Особенности показа на экскурсии. Как провести профессиональный показ Виды показа в экскурсии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Показ объектов представляет собой процесс наблюдения, изучения, исследования объектов в их нынешнем виде, в большинстве случаев в естественной обстановке, когда они доступны непосредственному восприятию экскурсантами.

Существует ряд формулировок термина «показ». В большинстве случаев показ рассматривают как целенаправленный заранее подготовленный осмотр объектов экскурсантами под руководством специалиста-экскурсовода. Имеется в виду, что показ, независимо от маршрута экскурсии и места ее проведения (улица, загородное шоссе, поле сражения, музеи), осуществляют на основе экскурсионной методики.

Наглядность в экскурсии. В основе познавательной деятельности экскурсантов лежит принцип наглядности. Наглядность рассматривается как один из принципов обучения. Основа наглядности – показ конкретных предметов, процессов, явлений. Особое значение этот принцип имеет для экскурсии, которая построена на живом чувственном восприятии действительности, непосредственном отражении предметов и явлений в сознании людей. Существует несколько видов наглядности, в том числе изобразительная (картины, модели, фотографии и т. д.), предметная. Экскурсии относятся к этим двум видам, так как их зрительный ряд составляют как предметы и явления, так и их изображения средствами искусства (искусствоведческие экскурсии). Однако, как правило, экскурсовод использует в своей работе все виды наглядности.



Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) – натуральные предметы, в том числе памятники истории и культуры, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств и, являясь основой показа, служат предметом глубокого экскурсионного анализа.

Наглядность в экскурсиях способствует тому, что благодаря восприятию определенных предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретно-наглядных образов, правильно отображающих объективную действительность (объекты наблюдений).

Большое значение наглядности в обучении придавали выдающиеся педагоги прошлого. Известный чешский педагог XVII века Ян Коменский говорил о том, что обучение необходимо строить так, чтобы все важное для восприятия органов чувств было непременно учтено, что в учебном процессе следует использовать предметы в натуре или их изображения.

Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что ребенка надо с ранних лет знакомить с окружающими его предметами и явлениями, постоянно развивая у него наблюдательность, учить сравнивать увиденные предметы по общим и отличительным признакам.

Подбирая материал для экскурсии, включая в ее маршрут или иные объекты, необходимо помнить о значении термина «наглядный». «Такой, что можно непосредственно созерцать и понимать, доступный и убедительный для непосредственного наблюдения, понимания... Основанный на показывании (изучаемых предметов или их моделей).

Термин «наглядный» означает также «убедительный, совершенно очевидный из непосредственного наблюдения».

Наглядность предусматривает несколько видов восприятия, каждый из них ориентируется на один из органов чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание). В настоящее время в подавляющем большинстве экскурсий используемая наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия. Реже используют другие виды восприятия. В отдельных экскурсиях, например, наибольшая наглядность достигнута в вечерних экскурсиях: «Город зажигает огни», «Вечером после рабочего дня», где в восприятии активно участвуют все органы чувств экскурсантов. Здесь в сферу наглядности «вовлечены» звуки – шум реки и фонтанов, пение ночных птиц, шелест листвы, музыка, аромат цветов, вечерняя прохлада в городском парке, а также цвет, свет, тени и другие особенности зрительных впечатлений в вечернее время – краски заката, свет уличных фонарей, прожекторов, отражение луны на водной поверхности. Зрительное восприятие в таких экскурсиях обычно ослаблено, объекты недостаточно видны в вечерние часы. Это повышает эффективность экскурсионного процесса.

Вспомогательные наглядные пособия. Важную роль в экскурсиях играют изобразительные средства наглядности. «Портфель экскурсовода», вспомогательные наглядные пособия, включенные в него, – активные участники процесса показа. Требования методики состоят в том, чтобы эти пособия не перегружали экскурсию, не заслоняли подлинных объектов, не заменяли их пика, а дополняли и обогащали его. Выполнению этой задачи служит демонстрация, например, карты местности, по которой следуют экскурсанты, репродукции с картин, рисунков и фотографий, где отображена данная местность или наблюдаемый памятник, площадь, улица в далеком прошлом.

