Памятник николаю васильевичу гоголю. Памятник Гоголю, созданный Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве.

Юрий Пелевин

Андреев, Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/

В разные странах мира существует более 15 памятников Николаю Васильевичу Гоголю. Большинство из них установлены на Украине, где родился писатель. Там находятся первый в мире памятник Гоголю и самый «молодой» памятник писателю.

Первым памятником Николаю Васильевичу Гоголю в Москве стал знаменитый монумент работы скульптора Николая Андреева, торжественное открытие которого, приуроченное к 100‑летнему юбилею писателя, состоялось 26 апреля 1909 года на Арбатской площади. Сперва памятник у многих вызывал неприятие, но с годами андреевский Гоголь стал считаться одним лучших памятников Москвы.

В 1924 году монумент был включен в «Список зданий, памятников, имеющих историко-художественное значение по Москве и Московской губернии» - наряду с памятниками Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса и памятником Пушкину скульптора Александра Опекушина.

В 1936 году было принято Постановление Совета народных комиссаров СССР «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве», в котором говорилось о необходимости установить памятник писателю, «отражающий подлинный облик великого русского писателя-сатирика». По некоторым сведениям, памятник не нравился лично Сталину, который находил его слишком мрачным. В 1951 году монумент был демонтирован и до 1959 года находился в Музее мемориальной скульптуры в Донском монастыре.

На его месте в 1952 году (в связи со 100‑летием со дня смерти писателя) был поставлен памятник работы скульптора Николая Томского. Позднее Томский написал: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В.Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя». Не понравился памятник и москвичам, но отзывы официальной прессы были положительными.

Памятник работы Андреева в 1959 году был установлен во дворе бывшего дома Талызина на Никитском бульваре, в котором Гоголь провел свои последние дни. Спустя год, по постановлению Совета Министров СССР, монумент был принят на государственную охрану. С 1980‑х годов и до настоящего времени общественностью города поднимается вопрос о возвращении монумента на его историческое место - Арбатскую площадь.

Последняя попытка была сделана в ноябре 2008 года, когда группа деятелей науки и культуры обратилась к председателю Государственной думы Борису Грызлову с соответствующей просьбой.

В Санкт-Петербурге, как и в Москве, есть два памятника Гоголю. Один из них - это бронзовый бюст писателя в петербургском Александровском саду.

Городская Дума Санкт-Петербурга в 1891 году, в связи с 50‑летием со дня смерти Лермонтова, параллельно приняла решение и об установке памятника Гоголю. Думой был поставлен вопрос «об открытии бесплатных читален в память этих писателей и об установке их бюстов в Александровском саду». Бюст Гоголя был отлит по модели, выполненной скульптором Василием Крейтаном, и установлен в Александровском саду 17 июня 1896 года.

Решение о сооружении более масштабного памятника Гоголю в Санкт-Петербурге было принято в 1952 году - в год 100‑летия со дня смерти писателя. Тогда же на Манежной площади Петербурга был установлен закладной камень. Однако памятник работы скульптора Михаила Белова был открыт лишь 8 декабря 1997 на Малой Конюшенной улице, рядом с Невским проспектом. Монумент был сооружен на средства общественной Ассоциации «Клуб «Невский проспект» и ряда юридических и частных лиц Санкт-Петербурга. Все они отмечены на тыльной стороне постамента.

Один из старейших в России памятников Гоголю находится в Волгограде. Монумент строился на добровольные пожертвования, сбор которых в 1909 году - в год 100‑летия со дня рождения писателя - начала городская управа. Бронзовый бюст Гоголя работы скульптора И.Ф. Тавбия был торжественно установлен на Александровской площади в 1910 году. В 1930‑е годы памятник был перенесен на территорию Комсомольского сада.

Памятник был поврежден в ходе Сталинградской битвы и хранит на себе следы пуль и осколков. В 1959 году поврежденный постамент был заменен новым, выполненным из розового полированного гранита, высотой 2,6 метра. Автор проекта - архитектор Иван Белдовский.

Во время реконструкции драмтеатра им. Горького в 1977 году памятник Гоголю был перемещен к боковому выходу театра и повернут на 90 градусов, лицом в сторону Комсомольского сада.

Большое количество памятников писателю установлено на Украине. На Украине был открыт и первый в мире памятник Гоголю . Это произошло 4 сентября 1881 года. Памятник был установлен в городе Нежин Черниговской области, где Гоголь с мая 1821 по июнь 1828 года обучался в Гимназии высших наук. Автором первого памятника Гоголю стал скульптор Пармен Забелло.

К числу известных памятников Гоголю, созданных до революции 1917 года, относятся также монумент, открытый в городе Могилеве-Подольском Винницкой области в 1898 году, и бюст Гоголя работы скульптора Бориса Эдуардса , установленный в Харькове в 1909 году.

Одним из старейших среди ныне существующих является памятник работы скульптора Ильи Гинцбурга, установленный в 1910 году перед зданием музея в селе Большие Сорочинцы , где родился писатель.

Примечателен созданный в 1915 году, но открытый лишь в марте 1934 года на улице Гоголя в Полтаве монумент работы скульптора Леонида Позена. Бронзовая фигура писателя установлена на высоком постаменте. Памятник расположен неподалеку от театра, носящего имя Николая Гоголя.

