Памятники похожие на родину мать. Как это работает

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане установлен неслучайно. Это место особое, где каждый сантиметр земли пропитан кровью советских солдат. Ожесточённые бои за 102-ю высоту шли здесь 140 дней. И именно здесь после войны было решено увековечить подвиг советского народа. Внутри этого грандиозного монумента удаётся побывать немногим, но вездесущие блогеры проникают везде.


200 ступеней ведут к подножью монумента «Родина-мать» в Волгограде. Мамаев курган является местом захоронения 35 тысяч защитников города, а венчает мемориал памятник общей высотой 85 метров. Установлен памятник на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Масса скульптуры более 8000 тонн, а высота фигуры – 52 метра. Толщина стен скульптуры – около 30 сантиметров. Интересно, что статуя на плите стоит совершенно свободно, как шахматная фигура на доске.


Каждую неделю сотрудник ОАО «НИИЭС» поднимается на верх Родины-матери, чтобы справиться о её «самочувствии» - снять показания с датчиков, которые там установлены.


В отличие от статуи Свободы Родина-мать не предусматривает проведение экскурсий внутри. Внутренней отделки здесь нет. А после пожара в Останкинской телебашне сняли даже опалубку. Вентиляционной системы внутри скульптуры тоже нет, поэтому здесь летом душно и жарко, а зимой монумент промерзает насквозь, и на корпусе образуется наледь.



В трёх внутренних секциях монумента 99 канатов, которые протянуты от пяток статуи до уровня груди. На каждый канат приходится 60-тонная нагрузка. На каждом тросе установлены электромагнитные датчики, записывающие частоту колебаний. Специалисты снимают эти показания и контролируют натяжение.






Стальные тросы установлены и в руках монумента. Через небольшой лаз можно попасть в просторное помещение, а через него – в правую руку статуи. Ещё немного усилий, и можно попасть в меч. Правда, пролезть внутрь может только очень стройный человек, да к тому же в минимуме одежды.




По 3-метровой лестнице можно попасть к люку, расположенному на макушке Родины-матери. Буквально несколько шагов вверх и Волгоград, как на ладони.




Отдельно стоит сказать о мече. Изначально он представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Из-за высокой парусности меч раскачивался на ветру. Это привело к деформации конструкции, а металлические листы неприятно скрежетали. Из-за этого в 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное стальное. Оно стало несколько короче (28 метров, а не 33), и в нём были сделаны отверстия для для гашения колебаний от ветров и для уменьшения парусности.

Родина-мать С высоты птичьего полёта.
Монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане установлен неслучайно. Это место особое, где каждый сантиметр земли пропитан кровью советских солдат. Ожесточённые бои за 102-ю высоту шли здесь 140 дней. И именно здесь после войны было решено увековечить подвиг советского народа. Внутри этого грандиозного монумента удаётся побывать немногим, но вездесущие блогеры проникают везде.


Родина-мать в Волгограде.

200 степеней ведут к подножью монумента «Родина-мать» в Волгограде. Мамаев курган является местом захоронения 35 тысяч защитников города, а венчает мемориал памятник общей высотой 85 метров. Установлен памятник на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Масса скульптуры более 8000 тонн, а высота фигуры – 52 метра. Толщина стен скульптуры – около 30 сантиметров. Интересно, что статуя на плите стоит совершенно свободно, как шахматная фигура на доске.


В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца, через которую можно попасть внутрь мемориала.

Каждую неделю сотрудник ОАО «НИИЭС» поднимается наверх Родины-матери, чтобы справится о её «самочувствии» - снять показания с датчиков, которые там установлены.


Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании.

В отличие от статуи Свободы Родина-мать не предусматривает проведение экскурсий внутри. Внутренней отделки здесь нет. А после пожара в Останкинской телебашне сняли даже опалубку. Вентиляционной системы внутри скульптуры нет, поэтому здесь летом душно и жарко, а зимой монумент промерзает насквозь и на корпусе образуется наледь.


Отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения.


Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

В трёх внутренних секциях монумента 99 канатов, которые протянуты от пяток статуи до уровня груди. На каждый канат приходится 60-тонная нагрузка. На каждом тросе установлены электромагнитные датчики, записывающие частоту колебаний. Специалисты снимаю эти показания, по которым контролируют натяжение.


Крепление вертикальных тросов.


Крепление тросов правой руки с мечом.


За натяжением тросов следят специальные датчики.


Внутри много разных датчиков. Этот, судя по всему, установлен на трещину.


А эта конструкция следит за колебаниями.

Стальные тросы установлены и в руках монумента. Через небольшой лаз можно попасть в просторное помещение, а через него – в правую руку статуи. Ещё немного усилий, и можно попасть в меч. Правда, пролезть внутрь может только очень стройный человек, да к тому же в минимуме одежды.


Лаз в правую руку.


Рука, которая держи меч.


Без инструкций по технике безопасности никуда.

По 3-метровой лестнице можно попасть к люку, расположенному на макушке Родины-матери. Буквально несколько шагов вверх и Волгоград, как на ладони.


Редкий шанс встать монументу поперек глотки.


Добро пожаловать в голову!


Люк на самой макушке статуи.

Отдельно стоит сказать о мече. Изначально он представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Из-за высокой парусности меч раскачивался на ветру. Это привело к деформации конструкции, а металлические листы неприятно скрежетали. Из-за этого в 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное стальное. Оно стало несколько короче (28 метров, а не 33), и в нём были сделаны отверстия для для гашения колебаний от ветров и для уменьшения парусности.


Фотографии периода строительства монумента.


Монумент готов!

Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям – Пешкова Анастасия Антоновна) - выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года). Архитектор Вучетич, автор монумента, рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! Они и заткнулись».


Селфи на макушке статуи.


Фото, сделанное из люка на руке монумента.

Этот репортаж доступен в высоком разрешении

Скульптура «Родина-мать зовет» - это центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Она является одной из самых высоких статуй мира, о чем свидетельствует запись в .

Попасть внутрь скульптуры «Родина-мать зовет» и подняться на самый ее верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте.

Сначала посмотрим, из чего сделана наша Родина-мать, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.

Мне выдалась поистине уникальная возможность посмотреть на Мамаев Курган и на Волгоград глазами самой Родины-матери. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.

В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.



Технические данные скульптуры. Скульптура сделана из 5 500 тонн бетона и 2 400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров (большая его часть скрыта под землёй). Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 000 тонн).

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жесткость скульптуры поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Все это я вам сейчас покажу!

На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягивают .

Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

Крепление вертикальных тросов:

Крепление тросов правой руки с мечом:

За натяжением тросов следят специальные датчики:

А эта конструкция следит за колебаниями:

Лаз в правую руку скульптуры «Родина-мать зовет»:

Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею (-:

Редкий шанс встать монументу поперек глотки:

«Добро пожаловать в голову», - говорит инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

А это отличные фотографии периода строительства монумента:

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру - избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям - Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.

Памятник Родина-мать это шикарный монумент расположенный в городе Волгоград, . Памятник представляет собой женщину с поднятым вверх мечом и побуждающей всех восстать против врага. Памятник представляет собой интерпретацию знаменитого образа античной богини победы Ники. Так же статуя является центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы». (11 фото )

1. Постройкой такого грандиозного памятника занимались все лучшие архитекторы того времени, ведь статую должна была отвечать жестким требованиям и в первую очередь должна была стать родной для миллионов человек. Главным инженером-проектировщиком стал Евгений Викторович Вучетич, у которого на тот момент был уже не малый опыт в строительстве хоть и меньших по значению но достояний страны. Вторым создателем статуи являлся Н.В. Никитин, в последствии который стал создателем знаменитой .

2. По окончании строительства оба были награждены ленинской премии, а главному создателю Вучетичу была вручена золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Строительство памятника было начато в мае 1959 года и продолжалось 8 лет до 1967 года. Торжественное открытие состоялась 15 октября 1967 года. На момент окончания строительства памятник являлся самым высоким в мире. В высоту памятник составляет 87 метров, причем высота женщины 52 метра. Скульптура создана из предварительно напряженного железобетона (в то время он широко использовала, впрочем не зря).

