Основные положения историко-культурного туризма. Развитие культурного туризма в россии История развития историко культурного туризма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для класификации рекреационной деятельности (в данной работе понятия «рекреационная деятельность» и «туристическая деятельность» автор понимает как синонимы) существуют разные подходы. По цели или главным мотивациям путешествия предлагаются следующие виды туризма. По мнению американского учёного В.Смита (V.Smith), существуют шесть категорий туризма: этнический туризм ; культурный туризм ; исторический туризм ; экологический туризм ; рекреационный туризм ; деловой туризм. Украинский учёный Н.П.Крачило предложил шесть видов туризма: курортно-лечебный; культурно-развлекательный (туристические путешествия, проводимые с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими и архитектурными достопримечательностями, посещения музеев, картинных галерей, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других объектов культуры); спортивный; познавательно-деловой; религиозный; промысловый. Русский учёный Н.С.Мироненко считает, что по главному мотиву рекреационная деятельность делится на следующие виды: лечебная ; оздоровительная и спортивная; познавательная (натуралистическая, культурно-историческая). Русский учёный В.А.Квартальнов считает, что мотивы в определённой степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов, и по цели путешествия предлагает следующие виды: отдых, досуг, развлечение; познание; спорт и его сопровождение; паломничество; деловые цели; гостевые цели. Он считает, что главная задача историко-культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения.

Мы считаем, что класификация рекреационной деятельности должна быть многоуровневой. Туристические потребности основного уровня представлены ландшафтным туризмом, включая гуманитарные и природные ландшафты, который удовлетворяет потребности туристов в познании природы и культуры. Туристические потребности второго уровня – повышенного уровня, направлены на удовлетворение туристами подребностей в развлечениях. Специальный уровень туристической потребности включает любование памятниками культуры, курортно-лечебную деятельность, отдых, участие в конференциях, паломничество, научные экспедиции и т.д. Историко-культурный фактор является единственной постоянной аттрактивности во всех трёх уровнях туристических потребностей.

Мы считаем, что историко-культурный туризм представляет собой туристическую аттрактивность, которая определяется совокупностью факторов культуры и истории. По общем значению историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической аттрактивности. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма. Например, в Италии, в 1991 г. 36% всех туристических посещений в Средиземноморский бассейн приходилось на него. Основные туристические ресурсы Италии – горы, озера и культурные и исторические ценности, в первую очередь, привлекают иностранцев, а не местных туристов. Среди главных мотивов прибытия в страну 45% иностранных гостей отмечают её культурно-исторические ценности, 43% – климат, 27% – природу и около 30% – комбинацию всех предыдущих .

Для формирования туристической аттрактивности историко-культурный туризм должен содержить следующие аспекты (табл.1):

Таблица №1.
Содержение историко-культурного туризма

Вид Содержение Уровни * Тип мотивов **
1. Туризм искусств и литературы известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.д. специальный МЭ
МД
2.Исторический туризм памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры; древние города, развалины древних городов; памятники военной культуры (крепости, обородные стены и валы, места битв и сражений и т.п.) специальный МД
3.Туризм архитектурной культуры архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые сооружения и храмы; малые архитектурные формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни и обелиски); гидротехнические сооружения (плотины, каналы, гидроэлектростации); портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура специальный МД
4.Туризм тематических парков культуры искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные) повышенный
специальный
МД
МЭ
МТ
5. Туризм городской среды и культуры городская среда и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация и застройка городов основный
повышенный
МН
МД
6. Музейный туризм музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и презентации специальный МД

*) уровни рекреационной деятельности.
**) По теории уровней требования человека (Abraham Maslow), мы предлагаем следующие типы мотивов рекреантов: мотив настроения(МН) – тоска по родным местам, знакомство с людьми, вера; мотив тела(МТ) – лечебная потребность, оздоровительная потребность, спортивная потребность; мотив души(МД) – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования; и мотив экономики(МЭ) – покупательная цель, торговая цель, деловая цель.

(1) Туризм по знакомству с искусством и литературой

Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь» не только был включен в «Список рекомендованных книг для школьников» министерства образования Китая, но и был важной причиной привлечения многих китайских туристов в Украину. Прекрасные стихитворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию. Известно, что китайский древний философ Лаоцзей написал пятитысячесловную книгу, которая называется «Канон нравственности». В этой связи возникла известная достопримечательность – «Тэйчжугун», находяющая в пригороде Саньмэнщя провинции Хэнань Китая, которая является местом написания этой книги Лаоцзеем. Древнекитайского философа Конфуция назвали «учителем человечества», его книга «Лунь юй» является частью основ «Этики». До сих пор родина Кунфуция – город Чюйфу провинции Шаньдун Китая является одной из самых популярных достопримечательностей Китая, и архитектурные ансамбли (включая Кунфу – место жительства Кунфуция, Кунмяо – храм Кун и Кунлинь – мавзолей Кун) были включены как культурные ландшафты в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (UNESCO).

(2) Исторический туризм

Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интерестными местами для массовых туристов.

(3) Туризм архитектурной культуры

Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитетуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае.

(4) Туризм тематических парков культуры

Тематические парки (Theme Parks) являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней (Walt Disney) создал Диснейланд (Disneyland), открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» (The Universal Studio Tour) Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно.