Правильное, методически обоснованное использование наглядности в экскурсиях способствует развитию у экскурсантов наблюдательности, формирует навыки самостоятельного анализа предметов и явлений окружающего нас мира.

Главной составляющей частью экскурсии, которая обуславливает наглядность экскурсии, является показ. С его помощью экскурсовод руководит процессом восприятия экскурсантов, направляет их внимание на основные черты и стороны предметов, явлений, которые помогают осветить экскурсионную тему.

Экскурсионная практика свидетельствует о том, что осмотр объектов и их показ не одно и то же.

Осмотр может быть определен как поверхностное, бесплановое знакомство с памятными местами. Каждый человек может без посторонней помощи осматривать жилой дом или улицу, исторический памятник на улице города, знакомиться с экспозицией краеведческого музея или произведениями живописи в художественной галерее.

Показ – это глубокое, целенаправленное ознакомление с объектом. Показ на экскурсии представляет собой наблюдение (изучение, исследование) объекта под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника (В), а при показе – с помощью экскурсовода различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе.

Показ в экскурсии представляет собой сумму трех элементов: наблюдения достопримечательностей, ознакомления с экспонатами (зрительными материалами) «портфеля экскурсовода», использования той части методического приема зрительной реконструкции, которая воссоздает внешний вид целиком или частично утраченного объекта, внешнюю картину событий, о которых рассказывает экскурсовод.

В исторической экскурсии, например, объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. В такой экскурсии ведется не только показ стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей. Здесь объектом показа является и то, что скрыто за стеной комнаты, лестницы, коридоры, их убранство, быт, жизнь, деятельность людей, населяющих наблюдаемый дом в интересующее нас время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое здесь происходило.

Показ и рассказ в экскурсии имеют свои специфические особенности, являющиеся практической основой для разработки экскурсионной методики.

Признаки экскурсионного показа:

1. Активность показа. Показ это не пассивное любование красотами природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов – памятников истории и культуры, зданий, инженерных сооружений, достопримечательных мест, трудового процесса (цех, стройка, поле). Это анализ чувствен, но воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий не только экскурсовода, но и экскурсантов.

2. Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является как бы ступенькой лестницы в раскрытии содержания темы. В большинстве случаев именно это обстоятельство определяет место данного объекта среди других показываемых объектов в экскурсионном маршруте в целом. Логичность показа объектов, связь их между собой обеспечиваются продуманной последовательностью.

3. Опережающая роль показа. На экскурсии в подавляющем большинстве случаев показ предшествует рассказу. Именно это привело к появлению формулы: «От показа – к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия, а также впечатления, полученные при участии других органов чувств, они служат стимулом к началу рассказа. В большинстве экскурсий сначала в поле зрения экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод дает необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. Это, однако, не означает, что для указанного правила нет исключения, в ряде случаев показ и рассказ используют одновременно, а иногда рассказ даже предшествует показу.

Экскурсовод не должен нарушать процесс прямого воздействия экскурсантов и объекта. В течение всей экскурсии специалист, раскрывающий тему, должен находиться чуть «в тени». Его задача – активизировать объект и экскурсантов. В своих выводах он должен быть ненавязчивым, побуждать экскурсантов домысливать начатое им и самим делать выводы на основе собственных зрительных впечатлений и своего рассказа.

4. Последовательность показа объектов экскурсии. Показ должен быть целенаправленным, а, следовательно, выборочным.

Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них.

Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому, а также особенности зрительного восприятия. Обычно показ строится на переходе от общего к частному. Показ в экскурсии следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом, а затем приступают к анализу с выявлением характерных черт экскурсионного объекта.

Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может долго задерживаться на одном неподвижном объекте. Из психологии известно, что наше внимание чрезвычайно динамично, подвижно.

