Отношение к искусству как способ самовыражения. Искусство – есть самовыражение, но не всякое самовыражение – есть искусство! Свобода и страх самовыражения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Современная жизнь слишком динамична. Человека затягивают заботы о семье, работа и совсем не остается времени на отдых, который удовлетворял бы его интеллектуальные и духовные потребности. Отсюда и частые депрессии, сопровождаемые плохим настроением и упадком душевных сил.

Сегодня человеку нужно общение с искусством и искусство идет навстречу такому запросу, постоянно обновляясь. Обновляется все грани творчества и, конечно, живопись. Современные картины, выполненные на высоком художественном уровне, охотно покупают. Создаются картинные галереи. Все делается, чтобы искусство распространялось и стало доступным. Убедиться в этом можно .

Картины, которые написаны известными авторами, конечно, и сегодня очень популярны, но современные художники завоевывают позиции и популярность их также велика. Современные материалы позволяют художникам воплощать свои задумки. Каждый художник, выбирающий свой свиль, выбирает и свои определенные краски.

Художник запечатлевает явления жизни, делает акценты на яркости и эмоциональности. Живопись сегодня это не просто направление искусства, это способ выражения мыслей, средство понимания жизни. Современный художник отказывается от стереотипов. Создавая новую технику написания картины, художник становится пропагандистом и новатором. Исходя из этого, можно сказать, что искусство в нашей жизни играет большую роль. Так в чем же его значение?

Прежде всего, нужно сказать об образовании, которое прививается с малых лет каждому. Родители читают детям книжки, в которых много иллюстраций, водят детей в театр, музей, картинные галереи, поют с ними песенки и, конечно, учат их рисовать. Ребенок, таким образом, знакомится с искусством и его историей развития. Все это повышает общую эрудицию ребенка. Причем, только искусство способно рассказать доходчиво ребенку, как жили наши предки в прежние времена.

В воспитании морального и нравственного человека большая роль отводится литературе. Она формирует идеалы человека, которые становятся великими ценностями его жизни. Кто не хотел подражать литературным героям, жизнь которых становилась образцом? Дополнительные знания, взятые из произведений, остаются с нами на всю жизнь.

Мы все хотим жить красиво и получать удовольствие от окружающей красоты. Конечно, это подчас довольно сложно. Но иногда возможно. Посетив музей живописи можно окунуться в совершенно другой мир и получить полноценное эстетическое удовольствие. Любители архитектуры любуются древними развалинами и окунаются в прекрасную жизнь людей, оставивших после себя такие величественные произведения. Наслаждения, получаемые от общения с прекрасным в театре, на концерте симфонической музыки или современного джаза делают человека богаче духовно и нравственно. С чем можно сравнить такое удовольствие?

Для того, чтобы человек был психически и душевно уравновешен, ему необходимо самовыражение. Трудно долго сдерживать эмоции в себе, они так и прорываются наружу. Это может вылиться в создание музыкального произведения, могут вылиться в стихи или прозу, в создание картин. Способов выразить себя и свои эмоции бесчисленное множество, нужно только суметь найти свою точку приложения в этом огромном мире.

Искусство - один из способов познания мира. Ни один из других способов не дает целостного представления о всей действительности как искусство. Такую единую картину мира создают философские науки в виде самых общих законов природы, общества и человеческого мышления.

Искусство, как и философия, отражает действительность целостно, но в отличие от философии - не в виде общих законов мира, а в многообразии их жизненных проявлений.

Своим познавательным аспектом искусство близко к конкретным наукам, целостным осмыслением мира - сродни философии, оценочным отношением к действительности - сходно с идеологией. Искусство дает человеку целостный опыт жизни, в конкретно - чувственных формах, опыт концентрированный и оттрактованный.

Искусство - сфера активного формирования мировоззрения, нравственности и эмоциональной чуткости человека.

Искусство по Аристотелю это воплощение единства познавательно-эмоционального и воспитательного. Именно гармоническое взаимоотношение познавательного с воспитательным в искусстве и является фактором, обусловливающим самопознание человеком смысла своего бытия, являющимся необходимым условием всестороннего развития личности.