Из более поздних следует упомянуть памятник Гоголю в Днепропетровске на пересечении улицы Гоголя и проспекта Карла Маркса (установлен 17 мая 1959 года, скульпторы А. Сытник, Э. Калишенко, А. Шрубшток) и памятник Гоголю в Киеве на Русановском бульваре (установлен в 1982 году, скульптор А. Скобликов).

В Полтавской области памятники Гоголю установлены также в Диканьке и Гоголево. В Миргороде на набережной Миргородской лужи 18 сентября 2008 года был открыт монумент работы скульптора Дмитрия Коршунова, который на сегодняшний день является самым «молодым» памятником Гоголю.

В Казахстане памятник Гоголю был открыт 28 августа 2004 года. Бюст работы скульптора Николая Новопольцева был установлен в Караганде на улице Гоголя . Открытие памятника состоялось в рамках мероприятий, посвященных Году России в Казахстане.

Из установленных в странах дальнего зарубежья памятников Гоголю наиболее значительным считается монумент работы скульптора Зураба Церетели , открытый 17 декабря 2002 года в центре Рима на вилле Боргезе , напротив музея современного искусства. Памятник выполнен по поручению римского муниципалитета. Любовь Гоголя к Риму и Италии, где писатель жил в 1837-1948 годах, неоднократно подчеркивалась как им самим, так и его современниками.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

: в августе по инициативе Общества любителей российской словесности была открыта подписка для сбора средств. Близко знавший Н. В. Гоголя Иван Аксаков вспоминал об этом :

Мысль о памятнике Гоголю мы оба имели с Тургеневым и намеревались заявить об этом в конце заседания, но один петербургский литератор, Потехин , которому она тоже пришла в голову и который приготовил для этого целую речь, упросил нас уступить ему эту честь…

Одним из первых жертвователей был промышленник и меценат П. П. Демидов , внёсший 5000 рублей и пообещавший поставить меди столько, сколько будет нужно для изготовления монумента .

К концу 1890 года капитал достиг 52 тысяч рублей, и Общество любителей российской словесности постановило образовать Комитет по сооружению в Москве памятника Н. В. Гоголю. На первом заседании Комитета, состоявшемся 6 апреля 1896 года, был рассмотрен вопрос о выборе места для постановки памятника в Москве. Рассматривались Арбатская, Лубянская и Театральная площади, Страстной и Рождественский бульвары; предпочтение было отдано Арбатской площади - там, где она примыкала к Пречистенскому бульвару . К этому времени набралась сумма около 70 тысяч рублей и Комитет счёл её достаточной, чтобы приступить к сооружению памятника. На этом же заседании была разработана и объявлена программа конкурса на лучший проект памятника. Условия были выдвинуты следующие:

Из представленных 14 февраля 1902 года на очередном заседании Комитета 46 проектов было отобрано четыре проекта (Р. Р. Баха , С. М. Волнухина , П. П. Забелло и В. В. Шервуда), но ни одна из них не была рекомендована для сооружения памятника.

На первом же заседании Комитета под председательством нового городского головы Н. И. Гучкова 13 февраля 1906 года , по предложению И. С. Остроухова составление проекта было поручено скульптору Н. А. Андрееву ; Остроухову было известно удачное решение Андреевым образа Гоголя - бюст писателя был поставлен на станции Миргород на средства Киево-Воронежской железной дороги. К участию в работе в качестве экспертов были приглашены архитектор Ф. О. Шехтель (который разработал пьедестал памятника и окружающее оформление ), художник В. А. Серов и артист Малого театра А. Ленский . Комитет поставил условие: если хотя бы один из членов комитета выскажет возражения против представленной модели, заказ скульптору будет аннулирован. Уже 28 апреля 1906 года проект был выставлен для обозрения членами Комитета в саду остроуховского дома в Трубниковском переулке . Комитет единогласно одобрил представленный проект , даже «страшно не доверявший Андрееву» Серов на вопрос Остроухова ответил: «Очень, очень хорошо, не ожидал!» Для Николая Андреевича Андреева этот заказ стал дебютом в монументальной скульптуре, в которой он впоследствии много и плодотворно работал .

Закладка памятника состоялась 27 мая 1907 года. Торжественное открытие - 26 апреля 1909 года при чрезвычайно большом скоплении публики и было приурочено к столетию со дня рождения писателя. Гоголевский юбилей в 1909 году в Москве отмечался с большим размахом и принял масштабы общенационального праздника: только программа мероприятий, непосредственно связанных с открытием памятника, занимала три дня .

На своём первоначальном месте, Пречистенском бульваре, памятник простоял 42 года. В 1951 году его перенесли на территорию Донского монастыря, а в 1959 году памятник установили во дворе бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Н. В. Гоголь провёл последние четыре года жизни .

Художественные особенности

Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Перед зрителем предстаёт писатель, глубоко погружённый в скорбные размышления. Скульптор подчеркнул его подавленное состояние согбенной позой, опущенной линией плеч, наклоном головы, складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело .

Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами превосходной работы, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора» , «Шинели» , «Тараса Бульбы» , «Мёртвых душ» и других. Барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощённым образом самого писателя .

В этом памятнике определились новаторские находки, интересные в художественном отношении, в плане техники исполнения и проработки пластических форм. Но наиболее радикальным явлением для монументального искусства того времени стала сама идея «скорбящего» Гоголя. Эта идея вызвала множество споров сразу же после открытия памятника.