При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное воздействие на экскурсантов. Вначале характеризуют объект, который производит наиболее сильное впечатление (в том случае, когда этот объект не связан с темой, следует дать о нем экскурсантам справку, а затем перейти к основному объекту, на котором излагается экскурсионный материал).

В том случае, когда показывается панорама города, крупный ансамбль, после предварительного обзора полезно определить ядро, основные оси композиции, указать передний и боковые планы, а затем охарактеризовать отдельные объекты.

Каждый более или менее заметный игрок на отечественном fashion -рынке рано или поздно сталкивается с необходимость проведения показа. С одной стороны это свидетельствует об определенной зрелости бренда и является отрадным фактом для его владельца; с другой - несет с собой массу организационных трудностей. И, как показывает практика, отсутствие соответствующего опыта является критичным. Сегодня директор по маркетингу молодежной одежды Sabotage Евгения Климкова поделится нами своим опытом организации сезонного показа коллекции для своих региональных партнеров и представителей СМИ.

Подготовка

Подготовка к показу должна начинаться по крайней мере за 3 недели до проведения мероприятия, а еще лучше если вы сделаете первые шаги за 2-3 месяца. Такой «системный» старт позволит вам выстроить правильную схему реализации проекта: выбрать лучшую дату и время в сочетании с местом проведения, подобрать команду и моделей, разработать сценарий, тщательно продумать меню и заказать подарки и сувениры, заранее анонсировать мероприятие для гостей. Показ – сложное, многогранное мероприятие, в организации которого участвуют профессионалы из разных областей. Это, конечно, дизайнер, отвечающий за одежду и общий концепт, режиссер-постановщик, который превращает рядовое дефиле в привлекательное шоу, это модели, от поведения которых на подиуме и правильного понимания замысла автора зависит настроение показа, это осветители, которые расставляют световые акценты и добавляют драматургии в действие, и другие важные герои зоны бэкстэйдж, среди которых костюмеры, стилисты, визажисты, охранники, координаторы, разнообразные помощники. Наличие времени при организации показа означает, что у вас есть один из самых главных ресурсов; и наоборот его отсутствие с большой степенью вероятности скажется на уровне показа – непременно «вылезут» косяки, которые были допущены в подготовительной суете. Когда мы готовили последний большой показ Sabotage в центре MOD Design, мы действовали именно так. К показу, который состоялся в конце сентября, мы начали готовится в начале лета. И это обеспечило нам качественный результат.

Цель показа

Занимаясь подготовкой к показу, важно помнить о том, какие стратегические цели преследуются. Это могут быть, например, следующие:

1. Представить новую коллекцию так, чтобы она запомнилась.

2. Добиться максимального освещения показа в СМИ.

3. Заинтересовать байеров, представителей модных магазинов одежды и конечных покупателей представленной коллекции, мотивировать их на осуществление закупок (покупок).

При подготовке к показу следует постоянно держать их в голове, поскольку организация показа зачастую сопровождается хаосом. В процессе подготовки в голову вдруг приходят новые гениальные идеи по тем или иным моделям, масштабы задумок не соответствуют реальным возможностям. Приходится отказываться от запланированных элементов шоу… В этой ситуации только фокус на стратегических целях позволяет принимать рациональные и взвешенные решения. Что важнее, представить сделанную не полностью коллекцию или реализовывать до последней минуты новые идеи с ножницами в руках? Что важнее, вывести на подиум неудачную девочку или отказаться от представления той или иной вещи как таковой? Что важнее, собрать на показ журналистов или потратить время и деньги на приглашение случайных прохожих? Упрощенно ключевая цель вашего показа могла бы звучать так – произвести впечатление. Ее достижение лежит на пересечениивсех тех грамотных организационных решений, о которых мы говорили выше.