3. Вся скульптура стоит лишь на двух метровой плите а та в свою очередь на сравнительно небольшом фундаменте в 16 метров глубиной. Статую стоит подобно фигуре на шахматной доске, и не шатается, нужно отдать должное инженерам того времени, все таки умели они строить на века. Толщина железобетонных стенок статуи составляет всего лишь 25-30 сантиметров, а внутри памятник состоит из небольших окошек, так же жесткость башни поддерживают постоянно напряженные железные канаты. Строение скульптуры можно сравнить со строением костей у птиц.

4. Полный вес конструкции составляет 7 900 тонн. Памятник Родина-мать стала настоящей визитной карточкой Волгограда. Памятник окружает искусственно созданная алея славы, конкретно к памятнику по олее ведут 200 гранитных ступеней, ровно столько длилась Сталинградская битва. На этом фото вы видите что статуя сделана с открытым ртом, когда у Вучетича спросили почему у памятника открыты рот, ведь это как бы не красиво, то в ответ он сказал следующее: «А она кричит - за Родину… вашу мать! «.

5. Статуя возвышается над городом и символизирует его и днем и ночью, ночью Родина-мать подсвечивается. В темное время суток Родина-мать просматривается на десятки километров вокруг. С 2008 года памятник Родина-мать стала одним из семи чудес России.

6. На данный момент в списке самых высоких строений в мире Родина-Мать занимает почетное 11 место. За время существования статуя стала неотъемлемой частью волгоградцев, да и в целом жителей России. Но к сожалению мы с вами испытываем угрозу потерять такой грандиозный памятник.

7. Дело в том что из-за грунтовых вод под статуей Родина-мать постепенно наклоняется, проведены экспертизы и ученые пришли к выводу что если наклон статуи увеличится еще хотя бы на 3 см, то башня неминуемо обрушится.

8. Вам будет интересно знать, что при разработке флага и герба Волгоградской области силуэт памятника Родина-мать стала основой изображения.

9. Долгое время оставалось загадкой с какой женщины взяли эскиз для создания такого памятника. Сейчас в Волгограде проживает 83 летняя женщина которая когда то в далеком 1958 году позировала великому архитектору. Валентина Ивановна Изотова никогда не любила распространяться на эту тему, да и профессия «натурщица» в советские годы мягко говоря не была в почете.

10. Наша героиня работала официанткой когда к ней подошел скульптор Лев Майстренко и предложил попозировать, так-как Валентина Ивановна воспитывала двух дочерей понятное дело деньги ей нужны были всегда, вот и согласилась. Да и плюс к тому же девушку наградила природа хорошей «советской» внешностью. Валентине Ивановне было тогда 26 лет, сейчас она не то что жалеет о поступке молодости, а даже на оборот гордиться что ее фигура стала так знаменита.


Впервые я увидела «Родину-мать» в седьмом классе. Это была моя первая поездка в , до города мы добрались на теплоходе из Астрахани и задержались там всего на день. У нас была обзорная экскурсия по Волгограду с посещением самых знаковых его мест, и «Родина-мать» стала самым сильным впечатлением дня. В тот год как раз шли работы по ремонту и обеспечению безопасности статуи, и с её уха... свисала небольшая лестница. Но был выходной день, и работы не велись, а экскурсовод рассказала, что у особо впечатлительных даже кружится голова, когда они наблюдают за реставрационными работами - по огромной статуе перемещаются крохотные человечки. Шутка ли, такие масштабы!

Каждый раз приезжая в Волгоград, я обязательно покупала гвоздики, шла на Мамаев курган, чтобы возложить их в Зале Воинской славы и обязательно подняться к статуе «Родина-мать». Это было для меня определённой традицией. Даже когда я переехала на год в Волгоград, работала там и два раза на дню проезжала мимо Мамаева кургана, эта статуя всё также впечатляла меня.

И сейчас я попробую рассказать всё, что знаю о ней.

История

Сталинградская битва считается одним из самых кровопролитных сражений в истории человечества. Третий Рейх, Королевство и Королевство , и финские добровольцы сражались против СССР в этой битве, итогом которой стала тяжёлая победа СССР.

