Памятник императору Александру II в Кремле. Памятник Александру II в кремле Памятник александру ii в кремле

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Торжество открытия памятника императору Александру II состоялось 16-го августа в Высочайшем присутствии Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, изволивших прибыть в Москву вместе с Августейшими Детьми накануне торжества, 15-го августа, в 6 часов вечера.
16-го августа, в 8 часов утра, пять пушечных выстрелов с Тайницкой башни Кремля возвестили Москве о наступлении торжества открытия памятника императору Александру II. Но уже до выстрелов началось сильное движение народа вокруг Кремля. Особенно много народа собралось на Софийской набережной против Кремля, откуда видна ограда памятника и верхняя часть-голова статуи императора под величественною сенью. Главный фасад всего сооружения обращен к кремлевским соборам.

Памятник императору Александру II, сооруженный по Высочайше одобренному проекту Н. В. Султанова и Н. В. Жуковского, представляет собою слияние двух стилей: по общему виду и по форме крыш это вполне русское сооружение, а по деталям — это здание в стиле Возрождения, согласованное по формам и по цвету своих материалов с общим характером итальяно-русского, белокаменного, златоглавого Кремля. Памятник построен по южному склону кремлевского холма, против Малого Николаевского дворца, занимая площадь в 323 кв. саж. Если смотреть на памятник с Замоскворечья или со стороны Спасских и Боровицких ворот, то все сооружение представляется как бы вырастающим из нижнего кремлевского сада, примыкая верхней своей площадью к внешнему краю плаца. По боковым сторонам памятника спускаются от плаца по склону холма две высокие каменные лестницы, заканчивающиеся общей площадкой и широким сходом, ведущим в сад близ церкви св. Константина и Елены (рис. на стр. 700).


Памятник по внешнему своему виду состоит из поднимающегося над склоном кремлевского холма выступа в 8 саж. высоты, обрамленного вверху с трех сторон сквозной галерейкою, со статуей императора помещенной посредине под высоким балдахином или сенью с шатровым верхом. Арки и своды галереи поддерживаются 152 колоннами, расположенными в два ряда. По фризу галереи, начиная с левой ее стороны, высечена надпись: "Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893 великим Государем нашим Императором Александром Александровичем и окончен при великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898". В галерею ведут два входа, в виде сеней; над крышей правого входа помещен герб дола Романовых, представляющий грифона с мечом и щитом, а над левой входной сенью — герб города Москвы, изображающий Георгия Победоносца. Своды галереи украшены мозаичным золоченым орнаментом в стиле итальянского ренессанса, в виде розеток и звезд. Эта мозаика служит узорным фоном, на котором расположены, в самой середине сводов, большие медальонные мозаичные портреты русских государей, начиная с св. Владимира и кончая императором Николаем I; всего 33 портрета. По бокам портретов изображены года начала и конца царствования каждого государя. Эскизы портретов и орнаментов свода галереи написаны художником П. Б. Жуковским. По этим эскизам мозаика портретов и всей галереи сделана в Венеции. В боковых входах и в углах галереи подвешены к своду четыре бронзовых вызолоченных канделябра для электрического освещения памятника.

Высоко поднимающаяся над галереей сень сделана из темнорозового финляндского гранита и убрана украшениями из темнозеленой бронзы с золотой бликовой.
Четырехсторонняя кровля главной сени, круто поднимающаяся кверху, сделана из бронзовых листов чеканной работы, вызолоченных чрез огонь и украшенных слаборельефным орнаментом с заливкою фона темнозеленой эмалью. По общему своему виду кровля представляет собою как бы колоссальный парчовой шатер. Шатер главной сени увенчан большим бронзовым золоченым двуглавым орлом. Высота сени от поверхности площади до вершины орла- 17 сажен. В центре купола средней сени — изображение Императорской короны в золотых лучах. По краям купола сделана следующая надпись золотыми буквами: "Родился 17 апреля 1818 г. Вступил на престол 19 февраля 1855 г. Венчался на царство 26 августа 1856 г. В Бозе почил 1 марта 1881 г.".