Место проведения

Выбор площадки для проведения показа всегда является нетривиальной задачей. Обычно брендов, дизайнеров и организаторов дефиле это является настоящей проблемой. Удачное место для проведения показа должно соответствовать следующим критериям: быть доступным по деньгам, быть пригодным для проведения показа с точки зрения размера, интерьера и внутреннего устройства, в той или иной степени коррелировать с настроением и концепцией коллекции, по возможности быть малоизвестным и неизбитым в глазах светской публики и журналистов моды.

Найти место, соответствующее всем этим критериям, даже в таком мегаполисе как Москва, на самом деле весьма непросто. В большинстве случаев организаторам приходится делать выбор в пользу того или иного аргумента. Скажем, конференц-холл подходит по размерам, но имеет не подходящий офисный дизайн, а многоярусная автостоянка, несомненно, концептуальна, но не соответствует современным требованиям к комфорту. В большинстве случаев организаторы делают выбор в пользу пространства и комфорта, что вполне объяснимо. Однако это, как правило, означает, что вы теряете возможные PR -очки. Самые сильные впечатления производят показы, проходящие в необычных местах.

В целом место проведения показа имеет чрезвычайно высокую значимость для PR вашей марки. Выбирая место для проведения показа, следует обращать внимание не только на внешнюю атрибутику, авторитетность зала, удобный подъезд, хорошую парковку, но и на элементы, организующие пространство, создающие энергетику. В некоторых случаях пространство, выбранное для показа, само по себе может служить визитной карточкой мероприятия, поддержать определенный имидж показа. Конечно, за необычные креативные места нужно платить и, как правило, платить немало во всех смыслах этого слова. Однако же это целесообразно и обычно окупается сторицей.

Продюсирование атмосферы

Настоящее искусство продюсирования показа состоит в том, чтобы создать в зале и перед его дверьми желаемую атмосферу. То, что я имею в виду, на самом деле сложно описать словами. В некоторых случаях вы приходите на показ и чувствуете: здесь драйв. Внутренний голос вербально или невербально как будто говорит вам: «Здесь сейчас будет происходить что-то важное. Это интересно и захватывающе». В других же случаях все вроде бы на своих местах: построен солидный подиум, собрались зрители, слышен негромкий звон бокалов, но на самом деле никакой энергетики нет. Внутри скука и пустота. Невысказанная мысль звучит примерно так: «Давай побудем здесь полчасика, коли уж пришли, и двинем дальше».

Важно продумать то, каким будет сценарий проведения показа, где будут находиться гости до показа и как будет организован их проход на мероприятие. Важно заложить в сценарий элементы, искусственно создающие атмосферу напряженного ожидания у гостей и журналистов. Хорошо могут работать такие приемы как фэйсконтроль, создание очереди, ажиотаж зевак у входа. Искусство «продюсирования атмосферы» и заключается в том, чтобы найти взвешенный баланс между столпотворением и ожиданием, между желанием ждать и желанием уйти. Как и в случае с выбором грамотного места для проведения показа, если вам удалось создать на мероприятии правильную атмосферу драйва, вы можете записать ее в свой актив. Теперь шансы на то, что о вас напишут и расскажут друзьям, значительно выше.

Как представить

Формат представления коллекции поклонникам и журналистам чрезвычайно важен. Можно как «вытянуть» плохую коллекцию, так и зарубить хорошую. Поэтому концепция и сценарий показа должны быть продуманы заранее и реализованы максимально четко. Начиная подготовку к показу, следует, прежде всего, определить его целевую аудиторию. Для большинства из вас она, скорее всего, понятна. Это ключевые поклонники и друзья марки и журналисты. Первые – самым непосредственным образом связаны со стилистикой и духом представляемого вами бренда. И поэтому логично предположить, что они ждут, от показа того же настроения, той же, если угодно, концепции, которая ощущается ими в самой марке. Строгая минималистичная однотонная одежда предполагает соответствующую тональность показа, выдержанную, строго неспешную интеллектуальную. Мешковатая, цветная молодежная одежда однозначно требует соотнесения с той рэп-культурой, частью которой она является. Роскошные вечерние платья зовут к неспешному гламуру, веерам и более классической музыке. Если этот ключевой принцип будет нарушен, то у зрителя случится то, что в психологии называют «разрыв шаблона» или, если угодно стилистический диссонанс.

