Ознакомление с цифрой 3 средняя группа.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание:

- познакомить с цифрой и составом числа 3;

Закрепить геометрические фигуры;

Учить расчленять сложную геометрическую фигуру на простые;

Учить находить цифру 3 среди множества других цифр;

Развивать мелкую моторику рук путем лепки предметов из соленого теста.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: сказочный герой Жихарка, Картинка с изображением светофора. Картинки из геометрических фигур (елочка, домик, цыпленок), геометрические фигуры, цифры, соленое тесто, цветной картон.

Раздаточный: цифры, геометрические фигуры, соленое тесто, цветной картон.

1. Организационный момент . В гости приходит Жихарка.

2. Знакомство с цифрой и составом числа 3.

Жихарка предлагает детям назвать цифры стоящие на доске (дети называют).

Затем загадывается загадка:

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на тебя.

(Светофор.)

Выставляется картинка с изображением светофора.

Дети считают огни светофора. Сколько всего огней? На какую геометрическую фигуру они похожи? (Ответы детей).

Выставляется цифра 3.

Выгнув шею-

Гусь и только,-

Цифра три

Спешит за двойкой.

Дети пишут цифру три в воздухе. Затем находят ее у себя на столе и показывают ее Жихарке.

А как же мы получили число 3? (1 огонек +1 огонек +1 огонек).

3. Физкультминутка «Раз, два, три».

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

4. Учить расчленение сложную геометрическую фигуру на простую.

Выставляются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дети их называют.

Затем выставляются картинки с изображением предметов из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур состоит домик? Елочка? Цыпленок? (Ответы детей). Сколько всего картинок у нас? Сколько огней у светофора? (Ответы детей).

5. Развитие мелкой моторики рук путем лепки предметов из соленого теста.

По образцу детям предлагается вылепить цифру 3 из соленого теста.

6. Рефлексия.

Выставка готовых работ.

Тема : Число и цифра 3

Цели : сформировать представление о числе 3; показать состав числа 3; закрепить умение считать до трех; познакомить с цифрой 3 как символом, обозначающим число 3.

Материал: карточка с цифрой 3, книги, квадраты, круги, треугольники.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 3, цифрой 3

Мышонок часто ходит в большую библиотеку. Он любит читать книги. Мышонок выбрал себе книгу. Но потом он вспомнил,

что друзья Зайчонок и Бельчонок тоже хотели что-то почитать. Он выбрал книгу для Зайчонка. Сколько стало книг? Этого достаточно? Правильно, нужно не забыть про Бельчонка. Сколько книг Мышонок еще возьмет? (Одну.) Сколько же теперь стало книг? (Три.) Как получить число 3? (К одному добавить один, потом еще один.) А еще как? (К двум добавить один.)

Дома в ожидании друзей Мышонок готовил угощения. Для Зайчонка и Бельчонка надо что-то приготовить и о себе не забыть. Вот сыр, каждому по кусочку. Сколько кусочков сыра Мышонок поместил на тарелку? (Три.) Положите на стол три треугольника. Если каждому по конфете и по печенью, то сколько конфет? Положите на стол три квадратика. И сколько печений? Положите на стол три кружка. (Дети отвечают и выполняют задания.)

Записать число 3 можно с помощью цифры 3. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 3.) На что похожа эта цифра? (Ответы детей.)

2. Работа в тетради

Потренируйтесь писать цифру 3 - сначала в воздухе, а потом обведите пальчиком в тетради. Напишите цифру по образцу до конца строки. Напишите по образцу не только цифру 3, но и другие цифры. (Дети выполняют задание 5.)

Задание 1. В библиотеке Мышонок выбрал книгу о поросятах. Как она называется? («Три поросенка».) Сколько поросят в этой сказке? Какой цифрой можно записать их количество?

Задание 2. Раскрасьте обложки книг: три обложки - красным карандашом, три - синим и три - зеленым.

3. Физкультминутка

Три раза мы подпрыгнем - раз, два, три.

Три раза мы присядем - раз, два, три.

Три раза ножкой топнем - раз, два, три.

Три раза громко хлопнем - раз, два, три.

Три раза руки выше - раз. два, три.

Три раза ноги шире - раз, два, три.

Три раза мы нагнемся - раз, два, три.

Три раза улыбнемся - раз, два. три.

4. Работа в тетради

Задание 3. В библиотеку пришли цифры 1, 2 и 3. Они взяли книги. Определите, где чьи книги: проведите линии от книг к цифрам.