Статуя императора помещается под сенью на четырехстороннем пьедестале из красного гранита. Исполненная профессором скульптуры А. М. Опекушиным, статуя отлита из темнозеленой бронзы; высота ее 7 аршин. Император Александр II изображен в одеянии, в котором венчался на царство, в полной генеральской форме и в Императорской порфире. На лицевой стороне. пьедестала; сделана надпись: "Императору Александру II любовию народа" (рис. на стр. 697)…

Биография знаменитого скульптора Опекушина под катом:

Опекушин Александр - (1838-1923) русский художник, скульптор-монументалист, скульптор-патриот.
Родился д. Свечкино, ныне Ярославской области, сын крепостного, скульптора-самоучки и потомственного
лепщика-декоратора.
В 1860 г. Александр, скопив с большим трудом 500 руб., откупился от помещицы, получив вольную.
В 1861 г. он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Е. Гуськиной.
Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. Иенсена в Петербурге. Действительный член петербургской АХ (1895 г.).
Вначале завоевал признание как портретист. Участвовал в создании (по проектам М. Микешина) памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (вылепив для него фигуру Петра I, открыт в 1862 г.) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873 г.), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А. Орлова и В. Чичагова) по собственным эскизам.
Совместно с М. Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А. Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 г.
Наиболее значительное произведение Опекушина - памятник А. Пушкину в Москве (бронза, гранит), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. который по праву стал самым популярным русским монументом XIX в.
1875 г. - оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А. Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей.
Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлимым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Опекушиным и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).
Открытие этого памятника в 1880 г. явилось событием огромного значения в жизни страны, по выражению
М. Антокольского, "народ нашел своего ваятеля".
Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882 г.) совместно с М. Микешиным создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».
В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах.
Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович.
Опекушин выполнил памятник Александру II у южной стены Кремля (бронза, открыт в 1898 г., не сохранился) и Александру III возле храма Христа Спасителя (создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования, бронза, 1912 г., не сохранился).
Не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники К. Бэру в Дерпте (1886 г.) и Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г., уничтожен в 1925 г.).
Опекушин создал также памятники А. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884 г.), М. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889 г.) - все бронза, гранит.
Опекушиным выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других.
После 1917 г. - заработанные Опекушиным многолетним трудом деньги, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы.
Дом - экспроприирован.
Опекушин совершенно забыт всеми, живет в крайней нужде. Умер Опекушин в с. Рыбница, ныне Ярославской области.

Уничтожен в 1918 г.

История

После трёхлетних земляных работ 14 мая 1893 г. произошла закладка первого камня. Строительство длилось пять лет, и 16 августа 1898 г. в присутствии императора Николая II состоялось торжественное открытие.

Создавали памятник скульптор А. М. Опекушин, художник П. В. Жуковский, архитектор Н. В. Султанов. Надзор за сооружением памятника осуществлял архитектор В. П. Загорский.

Памятник представлял собой мемориальный комплекс, состоявший из статуи императора, шатровой сени над ней и колоннады.

Статуя из тёмной бронзы изображала Александра II в рост, в генеральском мундире, в порфире, со скипетром. На прямоугольном постаменте была надпись «Императору Александру II любовию народа».

Шатровая сень была облицована финляндским гранитом и украшена бронзой с позолотой. Кровля была сделана из вызолоченных бронзовых листов, залитых тёмно-зелёной эмалью и увенчана двуглавым орлом. В куполе сени была помещена летопись жизни царя.

Alexander Opekushin (1838-1923, sculpture), category:Nikolay Sultanov (1850-1907) , Public Domain

С трёх сторон статуя была окружена арочной галереей. На её сводах были расположены 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до Николая I.

Портреты были выполнены по эскизам П. В. Жуковского. По фризу колоннады было написано:

«Сооружен доброхотным иждивением русского народа».

Память

В ознаменование открытия памятника 16 августа 1898 г. император Николай II подписал указ, согласно которому право на ношение медалей, учреждённых в связи с проведением крестьянской реформы становилось наследственным - старшие прямые потомки награждённых, исключительно по мужской линии, получили право носить эти медали как собственные. В случае, если прямых наследников не оставалось, медаль должна была оставаться на хранении у иных потомков этих лиц. Таким образом дополнялся порядок ношения следующих медалей: «За труды по освобождению крестьян», «За труды по устройству удельных крестьян», «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском», «За труды по устройству военно-заводского населения».

