Отечественная культура в XIX веке. Московский государственный университет печати Русская живопись и искусство XIX в

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие физического воспитания в России

1. Физическая культура в России до 19 века

2. Физическая культура и спорт в России в 19 веке

3. Формирование системы физического образования в нашей стране. П.Ф. Лесгафт

4. Физической воспитание в России после революции

5. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО

6. Единая спортивная классификация

7. Развитие физического воспитания после второй мировой войны

8. Физическая культура и спорт в России после 1991 г.

9. Участие спортсменов нашей страны в Олимпийском движении.

Физическая культура в России до 19 века

Формирование и развитие физической культуры начиная с первобытного общества до феодального строя на территории нашей страны происходит примерно также, как и во всем мире. Также физическое воспитание завесило от условий окружающей среды. Существовали инициации.

От 6 до 9 века у восточных славян формируются 4 социальные группы: земледельцы, ремесленники, феодалы, языческие жрецы. У каждой группы были свои особенности физического воспитания. Из литературных источников (в основном былины) известны физические упражнения того времени: верховая езда, бои палицами, бои на саблях и копьях, борьба.

Юноши, начиная с 14 лет, получали военную подготовку в специальных дружинах, которые состояли из профессиональных воинов.

По религиозным праздникам проводились состязания, которые назывались игрища . Там соревновались в прыжках, борьбе, кулачном бое, ”медвежьей борьбе”, стрельбе из лука, конные скачки.

О физическом воспитании 11 - 13 вв. судят по летописям и литературным источникам (“Слово о полку Игореве”, “Слово Даниила Заточника”, “Повесть временных лет” и т. д.). Герои их всегда были хорошо физически развиты, мудры и отличались храбростью.

С 13 по 15 вв. на Руси было большое количество войн (более 160 войн с татарами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, венграми и болгарами). В 18 в. войны практически непрерывно продолжались 60 лет. Поэтому физическая культура была очень сильно военизирована.

В конце 17 начале 18 вв. создается система военно-физической подготовки в русской армии. По указу Петра I строились манежи, из-за границы приезжали инструкторы для обучения дворянства и офицеров вольтижировке и искусству верховой езды. С 1719 и С.-Петербурге вводились т. н. экзерциции (учения).

Построенные по приказу царя парусные суда раздавались дворянам в вечное пользование, и их владелец был обязан каждое воскресенье, с мая по октябрь, участвовать и этих экзерцициях. Было основано общество «Невская флотилия». Это считается зарождением в России парусного спорта.



По инициативе Петра I в Школе математических и навигационных наук, которая была создана в Москве в 1701 г был оборудован зал для занятии фехтованием. Занятия гимнастикой, стрельбой, фехтованием стали обязательными также в Семёновском и Преображенском полках, а впоследствии - в Московском университете, гимназиях и кадетских корпусах.

Среди народа в России были популярны и активно развивались плавание, кулачный бой, катание на лыжах и санях, шахматы, игры в мяч, городки.

В 1726 императрица Екатерина 1 издала указ «О кулачных боях», в котором говорилось о правила их проведения. Желающие принимать участие в кулачных боях должны выбрать сотских, пятидесятских и десятских, которые обязаны смотреть, чтобы у бойцов не было оружия, строго выполнялись правила «лежачего не бить, биться грудь с грудью» .

Большое внимание боевой физической подготовке войск уделяли П. А. Румянцев и А. В. Суворов. Они включали в физическую подготовку бег, прыжки, переноску тяжестей. Адмирал Ф. Ф. Ушаков проводил физическую тренировку матросов (бег по корабельным снастям, гребля, плавание, парусное дело) в условиях, приближенных к боевым.

Существовали народные системы физического воспитания. Например, у казачества. У них была система прикладной физической подготовки: скачки, водные переправы, кулачный бой, стрельба и т. д. Осуществлялась она всю жизнь (с 3-х лет уже могли ездить на лошади).

Позднее, уже в 20 веке, всестороннюю военно-физическую подготовленность казаков использовали в 1912 г. руководители олимпийской команды России в современном пятиборье. Казаки в то время лучше других скакали на лошади, стреляли, неплохо фехтовали, не было правда подготовки в беге и плавании.