Развитие тематических парков в Китае прошло две стадии. В конце 80-х годов прошлого века тематические парки были созданы по темам имитации древней культуры Китая, культуры других народов и разных стран мира. Главным тематическим парком стал «Прекрасный Китай», созданный в современном городе Шэньчжень. «Прекрасный Китай» занимает площадь 300 тыс. кв. метров, в его обустройство вложено 12,2 млн. долл. США. Он является самым крупным тематичеким парком по величине и оборудованию в мире с полным набором тематических экспозиций об истории, культуре, искусстве и древней архитектуре Китая. Он был открыт в сентябре 1989г., и в конце 1991г. уже полностью окупил все затраты. С 1990 по 1993г. «Прекрасный Китай» принимал по 447 тыс. иностранных туристов ежегодно. Большую популярность получили тематические парки «Окно мира» в городе Пекин и «На реке в День поминовения усопших» в городе Кайфин провинции Хэнань. В настоящее время тематические парки культуры как вид индустрии рекреации уже стали ведущей частью историко-культурного туризма Китая.

(5) Туризм городской среды и культуры

Города как места сосредочения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и фомируют туристический рынок первого класса для инострнных туристов.Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.

(6) Музейный туризм

Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.

Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров.

2. Историко-культурный туризм и развитие туристических городов

Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В территориальных рекреационных системах – ТРС (В.С. Преображенский, 1971) , подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов.

Современные города выполняют множественные функции: политические; экономические; научно-образовательные; транспортные; информационные; культурные; туристические. Для большинства городов мира характерна тенденция последовательного усиления туристических функций.

Мы считаем, что развитие городов как туристических центров должно включать семь функциональных систем.

(1) Система туристической аттрактивности. Включает настоящие достопримечательности, памятники и достопримечательности культуры, нравов, истории и т.п. города. Она должна в полной мере представлять характерные черты и культурное содержение города.

(2) Система обслуживания. Функция системы направлена преимущественно на качественное обслуживание рекреантов.

(3) Система транспорта. Функция данной системы проявляется в двух аспектах: она должна представлять туристам хорошие условия для посещения города и перемещений по городу; в тоже время транспортная система является важной планировочной особенностью города.

(4) Система знаков указателей. Система знаков является важной частью интернационализации города, включая проектирование знаков, систему их объяснения и систему объясняющих языков. Ситема объясняющих языков очень важна. В принципе, английский язык является основным для иностранных туристов. Кроме того, применительно к конкретной языковой атмосфере разных стран туристам нужен второй язык. Например, в странах СНГ можно использовать английский и русский языки как основные языки системы объяснения чтобы удовлетворить запросы иностранных туристов.

(5) Система контроля качества обслуживания.

(6) Система поддержки инфраструктуры города.

(7) Система страхования и личной безопасности туристов.

Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должны обладать своим стилем. По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержение культуры.

Города, которые обладают характерными чертами истории и культуры, могут подразделяться на следующие модели развития:

(1) Комплексный центр

Города являются совокупностью центров культуры, политики, экономики, науки, образования стран или регионов. Такими, в частности, являются столичные города: Пекин, Москва, Киев, Париж, Рим и т.д. Для рационального развития этих городов, очень важной задачей является претворение в действительность принципов устойчивого развития, сохранять историко-культурные памятники и вместе с тем не ограничивать развитие экономики годода. Например, город Кайфин провинции Хэнань является известным туристическим городом Китая, имея славное звание «Древний город семи династий». В истории Китая здесь семь раз была столица Китая, особенно в период северной Сун (960-1027). Кайфин (тогда его называли Тунцзин – восточная столица) был одним из самых оживлённых, развитых и больших городов в мире. Чтобы сохранить памятники древнего города, городское правительство решило размещать новые предприятии промышленности преимущественно с новыми технологиями только в западной части города. Кайфин является удачным примером согласованности противоречивых интересов между экономическим развитием и охраной культурно-исторических памятников в туристичеких городах.

(2) Историко-культурный центр

Города являются как местами сосредоточения историко-культурных памятников, так и мировыми известными центрами курортного туризма. Например, Одесса – крупный центр рекреации – курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Одессы формирует сильную аттрактивность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет Одессе становиться известным туристическим городом мира.

(3) Экономический центр

Важнейшей характерной черты данного вида туристических городов являются развитая экономика, совершенная инфраструктура, современный стиль жизни городов. Для них очень важной задачей является ускоренное развитие экономики и улучшения условий жизни населения. Города Шанхай и Шэньчжень в Китае стали лучшими примерами туристических центров такого типа. Иностранные туристы вспоминают их как сочетание «развитых городов» и «прекрасных мест туризма». В 1995г. министерство туризма Китая вместе с другими заинтересованными ведомствами организовало «Определение отличных городов туризма Китая», в результате чего в 1998г. утверждены первые 54 городов в звании «Отличных городов туризма Китая», а в 1999 г. – ешё 127 городов. Большинство «отличных городов туризма» являются развитыми экономическими центрами.

(4) Монофункциональные города культуры и истории

Такие города представляют собой высокую историко-культурную ценность. Другие функции – политические, экономические, научные и образовательные, транспортные, и т.д. в них развиты слабо или же отсутствуют. Обычно они являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и поэтому обладают большим преимуществом для привлечения иностранных туристов. Например, древний город Пинъяо провинции Шаньси был самым важным финансовым центром Китая 160 лет назад. Здесь в полной мере сохраняются древние стены и оригинальные здания древнего города. Величественные стены и здания города строили строго по системе ритуала. В 1997г. древний город Пинъяо был включен в «Список мирового наследия» ЮНЕСКО. В настоящее время он уже стал популярной достопримечательностью мира.

3. Строительство центральной зоны рекреации и коммерции в туристических городах

(1) Центральная зона рекреации и коммерции

Строительство центральной зоны рекреации и коммерции – ЦЗРК (Center of recreational and commercial district - CRCD) значит, что каждый город должен располагать своим привлекательным кварталом, который полно выражает свой исключительный стиль культуры и жизни жителей данного города. ЦЗРК как важная часть функциональной структуры города должна стать ярким знаком туристического города и важным районом туризма. Другими словами, ЦЗРК должна быть многоаспектной, комплексной, многофункциональной. Она выделяется как красивая и интересная часть города, которая интересна приезжающим туристам и которая популярна как рекреацонная зона для местных жителей. Для туристических городов ЦЗРК является «душой города».