  • Барельефы, обрамляющие пьедестал памятника
  • Сохранились многочисленные воспоминания современников, отражающие реакцию на памятник. В одном из них говорится :

    Памятник Гоголю «всесторонне» обругать нельзя, ибо он талантлив. Сделан, правда, не специалистом по монументальной части, а потому хорош с одной-двух сторон, как живое изображение, красив по некоторым декоративным линиям, по матерьялу, с которого сработан, но никуда не годен по идее - Гоголь на нем не изображён здоровым, полным творческих сил автором «Мертвых душ», «Тараса Бульбы» и друг., а изображён он умирающим, в смертельной тоске отрешающимся от всего им содеянного. И тут нет для Андреева пощады. Он, конечно, виновен, тем ли, что он «сын своего времени», или тем, что недостаточно умён, не знаю… Что же касается того, подражал ли он Родену или нет, то это меня не занимает, может, подражал, а может, и нет. Техника его самая самоновейшая.
    Трактовка сюжета была для того времени новаторской, и памятник встретил весьма неблагосклонный приём у широкой публики. Фигуру, закутанную в плащ, сравнивали с летучей мышью, с вороной, словом, насмешкам не было конца. Отдельные голоса критиковали местоположение памятника и доказывали, что если бы тыл скульптуры был защищён каким-нибудь зданием, впечатление было бы иным. Художественность украшающих цоколь барельефов, изображающих гоголевские персонажи, никем не оспаривалась, но лишь немногие тонкие ценители считали, что это, быть может, не совсем удачное произведение Андреева в целом значительно превосходит остальные бездарные московские памятники, цепь которых завершилась в 1912 году опекушинским памятником Александру III .
    …Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упрёком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия, - готовый бросить в печь свои творения <…> Это - болезнь, этого конца не надо было изображать <…> Памятник хорош и не хорош; очень хорош и очень не хорош.

    Критик Сергей Яблоновский предугадал реакцию общественного мнения (и в некоторой степени дальнейшее развитие событий) в своей статье, опубликованной в газете «Новое русское слово » за месяц до открытия памятника :

    И в других многочисленных публикациях в прессе того времени мнения также были крайне разноречивы, с преобладанием негативных оценок. Отмечалось, что «Гоголь господина Андреева - лицо субъективное и мало говорящее сердцу русского человека… Это не Гоголь, которого мы знаем и любим…»; «Больше всего недовольны тем, что невеличественно. Так, статуэтка какая-то! Во всяком случае не монумент. Захудалый тут Гоголь»; «Многое кажется односторонним, многое спорно, но во всяком случае нельзя бросить упрёка в банальности и мёртвенном академизме . Разве этого мало?» ; «Во всей позе, в том движении, которым закутал он свою хрупкую фигуру в шинель, что-то скорбное, какая-то великая усталость сердца, с которым так сурово обошлась жизнь» и т. п. Журнал «Зодчий» был на стороне скульптора: «Произведение Андреева не лишено идеи и своеобразной прелести… Нельзя не признать, что это вещь не банальная, не шаблонная, совершенно в духе нашего времени, в духе молодой русской скульптуры.»

    Памятник вызывал сочувствие в либеральной среде и неудовольствие в консервативных и монархически настроенных кругах общества. В монументе в то время, в наэлектризованной политической атмосфере предреволюционных лет, легко читался определённый вызов, упрёк самодержавию за «трагедию погубленного гения». Говорили, что якобы графиня П. С. Уварова , возглавлявшая Московское археологическое общество , готова заплатить 12 тысяч тому, кто избавит Москву от памятника . «Петербургская газета» 16 мая 1909 года сообщала: «Ходят слухи, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н. В. Гоголю в Москве, намерены открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим» .

    Дальнейшая судьба памятника

    Памятник, вызвавший столько споров в предреволюционной России, после Октябрьской революции некоторое время казался новым властям вполне уместным благодаря политизированному контексту в образе Гоголя как «жертвы царизма» (в 1924 году его включили в «Список зданий, памятников, имеющих историко-художественное значение по Москве и Московской губернии» ). Однако это продолжалось недолго. Трагедийный монумент на одной из центральных площадей социалистической Москвы уже в середине 1930-х годов вызывал нарекания: газета «Правда» писала, что памятник искажает «образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и мистика».

    Было принято решение заменить памятник Гоголю; первый конкурс на новое изваяние Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР объявил в 1936 году . Однако до Великой Отечественной войны затею не осуществили .

    Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре

    Победа Николая Томского в конкурсе не была случайной. В 1951 году он исполнил мраморный бюст Н. В. Гоголя (ныне - в Третьяковской галерее), за который годом позже был удостоен Сталинской премии (пятой по счёту в карьере скульптора). Увеличенная копия этого бюста (также в мраморе) была установлена на могиле Гоголя; тот же бюст послужил отправной точкой для создания проекта бронзового памятника писателю в полный рост.

