Пальмовый фонтан. Площадь шатле и русские сезоны Площадь Шатле на карте Парижа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Парижане – народ бережливый, поэтому в столице Франции бережно сохраняют памятники истории и архитектуры, связанные с личностями или событиями, сыгравшими значительную роль в жизни страны. Так и деяния первого французского императора, Наполеона I Бонапарта, увековечено не только на бумаге, но и в камне. Что интересно, в Париже гораздо больше памятников, построенных по велению самого Наполеона, чем в благодарность ему. Вот и многие монументальные фонтаны, украшающие площади Парижа, появились благодаря распоряжению императора о бесплатном снабжении горожан чистой питьевой водой. А фонтан Победы, более известный как Пальмовый фонтан (la fontaine du Palmier), на площади Шатле еще и увековечил славные победы французской армии под командованием Наполеона Бонапарта.

Фонтан Победы при Наполеоне Бонапарте

Бурный рост населения Парижа в XVIII-XIX веках спровоцировал нехватку питьевой воды в городе. Поэтому Наполеон в 1806 году отдал распоряжение своему министру внутренних дел построить 15 фонтанов для снабжения парижан свежей питьевой водой. В это же время на площади Шатле завершали снос старой крепости Гранд-Шатле, и требовалось украсить освободившееся место. Так возник проект фонтана Победы, который не только снабжал бы жителей района питьевой водой, но и увековечил громкие победы императора в его заграничных походах.

Проект монументального фонтана разработал Франсуа Бралле. В его основу он положил римскую триумфальную колонну, украшенную вверху поясом стилизованных пальмовых листьев. Такая идея была привезена из Египта. И этот орнамент дал новому фонтану второе, неофициальное, название – Пальмовый. 18-метровую колонну украшают бронзовые кольца с названиями и датами крупных сражений в Египте, Италии и Австрии, в которых французы под командованием Наполеона одержали победу, снизу вверх:

  • битва при Лоди (1796),
  • битва у пирамид (1798),
  • битва при Маренго (1800),
  • битва при Ульме (1805).

Низ колонны украшен выбитыми королевскими лилиями. А вокруг колонны кружат каменные девушки – воплощение Воздержания, Праведности, Предостережения и Силы.

На постаменте с двух сторон – барельефы римских имперских орлов, ставшие приютом для парижских голубей, а по углам – рога изобилия с носами в виде голов дельфинов, из пастей которых в бассейн течет вода. Колонну венчает земной шар, который покоится на облаках, окруженный головками ангелов. А на нем: позолоченная статуя богини Победы – крылатой Нике, созданной скульптором Луи Буазо. В поднятых руках богини – лавровые венки для победителей. Сегодня оригинал статуи хранится во внутреннем дворе Музея истории Парижа – Карнавале, а фонтан с 1898 года украшает ее точная копия.

Пальмовый фонтан в эпоху барона Османа

Грандиозная перестройка Парижа, проводимая под руководством префекта барона Османа, коснулась и площади Шатле. В 1858 году руины старой крепости убрали полностью, а на их место, в самый центр площади, передвинули фонтан Победы. Но архитектор Габриэль Давью дополнил фонтан еще одним бассейном и фигурами египетских сфинксов, извергающими потоки воды. В результате преобразований общая высота фонтана достигла 22 метров, что сделало его самым грандиозным фонтаном в Париже.

Пальмовый фонтан – классический образец архитектуры наполеоновского ампира, или стиля Империи, который возник благодаря органичному слиянию классической архитектуры Римской империи и модных в то время египетских мотивов. А дополнения времен барона Османа только украсили столь грандиозное сооружение – одно из немногих, оставшееся в Париже от первого императора.

Как добраться

Адрес: Place du Châtelet, Paris 75001
Метро: Châtelet
Обновлено: 02.03.2017

На площади Шатле находятся два театра и один фонтан. Расположена она в центре города, возле моста Менял, и является одним из важных транспортных узлов столицы.