Народы Севера также имели своеобразную народную систему подготовки, начинающуюся с детства.

Большое влияние на теорию и практику физического воспитания в России оказали взгляды военных, учёных и революционеров 18 в. (Суворов А. В., Ломоносов М. В., Бецкой И. И., Радищев А. Н.) . Они говорили о том, что:

1. Физическое воспитание должно быть составной частью всестороннего развития личности.

2. Система воспитания, в том числе и физического необходима, чтобы готовить людей для государственной службы (Бецкой И. И.).

3. А. Ф. Бестужев, И. И. Бецкой, А. Н. Радищев говорили о необходимости физического воспитания девушек.

4. А. В. Суворов считал, что большое внимание в физическом воспитании надо уделять закаливанию.

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

XIX столетие в истории России явилось прямым продолжение предыдущего. Россия продолжала расширять свои территории. После присоединения Северного Кавказа. Средней Азии и других земель она стала не просто огромной, но поистине необъятной страной — империей. Начатые Петром I преобразования также продолжались. Россия медленно и как бы нехотя выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в Новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.

Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.

Основная заслуга в этом при надлежит двум великим русским писателям - Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовной культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

Что касается материальной культуры, экономической и социально-политической областей, то здесь достижения России были гораздо более скромными. Конечно, и в этих областях имелись определенные успехи. В частности, уже в первой половине XIX в. в России рождается отечественное машиностроение. Широкое распространение получают паровые двигатели. Появляется первый пароход (1815). Между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851).

Основу рождающейся промышленности составляет быстро развивающаяся металлургия, где ключевую роль играют заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность. Рост промышленности способствует росту городов, увеличению численности их населения. Города все ощутимее начинают доминировать над селом.

Тем не менее процесс модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры идет медленно. Главным тормозом выступают сохраняющиеся крепостное право и самодержавие. В этом отношении Россия по-прежнему оставалась средневековым феодальным обществом.

Реформа 1861 г., отменившая крепостное право, изменила положение. Однако эта реформа была непоследовательной и половинчатой, многие сдерживающие развитие факторы она сохраняла, поэтому ее воздействие оказалось ограниченным. К тому же практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия. Вместе с тем те же факторы оказывали стимулирующее влияние на духовную жизнь. Они побуждали русскую интеллигенцию вновь и вновь ставить и искать ответы на ставшие для нее извечными вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?».

В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX в., были Отечественная война 1812 г.. восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. по его отмене.

Отечественная война 1812 г. вызвала рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Она пробудила у россиян чувство гордости за свое отечество, за свой народ, сумевший победить такого сильного противника, отстоявший не только свою национальную свободу, но и свободу европейских народов. Все это способствовало заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. В качестве примера можно указать на роман Л. Толстого «Война и мир».

Отечественная война явилась также одной из главных причин возникновения движения декабристов - движения русского революционного дворянства. Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, считая, что победивший в ней русский народ для себя не приобрел ничего. У него как бы украли его победу. Защитив свободу других, он сам по-прежнему остался в «рабстве и невежестве».

Опираясь на освободительные идеи западных философов и мыслителей и испытывая влияние Французской и Американской революций, декабристы поставили перед своим движением радикальные задачи: свержение или ограничение самодержавия, отмена крепостничества, установление республиканского или конституционного строя, уничтожение сословий, утверждение прав личности и собственности и т.д. Осуществление этих задач они рассматривали как выполнение «долга перед народом». Ради этого они пошли на вооруженное восстание и потерпели поражение.

Восстание декабристов оказано огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру. Свою близость к идеям и духу декабризма выражал в своем творчестве А.С. Пушкин, а также другие художники.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли была тема выбора пути развития, тема будущего России. Эта тема пришла в XIX в. из предыдущего столетия. Она мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли — западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, однако в понимании путей переустройства России глубоко расходились. По- разному смотрели они и на преобразования Петра I.

Западники - среди которых были П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский — стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в организации общественной жизни.