В память об открытии памятника были отчеканены специальная настольная медаль и жетон, а также монета номиналом 1 рубль и тиражом 5000 экземпляров.

Памятник пользовался популярностью у москвичей. Газета «Московские ведомости» писала:

«Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него всё те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса».

Вот что говорил об этом памятнике один из его авторов Н.В. Султанов:

«Всякая статуя терялась бы между двумя исполинами: Иваном Великим и Спасской башней. Русский народ, отучаемый в продолжении девяти веков восточным православием от скульптурных изображений Божества и Святых, совсем разучился понимать одно ваяние в его чистом виде, а потому одна статуя обыкновенно ничего не говорит его уму и сердцу, чем только и можно объяснить унылую безлюдность наших памятников».

В то же время граф А. А. Игнатьев, принимавший участие в церемонии открытия памятника, в своих мемуарах указывает, что накануне открытия кто-то оставил надпись на прилегавшем заборе:

«Безумного строителя бездарный выбран план - Царя-Освободителя поставить в кегельбан»

Весной 1918 г. статуя императора была убрана, в 1928 г. памятник был уничтожен окончательно.

Все коллекционеры, интересующиеся имперским периодом, знают о редком мемориальном (памятном) рубле, отчеканенном в 1898 году, по случаю открытия памятника императору Александру II в Москве. Тираж его составил всего лишь 5 000 штук. На нумизматическом жаргоне этот рубль называется «Дворик».
На аверсе профиль императора и надпись по кругу «АЛЕКСАНДРЪ II ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКIЙ родился 17 апреля 1818 года скончался 1 марта 1881 года». На реверсе изображение памятника, под ним номинал «РУБЛЬ.» и надпись по кругу «ИМПЕРАТОРОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ III заложенъ въ 1893 году» «ИМПЕРАТОРОМЪ НИКОЛАЕМЪ II открытъ въ 1898 году» «въ кремлъ московскомъ». Первого марта 1881 года произошло чудовищное событие – террористический акт унесший жизнь помазанника божия императора Александра II. Новый император, его сын Александр III, сразу после прихода к власти резко разворачивает внутреннюю политику страны от либеральных реформ отца к укреплению и консолидации народа вокруг самодержавия. Он лично активно участвует во многих сферах жизни страны. «Умы стали чувствовать потребность в национально-исторической оглядке и это направление получило особую силу в царствование императора Александра III. ‹…› Национальный поворот произошёл и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи 1 » . Естественно поступает госзаказ на увековечение памяти невинно убиенного монарха. Памятники были заказаны во многих городах империи. В Москве было решено установить его в Кремле на склоне, спускающемся к Москва реке. В конкурсе на устройство памятника императору Александру II в Москве побеждает проект в смешанном стиле, но все-таки ближе к исконным русским традициям. Создателями величественного ансамбля стали скульптор А.Опекушин, архитектор Н.Султанов и художник П.Жуковский. Проектирование длилось с 1889 по 1897 год. Александр III лично контролировал творческий процесс.
Эскиз П. Жуковского.
Эскизы проектов памятника не прошедших конкурс.




Процесс строительства памятника.

Торжественное открытие памятника императору Александру II состоялось 16-го августа 1898 года при Высочайшем присутствии Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, прибывших в Москву вместе с Августейшими Детьми.
Открытие памятника.