Искусство, в самом деле, и «учебник жизни», и форма отдыха, рекреации, восстановления духовных и физических сил. В общении человека с искусством всякий раз одновременно идет и «формирующий» и «восстано вительный» процесс.

Духовные потребности - сложное социально-психологическое образование.

Искусство как особый орган культуры возникает из духовных потребностей и культивирует у людей чувство жизненной полноты.

Искусство требует той работы духа, которая связана с большой самоотдачей, оно заставляет заглянуть в глубины бытия, призывает к ответу за сделанное, показывает бездны человеческого падения и несовершенства; непредвиденность несчастья, кровавый фарс войны. Сила большого, гуманистического искусства в том, что оно провидит смысл в кажущейся бессмыслице, порядок - в беспорядке, гармонию - в дисгармонии, человечность - в кажущейся бесчеловечности. . Искусство стоит на страже определенного духовного равновесия личности, охраняя гармонию природного и социального в человеке, рационального и эмоционального, общечеловеческого и индивидуально-неповторимого.

Искусство призвано «открыть им непостижимое сокровище жизни» (М.М.Пришвин) и «дать рост жизненным силам» (Б.В.Асафьев). Чувство жизни - это, может быть, основное и главное. Даже такие понятия, как красота и идеал, являются в известном смысле производными от него. Л.Н.Толстой писал: «Красота... никак не может служить основанием искусства». То есть, искусство, по Толстому, глубже и шире красоты.

Гете также не отождествлял искусство и красоту. Предостерегая от «расслабляющего учения любителей красивости», он писал: «Искусство творчески проявляет себя задолго до того, как оно становится красивым, и это тем не менее подлинное великое искусство, часто более подлинное и значительное, чем искусство красивое».

Трансформируя жизненное содержание в художественный образ, искусство видит свой смысл и свое значение в том, чтобы его устами заговорила сама жизнь, раскрывая сокровенные и пленительные тайны бытия, выявляя его глубинные тенденции, сдвиги и устремления.

Чтобы стать членом определенного социума, гражданином, человеку мало усвоить самые общие законы, ему необходимо знать Жизнь «во плоти и крови», иначе он не сможет по-настоящему ориентироваться в мире, действовать сознательно и продуктивно.

Важнейший источник познания «плоти и крови» жизни – собственный социальный опыт человека. Однако жизненный опыт чреват ошибками. Самый лучший способ обогащения и коррекции жизненного опыта отдельного человека - искусство, стало средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального.

На начальном этапе процесса воздействия искусства происходит восприятие реципиентом целостных образов действительности. Искусство, в той мере, в какой человеку удается осваивать эти образы, влияет на его познавательный, ценностно-ориентационный, созидательный, коммуникативный потенциалы, но процесс не заканчивается формированием личностных потенциалов. На конечном этапе вновь возникает целостный образ - теперь уже это некий интегральный образ каждого отдельного человека.

«Цепь» воздействия искусства на человека, следовательно, такова: искусство - развитие художественного потенциала - формирование познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного потенциалов- становление «образа человека»-реализация этого образа в социальных ролях.

Восприятие искусства требует специальной и напряженной затраты духовной энергии, работы воображения и фантазии, определенной художественной образованности, знания языка отдельных видов и жанров искусства, понимания его условности и специфики.

Художник не только познает жизнь, но и оценивает ее в свете своего эстетического идеала, так как задача искусства - обогащать человека опытом, одновременно социализируя индивида. Художника тревожат судьбы человека и человечества, так как он находится в центре идейной жизни и современной ему идеологической борьбы.

Воспроизводя жизнь, художник не фотографирует, а, как говорил Г.Гегель «удваивает» ее, создает так называемую «вторую действительность», в которой отражается «первая», реальная. Умение понять, что художник хотел сказать в своей «второй» действительности о «первой», составляет основу художественного вкуса человека.

Искусство не только отражает, но и творит действительность с помощью художественного воображения. Творческое воображение художника, его фантазия, в созидаемых им образах отдаляется от жизни для того, чтобы приблизиться к ней и овладеть ею. В произведениях искусства познается и оценивается жизнь и ее ценности.