Славянофилы , которых представляли И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. А.С. Хомяков, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Славянофилы отвергали западноевропейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религиозно-историческом и культурно- национальном своеобразии.

Они не отвергали необходимости создания современной промышленности и сельского хозяйства, торговли и банковского дела, но считали, что при этом следует опираться на свои формы, способы и традиции, источниками которых являются русская община, артель и православие.

Славянофилы (И.В. Киреевский. А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) положили начало развитию оригинальной и самобытной русской философии , основу которой составляет не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывают концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвуют все способности человека — чувства, разум и вера, а также воля и любовь.

Истина к тому же принадлежит не отдельному человеку, а коллективу людей, объединенных единой любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность противостоит индивидуализму и разобщенности. Рассматривая свободу, славянофилы подчеркивали ее обусловленность внутренними мотивами и побуждениями, отвергали ее зависимость от внешних обстоятельств. Человек в своих поступках и делах должен руководствоваться своей совестью, духовными, а не материальными интересами.

Славянофилы скептически смотрели на правовые формы регулирования поведения людей. Поэтому их не беспокоила скромная роль правового начала в жизни русского общества. Главным регулятором отношений между людьми должны выступать истинная вера и истинная Церковь. Славянофилы считали, что только христианское мировоззрение и Православная церковь смогут вывести человечество на путь спасения. Они были убеждены, что именно русское Православие с наибольшей полнотой воплощает подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвигают идею о мессианской роли России в спасении человечества. Идеи славянофильства оказали большое влияние на последующее развитие русской философии, они получили свое продолжение в идеологии почвенничества , одним из главных представителей которого был Ф. Достоевский.

Русская наука и образование XIX в.

Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. К началу века просвещение в стране заметно отставало от уровня западных стран. Неграмотными были в подавляющем большинстве не только низшие сословия — крестьяне и мещане, но и высшие сословия — купцы и даже многие дворяне. Потребность в образованных и знающих людях остро чувствовалась на всех уровнях управления государством и обществом.

Поэтому уже в начале века правительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени: церковно-приходские одноклассные школы — для низших слоев, уездные двухклассные училища — для горожан, купцов, мещан; губернские четырехклассные гимназии — для дворян; университеты и другие высшие учебные заведения.

После реформы 1861 г.. отменившей крепостное право, развитие системы образования ускорилось. В пореформенное время грамотность России повысилась с 7 до 22% населения. К концу века насчитывалось 63 высших учебных заведения, включая 10 университетов. Обшее число студентов составляло 30 тыс. С 1819г. развивается женское образование, а в 1870-е гг. берет начало высшее женское образование. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, в 1870 г. — Аларчинские курсы в Петербурге. Наибольшую известность приобрели Бестужевские женские курсы в Петербурге. Однако становление женского образования шло не без трудностей. Поэтому в 1870-е гг. в Цюрихском университете девушки из России составляли 80% всех иностранных студенток.

Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет. При этом складывается одна необычная, но характерная для России традиция: успешно развиваться, не имея для этого необходимых и достаточных условий, и оставаться не востребованной обществом. В XIX в. Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий и достижений выглядит весьма внушительно.

В области математики они связаны прежде всего с именами Н.И. Лобачевского, А.А. Маркова и др. Первый создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей.

В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который произвел первое определение звездного параллакса (смешения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире.

Русские ученые внесли огромный вклад в развитие физики , особенно в изучение электричества. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), опреде- ляюицее направление индукционного тока; экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца. Б.С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с ПЛ. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат, действовавший на линии Петербург — Царское село. Русским ученым принадлежит большая заслуга в создании теории электролиза, в разработке электронной, атомной и квантовой физики.

Прогресс химии также многим обязан русским ученым. Д.М. Менделеев установил Периодический закон химических элементов, ставший величайшим достижением мировой науки. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов, впервые синтезировал хинин и анилин. A.M. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации.

В географии в январе 1820 г. русскими мореплавателями было сделано величайшее открытие: экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена — М.П. Лазарева открыла шестую часть света — Антарктиду.

Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины. Русские врачи первыми начали использовать обезболивающие средства — наркоз. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас «Топографическая анатомия», получивший мировую известность. Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

Успешно развивались также общественные науки, ведущей среди которых была история. Основное внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную «Историю государства Российского», которая имела небывалый успех и не раз переиздавалась. Крупным и авторитетным историком был С.М. Соловьев. Ему принадлежит «История России с древнейших времен» в 29 томах, содержащая богатый фактический материал. Заметный вклад в изучение истории отечества внес В.О. Ключевский. Он написал «Курс русской истории», а также работы по истории крепостного права, сословий, финансов.

Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особого выделения заслуживает деятельность В.И. Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым он трудился около 50 лет и который сохранил свое значение и в наши дни.

XIX век стал временем становления как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений — от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев.

То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.

Русская литература XIX в.

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И .А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения — «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. — находятся в русле романтизма.

Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В поэзии он выступает как певец свободы. В романе «Евгений Онегин» рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.

А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения. А.С. Пушкин оказал огромное влияние на все последующее развитие русской литературы, философии и всей культуры.

Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому русская литература и культура обязаны своей мировой славой и признанием. В своем творчествеФ.М. Достоевский бился над тем, что он определил как «тайна человека». Разгадке этой тайны посвящены главные его произведения — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. В них он рассматривает проблемы смысла жизни, добра и зла, цели и средства достижения, веры и неверия, свободы и ответственности, страсти и долга. Достоевский при этом выходит за рамки литературы и выступает как глубокий философ и мыслитель. Своим творчеством он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм , на всю современную духовную культуру.

В творчестве Л.Н. Толстого одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Эта тема проходит практически через все его произведения — романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает истоки победы русского народа в войне 1812 г., которые он усматривает в необычайном подъеме патриотического духа.

Толстой является создателем религиозно-философскою учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он оказал огромное влияние на мировую литературу и культуру.

К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И .С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов.

Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов, многие из которых тяготеют к романтизму. Ведущим жанром является романс. Его представляют А.А. Алябьев, П.П. Булахов. А.Е. Варламов, А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев и др.

Наиболее популярными романсами А.А. Алябьева стали «Соловей», «Нищая». П.П. Булахов является автором не менее популярных романсов и песен — «Тройка», «Вот на пути село большое». А.Е. Варламов прославился прежде всего песней «Вдоль по улице метелица метет» и романсом «На заре ты ее не буди». Всего же он написал около 200 романсов и песен. А .Л. Гурилеву принадлежат «Разлука», «Колокольчик», «Матушка-голубушка» и другие романсы и песни. А.Н. Верстовский является одним из главных представителей русского романтизма в музыке. Помимо романсов он также создал известную оперу «Аскольдова могила».

Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются М.И. Глинка и Г1.И. Чайковский. Глинка стал вершиной в развитии русской музыки первой половины XIX в. Он является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» и др. композитор заложил основы русского симфонизма. Все последующее русское музыкальное искусство развивалось под сильным влиянием Глинки.

Чайковский стал вершиной развития русской музыки всего XIX в. Именно ему она в первую очередь обязана своей мировой славой. Он создал подлинные шедевры во всех музыкальных жанрах. Самыми известными его операми являются «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Мировое признание получили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица». «Щелкунчик». Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.

Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла «Могучая кучка» — группа выдающихся русских композиторов, куда входили М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.

Успешному развитию русской музыки способствовало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866).

Русская живопись и искусство XIX в.

Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX в. представляют О.А. Кипренский и С.Ф. Щедрин. Первый известен главным образом как портретист, написавший «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина» и др. Второй создал поэтические образы итальянской природы, в частности серию «Гавани в Сорренто».

В творчестве К.П. Брюллова романтизм сочетается с классицизмом. Его кисти принадлежат такие известнейшие картины, как «Последний день Помпеи», «Вирсавия» и др.

С середины XIX в. ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению и успешному развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все лучшие русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Первый создал такие шедевры, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», а также портреты «Протодьякон». «Мусоргский» и др. Второй известен полотнами «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Ментиков в Березове» и др.

Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Весьма успешно развивается также русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бесприданница», постановка которых сделала русский театр классическим. Выдающимся актером на русской сцене был М.С. Щепкин.

Впечатляющие успехи и достижения русской культуры и сегодня кажутся удивительными и невероятными. Но они действительно были и позволили России занять достойное место в ряду передовых стран мира.

О развитии классической культуры в России

В истории русской культуры классическим принято называть период, приходящийся на XIX столетие, в котором отечественная культура:

В то время как становление западноевропейской «классики» стимулировалось плодами Возрождения, классицизма и Просвещения и протекало одновременно с этими процессами, генезис русской классической культуры происходил позднее – на стыке XVIII и XIX столетий.
Звание «первого классика» по праву закрепилось за Н. М. Карамзиным, который поднял в своих работах вопрос национальной идентичности. Историк пророчески усмотрел в этой проблеме исключительную «своевременность» для отечественной культуры и, приняв её за ядро культурного развития, возвёл до предмета научного сознания.
Следующим был , который, в свою очередь, во главу своей творческой парадигмы поставил так называемую «всемирную отзывчивость», которая позволила ему отобразить инокультурные образы и идеи средствами национальной культуры и приобщить её к культуре общемировой в виде неотъемлемого сегмента.

Так были намечены два вектора в русской культуре:

  • центробежный («отзывчивость»)
  • и центростремительный (идентичность).

В течение всего XIX века отечественным классикам удавалось соблюдать своеобразный «паритет» между ними, однако паритет этот был зыбким. Центральные «равновесные» тенденции нередко сменялась периферическими «неравновесными», стремившимися обогнать «культурный центр».

Консерваторы и «прогрессисты» — начало культурной непримиримости

Социальная двойственность классической русской культуры проявилась в обоюдной борьбе консерваторов и лагеря «прогрессистов», к которому принято относить , демократов, а для позднего периода и социалистов. Данное противостояние оформилось к концу XVIII столетия, когда единая дворянская культура раскололась на консерваторов и либералов, а кульминационная его точка пришлась на декабристское восстание. Данное выступление само по себе стало отражением социокультурных процессов, сводившихся к упомянутому противостоянию, а его поражение продемонстрировало неподготовленность общества к глубинным социально-политическим изменениям и приверженность к традиционным ценностям и «низов», и «верхов».

Новый виток противостояния — дворянство и разночинцы

В середине столетия упомянутая антиномия получило новую форму, превратившись в противостояние культур дворянства и разночинцев. Результатом развития разночинской (в первую очередь, в ее интеллигентской части) идеологии стало определённое смещение акцентов в самой структуре отечественной культуры. Поскольку единственным консолидирующим фактором для новой интеллигенции были не социальное или профессиональное происхождение, а идеология, именно на этой почве начинают возникать радикальные идеи, догматизм, образцы «идейной нетерпимости» или социального утопизма, переносящие «политику в литературу».

О «литературоцентризме» русской культуры 19 века

Подобные социальные тенденции и оказались причиной того, что литература, наряду с литературной критикой, в XIX веке стала оказывать колоссальное влияние на сопутствующие культурные процессы, порождая определённый .

Литература и критика были призваны компенсировать дефицит культурной свободы в целом. Они оказались единственной общественной трибуной, с которой было позволено говорить о насущных проблемах, пусть и иносказательно. Это в особенности относилось к политической мысли, которая в условиях деспотизма тоже могла реализоваться лишь в виде «инобытия литературы».

Политизация культуры и русская «контркультура»

Именно поэтому во второй половине 40-х годов отечественная культура начинает стремительно политизироваться. Если консерваторы предпочитали «запрещать» и выступали за идеологически унитарную культуру и официоз, то радикалы стремились подорвать устоявшийся порядок в идеологии и обществе. Если охранительные силы апеллировали к одиозной «уваровской триаде»:

то их оппоненты пытались противопоставить:

  • самодержавному строю — крестьянскую демократию,
  • идеям – науку и атеизм,
  • а «народности» как воплощению покорности – народное самоуправление и бунт.

