Переборы на гитаре для начинающих. Виды и схемы переборов на гитаре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гитара — очень доступный инструмент, научиться играть на нем может любой, вне зависимости от наличия таланта. Главное это желание и упорство в достижении мастерства.

Играть на гитаре можно по-разному – боем, по табулатуре или нотам, а так же перебором. Игра по нотам и табулатуре наиболее сложна и подойдет лишь опытным, уже освоившим инструмент, музыкантам. Новичкам будет легче освоить бой и перебор. И если бой учится легко, то перебор слегка сложнее.

Что представляет собой Перебор

Перебор, это когда касаясь струн в определенном порядке, музыкант создает глубокую и мелодичную музыку. В мире существует огромное число переборов, основных около 60, постоянно использующихся около 20, а новичкам хватит трех или пяти на первое время.

Напоминаем, что струны нумеруют всегда снизу. Нижняя (самая тонкая) — это первая струна, а верхняя — шестая.

Учимся играть перебором. Основные правила

Перебор 5-3-2-1-2-3 считается самым простым. Как видите, каждый номер означает струну, которую надо дернуть. Давайте разберёмся как это легче сделать. Поставьте любой простой аккорд,можно Am или Em. Теперь большим пальцем дерните пятую струну, указательным – третью, средним – вторую и безымянным первую. Нужно немного потренироваться, чтобы набить руку. Когда сможете действовать без заминки попробуйте чередовать бас, т.е один раз дергать шестую струну, а потом пятую. Когда освоите чередование, смело сможете менять аккорды.

Есть еще один перебор: бас и сочетание 3-2 и 1 струн. Здесь будет немного тяжело управляться с первой и второй струнами, которых надо будет дернуть щипком. Этот перебор подходит для динамичных песен, тогда как первый – для медленных.

Есть еще один красивый перебор. Это бас с 3-2-3-1-3-2-3. Научиться играть его нелегко, но результат того стоит.

Для того, чтобы играть перебор надо запомнить несколько правил:

  • Постановка пальцев. Всегда надо правильно располагать руку, чтобы облегчить игру.
  • Аккорды надо зажимать сильнее. Любая недожатая струна будет неприятно звенеть.
  • Играть на гитаре лучше при помощи медиатора, хотя при игре пальцами звук выходит более глубоким, бархатным, а при использовании медиатора – более звонким.

Видео уроки

Продолжаем обучение игре на гитаре. Мы уже поговорили с Вами о многих аккордах, а теперь пришло время рассказать о приёмах игры на гитаре. Одним из таких приёмов является перебор на гитаре .
В теории музыки перебор называется арпеджио. Само слово перебор пошло от принципа, который лежит в основе данного приема игры. Это поочерёдное перебирание гитарных струн пальцами правой руки (для левшей левой руки). Так вот сегодня у нас урок игры на гитаре перебором.

Чтобы понять, как играть перебором на гитаре, для начала разберемся с обозначением пальцев правой руки, чтобы легче было объяснять технику. Вот эти обозначения: p (pulgar) – большой палец, i (index) — указательный палец, m (medio) — средний, a (anular) — безымянный, e (extremo) — мизинец. Обычно мизинец не участвует в переборе.

Когда Вы хорошо освоите основные виды перебора на гитаре, то, возможно, Вам удобно будет использовать и мизинец. Также при игре на гитаре перебором, да и вообще при игре на гитаре, очень важна .

Постановка правой руки для гитарного перебора

Итак, сейчас мы с вами рассмотрим несколько основных переборов на гитаре для начинающих.

Схема перебора на гитаре №1


Как же играть на гитаре перебором? Первый вариант можно считать одним из простых переборов на гитаре. Для начала зажимаем, например, аккорд Am (Ля Минор). Схема игры правой рукой (в соответствии с изображением) будет следующая: 5 (p) -3 (i) -2 (m) -1 (a) -2 (m) -3 (i). Поясню подробнее эту схему. Большим пальцем мы дёргаем басовую струну. Это могут быть 6, 5 или 4-я струны в зависимости от того аккорда, который Вы зажали. В данном случае это пятая струна (тоника аккорда — нота ля). Далее указательным пальцем мы дёргаем третью струну, потом средним пальцем дёргаем вторую струну, безымянным – первую струну, средним – вторую, указательным — первую. И эта схема повторяется нужное количество раз. Сначала это упражнение нужно делать медленно, добиваясь автоматизма. Потом постепенно убыстрять темп. Через некоторое время, Вы не будите думать, каким пальцем дёргать, какую струну. Игра на гитаре перебором будет доведена до автоматизма.