    Однако невозможно утверждать, что судьба прежнего памятника была окончательно предрешена ещё до начала 1950-х годов. Известен проект памятника Гоголю, разработанный С. Д. Меркуровым и датированный 1945 годом, который готовился не на замену андреевскому памятнику, а для установки напротив него - через площадь - на Никитском бульваре, возле бывшей усадьбы графа А. П. Толстого. (Именно с этим проектом Меркуров позднее участвовал в конкурсах). Вероятно, во второй половине 1940-х ещё не было окончательного решения о замене одного памятника другим и прорабатывался вариант установки нового памятника на новом месте.

    А московский поэт и литературный критик Лев Озеров откликнулся таким четверостишьем:

    Плывёт бульвар с Арбатом в паре,

    Дворы пустынны в декабре.

    Весёлый Гоголь - на бульваре,

    Печальный Гоголь - во дворе.

    Незримая всевластная рука истории переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый памятник, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный птичий нос в воротник бронзовой шинели - почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где по преданию сумасшедший писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя - во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, не то водевильный артист, не то столоначальник, лишённый всякой индивидуальности и поэзии.

    Пьедестал нового памятника украсило развёрнутое посвящение: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». (Такое же посвящение появилось и на могиле писателя). На счёт этой надписи писатель и москвовед Пётр Паламарчук иронизировал, что памятником «Советскому правительству от Николая Васильевича Гоголя» стал бы нос (имея в виду коллизию из гоголевской повести «Нос»).

    Сам Николай Томский, выступая на съезде Союза художников в 1957 году , невысоко оценивал свою работу:

    Несмотря на очевидные художественные изъяны, за монументом Томского позднее стали признавать некоторые достоинства, скорее архитектурного и градостроительного плана. Район Арбатской площади , площади Арбатские Ворота и прилегающих улиц в 1940-е - 1960-е подвергся существенной реконструкции. Изменилась этажность некоторых домов на прилегающих улицах, для расширения площадей снесли ряд построек, возник монолит Генерального штаба , занявший квартал между Знаменкой и Воздвиженкой , и Новый Арбат с многоэтажной застройкой, тоннель, связавший Гоголевский и Никитский бульвары. Тем не менее благодаря выраженной вертикали и чёткому силуэту монумент неплохо визуально воспринимается в довольно «жёстком» архитектурном окружении, не теряется на открытых пространствах.

    Вскоре после открытия памятника его копия была установлена в вестибюле московской школы № 59 (бывш. Медведниковской гимназии). Ученики этой школы выиграли Всесоюзный конкурс творческих работ, посвященных творчеству Гоголя, за что учебному заведению 9 февраля 1952 года было присвоено имя писателя.

    Предложения об очередном переносе памятников

    Накануне 200-летнего юбилея Н. В. Гоголя, отмечавшегося в 2009 году , предложение по возвращению памятника на первоначальное место зазвучало с новой силой. Группа российских деятелей культуры во главе с нобелевским лауреатом академиком Виталием Гинзбургом обратились с этой инициативой к спикеру Государственной думы Б. В. Грызлову ; обращение, которое подписали «50 известных человек» (в том числе - директор Третьяковской галереи Валентин Родионов , представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой , художник Илья Глазунов , кинорежиссёр Эльдар Рязанов , артисты Валентин Гафт , Инна Чурикова , Василий Лановой , Леонид Куравлев , Сергей Безруков , руководители московских театров Марк Захаров и Юрий Соломин , писатели Андрей Битов , Владимир Войнович , Михаил Жванецкий) получило широкое освещение в СМИ. Между тем в целесообразности очередного перемещения выразили сомнения эксперты-реставраторы и архитекторы. Реставратор Савва Ямщиков приводил веские доводы против этой затеи: разительные перемены, произошедшие на месте первоначальной установки памятника Андреева (архитектурная среда приобрела явно диссонирующий с его стилем вид), чрезвычайную дорогивизну переноса, явную опасность утраты или повреждения обоих памятников.

Н. В. Гоголь - один из самых мистических российских писателей. Его произведения любят взрослые и дети. Интересная творческая личность умеет завораживать не только своими рассказами. Глядя на памятник писателю, невозможно оторваться. А где же его можно увидеть? Памятников Гоголю всего 11 в мире. В этой статье мы расскажем о каждом из них.

Первый памятник в Москве

Николай Андреевич Андреев - один из известных скульпторов XX века. Именно он сделал первый памятник Гоголю в Москве. Эта одна из самых выдающихся скульптур. После открытия (1909 г.) памятник получил много отрицательных отзывов.

Граждане не привыкли видеть сидячие фигуры, тем более изготовленные в стиле реализма. Все ожидали лицезреть фигуру писателя в полный рост, торжественно возвышающуюся над бульваром. Памятник Гоголю не оправдал ожиданий. Н. А. Андреев отошел от стандартного академизма, проявил фантазию и инициативу. В его скульптуре русский писатель изображен в момент душевных мук. Гоголь прилег на камень и раздумывает о чем-то или о чем-то сильно сожалеет. Но, несмотря на жесткую критику, москвичи вскоре привыкли к новому памятнику. И в конце года Н. А. Андреев читал не критические отзывы, а положительные рецензии на свою работу.

Вторая попытка установки монумента

Памятника Гоголю на Арбатской площади скульптора Н. А. Андреева простоял недолго. И. В. Сталину не нравился монумент, он считал его слишком пессимистичным, того же мнения придерживалась и В. Мухина. Поэтому в 1950 г. был объявлен конкурс на изготовление нового памятника. Выиграл в нем скульптор Николай Васильевич Томский. Его видение писателя правительству нравилось больше.

