Парень девушку полюбил легенды и предания. Растения в легендах и сказаниях руси

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Парень и девушка любили друг друга, но родители не желали их свадьбы. Тогда влюбленные бежали в горы и укрылись под скалой. Недолго длилось их счастье. Беглецов быстро нашли. Юношу убили, а девушка, увидев своего возлюбленного мертвым, бросилась со скалы...

Богатырь Домбай

Был когда-то в Осетии один силач но имени Домбай. Силы он был непомерной. Сильнее его, как говорили, не было никого. Однажды около того селения, где жил Домбай, издох какой-то гигантский буйвол. Время было летнее, и труп буйвола стал разлагаться. Смрад чувствовался за несколько верст. Бедный народ не знал, что делать, и в отчаянии обратился к Домбаю, чтобы тот как-нибудь избавил его от такой беды. Домбай пошел к трупу буйвола, взял его за...

Гора смешливая, справедливая

Жили однажды два брата. Когда отец их умер, младший брат пошел его хоронить, а старший остался дома. Он собрал все, что было в доме и спрятал. Вернулся младший брат, огляделся и видит - ничего в доме нет. Спросил он: - Скажи мне, старший брат, куда девалось все наше добро? Но старший брат ответил: - Я и сам не знаю, где наше добро. И младший брат ничего ему на это не сказал. Тогда старший брат осмелел и говорит: - Теперь у нас нет ни отца,...

Карча (народное сказание)

Потерявший глаза может песню услышать, Потерявший уши может радугу видеть, Потерявший руки может на свадьбе плясать, Потерявший ноги может друзей обнимать, Потерявший всё может в родной земле лежать. Потерявший Родину Совсем ничего не сможет. Ветер бежит по деревьям, и деревья шелестят листьями, но пусть ветер уснёт и уснут деревья. В степи звучным ржанием зовут жеребят кобылицы и храпят сытые кони, но пусть их звуки спрячет густая...

Легенда о горе Сулахат

В народе ходит легенда о девушке Сулахат («Зулихат» по-карачаевски): «Она рождена была в трудолюбивом и сильном племени аланов - предков славного Карчи. Не было обделено счастьем горное племя, много тепла им дарило солнце, наливались золотым соком рожь и ячмень, по зелёным склонам гор бродили стада круторогих туров. Но однажды счастье отвернулось от племени. Там, где в неприступной стене гор сверкал ледник Алибек,...

Легенда о пастухе Каре

Существует легенда о пастухе Каре. Скакал он однажды на своем коне и увидел озеро. Стала ему интересно, что это за озеро, захотелось окунуться в прохладной воде. Но на пути повстречался ему старик, который предупредил пастуха о том, что опасное это озеро. Рассказал ему старик, что живет на дне озера русалка и непременно затащит на дно того, кто осмелиться его переплыть. Рассмеялся в ответ Кара, не поверил старику. Вздернул коня и поплыл...

Легенда о Скале Любви

Парень и девушка любили друг друга, но родители не желали их свадьбы. Тогда влюбленные бежали в горы и укрылись под скалой. Недолго длилось их счастье. Беглецов быстро нашли. Юношу убили, а девушка, увидев своего возлюбленного мертвым, бросилась со скалы...

Мусса-Ачитара

Название горы Мусса-Ачитара в переводе означает плач Муссы. Существует легенда про то, что однажды вор по имени Мусса украл огромное стадо. Загнал он его по пологому склону на эту гору и уже было стал подсчитывать денежки за продажу стада, как увидел, что с другой стороны гора скалистая. И понял Мусса, что нет дороги вперед, но и назад ему дороги тоже нет...Сел тогда Мусса на землю и горько заплакал...

Некоторые топонимы Кавказа

Принадлежность топонимов к тому или иному языку помечена сокращениями: абаз., абх. - языки (собственно, диалекты одного языка) абазин и абхазов; адыг. - адыгейский; алано-осет. - осетинский язык средневековых алан; араб. - арабский; карая. - карачаевский; кбал. - тюркский язык карачаевцев и балкарцев; осет. - осетинский; сван. - сванский; тюрк. - языки тюрков, в разные периоды истории живших на северной покатости Кавказа; черк. - родственные...