По-французски chatelet означает «рыцарский замок». В самом деле, в 1130 году Людовик VI построил возле моста Менял (который тогда уже существовал) крепость Гранд-Шатле, чтобы защитить с этой стороны вход на остров Сите. Но деятельный Филипп Кривой, первый король Франции, решившийся назвать себя этим титулом (до него были «короли франков»), вскоре построил вокруг Парижа стену, и крепость потеряла свое значение. В течение столетий она была тюрьмой. В 1802 году Наполеон приказал ее снести и поставить на этом месте фонтан в честь императорских побед.

Фонтан Побед имеет второе название – Пальмовый. Созданный по проекту главного инженера службы водоснабжения Парижа Франсуа-Жана Бралля, он украшен каменными пальмовыми листьями, между которыми выбит длинный список наполеоновских побед. Пальмовый фонтан – образец наполеоновского ампира, сочетающего в себе элементы классической римской архитектуры с египетскими мотивами. Венчает колонну статуя богини Победы работы Луи Симона Буазо.

Друг напротив друга на площади находятся два известнейших театра-«близнеца» – Шатле и Городской, появившиеся здесь в период градостроительных реформ барона Османа. Оба здания выстроены по проекту Габриэля Давиу, у них одинаковые фасады.

Городской театр раньше назывался «Театр Сары Бернар» – знаменитая актриса в 1899 году взяла его в аренду. Во время оккупации театр утратил имя актрисы-еврейки. В 60-е годы прошлого века здание было отремонтировано за счет города и получило нынешнее название. Здешняя сцена отдана современной хореографии.

Напротив находится еще более знаменитый театр «Шатле». Здесь, в частности, вручается французская национальная кинопремия «Сезар». В начале XX века именно здесь шли «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Сцена театра видела Матильду Кшесинскую, Анну Павлову, Тамару Карсавину, Вацлава Нижинского, Сергея Лифаря. Здесь пел великий Федор Шаляпин.

Ближайшие отели: в 470 метрах Hotel Aux Ducs De Bourgogne от 195 € *
в 140 метрах Hotel Britannique от 179 € *
в 330 метрах Hotel Flor Rivoli от 95 € *
* минимальная стоимость номера для двоих в низкий сезон
Ближайшее метро: Châtelet (Шатле) линии

Мы на площади Шатле, на набережной Сены у Моста менял. Странное название для площади, ведь в средневековой Франции Châtelet означало «рыцарский замок». Оглядываемся… замков не видно, всё чистый XIX век.

Чтоб понять, в чём дело, надо углубиться в историю, веков эдак на 11. Тогда весь Париж умещался на острове Сите, а с правым берегом Сены его соединял каменный мост, сохранившийся ещё с римских времён и стоявший на месте нынешнего моста Нотр-Дам.

В IX веке во время одного из нападений норманнов мост разрушается, а новый, деревянный, строится выше по течению на месте нынешнего Моста менял, то есть ведет к тому месту, где мы стоим. Чтоб следующие норманны не добрались до моста так легко, на правом берегу строится Grand-Châtelet - Большой замок, а для прикрытия мостика, ведущего на левый берег - Petit-Châtelet, то есть Малый.

На рубеже XII-XIII веков Филипп II Август строит вокруг разросшегося Парижа крепостную стену и внутренние замки теряют оборонительное значение, становясь тюрьмами, так как всё что для этого надо, здесь уже есть: крепкие стены, неуютные помещения и внутренний дворик, чтоб ходить по кругу.

Тысячелетний Большой Шатле разрушил Наполеон I, не питавший большой любви к родной старине, а предпочитавший ей эстетику имперского Рима. Пустую площадь Бонапарт украсил фонтаном в честь своих выигранных битв, названия которых оплетают колонну, венчающуюся позолоченной статуей Ники - богини победы, которая собирается вручить императору сразу несколько лавровых венков.

