Писатели похороненные на волковском кладбище. «Литераторские мостки» – самое беспокойное кладбище

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В пешей доступности от метро «Волковская», на территории Волковского кладбища, располагается знаменитый некрополь, именуемый «Литераторскими мостками». Памятник привлекает к себе внимание тем, что является местом погребения множества выдающихся личностей, живших в XIX и XX веке: здесь покоятся писатели и поэты, композиторы и актёры, ученые и общественные деятели. С 1933 года кладбище считается закрытым, однако в редких случаях здесь всё же проводятся захоронения. На сегодняшний день просмотру посетителей доступно более 500 надгробных памятников, представляющих как культурно-историческую, так и художественную ценность.

Чтобы осознать культурную ценность, которую имеет данный объект, необходимо упомянуть, кто похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

Историческая справка

Само кладбище было основано в 1756 и предназначалось для малоимущих людей. В течение нескольких десятилетий место было не благоустроено, до некоторых участков было и вовсе трудно добраться ввиду отсутствия каких-либо дорог и тропинок.

История же «Литераторских мостков» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге берет начало в 1802 году, когда здесь был похоронен известный писатель и общественный деятель автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Место расположения могилы неизвестно, надгробие также не сохранилось. Однако информация о захоронении содержится в церковных сводках, и в 1987 году на территории некрополя была открыта соответствующая памятная доска.

Ранние захоронения

Одно из ранних захоронений датируется 1831 годом, когда Антон Дельвиг, друг Пушкина, был похоронен на Волковском кладбище. «Литераторских мостков» на тот момент не существовало как отдельного культурного объекта, да и прах поэта сто лет спустя был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, однако в контексте событий, связанных с формированием некрополя, данное событие должно быть отмечено.

В 1848 году здесь был похоронен известный критик В. Г.Белинский, а в 1861 году - Н. А. Добролюбов. Их надгробия расположены рядом и обнесены общей чугунной оградой. Неподалеку покоится ещё один известный отечественный критик - Д. И. Писарев.

Конец XIX - начало XX века

Позже, ближе к концу XIX века, здесь были похоронены знаменитые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, А. И. Куприн и многие другие. В XX веке, когда некоторые кладбища города решено было перенести или же уничтожить, в некрополь были перенесены останки И. А. Гончарова, А. А. Блока и других ярких представителей отечественной литературы, искусства, науки. В некоторых случаях, однако, были перевезены лишь памятные знаки, но не сам прах покойных.

Несмотря на то, что объект культурного наследия называется «Литераторскими мостками», на Волковском кладбище похоронены также ученые, революционеры, представители различных профессий, снискавших славу и уважение в своей сфере деятельности. Здесь покоятся знаменитые врачи, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, создатель периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеев, путешественник и этнограф Н. Н.Миклухо-Маклай, изобретатель радио А. С. Попов.

В 1935 года объект вошёл в состав Государственного музея городской скульптуры.

Как добраться

Ближайшей станцией метро, с которой можно добраться до некрополя, является «Волковская». Вопроса, как добраться до «Литераторских мостков» Волковского кладбища, возникнуть не должно: сразу по выходу из метро можно увидеть захоронения на противоположной стороне дороги. Искомый участок, где располагается некрополь, находится в северной части кладбища. Соответственно, чтобы достигнуть цели, посетителю потребуется обогнуть его по периметру, идя вдоль ограды по Касимовской улице, переходящей в Камчатскую.

Другой способ - выйти на станции метро «Обводный канал» и сесть на автобус под номером 74, идущий до требуемой точки назначения. Потребуется проехать 7 остановок, финальная точка маршрута будет располагаться по правую руку относительно направления движения.

Наконец, можно выйти на станции «Лиговский проспект» и дождаться трамвая под номером 49 или 25. Любой из указанных способов доставит вас к «Литераторским мосткам», а чтобы гарантированно не ошибиться, можно попросить кондуктора оповестить вас о требуемой остановке. Цель поездки в данном случае будет слева.

