Особенности композиции грозы островского. А.Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«А.Н.Островский пьесы» - Пьеса «Гроза»(1859г.). У русского драматического театра один только я. Я - все: и академия, и меценат, и защита. «Колумб Замоскворечья» Родился в семье дьякона в старом Замоскворечье. «Пьесы жизни». Пьеса «Бесприданница» (1878год). Драма жизни? Конфликт пьесы. Что такое гроза в драме? Пейзаж-действующее лицо?

«Пьеса Гроза» - Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. А.Н.Островский. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». Гроза. С.Шевырев. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу?

«Островский пьесы» - Примеры. Особенности стиля Островского. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек. Смысл названия. Своеобразие названий пьес. "Я тружусь всю жизнь". Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза". Итог урока: Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.

«Композиция» - Компьютерный дизайн. Называется прием «рыба». История шрифта. Word. На смену пиктографическому письму пришло и деографическое. Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Основной штрих. Основные принципы. Paint. Текст и изображение как элементы композиции 8.Многообразие форм графического дизайна.

«Виды композиции» - Основные виды композиции. Объемная композиция. Пространственная композиция. Влияние зрительных иллюзий на на кажущееся изменения размеров пространства Светокомпозиционный прием. Фронтальная композиция. Принципы выявления характера объемной формы. Фронтальная композиция Объемная композиция Глубинно-пространственная композиция.

«Пьесы А.Н.Островского» - «Земляничка-ягодка». «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…». «Разуверение» Слова Е.Баратынского Музыка М.И.Глинка. Романс. Романсы в пьесах Островского. Виды романсов. «Снегурочка». Романс передает тончайшие оттенки чувств: тоски, разочарования, уныния. Роль музыки в пьесах А.Н.Островского. Что такое музыка?

В композиции «Грозы» Островский отходит от обычных приемов. Он намеренно вводит романтические виды природы и пользуется символическими контрастами, например, описание грозы сопоставляет с ужасными нравами Калинова. Этим самым драматург раздвигал рамки своего произведения, наполнял его глубоким содержанием и смыслом и подчеркивал, что пьеса имеет общерусский социально-бытовой характер, что речь идет не о частных отдельных моментах, а о типических социальных явлениях предреформенной России.


Островский широко использовал пейзаж. Основная антитеза, данная в драме, - вольное и любящее сердце и в противовес ему деспотизм и самодурство - отчетливее выступают на фоне волжского пейзажа. Безобразию и фальши человеческих отношений противопоставляется красота природы. Положительные герои драмы - Катерина и Кулигин любят природу, видят в ней прекрасное. Кулигин с содроганием говорит о темных нравах, царящих за замками купеческих домов, и лирически - о красотах природы: «Хорошо, сударь, - говорит он Борису, - гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чисто»... Феклуша, как мы знаем, видит «красоту дивную», «благолепие» в жизни купеческих домов, Кулигин же восторженно говорит о «красоте», которая в «природе разлита». То же и у Катерины. Неволе, принуждению противопоставляет она вольную, прекрасную жизнь при¬роды. Она «вылетела бы в поле и летела бы с василька на василек по ветру, как бабочка», она любит вспоминать, когда, умывшись ключевой водой, встречала восход солнца, поливая в саду цветы.


Катерина не знает другой жизни, которую можно было бы организованно противопоставить жизни в купеческих застенках, и потому романтически утверждает природу как символ счастья. Все больше и больше разрастается в драме это стремление Катерины - от первого ее экстатического рассказа Варваре о своем детстве до пламенных призывов буйных ветров и, наконец, до страдальческого утверждения смерти. «В могиле лучше... Под деревцом могилушка, как хорошо! Солнышко ее греет, дождик ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая...Так тихо, так хорошо!»
На фоне вольного волжского пейзажа представил Островский душный отвратительный мир деспотов и самодуров. И на сверкающей синеве Волги, на молодой зелени деревьев ярко вырисовываются жаждущий свободы и красоты трагический образ Катерины и мрачные, уродливые лица Кабанихи и Дикого.