К сожалению, этот памятник не сохранился до наших дней, остались фотодокументы тех времен, но они не показывают всей красоты его внутреннего убранства. Вот, что пишет журнал «Нива» за 1898 год. «Памятник императору Александру II, сооруженный по Высочайше одобренному проекту Н.В.Султанова и Н.В.Жуковского, представляет собою слияние двух стилей: по общему виду и по форме крыш это вполне русское сооружение, а по деталям - это здание в стиле Возрождения, согласованное по формам и по цвету своих материалов с общим характером итальяно-русского, белокаменного, златоглавого Кремля. Памятник построен по южному склону кремлевского холма, против Малого Николаевского дворца, занимая площадь в 323 кв. саж.(688 кв.м.) Если смотреть на памятник с Замоскворечья или со стороны Спасских и Боровицких ворот, то все сооружение представляется как бы вырастающим из нижнего кремлевского сада, примыкая верхней своей площадью к внешнему краю плаца. По боковым сторонам памятника спускаются от плаца по склону холма две высокие каменные лестницы, заканчивающиеся общей площадкой и широким сходом, ведущим в сад близ церкви св. Константина и Елены. Памятник по внешнему своему виду состоит из поднимающегося над склоном кремлевского холма выступа в 8 саж. (17м.) высоты, обрамленного вверху с трех сторон сквозной галерейкою, со статуей императора помещенной посредине под высоким балдахином или сенью с шатровым верхом. Арки и своды галереи поддерживаются 152 колоннами, расположенными в два ряда. По фризу галереи, начиная с левой ее стороны, высечена надпись: "Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893 великим Государем нашим Императором Александром Александровичем и окончен при великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898" . В галерею ведут два входа, в виде сеней; над крышей правого входа помещен герб дома Романовых, представляющий грифона с мечом и щитом, а над левой входной сенью - герб города Москвы, изображающий Георгия Победоносца. Своды галереи украшены мозаичным золоченым орнаментом в стиле итальянского ренессанса, в виде розеток и звезд. Эта мозаика служит узорным фоном, на котором расположены, в самой середине сводов, большие медальонные мозаичные портреты русских государей, начиная с св. Владимира и кончая императором Николаем I; всего 33 портрета. По бокам портретов изображены года начала и конца царствования каждого государя. Эскизы портретов и орнаментов свода галереи написаны художником П.Б.Жуковским. По этим эскизам мозаика портретов и всей галереи сделана в Венеции. В боковых входах и в углах галереи подвешены к своду четыре бронзовых вызолоченных канделябра для электрического освещения памятника. Высоко поднимающаяся над галереей сень сделана из темно-розового финляндского гранита и убрана украшениями из темно-зеленой бронзы с золотой бликовой. Четырехсторонняя кровля главной сени, круто поднимающаяся кверху, сделана из бронзовых листов чеканной работы, вызолоченных чрез огонь и украшенных слаборельефным орнаментом с заливкою фона темно-зеленой эмалью. По общему своему виду кровля представляет собою как бы колоссальный парчовой шатер. Шатер главной сени увенчан большим бронзовым золоченым двуглавым орлом. Высота сени от поверхности площади до вершины орла - 17 сажен. (36,2м.). В центре купола средней сени - изображение Императорской короны в золотых лучах. По краям купола сделана следующая надпись золотыми буквами: "Родился 17 апреля 1818 г. Вступил на престол 19 февраля 1855 г. Венчался на царство 26 августа 1856 г. В Бозе почил 1 марта 1881 г." . Статуя императора помещается под сенью на четырехстороннем пьедестале из красного гранита. Исполненная профессором скульптуры А.М.Опекушиным, статуя отлита из темно-зеленой бронзы; высота ее 7 аршин.(4,97м.). Император Александр II изображен в одеянии, в котором венчался на царство, в полной генеральской форме и в Императорской порфире. На лицевой стороне пьедестала; сделана надпись: "Императору Александру II любовию народа" »(Сажень 1=2,13 м. Аршин 1=0,71 м.)
Фотографии памятника.






Рисунок М. М. Перетятковича.


Общий вид Кремля.



Пожалуй, самым первым «репрессированным» памятником стал именно этот монумент. 26 февраля 1918 года Совнарком принял решение о переводе столицы из Петрограда в Москву. Правительство решило проживать в Кремле и, естественно, соседство с монархом посчитали неуместным. В короткие сроки памятник был демонтирован. Саму колоннаду окончательно уничтожили в 1928 году.
Снос памятника.


7 июня 2005 года по инициативе партии «Союз Правых Сил» и при поддержке правительства Москвы у храма «Христа Спасителя» был установлен памятник императору Александру II. Автор памятника - скульптор А. Рукавишников, архитектор И. Воскресенский, художник С. Шаров.
Памятник императору Александру II у храма «Христа Спасителя» .



В конце мемориальной надписи фраза – «ПОГИБ 1 МАРТА 1881 ГОДА В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА». Так что «герои народовольцы», фамилиями которых названы улицы во многих городах нашей страны, являются террористами и преступниками, и это засвидетельствовано.

1 Прахов А.В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Художественные сокровища России. - 1903. - № 4 - 8. С. 136.



Рассказать друзьям