Эта трогательная легенда широко известна в Китае. Это история вечной любви, трогательного отношения человека к окружающим.
В начале осени на небе видна очень яркая звезда, это Звезда Ткачихи, Вега. К востоку от нее с севера на юг протягивается белесая полоса Млечного Пути - Серебряная река, или, как ее еще называют, Небесная река. К юго-востоку от нее виден ряд из трех звезд, средняя звезда намного ярче крайних. Это - звезда Пастуха, или Альтаир. Существует красивая, трогательная легенда о Пастухе (牛郎 Niúláng) и Ткачихе (织女 Zhīnǚ).

Некогда жил один мальчик. Его родители умерли и он жил в семье своего старшего брата и его жены. Они плохо относились к нему, заставляли питаться остатками еды, носить ветхую одежду. Днем он пас корову, а ночью спал вместе с ней в коровнике. Старший брат и его жена не принимали его во внимание. А старая корова была очень привязана к нему, теплыми мягкими глазами глядела на него. Как ни крути, а с коровой мальчику было лучше.
У него не было имени, и все, видя, как он целый день пасет корову, называли его Пастух. Пастух хорошо ухаживал за коровой, и не столько потому, что та была привязана к нему. Он видел, что та делает тяжелую работу, о ней никто больше не заботится. Он всегда выбирал для нее самые лучшие пастбища, следил, чтобы корова ела самую свежую и сочную траву. Он водил ее на водопой к ручью, чтобы корова пила чистую воду. Летом, когда было жарко, он отводил корову к лесу, где было прохладно. Зимой, когда стояли холода, он вел ее на освещенный солнцем склон, где было теплее. И в стойле он всегда тщательно убирал, чтобы там было чисто.
Пастух любил петь песни, но никто из людей не слышал его. И только корова шевелила ушами, закрывала глаза, казалось, что с интересом слушала Пастуха. Если Пастух о чем-то думал, то произносил это вслух, но никто из людей не слышал его. И только корова открывала, улыбаясь, рот, словно понимая его. Он часто рассказывал корове о виденных и услышанных вещах. Иногда он с коровой что-то обсуждал, и та, хотя и не могла говорить, словно понимала его. Иногда Пастух думал, что как было бы хорошо, если бы корова могла говорить!
Шли годы, и Пастух вырос. Старший брат с женой относились к нему все хуже и хуже, и решили выгнать Пастуха.
Однажды старший брат позвал Пастуха к себе, и с притворно-заботливым видом сказал:
- Сейчас ты стал уже совсем большим, нужно уже жить самому. Отец оставил нам небольшое наследство, и мы его разделим. Тебе - корову и телегу, мне - все остальное.
Жена брата, стоящая рядом, сердито заметила:
- Ты понимаешь, что мы отдаем тебе самые нужные вещи? День еще только начинается, постарайся побыстрее покинуть наш дом.
Пастух выслушал слова старшего брата и его жены и, подумав, сказал:
- Хорошо, я сейчас же уйду.
Какая разница, уходить или не уходить из дома. Он запряг корову, и, даже не оглянувшись назад, пошел прямо вперед. Вышел из деревни, пересек лес и подошел к подножию гор. Здесь он и остался.
Он целый день собирал на горе хворост, загрузил его в телегу, запряг корову и поехал в город, чтобы обменять его на еду. Ночью корова отдыхала рядом с повозкой, а Пастух спал в повозке. Так прошло несколько дней, Пастух построил себе шалаш, а рядом с ним вскопал поле и засадил его.
Однажды вечером, когда он входил в дом, вдруг неожиданно донеслось: - Пастух!
Кто же может звать его? Он огляделся, и увидел, как старая корова шевелит губами и говорит!
Она сказала ему:
- Завтра, когда солнце будет садиться за горы, ты обогни ту высокую гору, что справа, на той стороне горы будет лес, а за лесом будет озеро, в озере будут купаться небожительницы. Их одежда будет лежать на траве рядом.Ты возьми розовое шелковое платье, иди в лес и жди. Та небожительница, которая придет к тебе за своей одеждой и есть твоя будущая жена.
На следующий день Пастух обогнул высокую гору, пересек лес и увидел, что действительно на траве у берега пруда разбросаны многочисленные разноцветные одежды, все очень красивые. Он нашел розовое шелковое платье, схватил его и бегом бросился в лес.
Вскоре он услышал, как небожительницы вышли из воды на берег. И одна из них сказала:
- Время уже позднее, надо нам поскорее возвращаться. И тут одна воскликнула: - Ой, а где же моя одежда? Пастух из леса громко крикнул: - Девушка, не волнуйся, твои одежды здесь!
Оказывается, эта небожительница была внучкой владычицы Сиванму и звали ее Ткачиха. Она была искусной в своем ремесле, и Сиванму день и ночь заставляла ее прясть и ткать, практически не позволяя отдохнуть. В этот день Сиванму была приглашена на пир в мир людей. Небожительницы спустились с небес и здесь увидели чистейшее озеро и решили в нем искупаться.
Девушка спросила Пастуха, как он оказался здесь. Пастух и рассказал ей всю свою историю: как старший брат с женой выгнали его из дома, как трудился, рассказал и о корове. Ткачиха выслушала его и почувствовала сострадание к нему, он ей понравился. И рассказала Пастуху свою историю. В конце Ткачиха сказала:
- Все люди считают, что на небесах хорошо, а, на самом деле, что же там хорошего? У меня там нет ни капельки свободы, я там словно заперта в тюрьме. Я всегда хотела жить на свободе, хотя бы немного!
Услышав слова Ткачихи, Пастух сказал:
- Раз уж на небесах плохо, то не возвращайся туда. Ты могла бы здесь на земле работать, я тоже тружусь. Давай поженимся и проживем в людском мире всю жизнь!
Ткачиха, улыбаясь, кивнула головой, согласившись.
Они пересекли лес, обогнули высокую гору и пришли к шалашу Пастуха. Пастух показал Ткачихе корову, Ткачиха ласково похлопала ее по шее, а старая корова, улыбаясь, глядела на нее.
И с этого времени они стали жить вместе. Пастух работал в поле, Ткачиха в доме пряла и ткала. Иногда Ткачиха помогала в поле Пастуху. Они были трудолюбивы и бережливы, не боялись усталости, и жили счастливо. Прошло несколько лет и у них родились сын и дочь. Когда дети научились говорить, Ткачиха часто, показывая на звезды, рассказывала им о жизни на небесах. Но иногда ее охватывало беспокойство. Она не рассказывала Пастуху о том, что боится того, что Сиванму узнает, что она здесь и прилетит за ней.
Однажды, когда Пастух пришел кормить корову, та снова заговорила. Она, глядя на него глазами, полными слез, сказала: - Я не смогу больше помогать тебе, мы должны расстаться. Когда я умру, ты сними с меня шкуру. И если приключится какая-то беда, накинь на себя ее..." Корова не договорила и умерла. Супруги плакали, и в соответствии с ее словами сняли с нее шкуру, а корову закопали за полем, на склоне горы.
В конце концов Сиванму узнало о том, что приключилось с небожительницами. Она заперла их в темной комнате. Особенно Сиванму ругала Ткачиху, которая посмела ослушаться ее и осталась в мире людей. Она долго искала, и наконец узнала, что Пастух и Ткачиха поженились. Она страшно рассердилась, и самолично отправилась в дом Пастуха. В это время Пастух работал в поле. Она схватила Ткачиху и потащила ее из дома. Сын Ткачихи бросился следом и схватил мать за одежды, но Сиванму яростно оттолкнула его и ребенок упал. А она вместе с Ткачихой взмыла ввысь. Ткачиха страшно рассердилась, но только успела крикнуть сыну:
- Быстрее беги за отцом!
Пастух вместе с сыном бросился домой, но лишь увидел, как дочка сидит в дверях и плачет. Он хотел броситься на небеса спасать Ткачиху, но как же попасть на небо? Тут он вспомнил слова коровы, сказанные перед смертью. Разве это не беда? Он торопливо накинул коровью шкуру, нашел две корзины, посадил в них детей и бросился прочь из дома. И как только миновал дверь, тут же взлетел. Вскоре вдалеке он увидел жену и закричал:
- Я иду!
Но Сиванму внезапно прочертила рукой черту и перед Пастухом тот час появилась река. Река была очень широкой, в ней - высокие волны, и Пастух никак не мог перелететь через нее.
И с этих пор на ночном виде видна эта река. Люди называют ее "Серебряной рекой". Две самые яркие звезды по обе стороны Серебряной реки - это звезды Пастуха и Ткачихи. А две маленькие звезды рядом с Альтаиром (звездой Пастуха) - это дети Пастуха и Ткачихи. Рассказывают, что Сиванму позволяет только раз в год, 7 июля встретиться Пастуху и Ткачихе. Когда наступает этот день, стаи птиц слетаются к Небесной реке и наводят мост, чтобы на нем могли встретиться Пастух и Ткачиха...