Монумент, открытый в 1951 году, был выполнен в полный рост в торжественной позе. Никакой детальной проработки не было и в помине. Критика горожан опять была жестокой. За 50 лет они так привыкли к скорбящей фигуре писателя, которая поражала всех портретным сходством, что к новому памятнику Гоголю на Арбатской отнеслись плохо. Хотя правительство и вынесло благодарность скульптору, но сам Н. В. Томский считает эту скульптуру одной из самых неудачных своих работ.

В Нежине

В 1881 г. был открыт первый в мире памятник Гоголю. Изготовил его известный скульптор Санкт-Петербурга П. П. Забелло. Почему первый памятник был установлен именно в городе Нежин? Именно здесь свое образование получил русский писатель. Интересным фактом является и то, что скульптор П. П. Забелло вырос в городе Нежин.

Памятник писателю выполнен в виде бюста. Гоголь склонил голову и смотрит на всех проходящих как бы свысока, с полуулыбкой на губах.

Одет писатель в плащ. Именно с этим предметом гардероба была связана интересная задумка скульптора. П. П. Забелло выложил складки плаща в виде своего профиля. Но чтобы найти своеобразный автограф автора придется постараться.

В Санкт-Петербурге

В Северной столице нашей родины памятник Гоголю находится на Малой Конюшенной улице. Скульптура была выполнена М. В. Беловым, молодым дарованием. Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре имеет некоторое сходство со скульптурой писателя в Москве. Но в отличие от работы Томского, Белов проработал фигуру Н. В. Гоголя очень детально. Скульптура представляет собой писателя в полный рост. Он над чем-то задумался, сложил руки на груди и склонил голову.

Удивительно, но инициатива открытия памятника принадлежит не администрации города, а меценатам. Их имена написаны на обратной стороне постамента. Бронзовая фигура писателя хорошо гармонирует с окружающим пространством. Памятник был обнесен железной решеткой, и в таком же стиле были выполнены фонари, которые освещают фигуру писателя ночью.

В Волгограде

Памятник Гоголю в этом городе был открыт в 1910 г. Он до сих пор хорошо сохранился, хотя его и повредили события революции и мировых войн. Памятник Гоголю считается одним из первых, установленных в Волгограде. Его скульптором является И. Ф. Тавбия. Средства на монумент были собраны горожанами, которые хотели таким образом почтить память великого русского писателя. Сегодня бюст Гоголя стоит на современном постаменте, но сам внешний вид памятника оставляет желать лучшего.

Лицо и одежда писателя в подтеках от окислившегося металла, а также черты лица немного деформированы от пуль. Сегодня посмотреть на бюст Гоголя можно в Комсомольском саду.

В Киеве

Интересный памятник Гоголю был установлен в столице Украины. Скульптура не совсем стандартна. Она, конечно, не сравнится с первым памятником Гоголю на Арбатской площади в Москве, но все же стоит учесть, что ее воздвигли задолго до столичного монумента. Автором памятника Гоголя в Киеве является Александр Скобликов. Его идея изобразить поясной скульптурный портрет оригинальна тем, что плащ писателя красиво ниспадает с постамента.

Правая рука Гоголя удерживает книгу, а левая - полы плаща. Руки скрещены между собой, а взгляд устремлен вдаль. Складывается впечатление, что писатель кого-то ждет или всматривается в проходящих людей.

В Киеве расположены еще два памятника, которые непосредственно связаны с Гоголем. Один из них - памятник Редкой птице. Это необычное создание возвышается рядом с мостом Патона. В одном из произведений Н. В. Гоголя было сказано, что «редкая птица долетит до середины Днепра». Но скульптор Алексей Владимиров решил, что одна все же долетит, и администрация города согласилась. Также в Киеве расположен памятник Носу. По своей форме он очень напоминает нос Гоголя. Расположена скульптура на улице Десятинной.

В Риме

Памятник Гоголю в Москве на Гоголевском бульваре не может сравниться с той скульптурой, которая воздвигнута в честь писателя в Риме. В 2002 году в столице Италии был открыт новый памятник. Что Н. В. Гоголя связывает с Римом? Русский писатель в совершенстве владел итальянским языком, и именно в столице Италии была написана значительная часть произведения «Мертвые души». По признанию Гоголя, именно вдалеке от родины он мог писать о ней честно и без прикрас. Это неудивительно, ведь ностальгия по России толкает людей на переосмысление своих жизненных ценностей. Сегодня творчество Н. В. Гоголя пользуется большим спросом у итальянцев. Многие произведения русского писателя переведены на итальянский язык.

Скульптором памятника Гоголя в Риме стал Зураб Церетели. Изваяние выполнено в академическом стиле. Писатель изображен без прикрас, он сидит на скамье, а в руках держит собственную голову с улыбающейся гримасой.

В Харькове

Бюст великого писателя был сделан скульптором Б. В. Эдуардсом. Бюст Гоголя установили в 1909 г. В одной руке писатель держит свои заметки, а в другой руке -перо. Он крепко прижимает к груди эти драгоценные для него вещи. Взгляд Гоголя устремлен на зрителя.