Жаль всё-таки, что в погоне за обновлением были снесены эти хмурые древние замки: оба Шатле, Бастилия и Тампль, но, правда, нам в утешение остался кусочек замка Консъержери и целый Венсеннский.

Во время обновления Парижа бароном Османом на площади Шатле появились 2 театра с одинаковыми фасадами. Их построили в 1860-1862 годах по проектам Габриэля Давиу (автора фонтанов Обсерватории и на пл. Сен-Мишель).

Правый, если смотреть от Сите - Городской театр. В 1899 году его взяла в аренду знаменитая Сара Бернар и дала своё имя, которое он потерял во время фашистской оккупации, т.к. Бернар была еврейкой. После масштабной перестройки внутренних помещений в 1960-х годах за счет города театр получил нынешнее имя. Основу репертуара сегодня составляет современная хореография.

Напротив «Городского» стоит театр «Шатле». Площадка сдаётся под разные проекты: концерты классики, джаза, мюзиклы, а также служит местом вручения кинематографической премии Сезар (французского аналога «Оскара»). Для нас же намного интереснее история начала XX века, когда в театре устраивались первые «Русские сезоны» Дягилева. В то время Россия и Франция были более дружны, чем когда-либо, и всё русское вызывало повышенный интерес. Сцена этого театра видела окутанных легендами древности балетных див: Матильду Кшесинскую, Анну Павлову, Веру Каралли, Тамару Карсавину,- через одну любовницы Романовых, а из мальчиков Вацлава Нижинского и Сержа Лифаря - сплошь любовники уже самого Дягилева.


Располагается площадь Шатле практически в центральной части французской столицы, рядом с мостом Менял, который соединяет правобережье Сены с островком Сите. Эта площадь появилась в Париже на месте, где раньше стояла крепость Гран-Шатле. Более просторной площадь Шатле стала во времена Наполеона ІІІ, когда ее перестроили и расширили. А во время Парижской Коммуны именно здесь кипели страсти, […]

Располагается площадь Шатле практически в центральной части французской столицы, рядом с мостом Менял, который соединяет правобережье Сены с островком Сите. Эта площадь появилась в Париже на месте, где раньше стояла крепость Гран-Шатле. Более просторной площадь Шатле стала во времена Наполеона ІІІ, когда ее перестроили и расширили. А во время Парижской Коммуны именно здесь кипели страсти, велись бои между коммунарами и версальцами, возводились баррикады. А когда революция была побеждена, именно на площади Шатле в театре происходил суд над коммунарами.

В Париже славится достопримечательностью, известной еще с эпохи Наполеона – знаменитым Пальмовым Фонтаном . Этот фонтан украсил площадь еще в 1806 году в честь побед наполеоновской армии. Величественная колонна, которую украшают пальмовые листья, окруженная Сфинксами из Древнего Египта, возвышается посреди площади.


Кроме фонтана, на площади расположены прекрасные строения двух театров, возведенные в 1863 году. Один театр стоит на восточной стороне площади, другой – на западной. В огромном зале театра Шатле, вмещающем 3600 посетителей, в разные годы выступали самые знаменитые мастера искусства.

75001 Paris, Франция

Ехать на метро M1, M4, M7, M11 до станции Châtelet

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Идём по Корсиканской Набережной (Quai de la Corse), доходим до .

Мост ведёт к площади Шатле (La place du Châtelet). Направо - Городской Театр - Сары Бернар (Le théâtre de la Ville - Sarah-Bernhardt), налево (здесь на фото не видно) - театр Шатле (Le théâtre du Châtelet). Посредине - Пальмовый Фонтан, или Фонтан Победы, или Фонтан Шатле (La fontaine du Palmier, ou fontaine du Châtelet, ou encore fontaine de la Victoire - парижане, по ходу, сами не знают). Всё вместе дело рук Барона Оссмана (1858), хотя фонтан постарше (1808).

…Тут следует множество всевозможных важных деталей про театры, которые я опущу. Отмечу только две:

1) В театре Шатле снимали финальную сцену фильма «Концерт » (если вдруг кто не смотрел - посмотреть обязательно!).

