Особняк черный лебедь. Черный лебедь в Петровском парке - Иду-шагаю — ЖЖ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Итак, мы отправляемся в небольшую усадьбу на краю Петровского парка по адресу Нарышкинская аллея, 5. Кому интересно, как выглядит этот приют муз сейчас, приглашаю посмотреть! О владельце виллы Николае Рябушинском - в предыдущей публикации .
Уже в XIX веке Петровский парк стал престижным аристократическим дачным местом, здесь строили дачи самые богатые москвичи. Вилла "Чёрный лебедь" была построена в 1907-1910 годах по проекту известного московского архитектора В.Д. Адамовича при участии В.М. Маята. Основные архитектурные стили, которых придерживался Адамович в своих проектах, - неоклассицизм и модерн. В начале своей деятельности работал помощником Ф.О.Шехтеля, участвуя в постройках по его проектам особняков З.Г. Морозовой, Н.В. Кузнецова, особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. С 1909 года соавтором во многих проектах В. Д. Адамовича был архитектор В.М. Маят, работавший в Москве преимущественно в стиле модерн. В советское время он выстроил несколько зданий в формах конструктивизма. Среди их совместных построек в Москве такой архитектурный шедевр, как особняк Второва или Спасохаус - резиденция посла США в Спасопесковском переулке, 10.

1. К сожалению, сейчас вилла выглядит как "глубоко отреставрированное" здание со стеклопакетами, но всё же попытаемся представить себе, какой она была раньше. В этом помогут старые фотографии, воспоминания современников и публикация в дружественном ЖЖ Елены Хорватовой - http://eho-2013.livejournal.com/482829.html .

2. В 1915 году вилла пережила пожар, в котором погибла значительная часть имущества: коллекция живописи и большое количество картин "Голубой розы". Здание было восстановлено с изменениями архитекторами В.А. Весниным и А.Г. Измировым.

3. Со стороны Нарышкинской аллеи вилла смотрелась как строгое здание в неоклассическом стиле.

4. За фасадом виллы скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников.

5. Черный лебедь украшал фронтон виллы.

6. Устраивая роскошные приемы в "Чёрном лебеде" и издавая "Золотое руно", Рябушинский начал разоряться. Хотя в большей степени этому поспособствовал и огромный карточный проигрыш. По слухам, друг Николая Павловича - нефтепромышленник Леон Манташев, выиграл у Рябушинского виллу в карты, и стал следующим её владельцем. Сейчас на фронтоне красуется вензель Леона Манташева - ЛМ. О скаковых конюшнях Манташева - http://galik-123.livejournal.com/149069.html .

7. А до того о вилле ходило множество сплетен и легенд, инициировал которые в основном сам Николай Павлович своими чудачествами. Например, у входа в сад стоял мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, который хозяин приготовил для себя.

8. Название "Чёрный лебедь" было дано не просто так. Вся мебель, которая изготавливалась по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде чёрного лебедя. Такой же знак был изображён на салфетках, посуде, столовом серебре. Интерьеры дома оформлял художник-символист, лидер объединения "Голубая роза" Павел Кузнецов.

9. Сад украшали высаженные прямо в грунт пальмы, клумба перед террасой была засажена орхидеями, били фонтаны, по саду разгуливали павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.

10. Если осматривать здание сейчас, обходя его с левой стороны, то можно заметить, что оно теряет черты классицизма.

11. И приобретает некоторые черты модерна в боковом и дворовом фасадах.

12. Рядом находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

15. Раньше у гостей Рябушинского была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Посмотрим, чем можно полюбоваться теперь. Входим через боковой вход.

16. Интерьеры виллы полностью утрачеы, внутреннее пространство раздроблено на небольшие помещения.

17. Ныне сохранился только барельеф "Леда и лебедь" по мотивам скульптуры Б. Амманати, укрепленный в холле на стене.

18. Раньше внутреннее убранство виллы поражало гостей Рябушинского своей роскошью и экзотикой.


