Останкинский дворец графа шереметьева. Музей - усадьба Останкино

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На Первой Останкинской улице города Москвы раскинулся живописный дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века, построенный «русским Крезом» графом Николаем Шереметевым — одним из самых богатейших людей Российской империи.

Сегодня ансамбль известен как музей-заповедник «Останкино» и является частью старейшего Останкинского парка, территория которого после реконструкции 2014 года обрела не только свой первоначальный исторический облик, но и дополнилась современными велодорожками, крупнейшим в Европе скейт-парком, танцплощадкой, лодочной станцией, фонтанами, площадкой с тренажерами, конной трассой, парком скульптур, детскими игровыми площадками и кафе. По парку любят прогуливаться многочисленные туристы и жители столицы, тем более что с одной своей стороны он примыкает к Главному ботаническому саду РАН, а с другой к .

В 2013 году Останкинский музей закрылся на реконструкцию и с тех пор посетители в него не допускаются. Реконструкция эта была вынужденной: деревянное неотапливаемое здание не выдерживало больше нагрузки и могло разрушиться в любой момент.

Однако парк по-прежнему открыт для всех желающих. Да и сотрудники музея проводят однодневные выездные выставки и групповые занятия для взрослых и детей, в ходе которых они рассказывают об Останкино и других усадьбах, принадлежавших графам Шереметевым. Круг тем зависит от предпочтений группы: можно выбрать виртуальную экскурсию по дворцу, узнать об истории усадьбы и ее владельцах, послушать о крепостном театре – «Пантеоне искусств» Шереметевых, ознакомиться с удивительными коллекциями дворцово-паркового комплекса, в числе которых скульптуры, фарфор, часы и осветительные приборы конца XVIII века. Занятия сопровождаются показом многочисленных фотографий и видеорядом.

После завершения реконструкции (ориентировочно — 2020 год), музей-усадьба «Останкино» предстанет перед современниками во всей красе: с подземными выставочными залами, деревянным дворцом-театром с богатыми интерьерами, увеселительным садом и потрясающими оранжереями.

История усадьбы «Останкино»

Первые документальные упоминания об Останкино относятся к середине XVI века, тогда это была деревня Осташково и принадлежала она некоему Алексею Сатину. В 1584 году владельцем деревни стал дьяк Василий Щелкалов, который построил в деревне деревянную церковь и боярский дом, выкопал пруд и посадил дубово-кедровую рощу.

В Смутное время постройки Щелкалова сгорели, остались только пруд и остатки деревьев. В 1620 году Останкино перешло к князю Ивану Черкасскому, родственнику царя Михаила Романова. В 1642 году землю унаследовал племянник Ивана Черкасского Яков, который обустроил в Останкино охотничьи угодья. А в 1666 году Останкино стало собственностью Михаила Черкасского, сына Якова. Михаил приказал заново посадить кедровую рощу и отстроить новую каменную церковь.

После Михаила усадьба перешла к его сыну Алексею Черкасскому, и на нем цепочка наследования прервалась: в 1743 году дочка Алексея Варвара Черкасская вышла замуж за графа Петра Шереметева, и Останкино было отдано ее супругу в качестве приданого. Фельдмаршал Петр Шереметев и без того был богатым человеком, а после женитьбы на наследнице огромного состояния, стал еще богаче. В обществе его прозвали «русским Крезом», а позднее это прозвище перешло к его сыну Николаю Шереметеву, унаследовавшему состояние отца.

Петр Шереметев практически не уделял время поместью, так как был занят обустройством другой своей усадьбы в . Однако он использовал Останкино в качестве сельскохозяйственных и охотничьих угодий, поэтому в имении были построены оранжереи и теплицы, разбит парк и заложен Увеселительный сад. В теплицах выращивались овощи, которые затем поставлялись к графскому столу в Кусково.

В 1788 году Николай Шереметев стал самым завидным женихом в Москве, так как сделался владельцем несметных сокровищ, завещанных ему отцом. Однако граф о женитьбе в те годы не помышлял. Его любовью и музой был крепостной театр в Кусково, однако там ему не хватало простора для того, чтобы развернуть полет своих творческих фантазий. Поэтому в 1790 году он принял решение построить в Останкино большую летнюю резиденцию, главным звеном которой должен был стать настоящий «Пантеон искусств» — крепостной театр, в котором будут играть и петь лучшие артисты его труппы.