Это очень важно увязать с имиджем марки. Если вы представляете молодежную марку, то аудитория и место должны соответствовать имиджу марки. Готовя показ для Sabotage , мы всегда помним об этом.

В случае, если вы попадаете в ожидания целевой аудитории, вы можете быть уверены в положительной оценке вашей работы. Зрители и поклонники подарят вам цветы, а журналисты напишут более или менее прогнозируемые отзывы. Такой подход гарантирует в какой-то степени стабильный результат, он позволяет вам планировать будущее с точки зрения, как возможных объемов продаж, так и интереса представителей СМИ.

Основное и определяющую роль в экскурсии играет показ. Показ - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, экскурсанты получают под руководством экскурсовода в определенной последовательности, с конкретной целью.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) объекта, наблюдают, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность показа зависит от организации правильного наблюдения объектов экскурсантами.

Цель показа - научить экскурсантов определенным образом смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В ходе экскурсии цель реализуется путем решения таких задач, как показ: объектов, находящихся перед экскурсантами; объектов, которых уже нет; исторических событий, которые происходили на данном месте; действий исторического лица; объекта таким, каким он был в период события, описывается.

Показ базируется на созерцании и осмотре.

При осмотре человек воспринимает только внешний вид объекта, при показе же изучает его разные стороны с помощью объяснений экскурсовода.

Существует сюжетный и бессюжетный показ. Сюжетный отличается присутствием конкретных личностей с их характерами, действиями. Такой показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают увиденное, усваивают суть событий. Бессюжетный показ характерен чаще для обзорных экскурсий, при этом экскурсанты получают общие впечатления (например, о застройке города).

Для эффективного показа экскурсионных объектов необходимо выполнить следующие условия:

Правильно выбрать точки показа и благоприятное для него время;



Предусмотреть возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не раскрывают тему;

Использовать приемы движения;

Подготовить экскурсантов к восприятию.

Указания экскурсовода могут:

Ориентировать на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения): "Сейчас слева на фоне заката можно будет увидеть башни дома - памятника архитектуры";

Направлять внимание экскурсантов на определенный объект: "Справа будет виден памятник Т.Г. Шевченко";

Разъяснять особенности объекта показа с целью его более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

Выделять объект из ансамбля или из ряда подобных ему в окружающей среде;

Предлагать сделать выводы на основе общих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты "заговорить" особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло, при показе объектов необходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение, функции, выполняемые в настоящее время, покраска.

Виды показа. Одним из признаков экскурсии, как уже отмечалось ранее, является движение по заранее составленному маршруту. Темп движения в различных экскурсий разный, в зависимости от чего выделяют показ объектов по ходу движения и во время специальных остановок.

Для автобусной экскурсии характерны, например, такие виды показа :

1) комментарии экскурсовода по объектам, которые видят экскурсанты по ходу движения на скорости 50-60 км / ч. Такой вид показа характерен для путевой информации;

2) показ при замедленном движении (до 40 км / ч). Дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) показ объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) более глубокий показ на остановке с выходом из автобуса. Используются методические приемы показа.

Особенности показа на экскурсии. Характерными чертами показа на экскурсии являются:

1. Активность. Показ - не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

2. Логическая последовательность. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой к раскрытию темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются продуманной очередности.

3. Главное значение. Без показа не может быть экскурсии. Он первичный и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений.

4. Определяющая роль. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу или используется одновременно с ним. Это привело к рождению формулы "от показа - к рассказу". Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств.