Режим работы и экскурсии

Культурный объект открыт для посещения в выходные, а также по будням - исключением является четверг, когда музей не работает. Часы работы «Литераторских мостков» Волковского кладбища в летний период - с 10 до 19 в любой из указанных дней. В период с сентября по май пропуск на территорию осуществляется с 10 до 17 часов.

Кроме того, существуют различные экскурсии, в ходе которых посетители могут не только посмотреть на места упокоения великих, но и узнать многое об их биографии, а также истории самого некрополя, значительно более интересной, чем может показаться на первый взгляд.

Стоимость билета при самостоятельном посещении составляет всего 100 рублей, а для категорий граждан, имеющих льготы - 50 рублей. Стоимость экскурсий может варьироваться в зависимости от продолжительности и начинается от 1000 рублей. При этом по четвергам, когда «Литераторские мостки» Волковского кладбища закрыты для самостоятельного посещения, экскурсионное обслуживание проводится в обычном режиме.

Для получения справок или бронирования экскурсий можно воспользоваться телефоном, указанном на официальном сайте.

В заключение

Неизвестно, почему некрополь был назван «Литераторскими мостками», ведь последнее прибежище нашли здесь представители самых разных профессий. Однако в посещении данного места есть что-то поэтическое - турист окунается в атмосферу не кладбища, но объекта культурного наследия, хранящего память о нескольких сотнях известных и даже выдающихся личностей, оставивших свой след в истории.

Понимание того факта, что в этой земле покоятся люди, чьи имена мы знаем и любим по книгам с детства, чьи труды двигали вперед отечественную и мировую науку, порождает желание узнать больше об их биографии и об истории родной страны. «Литераторские мостки» Волковского кладбища представляют собой неотъемлемую часть облика города и хранят память о людях, чьи имена достойны памяти и уважения будущих поколений.

В этот раз мы обратимся к двум социальным явлениям, которые (на первый взгляд) не имеют между собой ничего общего, — похоронам и революции. На деле процесс прощания и погребения может многое «рассказать» о культуре страны, характере эпохи и даже общественных настроениях. История Литераторских мостков как нельзя лучше отражает эту взаимосвязь.

Литераторские мостки не являются отдельным кладбищем. Это малая часть петербургского Волковского кладбища.

Официально оно было основано указом Сената от 11 мая 1756 года. Как и в случае с другими погостами, современное название появилось значительно позже места. В начале оно именовалось «Кладбище Адмиралтейской стороны, что у деревни Волково». Своим появлением Волковское обязано крайне суеверной императрице Елизавете Петровне. В книге Наума Синдаловского «История Петербурга в преданиях и легендах» можно найти историю о том, что государыня терпеть не могла всё, что было связано со смертью, напоминало о неизбежном исходе или с ним ассоциировалось. Елизавету также пугал и специфический трупный запах, возникавший вокруг кладбищ из-за того, что мертвецов во времена её правления хоронили неглубоко. Именно поэтому она повелела закрыть все кладбища в городской черте и отвести им места на окраине Петербурга. Эта участь коснулась и кладбища при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе, в которой любила бывать императрица. Вместо церковного погоста и появилось то кладбище, которое теперь мы знаем как Волковское.