Противопоставление Кабанихи и Дикого Катерине Островский усиливает тщательной отделкой речи каждого из них. «Ругатель» Дикой отчетливо предстает перед нами при первом же знакомстве с ним. «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! - говорит он Борису. - Дармоед! Пропади ты пропадом!» Если ругательства характерны для языка Дикого, то Кабаниху отмечают ее попреки. Она медленно, но настойчиво пилит человека. «Не очень-то нынче старших уважают», - попрекает она сына... «Что ты выскочила в глазах-то поюлить», - говорит она Катерине. Вся речь Кабанихи состоит из упреков и поучений, прекрасно подчеркивая ее деспотические черты и преклонение перед установившимися в купеческой среде семейными традициями.


Речь Катерины, часто доходящая до экстаза, совершенно гармонирует с ее вольными порывами, со страстной тоской по счастью. Как непохожи на ругательства Дикого ее восторженные слова: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!.. Сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса... и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно...»


Так, в языке героев строго выдерживает драматург основное противопоставление двух миров, чем еще ярче раскрывает идею драмы.

Особую роль в композиции «Грозы» играет прием антитезы. Сюжетная линия «Катерина - Борис» противопоставлена сюжетной линии «Варвара - Ванька Кудряш». Это хорошо видно на примере двух сцен свидания: у Катерины и Бориса отношения романтические, у Варвары и Ваньки Кудряша - обыденные. Система персонажей пьесы также построена на принципе контраста: Катерина -Кабаниха, Катерина - Варвара, Борис - Ванька Кудряш.

Конфликт.

Конфликт в «Грозе» двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между Катериной и Кабанихой, Борисом и Диким и т.д. Внутренний конфликт происходит в душе Катерины: между ее стремлением к свободе и самостоятельности и нравственным и религиозным долгом.

Пейзаж.

Важную роль в «Грозе» играет пейзаж, описанный в ремарках и диалогах действующих лиц. Он создает в пьесе особую роль эмоциональную атмосферу: трагические события в городе Калинове не случайно разворачиваются на живописном берегу Волги. Кроме того, отношения к природе (понимание ее красоты) служит критерием оценки героев.

Пейзаж - описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.

Символы.

Большую роль в пьесе играют символы. Символично уже само название: гроза - это 1) природное явление; 2) для Катерины - это символ божьего наказания; 3) для жителей Калинова - символ грядущих перемен.

Символическим образом в пьесе являются Феклуша (символ «темного царства») и сумасшедшая барыня (символ расплаты за грехи).

Символ - художественный образ, обладающий несколькими значениями, ассоциативно связанными между собой и зависящими от контекста.

Жанр.

Чаще всего исследователи определяют жанр «Грозы» как социально-бытовую драму (так считал А.Н.Островский). В то же время существует мнение, что по своим жанровым признакам «Гроза» больше напоминает трагедию. На это указывают: исключительный по своим нравственным качествам герои (Катерина); неразрешимый характер конфликта, обусловленный столкновением исторических эпох (патриархальный мир и Новое время); трагический конец (самоубийство).

Драма - один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене;

один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных (в отличие от трагедии) отношениях с обществом или с самим собой.



Трагедия - драматическое произведение, в котором изображаются трагические явления действительности. Конфликт в трагедии имеет неразрешимый характер, поэтому произведение обычно заканчивается гибелью главного героя. Неприменное условие трагедии - катарсис - очищение и просвещение зрителя в результате переживания страха и сострадания.

Заключение.

Пьеса А.Н.Островского «Гроза» - оригинальное и новаторское по форме произведение. На примере бытового материала (а не легенды), взяв в качестве героя частное лицо (а не историческую личность), используя художественные приемы, характерные для других жанров (пейзаж, символ) драматург сумел показать трагизм человеческого существования на сломе исторических эпох.

Итоговый тест к уроку «Художественное своеобразие пьесы «Гроза».

1. Каким элементом композиции является публичное признание Катерины?

А) завязка

Б) кульминация

В) развязка

2. Как можно охарактеризовать конфликт в пьесе «Гроза»?

