Патриаршьи пруды. Патриаршие пруды: мистика и топография Патриаршие пруды мастер

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ничего нового для любителей М.А. Булгакова я не напишу, подобные темы поднимались сотни раз, просто подборка фотографий из многочисленных поездок по Москве с небольшими комментариями и цитатами.

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина."

А, кстати, почему Воланд впервые появляется именно здесь, а, скажем, не в Орехово-Борисово? История гласит, что в древности это место называлось Козьим болотом, где паслись козы, а козёл, как известно, является символом дьявола. А ещё в более глубокой древности, когда и Москвы-то никакой не было, здесь на болоте располагалось капище одного из древних языческих богов, которому приносились кровавые жертвы, местами человеческие, и жертвам отрезали головы... Правда это или нет, уже никто не скажет, история наука очень неточная.

Намного позже уже в 17 веке патриарх Иоаким место это освятил, болото осушил и приказал расположить тут три пруда, два из которых потом были засыпаны, и остался всего один, который потом был переименован в Пионерский. Но москвичи до сих пор говорят "Патриаршие".

Вот этот ресторанчик, который на моей памяти постоянно меняет название, неразрывно связан с Патриаршими и фигурирует во многих фильмах, например, в фильме "Мур есть Мур три" здесь располагают кафе "Привал странников".

И когда нечистая сила во всех фильмах или на рисунках шастает по прудам, этот ресторанчик так или иначе мелькнёт.

"Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной."

Конечно, скамейки располагаются лицом к пруду, чтобы люди им любовались. Наша парочка сидела на одной из этих скамеек, скорее всего на ближайшей, потому что она ближе всего к ларькам.

Теперь уже над ней повесили предупредительный знак, чтобы люди не были такими доверчивыми.

За их спинами располагалась Малая Бронная.

Но они никак не могли сидеть спиной к Патриаршим, как можно увидеть в сериале Владимира Бортко.

Я полагаю, что художники изображали неправильно стоящие лавочки по одной простой причине - чтобы были видны и лица персонажей, и пруд.

"Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!". Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал."

Вот это место, перед домом "Патриарх".

Если стать лицом к Крылову, турникет находился справа от него.

Ходил там трамвай или не ходил, но безусловно мог. Скажем вот такой.

А сейчас трамвай "Аннушка" ходит по Чистым прудам.

Прототипом Аннушки была соседка Булгакова из комнаты напротив, бич всей коммунальной квартиры №50 - склочная, сварливая и скандальная Анна Горячева, которую все называли «дура с Садовой».

"Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Дом назывался "домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя - Александра Сергеевича Грибоедова. МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать."

"Дом Герцена" находится по адресу Тверской бульвар, д.25. Здесь в 1812 году родился А. Герцен, который провел в доме первые 5 месяцев своей жизни. Сейчас здесь расположен Литературный институт имени Горького. А ранее здесь была Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Здесь выступали А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. Во дворе здания был открыт памятник А. Герцену работы скульптора М.И. Мильбергера.

Теперь найдём театр "Варьете", который фигурирует в романе. Сейчас здесь Театр Сатиры. В начале века на этом месте был цирк Никитиных, который позже превратился в Мюзик-холл. Если перейти на другую сторону Садового, мы увидим торчащий из серой бетонной коробки купол прежнего цирка.

Именно из-под этого купола сыпались когда-то волшебные червонцы.

К Театру Сатиры вплотную примыкает небольшой сад «Аквариум». В него выходили окна кабинета финдеректора Римского. В саду нам тоже может померещиться какая-то чертовщина с рогами, но это всего лишь безобидный фонтан "Сатир".

Но для нас наибольший интерес представляет туалет в углу сада. Именно здесь Азазелло и Бегемот сперва лупят, а потом похищают Ивана Савельевича Варенуху.

"Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж."

Лавочку, где Маргарита познакомилась с Азазелло, точно вычислить невозможно, но наверняка в Александровском саду лицом к Манежу.

Но уж никак не возле Новодевичьего монастыря, откуда Манеж не может быть виден.

А вообще, не знаешь точно место, рисуй просто травку и не ошибёшься.

В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.

Человек, впервые решивший найти в Москве Патриаршие пруды, будет сильно озадачен. Придя по указанному адресу, он обнаружит всего-навсего один пруд, окружённый небольшим и довольно чистым парком. Тихое место, практически в центре города, словно создано для прогулок и неторопливых бесед в тени деревьев.