Так выглядел Сталинград с воздуха в 1942 году. Фотография бомбардировки жилых районов города Люфтваффе.

Военные победы никогда не бывают лёгкими, а победа под Сталинградом далась нашей стране особенно тяжело. Сумма безвозвратных потерь только с нашей стороны - больше миллиона человек. Но именно эта победа означала коренной перелом в ходу Великой Отечественной войны - провал наступления Оси на Восточном фронте, снятие угрозы захвата Вермахтом Нижнего Поволжья и Кавказа. С этой победы началось контрнаступление Красной армии и долгий трудный путь к 9 мая 1945 года.


Флаг над освобождённым городом, конец января 1943 года.

На Мамаевом кургане, на вершине которого и расположена статуя «Родина-мать зовёт!», похоронено более 35 тысяч участников Сталинградской битвы. Из 200 дней битвы 135 пришлись на сражение за эту высоту. Отсюда хорошо просматривалась Волга, а в условиях войны это было стратегически важно. За значимую высоту шли самые ожесточённые бои, и она не раз переходила из рук в руки. Даже зимой, когда в Сталинграде начались сильные морозы и шёл снег, земля на Мамаевом кургане оставалась чёрной от разрыва бомб и снарядов, на один квадратный метр здесь приходилось до полутора тысяч осколков и пуль. Земля была сплошь усыпана грудой металла, и весной 43-го года трава здесь так и не взошла.

Экскурсоводы рассказывают, что той весной не зазеленело вообще ни одно дерево в Сталинграде. Только на одном дереве набухли клейкие зелёные листочки. Этот тополь и сейчас стоит на Аллее Героев, как природный памятник той битве - «тополь этот пронёс жизнь свою через битву великую».


Другой памятник этой битве возвели на Мамаевом кургане уже после окончания войны.


Архитектор

Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич творил и работал в стиле социалистического реализма, и большая часть его произведений посвящена периоду Великой Отечественной войны. О войне он знал не по наслышке. В первые дни Великой Отечественной он ушёл на фронт добровольцем в качестве рядового солдата-пулемётчика, к концу 1942 года дослужился до звания капитана и в тот же год в боях под Ленинградом он был серьёзно контужен. Война серьёзно повлияла на его творчество и, принимавший до этого участие в строительстве гражданских объектов, он становится военным художником и обращает всё своё внимание на исторические военные события прошлого, окончательно формируется как скульптор.


Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич

Он много работал над памятниками и бюстами, но мировую славу ему принесли работы в историческо-символическом жанре, посвящённые периоду Великой Отечественной войны: памятник «Воин-освободитель» в Берлине, монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске, аллегорическая статуя «Перекуём мечи на орала» в Нью-Йорке и Москве и самая известная его работа - «Родина-мать зовёт!» в Волгограде.

В Волгограде же и находится другая знаковая работа мастера - памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал. Но изначально на этом месте был сооружён гигантский памятник Сталину. Вучетич работал над проектом со всей ответственностью: памятник был завершён в кратчайшие сроки, а на отливку фигуры пошла лучшая самородная медь. Но памятнику «вождю народов» было суждено простоять всего несколько лет - в 1956 году началась десталинизация и... памятник снесли. А Вучетича пригласили для работы на Волго-Доне вновь, но уже над памятником Ленину, который стоит и по сей день в Красноармейском районе Волгограда. В городе ходит байка, что у памятника Сталина просто «спилили» голову и на её место «приладили» голову Ленина. Это, конечно, не так. Вучетич, как и любой творец, был раздражён варварским отношением к его прошлой работе, поэтому предложил обойтись бюстом Ленину. Но после череды долгих уговоров согласился возвести памятник в полный рост по той же технологии (облегчённый железобетон), что и возводил «Родину-мать». Так памятник Ленину стал самым большим (27 метров скульптура и 30 метров постамент) в мире памятником, установленным реально жившему человеку. На этот монумент стоит взглянуть только ради его масштабов.