Со временем культурная поляризация становится тотальной. Культура «распадается» на антиподы:

  • гуманитарное знание – позитивизм,
  • «чистое искусство» – польза,
  • следование традициям – нигилизм и т.д.

В связи с этим в 60-70-е годы и возникает русская «контркультура» – в пику культуре официальной. Творчеством апологетов радикальной философии – , Бакунина, и других – интересовалось преимущественно студенчество, те самые «дети», которые, по мнению радикалов, и должны выстроить новое общество, разрушив законы «отцов».

Репрессивные меры со стороны официальных властей, направленные против радикалов, лишь помогали формировать образ культурных «великомучеников» и стимулировали интерес к ним со стороны читающей общественности. В то же время к поборникам официальной идеологии сформировалось более чем прохладное отношение. Красноречивой была формулировка «Примирения нет!» – своеобразный лозунг радикального движения.

Толстой и Достоевский как зеркало основных противоречий русской классической культуры

Подобной «борьбой противоположностей» обернулось и творчество и , чьё наследие воплощает в себе определённую философскую «взаимодополненность». Внутренний мир толстовских персонажей вмещает в себе перманентную смену диаметральных душевных состояний и философских воззрений и является воплощением бесконечного поиска духовного совершенства. Персонажи же «полифонических романов» Достоевского обитают в бесконечных противоположностях, которые не могут органически сменять друг друга, но лишь сосуществуют в душе человека, толкая его на постоянную нравственную борьбу. В попытке выразить бинарность культуры каждый автор пошёл своим путём: Толстой попытался воплотить её во временной сменяемости противоположностей, а Достоевский в идейной полифонии и многомерности. Более того, если Толстой попытался «сгладить» эти противоположности единством авторских суждений и усилил центростремительность творчества, то Достоевский и здесь отдал предпочтение полифонизму, относительности и центробежности.

Даже названия главных романов классиков есть отражение бинарности, а точнее – различий в её понимании. «Война» и «мир» у Толстого снова призваны поочерёдно сменять друг друга во времени, «преступление» и «наказание» же у Достоевского вновь сосуществуют параллельно, непрерывно довлея над героями романа.

Так, невзирая на творческую противопоставленность, оба классика сумели «примирить» в своих работах два ключевых направления в культуре классического этапа – центростремительное и центробежное, осуществив это с колоссальным философско-психологическим размахом.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Российская культура в начале XIX века.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние всœе шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

Просвещение

Социально-экономическое развитие русского общества в первой половинœе XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосœельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. В случае если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.).

Наука и техника

В первой половинœе XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гᴦ. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателœем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

В первой половинœе XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гᴦ. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В 1845 ᴦ. начало работать Русское географическое общество,

В 1839 ᴦ. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телœескопом.

Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателœем электромагнитного телœеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 ᴦ. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелœем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателœем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский).

Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 ᴦ. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире желœезных дорог, а уже в 1837 ᴦ. первые составы пошли по желœезной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 ᴦ., а в 1817-1821 гᴦ. они стали плавать по Каме и Волге.

Литература

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".

Отечественная война 1812 ᴦ., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителœей в русской литературе стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др.
Размещено на реф.рф
Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителœей отечественной философской мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр.
Размещено на реф.рф
Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 ᴦ. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 ᴦ. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 ᴦ. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 ᴦ. открылся Малый театр, а в 1825 ᴦ. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др.
Размещено на реф.рф
В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половинœе XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 ᴦ. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В данный же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.

Живопись. Направления в русской живописи XIX

Культурная жизнь России в первой половинœе XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся "правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой.

С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Его картина "Последний день Помпеи" вызвала восторг современников и принœесла К.П.Брюллову европейскую славу. Ярким представителœем романтического течения являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половинœе XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

Архитектура

Развитие русского градостроительства в первой половинœе XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в данный период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гᴦ. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гᴦ. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).

Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 ᴦ. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома.

Российская культура в начале XIX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Российская культура в начале XIX века." 2017, 2018.



Рассказать друзьям