Tot zu sein ist komisch. (с)

Здравствуйте! Надеюсь, примете. Обещаю замучить до посинения различного вида легендами.
Принимайте первую плеяду легенд Горного Алтая.

Легенда об озере Ая (1-я легенда)

Полюбил бедный пастух дочь богатого хана, и девушка полюбила юношу всем сердцем. Но грустной была эта любовь. Пастух не мог даже надеяться на счастье. Никогда богатый хан не отдаст в жены свою дочь парню. И решила тогда девушка тайком уйти из своего родного стойбища к любимому.
Условились они с пастухом встретиться на высокой скале рядом с берегом Катуни. Радостный ждал юноша возлюбленную, счастливые песни пел он на утесе. Близился условный час. Но богатый хан, почуяв недоброе, глаз не спускал с дочери. Кое-как удалось девушке уйти со стойбища. Торопится она к скалам, но не успеть ей к назначенному часу.
Увидел юноша, солнце садится за гору, а любимой нет. Взглянул он на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы. Вбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули из глаз ее. Разлилось вокруг скалы глубокое озеро. «Любимый погиб, а я?».
С этим криком кинулась красавица в пучину вод. Озеро люди так и назвали: Ая. А вершина утеса, на которой должны были встретиться влюбленные, стоит теперь островом посреди озера и называется островом Любви.

P.S. Эта легенда с русскими корнями, т.к. этимология слова "Ая" объясняется на основе именно русского языка.

Легенда об озере Ая (2-я легенда)

Легенда об озере Ая (3-я легенда)

Легенда об озере Ая (5-я легенда)