5. Сюжетность. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии сложнее, чем в произведении литературы или изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий ее участников, показ хода исторического события, жизни и деятельности исторического деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, сочетающая элементы показа и рассказа. Конечно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектами показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

6. Парадоксальность заключается в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что находится перед ним в этот момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше того, что он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта. Например, он мысленно представляет не только видимую стену дома, но и то, что находится за этой стеной, внутри дома. На основании образного рассказа экскурсовода перед ним возникают образы кабинета писателя и самого автора, работает над произведением.

Методические приемы показа . Методические приемы показа организуют наблюдения объекта и позволяют выделить его из окружающей среды. Они подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения.

Предварительный осмотр используется в начале наблюдения объекта. Существуют два варианта этого приема. Первый начинается со слов экскурсовода: "А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним". Тем самым экскурсантам предлагается самостоятельно провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта дает экскурсантам возможность:

Составить представление об исторической местности, где происходили рассмотрены события;

Представить данный объект в естественной обстановке;

Дать определенную оценку объекта;

Получить представление о его природное окружение.

Во втором варианте приема предварительного осмотра началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно стоит увидеть в ходе наблюдения объекта, которые его качества и конкретные особенности рекомендуется при этом обнаружить.

Панорамный показ позволяет наблюдать его состояние. Для этого приема можно использовать башни, колокольни, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля боя, долины, реки. С целью активизации восприятия панорамной картины необходимо выявить в ней композиционный центр и обратить на него внимание экскурсантов. Также для раскрытия темы нужно указать те объекты, которые этому способствуют, и перейти от общего к частному. Данный прием используется в экскурсиях по Святых Горах, на Саур-Могилу и т.д.

Зрительная реконструкция (восстановление). Термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида (вида) чего-нибудь по остаткам или письменным источникам. Сущность данного приема заключается в том, что путем словесного описания восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Экскурсовод при этом опирается на зрительные впечатления экскурсантов. Такой прием широко используется при показе памятных мест, где проходили, например, военные бои, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда можно отнести места, связанные с жизнью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Его компетентность позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Зрительный монтаж является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя этот прием, составляет нужный образ, суммируя внешний вид нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже используются фотографии, чертежи, рисунки.

Локализация играет важную роль в конкретизации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в пределах данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала предполагается переход от общего к частному. (Например, эффективное использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производственные темы: "В этом цехе был построен первый в стране трактор").

Прием локализации требует от экскурсовода точности воспроизведения исторического события и часто сочетается с приемом реконструкции. Использование данного приема вызывает у экскурсантов чувство причастности к событиям, оказывает сильное эмоциональное воздействие и получило образное название "власть места". Чаще всего прием используется в экскурсиях на исторические и военно-исторические темы.

Абстрагирование предусматривает мысленное выделение частей из целого для последующего глубокого наблюдения. Оно может быть построено на наблюдении одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, одной из частей дома (этажа, балкона, колоннады) при отвлечении от других частей, которые менее существенны при раскрытии темы. Очень часто применяется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы.

Сравнение. В экскурсионной методике используются различные виды этого приема: зрительное, словесное сравнение объекта с тем, что мысленно реконструируется или показанным ранее. Прием построен на зрительном сопоставлении различных объектов или частей одного объекта, находящихся в поле зрения экскурсантов. При этом сравниваются объекты, как похожи, так и различные по своему внешнему виду.

Использование предметов зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), сократить количество цифр в рассказе.

Одна из задач данного методического приема - выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подводя итоги "наблюдение", экскурсовод называет подобные или отличные элементы сравниваемых объектов.

Например, в обзорной экскурсии по. Донецк, демонстрируя копию пальмы Мерцалова, которая изображена на гербе Донецкой области, экскурсовод предлагает сравнить данный объект с растением пальмы, проявляя общие и отличительные черты.

Интеграция (воссоединения). Прием построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Показывая здание, сооружение, экскурсовод идет путем объединения разных сторон, деталей, свойств. Прием не вызывает затруднений, так как каждый человек начинает познания окружающего мира по изучению единичных предметов.