ЦЗРК туристических городов должна включать следующие необходимые элементы: а) пешеходная улица, а то и пешеходный квартал города, как улица Дерибасовская в Одессе (Украина); б) места развлечения как традиционной культуры, так и современной массовой для молодёжи; в) локальную торговную сеть; г) маленькие своеобразные бары; д) центры и площадки для выступлений, конкурсов, традиционных праздников, и т.д.

(2) Рекреационная зона вокруг городов

Формирование рекреационной зоны вокруг городов зависит от величины городов и определяется их влиянием на пригородную зону. Для развития туристических городов это объективный и необходимый процесс. Рекреационная зона вокруг городов формируется на стыке города и пригорода. С помощью строительства рекреационной зоны вокруг города можно значительно нарастить его туристический потенциал и обеспечить долгосрочное развитие города.

Литература

1. Smith V. Hosts and Guests / University of Pennsyvania Press. – Philadelphia, 1977.
2. Крачило Н.Г. География туризма. – К.: Виша школа, 1987. – 208с.
3. Мироненко Н.С. Рекреационная география, – М.: изд. Московского университета, – 1981. – 207с.
4. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320с.:ил .
5. Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия. // Известия РАН. - Серия географическая, 2001. - №1.
6. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. – М.: Финасы и статистика, 2000. – 160с. : ил.
7 Ван Циншен. Исследование (с примерами) системы координированности взаймосвязей между туристическими планированиями регионов и их реализацией. // Экономическая география (научный журнал), 1995. - №2. Чанша провинции Хунань, Китай.
8. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С.44-53.
9. Бао Дзиган. Первоначальное исследование размещения огромных тематических парков. // Географическое ислледование, 1994. - №3. – С.83-89. Пекин, Китай.
10. Преображенский В.С., Веденин Ю.А. География и отдых. – М.: Знание, 1971. – 48с.
11 Уй Сяоань. Туристические города и городской туризм. // Туристический журнал, 2001. - №6. – С.8-12. Пекин, Китай.
12. Одесса: Город – агломерация – портово-промышленный комплекс (под общей ред. Топчиева А.Г.). – Одесса: ДО БАХВА, 1994. – С.130-150.

Классификация культурно-исторических ресурсов туризма. Культурно-исторические ресурсы представляют собой наследие прошлых эпох общественного развития. Пространства, образуемые культурно-историческими объектами, в известной мере определяют направление экскурсионных маршрутов.

Под культурно-историческими ресурсами туризма следует понимать совокупность объектов и явлений, связанных с деятельностью человека и являющихся ее результатами материального и нематериального (духовного) характера.

Материальные культурно-исторические объекты охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития.

Нематериальные (духовные) культурно-исторические объекты – это совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, труде и быте.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма. Памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.

К памятникам археологии относятся городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

К памятникам искусства относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

К документальным памятникам относятся акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К культурно-историческим относятся и другие объекты: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства и транспорта; театры; научные и образовательные учреждения; спортивные сооружения; ботанические сады и др.

Все объекты, используемые в культурно-историческом туризме, подразделяются на две группы – движимые и недвижимые.

Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Использование туристских ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов.

Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, которые нельзя перемещать.

Оценка культурно-исторических ресурсов. Для оценки огромного количества разнородных объектов, составляющих культурно-исторические ресурсы туризма, проводят их учет, дают характеристику и проводят типологию.

Сначала учитывают и характеризуют культурно-исторический объект. Для этого указывают название объекта, его местоположение, маркировку, обладателя, литературные и прочие источники по объекту, схему местоположения, дают краткую характеристику объекта.

Затем проводят типологию объектов. За ее основу принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность.

Информативность культурно-исторических объектов для целей туризма может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра. Можно выбрать два классификационных признака: степень организации объекта для показа и место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа. Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).

Методика оценки культурно-исторических ресурсов в международной практике разработана достаточно хорошо. В отечественной практике детально разработана лишь методика оценки природных ресурсов туризма. Поэтому разработка методов оценки культурно-исторических ресурсов в Российской Федерации остается актуальной, и по сей день. Это связано с тем, что культурно-исторические ресурсы в системе туризма имеют большое значение, а для некоторых видов туристской деятельности – определяющее.

Далеко не все виды оценок могут быть применены к культурно-историческим ресурсам. Невозможной является медико-биологическая оценка культурно-исторических ресурсов, потому что данный тип оценки характеризует влияние исключительно природных факторов на организм человека. Однако вполне возможно проводить технологическую и эстетическую оценки. Уместным в этой ситуации будет и проведение экологической оценки.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов туризма может осуществляться по следующим критериям: степень физической сохранности объекта (высокая, средняя, низкая); время комфортного срока использования объекта; пропускная способность (количество человек в день); количество экспонатов для показа; удобство осмотра объектов туристами; процент объектов показа, доступных для туристов на данный момент; возможность улучшения технологических свойств объекта.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов важна для характеристики степени технологической готовности, пригодности, комфортности туристских ресурсов для приема туристов. С помощью критериев оценки можно показать, в каком технологическом состоянии находятся туристские объекты или комплексы, готов ли объект к принятию посетителей.

Эстетическая оценка зависит от таких показателей, как уникальность, эстетическая емкость и способность к психологическому воздействию, разнообразие пейзажей и гармония с окружающей средой. Понятие «эстетическая емкость» предполагает физическое и культурное состояние осматриваемого объекта, количество деталей и фрагментов, из которых он состоит.