Направленность на внутренний мир человека - стержневая основа искусства. Изображение внешнего мира для него не является самоцелью, а приближает к человеческому бытию. Художественная правда, не просто соответствие действительности, а выше ее, поскольку включает идеал. Приближение к жизнеутверждающему идеалу обусловливает притягательную силу искусства. Разумеется, художественная сфера развивается полнокровно, плодотворно, взаимодействуя с другими формами общественного сознания. Особенно тесная связь проявляется здесь с моралью, нравственностью. Как известно, искусство имеет гуманистическое предназначение, служит нравственному возрождению, приобщая к прекрасному. Слияние особо познавательной деятельности с оценивающе-воспитательной обусловливает специфическое, неповторимое своеобразие искусства. Ныне как никогда возрастает его роль в духовно-нравственном обновлении человеческой личности.

Каждое искусство все же имеет свои преимущества перед другими искусствами в изображении определенных сторон жизни под своим, свойственным ему углом зрения. Так, например, ни одно искусство не может передать всю многокрасочность природы с такой художественной силой, как это делает живопись. Но живопись при всей своей эмоциональности, очевидно, уступает музыке в способности непосредственного выражения человеческого чувства, переживания. Как ни широки возможности литературы, оно все же не может дать зримую картину изображаемых ею событий, как это делает искусство слова, оно не обладает возможностями пантомимы, а живой человек на сцене не может порой представить зрителю жизненные явления, которые подвластны театру марионеток. Если бы поэзия обладала теми же возможностями что и музыка, а хореография - возможностями литературы, тогда не было бы нужды в существовании различных искусств.

Художественно-образное отражение в человеческом сознании всего богатства жизни во всех ее связях и опосредствованиях реализуются через совокупность отдельных видов искусства - живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, кино и т.д.

Значение различных видов искусства определяется, тем, что каждый из них с особой глубиной и наглядностью воспроизводит определенные стороны действительности, с особой остротой выражает те или другие аспекты нашего эстетического отношения к ней.

Художники, творящие в различных видах искусства, пользуются различным материалом или различными средствами воплощения своих образных представлений о действительности. Так, в живописи эстетическое восприятие действительности раскрывается в зрительно воспринимаемых образах. В литературе - через слово. В театре сам живой человек - актер воплощает в своей игре образ героя, «заданный» в драматургическом тексте. Но при всем различии отдельных искусств все они отражают жизнь и выражают мировоззрение людей определенной страны и эпохи. Следовательно, каковы бы ни были различия в объектах отражения, в способах художественного воплощения действительности, отдельные виды искусства едины по своему основному идейному содержанию, по своей общей эстетической направленности, едины, но не тождественны.

Все виды искусства, выражая одно и то же мировоззрение и определенную совокупность эстетических представлений, вместе с тем как бы дополняют друг друга благодаря своеобразию художественных возможностей каждого.

Понимание своеобразия художественных возможностей каждого вида искусства, его особого места и роли в сложной совокупности искусства, образующих художественную культуру эпохи, имеет большое значение.

Идейно-эстетическое содержание видов искусства определяется общественным сознанием, обуславливается стремлением к отражению и переживанию реальной действительности во всей ее цельности и многогранности. В своеобразии же отдельных искусств большую роль играют особенности различных чувств человека.

Каждое искусство неповторимо, и у каждого искусства есть свои истины. Первичной ценностью искусства является человек, развитие его личности и свободы. Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных видов искусства. Каждое из этих видов обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Мы охарактеризуем каждый вид искусства в отдельности и его роль в становлении личности, ибо в каждой из них по-своему выражается суть человеческого бытия.

Обратимся к одной из наиболее приемлемой классификации, которая охватывает 14 видов искусств. Все они делятся на 3 группы. Первую группу составляют пространственные или статические, воспринимающиеся зрением: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография. Ко второй группе относятся временные или динамические, воспринимающиеся слухом: художественная литература, музыка. Третью группу образуют пространственно-временные или синтетические, воспринимающиеся зрением и слухом одновременно: театр, кино, хореография, телевидение, эстрада, цирк.