Может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждый дом отдельно, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, и на заключительном этапе группа наблюдает ансамбль как единство нескольких домов.

Зрительная аналогия . Прием более сложный, чем зрительное сравнение, потому что задача экскурсовода - привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде подобного объекта. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия. Данный прием иногда называют еще приемом ассоциации. Особенно часто он строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности.

Переключение внимания . После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переводят взгляд на другой объект (например, из дома, построенного в начале IX в., на сегодняшний многоэтажный дом). Присутствие контрастов обогащает новыми впечатлениями.

Показ мемориальной доски . При наличии ее на экскурсионном объекте экскурсоводу следует начать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание обращают на мемориальную доску. Если она хорошо видна экскурсантам, экскурсоводу не следует читать подпись на ней.

В случае если объект, о котором идет речь, не сохранилась и мемориальная доска установлена на доме (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где происходили события, освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски.. В тематической экскурсии "Донецк литературный "при рассказе о В. Стуса и университет, в котором он учился, можно продемонстрировать мемориальную доску на доме корпуса филологического факультета. При этом читать надпись не надо, но можно обратить внимание на оригинальность мемориальной доски, сравнив ее с другими, ранее увиденными.

Показ «портфеля экскурсовода». Заполнить отсутствует зрительный ряд или более конкретно воспринять экскурсионный объект и связанные с ним события помогают наглядные пособия. Они не должны подменять зрительный материал, который можно увидеть на экскурсии. Наглядные пособия - это дополнительный источник знаний об объекте и события, связанных с ним; они особенно необходимы при осмотре и реконструкции памятных мест, объектов, где происходили исторические события. "Портфель экскурсовода» широко применяется в обзорных и тематических экскурсиях.

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.

Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.

Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Обычно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

Парадоксальность показа состоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта самостоятельно. Данный парадокс представляет собой формально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет не только лицевую стену здания, но и то, что находится за этой стеной, внутри здания. На основании образного рассказа экскурсовода перед его мысленным взором возникает кабинет писателя, гостиная наполняется людьми. При осмотре поля Бородинского сражения экскурсанты, получив информацию об историческом событии, «видят» русских и французских воинов – участников сражения и др.

Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности. Выделяют три уровня показа: предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объекта из совокупности других объектов; детальное наблюдение объекта.

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т.е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать.

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Из книги Барселона. Путеводитель автора Хомбург Эльке

ВИДЫ ПОКАЗА Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:1) на ходу автобуса из окон при скорости 50–60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;2) наблюдение из окон в ходе

Из книги Милан. Путеводитель автора Бергманн Юрген

1.11. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своем роде сочетанию – слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа:1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с

Из книги Мадрид. Эскориал, Сеговия, Толедо. Путеводитель автора Бюшер Тобиас

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них.Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение

Из книги Руководство Proshow Producer Version 4.5 автора Corporation Photodex

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на

Из книги Всё о Нью-Йорке автора Чернецкий Юрий Александрович

Из книги КРЕПОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ. От крепости к крепости автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

ЭКСКУРСИИ ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС Для туризма остров Кос – второй по значимости после Родоса остров архипелага Додеканес. Он насчитывает всего 31000 жителей, но свыше 65000 мест для гостей. Остров площадью 296 км2 славится замечательными, кое-где еще совершенно не застроенными

Из книги автора

Экскурсии из Мадрида *Пардо Алькасар и собор Сеговии.Горы Гвадаррама (Guadarrama) к северу от Мадрида – это отличное место для загородных прогулок. Множество озёр, лесов и рек в долинах предгорий перед большим хребтом Гвадаррама дают прохладу и отдых. Хотя мадридцы в

Из книги автора

15. Вывод для показа на экране

Из книги автора

Создание дисков для показа на телеэкране и ПК Безусловно, самый популярный и общедоступный носитель данных для вывода презентаций в формате, который может легко воспроизведен, - это диск для просмотра на телеэкране или компьютере. Большинство технологий сейчас