Кладбище было открыто летом 1756 года и первое время не приносило доходов. За полгода его существования там было погребено более 800 человек, однако это были бедные люди, и плата за места для них оставалась мизерной, если вообще была. Жители Ямской слободы считали, что кладбище устроено на их земле, поэтому и платить за неё не нужно. О благоустройстве кладбища также не было речи – хоронили «как придется», без всякого принципа и порядка, выбирая наиболее приглянувшееся место для копки могилы. Не приносили денег и церковные обряды. Первая церковь – Спаса Нерукотворного Образа – была заложена в год основания кладбища и построена к 1759 году. Но причт не получал денег за свои труды, а жил на подаяния. Впрочем, и служба священников оценивалась неоднозначно. Впоследствии епархия отмечала некачественную работу, сутяжничество и падение доходов. Положение на кладбище начало меняться в конце XVII – начале XIX века, когда число погребаемых возросло до пяти тысяч в год. К этому времени кладбище получило дополнительную землю, были построены несколько новых каменных церквей. С расширением границ кладбища проходило и его благоустройство. Именно тогда и появились мостки – доски и плиты, которыми устилали дорожки кладбища. Некоторые названия дорожек сохранились до сих пор и являются свидетелями старого уклада, хотя многие ориентиры, давшие эти названия, давно утрачены. Литераторские же мостки когда-то именовались куда более тривиально – Надтрубными.

Литераторские мостки занимают северную часть кладбища и отделены от других участков оградой (это стоит учитывать тем, кто хочет добраться туда от метро «Волковская» и пройти через православный участок). Мы попадаем туда через главные ворота, раньше они назывались Святыми в честь иконы Спасителя с неугасимой лампадой. Сейчас этот участок кладбища в буквальном смысле представляет собой городскую карту на могильных камнях. На перечисление знаменитых имен погребённых не хватит, пожалуй, десятка страниц (автор не поленился посчитать страницы в справочнике А. Кобака и М. Приютко – 23 страницы и 485 имен погребённых, не считая утраченных могил). Название «литераторские» закрепилось за этим участком Волковского кладбища во второй половине XIX века, после того, как последний приют здесь нашли знаменитые писатели и публицисты, почитаемые революционно настроенной молодежью. Похороны или панихиды на Литераторских мостках становились демонстрациями, а кладбище объединило и революционеров слова, и революционеров дела.

Александр Радищев

Начнём мы с потерянной могилы писателя и государственного деятеля Александра Радищева, он же, по выражению Екатерины II , «бунтовщик хуже Пугачёва». Самый известный революционер страны Владимир Ленин, ставил Радищева в один ряд декабристами и разночинцами, хотя писатель был скорее невольным революционером. Идти непосредственно против власти в планы его вряд ли входило. За своё главное сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», которое, мягко скажем, не было одобрено императрицей, Александр Радищев отправился в сибирскую ссылку.


Окончательное «прощение» от властей он получил после восшествия на престол внука Екатерины – Александра I. Однако насладиться полной свободой и возвращением всех званий Радищев практически не успел. Он скончался в сентябре 1802 года, в возрасте 53 лет. Могила писателя была утеряна, однако считается, что он был похоронен недалеко от Воскресенской церкви. В 1987 году на её стене установили памятную табличку, а практически напротив храма – небольшую стелу, заменяющую могилу писателя.

Виссарион Белинский

Пожалуй, именно с Белинского началась та самая «революционно-литературная» традиция на Волковском кладбище. Похороны знаменитого литературного критика прошли незаметно.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

«Это были литературные похороны, не почтенные, впрочем, ни одной литературной и ученой знаменитостью. Даже ни одна редакция журнала (за исключением редакции «Отечественных записок» и только что возникшего «Современника») не сочла необходимым отдать последний долг своему собрату, который честно всю жизнь отстаивал независимость слова и мысли, всю жизнь энергически боролся с невежеством и ложью… Из числа двадцати, провожавших этот гроб, собственно литераторов было, может быть, не более пяти-шести человек», — писал спустя десятилетие издатель Иван Панаев.

Больше того, из его же воспоминаний мы узнаем, что неизвестно даже, кто установил на могиле памятник, кто ухаживает за ней и кто приносит цветы: «Даже могила Белинского была отыскана, и, к изумлению друзей его, на этой могиле оказалась плита и камень с надписью: «Виссарион Григорьевич Белинский, скончался 26 мая 1848 года». Два года тому назад жена и дочь Белинского, проездом через Петербург, нашли на его могиле свежие венки и цветы… Кем положен этот камень? Кто украшает эту могилу цветами?… По крайней мере мы, друзья Белинского, не можем; дать на это ответа…» Собственно, «поиск» могилы критика был связан со смертью человека, которого похоронят с ним рядом, и их имена станут в каком-то смысле неотделимыми друг от друга.