Чем более грандиозным является объект, чем больше предметов для осмотра он включает, тем больше времени требуется для его осмотра, тем более он красив и интересен для туристов (выше его эстетическая емкость). Однако эстетическая оценка имеет один большой недостаток – субъективизм при оценке объектов людьми в силу различий эстетического восприятия у каждого отдельно взятого человека.

При оценке территории сначала выявляют культурные ареалы, затем составляют кадастр культурных объектов, определяют объекты, выполняющие функции культуры, оценивают их значимость и сохранность, пропускную способность, а также экологическую емкость ландшафта. Затем изучают туристскую инфраструктуру – наличие объектов питания, мест для проживания туристов в соответствии с потребностями и т.д. В зависимости от этого определяют содержание маршрута и его продолжительность.

Историко-культурный туризм

Этот вид туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения.

Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов и поселений. В территориальных рекреационных системах, подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города и поселения. Поэтому именно они служат конечными целевыми местами туристов.

Перечень музеев в районе:

1) Аскизский краеведческий музей им.Н.Ф.Катанова

2) Полтаковский музей наскального искусства

3) Вершино-Тейский краеведческий музей

4) Анхаковский муниципальный музей под открытым небом "Хуртуях тас"

5) Государственное учреждение Республиканский национальный музей-заповедник Казановка

Рисунок №5.6.4 - Аскизский краеведческий музей им.Н.Ф.Катанова

Аскизский краеведческий музей им.Н.Ф.Катанова был образован 28 сентября 1987 г.решением Исполнительного Комитета Аскизского районного Совета Народных депутатов Хакасской автономной области Красноярского края № 219 от 29.08.1987г.

Основными направлениями деятельности музея стали:

1) Катанововедение;

2) Музей и школа, в рамках которой также велась работа по выдающимся людям, уроженцам Аскизского района.

С сентября 2003г. музей переехал в центр села Аскиз, в здание, ранее принадлежавшее золотопромышленнику и меценату П.И.Кузнецову. Единственному промышленнику, кто помогал культурному строительству на территории современного Аскизского района. Теперь музей находится в здании, которое само является памятником середины XIX в.

Экспозиции музея располагаются в 6 залах общей площадью 164,6 кв.м., число предметов основного фонда на конец 2003г. ровнялось 2268 единицам. Также имеется отдельный зал фондохранилище площадью 29,4 кв.м.

Полтаковский музей наскального искусства

Музей наскального искусства под открытым небом

Расположение - на 125.0 км дороги А-161Абакан - Ак-Довурак и 30 км. от с Аскиз.

Полтаковский (Есинский) стеларий начал создаваться в последней четверти XX века, как археологический музей под открытым небом, и в начале XXI века – в 2003 году – официально получил статус музея.

В музейный фонд включены 93 стелы, на которых нанесено более тысячи изображений, однако некоторые гравировки содержат большое число линий, не поддающихся расшифровке.

Самые древние изображения относятся к ко временам до нашей эры (н.э). – к периоду ранней бронзы (афанасьевская культура), самые поздние созданы в начале XX века. Наибольшее количество рисунков относится к периоду бронзы (II-I век до н.э.).

По тематике представлены практически все наиболее распространённые в Центральной Азии сюжеты и образы – фантастические и антропоморфные существа, личины, домашние и дикие животные, магические атрибуты, рунические надписи и тамги.

Анхаковский муниципальный музей под открытым небом "Хуртуях тас"

Рисунок №5.6.5 - Анхаковский муниципальный музей под открытым небом "Хуртуях тас"

Каменному изваянию 4,5 тысяч лет и находится оно в центре 35-километрового Аскизского могильника, самого длинного в Европе. Эта трехметровая каменная стела была вкопана в землю около 6 тысяч лет назад на месте геологического разлома, где отмечено мощное излучение особой энергии.

На сегодняшний день стела Хуртуях-Тас является местом паломничества и считается одним из самых почитаемых каменных изваяний. Для сохранения уникальной стелы от воздействия окружающей среды над ней была построена стеклянная юрта. Теперь это - историко-культурный музей "Улус-Хуртуях-Тас". Вокруг изваяния разбит зелёный газон. Пол в юрте выложен красивой современной керамической плиткой. Вдоль стен юрты, установлены радиаторы электрического отопления для поддержания постоянной температуры.

ЮНЕСКО, причислившее хакасский менгир Хуртуях-Тас к мировому культурному наследию, оценило его в 1,5 миллиона долларов.

Юрточный комплекс "КЮГ"

Рисунок №5.6.5 - Юрточный комплекс "КЮГ"

Юрточный комплекс «КЮГ» (в переводе с хакасского - «радость») расположена в заповедном уголке Хакасии - южной части Минусинской котловины, предгорье Кузнецкого Алатау, на берегу реки Аскиз. Комплекс находится на территории археологического музея-заповедника «Казановка». Расстояние от Абакана до базы «Кюг» - 140 км. и 33 км. от с. Аскиз. Местность характеризуется уникальными природными условиями в том числе - цветущие степи, красивые лесистые горы, горная река, курганы, менгиры, каменные изваяния - и все это территория археологического музея под открытым небом «Казановка», который гармонично вписывается в природные ландшафты территории комплекса. Сезонность посещения: с мая по сентябрь.


Рисунок №5.6.6 - Юрточный комплекс "КЮГ"

База состоит из 15 деревянных восьмиугольных юрт, рассчитанных на проживание одного-двух человек. В юрте-столовой предлагают русскую и национальную кухни.

Для туристов разработана целая культурная программа: Выступление хакасских национальных ансамблей (репертуар: горловое пение, чатханная музыка, национальные танцы и эстрада). Хайджи-сказитель с неизменным чатханом - это одна из составляющих традиционной культуры хакасов. Очищение организма при помощи целебных сибирских трав под наблюдением травников. После таких процедур нормализуется обмен веществ, стабилизируется работа всех органов и систем организма, восстанавливается иммунитет, происходит очищение и омоложение.

