Первое впечатление об отцах и детях. Отцы и Дети И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

9 КЛАСС

ВОЛЬТЕР

ПРОСТАК

Во Франции у моря расположился небольшой монастырь Горной Богоматери. К берегу пристал корабль из Англии. Красивый черноволосый парень соскочил на землю. Он очень понравился Керкабонам - приору и его сестре.

Его пригласили в гости. Оказалось, что он гурон, не знает отца и матери. Когда в Гуронії (Вольтер эту страну придумал) его захватили в плен. А зовут его Простодушный, потому что он на самом деле очень искренняя простая душа.

К Керкабонів посетило очень много людей, всех заинтересовал этот красавец. Конечно, особенно девушек.

Не таясь, юноша рассказывает про свою любимую волшебную Абакабу, которую, к сожалению, съел медведь.

Обычаи в Гуронії очень дикие. Например, родственники Абакаби хотели съесть парня из другого племени. Но Простодушный освободил его и нашел в нем верного друга.

Все в восторге от этой доброй души. Узнав, что гурон некрещеный, священник немедленно хочет сделать из дикаря христианина, но тот отказывается, потому что ценит свою языческую веру.

Спать юноша расположился прямо на полу, а утром пошел охотиться.

В знак благодарности он решил подарить приору оберег, который носил на шее. Это был двойной портрет мужчины и женщины. Приор узнал в них своего брата-капитана и его жену, которые много лет назад уплыли в Канаду. Священник и его сестра решили, что молодой гурон - их племянник. Родители, видимо, погибли, а малыша воспитала няня-гуронка.

Простодушный остается в Бретани. Приор дает ему почитать Евангелие. Гурон проникается несчастной судьбой Христа и даже собирается убить Пилата, но ему объясняют, что вся эта печальная история произошла очень давно.

Простодушный поверил в священную книгу. Но следствием этой веры было то, что он решил, например, сделать обрезание, потому что в Библии все были обрезаны. Потом на исповеди он начал трясти и бить монаха, ибо рассудил, что если он рассказал монаху о свои глупые поступки, то должен сделать то же самое.

Креститься он желал только в речке, залез в воду и стоял там, отказавшись идти в церковь.

Мадемуазель де Сент-Ив уговорила его пойти в церковь. Гурон очень нравился ей и отвечал взаимностью. Так девушка стала крестной матерью юноши. Простодушному дали имя Геракл.

Геракл решил жениться на мадемуазель де Сент-Ив. Она согласилась. Но оказалось, что брак между крестником и крестной запрещено церковью. Разрешение может дать только Папа Римский. Это кажется Простодушному очень странным: зачем ему разрешение какого-то старикана, который живет очень далеко и даже не знает ни гурон, ни волшебной бретонки.

Жениться, по пониманию Простодушного, означает заниматься любовью. Он даже ворвался в спальню мадемуазель, чтобы немедленно «жениться». Но девушка сопротивлялась, потому что хотела, чтобы все было по закону. «Зачем законы, судьи, бумажки, - думает юноша, - когда люди честные?»

Мадемуазель отправили в монастырь. Гурон бродил вокруг и мечтал о похищении.

На поселок нападают англичане. Простодушный с кучкой солдат молниеносно отбивает нападение. Ему достался трофей - кошелек адмирала. Приор понимает, что судьба племянника быть не священником, а военным.

Простодушный отправляется к королю в Версаль. Он думает, что король женит его с любимой. Гурон встречается с гугенотами, которые бегут из страны, потому что их преследуют. Простодушный говорит, что безрассудно королю выгонять людей, полезных для государства, только за то, что они не признают Папы.

Геракл не может понять, почему ему нельзя встретиться с королем немедленно. Почему надо идти от вельможи до вельможи для того, чтобы получить вознаграждение за победу над англичанами?

Иезуит, что подслушал беседу гурон с гугенотами, пишет на него донос. Бедного парня, хоть он отчаянно отбивается, садят в тюрьму.