Задание 4. Рассмотрите фотографии, которые сделал Мышонок. Скажите, какие из них он подарит цифре 3. Почему вы так считаете? Обоснуйте свой ответ. Отметьте эти фотографии крестиком.

Конспект занятия по математике для средней группы

ЗАДАЧИ:

    Упражнять в счете до 3.

    Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов.

    Совершенствовать знания геометрических фигур.

    Закреплять умение ориентироваться на плоскости.

    Развивать логическое мышление, память.

    Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

    Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

    Воспитывать интерес к занятиям математикой.

    Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята! Сегодня к нам в гости пришел ЗАЙКА

    Он пришел не с пустыми руками, в руках у него корзина с овощами. Посмотрите, какие овощи у Зайки в корзинке? (капуста и морковка).

Скажите, ребята, а как узнать, сколько овощей в корзинке? (посчитать). Давайте посчитаем, сколько кочанов капусты лежит в корзинке. Выкладываем на коврик и с читаем вместе (один, два, три). Сколько всего кочанов капусты? (три).

Теперь нам нужно посчитать, сколько морковок лежит в корзинке. Выкладываем на коврик и с читаем вместе (один, два, три, четыре, пять). Сколько всего морковок? (пять).

Ребята, а чего больше? Морковок или капусты? (морковок, потому что морковок 5, а капусты 3), (5 больше, чем 3).

Садитесь пожалуйста все за стол.

    Ребята, а у Зайчика в лесу есть Зайчиха и их сынок Зайчонок, они очень любят кушать морковку. Давайте угостим их морковкой.

Отгадайте загадку:

Папа Зай и мама Зая,

С ними Зайка, их сынок.

Хорошенько посмотри:

Сколько вместе зайцев?

(три)

Правильно!

Слушайте очень внимательно. Перед вами на тарелочках лежат карточки с морковками.

Выложите пожалуйста в ряд столько морковок, сколько зайцев на картинке, чтоб каждому зайчику досталось по одной морковке.

А теперь возьмите в руки карточку с цифрой, которая обозначает, сколько морковок мы раскрасили. (3) и поднимите ее вверх.

Как называется эта цифра? (три).

Молодцы! Отлично справились с заданием и накормили всех Зайцев!

    Зайчик очень любит играть, давайте вместе поиграем:

Возьмите пожалуйста в руки любую одну карточку с цифрой и выходите на коврик, вставайте в круг.

Игра называется «Зайкин домик». Слушайте правила игры очень внимательно.

Давайте мы все превратимся в зайчиков! Как прыгают зайцы по лесу? В лесу живут три заячьи семьи у каждой семьи СВОЙ домик. Одна семья живет в домике под №1, вторая семья живет в домике под №2, а третья семья живет в домике под № 3.

Сегодня мы с вами пойдем в гости к зайчикам. Но не просто так пойдем. Внимательно посмотрите на свою карточку с цифрой и найдите домик с таким же номером. Сначала зайчики прыгают на лесной полянке, а затем, по команде «ЗАЙЦЫ, В ГОСТИ!» все находят домик с нужной цифрой и прыгают в домик. (2-3 раза)

Молодцы! Весело поиграли!

    А теперь у зайчика есть к вам задание. Садитесь пожалуйста все на коврик.

Посмотрите на наш мольберт. Это домик, в котором живет Зайка. А у меня в руках картинки, которые нужно ПРАВИЛЬНО пикрепить, чтоб домик Зайчика стал веселее.

Лера , прикрепи пожалуйста солнышко над домиком,

Миша, прикрепи дерево рядом с домиком,

Богдан, прикрепи травку под домиком,

Андрей, прикрепи осенние листья под домиком,

Алена, прикрепи облако над домиком,

Лада, прикрепи забор около домика.

Молодцы! Вот какой веселый домик у зайки получился!

Ну что, устали, давайте немножко отдохнем.

(дети выходят на коврик и встают в круг)

ФИЗМИНУТКА

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

(повторить 2-3 раза)

Молодцы, немножко отдохнули!

Ребята, а нашему Зайке снова очень нужна ваша помощь! (игра с обручами и блоками Дьенеша).

    Зайкин сынок Зайчонок очень любит играть с Лисенком в игрушки. Зайчонок любит играть в СИНИЕ игрушки, а Лисенок любит играть в КВАДРАТНЫЕ игрушки. Но порядок за собой наводить они совсем не любят. Все игрушки перемешали, а давайте поможем им навести порядок.