Схема перебора на гитаре №2


Следующую схему рассмотрим на том же аккорде Am (Ля Минор). Схема игры правой рукой теперь такая: 5 (p) -3 (i) -2 (m) -3 (i) -1 (a) -3 (i) -2 (m) -3 (i). Ещё раз напомню только, что цифры – это номер струны, а буквы – обозначение пальцев. Как и в предыдущем примере, начинаем с пятой струны. Её дёргаем большим пальцем. Дальше указательным и средним пальцем поочереди цепляем третью, вторую и опять третью струны. Безымянным пальцем дёргаем первую струну. И ещё раз повторяем перебор третьей, второй и ещё раз третьей струны.

Схема перебора на гитаре №3


И ещё одна схема перебора на гитаре на основе аккорда Am (Ля Минор): 5 (p) -3 (i) -21 (ma) -3 (i). Особенность её состоит в том, что вторую и первую струны нужно дёргать одновременно в нужный момент. Схема игры следующая: большим пальцем дёргаем пятую струну, далее указательным пальцем — третью струну, затем одновременно средним и безымянным пальцами дёргаем первую и вторую струны и, наконец, ещё раз указательным пальцем дёргаем третью струну.

Видов переборов может быть большое количество. Когда Вы освоите эти три, то вы сможете уже придумывать какие-то свои комбинации. Ещё раз хочу обратить Ваше внимание на то, что сначала упражнения нужно играть медленно и постепенно увеличивать темп, убедившись, что в медленном темпе Вы всё хорошо играете.

Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор

В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.

Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.

Ниже речь пойдет о том, как н ачинающим гитаристам научиться играть перебором.

Чтение и воспроизведение записанных последовательностей

В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.

Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.

Первый вариант

Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.

Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3

Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.

Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.


Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.

Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.

Второй вариант

Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.

Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).

Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.


Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.

Третий Вариант

Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.

Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.

Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.

В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).

При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.

Сидеть нужно правильно

Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.

Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.

Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:

  • сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
  • выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
  • играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
  • под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).


Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.

Постановка правой руки

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы :

  • p – шестая струна;
  • i – третья;
  • m – вторая;
  • a – первая.


Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность

Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.

Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.

Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.

Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.


Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.


Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

  1. Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
  2. Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
  3. Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Разновидности переборов

В этом уроке, я думаю, уместно будет вам сообщить про Переборы на гитаре . Что такое перебор, какие виды переборов бывают и как ими пользоваться начинающим гитаристам.

Перебор - это зацепление струн, тип игры на гитаре, когда Вы пальцами правой руки цепляете струны: либо по порядку, либо нет.

Теперь попробуем немного разобраться.
Возьмем с Вами самый простой вид перебора на гитаре:

4321

Эти цифры - номера струн, которые вы должны зацеплять пальцами правой руки. В основном, все переборы начинаются с большого пальца, а потом начинается разнообразие трех пальцев. У нас с вами получается так:




Первая струна. Третьим пальцем.

Видео:


Видео 1

Опять же поясню. Как мы помним, нумерацию пальцев мы с Вами изучили в первом уроке .

На уже известном нам аккорде Am , а также можно на открытых струнах (когда левая рука не зажимает ничего), Вы играете так:
большим пальцем правой руки вы цепляете 4-ю струну, делаете это как бы сверху вниз, 3-ю струну цепляете первым пальцем, но уже как бы снизу вверх подушечкой пальца, 2-ю струну - вторым пальцем, аналогично первому, 1-ю струну - третьим пальцем. После этого вы повторяете все заново, не делая никаких пауз, вы должны соблюдать ритм.
Таким образом у нас получился перебор.

Я надеюсь, что ничего сложного здесь нет.

Виды переборов на гитаре

Но это не единственный на свете вид перебора на гитаре. Существует достаточно много видов перебора . Еще один из наиболее распространенных переборов, о котором мне хотелось бы Вам сказать, имеет схему:

43231323

Расшифровка

Басовая струна (6-я, 5-я или 4-я). Большим пальцем;
Третья струна. Первым пальцем;
Вторая струна. Вторым пальцем;
Третья струна. Первым пальцем;
Первая струна. Третьим пальцем;
Третья струна. Первым пальцем;
Вторая струна. Вторым пальцем;
Третья струна. Первым пальцем.

Как он играется, показано на видео (Вид. 2)

Видео:


Видео 2

В данном случае 4-я струна у нас выступает в роли басовой струны. Но Вы должны запомнить, что басовой струной может быть: 4-я, 5-я или 6-я струны.

Помимо этого, есть и такие виды переборов на гитаре:

4312
43231232
4 (12) (12)

Примечание: Последний вид перебора 4 (12) (12) означает, что сначала вы цепляете 4-ю струну, а потом 1-ю и 2-ю вместе, и опять 1ю и 2ю вместе. Вместе - значит первую струну безымянным пальцем а вторую указательным, вместе, сразу. Запомните это, так как такую вещь вы еще встретите.