Николай Добролюбов

«Добролюбов похоронен на Волковом кладбище, рядом с Белинским; там есть ещё и третье свободное место, «но нет еще для него человека в России», — сказал Николай Чернышевский, бросая последнюю горсть земли на скромную, но славную могилу», — так писали в газетной статье, посвященной похоронам литературного критика, поэта Николая Добролюбова.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Добролюбов умер будучи совсем молодым человеком – ему было 26 лет, когда туберкулез окончательно сразил публициста. Однако за недолгую жизнь он успел стать популярным автором, получить признание, равно как и оставить свой след в «протестной» российской истории: под маской литературной критики скрывалась критика совсем иного рода. На его похоронах выступали Некрасов и Чернышевский, по случаю печальной церемонии были также собраны деньги для «отправляющегося из Петербурга». Так в печати был обозначен Михаил Михайлов, осуждённый на каторгу за прокламацию «К молодому поколению». Собственно, к этому моменту в российской истории похороны были, пожалуй, самым легальным способом демонстраций, выражения общественного недовольства (и одновременно – почтения усопшему). Так, в 1868 году за речь на похоронах критика Дмитрия Писарева в ссылку отправился писатель Дмитрий Гирс, в Петропавловскую крепость за другую памятную речь посадили издателя Флорентия Павленкова. После смерти Добролюбова Волковское кладбище стало местом для протестов – демонстрации собирались на годовщины смерти критика. Десятилетняя годовщина была отмечена встречей десятков студентов на панихиде и прошла относительно спокойно, хоть и под пристальным надзором властей. А вот «добролюбовская» демонстрация 1886 года (на 25-летнюю годовщину) закончилась разгоном её участников и после – ссылками. Несколько тысяч студентов пришли на кладбище почтить память литератора, однако полиция не допустила их к могиле. Собравшимся разрешили отправить «делегатов», чтобы возложить венок. Возмущенные студенты в итоге отправились на Невский проспект, где демонстрации положили конец правительственные силы. В этом «митинге» принимал участие и Александр Ульянов, который, спустя год, был осужден на смерть за попытку покушения на императора Александра III. История этого покушения, как отметил в обвинительной речи обер-прокурор Неклюдов, началась для подсудимых у ворот Волковского кладбища.

Эту историю стоит закончить ещё одной заметкой о похоронах Добролюбова, авторства агента Третьего отделения: «Вообще вся речь Чернышевского, а также и Некрасова, клонилась, видимо, к тому, чтобы все считали Добролюбова жертвою правительственных распоряжений и чтобы его выставляли как мученика, убитого нравственно, одним словом, что правительство уморило его. Из бывших на похоронах двое военных в разговоре между собою заметили: «Какие сильные слова; чего доброго, его завтра или послезавтра арестуют»».

Иван Тургенев

«Я желаю, чтоб меня похоронили на Волковом кладбище, подле моего друга Белинского; конечно, мне прежде всего хотелось бы лечь у ног моего «учителя» Пушкина; но я не заслуживаю такой чести», — такие слова Тургенева приводит его друг, историк Михаил Стасюлевич.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Знаменитый русский писатель умер от рака во Франции в сентябре 1883 года. С парижского вокзала поезд с телом писателя провожают не менее знаменитые французские коллеги с поминальными речами. Однако российские власти на родине Тургенева всячески старались избежать народных проводов по пути следования траурного поезда. Ещё больше не хотели они произнесения памятных речей в честь усопшего. Министр внутренних дел Вячеслав Плеве приложил все усилия, чтобы избежать «депутаций» на станциях Варшавской железной дороги. «Можно подумать, что я везу тело Соловья-разбойника», вспоминал всё тот же Стасюлевич. На Варшавском вокзале в Петербурге траурный поезд встречала заранее сформированная депутация, а в последний путь писателя провожали около 400 тысяч человек. Власти, конечно же, ожидали беспорядков, однако похороны прошли спокойно. «Были мобилизованы большие отряды явных и тайных агентов для участия в процессии и назначен усиленный наряд полиции на кладбище, на которое с утра погребения уже никто не допускался, — и заготовлен «на случай потребности» полицейский резерв. На могиле были допущены лишь те речи, которые предварительно «будут заявлены» градоначальнику», — писал Анатолий Кони в своих воспоминаниях.

