Основные вопросы литературы XX века. Литература XX века_вопросы к экзамену Как звали героиню рассказа И.А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Экзаменационные вопросы:
Проблематика и художественное своеобразие романа Горького «Дело Артамоновых».
Основные особенности русской поэзии периода ВОВ.
Судьба интеллигенции в романах Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Подвиг».
Общечеловеч и гуманистическое в романе Пастернака«Доктор Живаго». Лихачев о жанре.
Творческий путь С.Есенина. Общечеловеческое в поэзии Есенина.
Идейно-художественное своеобразие творчества Распутина. Анализ 2-3 произведений.
Поэзия и судьба М.Цветаевой. Последствия революции, значение.
Значение романа М.Шолохова «Тихий Дон». Современное восприятие.
Значение деревенской прозы 50-80-х гг.20 в. в развитии русской литературы.
Идейно-художественное своеобразие поэзии Пастернака.
Роман Шолохова «Поднятая целина» и его значение.
Значение романа Фадеева «Молодя гвардия» в литературе о ВОВ.
Проблематика романа Фадеева «Разгром».
Поэзия А.Вознесенского.
Литературно-художественные группировки 20-х гг. 20 в.
Основные особенности изображения ВОВ в современной прозе.
Своеобразие постреволюционного творчества И.Бунина.
Характеристика творчества писателей рубежа 20-21 вв. (Ерофеев, Битов, Толстая, Пелевин, Пьецух, Улицкая).
Своеобразие поэзии новейшего периода (Бродский, Щербина, Кибиров).
Антитоталитарное направление в рус лит кон.20 в. (Шаламов, Рыбаков, Волков, Солженицын).
Эпопея М.Горького «Жизнь Клима Самгина».
Значение поэмы Твардовского «Василий Теркин».
Своеобразие романа Леонова «Русский лес».
Основные закономерности литературы периода ВОВ.
Идейно-художественное своеобразие и значение сатиры Маяковского.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».
Смысл трагедии Мелехова в эпопее Шолохова «Тихий Дон».
Основные особенности развития литературы в 30-е гг.
Своеобразие творчества Твардовского.
Значение военных повестей Быкова.
Своеобразие послереволюционного творчества О.Мандельштама.
Постмодернизм в отечественной литературе, отношение к нему.
Идейно-художественное своеобразие творчества Астафьева.
Основные особенности развития современной русской литературы.
Значение и художественное своеобразие драматургии Горького.
Основные закономерности развития русской литературы 20 в.
Своеобразие творчества Астафьева.
Творчество А. Платонова.
Значение романа Платонова «Петр 1». Развитие жанра исторического романа.
Литература русского зарубежья. Романы Набокова.
Поэзия и судьба А.Ахматовой. Поэма «Реквием».
Нравственные проблемы в современной русской литературе.
Проблема школ и юношества в современной русской литературе.
Драматургия М.Булгакова.
Роман Серафимовича «Железный поток.
Основы закономерностей развития литературы 1945-1956 гг.
Трилогия Федина об интеллигенции.
Идейно-художественное своеобразие творчества Солженицына.

Тест по литературе XX века. (Творчество А.И. Солженицына, А.Т. Твардовский, Б.Л. Пастернака)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

а) Твардовский б) Пастернак в) Рубцов.

2. Лара является героиней романа а) «Русский лес» б) «Чевенгур» в) «Доктор Живаго»?

3. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» был опубликован а) в 1954 г. б) 1962 г. в) 1970 г.

5. Строки какого отрывка принадлежат Пастернаку

а) Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

б) Ветер всхлипывал, словно дитя,

За углом потемневшего дома,

На широком дворе, шелестя,

По земле разлеталась солома...

6. Расшифруйте смысл названия романа «Доктор Живаго». а) живой, любящий жизнь; б) ненавидящий все живое.

9. Кто из названных писателей был удостоен Нобелевской премии ?

а) Твардовский б) Пастернак в) Булгаков г) Цветаева.

12. Какое из перечисленных произведений было написано в годы Великой Отечественной войны : а) «В окопах Сталинграда» б) «Сашка» в) «Василий Теркин»?

13. К школе имажинизма принадлежал а) Есенин б) Пастернак в) Ахматова.

14. Исторические романы не писал а) А.Толстой б) А.Твардовский в) А.Солжени-цын.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

а) Пастернак; б) Твардовский; в) Рубцов.