Петровский парк имеет давнюю, причем мистическую историю. Он раскинулся на части знаменитого Ходынского поля, и его земля пережила три века ежегодных трагичных кулачных боев, случайной крови и коварных убийств. Но такая богатая на энергетику территория всегда привлекала людей, руководствующихся в своей жизни природной магией. В начале XX века меценат и любитель эпатажа Николай Рябушинский построил здесь виллу «Черный лебедь». Об этом красивом и вычурном здании с загадочными вензелями и символами ходили самые разные слухи. Случайные гости шарахались от выставленной у входа гробницы и вскрикивали, увидев садовую скульптуру. Но самой удивительной в этом доме была одна из его обитательниц - бабушка хозяина. Являясь уроженкой начала XIX века, эта старушка обладала хорошим здоровьем и по свидетельствам современников была особенно подвижной и веселой после прогулок в парке. Злые языки утверждали, что пожилая женщина знала в нем несколько магических мест, в которых подпитывалась живительной энергией. Так давайте прогуляемся по уголкам Петровского парка и поищем эти мистически-омолаживающие источники. Для этого надо просто прислушаться к своему организму и попытаться почувствовать прилив энергии, который дает природа всем тем, кто готов к ней прикоснуться душой.

В концепциях:

> Волшебник-недоучка (с детьми) 7+ 10+

"Даром преподаватели время со мною тратили..." - приключения для всех любителей магии, кто хочет открыть новое, магическое и любит Гарри Поттера

> Магия для Зачарованных

Магический день, который оценят любители магических заклинаний и заклятий, сериала "Зачарованные" и поклонников мистических историй

Николай Рябушинский, пятый из братьев Рябушинских, отличался расточительностью и эксцентричностью характера. Растратив значительную часть своего капитала, в 1900 г. был отстранен братьями от семейного дела. На несколько лет над его имуществом была установлена опека. В 1905 г. он продает братьям свои паи семейного хлопчатобумажного товарищества, чтобы издавать журнал «Золотое руно», ставший центральным изданием русского символизма. Николаю Рябушинскому удалось собрать вокруг себя лучших представителей художественной интеллигенции Москвы. Следующим его детищем стала открытая в марте 1907 г. выставка «Голубая роза», положившая начало одноименному объединению художников-символистов. Еще через два года он устраивает вернисаж современных французских художников, впервые познакомивший московскую публику с творчеством Анри Матисса.

Еще одним эксцентричным поступком Николая Рябушинского, привлекшим внимание московской общественности, становится строительство виллы в Петровском парке. За строгим неоклассическим фасадом виллы скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников своей экзотической роскошью. Стилизованное изображение черного лебедя украшало все - изготовленную по специальному заказу мебель, фарфоровые сервизы, хрусталь, заказанные в Италии рюмки из тончайшего венецианского стекла. Черный лебедь украшал и фронтон виллы. Новоселье Николай Рябушинский обставил со свойственным ему размахом - были разосланы приглашения на великолепной бумаге, украшенные вензелем с изображением черного лебедя и надписью «Вилла Черный Лебедь». Сад украшали высаженные прямо в грунт пальмы, клумба перед террасой была засажена орхидеями, по саду разгуливали павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.

Живописные панно для оформления виллы были заказаны лидеру «Голубой розы», художнику-символисту Павлу Кузнецову. Холл виллы украшал огромный фриз «Нерожденные младенцы», производивший, по словам современников, неприятное впечатление. Виллу украшали редкие и экзотические предметы, привезенные Николаем Павловичем из многочисленных путешествий - приобретенные на Яве отравленные стрелы, вазы и фигурки драконов с острова Майорки. Здесь же размещалась коллекция живописи, включавшая как ценнейшие произведения европейских мастеров - Кранаха, Брейгеля, Пуссена, так и работы современных французских и русских художников. Была на вилле и мастерская самого Николая Рябушинского - одаренного художника-любителя.

Среди разнообразных комнат виллы была и «бабушкина комната». По словам друга Николая Рябушинского, известного художника Сергея Виноградова, «комната действительно была такой, точно давно и долго в ней жила бабушка. И божница, и ширмочки старинные, и сундуки-укладочки, и бисерные всякие вышивки, и вся нехитрая мебель красного дерева - ну совсем, совсем, все бабушкино. Контрастно было с фризом из “Нерожденных младенцев” Кузнецова и картинами Ван Донгена и Ван Гога».

В саду виллы Николай Рябушинский строит зверинец в виде грота с куполом. В нем он собирался держать тигров и львов, с которыми, по его словам, «чувствовал сопричастность». Но от этой затеи в конце концов пришлось отказаться - полиция запретила устройство зоопарка в частном владении. У входа в сад был размещен мраморный саркофаг с фигурой быка, который должен был впоследствии стать гробницей хозяина виллы.