Таким образом, искусство - сложное и многообразное явление. И с каким бы определением мы не подошли к искусству, всегда увидим, что оно заключает в себе нечто, что отличается от простой передачи чувства. Искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни.

Искусство является главным, наиболее могущественным и всесторонним средством эстетического воспитания. Оно является той специальной деятельностью, которая призвана формировать человека эстетически и тем воспитывать его всесторонне.

Воздействуя на чувства людей, искусство углубляет и направляет эти чувства. Оно учит верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки. Оно помогает любить достойное и ненавидеть все, что принижает человека и тянет его назад. Оно формирует симпатии и антипатии. А все это важно людям не только для их художественной деятельности и для понимания искусства, но важно прежде всего в самой жизни, в любой его сфере. Искусство в этом отношении развивает не только художественные, но и универсальные способности людей.

В наше сложное время, когда наблюдается процесс отчуждения личности, искусство призвано раскрыть все свои реальные и потенциальные возможности. Ибо подлинное искусство противостоит неорганизованности и хаосу, оно помогает человеку гармонизировать мир и себя. Искусство гармонизирует природное и социальное в человеке, предохраняет человеческое "я" от стандартизации, с одной стороны, и от духовной изоляции от общества - с другой. Оно выражает тот духовный максимум культуры, который достигнут человеком в преодолении приводно-стихийного, грубо физиологического начала, вместе с тем оно не перестает напоминать человеку о вечных гармониях природы, разрыв с которой грозит ему бедствиями.

Социальной стадности оно противопоставляет гуманную, социальную общность, индивидуализму - развитую личность, чувствующую свою ответственность перед обществом, чрезмерному рационализму – значение непосредственного ощущения жизни. Искусство демонстрирует противоречивую борьбу разных мотивов в поведении человека, дает им высшую нравственно-эстетическую оценку, раскрывает их социальную и психологическую природу.

В наш век "переплавки человека" искусство скажет самое веское и решающее слово.

Самовыражение личности – это естественная потребность человека, которая присуща абсолютно каждому. Не смотря на то, что современное общество нередко загоняет нас в определенные рамки и вынуждает нас к какому-либо типу поведения и порой даже одежды и внешнего вида, каждый человек стремится найти время побыть собой. Поведение в университете или на работе – это одно, и разумеется, это не те места, где стоило бы проявлять свою индивидуальность слишком ярко. А вот в свободное время подавлять свою потребность в самовыражении не рекомендуется.

Свобода и страх самовыражения

Очень важным является свободное самовыражение человека, и возможные проблемы с этим ведут к массе проблем. Почему же это так важно?

  • самовыражение представляет собой самый доступный и мощный источник радости и счастья;
  • самовыражение вдохновляет и дает разрядку от усталости и негатива;
  • самовыражение – это простейший способ понять и познать себя, развивать в себе некоторые черты;
  • самовыражение поднимает самооценку и придает уверенности в собственных силах;
  • самовыражение – лучший способ найти единомышленников и обрести друзей по духу.

Когда человек по каким-то причинам не может открыто заниматься самовыражением, это приводит к снижению самооценки, зажатости и многим комплексам. Для многих людей самовыражение - цель жизни, и это неспроста: человек, свободно творящий и не надевающий масок, гораздо свободнее и счастливее остальных.

Способы самовыражения

Для каждого человека очень важно найти свой вид самовыражения. Для кого-то это – карьера и профессиональный успех – для кого-то – творчество или рукоделие, для кого-то внешность. Рассмотрим варианты.

Фото: Nataly Ponomarenko/Rusmediabank.ru

Творчество как способ самореализации личности - это процесс поиска областей применения своих творческих способностей.

Причин появления процесса творчества много. Иногда его порождают потребности общества, а иногда оно появляется из-за желания того или иного человека самоутвердиться. Тем не менее, главная особенность творчества - это удовольствие, которое доставляет личности сам процесс творчества.

Творчество - это важная характеристика человеческой деятельности. Настоящее творчество само себя стимулирует и вознаграждает, то есть человек независимо от своего желания находится в постоянном поиске реализации своих творческих порывов, которые по сути своей всегда плодотворны.