2) В театре Сары Бернар (или дё ля Вилль) выступал в 94-ом году Гребенщиков и я брала у него интервью для «Русской Мысли». Сидя в соседнем кафе. Долго говорили, пили кофе. Официант принёс счёт. На чеке, где-то внизу, было написано «Укладчица номер три». Вернее: «Гарсон номер два». БГ ухмыльнулся, достал записную книжечку и что-то туда записал…. А на следующий день БГ выступал в доме-приюте Толстовского Фонда, если не ошибаюсь, где-то за городом. Я тоже туда поехала, разумеется. И можете себе представить, каково было моё удивление, когда БГ запел песню «Гарсон Номер Два», сообщив: «Эту песню я сочинил, собственно, этой ночью». Вот. Про ту эпическую поездку я тогда же написала подробно в письме. Как бы его теперь отыскать?...

Пальмовый Фонтан. Или как там его. Построен Наполеоном Бонапартом в честь, знамо дело, своих побед. С благородной оговоркой: дать парижанам бесплатной питьевой воды. Парижанам всегда воды мало (было)....

Но причём тут пальмы? - спросите вы. Поднимите голову, присмотритесь (кто-то мудрый говорил: «По городам надо гулять задрав голову, а не глядя себе под ноги») (согласна, в Париже это не совсем просто по причине собачьих какашек повсюду).... Но вы всё-таки постарайтесь, приглядитесь....

Вы уведите: на вершине колонный действительно имеются пальмовые листья. Или почти. А весь «ствол» «пальмы» украшен перечислением наполеоновских побед в Италии, Египте и далее везде. Вообще, Наполеон I весьма проникся духом классической римской и египетской архитектуры. Поспешил воспроизвести в Париже. Величие! Хотя, если вспомнить, знаменитые ныне храмы и монументы Египта в наполеоновские времена были по крышу засыпаны песком, служили приютом туземным пейзанам и откапаны значительно позже…

на картинках - храм Edfou

На вершине «пальмы» - статуя Победы. Вот она (копия, оригинал в Музее Горда Парижа, Карнавале).

У подножья колонны сфинксы и четыре статуи, аллегории Бдительности, Правосудия, Силы и Благоразумия.

Первый век христианской эры. Париж времён Лютеции. Римские поселения находятся, в основном, на левом берегу, вокруг холма Святой Женевьевы и cardo maximus, ныне известной как улица Saint-Jacques (см. предыдущий пост). На острове Сите - поселения самих паризиев и римская администрация, включая дворец наместника.

на картинке: План Парижа эпохи Лютеции (Plan de Paris Lutece)

Пока римляне одни и непобедимы, жизнь течет плавно и гармонично. Гармонию нарушают варвары. Впервые - в 276 году. И потом уже беспрестанно. Поселенцы открытого, незащищённого левого берега спасаются от набегов на острове. Мостов в ту эпоху, похоже, практически не было. Максимум два. Один на левый берег, второй на правый. Мосты деревянные. Достаточно сжечь - и всё, «в домике». Во время нашествия Аттилы, IV век, лютечане, под духовным знаменем Святой Женевьевы, город не покидают (а хотели без боя сдать), но выстраивают вскоре вокруг Сите крепостную стену в два - два с половиной метра толщиной. Мосты, впрочем, всё ещё остаются без прикрытия.

на картинке: Париж в IX веке. С мостами.

Как следует укреплять Париж принялся Карл Лысый (вот не стеснялись французы давать своим королям не слишком-то почтительные кликухи, так на века и осталось), Charles II dit le Chauve, est un des petits-fils de Charlemagne, 823 - 877. IX век. Нормандцы зачастили. «После их набегов не оставалось даже собаки, чтоб полаяла в след» . Вплоть до самых последних времён по церквам ежедневно возносили: «От ярости норманнов спаси нас, Боже»!