Во время Великой Отечественной войны бюст пострадал. Пуля пробила плечо и руку, тем самым деформировав скульптуру. Но в процессе реставрации эти дефекты убирать не стали, так как они являются частью истории города. Полюбоваться скульптурой можно на площади Поэзии.

В Днепропетровске

Памятник Гоголю просто не могли не установить в этом украинском городе. Ведь знаменитый русский писатель родился и вырос именно на Украине. Этот период его жизни находит отражение во многих произведениях. Н. В. Гоголь чтил и помнил украинскую культуру и традиции.

Бюст писателю в Днепропетровске был установлен в 1959 году. Скульптором этого памятника является А. В. Сытник. Памятники Гоголю к середине XX в. украшали уже многие российские и украинские города. Странно, что памятник в Днепропетровске не выделяется ни своим размахом, ни оригинальностью. Н. В. Гоголь изображен в академическом стиле. Лицо писателя и его одежда хорошо детализированы. Посмотреть на бюст великого русского писателя можно на пересечении улицы Гоголя и проспекта Карла-Маркса.

В Калуге

Несмотря на то, что памятник Гоголю в Калуге был открыт совсем недавно, в 2014 году, он пользуется большим интересом как со стороны жителей города, так и туристов. До недавних пор на месте бронзовой скульптуры стоял небольшой обелиск. Современный памятник имеет большой размах - 2,5 м. Автором монумента является московский скульптор Александр Смирнов. Место для установки было выбрано неслучайно. Ведь именно здесь, в парке Циолковского когда-то жил и работал русский писатель. Близкие друзья Гоголя собирались у него дома и слушали отрывки из второго тома произведения «Мертвые души», которые, к сожалению, у нас возможности прочесть нет.

Интересный факт о памятнике: инициатором его установки стал актер местного театра Валерий Золотухин. Он настолько проникся творчеством писателя, когда играл в его пьесе «Ревизор», что уговорил администрацию всерьез заняться вопросом об установке монумента. И он добился своего. Администрация города не только открыла памятник, но и устроила в этот день праздничный концерт. Играл духовой оркестр, гуляли разряженные дамы и кавалеры в костюмах, сшитых по моде XIX в.

Скульптура, установленная в Калуге, изображает писателя за работой. Гоголь стоит в раздумьях рядом с конторкой.

На ней разложены сочинения, а также здесь присутствуют перо и чернильница. Монумент изображает Николая Васильевича в момент раздумий. Писатель стоит, немного сгорбившись, взгляд направлен в землю. Интересно, что А. Смирнов решил изображать Гоголя не в привычном для писателя плаще, а в шлафроке.

В Полтаве

Скульптор Л. Позен создал памятник Гоголю в 1915 году. Но на постамент на улице Гоголя писатель сел только в 1934 году. Почему произошла такая задержка? Первое, что помешало монтажу - это Гражданская война. Потом невозможно было разместить памятник в связи с начавшейся Первой мировой войной. Но даже после ее окончания правительство было против установки скульптуры. Дело в том, что Н. В. Гоголь был дворянином, а большевики считали ненужным воздвижение памятников, любым образом напоминающим людям о царской власти. Несмотря на все неурядицы, монумент был поставлен на свое нынешнее место в 1934 году.

Л. Позен создал скульптуру в сидячей позе. Одна нога писателя выдвинута вперед, а другая подтянута под себя. Поза явно расслабленная. Именно так человек сидит, когда он о чем-то сильно задумался. Писатель, видимо, размышляет о только что прочитанной книге, ведь именно она находится у него в руках.

Будущие памятников

На сегодняшний день памятников Н. В. Гоголю установлено 11 штук. Но это без учета мемориальных досок, которые расположены в различных городах. В память о великом русском писателе было открыто много музеев, которые просто необходимо посетить всем почитателям русской классики.

Ежегодно правительство тратит довольно крупные суммы на строительство дорог. Проводится реставрация муниципальных зданий, но вот памятники на реставрацию почему-то отправляются редко. Администрации городов имеют разное мнение о том, как нужно поддерживать скульптуры в надлежащем виде. Поэтому одни монументы на данный момент выглядят превосходно, а другие, к сожалению, оставляют желать лучшего. Несомненно, радует тот факт, что с каждым годом в России становится все больше меценатов, которые поддерживают искусство. Поэтому будем надеяться, что памятники Гоголю и другим выдающимся деятелям культуры и искусства не будут терять свой презентабельный вид, и их своевременно будут реставрировать.

История создания памятника

В россии, нужно признать с сожалением, всегда было мало порядка. Особенно в отношении к своим святыням. В 1909 г., Когда приближалось столетие со дня рождения Николая Васильевича гоголя, вдруг было замечено, что могила человека, почитаемого во всем мире в качестве одного из величайших гениев всех времен неухожена, а в городе нет памятника, ему посвященного.

Выдержка из газеты начала XX века: Приведение в порядок заброшенной на Даниловском кладбище в Москве могилы Гоголя ко дню празднования столетия со дня его рождения, 20 марта текущего года, взял на себя город, и в настоящее время работа эта выполнена: При производстве этих работ была обнаружена в глубине плотная масса кирпича и известки, которую был залит в свое время дубовый гроб, сохранившийся в целости и до сих пор, о чем свидетельствовали совершенно крепкие углы гроба, обнаружившиеся в тех местах, где известковая масса от времени осыпалась.