Процесс творчества - явление, свидетельствующее о духовном богатстве личности. Его развитие обуславливает прогресс материального и духовного производства. Творчество - это всегда появление чего-то нового, оригинального. Это богатое воображение, приносящее пользу и способствующее возникновению новых идей, а иногда - нестандартного решения простых задач. Безусловно, процесс творчества развивает прежде всего саму личность, а через нее - и общество. Оно создает своего рода связь поколений, которое по мере своего развития расширяет границы своих возможностей, тем самым создавая условия к покорению новых вершин следующим поколениям.

Первый шаг к творчеству - это приобретение знаний о каком-либо предмете. Затем происходит суммирование этих знаний и получение возможности изменить, привнести что-то новое, что-то свое в эти знания. Процесс творчества - это трудовая деятельность, так как оно направлено на изменение окружающей человека действительности, ее преобразование, создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческая деятельность оказывает большое влияние на культуру человечества. Они находятся в тесной взаимосвязи. Творчество развивает духовную и материальную культуру общества, а культура в свою очередь дарит творчеству свой исторический опыт цивилизации для осуществления задачи самовыражения и самореализации.

Творчество обновляет, развивает и совершенствует человеческий ум. Потребность в творчестве - очень часто явление неосознанное, но в основе этого явления лежит цель обосновать свою личность, реализовать все свои уникальные возможности, и таким образом добиться в той или иной человеческой сфере, деятельности непревзойденных на определенный период результатов. Покорение новых вершин стимулирует процесс творчества.

Социальные возможности человека позволяют изменить способы удовлетворения самореализации личности, само же стремление к реализации творчества носит характер психического состояния. Тем не менее, социальное становление человечества породило стремление различных индивидов обособиться. Это стремление явилось толчком развития индивидуальности и желании самореализации личности. Таким образом, можно прийти к выводу, что творчество - человеческая потребность, заложенная в нем матушкой-природой.

Характерная черта процесса творчества - его неисчерпаемость, то есть всю силу творчества невозможно сосредоточить на одном его результате, например, в романе, стихотворении, песне и т.д. Этот единичный акт деятельности не может удовлетворить полностью суть поиска личности к самореализации. В этом процессе личность преследует свои жизненные цели, утверждает свое место в обществе, выказывает свою человеческую, творческую индивидуальность.

Психология не может разработать одну единую для всех личностей формулу самовыражения себя в творчестве, так как каждый человек индивидуален и сам выбирает наиболее подходящий путь реализации своих творческих потребностей. Этот выбор основан на разностороннем развитии его умственных способностей и внутренней гармонии своего «Я» с окружающим миром.

Творчество следует отличать от подражания. Личность иногда выбирает для себя идеал, к которому стремиться быть похожим. В этом процессе не осуществляется поиск самого себя, а происходит примерка на себя новой роли, нового образа. Этот явление не является индивидуальным явлением, и оно не способствует поиску и нахождению себя, разpвитию и достижению определенных целей личности.

В творчестве используется так называемый элемент «неожиданности». Творческая личность пытается подняться, быть выше повседневной жизни, злободневных проблем. Это и есть по сути главный момент в самореализации творческой личности. Потребность же ее самовыражения является внутренним импульсом творческого процесса.

Таким образом, творческая реализация является прямым путем к достижению душевного комфорта и расширению пределов человеческих возможностей. Этот процесс также является общественно значимой деятельностью, обусловливающей историческое развитие и обогащение культуры человеческой цивилизации.

Гуманизация современного образования актуализирует его ориентацию на процессы саморазвития, самоактуализации, самостроительства, самовыражения личности, необходимые для становления успешной личности, способной активно и конструктивно выражать себя в деятельности и общении, проектировании своей жизненной траектории, начиная с дошкольного детства. С этой точки зрения проблема самовыражения, как фактор становления личности (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. С. Косогова, С. С. Брикунова, В. И. Салютнова), является значимой для педагогической науки. Анализируя сущность понятия «самовыражение», М. В. Деньгина указывает, что данный термин используется в научной литературе для обозначения особенного и единичного в человеке, а также для указания на целостность качеств личности, делающих её уникальной. Он обозначает определённый уровень развития.