Карл Лысый велит «обновить» римские укрепления, выстроить новые и укрепить мосты. Опоры мостов велено превратить в забрала и по концам поставить по деревянной башне-крепости. Так на нашем месте появляется «Большой Шатле» (Le Grand Châtelet). В противоположность «Малому Шатле» (le Petit Châtelet) с другой стороны острова, на «малом» рукаве Сены. Мосты здесь назывались соответственно: «Малый Мост» (так и называется по сей день) и «Большой Мост» (Ныне «Мост Менял»).

В скобках: усилия Карла Лысого оказались не напрасными. При очередном нашествии алчных викингов, в ноябре 885, им не удалось разбить и разграбить город с разбега и без потерь. После ожесточённых боёв парижане не сдались. «Большой Шатле» непреступен. Потянулась долгая осада. 885-887 гг. В какой-то момент противоположный « Малый Мост » снесло полноводием, защитники «Малого Шатле» оказались в одиночестве и «все были жестоко перебиты норманнами» … А потом прибыл Карл Толстый (говорю же: никакого почтения к правительству), Charles III dit le Gros, 839-888, откупился от викингов и те пошли грабить иные земли…

В 1130 Людовик Толстый (снова здорово), Louis VI, dit «le Gros» ou «le Batailleur», 1081-1137, заменил деревянные башни на каменные. Крепость солидная, мощная, окружена рвом c водой из Сены… Князья Парижские здесь обитают, потом кой-какая администрация… В 1190 Филипп-Август выстраивает новые оборонительные стены Парижа, «Большой Шатле» теряет первоначальное оборонительное назначение. Отныне здесь резиденция полиции и уголовной юстиции. Тюрьма и пыточные казематы включая. Всё. «Большой Шатле» нашёл своё окончательное призвание.

на картинке: Париж к 1550 г.

Мосты...


Pont au Change in 1577

Nicolas-Jean-Baptiste Raguenet, La joute des mariniers, entre le pont Notre-Dame et le Pont-au-Change, 1756

«Большой Шатле был, после Монфокон, наиболее зловещим сооружением Парижа, как по своей внешности и предназначению, так и по окружению, что делало этот квартал наиболее отвратительным местом столицы». (Jacques Hillairet, «Connaissance du vieux Paris»).

12 июня 1418 года, сторонники Бургиньонов захватили крепость-тюрьму (к тому времени сильно разросшуюся) и уничтожили всех узников-сторонников Арманьяков. Скидывая с высоты башен на выставленные пики (пару слов на тему вояк уже писала, повторюсь: «Для тех, кто прогулял в школе эти уроки истории, напомню: с 1337 по 1453 между Англией и Францией идет затяжная, нудная, довольно скучная «Столетняя война». Одновременно, с 1407 по 1435, случается гражданская война между Арманьяками и Бургиньонами (Guerre civile entre Armagnacs et Bourguignons). Причем последние, гадёныши, постоянно потакают врагам отчизны, англичанам…).

Дальше - хуже. 2 сентября 1792 года. «Кровавая революционная бойня, бессмысленная и беспощадная». В рамках широкомасштабной программы, вошедшей в историю как «сентябрьские бойни». Это когда «патриоты», как сама себя называла революционная гопота, испугавшись про- руаялистской австро-прусской интервенции, сильно запаниковала и охотно поверила слухам о якобы готовящемся «заговоре тюрем». Будто бы недобитая аристократия замышляет переворот, репрессии и массовые казни революционеров.

И как сказал кто-то умный: «Есть не много людей, готовых умереть за идею, но есть много тех, кто за идею готов убить»…

«Вставайте, Французы! И пусть потечёт кровь изменников! Это единственный способ спасти отчизну»! («Debout, Français, qui voulez vivre libres! Debout! Debout! Et que le sang des traîtres commence à couler ! C"est le seul moyen de sauver la patrie» . Jean-Paul Marat).