16. Лирика какого из перечисленных поэтов исполнена трагизма? а) Заболоцкого; б) Пастернака; в) Цветаевой.

17. Какое из перечисленных произведений А. Солженицына было опубликовано раньше? а) «Один день Ивана Денисовича»; б) «Раковый корпус»; в) «В круге первом».

19. Лирический герой какого поэта исполнен оптимистического пафоса а) Есе-нина б) Цветаевой в) Пастернака.

20. В качестве редактора журнала «Новый мир» прославился … а) Твардовский; б) Солженицын; в) Распутин.

21 . Прототипом Ивана Денисовича из одноименного рассказа Солженицына послужил а) солдат Шухов б) сам Солженицын в) это собирательный образ.

ОТВЕТЫ

1. а) Твардовский

2. в) «Доктор Живаго»?

4. б) «По праву памяти»;

5. а) Во всем мне хочется дойти

6. а) живой, любящий жизнь

7. в) Астафьев

8. а) В. Некрасов

9. б) Пастернак

10. а) Распутин

11. в) Пастернака.

12. в) «Василий Теркин»?

13. а) Есенин

14. а) А.Толстой

15. б) Твардовский

16. в) Цветаевой.

17. а) «Один день Ивана Денисовича»;

18. в) Солженицын.

19. в) Пастернака

20. а) Твардовский

21. а) солдат Шухов

Класс
Фамилия, имя

Тест по русской литературе второй половины 20 века

№ п п
Вопрос
Ответ

1
Русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (1950-54, 1958-70). Автор строк: Переправа, переправа!Пушки бьют в кромешной мгле.Бой идет святой и правый.Смертный бой не ради славы,Ради жизни на земле.
1) М.Булгаков2) А.Твардовский3) Н.Заболоцкий4) Б.Пастернак

2
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди,Назовите автора этих строк.
1) Евгений Симонов2) Константин Симонов3) Александр Твардовский4) Борис Пастернак

3
Русский писатель. В автобиографических повестях, отмеченных психологической точностью, беспощадно изображает бессмысленную жестокость войны («Крик», 1962; «Убиты под Москвой», 1963; «Это мы, Господи!»)
1) А.Солженицын2) Ю.Бондарев3) В.Распутин4) К.Воробьев

4
В 1943 по горячим следам событий Гроссман в редкие свободные от фронтовых командировок и редакционных заданий часы начал писать роман о Сталинградской битве. В августе 1949 рукопись романа «За правое дело» была представлена в редакцию «Нового мира». Редактирование рукописи продолжалось почти три года. Назовите появившийся роман.
1) Мастер и Маргарита2) Горе от ума3) Жизнь и судьба4) Валентин и Валентина

5
Впервые это понятие было введено в 1954 в повести И. Г. Эренбурга, которая так и называлась.
1) заморозки2) утренник3) оттепель4) вечерня

6
°Фамилия писателя и личности в истории и культуре второй половины 20 века, лауреата Нобелевской премии. Его имя Александр Исаевич.
1) Куприн2) Пастернак3) Булгаков4) Солженицын

7
Какую тему поднимает в "Колымских рассказах" В.Шаламов?
1) природы2) лагерную3) деревни4) любви

8
Назовите писателей направления - "деревенской прозы"

9
Назовите две поэтические противоборствующие группы второй половины 20 века.(50-60 -х гг)

10
Под каким псевдонимом выходили статьи Бабеля?

11
Название психологического сборника дневниковых записей, написанных на фронтах гражданской войны Бабелем?

12
Каким поступком молодой еврей из рассказа Бабеля "Мой первый гусь" вошел в среду казаков?

13
Перечислите известные вам сатирические произведения Булгакова

14
Название романа Булгакова о русских офицерах, трагедии семьи белогвардейцев?

16
Назовите главного героя романа "Тихий Дон"

17
Волосы какой героини романа «Тихий Дон» пахли травой дурнопьяном?

18
За какой роман-эпопею Шолохову вручена в 1965 году Нобелевская премия?

19
Какую тему поднимает Шолохов в романе "Поднятая целина"?

20
Кем был Шолохов в годы Великой Отечественной войны?

21
Какие произведения Шолохова о войне вы запомнили?

22
Назовите известные вам названия произведений Набокова.

23
Какими областями знаний интересовался Набоков?