К счастью, общество и городские власти приняли это близко к сердцу. При участии различных комитетов была разработана обширная программа действий. В частности, было решено учредить гоголевскую библиотеку и поставить в городе памятник Гоголю.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская городская дума наметила программу гоголевских торжеств по поводу предстоящего открытия памятника великому писателю, которое должно состоятся в столетнюю годовщину его рождения. Городское самоуправление постановило назвать именем Н. В. Гоголя одно высшее мужское и одно высшее женское городские училища, предполагаемые к открытию в 1908 г., десять городских школ также назвать Гоголевскими; учредить библиотеку-читальню имени Н. В. Гоголя; издать в возможно большем количестве экземпляров популярную биографию и избранные сочинения Н. В. Гоголя для бесплатного распространения в народе; организовать ряд публичных чтений и народных спектаклей; учредить несколько гоголевских стипендий в Московском университете. Для подробной разработки намеченной программы избрана комиссия из 10 лиц.

Двор дома на Никитском бульваре,
в котором провел свои последние
дни Н.В. Гоголь

Создание памятника и библиотеки с самого начала были увязаны между собой - место для памятника специально было выбрано неподалеку от дома, где провел свои последние дни Н.В. Гоголь, а сам этот дом было решено превратить в мемориальный гоголевский музей-читальню.

Выдержка из газеты начала XX века: Ко дню открытия памятника Н. В. Гоголю Московская городская управа намерена предложить Думе приобрести дом, в котором провел последние дни Н. В. Гоголь, и устроить там музей-читальню имени знаменитого писателя. Дом этот находится на Никитском бульваре и в настоящее время принадлежит граф. Шереметьевой. Всем учащимся в городских школах в день открытия памятника будут розданы бесплатно сочинения Гоголя.

Памятником занималось общество любителей российской словесности. Оно очень серьезно отнеслось к делу. Тщательно были собраны все известные портреты Гоголя.

Было проведено несколько конкурсов на памятник. В итоге работу поручили знаменитому скульптору Н.А. Андрееву.

Средства на сооружение памятника успешно собрали, памятник соорудили в срок, а тщательно запротоколированные расходы на его сооружение были опубликованы.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская 5 классическая гимназия, здание которой находится близко к тому дому, где скончался Гоголь (на Никитском бульваре), и к тому месту, где готов к открытию его памятник (на Арбатской площади), благодаря заботам учащихся и некоторых других лиц, собрала довольно большую коллекцию, тесно связанную с именем Гоголя и устроила очень симпатичную Гоголевскую выставку.

Общество с нетерпением ожидало открытия памятника Гоголю. Наконец, при огромном стечении народа памятник был открыт на праздничной церемонии, которая длилась два дня - продолжившись в виде торжественного заседания общества любителей российской словесности. К подножию памятника были возложены многочисленные венки, включая венок от государя императора, было произнесено множество речей, прошли другие дополнительные торжества. Это было славное событие о котором был издан подробнейший отчет. По случаю открытия памятника были созданы различные памятные знаки, включая главную мемориальную медаль, которую сделал сам Андреев и которая была вручена Николаю II.

Выдержка из газеты начала XX века: В библиотеке Исторического музея в Москве окончено размещение венков, возложенных на памятник Гоголя, переданных городом в музей. Размещены только металлические венки.У кафедры библиотекаря помещен лавровый венок от Государя Императора, остальные подвешены на стены. Всех развешанных венков около 60. Кроме того, передано до 200 лент.

Памятник работы Андреева на Гоголевском бульваре

Памятник, созданный Николаем Андреевым, оказался подлинным шедевром, вдохновенным произведением большого мастера. Именно поэтому, оно не могло быть принято и понято всеми - мнения сразу разделились, начались жаркие споры. Но сейчас, по прошествии целого века, стало окончательно ясно - это лучший памятник Москвы. Такую оценку готовы ревностно отстаивать все культурные люди столицы, и, видимо, она уже никогда не изменится.


Памятник Гоголю работы Андреева
на Гоголевском бульваре

Выдержка из газеты начала XX века: Гоголь Андреева - лицо субъективное и мало говорящее сердцу русского человека: Это не Гоголь, которого мы знаем и любим:

В памятнике, в фигуре и лице есть настроение. Есть от этого внутренняя значительность. Веет от этого Гоголя какой-то жуткой загадкой! А разгадана ли вполне загадка Гоголя?..

Памятник прежде всего должен быть ясен и назидателен, а не сбивать с толку прохожего:

В Москве циркулирует слух, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н. В. Гоголю, намерена открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим.

Выдержка из газеты начала XX века: Во всей позе, в том движении, которым закутал он свою хрупкую фигуру в шинель, что-то скорбное, какая-то великая усталость сердца, с которым так сурово обошлась жизнь:

Такой Гоголь удивительно близок сегодняшнему дню, нашему веку: Можно с жутким чувством смотреть на этого медного человека, резко наклонившегося всем корпусом вниз и точно всматривавшегося в праздную толпу: С удивлением? С равнодушием? С осуждением? С чем угодно - только не с умилением, не с сочувствием, не с ласкою:

Мнение В. Порудоминского: По условиям первых конкурсов пьедестал должен был оставаться чистым. Хотя Андрееву дан был простор, он знал эти условия, понимал, что они выражают желание комитета, и пренебрег ими. "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями:" - вот что надо было Андрееву и вот что передал он благородно, сдержанно и выразительно ("лента" темной, подернутой зеленоватой патиной бронзы красивым и нерезким "пятном" на фоне пьедестала)

Андреевский Гоголь с удивительной легкостью вписался в городскую среду и ему не мешало соседство со скульптурным аттиком работы витали, на крыше воспитательного дома, и со случайными бронзовыми львами четырех фонарей, стоявших рядом.