Спелеологический туризм

На территории Аскизского района располагаются большое количество пещер, это дает возможность развивать спелеологический туризм. Некоторые пещеры имеют культурные слои. В районе имеются гроты с наскальными рисунками – все это будет интересно для изучения и рассмотрения туристами.

Рисунок №5.6.7 - Пещеры Аскиза и Томи

Перечень пещер района:

Пещера "Пистагская "- район озера Баланкуль. 6км. от ст. Нижний Утугул. Археологические остатки

Жертвоприношения домашних животных, датируемые 2 столетие до н.э.(времена гуинского государсва),

Большесырская (200/50),

Саксырская (700/93),

Сырская (260/50).

Пещера Аккорд - 7км. от ст. Нанхчул, длина ходов 1260., глубина 120м, озера.

Пещера "Хабзасская"-3 км. от ст Хабзас (40/32).

- "Шорская"- правый берег долины реки Б.Шора. (562/40)

- "Зимняя -1" - 3 км. от ст. Нанхчул (200/40)

- "Зимняя-2" - 3 км. от ст. Нанхчул (200/40)

- "Кузнейкая" - 2 км. от ст. Нанхчул (380/110).

- "Подарочная" - 3 км. от ст. Нанхчул (190/98)

- "Тузуксу" - 4 км от ст. Тузуксу находится в Кузнецком Алатау (Хакасия Аскизский район), Тейский карстовый участок, в нескольких километрах от станции Тузуксу (ветка Бискамжа - Вершина Тёи). Открыта в 1980-х гг. Живописная пещера, с обилием крастовых натечных кальцитовых образований.

Горнолыжный туризм

Рисунок №5.6.8

Лыжный туризм - вид спортивного туризма в России и СНГ, являющегося видом спорта. Лыжный туризм является видом туризма на средствах передвижения - на лыжах. Для преодоления естественных препятствий используются туристские лыжи.

Лыжный туризм развивается на территории стран бывшего СНГ, имеющие устойчивый снежный покров в зимнее время. Спортивные туристские путешествия (маршруты) проводят туристские клубы, группы самодеятельного туризма.

Проектом предлагается в районе пгт. Вершина Теи разместить горнолыжный комплекс, для которого потребуется разработать специальный проект.

Расположение данной территории в живописной местности позволяет развивать следующие виды туризма и отдыха: горные лыжи, сноуборд, лыжный спорт, экологический туризм, детский отдых, семейный и корпоративный отдых.

Согласно погодным условиям горнолыжный сезон будет составлять примерно 6 месяцев в году.

Предлагается строительство современной автоматизированной системы снегообразования, благодаря которой устойчивый снежный покров на трассах гарантирован с ноября по апрель. С помощью специализированной снегоуплотнительной техники (ратраки) искусственный снег будет разравниваться, и уплотняться, делая поверхность трасс гладкой. В зимнее время на территории предложенного комплекса для горнолыжников и сноубордистов необходимо соорудить разные по сложности горнолыжные трассы (простые, учебные, сложные, очень сложные). Основные склоны с трассами оборудовать четырехместными канатно-кресельными подъемниками либо установить на трассах двухместные бугельные и буксировочные подъемники. Все склоны оснастить спортивным освещением, благодаря которому время работы проектируемого горнолыжного комплекса можно продлить в зимний период до 22:00.

Все горнолыжные трассы должны соответствовать мировым стандартам, установленным Международной федерацией лыжного спорта.

Горнолыжный комплекс должен иметь специально разработанную программу (это и список проходящих соревнований по горнолыжным видам спорта краевого и федерального уровней). Это поможет привлечь в комплекс большее количество людей и ознакомить потенциальных отдыхающих с существованием горнолыжного комплекса в Аскизком районе. Сфера услуг и предложенных развлечений не должна ограничиваться только зимним сезоном. В летнее время должны быть предложены отдыхающим иные виды отдыха. Например:

Открытый бассейн с пляжной зоной;
Экскурсионные подъемы на смотровую площадку;
Уникальные экстремальные аттракционы;
«Аллея отдыха» - комплекс беседок для пикника;
Пешие прогулки в сопровождении проводников по тайге

Детские площадки

Нужно разработать программы сотрудничества с уже существующими подобного рода комплексами (проведения совместно мероприятий, экскурсионные программы для туристов прилегающих горнолыжных комплексов).

Археологический туризм

Рисунок №5.6.9

Музей-заповедник под открытым небом «Казановка» , образованный в 1996г., расположен на территории свыше 18 тысяч гектаров - это горы, ущелья, пещеры, смешанный лес, растения, занесенные в Красную книгу. Основу коллекции заповедника составляют памятники археологии, которых насчитывается более полутора тысяч. По заповеднику проходит несколько экскурсионных маршрутов по памятникам археологии (наскальные рисунки, которым 3-5 тыс. лет. ,древние поселения, культовые стелы – Ах-тас и Улуг Хуртуях Тас, которые обладают сильным исцеляющим энергетическим полем. Стелы являлись местом преклонения и жертвоприношений. Обладая целебными свойствами, Ахтас с одной стороны теплый, с другой - холодный. В радиусе трех метров полностью искажены магнитные поля, компас не работает.

Менгир Ах-Тас. Уникальный менгир светлого камня, обладающий силой исцеления

Расположение - на 38.0 км дороги "Хакасия - Кузбасс" Аскиз - Шора и 34км. от с. Аскиз.

Камень из гранита, высотой около двух метров. Его возраст - более четырёх тысяч лет.

Считается, что Ах-Тас обладает силой исцеления от болезней. Немало говорится и об энергетике этого места.