Жил да был некогда мальчик. Родители у него умерли, и жил он у старшего брата. Жена брата была злая и сварливая. Она терпеть не могла мальчика, и при виде его у нее портилось настроение. Она часто набрасывалась на него с кулаками и руганью. К столу мальчика не подпускала, кормила объедками, одевала в дырявые лохмотья. Спал мальчик не в доме, а в хлеву, рядом с буйволом.
Каждое утро он выгонял буйвола на пастбище и только вечером возвращался домой. Буйвол привык к мальчику и часто ласкался к своему маленькому другу.
«Как же за ним не ухаживать? — думал мальчик. — Он ласковый, привык ко мне, пашет землю».
Надо сказать, что никто не знал настоящего имени мальчика, всегда видели его с буйволом и поэтому прозвали Пастушком. Пастушок пас буйвола на лугах с сочными травами, поил прозрачной, ключевой водой. Летом в жару он прятал его в тени деревьев, а зимой уводил на тот склон горы, куда не достигал холодный, пронизывающий ветер. Каждый день Пастушок старательно чистил его, шерсть на буйволе всегда блестела и лоснилась.
Мальчик пел незатейливые песенки, но никто, кроме буйвола, не слышал их, мальчик рассказывал четвероногому другу о своих маленьких радостях и печалях, буйвол внимательно смотрел на него большими глазами. Казалось, он слушает и понимает то, о чем говорит Пастушок.
Медленно шагая друг за другом, шли дни, месяцы, годы. Вырос мальчик, и стали называть его Пастухом.
Ты уже большой, — сказал однажды старший брат. — Пришло время и тебе обзавестись семьей. Даю тебе буйвола и повозку в придачу.
И сейчас же уходи от нас, — добавила жена брата. — Запомни, тебе брат отдает самое нужное для хозяйства. Ты должен быть доволен.
«Вот и хорошо! — подумал Пастух. — Хорошо, что мне буйвола отдали. Запрягу его в старую повозку и пойду куда глаза глядят. А им я все равно не нужен. Выгнали меня, словно воду выплеснули из кувшина».
Впряг он буйвола в повозку л побрел подальше от деревни. Шел он сначала по горной долине, потом через непроходимый лес и наконец вышел к большой горе. Нарубил Пастух дров, погрузил в тележку, отправился в город продавать. Но вот наступила ночь, до города еще далеко. Выпряг Пастух буйвола и улегся в повозку. На другой день добрался он до города, продал дрова, получил деньги, стал думать о том, как завести свое хозяйство.
…Уж много дней прошло с тех пор, как покинул Пастух дом брата. Построил он себе лачугу и покрыл
ее соломой. Рядом вспахал небольшой участок и засеял его. Так и жил Пастух один, работая в поле, ухаживая за буйволом.
Однажды вернулся он домой усталый, голодный, сел на скамейку и вдруг слышит:
Пастух!
Кто это? — удивился он.
С тех пор как он поселился здесь, никто не приходил сюда, и никто не знал, где он живет. Оглянулся Пастух и видит: стоит около него верный друг — буйвол и говорит человечьим голосом:
— Завтра вечером, только спустятся сумерки, идиза ту гору, что справа. Увидишь озеро у лесной опушки. В озере будут купаться феи, а одежду свою они оставят на берегу. Найди среди их одежды красное платье и спрячь его. Та фея, которой принадлежит это красное платье, и будет твоей женой.
На другой день, лишь только начало темнеть, Пастух пошел за правую гору, нашел опушку леса и увидел озеро. Кругом стояла удивительная тишина, лишь листья шелестели, да плескались у берега теплые волны. По вечернему небу плыли облака и отражались в воде.
Но вот послышался девичий смех — то в озере купались феи. Тихо подошел пастух к берегу и увидел одежду красивую, неземную. Нашел он красное платье, взял его, ушел за кусты и стал прислушиваться к веселой болтовне фей.
Время позднее, пора домой, — сказала одна из них. — Ведь, уходя на землю, мы не спросились у богини неба. Узнает она — накажет!
Зачем торопиться? — сказала другая. — Ведь когда-то еще нам удастся искупаться в этом озере? Побудем здесь еще немного.
Через некоторое время Пастух услышал тревожный голос той же девушки:
Моего платья нет! Куда же оно делось? Пастух вышел из-за кустов:
Не беспокойся, красавица, у меня твое платье. Оделась фея и стала расчесывать свои пушистые
волосы. Поведал ей Пастух о своей горькой судьбе. Рассказал о своем детстве, о старшем брате, выгнавшем его из дома, о верном друге буйволе, о хижине, построенной собственными руками.
Внимательно выслушала фея пастуха и посочувствовала ему. Когда же он кончил говорить, рассказала ему о себе:
— Я внучка всесильной богини неба. С утра до вечера я тку цветную шелковую ткань, и поэтому зовут меня Ткачихой. Каждое утро и каждый вечер бабушка берет наработанную мною ткань и украшает ею небо. Все видят мою работу: это облака, переливающиеся в солнечных лучах. Они красивы, но богиня неба всегда недовольна. Говорит, что ткани этой мало. Заставляет меня работать без отдыха, не разгибая спины, не выпуская из рук челнока. И даже не позволяет мне полюбоваться, как плавает по небу моя ткань. Лишь изредка, когда удается наработать столько ткани, что хватает ее на все небо, я могу подойти к окошку и поглядеть через него на созданные мною прекрасные облака. А люди еще говорят, что на небе хорошо! Нет. Там нет свободы, оттуда ничего не видно. Часто в бессонные ночи я думаю: хорошо было бы спуститься на землю и жить среди людей. Земля прекрасна, здесь очень интересно. Так думаю не только я, но и все мои подружки. Много раз они уговаривали меня пойти на землю тайком от богини неба, отдохнуть здесь, повеселиться, но я все боялась: вдруг узнает богиня, что тогда будет! Сегодня нам повезло: выпила богиня после обеда древнего ароматного вина да и задремала у себя на троне. Вот мы и спустились на землю, увидели озеро с чистой водой и решили искупаться. Долго мы сидели взаперти и лишь сегодня вздохнули свободно.
Если тебе не хочется возвращаться на небо, оставайся здесь, — сказал Пастух. — Поженимся, будем работать вместе.
Ну что ж, я согласна, — ответила Ткачиха, — давай поженимся и будем всегда жить на земле.
Через лес, через гору спустились они в долину, где стояла хижина с соломенной крышей.
Пошла у них с этих пор мирная, трудовая жизнь. Пастух работал в поле, а Ткачиха хлопотала по дому, изредка уходя в поле, чтобы помочь мужу. Жили они
душа в душу. Никогда не ленились и потому жили не то, чтобы богато, но в достатке.
Быстро прошли три года. Народились у Ткачихи мальчик и девочка. Когда дети подросли, мать часто рассказывала им интересные истории о звездах и о жизни на небе.
— Там есть красивые дворцы, — говорила она, — но нет свободы. А раз нет свободы, значит нет и счастья.
Рассказывала она им и о земной жизни: о шепоте листьев, о журчащем ручейке, о ласковом освежающем ветре. А дети сидели на коленях и внимательно слушали. Иногда Ткачиха грустила, и дети спрашивали, в чем дело. Но никому не могла сказать Ткачиха о печали, закрадывавшейся ей в душу. Чувствовала она, что настанет время, узнает богиня неба, где живет Ткачиха, и заберет ее к себе. Как об этом скажешь мужу и детям?
Вошел однажды Пастух в хлев, чтобы задать корм буйволу, и увидел на его глазах слезы.
В чем дело, друг мой? — спросил Пастух.
Умираю, — ответил буйвол, — пришел и мой черед. Видно, пришло время расстаться… Умру, сними мою шкуру и сохрани. В трудную минуту она поможет тебе: только набрось ее на плечи — и беда минует.
Сказал так буйвол и умер. Жалко было Пастуху снимать с него шкуру, но послушался буйвола, сделал, как тот велел. Похоронил Пастух буйвола позади дома у подножия горы.
А богиня неба узнала-таки, что феи опускались на землю и купались в озере. Разгневалась она, посадила всех фей в темную комнату и не выпускала, пока они не состарились. Внучку же, посмевшую остаться на земле, богиня возненавидела. Решила она вернуть Ткачиху на небо и наказать ее.
Спустилась однажды богиня неба на землю, разведала, что ее внучка вышла замуж за Пастуха и живет в его доме. Вошла она в дом, когда Пастух работал в поле, схватила Ткачиху и потащила за собой. Но дети Ткачихи вцепились в подол ее платья и не отпускали мать. Не. пожалела богиня неба плачущих детей, оттолкнула их в сторону и унесла Ткачиху на небо. Но мать успела крикнуть детям:
— Бегите к отцу! Расскажите ему!
И погнался бы Пастух за богиней неба, чтобы освободить любимую жену, но как подняться на небо? И вдруг он вспомнил слова, сказанные буйволом перед смертью: «Сними мою шкуру и сохрани, в трудную минуту она поможет тебе».
Накинул Пастух шкуру буйвола на плечи, перекинул через плечо две корзины, в одну посадил сына, в другую — дочь, вышел на двор и сразу взвился вверх. И скоро увидел он богиню неба, которая несла Ткачиху.
— Это я, дорогая! — закричал он.
Все ближе и ближе подлетал Пастух к богине неба, еще немного — и он отнимет у нее любимую жену. Но богиня неба вынула из волос шпильку и бросила перед Пастухом. Образовалась перед ним широкая река. Высокие волны катились по ней, не преодолеть Пастуху этой преграды. Так и остался Пастух на одном берегу реки, а Ткачиха — на другом. Лишь издали любовались они друг другом и никогда не могли быть вместе.
И до сих пор на южном берегу Небесной реки сверкает звезда «Пастух», а на другом берегу — «Ткачиха».
Так жестоко наказала богиня неба свою внучку за ослушание. Лишь когда богиня неба совсем постарела и немного подобрела, разрешила она Ткачихе встречаться с Пастухом раз в году, в седьмой день седьмого месяца. Каждый год в этот день со всего света слетаются к Ткачихе сороки и образуют живой мост, по которому она добирается до Пастуха. Ходит людская молва: именно в этот день нигде не увидишь сорок, все они улетают на небо. А еще люди говорят, что если сесть в этот день у виноградной лозы, то можно услышать, о чем разговаривают Ткачиха и Пастух.