Для лучшей акустики Большой дом решено было построить из дерева. Строительство дома-театра шло с 1792 по 1797 годы. Театр, заложенный в нем, стал одним из лучших частных театров страны, однако просуществовал он недолго, дав всего 4 представления, а затем был заброшен Шереметевым.

Причиной такого попустительства стала тяжелая болезнь Прасковьи Жемчуговой, крепостной артистки и фаворитки графа, после которой она не смогла больше петь. В 1798 году Николай дал вольную девушке, а затем тайно с ней обвенчался в 1801 году. Их брак длился всего два года: после рождения сына Прасковья была отравлена кем-то из крепостных, хотя официальной причиной ее смерти была названа родовая горячка. Шереметев распустил труппу и в 1804 году театр перестал существовать.

Следующий этап в жизни Останкино начался в 1856 году, когда в Большом доме решил временно поселиться Александр II с членами своей семьи. В честь приезда царских особ дом-театр подвергся частичной перепланировке. Император прожил в усадьбе всего неделю, готовясь к церемонии своей коронации, но именно после его приезда Большой дом стал именоваться дворцом.

В 1918 году усадьба Останкино была национализирована и превратилась в государственный музей. В 1932 году на территории бывшей усадьбы был открыт Парк культуры и отдыха Феликса Дзержинского, в 1976 году ставший зоной отдыха ВДНХ. После развала СССР парк был переименован в Останкинский.

Достопримечательности усадьбы «Останкино»

Дворец-театр Шереметевых

Деревянный дворец-театр строился в течение пяти лет. Николай Шереметев хотел, чтобы он блистал красотой и роскошью и чтобы высокие гости, которых он планировал приглашать, восхищались не только «Пантеоном искусств», но и парадными покоями. Основным архитектором дворца стал итальянец Франческо Кампорези, который решил спроектировать дворец в П-образной форме.

В центре дворцового комплекса он построил театр, затем в разные стороны от него провел две проходные, соединявшие центр с боковыми Египетским и Итальянским павильонами. Актерский флигель и жилые помещения примкнули к павильонам. Крепостной театр по заказу Шереметева сделали трансформирующимся: театральный зал с легкостью превращался в танцевальный за счет разборного пола. Гримировочная комната артисток выходила сразу на сцену.

Кроме Кампорези, проектировщиками дома являлись известные придворные архитекторы Джакомо Кваренги, Иван Старов, Винченцо Бренна. Большой вклад в создание дворца внесли и крепостные графа: архитекторы Павел Аргунов и Алексей Миронов. В 1795 году была закончена отделка интерьеров, и театр дал свое первое феерическое представление.

Большая сцена, роскошный партер, великолепный бельэтаж действительно превратили театр в «Пантеон искусств». За счет построенного машинного отделения на сцене сверкали молнии, шли дожди, гремел гром – все, как в настоящей жизни. Такой эффект достигался за счет желоба, в который специально обученный крепостной сыпал горох или мелкие камешки, — они и создавали нужные звуки. Второе представление театр дал в честь приезда в усадьбу графа Станислава Потоцкого.

В 1796 году Шереметев решил продолжить строительство и добавить парадные залы, выстроенные в анфиладном порядке, к южной части дворца на втором этаже. Теперь по парадной лестнице можно было попасть в Малиновую прихожую, затем в изысканный Голубой зал – самый роскошный во всем дворце, после него в Пунцовую гостиную, в которой повесили огромный портрет императора Павла I.

Над новыми залами трудились лучшие крепостные резчики, искусные позолотчики и опытные столяры, которые создали настоящие царские интерьеры, сохранившиеся до наших дней. Парадные залы украсили хрустальные светильники, бра, навесные люстры, канделябры, торшеры, фигурные подсвечники для свечей и стенники – все осветительные приборы, существовавшие в стране в конце XVIII века. Еще одним элементом декора стали скульптуры, установленные по всему дворцу.

В ходе строительства фойе на первом этаже переделали в Эстампную галерею, а графскую ложу на втором – в Картинную. В итоге в обеих галереях разместилась богатая коллекция картин Шереметевых, которая уцелела до наших времен.

В 1797 году состоялось третье представление театра, которое готовилось в честь приезда в усадьбу Павла I, но император только осмотрел усадьбу и уехал. Четвертое и последнее представление было дано в честь приезда во дворец Станислава Понятовского и иностранных министров.

В 1820 году сын Николая и Прасковьи Шереметевых Дмитрий разобрал актерский флигель и жилые помещения, примыкавшие к дому, из-за их обветшалого состояния.