Немного истории

До XVII века на месте прудов находилось болото, а неподалёку разводили коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Сегодня от Козьего болота остались лишь названия переулков – Малый и Большой Козихинский. Это живописное место и выбрал в качестве своей резиденции патриарх Гермоген. Патриаршая слобода стала одной из самых богатых в городе. Она существенно разрослась, были возведены три церкви, увеличилось количество жилых построек. А в 1683 году уже патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола. Такие пруды можно найти по всей Москве. В Патриарших разводили самые простые сорта рыбы, а, например, в Пресненском – дорогие сорта, которые подавали к столу на праздники.

Потом патриаршество пришло в упадок, слобода перешла в руки к другим хозяевам, а пруды за ненадобностью были заброшены и заболотились. В начале XIX века было решено ликвидировать вновь возникшие болота. Пруды засыпали, пощадив только самый большой, который привели в порядок, вычистили, облагородили и разбили вокруг маленький красивый сквер, который так и назывался поначалу «Бульвар Патриаршего пруда». А «Три прудка», на которых когда-то шла оживлённая рыбная ловля, не канули в Лету бесследно. Они дали имя Трёхпрудному переулку, где родилась Марина Цветаева. Она с большой любовью описала своё детство, проведённое в этом переулке в романе «Мой Пушкин».

Патриаршие пруды являются неотъемлемой частью литературной жизни дореволюционной Москвы. На многолюдный и очень популярный у москвичей каток приводил своих дочек Лев Толстой. Сюда же он поместил героя своего романа «Анна Каренина» Левина, который в отчаянии искал здесь Китти. Гуляя по аллее, заслушивался соловьями его тёзка А. Н. Толстой. Ну а знаменитый роман «Мастер и Маргарита» превратил Патриаршие пруды, в очень знаковое место. До сих пор ходят слухи, что неспроста именно здесь первый раз появился Воланд, а Аннушка так некстати разлила масло. Говорят, что нечистая сила, обитавшая на болотах продолжала строить козни жителям Патриаршей слободы даже после того, как Иоаким безуспешно пытался её оттуда изгнать.

Начало XX века ознаменовалось активной застройкой прилегающей к прудам территории. Были возведены самые крупные дома и особняки. После революции, в 1924 году, была сделана попытка переименования прудов в Пионерские, но название так и не прижилось. Зато памятники советской архитектуры, такие как знаменитый Дом со львами (резиденция для высших военачальников СССР) в Ермолаевском переулке, будут ещё долго напоминать о советском прошлом Патриарших прудов.

В 1974 году на бульваре появился памятник И. А. Крылову. Знаменитый баснописец представлен скульпторами А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского в окружении двенадцати своих самых известных персонажей: мартышка с очками, ворона с кусочком украденного сыра, лающая Моська и др.

А в 1986 году было решено восстановить на берегу декоративного пруда павильон, который находился на этом месте в 1938 году. От старого павильона были заимствованы не только внешний вид и архитектурные особенности, но и вполне осязаемые рельефы, модули и уникальная лепнина.

Патриаршие сегодня

В 2003 году была проведена крупномасштабная реконструкция Патриарших прудов и окружающего их парка. Водоём в который раз вычистили, берега укрепили и в пруд запустили долгожданную рыбу. Кроме рыбы, в пруду живут утки и лебеди, которых в летнее время с удовольствием подкармливают москвичи. В сквере была произведена замена деревьев, дорожки вымостили брусчаткой и тротуарной плиткой, установили лавочки и новые мачты городского освещения. После этого пруд, павильон и парк стали объектами культурного наследия. Теперь они охраняются государством.

В 1999 году на Патриаршем пруду планировали установить памятник Булгакову, представляющего собой скульптурный ансамбль из сидящего на берегу писателя и героев его романа. По воде к Булгакову должен был идти Иешуа Га-Ноцри, вокруг пруда на берегу сидели бы Мастер и Маргарита, Коровьев, Азазелло, Бегемот и другие. Стоимость проекта и многочисленные протесты местных жителей вынудили от него отказаться.

Сегодня Патриаршие пруды – излюбленное место для прогулок. В зимнее время на пруду можно покататься на коньках, летом – перекусить на берегу пруда, взяв вкуснейших пирожных из соседних кафе.