А. Ф. Лобова (Яфальян) относит самовыражение к одним из фундаментальных понятий педагогики, поскольку оно представляет собой процесс самодвижения от реального к потенциальному, в котором у ребёнка появляется возможность пройти оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления 1 . Она считает, что самовыражение служит средством согласования внутреннего мира ребёнка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением и обосновывает положение, что самовыражение способствует раскрытию творческих способностей 2 . А. С. Косогова отмечает, что самовыражение диалогично по своей природе, многопланово и имманентно жизнедеятельности любого человека безотносительно к сферам его жизнеосуществления. Оно акцентировано не столько на утверждении своего "Я", сколько на презентации "Я" с целью познания другого и самопознания, оценки и самооценки направлений и качества самоосуществления. Самовыражение человека – это отражение его желания быть понятым и принятым другими, это поиск того, что необходимо, чтобы быть понятым другими, это развитие своего "Я" и "Я" другого через вовлечение в сотворчество. Поэтому творческое самовыражение – проявление свободной воли, продуктивной для обеих взаимодействующих сторон 3 .

Под самовыражением Е. А. Омельченко понимает стремление человека передать другим людям то, что значимо и ценно для него самого 4 И. П. Шкуратова определяет его как широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определённого образа себя 5 Н. Г Чанилова и В. Ф. Шкель считают, что самовыражение есть способность человека к более полному проявлению своих наличных и потенциальных возможностей и представлений о себе, познаваемых и осваиваемых в процессах выделения себя из социума и идентификации с ним, направленное на качественное изменение своей личности, других людей, окружающего мира 6 . М. В. Деньгина доказывает, что самовыражение не только способ жизнедеятельности ребёнка, определяющий его самостоятельность, но и творчество самой жизнедеятельности 7 .

Анализ научных исследований, раскрывающих сущностные характеристики самовыражения личности в различных видах деятельности, позволяет судить о многообразии сфер самовыражения человека и их применении.

Например, выделяют индивидуальное, личностное (Н. Г. Чанилова, В. Ф. Шкель), творческое (С. С. Брикунова), эмоциональное самовыражение (Е. А. Шиндяева), самовыражение в общении (И. П. Шкуратова), в изобразительной деятельности (В. И. Салютнова), в процессе музыкального обучения (М. В. Деньгина), научно-исследовательской деятельности (Е. А. Омельченко), историко-ролевом движении (М. С. Горбулёва). В их работах представлены различные аспектные решения проблемы, способствующие феномену самовыражения. Так, Г. А. Гарипова и О. С. Булатова считают, что артистизм является общекультурной категорией и относится к различным областям человеческой деятельности: образу жизни, поведению, различным видам искусства, научной деятельности, поэтому определяет его не только как способность к перевоплощению, а как целостную систему личностных качеств, способствующих свободному самовыражению личности. Терапию творческим самовыражением в психиатрической практике исследует М. Е. Бурно.

Исходя из анализа вышеперечисленных исследований, Б. Г. Ананьев рассматривает творчество в широком философско-психологическом понимании как важнейший вид человеческой духовно-практической деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Содержанием этой деятельности является целенаправленное изменение объективного мира, проявление индивидуальности человека, открытие новых смыслов осваиваемых культурных ценностей (А. А. Майер). Можно говорить о творчестве как неотъемлемом атрибуте процесса самовыражения.