ИГРА С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША (на коврике).

Ребята, нам нужно разложить геометрические фигуры по обручам в соответствии с условными обозначениями (все квадратные игрушки в красный обруч, все синие в синий обруч).

(Раздать детям по одному блоку, детям с опережающим развитием раздаются синие квадратные фигуры).

Андрей, почему ты положил свою фигуру в красный обуч? (она квадратная).

Максим, почему ты положил свою фигуру в синий обруч? (потому что она синяя).

Алена, почему ты положила свою фигуру посередине? (потому что она синяя и квадратная).

Отлично помогли зайчику разобрать игрушки по местам! Молодцы!

Зайчику очень понравилось у нас в группе, даже уходить не хочется!

Ребята, а вам понравилось играть с Зайчиком?

А какое задание или игра вам больше всего понравились?

Но Зайчику пора отправляться в осенний лес к зайчихе и Зайчонку.

Зайчик говорит вам большое спасибо и обещает снова прийти к вам в гости!

Горелова Нина Александровна
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Число и цифра 3»

Цель : Познакомить детей с вариантами состава числа "3", различными комбинациями единиц каждого варианта.

Упражнять в зарисовке схемы на листе бумаги, порядковом и количественном счете, умение находить заданную комбинацию и определять ее место.

Познакомить с числом и цифрой " 3"

Развивать у детей графические навыки.

Воспитывать поэтическое восприятие художественного слова.

Материал : Иллюстративный материал по цифре и числу "3", геометрическая мозаика, тетради в клетку, цветные карандаши, наборы цифр от 1 до 3 .

Ход : Воспитатель предлагает детям послушать загадки :

1. Три вершинки, три угла, три сторонки - вот и я.

2. Три братца пошли купаться.

Два купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли.

3. Тройка, тройка прилетела.

Скакунок в той тройке белый.

А в санях сидит царица, белокоса, белолица.

Как махнула рукавом, все покрыла серебром.

Воспитатель обращается к детям :

Что вы услышали?

Сколько загадок?

Какое число упоминается во всех загадках?

Правильно. Это замечательное число . Древний ученый Пифагор считал " мир- тройствен, ибо как человек состоит из трех различных элементов, сплавленных вместе : из тела, души, духа. Триада или закон троичности есть образующий закон вещей и истинный ключ жизни". Геометрический символ - треугольник, который представляет прошлое, настоящее, будущее. Это число часто встречается в сказках.

В каких(" Три медведя ", "Три поросенка", "Три времени года".)

Кто отгадал первую загадку? (Треугольник)

Вторую? (коромысло и ведра)

Третью? (Три зимних месяца", Зима)

Воспитатель предлагает сравнить вторую и третью загадки. в обеих загадках говорится о каком числе ? (3, но во второй - какие это числа (2 и 1, а в третьей (1, 1, 1) . Выложите пожалуйста схемы этих загадок.

Воспитатель предлагает решить задачу :

У бабушки Даши - внучка Маша, кошка Пушок, собачка Дружок. Сколько у бабушки друзей?

Правильно, трое.

Какими цифрами можно составить эту задачу? (1,1,1)

А вот Сережа ответил, что 1 и 2, т. к. Маша - человек, а Петушок и Дружок - животные.

Затем выясняют с детьми, что вариантов состава числа может быть три (после того, как дети сами расскажут о своем варианте) :

1. ХХ0 - 2 и1

2. 0ХХ - 1 и 2

3. 0 0 0 - 1 1 1

Дальнейшее проведение игры может быть различным : с первым и вторым вариантами, с первым и третьим, со вторым и первым.

Задания :

1. Нарисовать по желанию вариант и его комбинации, закрасить или заштриховать и т. д.

2. Прочесть первую (вторую.) комбинацию.

3. Назвать первый (второй.) элемент комбинации и т. д.

4. Обозначить элементы комбинации цифрами .

5. Определить местонахождение какой-то заданной цифры и т . д.

Обязательно подчеркнуть значение направления счета. В процессе выполнения заданий дети начинают понимать не все сразу, и не надо торопить их, а добиваться, чтобы ребенок сам дошел до такого вывода, чтобы быстрее можно составить новую комбинацию, работая с одним элементом, меняя его местонахождение, особенно наглядно это видно в первых двух вариантах.