Могила Тургенева находилась недалеко от Спасской церкви, пожелание писателя было выполнено только после установления советской власти, когда началась «реорганизация» кладбищ и прах Ивана Сергеевича был перенесен на Литераторские мостки. Однако, как отметили авторы тематической статьи «Петербургского некрополя», «примечательно, что издания, откликнувшиеся на кончину писателя, подчеркивали: Тургенев погребен рядом с Белинским – таковым воспринималось современниками любое место на Волковском кладбище».

Герман Лопатин

В книге Юрия Давыдова «Глухая пора листопада» есть эпизод, в котором после похорон Тургенева глубокой ночью к могиле приходит некий господин Моррис – с кладбища ему приходится в буквальном смысле бежать от преследования двух филёров, дежуривших на Волковском и поджидавших таких вот ночных визитёров. Этим странным господином оказывается революционер Герман Лопатин.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

В наши дни это имя практически забыто, но в конце XIX века этот господин был вполне известен по многим причинам. Друг не только Тургенева, но и Маркса, он занимался переводом «Капитала». Он же пытался освободить из ссылки Чернышевского (и он же, кстати, успешно помог бежать из ссылки философу Петру Лаврову). В середине 80-х Лопатин примкнул к возрождённой «Народной воле», которая давно потеряла былую славу и теперь возглавлялась тайным агентом Сергеем Дегаевым. Благодаря последнему многие революционеры (среди них – знаменитая Вера Фигнер) оказались в Петропавловской крепости. Лопатин был неоднократно осужден, но, конечно, самым известным стал «лопатинский процесс» — особенно горький для революционера, поскольку основой обвинения во многом стал архив, найденный у Лопатина. Двоим подсудимым на этом процессе также вменяли убийство главы политического сыска Георгия Судейкина. Лопатина приговорили к смертной казни, которую впоследствии заменили на заключение в Шлиссельбургской крепости, в которой революционер провел 18 лет. Герман Лопатин умер в 1918 году в Петропавловской больнице. Его скромную, по меркам Литераторских мостков, могилу можно найти на так называемой «Площадке народовольцев», где также покоятся революционер Михаил Новорусский и политик Василий Панкратов.

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина

На Литераторских мостках есть место, которое стоит особняком среди других захоронений. Это мемориал семьи Ульяновых – могилы матери Владимира Ленина Марии Александровны, его сестер Анны и Ольги, а также зятя Марка Елизарова.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Мемориал занимает самый большой участок – около 30 квадратных метров. Современный мемориал создали скульптор Матвей Манизер и архитектор Валериан Кирхоглани. Комплекс примечателен правда не столько художественной ценностью, сколько возникающим на протяжении десятилетий обсуждением вокруг его будущего. Не далее, как в этом апреле, в Госдуму был внесен законопроект с предложением правового механизма для захоронения Владимира Ленина. Авторы законопроекта, правда, не уточняли, где именно нужно захоронить вождя, но задолго до этого Литераторские мостки называли наиболее подходящим местом. В частности, за погребение Ленина на Волковском выступал мэр города Анатолий Собчак, в 2005 году эта идея вновь была высказана – режиссером Никитой Михалковым. В 2009 году одно из городских монархических общественных движений даже провели акцию в поддержку захоронения Ленина на Литераторских мостках. Однако идея пока не нашла поддержки как у властей, так, видимо и у работников петербургского Музея городской скульптуры.