Рисунок №5.6.10 Менгир Ах-Тас

Экологический (приключенческий) туризм

Понятие экологического туризма включает в себя следующие принципы:

    обращение к природе;

    не нанесение существенного ущерба природной среде;

    нацеленность на экологическое просвещение;

    забота о сохранении местной социокультурной среды;

    обеспечение устойчивого развития районов, где он осуществляется.

Экологический туризм является альтернативой «дикому» туризму.

Развитие рекреационной деятельности обязательно должно сопровождаться совершенствованием системы экологического просвещения.

Для эффективного решения задачи обеспечения рекреационной деятельности необходимо:

    развитие сети специализированных туроператоров, сотрудничество с туристическими фирмами.

    образование специалистов в области организации познавательного туризма;

    разработка новых экологических маршрутов, определение допустимых рекреационных нагрузок на них и разработка мер предотвращения экологического ущерба;

    привлечение туристов, информация о достопримечательностях, услугах, маршрутах, природоохранных задачах;

    разработка комплекса экскурсионных программ для различных категорий посетителей;

    экологическое воспитание и просвещение населения;

    разрабатывать и реализовывать, с учетом международного опыта, программы и проекты, направленные на обеспечение демонстрации посетителям диких животных в природных условиях.

Преимущества экотуризма заключаются в том, что он может дать местному населению экономические стимулы к охране природы, наглядно показывая, что выгоднее сохранять природу в первозданном виде, стать источником новых рабочих мест, способствовать снижению числа экологических правонарушений. При рациональной организации, развитие экотуризма может стать эффективным средством экологического просвещения населения, дополнительным источником финансовой поддержки для деятельности ООПТ и местных поселений. Таким образом, становление экотуризма может послужить весомым вкладом в устойчивое развитие этого региона.

Предлагаемые в районе на сегодняшний день маршруты:

Вариант №1

(Конный маршрут)

Большинство маршрутов рассчитываются на людей, не имеющих какой-либо предварительной тренировки в верховой езде. Опытные инструкторы должны проводить на турбазах необходимую предпоходную подготовку по специально разработанным программам. Пройдя обучение, турист приобретает навыки по уходу за лошадью, обучается седлать и запрягать ее, управлять ею. Для опытных туристов-конников нужно разработать более сложные маршруты.

Рисунок №5.6.11 «К хребтам Тигер-Тыш»

Маршрут проходит по среднегорным и высокогорным хребтам Кузнецкого Алатау (средние высоты 1000-1400 м) с восхождением на гору Верхний Зуб (2176м). Это традиционный горный маршрут

.

Рисунок №5.6.12

Часть его проходит по темнохвойной тайге, местность богата скальными выходами. Другая часть – по высокогорной тундре и гольцам. На пути встречаются водопады, ледники, многочисленные горные озера, кары, цирки, скальные выходы, образующие своеобразный каменный город. Маршрут проходит через «Золотую долину», название которой связано с массовым произрастанием золотого и маральего корня и изобилием ярко цветущих растений. Долина расположена в верховьях реки Хартас.

Вариант №2

Рыбалка и охота

Рисунок №5.6.13

В водоемах Хакасии обитает 37 видов рыб, среди которых 26 видов -аборигенов и 11 акклимитизированных.15 видов аборигенов и все акклимитизированные виды являются промысловыми. Из них наиболее ценные: кета, горбуша, форель, хариус, ленок, пелядь, омуль, ряпушка. Охотничие хозяйства и турфирмы предлагают увлекательные охоту в Хакасии. Охотиться здесь можно практически круглый год. Сроки охоты для каждого вида зверя и птицы устанавливает охотдепартамент республики. Охота на марала и косулю проводится примерно с 15 сентября по 10 октября (охота на рёв).В этот период года в горах Западного Саяна обычно бывает солнечная погода. Ночами легкий морозец, днем плюсовая температура. Листва с деревьев облетает, что дает возможность стрелять зверя с расстояния 200-250 м. С 15 октября по 15 января тоже разрешена на марала, но уже на подход. Охота на кабана - с 1 сентября по 15 января. Охота на медведя с 1 мая по 30 мая (охота с подхода и на приваде), с 10 октября по 28 февраля (с подхода и на берлоге). Охота на рысь и соболя- с 15 октября по 31 января. Охота на волка -с 1 мая по 31 мая и с 1 сентября по 28 февраля. Охота на глухаря на току - с 1 мая по 10 мая. С 15 октября по 28 февраля - охота на все виды промысловых животных и боровую дичь.

Вариант №3

Водные маршруты (сплав по реке)


Рисунок №5.6.14

Водный туризм - всевозможные путешествия на гребных, плотах по рекам, озерам. Водный туризм включает в себе элементы активного отдыха, оздоровления и спорта, может быть насыщен интересными экскурсиями, а главное доступен всем здоровым людям.

Реки Хакасии до сих пор еще мало посещаемые. Это поистине необычайный оазис девственной природы. Они протекают через необъятную тайгу. Все сибирские реки берут свое начало в горной местности и имеют типично горный характер: быстрые, бурные порожистые. К таким рекам и относится Казыр.

Река Казыр - это хорошее место для любителей приключений. Казыр протекает по чарующей тайге, образует живописные ущелья.

В таблице № 5.6.1 представлены основные зоны, предназначенные для развития туризма.