Кстати, после завершения скульптуры «Родина-мать зовёт!» в Сталинграде Вучетич начал работу над аналогичным памятником в Киеве. Но закончить его не успел. «Родину-мать» в Киеве возглавил другой архитектор и значительно изменил первоначальный вариант, предложенный Вучетичем. А Скульптура «Родина-мать» и сейчас возвышается на днепровских склонах и хорошо различима с разных точек Киева.

Описание

Скульптура «Родина-мать зовёт!» одновременно является композиционным центром памятника "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане и... центральной частью триптиха - «Тыл фронту», «Родина-мать зовёт!» и «Воин-освободитель». По задумке авторов, смысл монументального сооружения таков - меч, выкованный в тылу на Урале, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен уже после Победы в Берлине. Грандиозная по своему замыслу задача! Вучетич, как мастер, приложил руку только к двум частям этого триптиха, монумент «Тыл - фронту» был завершён уже после его смерти.

Невероятно, но конкурс на строительство памятника в Сталинграде был объявлен ещё до окончания войны. Своим видением памятника делились и известные архитекторы, и простые солдаты. Даже из-за рубежа приходили работы. В конкурсе не принимал участия только будущий создатель монумента. Говорят, что эту скульптуру с ним обсуждал лично Сталин, выбрав и утвердив его кандидатуру из многих других. Уже после утверждения Вучетич отказался от первоначальной композиции монумента - предполагалось, что солдат будет протягивать свой меч Родине-матери. Но разве солдат мог передать кому-то свой меч, если война ещё не кончилась?

Но строительство монумента началось уже после смерти Сталина в 1959 году. Для большего погружения в историю я советую попытаться представить разрушенный войной, чуть ли не стёртый до основания город, где совсем недавно завершилась одна из самых кровопролитных битв в истории человечества, город, где совсем недавно прошло крупнейшее сражение Второй Мировой войны, город, который Уинстон Черчилль предлагал оставить после войны как есть:

«Хорошо бы оставить нетронутыми страшные руины этого легендарного города, а рядом построить новый, современный город. Развалины Сталинграда, подобно развалинам Карфагена, навсегда остались бы своеобразным памятником человеческой стойкости и страданий. Они привлекли бы паломников со всех концов земли и служили бы предупреждением грядущим поколениями»

И вот этот город начинают поднимать из руин, и в этом городе начинают поднимать этот невероятный по своей силе и мощи монумент в знак памяти о событиях войны и памяти бессмертному подвигу нашего народа. Когда я вижу «Родину-мать», я просто не могу не думать о событиях тех лет.


Многометровая фигура женщины с искажённым в крике лицом шагает вперёд, сжав в поднятой руке меч. Такая аллегория образа Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Андрей Сахаров в 1968 году делился воспоминаниями о встрече с Вучетичем. Начальство, во время работы Вучетича над проектом, спрашивало у него, мол, зачем статуя кричит. Ответ был прост:

- А она кричит - за Родину… вашу мать!

Кстати, само выражение «Родина-мать» известно в русском языке ещё с XIX века. В поэме Некрасова «Саша» есть такие строки:

«Спящих в могилах виновных теней // Не разбужу я враждою моей.
Родина-мать! я душою смирился // Любящим сыном к тебе воротился».

Но широкое распространение этот образ получил во время Великой Отечественной войны, и своим происхождением именно в контексте советского образа обязан плакату «Родина-мать зовёт!» По признанию автора этого плаката, художника Ираклия Тоидзе, первые наброски к этому плакату он рисовал... со своей жены. 22 июня 1941 года его жена вбежала к нему в мастерскую с криком: «Война!». Художник был поражён этим известием, но ещё сильнее был поражён выражением лица жены и тут же взялся за карандаш.


Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

Тот плакат стал легендарным, но легендарнее стал образ матери. Уже позднее он воплотился в скульптуры, которые установлены сегодня в разных городах и странах. Самая известная из них находится в Волгограде.

Версии о том, кто послужил прототипом скульптуры для Вучетича разнятся. Есть мнение, что существуют определённые сходства скульптуры с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже, или даже с древнегреческой мраморной статуей Ники Самофракийской. В разные годы объявлялись женщины, которые рассказывали, что именно они позировали для великого замысла скульптора. Поэтому точнее будет сказать, что «портрет» был собирательным. Прототипом фигуры стала известная спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, а лицо скульптор лепил с портрета собственной жены.