Для многих гитаристов обучение игры на гитаре начинается с того, что они изучают переборы на гитаре. Наверное это потому, что они легки в изучении и красивы по звучанию.
Хотя стоит отметить, что не каждый перебор будет простым. Вариантов их множество и в рамках одной статьи все не разберешь. Поэтому начнем с того, что рассмотрим переборы на гитаре для начинающих. Что это значит?

Это значит, что они в достаточной степени просты, широко распространены и зная их можно сыграть любую песню, где требуется гитарный перебор в качестве аккомпанемента.
Таким образом, все варианты, которые будут рассмотрены ниже, можно использовать в своем репертуаре при исполнении песен под гитару без каких либо дополнительных приемов игры.
Конечно, такой вариант хоть и самый простой, но не самый лучший. Игра на гитаре это искусство, а искусство требует творческого подхода. Это значит, что их можно украшать различными басовыми ходами, флажолетами и другими гитарными приемами.

Постановка правой руки

Правая рука располагается над струнами и расслабленно свисает. Большой палец кладется на одну из басовых струн, указательный на третью, средний на вторую, а безымянный на первую. Это основное положение правой руки. Оно может меняться в зависимости от стиля игры или варианта перебора, но чаще всего это основное положение. Старайтесь периодически расслаблять руку. Во время игры работают только пальцы, в то время как запястье остается неподвижным. Движение пальцев напоминает как бы сжимание ладони в кулак, т.е. происходит их сгибание в направлении ладони.

Звукоизвлечение

Существует несколько способов извлечения звуков правой рукой.

  1. Подушечками пальцев.
    В этом способе щипок струны производится подушечкой пальца. Он самый распространенный, так как большинство любителей акустической гитары играют именно этим способом. Такой способ не требует особого ухода за ногтями.
  2. Ногтями.
    В этом варианте, звук извлекается ногтем. Как правило, такой способ используется в классической гитаре. Звук извлекаемый ногтем более звонкий и насыщенный, что особенно важно при использовании синтетических струн. Стоит сказать, что такой способ требует специального ухода за ногтями. Не следует играть ногтями на толстых стальных или бронзовых струнах. Это приведет к тому, что ногти сточатся, на них появятся трещины и зазубрины.
    Чтобы держать ногти в порядке, желательно носить с собой пилочку.

    Медиатором при игре переборов пользуются гораздо реже. Этот способ часто встречается в рок-музыке. Например в случае, когда гитаристу необходимо переключится от одного способа к другому.
    Для начинающего гитариста играть медиатором перебор будет немного сложно, но научиться этому возможно и даже нужно, если он хочет научиться хорошо играть медиатором. Очень хорошее упражнение с медиатором для правой руки. Как бонус, с медиатором можно добиться большого разнообразия звуков используя различные приемы игры на гитаре.

    Смешанный вариант наиболее необычный и сложный вариант. Как правило его редко используют при игре простых переборов, так как его возможности куда больше. С его помощью можно добиться необычного звука, добавлять мелодические ходы или бой.
    Суть его заключается в том, что большой и указательный палец держат медиатор и играют на басовых струнах. В то время как средний, безымянный и мизинец играют на первой, второй и третьей струне.

    Пальцевые медиаторы по своей сути искусственные ногти для гитариста. Они одеваются на все пальцы или на большой. Этот способ наиболее часто используется гитаристами играющих фолк музыку, кантри и других стилях где используется акустическая гитара. Некоторые учителя гитары не рекомендуют мим пользоваться. Часто бытует мнение о том, что их использование ограничивает возможности гитариста. Но несмотря на это, некоторые гитаристы ими пользуются при игре на толстых струнах.Большой палец не следует сгибать в первом суставе. В этом случае его будет трудно контролировать. Большой палец должен всегда оставаться прямым.

Набор пальцевых медиаторов

Виды переборов на гитаре.

Ниже представлены наиболее распространенные переборы подходящие для начинающих и чаще всего встречающихся в аккомпанементе к песням. Так же добавлены некоторые другие виды аккомпанемента, которые используются в разных стилях музыки.

Бас и аккорд

Не совсем перебор, так как в нем извлекается сразу три звука. Такой аккомпанемент используется в различных частушках, блатных, и веселых песнях.

Варианты аккомпанемента «бас и аккорд» с различными ритмическими рисунками. Как вы понимаете, что здесь можно и шестнадцатыми играть.

Перебор арпеджио и его варианты

Стоит сказать, что известные всем переборы четверка, шестерка и восьмерка и есть варианты арпеджио. Но учитывая их популярность они выделены в отдельные варианты.

Аккомпанемент в ритме вальса



Рассказать друзьям