Памятник в Донском монастыре

Памятник мирно и благополучно простоял на Гоголевском бульваре больше половины советской эпохи и стоял бы до наших дней. Но, вдруг, лучший памятник Москвы возбудил острую неприязнь самого могущественного человека советского союза. Товарищ Сталин лично захотел уничтожить медную статую Гоголя. Слишком философическая работа Андреева не соответствовала послевоенному оптимизму вождя всех народов. Статую убрали в 1951 г., (через 42 года после всенародных торжеств по случаю ее открытия - ровно столько же прожил сам Гоголь).

От переплавки ее спас Государственный Научно-Исследовательский Музей Архитектуры, который расположился в Донском монастыре. Там памятник оказался в хорошей компании. Рядом спасались скульптуры с триумфальной арки, фрагменты храма Христа спасителя, Иверской часовни, Красных ворот, Сухаревой башни, все тот же Аттик Витали - сосед сосланного памятника. Сотрудники музея под предлогом научных исследований уберегли тысячи шедевров русского искусства, пришедшихся не ко двору советским руководителям. Да и сам монастырь спасли.

Новый памятник. Гоголю от правительства Советского Союза

Выполняя приказ вождя опять провели конкурс на памятник Гоголю. Большой борьбы не было. Участвовали только корифеи сталинского периода - Меркуров, Томский. Задача была поставлена родной коммунистической партией - Гоголь должен взирать на окружающее не с унынием, а с одобрением.

В неосуществленном проекте Меркулова Гоголь-герой больше похож на воина-освободителя Европы. На его лице - воля к победе. Такой Гоголь и под танк может броситься. Шинель на нем явно сшита по военному образцу.


Памятники Меркулова и Томского

В осуществленном памятнике фигура Гоголя излучает физическое здоровье. Это славный и бодрый парубок. На лице писателя - солнечная улыбка, он с явной радостью всматривается в окружающую Москву. На постаменте не короткая надпись "ГОГОЛЬ", как написали в 1909 г., а развернутая дарственная: "Великому русскому художнику слова: от правительства Советского Союза..."

Двор дома №7 по Никитскому бульвару

Нужно сказать, что к столетию со дня смерти великого писателя опять был обнаружен непорядок - на сей раз около его дома, имеющего для русской культуры колоссальное значение. В этом доме Гоголь провел свои последние дни, и здесь до сих пор сохранился камин, в котором писатель сжег вторую часть "Мертвых душ".

Выдержка из газеты середины XX века: В марте 1952 года исполняется сто лет со дня смерти писателя. Будет очень плохо, если дом, в котором жил Гоголь, останется в том же виде, в каком он находится сейчас. Здание не ремонтировалось несколько лет, фасад имеет неряшливый вид. Несколько слов о сквере во дворе этого дома. Он был разбит к празднованию 800-летия Москвы. В нем было много цветов. Дворик приобрел культурный вид, сюда приходили жители, чтобы полюбоваться клумбами, отдохнуть. Но на второй год всю площадь сквера вместо цветов засеяли клевером. Клевер растет плохо, запущены клумбы, нет скамеек". Вечерняя Москва, 23 июля 1951г.

Наконец, при новых, более культурных правителях ссылку памятника сочли очевидным варварством, которое нужно прекратить. Но власть не решилась вернуть памятник на его законное место. Не без остроумия был найден выход из трудного положения. Во время хрущевской "оттепели" памятник перенесли еще ближе к Гоголевскому дому - прямо в его дворовый сквер. В итоге, получилось, может быть, даже неплохо - Гоголю посвящены целых два больших памятника, расположенных очень близко друг от друга.

Памятник Гоголю работы Андреева.
Во дворе дома №7 на Никитском
(Суворовском) бульваре.
Фото М. М. Чуракова, 1967.

Так выглядел сквер в первые годы после установки памятника. Со временем деревья разрослись и скрыли его от взглядов невнимательных прохожих. Теперь только знатоки приходят сюда и приводят приезжих друзей и знакомых, чтобы полюбоваться уникальным шедевром, равного которому в городе Москве нет.

Что касается лже-Гоголя Томского, до которого можно дошагать меньше, чем за пять минут, то арбатская молодежь с иронией называет "его" место - "Площадь де Гоголя". Вообще, представьте себе, например, в Лондоне два памятника Диккенсу или Байрону на одной улице. Так что, факт этот - несомненно, гоголевский. Воистину, "как поссорился Николай Васильевич (Томский) с Николаем Андреевичем (Андреевым).

Теперь судьба лучшего памятника Москвы в руках гоголевской библиотеки. Но забота о бесценном произведении русского искусства - дело всей просвещенной общественности.

Подбор фотографий - В.Л. Нечаев.

Текст и комментарии - Е.М. Грибкова, Г.Д. Ситенко, О.И. Струкова



Рассказать друзьям