А) внешний

Б) внутренний В) двуплановый

3. Кому из героев принадлежат следующие реплики о грозе?

4. Как определил жанр «Грозы» А.Н. Островский?

A) комедия в пяти действиях

Б) трагедия в пяти действиях

B) драма в пяти действиях

5. Что является символом грядущих перемен в г. Калинове?

Б) солнечные часы


Способы отслеживания развития общих компетенций

По окончании изучения темы «А.Н. Островский «Гроза» у студентов должен быть сформирован ряд элементов общих компетенций. Студент:



1. Удовлетворительно прошел все поурочные тесты – 1 балл;

2. Способен выделить ключевую информацию (конспект уроков 2,6) – 1 балл;

3. Владеет навыками структурировать и анализировать первичную информацию (цитатная характеристика «темного царства» урок 3,4) – 1 балл;

4. Умеет делать выводы на основе полученной инфрмации (уроки 2-6) – 1 балл.

В итоге после изучения данной темы студент должен получить 5 баллов.


Сформированность элементов общих компетенций

ФИО студента Элементы общих компетенций Всего баллов
Тесты Способность выделять ключевую информацию Структурирование и анализ первичной информации Коммуникативная компетентность Умение делать выводы

Список литературы

Какова композиция пьесы "Гроза"? и получил лучший ответ

Ответ от Июта[эксперт]
Экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка.) А теперь вспоминайте сюжет)) Композиция. Первое действие - развернутая экспозиция. Она понадобилась Островскому для тoгo, чтобы дать начальное представление о действующих лицах, о тех взаимоотношениях, которые господствуют в городе Калинове.
Обитатели города постоянно ощущают на себе жестокую и безграничную власть хозяев. Отсюда так часто повторяемое героями пьесы слово неволя. О ней говорят Катерина, Борис, Тихон, Варвара.
Для драматурга было очень важно выбрать такoгo гeроя, устами котopoгo он мог дать общую картину быта и нравов города Калинова. Таким человеком в пьесе является механик-самоучка Кулигин: именно ему принадлежат слова о красоте окружающей природы, именно он способен оценить то, что свершается вокpyг. Он paсскaзывает Борису о «жестоких нравах» города. Почти рядом с монологом Кулигина в пьесе дан монолог странницы Феклуши («И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!»). Иную оценку дает Кулигин Кабановой: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. .
Пятое явление раскрывает семейные отношения, которые царят в доме Кабановой. .
Резкое столкновение характеров начинает ощущаться в этом явлении. Чувствуется внутренний протест и Тихона, и Варвары, и главное - Катерины. Но Тихон свое недовольство скрывает за лживыми фразами, полными унижения, Варвара говорит «про себя» , а Катерина, «что при людях, что без людей... все одна» , говорит с Кабанихой как равная и, в отличие от Тихона, даже обращается к ней на «ты». Именно в Катерине видит Кабанова свою противницу.
В седьмом явлении Катерина рассказывает о себе, о своей жизни в родительском доме, и чувствуется глубина и поэтичность ее внутреннeгo мира. Впечатления прошлых лет составляют резкий контраст с обстановкой кабановского дома («Я у вас завяла совсем») .
Катерина страдает и от тяжелой атмосферы в доме Кабанихи, и от сознания своей тайной любви к Борису, отсюда предчувствие беды. Трагедийный мотив («Быть гpexy какому-нибудь!.. Быть беде!») пронизывает первое и второе действия, звучит на протяжении всей пьесы.
В первом действии Островский ведет зрителя от общей картины нравов и характеров к семье Кабановой и далее к душевной драме Катерины
^ Главным событием втopoгo действия являются проводы Тихона в Москву, что позволяет драматургу более полно раскрыть домостроевские порядки, царящие в Kaбановском доме, психологию и характеры гepoeв. В cцeне проводов происходит новое столкновение Кабанихи и Катерины. Мы видим неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину, у которой рушатся последние надежды найти опору в муже, отсюда и ее возглас, полный душевной боли: «Ах, беда моя, беда! Куда мне, бедной, деться? За Koгo мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» .
^ Второе действие и, в частности, сцены проводов Тихона и последующий за ними монолог Катерины с ключом (явление десятое) - завязка драмы, поворотный момент, за которым следует развитие действия.
«Ах, кабы ночь поскорее!.. » - этими словами Kaтeрины заканчивается второе действие драмы, но третье начинается не со сцены ночного свидания, котopoгo так ждет героиня, а с беседы Кабанихи и Феклуши у ворот кабановского дома. Это действие поделено драматургом на две картины (сцены) , резко противопоставленные друг другу.
Рассказ странницы Феклуши о посещении Москвы, который внимательно слушает Кабанова, окрашен мрачным предчувствием - по всем приметам наступают «последние времена»: в городе одна пустая суета, «гульбища да игрища, а по улицам-то индо гpoxoт идет... oгненнoгo змия стали запрягать» .
^ Вторая картина - ночь свиданий
Обратимся к диалогу Катерины и Бориса. Кажется, что они говорят на разных языках, по-разному чувствуют. Сознание своей греховности не покидает Катерину, она стоит, «не поднимая глаз» , почти не видит, не слушает Бориса. Ее страстное «Tы- противопоставлено в диалоге осторожному «вы». С которым обращается Борис к ней. В