Из книги автора

Экскурсии Конечно, «нельзя объять необъятное». Читатели могут решить, что именно в Нью-Йорке заслуживает их первоочередного внимания, ознакомившись с разделами нашей книги, которые содержат описание достопримечательностей всех пяти районов города. Однако существуют

Из книги автора

Экскурсии · По каждой экспозиции проводится тематическая экскурсия. Обзорная экскурсия по музею предполагает осмотр всех экспозиций с краткой характеристикой каждого зала. Продолжительность экскурсий: 30–90 минут.· В музее постоянно обновляются временные выставки из

В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии - это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях.

Методика показа объектов сложна и в зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, степени сохранности объектов осуществляется с помощью различных приемов.

В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии - это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие.

Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.

Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов. наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски.

  • 1. Прием предварительного осмотра. Предварительный осмотр дает возможность направить внимание экскурсантов на объект, подготовить их мышление к зрительному и слуховому восприятию материала. Осмотр объекта предваряет рассказ. Экскурсовод называет памятник и дает экскурсантам время для самостоятельного наблюдения, ознакомления с его общим видом, выявления наиболее запоминающихся деталей, сопоставления своих сведений о нем, почерпнутых из иллюстраций в книгах, на открытках, с тем, что он непосредственно наблюдает в данный момент. Предварительный осмотр продолжается не более 1,5-2 минуты, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно используется при показе панорамы города архитектурного ансамбля, живописного ландшафта и т.д.
  • 2. Экскурсионный анализ. Это прием показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта в целом или отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный момент объект мысленно расчленяется на составные части для более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, исторический, естественнонаучный.
  • 3. Прием зрительной реконструкции. При показе тех объектов или памятных мест, которые в данный момент предстают перед экскурсантами в измененном виде, необходимо мысленно восстановить их первоначальный облик. Часто на экскурсиях требуется воссоздать картины прошлого или будущего. Данный прием применяется при показе памятных мест, где происходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные выступления, исторические встречи и другие знаменательные события.
  • 4. Прием локализации событий. Если экскурсоводу необходимо привлечь внимание экскурсантов к какому-либо объекту ввиду его особой важности, используется методический прием локализации. Прием локализации - это способ показа исторического события, явления в точной локальной (местной) обстановке, в которой они протекали. Воссоздаваемое историческое событие локализуется словами "здесь", "в этом месте", "в этом направлении" и т.д. Прием локализации вызывает у экскурсантов чувство сопричастности рассматриваемым событиям, оказывает на них сильное эмоциональное воздействие и не случайно получил у туристско-экскурсионных работников название "власть места". Особенно часто прием локализации используется в экскурсиях на историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические темы.
  • 5. Прием зрительного сравнения. Экскурсоводу приходится сопоставлять признаки одного и того же объекта или группы объектов, а также сравнивать между собой различные явления, предметы, факты, т.е. прибегать к методическому приему зрительного сравнения. Сравнение проводится по сходству объектов или различию между ними. Разновидностью сравнений по различию является сравнение по контрасту, например облик старой части города контрастен с обликом новой.
  • 6. Показ наглядных пособий. При изготовлении наглядных пособий соблюдаются определенные требования: они должны быть четкими, ясными, аккуратно выполненными. Размеры картин, рисунков, схем, фотографий должны быть 18х24 см или 24х30 см для того, чтобы экскурсанты, не вставая со своих мест (если показ идет в автобусе), могли рассмотреть их без усилий.
  • 7. Показ объекта по ходу движения.
  • 8. Показ мемориальной доски. Если на историческом здании, сооружении, памятнике имеется мемориальная доска, ее не следует показывать сразу. Вначале дается анализ объекта, рассказ о событиях, которых здесь происходили, и затем указывается, что в память об этих событиях установлена мемориальная доска. Читать надпись на мемориальной доске, если она находится в пределах видимости экскурсантов, не рекомендуется.


Рассказать друзьям