После этого обратить внимание детей на соответствие числа 3 цифре "3". Показать детям иллюстрационный материал по цифре "3". Можно использовать рисунки - загадки, например, усы, парус, снеговик, змея, крылья у летящей птицы, скрипка и т. д. (Материал из детских иллюстративных журналов, стихи, на что похожа цифры "3", используя книгу Е. Соловьевой "Числа для тебя ")

Для закрепления можно использовать подвижную игру "Что изменилось?"

Дети считалкой : Один, два три, четыре, пять шесть, семь!.

Пойду каши я поем.

Вы ж пока считайте, кому водить. гадайте!

или по уговору делятся на две команды. У детей карточки с цифрами или геометрическими фигурами. Первая команда составляет комбинацию какого-либо числа . Вторая команда определяет это число , называет его. Затем дети отворачиваются, в первой команде элементы " путаются". Вторая команда находит " запутавшиеся " элементы и ставит их на место. Эксперт оценивает выполнение задания. Если правильно, команды меняются ролями. Если команда ошибается, игра повторяется.

Запись цифры "3" в тетрадях :

А за двойкой посмотри-

Выступает цифра три

Тройка - третий из значков-

Состоит из двух крючков.

Проговаривание скороговорки :

В пруду у Поликарпа-

Три карася, три карпа.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Три цвета есть у светофора

Они понятны для шофера.

Красный цвет- проезда нет.

Желтые- будь готов к пути,

А зеленый свет- кати.

Треугольная доска,

А на ней три волоска

У одной мыши три хвоста. (вилы)

Возле меня на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки-

Кто герой этой сказки? (3 Медведя)

Поговорки :

Заблудился в трех соснах.

От горшка три вершка.

Обещанного три года ждут.

Плакать в три ручья.

На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

Ксения Клименко
«Знакомство с цифрой 3». Конспект занятия по математике в студии раннего развития

Конспект занятия в студии раннего развития

МБОУ ДОД ДДТ МО Кавказский район

по дополнительной общеобразовательной программе «Математическое воображение »

Тема : «Знакомство с цифрой 3 »

Концептуальная цель Развитие основ логического мышления

Стратегическая цель Развитие внимания , памяти, способность к умозаключениям.

развитие точности речи , сообразительности, творческого воображения.

Задачи 1. Познакомить с цифрой 3 .

2. Закрепить образ цифры при помощи упражнений.

Материал : обучающая кукла Кошка, счётные палочки (волшебные математические палочки , часы, карточки, цветные карандаши, мультимедийная презентация.

ТСО – мультимедиа проектор.

План занятия :

I.Организационный момент (1 мин.)

1. Физкультминутка (2 мин.)

II. Основная часть (20 мин.)

2. Объяснение материала ,

3. Игра «Светофор»

III. Закрепление материала (6 мин.)

4. Самостоятельная работа

IV. Подведение итогов занятия (1 мин.)

1. Приветствие детей

Доброе утро! Давайте поздороваемся. Здравствуйте!

Какое у вас настроение?

Я рада, что у вас хорошее настроение, у меня тоже хорошее настроение.

Сегодня занятие мы начнём с зарядки .

Все упражнения мы будем делать ровно 3 раза.

Ручками похлопали 1,2,3,

Ножками потопали 1,2,3,

Мы присели 1,2,3,

На правой ножке прыгнули 3 раза,

На левой ножке 1,2,3.

Сделаем вдох на счет 1,2,3

И выдохнем на этот же счёт 1,2,3.

Настрой на занятие .

2. Ребята, вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем знакомиться с цифрой 3 . Объявление темы занятия

3. Сюрпризный момент.

Раздаётся стук в дверь. Появляется кукла Кошка с корзиночкой.

Кошка : «Здравствуйте, ребята! Это здесь ребят учат считать?» Ребята отвечают.

Кошка : «Тогда вы сможете мне помочь. У меня на майке цифра нарисована , а я не знаю, как она называется. Помогите, мне». Ребята отвечают.

Педагог : «Давайте познакомим Кошечку с цифрой 3 »

Педагог комментирует изображение на слайде.

Идёт диалог.

Демонстрируются слайды №2,3

4. Объяснение.

Педагог : «Ребята, возьмите, пожалуйста, одну «волшебную математическую палочку » и в воздухе напишем цифру 3 » (проговаривает процесс написания) . Молодцы!