План сочинения
1. Вступление. Сюжетно-композиционная структура и жанровое своеобразие пьесы.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционная своеобразие «Грозы».
— Художественные приемы Островского-драматурга.
— Первое действие. Экспозиция.
— Второе действие. Завязка.
— Третье действие. Кульминация любовной интриги. Развитие внутреннего конфликта.
— Четвертое действие. Кульминация основного конфликта.
— Пятое действие. Развязка.
3. Заключение. Художественное своеобразие пьесы.

Размышляя о сюжетно-композиционной структуре пьесы А.Н. Островского , мы не можем не задуматься о проблеме жанровой интерпретации произведения. Традиционно «Грозу» считают социально-бытовой драмой. В центре сюжета – любовный треугольник (Катерина – Тихон – Борис), на его основе завязывается семейно-бытовой конфликт, в котором участвует большое количество персонажей. Критик Н.А. Добролюбов подчеркивает социальную грань конфликта в пьесе, открывая ее общественную проблематику: кризис мира патриархальных связей, противостояние мира «темного царства» и сильных, цельных личностей. Современные исследователи (А.И. Журавлева) считают пьесу трагедией, отмечая значимость в ней внутреннего конфликта. ««Гроза» – не трагедия любви, а трагедия совести. Когда падение Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости… «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» – говорит она Борису. Но это «греха не побоялась» как раз и предвещает дальнейшее развитие трагедии…<….> Гибель Катерины предрешена и неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима потому, что ни ее самосознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству воплотиться в бытовые формы», – замечает исследователь . Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционную структуру пьесы.
Каждое действие в пьесе распадается на отдельные сцены. В них дается развитие конфликта в каком-либо одном ракурсе, показано восприятие какого-либо одного действующего лица. Вообще же конфликт в «Грозе» развивается быстро и динамично, что достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой, начиная с завязки, нарастает напряженность сюжетного действия.
В драме пять действий. Первое действие представляет собой экспозицию. Первая сцена рисует нам место действия – маленький городок Калинов. Он раскинулся на берегу Волги, утопает в зелени. В природе – красота и безмятежность. Совсем иное дело в человеческих отношениях и нравах. С первых же сцен мы получаем представление о местной жизни, о характерах действующих лиц. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – замечает Кулигин. В первом действии появляются и внесюжетные персонажи, и все лица, участвующие в основном конфликте. Мы видим Кудряша, Шапкина, Кулигина, Феклушу, Дикого и Бориса, семью Кабановых. Причем еще до появления на сцене Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой о них говорят Кудряш и Шапкин, кратко обрисовывая характеры. Здесь же дана предыстория Бориса, племянника Дикого. Затем на сцене появляется сам Дикой и Кабанова. Дикой ругает своего племянника, Марфа Игнатьевна же читает наставления сыну и невестке. Таким образом, в основе первого действия лежит принцип антитезы: красота природы противопоставлена городским нравам. Пунктиром здесь намечается и основной конфликт: Борис признается Кулигину в том, что он любит Катерину. И здесь же мы видим подневольное положение Катерины в семье свекрови, робость и пассивность ее мужа. И в то же время отмечаем полную психологическую несовместимость героини со своей семьей, силу и энергию, заложенную в самой натуре ее. Так, на реплики свекрови Катерина отвечает: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна…», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!». Тихон же в этой сцене выведен робким, пассивным, безвольным человеком. Мы понимаем, что отношения героини с Борисом возможны.