В культурно-исторической парадигме специфика возрастных периодов детства и этапов социального становления человека раскрывается через понятия социальной ситуации развития (Л. С. Выготский). Как ведущий вид деятельности рассматривают творчество А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, общения – М. И. Лисина, психологических новообразований возраста – Л.С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др. Как литический и критический периоды центральной психической функции рассматривают Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова. Нам представляется необходимым рассмотреть становление личности ребёнка в аспекте её самовыражения через понятие творческой активности как имманентного фактора развития ребёнка как субъекта деятельности и человека культуры. А. А. Майер считает, что достижения социализации связаны преимущественно с культурогенезом детства – результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации, опредмечивания и распредмечивания его жизненных сил. С этой точки зрения представляется необходимым рассмотреть творческое самовыражение в процессе вхождения ребёнка в мир культуры (культурогенез). А. А. Майер, выделяет следующие его стадии: адаптация, освоение, усвоение, присвоение и культуротворчество со специфическими акмеологическими характеристиками. Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития (субъект, личность, индивидуальность), так и во внешнем (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Они отражают ступени становления ребёнка, противоречия между актуальным уровнем его развития и его потенциальными возможностями в процессуально-динамических характеристиках. Это позволяет показать многообразие проявлений субъектности ребёнка как форм его жизненного самоосуществления, что сближает позицию А. А. Майера и научной школы В. Е. Клочко в понимании жизненного самоосуществления, становления человека как «постоянного движения в сторону усложнения» и «открытия новых мерностей» 8 . Рассмотрение культурогенеза детства с точки зрения трансформационной онтологии бытия личности (М. Ш. Магомед-Эминов) как трансформации, преобразования возможности в действительность, позволяет понять, как конструируется конкретная история жизни, бытие личности в «событии» с другими, в процессе смыслопорождения и смыслопостижения ценностей культуры и самовыражения в ней. Таким образом, культурогенез детства понимается нами, как начало становления личности в жизненном самоосуществлении, восхождения её к своему «акме».

Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития ребёнка: сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и культуротворчество, выражающее высший уровень развития субъектности ребёнка, связанное с созданием объективно или субъективно нового содержания культуры. Последующая стадия становления ребёнка определяет безграничные возможности самореализации ребенка в детстве – это собственно накопленное и реализуемое «акме» человека, актуализирующееся в дальнейшей жизни 9 .

Стадии детского культурогенеза отличаются особой социальной ситуацией в развитии ребёнка, когда он, становясь взрослым, овладевает культурой, и когда происходит взаимодействие со значимым для него старшим (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром). Стадиям культурогенеза, выделенным А. А. Майером, соответствуют три стадии самовыражения, предложенные в докторском исследовании А. Ф. Лобовой (Яфальян):

1) реальный и внутренний мир не расчленён (способ самовыражения спонтанно-интуитивный – ребёнок следует законам природы, но не освоил социальные законы) – соответствует этапу адаптивного детства (жизнетворчество);

2) реальный мир богаче, чем внутренний (способ самовыражения, доверительно-регламентированный – ребёнок подчиняется социальным законам, которые управляют им) – соответствует этапу интегрированного детства (социотворчество);

3) внутренний мир богаче, чем реальный (способ самовыражения произвольно-творческий – ребёнок самопроизвольно выражает разнообразный опыт в деятельности) – соответствует этапу индивидуализированного детства (культуротворчество). Отсюда А. Ф. Лобова (Яфальян) рассматривает самовыражение в виде возрастной разновидности самостоятельности, присущей дошкольному возрасту, развивающееся в младшем школьном возрасте при создании эстетико-педагогических условий, представляющем собой самопроизвольный акт, источник пробуждения эстетической активности, которая рождается под воздействием внутренних сил ребёнка, направленных на внешнее проявление. Взрослый в этом случае, выполняя фасилитирующую роль (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. А. Майер), призван расширять культурное поле ребёнка, тем самым способствуя его саморазвитию (Кудрявцев).

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить ряд характеристик, определяющих роль творческого самовыражения ребенка в становлении личности. К наиболее существенным, по нашему мнению, относятся следующие:

– имманентность самовыражения в различных сферах жизнеосуществления человека;

– отождествление его с процессом самодвижения от реального к потенциальному в диалогическом общении с миром и другим;

– оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления;

– связь с процессами социализации-индивидуализации;

– персонализация в процессе самовыражения;

– создание определённого образа себя (имиджа);

– направленность на позитивное изменение (себя, других, окружающего мира);

– раскрытие творческих способностей личности, позволяющей ей быть успешной;

– педагогическая помощь и содействие творческому самовыражению дошкольника, исходя из возможностей и потребностей ребёнка и сущностных особенностей ситуации развития на каждом этапе становления личности.



Рассказать друзьям