В Бастилии он оказывается вместе с философом-янсеністом, который сидит за свои убеждения. Философ дает своему молодому товарищу книги. Очень умный, гурон изучает физику, историю, математику. Но Простодушному многие вещи кажутся предрассудками и бессмыслицы. Его глазами Вольтер критически смотрит на современную ему науку и мораль.

На все деньги гурон накупил книг и стал записывать свои мысли.

Философ Гордон поражен тем, как верно мыслит это дитя природы.

Обсуждают узники и литературу. Влюбленного более всего поражают рассказы о любви. Но из пьес он выбирает «Тартюфа» Мольера, потому что понимает, что именно Тартюф посадил его в тюрьму.

Вызволять любимого из темницы приезжает мадемуазель де Сент-Др. Она ходит от одного вельможи к другому, надеясь, что очаровательной девушке не откажут. Один из вельмож согласился помочь, но стал добиваться любви мадемуазели. Девушка не согласилась, она была в отчаянии.

Но женщина, в доме которой она остановилась, говорит, что очень часто путь к высокому званию мужчин идет через постель жены или возлюбленной. Вельможа присылает волшебной бретонцы драгоценные серьги и приглашения в гости. Он показывает ей бумаги, в которых - освобождение ее возлюбленного из тюрьмы и чин лейтенанта для него. Мадемуазелі. не могла сопротивляться. В объятиях министра она представляла, что ее обнимает Простодушный.

Девушка спасла не только своего возлюбленного, но и его друга-философа. О цене, которой далось освобождение, она не сказала, но часто заливалась слезами, вспоминая свой грех. Вольтер называет ее великодушной грешницей. Бриллиантовые серьги мадемуазель оставила своей приятельнице из Версаля, и приехала в карете их вернуть. Девушка бросила драгоценности на пол: «Пусть человек заберет их себе или подарит вам! Мне они не нужны!»

Девушка каялась так отчаянно, что заболела. Она призналась во всем своему любимому. Он простил ее от всего сердца и сказал, что любит ее.

Но несчастная уже не смогла выздороветь. Мадемуазель де Сент-Ив умерла. Вельможа, что стал причиной ее смерти, приехал, чтобы увидеть волшебную бретонку, которая поразила его в самое сердце своим гордым отказом от драгоценного подарка. Но увидел скорбную процессию и гроб.

Он признался во всем Простодушному и выразил желание искупить свою вину. Гурон сначала хотел убить вельможу, но потом гнев его поутих.

Герой повести стал замечательным, очень отважным офицером.

Его друг философ получил приход и жил мудро и счастливо. Его обычной поговоркой было: «Нет худа без добра!»