Второе действие содержит очень важные моменты. Катерина признается Варваре в своей любви к Борису. Однако пока она еще гонит от себя мысль о своей любви. Намечается отъезд Тихона. Катерина прощается с ним и просит взять его с собой. Однако он стремится вырваться из-под материнского гнета и погулять на воле. Тихон замечает, что там ему будет «не до жены». Сцена прощания и сцена с ключом представляют собой завязку конфликта. Напряжение душевных сил героини здесь достигает предела: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»
Далее противостояние двух лагерей в пьесе углубляется. Дикой разговаривает с Марфой Игнатьевной, и в этом диалоге обнажаются его самодурство, грубость, произвол, скупость (он не может расстаться с деньгами). Точную оценку городским нравам дает и Кулигин в разговоре с Борисом: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает…». И одновременно нарастает внутреннее напряжение в «Грозе». Кульминацией любовной интриги становится свидание Катерины с Борисом. Но только после этого в пьесе начинает развиваться внутренний конфликт – борьба героини с собственной совестью, с цельностью натуры, со своими представлениями о нравственности и чести. Исследователи отмечали композиционное новаторство Островского, разделившего третье действие на две «сцены». Так драматург отходит от традиционного принципа «трех единств», приятого в классицизме.
В четвертом действии напряжение в сюжете возрастает. Тихон неожиданно возвращается. Катерина переживает нравственный кризис. Она считает свои действия преступными и испытывает настоящее смятение. изображает народное гулянье на бульваре. В воздухе собирается гроза. Дикой замечает, что гроза посылается людям в наказание. Те же мотивы звучат в репликах прохожих («Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…») Наконец, тут же мы слышим пророчества сумасшедшей барыни: «За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то!». Во время грозы Катерина публично признается в своих отношениях с Борисом. Эта сцена становится кульминацией в развитии основного конфликта пьесы.
В пятом действии происходит развязка. После признания героине не становится легче, она плачет и тоскует. Не найдя поддержки в семье, она совершает самоубийство, бросается в Волгу. Тихон в отчаянии падает на тело жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Конфликт, таким образом, заканчивается катастрофой. Вот что писал о концовке пьесы Добролюбов: «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что нельзя ничего было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим…».
Таким образом, пьеса Островского – это и социально-бытовая драма, и трагедия. Именно жанровые особенности определяют развитие конфликта и течение сюжета в «Грозе». «Трагедия Катерины в том, что жизнь, ее окружающая, лишилась цельности и полноты, вступила в полосу глубокого нравственного кризиса. Душевная гроза, пережитая героиней, – прямое следствие этой дисгармонии. Катерина чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой… Ей кажется, что вся вселенная оскорблена ее поведением. <…> Выступая всей жизнью своей против деспотизма, против авторитарной морали, Катерина доверяется во всем внутреннему голосу совести. Пройдя через духовные испытания, она нравственно очищается и покидает греховный калиновский мир человеком, переболевшим его болезнями и муками своими одолевшим их» .

1. Журавлева А.И. Александр Николаевич Островский. – История русской литературы XIX века. Вторая половина. Под ред. проф. Н.Н. Скатова. М… 1987, с. 257.

2. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве. – Н.А. Добролюбов. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи. М., 1970. Электронная версия. www.az.lib.ru

3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с. 176.



Рассказать друзьям