Туристические зоны, предлагаемые к организации в Аскизском районе

Таблица №5.6.1

Наименование зоны

Статус зоны

Кол-во создавае-мых мест размеще-ния

Инфраструктура размещения. Типы объектов

Другие объекты ключевой туристической инфраструктуры

Туристическая зона «Вершина Тёи»

федеральный

    Спортивные базы для профессиональных спортсменов

    Центр горнолыжного спорта, активного отдыха и туризма

    Объекты общественного питания

    Экскурсионный центр

    Коммерческий центр спортивного инвентаря

Туристическая зона «Бирикчуль»

межрегиональный

    Туристическая база

    Компания по управлению пещерным комплексом

    Субъекты уличной и сезонной торговли

Аскизская историко-культурная туристическая зона

федеральный

    Туристическая база

    Гостиница

    Мастерская производства и продажи сувениров

    Культурный центр

    Сельские музеи

    Этнографический центр

    Объекты общественного питания

    Объекты развлечения

    Центр туристического обслуживания

    Пункт проката автотранспорта

    Ярмарка выходного дня

    Летние театральные площадки

Локальная туристическая рекреационно – оздоровительная зона на базе оз. Ханкуль

межрегиональный

    Современный лечебно-оздоровительный центр (spа)

    Туристическая база

    Стойки с туристической информацией

Туристическая зона «Баланкуль»

межрегиональный

    Организация палаточного лагеря на землях прилегающих к озеру Баланкуль (2,5 га)

Туристическая зона «Бискамжа»

межрегиональный

    Строительство канатно-бугильной дороги

    гостиничный комплекс;

    туристические приюты;

    спелеология.

Туристическая зона «Балыкса»

межрегиональный

    Строительство горнолыжной трассы

Туристическая зона «Казановка»

межрегиональный

    Строительство юртового комплекса

5.7. Охрана объектов культурного наследия

В схеме территориального планирования Аскизского района подтверждается сохранение исторического наследия района с учетом градостроительных регламентов и требований Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.

Осуществляется Муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями законодательства. 3.2. Заказчик и Муниципальным заказчиком самостоятельно, ... к муниципальному контракту №___от___________ Наименование объектов и средств материально-технического...

  • Наименование объекта (5)

    Документ

    ... (м2) Стоимость, предложенная заказчиком Дорожная одежда 1.6 Уширение... (м2) Стоимость, предложенная заказчиком Дорожная одежда 2.1 ул. ... п. 7., 8, изложив в следующей редакции: № п/п Наименование объекта Размер (п.м.) Площадь (м2) Площадь примыканий...

  • (наименование работ и затрат наименование объекта)

    Документ

    Д. 8, корпус А1 (наименование работ и затрат, наименование объекта ) Основание: Ведомость объемов... блоки, замки, наличники- материалы заказчика ) к стоим. экспл. машин: ... с бачком непосредственно присоединенным (Материал заказчика ) к стоим. экспл. машин: ...

  • Техническое задание н а выполнение проектно-изыскательских работ по наименование объекта

    Техническое задание

    Технических решений при капитальном ремонте объектов . Заказчик – Государственное автономное учреждение «Управление автомобильных... : 10.9.1 Папка (наименование объекта ): 10.9.1.1 Файл.* jpg, *dwg (Схема объекта - расположение объекта ); 10.9.1.2 Файл...

  • Историко-культурный потенциал страны - совокупная способность, включающая всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности привлекать туристские потоки в данный регион.

    На основе историко-культурных ресурсов давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация историко-культурных ресурсов:

    ü памятники археологии;

    ü культовая и гражданская архитектура;

    ü памятники ландшафтной архитектуры;

    ü малые и большие исторические города;

    ü сельские поселения;

    ü музеи, театры, выставочные залы и др.;

    ü социо-культурная инфраструктура

    ü объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения.

    Историко-культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого турист узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа, об исторических событиях, посещает исторические памятники, места, сооружения. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков из разных стран.

    Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на международном туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

    Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

    Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.



    Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма. В зависимости от их основных признаков историко- культурные ресурсы подразделяются на шесть основных видов:

    1. культурные, интерес к произведениям изобразительного и других видов искусства, к фольклору, народному промыслу, посещение фестивалей.

    2. исторические, интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории.

    3. археологические, интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок.

    4. религиозные ресурсы, интерес к религии, посещение культовых сооружений, мест паломничества, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами.

    5. Этнографические – интерес к культуре народа, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, языку, костюму, этническому творчеству.

    6. Экологический вид – памятники ландшафтной архитектуры.

    Культурные ресурсы - к ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, а также события, связанные с развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства. Составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества – совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования достояние. В основном посещают туристы фестивали, представления, театры, памятники и музеи.



    Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре. В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка.В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мастерская белая гладь или нижегородские гипюры.

    Историко–архитектурные - это архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты. Среди них Московский Кремль и Красная площадь, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, исторические памятники Новгорода, все белокаменные памятники архитектуры Владимира и Суздаля.

    Археологические ресурсы – это памятники археологии являются не только целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов. К объектам археологии относятся памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры, древние города, развалины древних городов, памятники военной культуры: крепости, оборонные стены и валы, места битв и сражений и т.п. Археологические раскопки являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и поэтому обладают большим преимуществом для привлечения туристов. Такие памятники человеческой культуры представляют собой высокую историко-культурную ценность.

    Религиозные ресурсы - это культовые объекты, чаще всего - монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (Кострома), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оптина пустынь (Калужская область), Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество других. Их возрождение сделало эти места привлекательными для самых разнообразных групп населения. Важное место в религиозном туризме занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни на территории республик, где традиционной религией является ислам. Верующие люди, которые посещают святые места, поклоняются местным святым, могут принимать участие в богослужениях. При этом экскурсантов знакомят с историей монастыря, со священнослужителями, прославившими обитель своими деяниями, с архитектурой и другими художественными достоинствами данного культурного комплекса.

    Этнографические ресурсы - это этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности. Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.

    Экологические ресурсы - создание памятников ландшафтной архитектуры. Места, расположенные в окружении живописного ландшафта или с которых открываются великолепные виды, могут обратить эти вещи в капитал, если их будут сознательно охранять и развивать. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.