У меня появилось желание извиниться (не знаю - перед Базаровым? перед Тургеневым?) за бестолковое первое чтение и те первые впечатления, о которых я писала. Там, где я видела одну путаницу во взглядах, я разглядела удивительную силу и последовательность человека, который ошибается, «хватает через край», но ищет. Вчера, листая учебник, я наткнулась на слова, которые сказал о себе Толстой, но они, по-моему, очень подходят и к таким, как Базаров: «Надо биться, ошибаться, падать и опять вставать, а спокойствие - душевная подлость. Мне казалось, что Базаров равнодушен ко всему прекрасному. Он полюбил, и полюбил по-настоящему. Это чувство породило в нем другого человека, которого не замечал в себе, и сам Базаров. Как он хотел вырвать из себя эту любовь! И не смог, потому что очень сильный был человек, значит, и полюбил очень сильно и навсегда. «…Свобода, о которой хлопочет правительство…» - нет ли в этих словах надежды на реформу как на реальное освобождение? И нет ли пренебрежения к народу в словах о мужицком пьянстве? Нет ни того, ни другого, во всяком случае, для читателя, непредвзято читающего текст. Слово «свобода» применительно к готовящейся реформе (не забудем - действие романа происходит в 1859 году) было обычным и среди крестьян, и среди передовой интеллигенции, как бы при этом ни расценивалась сама возможность свободы. Вот свидетельство из стихотворения Н. А. Некрасова «Деревенские новости» (1860): Сходится в хате моей. Больше да больше народу: - Ну, говори поскорей, Что ты слыхал про свободу? И о реформе, уже свершившейся, страшно разочаровавшей поэта, он все-таки счел возможным написать стихотворение «Свобода» (1861): Знаю: на место сетей крепостных Люди придумали много иных, Так, но распутать их легче народу. Муза! с надеждой приветствуй свободу! В словах Базарова так же трудно услышать одобрение реформы, как и в стихах Некрасова. К тому же и вся реплика героя носит гневно-иронический характер. И в своем отношении к мужицкому пьянству Базаров - очевидный единомышленник Добролюбова (статья «Народное дело», 1859) и Некрасова, которые видели в кабаке и водке заклятых врагов народной свободы. Вскоре после тургеневских уроков девятиклассники будут изучать поэму «Кому на Руси жить хорошо», будут читать главу из нее «Пьяная ночь»… Итак, выходит, что автора «Отцов и детей» упрекают за отступление от исторической правды там, где он строго следует ей. Подобные упреки по поводу других мест романа ничуть не более основательны. Они порождены известным периодом развития науки о литературе и являются результатом невнимания к специфической, ничем не заменимой общественной роли словесного искусства, способного - в лучших творениях - через любые препятствия пробиваться к жизненной правде. По мнению Писарева, Базарову свойственны печоринский темперамент, печоринские душевные силы. И вообще он появляется в ряду целой галереи «умных людей»- Онегиных, Печориных, Бельтовых, Рудиных. Это люди, не желающие жить жизнью тех сотен тысяч «неделимых», (атомов), что никогда «не пользовались своим головным мозгом как орудием самостоятельного мышления» и потому «жили себе припеваючи». «Умные люди» всегда скучали, грустили, даже, тосковали от неудовлетворенного стремления действовать, приносить пользу. Но теперь новый тип таких людей. Теперь «умным людям» стало ясно, что тосковать - мало? что счастье выпросить нельзя, его надо завоевать. К сожалению, они пока не видят пути к этому. «В практическом отношений они так же бессильны, как и Рудин, но они сознали снос бессилие и перестали махать руками. «Я не могу действовать теперь,- думает про себя каждый из этих новых людей,- не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным». Базаровы, по мысли критика, вовсе не бездельники. Наоборот, в отличие от своих предшественников они пролетарии-труженики, они вынуждены зарабатывать на кусок хлеба. Но главное их достоинство в ином. «У Печориных есть, воля без знания, у Рудиных - знание без воли; у Базарова есть и знания, и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Дело Базаровых - это именно критическая работа мысли, осуществляемая высокоразвитой, полностью самостоятельной личностью, свободной от всяких суеверий, авторитетов, принятых норм. Критик, несомненно, прав, когда говорит о независимости Базарова. Но в самом ли деле у герои никаких нравственных законов, принципов и целой? Верно, он не выставляет их напоказ, молчит на прямой вопрос Павла Петровича, говорит Аркадию, что действует так или иначе «в силу ощущения», что у пего «мозг так устроен». По вспомним схватку Евгения Базарова с Павлом Кирсановым. Неужто за отрицанием там не видно никаких идеалов, никаких убеждений? «Мой дед землю пахал»,- говорит Базаров «с надменною гордостью». Для него важно не только как аргумент в споре, что его скорее, чем Павла Петровича, признают «своим соотечественником». Базаров презирает «аристократишек», т. е. людей, которые кичатся правами, полученными не личными заслугами, а по наследству. Правда, Базаров сам готов идти против своего народа - против его невежества, пьянства, суеверия, патриархальной покорности. Не ясно ли, что за всем этим истинно демократические идеалы героя?

Рассказать друзьям