http://www.lit.allpskov.ru/skorodumova.htm

Сочинение
«Россия начинается здесь».

Пускай я живу не в столице:
Не в Питере и не в Москве.
Я городом буду гордиться
На тихой и сонной реке.

Так странно брести по улицам родного города без цели, без направления... Интересно, почему я сказала "родного"? Родным называется только тот город, в котором ты родился? Нет, родным может называться только то, к чему мы привыкли, что мы любим, ценим и уважаем. Могу ли я назвать Порхов частичкой себя? Могу. И не только потому, что я здесь родилась. Порхов - маленькая капелька огромного океана под названием Россия.
Порховскии край со всей своей историей может сравниться с другими великими городами и землями, и даже превзойти их.
Довольно странное и интересное определение - «порховскии край». Действительно ли Порховская земля может называться «краем»... «краем России?» Ведь я никогда не слышала, чтобы говорили «Московский край» или «Санкт-Петербургский край». Наверное, тоже это связано с историей.
Когда Александр Невский основывал «городец на Шелони», то, наверное, предполагал, что он и будет тем «краем», до которого дойдут враги. Город не пустит их дальше, в Новгородские владения.
Мой город по праву может считаться своеобразным истоком России. Ведь именно из ручейка берёт начало огромная река. Так и Россия с чего-то начинается. Наверное, в каждом городе есть свои особенные места, посетив которые жалеешь, что не пришел сюда раньше.
Есть такой уголок и в Порхове - старая каменная крепость. Не многие уездные городки имеют такую ценность. Это достояние только старых пограничных городов. Идёшь-бредёшь вокруг крепости, листья шуршат под ногами, тихо плещется Шелонь, и у меня рождаются стихи:
Знакомое и тихое журчанье,
И нежный плеск твоих красивых вод.
То шум, то мирное молчанье
И крики птиц взмывают в небосвод.
Смотрю и вижу, словно в Зазеркалье,
Ты отражаешь солнышка лучи.
И в бездне слышно милое журчанье
Прозрачной, ласковой воды.
Наверное, осенний портрет крепости, обласканной рекой, будет самым прекрасным. Прислонишься к белым камням и слушаешь, как они нашёптывают легенды древности:
«Когда-то давным-давно жила в порховской крепости красивая девушка, полюбившая одного парня- пастуха. Пастух тоже любил её без памяти. Жить бы да жить им вместе, да нет, была у девушки злая мачеха, положившая глаз на её возлюбленного. Пастух не отвечал ей взаимностью. Тогда злая мачеха решила воспользоваться колдовством. С помощью чар она заточила юную девушку в Псковскую башню, сторожившую крепость с запада. С тех пор из башни слышался крик и мольба о помощи. Пастух после этого случая пропал. Спустя некоторое время в городке появился молодой человек. Он узнал про эту страшную историю и освободил девушку. Они полюбили друг друга и жили долго и счастливо».
Как красива и романтична древняя легенда!
Правда, сейчас Псковской башни нет на этом месте. Но зато в крепости, окружённая яблонями, стоит Никольская церковь. Её купол устремился в небо.
По каменным ступеням я поднимаюсь на стену и смотрю на запад...
Я переношусь на сотни лет назад, перед моими глазами возникают картины прошлого. Яркости моему видению придавил утренний туман, поднимающийся над Шелонью. Он затянул густой молочной пеленой город за пределами крепости, и кажется, будто я и впрямь путешествую во времени. Луч солнца коснулся креста на церкви. Крест ослепительно заблестел так, что на него невозможно было смотреть. Наверное, в этот момент его сияние видел весь город. Я слышала журчание воды в реке, заглушаемое болью от ударов, наносившихся по крепости стенобитным орудием да пушкой-«Галкой», которая нацелилась на «Николу». Сколько же видел Порхов! Сколько сумел выдержать!
Для меня Россия начинается именно с этой крепости, этой реки и этого города. Здесь ещё осталась капля прежней, древней России.
У всего есть свой край. «Край» необязательно должен быть завершением чего-то, он может быть и началом,. Так почему же Порховскии край не может считаться началом России? Ведь здесь ещё царит дух старины, тесно соприкасающейся с настоящим. Это своеобразные ворота в прошлое, возвращающие нас в начало начал Российской земли.

Скородумова Дарья, г. Порхов, Псковская область



Рассказать друзьям