За пять дней по парижским тюрьмам было зверски убито, как полагают, более 1300 человек. И далеко, ох, далеко не все из них были «изменниками», аристократами-роялистами и примкнувшими к ним священниками. 75% - простые уголовники и проститутки. В «Большом Шатле» из 269 заключенных изрубили саблями и истерзали ножами 216 человек. Все - опасные преступники (иных тут не держали), но ни одного замешанного в какие-либо заговоры. «Эти заключенные слышали накануне, что тюрьмы освободят (…) Многие приготовились и с котомкой вещей под мышкой прогуливались по двору (…) Страшный смерч ворвался в семь вечера (…) Невнятная бойня началась с ударов саблей, с выстрелов ружей. Нигде более они не были столь безжалостными» (Jules Michelet, «Histoire de la Révolution Française»).

Рассказывают, что войдя в кровавый раж, «сентябрийцы» (сентябрь + убийцы, les septembriseurs) рубили и оскверняли тела жертв «простого удовольствия ради». «Женщины носили отрезанные уши в качестве трофея» … Впрочем, это слишком долгий и не столь однозначный рассказ… Отметим лишь, что когда революционеры освобождали всех «узников тирании» в 1789 году, именно в «Большой Шателе» они сунуться не посмели. Репутация постояльцев была однозначной: «особо опасные бандиты».

на картинке: Massacre Châtelet 1792

Сидели «особо опасные» по различного комфорта камерам, за которые - нюанс цинизма - ещё и платили сами. В зависимости от ранга: граф, сеньор, шевалье, дворянин, ростовщик, еврей, иное… За привилегию иметь кровать платили отдельно. Хотя кровати были не везде. Самые страшные казематы - «La fosse» («Могила») и «Fin d"aise» («Конец радости»). «Могила» представляла из себя перевёрнутый конус, где узник не мог ни стоять, ни сидеть, ни лежать, а ноги его были всегда в воде. Продолжительность заточения - две недели. Дольше не выживали. В «Конце радости» помирали чуть позже, через месяц примерно. То была яма, заполненная помоями и рептилиями.

Кроме обычных «камер» были и специальные залы судопроизводства. Где заключенные подвергались «вопросу». То есть пыткам. Где выносились приговоры и осуществлялись приговоры.

на картинке: Robert Francois Damiens before the judges / «Робер-Франсуа Дамьян перед своими судьями».

После бойни 2 сентября 1792 «Большой Шатле» решено снести. Немедленно. Но немедленно не получилось, сносили постепенно, между 1802 и 1857 годами. Теперь от некогда могущественной и «наиболее зловещей» крепости-тюрьмы осталось лишь название площади и театра. И слово «морг».

Неисповедимы пути Господни. В жизни слов тоже.

В XV веке французское (от латинского) слово «морг» - «morgue» - обозначало: «лицо», «физиономия». От глагола «morguer» - внимательно вглядываться в лица осужденных по их прибытию в тюрьму «что бы их узнавать в случае побега или рецидива». Фотографий не было. «По причине выражения лица, которое принимали надзиратели, когда они всматривались в заключенных по их прибытию; значение было, буквально: «отделение, место в тюрьме, где осматривали заключенных, прежде чем поместить их в камеры». Кое кто уточняет, что «выражение лица» у надзирателей было соответствующим.

В 1734 году нижние камеры, «la basse geôle», специальным постановлением переквалифицировали в место «опознания трупов, найденных на улице или утонувших в Сене». В XVIII веке таковых тел в Париже находили десятка по полтора в ночь. Позже сиё макабрное учреждение переведут в другую часть Шатле, но это совсем не важно. За безымянными телами ухаживали монахини ордена Святой Екатерины. Специальное отверстие в двери позволяло рассмотреть трупы «зажимая нос». Невостребованных хоронили на кладбище Невинных (о котором обязательно как-нибудь расскажу). В 1804 (Шатле разбирают) морг переведён в иное место.... О первоначальном смысле слова забыли ныне даже сами французы....

Продолжение следует….



Рассказать друзьям