовые подвязки и переходы от одного объекта к другому, обеспечивая тем самым системное восприятие объектов в общем контексте сюжетной линии экскурсии. В случае неоднократного обращения к одному и тому же объекту, экскурсоводу необходимо продумать этот ход, найти логическое объяснение по данному поводу. Показ объекта может предшествовать рассказу. Для обеспечения силы восприятия объекта экскурсоводу заранее необходимо определить самый оптимальный ракурс показа объекта, найти ту видовую площадку, с которой возможен панорамный осмотр или показ в перспективе , если объект вписан в двухуровневый рельеф местности, как, например, Тобольск, который считается самым зрелищным, картинным городом России. Во время проведения автобусной экскурсии выделяется четыре вида показа объектов: 1.по ходу движущегося автобуса; 2. осмотр из окон автобуса при медленном движении транспорта; 3.показ объекта на остановке, но без выхода из автобуса; 4.показ объекта с выходом из автобуса, на остановке. Во время следования автобуса экскурсовод осуществляет последовательный показ заранее выбранных для экскурсии объектов по четкой разработанному плану, который обозначен в методической разработке. Показ должен быть согласован с целью, задачами и индивидуальным текстом экскурсии, схемой движения городского транспорта и планировкой улиц, При выборе объектов показа важно определить степень его транспортной доступности. В ином случае необходима разработка карты-схемы движения группы от автобуса к объекту, проведение хронометража для расчета времени продвижения группы от автобуса к объекту и обратно, определение места остановки автобуса, на период посещения группой объекта. В случае, когда рассказ опережает показ объекта, экскурсоводу важно дать общий чувственно-эмоциональный настрой встречи экскурсантов с объектом Для этого необходимо предварительно, еще на этапе проектирования маршрута экскурсии и определения перечня объектов показа, выбрать наиболее зрелищный ракурс показа объекта. Учитывая, что главной целью экскурсии является формирование у экскурсантов чувственно-эмоционального восприятия от увиденного, экскурсоводу необходимо стремиться к тому, чтобы увиденное не обмануло заданного предшествующим рассказом импульса и максимально совпало с ожидаемой силой восприятия объекта. При показе объекта рассказ должен быть связан непосредственно с объектом. При показе объект должен просматриваться с нескольких разных точек, что особенно важно для памятников архитектуры. В рамках ретроспективного подхода целесообразно использование для показа объекта дополнительного наглядного материала, фотографий, иллюстраций, с целью проведения сравнительных аналогий с прежним обликом памятника, определения степени его сохранности. К объектам показа в экскурсии относятся памятники природы, рельеф, ландшафты, водоемы, реки, представители флоры и фауны; памятники истории, памятники гражданской и культовой архитектуры, архитектурные ансамбли, усадебные комплексы, жилые дома, исторические кварталы города, площади, мосты; подлинные и предметные объекты; изобразительные объекты, иллюстративный материал из портфеля экскурсовода, фотографии.

К основным методическим приемам показа относятся:

1) предварительный осмотр - как начало показа памятника (экскурсовод показывает и называет объект);

2) зрительный анализ при показе произведения искусства и архитектуры; искусствоведческий анализ, естественнонаучный анализ при показе объектов природы; исторический анализ при показе объектов истории – зданий, сооружений, связанных с выдающимися историческими событиями, личностями;

3) зрительная реконструкция, когда несохранившийся объект реконструируется посредством рассказа или наглядного иллюстративного материала из портфеля экскурсовода;

4) зрительный монтаж , когда облик объекта восстанавливается по сохранившимся деталям;

5) зрительное сравнение с соседними объектами или с прежде увиденными, или наглядный материал из портфеля экскурсовода - фотографии, гравюры; 6) зрительная аналогия при сравнении нескольких объектов;

7) наглядные пособия из портфеля экскурсовода;

8) панорамный показ – города, поселения, архитектурного ансамбля, кремля, монастыря, парка, усадьбы;

9) локализация событий , когда показывается конкретное место, где произошла битва, сражение, встреча, о которых идет речь в экскурсии;

10) показ объектов по ходу автобуса;

11) интеграция, т.е. показ объектов с помощью приема по объединению частей объекта в единое целое;

12)моделирование при показе модели несохранившегося объекта – здания, сооружения, храма, инженерных сооружений;

13) жест прямой рукой , посредством которого экскурсовод демонстрирует объект, подкрепляя свою речь об объекте (этот прием показа используется в том случае, если объект показа сохранился, он представлен вниманию группы). Во время автобусной экскурсии экскурсовод показывает объекты не в лобовое стекло, а только в боковые окна. Пока автобус подъезжает к объекту, экскурсовод дает общую информацию об объекте. Основную информацию, историческую справку и легенду об объекте экскурсовод дает уже непосредственно у объекта, после выхода из автобуса. Группа располагается у объекта полукругом, лицом к памятнику, а сам экскурсовод стоит к объекту спиной, обращенный вперед к группе. Стоять перед группой рекомендуется прямо. Во время экскурсии экскурсоводу нельзя держать руки в карманах, курить, С экскурсионной группой необходимо вести себя вежливо, корректно, доброжелательно. Экскурсия это, прежде всего, работа души, особое вдохновение, творческий поиск, открытия, любовь к своим слушателям. Экскурсовод должен следовать соответствующей манере поведения и культуре речи. После проведения экскурсии и осмотра всех объектов, группе предоставляется время для самостоятельного дополнительного осмотра объектов или прогулки. В указанное время группа должна вернуться в автобус.

Итак, показ объекта определяется каксистема целенаправленных действий экскурсовода, связанных с демонстрацией и характеристикой основных признаков памятника (объекта), прочтением и интерпретации языка архитектуры. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ предполагает созерцание и осмотр объектов, природных и антропогенных ландшафтов. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда. Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.

Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее.

Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе экскурсант видит не только памятник, но и различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе. Показ в экскурсии является суммой трех элементов: самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей; ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»; показа под руководством экскурсовода других приемов.

Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета. Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Сюжетные произведения в искусстве относятся к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать процесс развития события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании и вызывает эмоции. Сюжетный показ экскурсионного объекта предполагает персонификацию. Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий. В понятие « условия показа» входят:

а) правильно выбранные точки показа;

6) время, более выгодное для показа;

в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. Оптимальным ракурсом осмотра памятника архитектуры является его трехмерная проекция (длина, высота, глубина). В утренние часы храм необходимо осматривать с северной стороны, так как сильное солнечное освещение поглощает трехмерность памятника, приглушает его краски, линии, придает зданию силуэтные формы, поглощает детали. Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма, экскурсанты должны обходить его вокруг. Методика направлена на последовательность показа в экскурсии. Использование ритма в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к целостному чувственно-эмоциональному восприятию пространства. Определение ритма в пространстве и времени является гармоническим каноном красоты окружающего мира. Пространственная ритмика выражается в форме рельефа, территориальной организации ландшафта. Ритм воплощен в архитектуре, классической музыке, живописи, музыке. Все пространство окружающего мира наполнено энергией ритма.

Особенности показа объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, определяются панорамным показом. Сила этого приема реализуется в показе архитектурного ансамбля в гармонии с целостным художественным образом природного ландшафта; в созерцании пейзажа во всей гамме его красок, тонов, очертаний, композиций. Прием многократного зрительного обращения к образу способствует восприятию панорамы всей совокупностью чувств. Эффективность показа зависит от умения экскурсовода раскрыть смысловую, функциональную нагрузку, заложенную в конструкцию объектов (зданий и сооружений), передать эстетический импульс восприятия пространства. Это помогает раскрыть гармонию и эстетику пропорций, симметрию, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой, раскрыть на примере объекта принципы золотого сечения, соотношения частей и единого. Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открываются самые зрелищные перспективы. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга. Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-либо другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, вертикаль колокольни, человек. Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное. Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет:

а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов;

б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследова­ние объектов).

Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи - даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:

- ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения);

- направляющие внимание экскурсантов на определенный объект;

- разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

- выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка);

- предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты «заговорить» особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необ­ходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску. Прием показа объектов природы основан на процессе визуального анализа пейзажа, пронизанного сквозной композиционной осью, которая становится визуальным фокусом, направленным на русло реки, рельеф, террасу, ущелье, берег, перспективы полей, озер, лугов и т.д. Визуальные аттракторы, усиливающие выразительность пейзажа определяются на основе выбора точек пейзажного обзора. В экскурсионной практике выделяют следующие точки пейзажного обзора: 1. узкий (щелевой); 2. секторный; 3.панорамный; 4.круговой (циркорамный), где важно определить видовые точки, композиционные пейзажные узлы, пейзажныеи кулисы и фон

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа объектов

1) по ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает 1возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности. Активность показа заключается не в пассивном любовании памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а в целенаправленном наблюдении (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа. Вэкскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.

Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля.

В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Обычно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

Парадоксальность показасостоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта са­мостоятельно. Данный парадокс представляет собой формально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет событийный ряд на основании образного рассказа экскурсовода. Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности. Выделяют три уровня показа: предварительный обзор(ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объектаиз совокупности других объектов; детальное наблюдение объекта.

Воснову познавательной деятельности экскурсантов положен принцип наглядности, который реализуется: в показе объектов - памятников истории и культуры (зрительная наглядность); в использовании экспонатов «портфеля экскурсовода»; в демонстрации производственных процессов (звуковая наглядность) и т. д. Благодаря зрительному восприятию предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретных образов, правильно отображающих объективную действительность. На основе полученных экскурсантом представлений происходит формирование понятий.

Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) - натуральные предметы, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств.

Изобразительные средства (живопись, графика, фотография) - дополнительный иллюстративный материал, который включен в «портфель экскурсовода». Макеты, фотографии, рисунки, открытки, схемы, диаграммы и другие пособия выступают в роли аналогов подлинных объектов.

Словесно-образная наглядность: примеры и факты; отрывки из литературных произведений; стихи, воссоздающие картины событий, жизни людей.

Технические средства наглядности (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи).

Предметная наглядность подразделяется на зрительную наглядность (показываемые объекты) и звуковую. При восприятии звуковой наглядности, кроме речи, участвуют слуховые анализаторы.

Слуховая наглядность слабо используется в экскурсиях. Лишь в отдельных экскурсиях включены приемы, рассчитанные на слух, обоняние и осязание экскурсантов.

Словесно-образный вид наглядности предполагает использование образов и произведений художественной литературы. К этому виду наглядности относят образный рассказ экскурсовода, воссоздающий картину исторического события, внешний облик человека, дающий зрительное пред­ставление о явлениях природы.

При выборе оптимального ракурса показа объекта необходимо учитывать рельеф местности, расстояние между группой и объектом показа (для полного осмотра объекта необходимо находиться не ближе 30 метров от места его расположения. С нижней точки обеспечивается панорамный осмотр, с верхней – перспектива. Рассмотрение методических приемов показа позволяет заключить, что в экскурсионной методике накоплен богатый опыт показа и демонстрации экскурсионных объектов, которые широко используются в экскурсионной практике, способствуют качественному экскурсионному обслуживанию. Методические приемы показа имеют прямое взаимодействие с методическими приемами рассказа в экскурсии.



Рассказать друзьям