Вилла «Черный лебедь» часто становилась местом пиров-праздников, которые Николай Рябушинский устраивал с невиданной пышностью и изобретательностью. Художник Сергей Виноградов вспоминает устроенный в первую весну «Черного лебедя» «Праздник яблоневого цветения»: «Обед был сервирован на огромной открытой террасе, выходившей в цветущий яблоневый сад. Это же было действительно чудесно! А когда стемнело, то вокруг все цветущие деревья засветились маленькими разноцветными огнями и еще маленькие огоньки светились в густой весенней траве между яблонями, как светлячки. Даже я, близкий к Коле, не знал о приготовленной иллюминации. Это было волшебно. По всему саду были сервированы небольшие столы, и пировали до утренней зари в благоухающем цветущем саду. Под яблонями около столиков были пущены прыгающие, ползающие, летающие заводные, вывезенные из-за границы кузнечики, лягушки, бабочки, ящерицы, пугавшие дам, а это еще прибавляло веселья. Игрушечками кто-то невидимо заведовал». В другой раз, на Новый год, Николай Рябушинский украсил деревья перед домом сотнями электрических лампочек, светивших разноцветными огнями из-под снега, и устроил в саду прием, на котором дарил гостям картины и драгоценности.

В 1915 г. вилла сильно пострадала от пожара, в котором погибла значительная часть ее убранства и коллекции живописи, включая живописный фриз Павла Кузнецова и большое количество картин «Голубой розы». К счастью, из огня удалось вынести врубелевский портрет Валерия Брюсова .

После пожара Николай Рябушинский продает виллу. Следующим ее владельцем стал друг Николая Павловича - нефтепромышленник Леон Манташев. По слухам, он выиграл у Рябушинского виллу в карты. На здании имеется вензель Леона Манташева - ЛМ.

Москва - это не только музеи, многочисленные памятники архитектуры и высотные здания. Город также славится обилием зеленых зон, садов и скверов. В этой статье мы предлагаем вам совершить заочную экскурсию в Петровский парк. Фото этого чудесного уголка российской столицы вы сможете увидеть ниже.

Кратко о парке

Петровский путевой дворец

Находясь в парке, нельзя не заметить огромное шикарное здание красного цвета, выстроенное то ли в турецком, то ли в неоготическом стиле. Это Петровский путевой дворец.

Он был построен в 1780 году и служил местом (резиденцией) для остановок высокопоставленных особ, которые путешествовали из Петербурга в Москву. Останавливалась здесь и Екатерина II (в 1787 году). А после сюда заезжали все российские монархи перед своей коронацией. Сегодня дворец служит местом приемов различных делегаций правительством Москвы.

В 1812 году в этом здании находилась ставка Наполеона. Французский император пребывал здесь четыре дня, а из окон дворца созерцал горящую Москву. Этому событию Александр Пушкин посвятил несколько строк в своем произведении "Евгений Онегин".

Петровский путевой дворец изображен на юбилейной монете номиналом в 25 рублей, выпущенной в 2015 году.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенский храм в Петровском парке был возведен в середине XIX века по проекту Федора Рихтера. Здание церкви построено в русском стиле и имеет два яруса. К храму примыкает четырехугольная колокольня с крыльцом и двумя лестницами.

В 1930-е годы храм был закрыт советской властью. В нем разместился склад академии Жуковского. За это время сильно пострадала колокольня, купол, а также крыльцо сооружения. В 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви.

Вилла "Черный Лебедь"

Еще одним архитектурным украшением Петровского парка в Москве является вилла "Черный Лебедь". Она поражает своей красотой, изяществом и экзотичностью. Вилла принадлежала известному российскому меценату Николаю Рябушинскому. Он был большим ценителем искусства, издавал за свои деньги журнал "Золотое Руно", а также организовывал в Москве множество художественных выставок.

Вилла была построена в начале ХХ столетия довольно известным зодчим Адамовичем в стиле неоклассицизма. О ней среди горожан ходило множество разных слухов и домыслов. Нужно отметить, что большая их часть инициировалась самим владельцем здания.

Название "Черный Лебедь" вилла получила неслучайно, так как вся мебель в доме, а также посуда и даже салфетки были помечены особым знаком с изображением этой птицы.

Таким образом, Петровский парк - это не просто памятник садово-паркового искусства, но и местность с богатой историей и несколькими красивейшими архитектурными шедеврами.



Рассказать друзьям