Весь парковый комплекс занимает 2,2 гектара, их которых дорожкам и площадкам отведено 6323 м2, а зеленым насаждениям – 7924 м2. Площадь самого пруда на сегодняшний день составляет 0,0099 км2, а его глубина достигает 2,5 метров.

Как добраться

Патриаршие пруды находятся на территории Пресненского района Центрального Административного округа. С севера он ограничен Ермолаевским переулком, с юга – Большим Патриаршим переулком, с запада – Малым Патриаршим переулком, а на востоке проходит Малая Бронная улица. Точный адрес : Большой Патриарший пер., 7/1. Чтобы попасть на Патриаршие пруды, надо выйти из станции метро Маяковская в сторону Большой Садовой улицы, пройти по ней прямо мимо сада «Аквариум» до пересечения с Малой Бронной улицей и свернуть налево. Если идти от станции метро Тверская, то выходить надо в сторону Большой Бронной улицы. По ней идти вниз до Малой Бронной, а потом направо. Заблудиться в переулках Старой Москвы невозможно, так или иначе, дорога приведёт к знаменитым Патриаршим прудам.

October 28th, 2012

Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…

И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились?

Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную - что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.

Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.

Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".

Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь - собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам - вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка - прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
...
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.

Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

Скамейка Воланда.

Она же с другого ракурса.

Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

Берлиоз... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.

Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.

Вот он, поворот.

Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

Место предполагаемого выхода на схеме...


Всего 36 фото

Патриаршие пруды! Звучание этих слов много значит для москвича, как доброе и завораживающее воспоминание о Старой Москве. Однако, в последнее, и уже достаточно длительное, время, оно означает уже несколько другое - именно здесь происходила встреча небезызвестного Воланда с литературными деятелями Москвы 30-х годов - поэтом Бездомным и председателем правления МАССОЛИТа Берлиозом в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»...

Много ещё о чем я не написал в своем журнале, о чем собирался. И, если бы не идея запечатлеть образы Старой Москвы в контексте бессмертного романа Булгакова, - этот пост без этой самой идеи, по всей видимости, так и не появился бы...

Рассказывать о Патриарших прудах и их истории было бы, просто, банально - вот мы и посетим осенние Патриаршие пруды, как одно из самых легендарных примечательных и литературных мест Старой Москвы. На дворе осень. Неуютно, ветрено и промозгло. Однако, этот материал будет хоть и осенним, но достаточно приятным, поскольку, когда я снимал эти фотографии, было еще тепло и комфортно, но уже присутствовали тяжелые осенние свинцово-белесые тучи. Для начала же будут "летние" фото для "разогреву")


Итак, Патриаршие!

Как мы помним, "…Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…" … "...и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо…".

Так, что примерно в таком ключе мы и начнем нашу прогулку…

Патриаршие пруды - общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в ЦАО города Москвы на территории Пресненского района. Микрорайон находится вблизи Садового кольца между Малой Бронной улицей, Большим Патриаршим переулком, Малым Патриаршим переулком и Ермолаевским переулком. Название "Патриаршие пруды" во множественном числе явно значит, что в этом месте был не один, а несколько прудов.
03.

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото от которого и получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки. По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни - Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха).
04.

В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы входили Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трёх прудов Патриаршей слободы появилось название Трехпрудного переулка, в старину называвшегося "Три прудка".
05.

С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. В XIX - начале XX этот сквер назывался "Бульвар Патриаршего пруда". В 2003 году была проведена реконструкция Патриаршего пруда и окружающего его сквера: проведены работы по укреплению берегов, замене деревьев, в сквере замощены тротуары, пруд был очищен от мусора и ила и в него запущена рыба...
06.

1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А.А. Древина и Д.Ю. Митлянского и архитектора А.Г. Чалтыкьяна. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений: мартышка перед зеркалом, лающая вслед слону Моська, ворона с сыром - всего 12 героев известных басен.

Этот комплекс скульптур находятся в северной части Патриарших, ближе к Садовой, и занимает довольно приличную площадь сквера. Общее впечатление от этого всего, мне кажется, выразит одно слово - "прикольно"... Наверное, для детей это место на Патриарших очень приглянется, но загадочный дух "Мастера и Маргариты" на Патриарших несколько от этого соседства увял, как мне кажется...