    Представленные типы историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров. Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими территорий.

    Классификацией туризма называют выделение определенных видов туристической деятельности согласно каким-либо основаниям. Наиболее распространенной классификацией является выделение определенных видов, форм, категорий.

    Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:

    • 1. Собственно культурные достопримечательности - объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре охватывают:
      • - материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
      • - материальные и нематериальные результаты в инновационных областях культурного производства - культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
      • - повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.

    Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т.п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т.п.) представление.

    Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии.

    Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:

    • - культурное наследие,
    • - современная (традиционная инновационная) культура.

    Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:

    • - стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт - организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
    • - культурные события (культурно-исторические и художественно-исполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.

    Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:

    • - материальная культура (артефакты) - материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
    • - нематериальная культура - творческая практика (в т. ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т.п.), е? процессы и нематериальные продукты,
    • - живая культура - традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни.

    Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:

    • - высокая культура (искусство) - жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
    • - популярная/массовая культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем).

    К массовой культуре можно отнести, в частности, историко-развлекательные центры, которые широко распространены на Западе.

    Этот вид туризма стал настолько популярным, что мы можем говорить о появлении различных видов культурного туризма:

    Исторический туризм -- этот вид культурного туризма, характеризуется максимальным вниманием со стороны туриста к историческим местам, музеям, памятникам военной культуры (мест битв, сражений, крепости и оборонные стены), историческим развалинам, изучением социально- экономических особенностей страны.

    Архитектурный туризм -- дворцовые ансамбли, культовые храмы и сооружения.

    Малые архитектурные формы -- ознакомление с арками, зданиями, арками, башнями, мавзолеями.

    Гидротехнические сооружения -- каналы, плотины, дамбы, гидроэлектростанции.

    Портово -- промышленная архитектура -- для любителей морской тематики и достижений для её развития.

    Рекреационная архитектура.

    Туризм парков культуры - преимущественно исследование искусственных ландшафтов (промышленных, транспортных, оздоровительно - спортивных).

    Туризм городской среды -- панорама красивых городов, живописная застройка, ландшафтная организация.

    Музыкальные и танцевальные фестивали -- замечательный вид туризма, буйство красок, карнавалы, танцы, песни, состязания на звание лучшего танцора, школы танцев, певца или королевы ночи. Сногсшибательные фейерверки, лазерное шоу и другие специальные эффекты. Незабываемые впечатления гарантированы.

    Сельский туризм -- полная релаксация, уход от мирской суеты, свежий воздух, умопомрачительные пейзажи, запах травы и цветов.

    Туризм искусств и литературы -- известные дома -- музеи писателей, художественные театры и галереи.

    2. Практики потребления культурных благ туристами.

    Туристская практика представляет собой характерную деятельность туриста (включая специфические нормы и ожидания) в отношении посещаемой дестинации или культурной достопримечательности, проявляющую его компетентность и навыки как в сфере культуры, так и в сфере туризма. Это - культурный ресурс, лежащий на стороне потребителя - туриста.

    Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

    Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

    Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурно-исторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.

    В основу культурно-исторического туризма положен исторический и культурный потенциал страны, который включает в себя: социальную и культурную среду с имеющимися обычаями, традициями особенности хозяйственной и бытовой деятельности.

    В абсолютно любой местности имеется минимальный набор ресурсов для осуществления познавательного туризма. Однако для его развития в массовом масштабе необходима определенная совокупность объектов исторического и культурного наследия. Среди таких объектов выделяют:

    • - археологические памятники;
    • - гражданская и культовая архитектура;
    • - памятники ландшафтной архитектуры;
    • - исторические города;
    • - исторические сельские поселения;
    • - театры музеи, выставки и пр.;
    • - объекты этнографии, народные ремесла и промыслы, прикладное искусство;
    • - технические сооружения и комплексы.

    Культурно - исторический туризм является самым лучшим способом ознакомления с иными культурами. Данный вид туризма способствует развитию личности, развитию знаний и творческого потенциала. Культурно-исторический туризм помогает совмещать отдых с изучением жизни других людей, культур, историй и т.д. Именно это является причиной того, что множество людей проводят свой отпуск в путешествиях.

    В настоящее время выделяют отдельные виды культурно-исторического туризма:

    • 1. Культурный туризм, то есть посещение объектов культуры определенного народа, города, страны и т.д.
    • 2. Исторический туризм, то есть посещение туристами объектов исторического наследия. При этом успешным фактором развития данного вида туризма является наличие в регионе исторических мест, достопримечательностей, объектов истории. Цель данного вида туризма - ознакомление с историей города, региона, страны.

    Именно историческое наследие региона является его культурным потенциалом. Большинство популярных туристических направлений предполагает посещение культурных и исторических мест в регионе. Посещение таких мест является очень сильным побудительным мотивом для туристов, что способствует развитию туристической отрасли.

    Для продвижения историко-культурного потенциала региона нужно проводить всевозможные фестивали и иные культурные массовые мероприятия, которые являются традиционными для конкретного региона и могут быть интересны туристам.

    Во многих регионах присутствуют такие исторические территории, которые являются уникальными. К ним относятся древние города, исторические территории, усадьбы, парки, архитектурные памятники и пр. Они так же должны становиться объектами туристической отрасли.

    При этом необходимо учитывать и сочетать исторически определенные формы деятельности народа и инновационные подходы к организации туризма. При этом инновационная составляющая должна быть только дополнением к традиционной.

    Выделяют четыре принципа культурно-исторического туризма:

    • 1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
    • 2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
    • 3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
    • 4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

    Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

    Социально-культурные аспекты.

    Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

    Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

    Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

    В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

    • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
    • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».

    Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

    Культурный туризм - это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов.



    Рассказать друзьям