«А сейчас, мы вспомним, какие бывают числа?»

Ответ : арабские и римские.

«А как написать римскую цифру 3

Педагог : «Ребята, давайте составим арабскую цифру 3 при помощи 4 палочек»

Педагог : «Ребята, давайте составим римскую цифру 3 при помощи 3 палочек»

Демонстрируется слайд №4

Демонстрируется слайд №5 Используются счётные палочки

5. Вопрос :

1. Где можно встретить цифру 3 ?

(Ответы : на циферблате часов, на номере машины, на номере дома) Демонстрируется слайд №6

6. Педагог : «Ребята, мы уже знаем, что цифры можно расположить на числовой прямой, мы на ней расположили цифры 0 ,1,2. Цифра 3 расположена на числовой прямой таким образом…»

Вопросы : Назовите соседей числа 2? (1, 3)

Назовите соседа числа 2 справа? (3)

Назовите соседа числа 3 слева? (2)

Демонстрируется слайд № 7

Отгадайте загадку :

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня. (Ответ : светофор)

(Педагог считает с детьми количество цветов светофора.)

Демонстрируется слайд № 8,9

8. Педагог рассказывает о правилах дорожного движения через переход, проводит подвижную игру на внимание «Светофор» .

9. Педагог : «Ребята, вы уже знаете, как получить число 2, а как получить число 3?» Демонстрируется слайд № 10

10. Педагог : «С числом 3 связано название геометрической фигуры - треугольник. Треугольник имеет стороны, вершины и углы» (Рассказ о треугольнике, ответы на вопросы о количестве вершин, сторон и углов треугольника) Демонстрируется слайд № 11

11. Закрепление

Педагог : «Ребята, вы запомнили, как выглядит цифра 3 ? Молодцы! Давайте, найдем цифру три на карточках и раскрасим клеточки цветными карандашами. А мы с Кошечкой посмотрим, правильно ли вы закрасили».

Педагог с куклой Кошкой отслеживает выполнение задания, даётся оценка. Демонстрируется слайд № 12. Раздаются карточки с заданиями.

Самостоятельная работа.

12. Рефлексия

Вот и подошло к концу наше занятие .

Что вам запомнилось?

Ребята, вы справились с заданиями.

Вы заметили, что Кошечка пришла к нам с корзиночкой, а в корзиночке цветочки разного цвета. Если у вас хорошее настроение, если вам было интересно выполнять задания, возьмите красный цветочек; если неинтересно, скучно – белый.

Спасибо вам за увлекательное занятие .

к занятию «»

Занятие «Знакомство с цифрой и числом 3 » проводится в студии раннего развития для детей 4-5 ,5 лет.

Занятие носит четкий обучающий характер и содержит элементы групповой (поиск ответов на вопросы) работы и индивидуальной (выполнение упражнений) .

Основной задачей занятия является работа с детьми по изучению числа 3 и зрительному восприятию цифры 3 на основе знаний устного счёта в пределах первого десятка.

Плавно переходя от игры-зарядки устного счёта до 3 к форме цифры , состоящей из крючочков, ребёнок запоминает образ цифры и старается «волшебной математической палочкой » написать в воздухе цифру 3 .

Одновременно педагог задействует зрение и слух ребёнка, транслирует образ цифры на экране при помощи презентации.

Акцент детского внимания делается на написание цифры 3 разными видами цифр (арабскими и римскими) .

Ребёнок на занятии имеет возможность отыскать данную цифру на циферблате . Привести примеры, где ещё встречается цифра 3 (номер машины, номер дома) .

Понимание разницы цифры 3 и числа 3 педагог даёт при помощи счета количества предметов. На экране дети считают количество цветов в светофоре.

Игра «Светофор» помогает детям тренировать внимание, знакомит с правилами дорожного движения, а, также, служит физкультминуткой.

Можно уделить внимание числу 3 при подсчёте вершин, углов и сторон треугольника, демонстрируя его на экране.

Педагог обращает внимание на место цифры на числовой прямой , сравнивает её с «соседями числа» , задаёт вопросы и вместе с детьми ищет ответ на вопрос «Как получить число 3?»

Закрепить знания детей, а также выявить степень усвоения материала можно при помощи задания «Раскрась цветными карандашами цифру 3 » .

Занятие проводится в быстром темпе, в виде диалога, содержит разнообразные формы работы (игры и упражнения) .



Рассказать друзьям