Накануне приезда императора Александра II театр превратился в зимний сад: разборный пол был уничтожен, а вместо него положили стационарный. «Пантеон искусств» потерял возможность трансформироваться и лишился нижнего машинного отделения. Ротонда дворца была оборудована в рабочий кабинет императора. И театр, и ротонда дошли в этом варианте реконструкции до наших дней.

Церковь Живоначальной Троицы

Строительство каменной церкви в стиле русского узорочья по прошению князя Черкасского началось в 1678 году. Ее архитектором был крепостной Павел Потехин. В 1683 году был освящен Тихвинский придел церкви, в 1691 году – придел Александра Свирского, а еще через год – придел Святой Троицы и завершен резной иконостас в стиле нарышкинского барокко. Впоследствии в храме были достроены галереи, крыльцо и колокольня с шатровым завершением. Для отделки и декора церкви использовались белый камень, красный кирпич, разноцветные полихромные изразцы, гирьки, ширинки, киотцы, балясины, кувшинчики, розетки и арочки.

В 1930 году церковь стала филиалом Антирелигиозного музея искусств, и службы в ней прекратились. В январе 1935 года она была включена в комплекс Останкинского музея и долгие годы в ней располагались служебные помещения. Службы в храме возобновились только в 1991 году.

За годы своего существования церковь неоднократно подвергалась реконструкции. Сегодня она представляет собой бесстолпный четырехгранный храм с тремя галереями и одинаковыми приделами, стоящий на высоком каменном цоколе. Главный иконостас состоит из восьми ярусов, на двух из которых представлены иконы XVII-XVIII веков.

Увеселительный сад

Увеселительный сад усадьбы был заложен графом Петром Шереметевым в 1754 году. В последующие годы шла активная посадка кленовых, липовых и еловых аллей, а в оранжереях выращивались декоративные растения. Кульминацией стала постройка в саду увеселительного павильона, в котором планировалось устраивать гуляния с танцами и маскарадами.

Когда Останкино унаследовал Николай Шереметев, он решил заняться не только строительством дворца-театра, но и обустройством Увеселительного сада. Главным садовником стал англичанин, имя которого не зафиксировано ни в одном из документов. Разбивку сада осуществляли Иоганн Манштатт, Петр Ракка и Карл Рейнерт. Парк включил в себя «английскую» пейзажную часть с прудами, беседками, павильонами, дорожками и регулярную «французскую» со скульптурами, вазами и статуями. В прудах было организовано катание на лодках. Основу парка составляли дубы, кедры, липы и вязы, которым сегодня насчитывается свыше 200 лет.

В 1795 году на искусственной насыпи, названной Парнасом, была построена очаровательная беседка «Миловзор», которая стала лучшим видовым местом усадьбы. В начале XX века утраченная беседка была воссоздана. Еще одним элементом дизайна увеселительного сада, сохранившимся до наших дней, стало берсо.

Где находится и как добраться

Усадьба «Останкино» находится по адресу: город Москва, 1-я Останкинская улица, дом 5.

Попасть сюда можно от станции метро «ВДНХ», сев на любой трамвай, следующий до остановки «Останкино». Либо сев на автобус № 85 или троллейбусы № 37 и № 9, следующие от этой же станции или станции метро «Алексеевская». Конечным пунктом назначения будет остановка «Улица Королева».

Экскурсии в музей-усадьбу Останкино

Музей закрыт на реставрацию (2019 г.).

Адрес усадьбы Останкино

Москва, 129515, ул. Останкинская 1-я, д.5

Как добраться до усадьбы Останкино

Доехать до станции метро ВДНХ. Затем пересесть на трамвай №11 или 17 и ехать до конечной остановки Останкино (5 и 6 остановок). Или ехать на троллейбусе №9 и 37, автобусе №85 до остановки Улица Королева (4 остановки). От станции метро Алексеевская можно также ехать на троллейбусе №9 и 37 или автобусе №85 до остановки Улица Королева (8 остановок).

Также можно попробовать оригинальный способ передвижения - монорельсовая железная дорога. При выходе из метро "ВДНХ" Вы почти сразу увидете её, посольку она проходит на значительной высоте над землей, на своеобразной эстакаде. Либо спросите у любого прохожего как пройти до монорельса. Ехать 2 остановки - от станции "Выставочный Центр" до "Телецентра". Будьте внимательны, монорельс оснащен злыми бабками, запрещающими фотографировать!