24
Кто из поэтов 20 века родился близ Казани в 1903 г, выпустил первый сборник "Столбцы" в 1929 г.

Контрольный тест по теме «Произведения русских писателей 20 века»

(творчество А.И. Куприна, А.С. Грина, А.П. Платонова, К.М. Симонова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина).

Предмет: литература;

Класс: 6;

Инструкция к выполнению теста

Тест состоит из 30 заданий. Время выполнения - 40 мин.

Выполнение теста проходит без использования справочных материалов.

Все задания с выбором ответов. Это задания, к которым предложены три варианта ответа, из которых два неверных и только один верный. Из трех предложенных вариантов необходимо выбрать правильный. Внести правильные ответы в отдельный бланк.

1.Литературовед О.Н. Михайлов, определяя главную особенность таланта этого писателя писал: «При мысли о … сразу хочется сказать: « добрый талант».

а) Куприне;

б) Грине;

в) Астафьеве.

2.Определите, о ком идет речь: « Его воображение рисовало ему дальние страны, загадочные берега, морские просторы. Ему захотелось путешествовать, и он попытался стать моряком»

а) о А.С. Грине;

б)А.П. Платонове;

в) В.Г. Распутине

3. Кто из писателей написал о себе такие строки: «Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры»?

а)А.С. Грин;

б) В. П. Астафьев;

в) К.М. Симонов.

4. Великая Отечественная война сделала его фронтовым корреспондентом газеты « Красная звезда». Он получил возможность печатать рассказы и очерки от героических событиях и людях воны. Однако другие его произведения не печатались. О ком идет речь?

а) А.П. Платонов;

б) В. П. Астафьев;

в) К.М. Симонов.

5. Кто из писателей написал о себе такие строки: « Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной. Пятиклассником, мальчишкой из глубокой сибирской деревни»?

а) В. П. Астафьев

б) К.М. Симонов.

в)В.Г. Распутин

а)А.С. Грин;

б) В. П. Астафьев;

в) К.М. Симонов.

7. Какой рассказ имел первоначальный заголовок « Истинное происшествие»?

а) Чудесный доктор;

б) Конь с розовой гривой;

в) Уроки французского.

8. Какое произведение относится к жанру феерия?

а) Неизвестный цветок;

б) Алые паруса;

в) « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..».

9. В каком литературном произведении «живут» профессор Пирогов, Гришка Мерцалов, Машутка, Елизавета Ивановна?

а) Уроки французского;

б) Чудесный доктор;

в) Алые паруса.

10. Название произведения «Уроки французского» говорит о том, что перед нами

а) рассказ юного героя о трудностях изучения иностранного языка;

б) рассказ об уроках нравственности и доброты;

в) рассказ о жизни обычного мальчика из обеспеченной семьи.

11. Истинный смысл игры в «замеряшки» в рассказе В.Г. Распутна «Уроки французского»

а) подготовить ученика к районной олимпиаде по французскому языку;

б) повысить общую успеваемость в классе;

в) помощь учительницы способному, но голодному ученику.

12. Мечтой всех деревенских мальчишек в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» был

а)пряник конем с розовой гривой, розовым хвостом, розовыми глазами, розовыми копытами;

б) пряник конем с розовой гривой, розовым хвостом, вишневыми глазами, розовыми копытами;

в)калач конем с розовой гривой, розовым хвостом, разовыми глазами, розовыми копытами;

13. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:

а) не любил бабушку;

б) поддался на уговоры деревенских ребят;

в) решил, что всё обойдётся.

14 . Описание главного героя «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» принадлежит главному герою из произведения

а) Конь с розовой гривой;

б) Уроки французского;

в) Чудесный доктор.

а) мелким и легким;

б) звонкий и быстрый

в)тихий и вкрадчивый

16. К кому обращается К.М. Симонов в стихотворении

а) к К. Паустовскому;

б) к А. Суркову;

в) к В. Шукшину.

17. Какой троп использован в строках

« Мы вас подождём!» — говорили нам пажити.

« Мы вас подождём!»—говорили леса.?

а) метафора;

б) гипербола;

в) олицетворение.

18. Чей образ предстаёт в последней строфе в стихотворении К.М. Симонова « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»?

а) образ русской женщины, который сливается с образом Родины;

б) образ бравого, непобедимого солдата;

в)образ врага, которого ждет погибель.

19. Какой период войны описан в данном стихотворении?