«Хотите, чтобы его все время выкапывали? Хотите, чтобы мы каждое утро начинали с поисков тела: где оно сегодня?» — цитировал в 2005 году «КоммерсантЪ» заведующего филиалом «Литераторские мостки».

Как бы ни сложилась дальше судьба Литераторских мостков, мы должны помнить, что «с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб». Эти слова публициста Григория Елисеева, без цитирования которых не обходится ни один существующий материал о Литераторских мостках, пожалуй, являются самыми точными в отношении того, как мы должны смотреть на историю этого кладбища.

Подготовила Маша Минутова / ИА «Диалог»

Мы с вами уже гуляли, теперь отправимся на Волковское, точнее, в одну из его частей, в музей-некрополь Литераторские мостки.

Собственно, о том, насколько уместно и дозволительно гулять по кладбищу, я писала в статье про Смоленское кладбище, но на всякий случай добавлю, что Литераторские мостки совершенно официально являются музеем, филиалом Государственного музея городской скульптуры.

Итак, почему же Литераторские и почему мостки?

Волковское (Волково) кладбище находится во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, на реке Волковка. Состоит из православного кладбища и лютеранского кладбища, двух больших частей, которые и разделяет река. Основано оно было в 18 веке, как кладбище для малоимущих людей. Во время блокады там были крупные захоронения, кладбище является действующим и по сей день.

После похорон в 1838 году здесь критика Белинского стало традицией в северной части кладбища хоронить других писателей, и это место получило название Литераторские мостки. По грязной земле ходить было невозможно, и на дорожки между могил клали доски - мостки.

В музей этот кусочек кладбища был превращен в 1935 году. Сюда были перенесены останки Помяловского, Блока, Гончарова.

Если вы придете в некрополь в наше время, вы увидите достаточно ухоженное кладбище, правда, далеко не все надгробия отреставрированы и поддерживаются в надлежащем виде. Некоторые, боюсь, уже и не опознать, не восстановить. Всего в некрополе около 500 надгробий, многие из них являются памятниками культуры.

Здесь очень много могил известных людей, известных, даже если вы совершенно не интересуетесь данной областью науки или искусства. Кстати, о науках: есть в некрополе аллея, где похоронены в основном ученые, например, Дмитрий Иванович Менделеев, знаменитый русский химик, открывший не только периодическую таблицу элементов, но и, как приписывает ему молва, . Надгробие у него хоть и большое, но скромное, без бюста.

Рядом могила выдающегося русского психиатра Владимира Михайловича Бехтерева.

Очень много захоронений народных артистов, выдающихся музыкантов, архитекторов, художников. Красивый монумент на могиле российского и советского композитора Исаака Шварца, автора музыки к 125 любимым народом фильмам.

К сожалению, информация об авторах монументов мне оказалась недоступна, только на одной очень старой гранитной плите я видела боковую надпись "изготовлено в гранитной мастерской такого-то", а на остальных подписей не видела. И интернет мне в этом не помогает.

Похоронен тут и отец Алисы Фрейндлих, Бруно Артурович Фрейндлих, знаменитый советский актер театра и кино, народный артист СССР.

Вернемся к литераторам, не зря же мостки все-таки называют Литераторскими. Сейчас здесь захоронен Александр Блок, его прах был перенесен со Смоленского кладбища, где осталась лишь памятная плита. Памятник на могиле Блока скромный, украшен лишь небольшим медальоном.