Думаю названия басен и персонажей озвучивать не имеет смысла)


Со стороны Ермолаевского переулка хорошо видны шпили здания "лужковских времен" - это элитный жилой дом «Патриарх» на 28 квартир...
15.

Этот помпезный элитный дом был построен на Патриарших прудах в 2002 году на пересечении Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка по проекту архитектора С. Ткаченко. Вершину дома венчает модель башни Татлина. По мнению архитектора и историка архитектуры В.З. Паперного, дом "Патриарх" - один из худших примеров "лужковской архитектуры" в Москве.
16.

Как мы помним, "...Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина"...

..."...И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок...".

Чуть позже появился и самый загадочный герой Мастера и Маргариты - "черный маг" Воланд, который "...ни на какую ногу не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец...".

Для предотвращения подобных встреч уже в нашу сегодняшнюю пост перестроечную эпоху, несколько москвичей, вдохновленные романом вывесили запрещающий знак о том, что разговаривать с незнакомцами не стоит) В 2012 году на Патриарших прудах, под руководством Александра Виленского (он же автор идеи), они установили табличку в виде дорожного знака с надписью "Запрещено разговаривать с незнакомцами". На табличке изображены герои романа "Мастера и Маргариты" - Воланд, Коровьев и кот по кличке Бегемот. Местным жителям очень понравилась такая идея. И, хотя знак был установлен без согласования с городскими властями, последние, обещали его не убирать...
17.

Как я думал, этот знак прописался здесь навечно, однако...
18.

Осенью 2016 он куда-то запропастился, - в результате Патриаршие пруды стали выглядеть как-то сиротливо и контекстный акцент таинственной и загадочной атмосферы на Патриарщих тут же, в результате, сместился к легкомысленным "крыловским басням") Надеюсь, что знак сейчас просто "типа" "на реставрации", а то ведь, никто так и не узнает, что "разговаривать с незнакомцами" в этих местах нельзя)
19.

Наверное, вот этой, ближайшей к нам, подобной скамейке и происходило общение черного мага с обескураженными впоследствии литераторами...
20.

Заметьте - "...первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея...".

Ну, хоть на фото и "не раскаленная Москва", но на аллее почти никого нет... (говорю шепотом)...)
21.

Нынешние осенние Патриаршие вызывают какую-то давнюю и неосознанную ностальгию о чем-то...
Наверное, о "...раскаленном страшном майском вечере"...)
24.

Между тем, садовые службы города явно и обыденно готовятся к зиме...
25.

Именно здесь рядом с Патриаршими и попадает под трамвай Берлиоз, «...поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, ... "... и под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза...».

Однако на описанном в романе месте трамвайных путей никогда не было... Ну, не было так не было, но голову то Берлиозу "отрезало трамваем", а точнее это сделала "комсомолка!!...")

26.

Надо сказать, что ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице, где в доме № 10 находилась ...
27.

На Патриаршие пруды, где был популярный в Москве каток, привозил кататься на коньках своих дочерей Лев Николаевич Толстой.

Рядом с прудами снимали мастерские живописцы Василий Суриков и Василий Поленов, творили архитекторы Федор Шехтель, Иван Жолтовский, Лев Руднев.
31.

В Трёхпрудном переулке родилась Марина Цветаева.
32.


33.

А в 1986 году было решено реконструировать на берегу Патриаршего пруда павильон, который находился на этом месте еще в 1938 году. От старого павильона были заимствованы не только внешний вид и архитектурные особенности, но и вполне осязаемые рельефы, модули и уникальная лепнина.
35.

Ну, что еще сказать!? Осень на Патриарших прудах!!

Незримый дух героев "Мастера и Маргариты" веско присутствует во всем, что касается Патриарших прудов. Городские легенды, да и сами почитатели творчества Михаила Булгакова сделали из Патриарших совершенно культовое место - теперь здесь точно "нельзя разговаривать с неизвестными", поскольку загадочный и таинственный образ компании, состоящей из "иностранца", "...более чем сомнительного регента..." и "...третьего в этой компании - неизвестно откуда взявшегося кота, громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами..." находятся и пребывают теперь на Патриарших и, незримо - "...вечно хотят зла и вечно совершают благо ..."...

Источники:

Википедия



Рассказать друзьям