а) начало войны - самый сложный и тяжелый период войны;

б) время первых побед;

в) окончательный разгром врага.

20. За что возненавидел Меннерса Лонгрен в произведении А.Грина «Алые паруса»?

а) за то, что он не пришёл на п омощь Мери и обрёк её на смерть;

б) за то, что он утаил правду о корабле с алыми парусами;

в) за то, что он разбил лодку Лонгрена.

21. Какую сказку Эгль подарил девочке?

а) о золотой карете, в которой ее увезет прекрасный принц;

б) о прекрасном замке, хозяйкой которого она станет;

в) о корабле под алыми парусами, на котором приплыв ёт прекрасный принц и увёзёт её.

22. Кому из героев произведения А.Грина «Алые паруса» принадлежат данные слова: « Надо уметь любить, а этого они не могут »?

а) Меннерс;

б) Лонгрен;

в) Ассоль;

23. Каким образом жители Каперны узнали историю о корабле под алыми парусами, на кот ором приплывёт прекрасный принц?

а) историю рассказал Меннерс перед смертью

б) её подслушал нищий и рассказал всем в отместку за то , что Лонгрен не дал ему табаку;

в)историю рассказал кабатчик, который услышал ее от Эгля.

24. Как изображает Платонов животных и растения в своих произведениях?

а) как равноправных героев и добрых друзей человеку;

б) как зависимых от людей существа;

в) как немых свидетелей человеческого вмешательства в природу.

25. Какова мораль сказки-были А.П. Платонова « Неизвестный цветок»?

а) уметь не обозлиться и вопреки обстоятельствам сохранить доброе сердце;

б) жить по принципу «после нас хоть потоп»;

в) жить на зависть всем.

26. Какую заветную мечту высказал автор в сказке?

а) о будущем человечества, где труд победит враждебные силы природы, а любовь и добро помогут людям объединиться и преодолеть все преграды

б) о том, чтобы не было войны, и люди жили в согласии с природой

в) о том, чтобы родители не отправляли своих детей в лагеря, а всегда были с ними вместе

27. Главный герой рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой» расплакался на кухне, потому что:

а) считал себя незаслуженно обиженным;

б) ему не удалось обмануть бабушку;

в) ему было стыдно за своё поведение перед бабушкой и дедушкой;

28. Что символизирует подаренный бабушкой пряник из рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой»:

а) мудрое умение любить и прощать;

в) искреннюю заботу о мальчике;

б) обыкновенный знак внимания.

29. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия Михайловна из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?

а) Она научила его азартным играм, что пригодилось ему в будущем;

б) Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств;

в) Она научила его выживать в трудное, послевоенное время.

30. Чем закончилось произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»?

а) Лидия Михайловна уехала домой на Кубань;

б) герой перешел учиться в другую школу

в) директор попросил прощения у Лидии Михайловны за нечуткое отношение к учителям и ученикам.

Ключ ответов.

Бланк правильных ответов (печатается на каждого ученика)

ФИО ученика

Класс

Номер вопроса

Буква правильного ответа

Система оценки: верный ответ на 1 вопрос дает 1 балл. Для получения отметки «отлично» необходимо выполнить верно 29-30 заданий, для получения отметки «хорошо» необходимо выполнить верно от 19 до 28 заданий, для получения отметки «удовлетворительно» необходимо выполнить верно от 13 до 18 заданий.

Цель: проверить качество знаний учащихся по указанной теме.

Задачи : повторить изученный материал из раздела «Русская литература XX века», отработать навыки определения авторов прослушанных текстов, назначения изобразительно-выразительных средств, чтения наизусть стихотворных произведений.

6. «Отгадайте литературоведческий термин»

  1. Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?
    (Аллитерация)
  2. Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?
    (Оксюморон)
  3. Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
    (Антитеза)
  4. Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
    (Перифраз)
  5. Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?
    (Параллелизм)
  6. Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?
    (Ирония)

III. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

IV. Домашнее задание.

Придумайте другие виды заданий в занимательной форме (отгадывание произведения по иллюстрации, кроссворды, тесты) для проверки качества знания курса литературы 11 класса.

Литература :

  1. Школьная библиотека: lib.prosv.ru
  2. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Агеносова В.В. 11 кл.,ч.1, 2
  3. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Журавлева В.П.11 кл., ч.1, 2
  4. Словарь литературоведческих терминов: www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456


Рассказать друзьям