Несмотря на всю свою роскошь и великолепие, здание Останкинского дворца построено целиком из дерева. При этом дворец в Останкино совсем не похож на сельские усадьбы, и вполне мог бы занять достоянное место на самых красивых улицах Москвы.

Останкино. Планы первого и второго этажей дворца. Обмер И. Голосова

Лишь большие размеры здания, призванного вместить все то, что требуется для широкого барского быта, напоминают о том, что это сельское имение. Дворец был построен и декорирован в течение одного десятилетия, что придает ему необычайное единство и целостность. Проект его был разработан несколькими замечательными архитекторами, в числе которых были такие звезды как М. Казаков, Д. Кваренги, и Д. Жилярди. В центральной части дворца виден творческий гений М.Ф. Казакова, в боковых крыльях легко узнать манеру Кваренги, Жилярди же были сделаны незначительные дополнения уже после того, как дворец был закончен. В работе над проектом дворца также были привлечены и крепостные зодчие Шереметевых - А. Миронов, Г. Дикушин и А. Аргунов.

Казаков Матвей Фёдорович

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

Доменико Жилярди

По своей композиции Останкинский дворец выстроен в виде буквы П («покоем») с парадным двором, что очень традиционно для усадеб того времени. Боковые крылья соединены с центральным зданием одноэтажными галереями, подчеркивающими нарядное великолепие портика на центральной части дома. Возвышающийся над всем этим купол, придает всему зданию необычайную законченность и гармонию. Со стороны садового фасада здание выглядит не менее величественно. Этому способствует десятиколонная лоджия-портик, охватывающая весь второй этаж. Мраморный барельеф, завершающий звучный аккорд колонн, выполнен в греческом стиле. Под жарким солнцем юга мрамор давал бы резкие эффекты, темные тени еще резче выделялись бы на фоне блеска освещенных частей. В пасмурном же русском свете тени барельефа приобретают необычайно нежную гармонию, их легкие перламутрово-серые переливы замечательно сочетаются с сырым московским небом и блеклостью окружающей природы. Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты, которое объединяло всех мастеров конца 18 века.

, официальный сайт

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158
Ассоциация музыкальных музеев и коллекций (АММиК) - R1928

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Благотворительный фонд В. Потанина

Единиц хранения:
21905, из них 17254 предметов основного фонда

Крупные выставочные проекты:
"Дворец во Дворце". Москва, ГМЗ "Царицыно", 2014 г.
"Непревзойденный Веджвуд". Москва, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 2014 г.
"Сто лет праздников в подмосковной усадьбе. Кусково. Останкино. Архангельское. Люблино". Москва, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, 2014-15 гг.
"Палладио в России. От барокко до модернизма". Италия, Венеция, Музей Коррер, 2014 г., Москва, ГМЗ "Царицыно", 2015 г.

Выездные и обменные выставки:
"Страсти по бисеру" (первая четверть XVIII - начало XX вв.). Весь спектр работ из бисера эпохи его расцвета - от чехольчиков для наперстка до мебели. От 200 до 300 экспонатов. Требуются витрины
Французская гравюра XVII - XIX вв. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Жанровая и репродукционная гравюра ведущих французских мастеров. На выставку предоставляются 60 листов, во всем блеске представляющих изысканное искусство французского эстампа
Английская цветная гравюра XVII - XIX вв. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Великолепные цветные листы ведущих английских мастеров изысканного по технике, высочайшего по качеству исполнения и самобытного вида искусства. 40 экспонатов
"Джамбаттиста, Франческо и Лаура Пиранези. Шедевры мировой графики из собрания Московского музея-усадьбы Останкино". 40 редких листов из творческого наследия знаменитой художественной семьи - великого итальянского офортиста Джамбаттиста Пиранези, его сына Франческо и дочери Лауры
Архитектурный пейзаж в итальянской гравюре конца XVII - начала XIX вв. из собрания Музея-усадьбы Останкино. Шедевры графического искусства в жанре архитектурной ведуты, популярной как среди профессиональных художников и архитекторов, так и любителей искусств. 50 листов
Русский акварельный портрет XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Экспозиция включает такие известные имена, как П.Ф. Соколов, В.И. Гау, А.П. Рокштуль и др. 60 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский графический портрет I половины XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Камерные портреты, рисованные графическим и цветными карандашами, углем, пастелью, акварелью и гуашью. 50 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр.
Русский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения самых известных мастеров русской миниатюры. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой
Западноевропейский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения известных мастеров портретной миниатюры XVIII-XIX. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой



Рассказать друзьям