А мне по силе эмоций она напоминает ещё и знаменитую фотографию времён Великой Отечественной войны.


«Комбат», 1942 год. Фотограф Макс Альперт.

Общая высота статуи - 85 метров, вес - больше 8 тысяч тонн. Для сравнения: высота Статуи Свободы без постамента - 46 метров, а высота статуи Христа-Искупителя в Бразилии - 38 метров, а в сравнении с ростом человека фигура «Родины-мать» увеличена в 30 раз. Долгое время «Родина-мать» считалась самой высокой статуей в мире, но потом в этом списке её опередили религиозные скульптуры и статуи, установленные в Азии. Впрочем, она и сейчас остаётся самым высоким памятником России и Европы.

Строительство

Большая часть фундамента, на котором установлена статуя, скрыт под землёй. «Родина-мать» отливалась слой за слоем, строительство статуи требовало стабильной заливки бетона по графику, а чтобы её обеспечить грузовики, подвозившие бетон, были помечены специальными знаками, которые давали им приоритетное право проезда, совсем как машинам экстренных служб - они могли проезжать даже на красный.


Так шло строительство статуи "Родина-мать зовёт!"

Внутри скульптура полая, а жесткость каркаса поддерживается натянутыми металлическими тросами. Проект был рассчитан с ювелирной точностью. Правда, небольшой просчёт был допущен с мечом, который сжимает в своей руке статуя. Конструкция обладала таким свойством как «парусность» и во время ветра раскачивалась, вызывая избыточное механическое напряжение в месте крепления. Поэтому меч вскоре заменили на новый, предусмотрев небольшие отверстия в его верхней части, что значительно снизило его подвижность в ветреную погоду.

Обывателя, далёкого от всех архитектурных и инженерных дел, масштабы башни поражают до самых банальных вопросов: «И как только её построили? Это же просто невероятно!». У меня просто захватывает дух, когда я стою у самого основания статуи и смотрю на неё, закинув голову, снизу вверх.



Опытный инженер Николай Никитин, работавший в команде с Вучетичем, проектировал до этого главное здание МГУ и Останкинскую телебашню. При расчёте конструкции этой статуи он заложил даже «запас на смещение». Но, по мнению специалистов, статуя продолжает отклоняться, и этот вопрос уже несколько раз поднимался на государственном уровне. На эти опасения есть опровержения, которые, впрочем, не должны мешать отслеживать состояние статуи самым тщательным образом.

Символ

Строительство статуи было завершено в 1967 году. Я даже не могу представить, что было в первые годы после её открытия. Туда бесконечным потоком шли ещё молодые ветераны, участники Сталинградской битвы возлагали цветы в память погибшим товарищам, выжившие жители разрушенного, но так и несломленного города приходили сюда, чтобы взглянуть на это место уже другими глазами, сюда приезжали специально из других городов и стран, привозили экскурсии и школьные группы... Приезжают и сейчас. Но когда я показывала фотографии, сделанные на Мамаевом кургане в День Победы, своей бабушке, она рассказывала, что в те годы здесь было так каждый день. Уверена, что так оно и было.


Шесть раз я приезжала в специально на 9 мая, чтобы посмотреть Парад на Площади Павших бойцов, подняться на Мамаев курган и посидеть вечером у Волги на Набережной. Я помню годы, когда в толпе идущей к вершине кургана можно было встретить ещё много ветеранов, им дарили цветы и фотографировали с ними детей. Я помню и год, когда на Мамаевом кургане впервые прошла акция «Бессмертный полк». С каждым годом, участников этой акции становится всё больше и больше. Так история, которая стала личной частью каждой семьи в нашей стране, не может остаться только на страницах учебников. Память, живи.


Я не представляю без Мамаева кургана, без этой статуи. «Родина-мать» есть и на флаге, и на гербе Волгоградской области. Но это не только символ всего города, это символ той истории, о которой мы не должны забывать.



Рассказать друзьям