Немного об истории кладбища. Все началось, как я писала выше, с похорон Белинского. Потом рядом с ним похоронили рано умершего Добролюбова. В 1866 г. могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей чугунной оградою. С этого периода начались и общественные выступления на кладбище, обычно приуроченные к похоронам выдающихся деятелей культуры. Однажды даже была предпринята попытка студенческой демонстрации. Литераторские мостки получили свою репутацию. Приведу здесь цитату публициста того времени Г. 3. Елисеева:

«Ты говоришь, что „нам ничего не осталось в наследство от прошлого", что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волкове кладбище, одни могилы наших великих покойников — Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища. С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб... Великие... действительно достойны глубокого и благоговейного уважения для всех, и их могилы, случайно сгруппированные в одном уголке Волкова кладбища, должны быть в своем роде русским пантеоном для всего мыслящего люда России. Ибо все здесь находящиеся были в свое время неутомимыми борцами за русскую мысль и свободу, за русское развитие и прогресс».

На Литераторских мостках находятся могилы И.С.Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, А.Н. Радищева. Но знаете, в этой статье я специально не буду выставлять фотографии надгробий самых популярных персон Волковского кладбища. Думаю, вам все-таки стоит приехать в Петербург и посетить это место самостоятельно, и увидеть все своими глазами, отдать почести лучшим людям нашей страны. И, если сможете, принесите цветы, в буднии дни их немного на кладбище.

Однажды в сми появилась информация о том, что тайно прах Ленина был вывезен из Мавзолея и перезахоронен на Волковском кладбище. Ведь именно здесь находится могила семьи Ульяновых. Это все-таки было шуткой, некие остряки установили на могиле Ульяновых памятник с надписью "Место для В. И. Ульянова-Ленина".

Немного об атмосфере. Очень спокойно, очень тихо, будто вы и не в городе. Посетителей днем в будни нет никого вообще. На стенах при входе достаточно много исторической информации, можно почитать.

На кладбище есть и своя церковь: Храм Воскресения Словущего на Литераторских мостках, постройки первой половины 19 века, сейчас храм совместно используют музей городской скульптуры и православная церковь. Как я поняла, музейные экспонаты оттуда либо собираются убирать вскоре, либо уже убрали.

Волкова деревня или Волково упоминается в Писцовых книгах Ижорской земли в 1640 г. в описании Спаского погоста, причем носила она и чухонское название Сутилла (Сютила), что и означает Волково.

Указом Сената от 11 мая 1756 г. здесь было устроено кладбище вместо существовавшего с 1710-х гг. при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе. Елизавета Петровна не хотела видеть кладбище близко к городу. Землю отвели на выпасе между нынешними Литераторскими и Волковскими мостками. Предписано было все огородить и поставить деревянную часовню.

Название определилось не сразу. В сенатском указе указывалось "Кладбище Адмиралтейского стороны, по сю сторону деревни Волковой". В консисторских делах в 1765 и 1771 гг. пишется "Кладбище Московской стороны, что у деревни Волковой", или просто "что в Волково". Позднее его назвали Волковым или Волковским (как принято сейчас).

Кладбище открыли летом 1756 г. и к конце года на нем было совершено 898 погребений. Кладбище было бедным, доходов почти не приносило, но хоронили на нем с каждым годом все больше. Одновременно с открытием кладбища "от губернской канцелярии" была заложена деревянная на каменном фундаменте церковь. Она была освящена 3 декабря 1759 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1777 г. на средства купца Шевцова (Швецова) поставили теплую деревянную церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего), но эта церковь сгорела под Новый 1782 г.

В 1798 г. была сделана первая прирезка земли. Была устроена новая ограда с воротами со стороны Растанной ул. и прорыты для осушения прямые канавы. Одна из них определила направление будущих Надтрубных или Литераторских мостков, а другая - Волковских. В эти же годы строится первая каменная церковь - Воскресенская, стоящая поныне близ входа в некрополь "Литераторские мостки".

В 1808 г. к кладбищу была сделана прирезка более чем на 30 тыс. сажень.

К 1809 г. богослужения в Спаской деревянной церкви были прекращены из-за ее ветхости. Новый храм было решено ставить в западной части кладбища, южнее нынешних Смотрительских мостков. Осуществление утвержденного в 1810 г. грандиозного проекта арх. Беретти затягивалось. Пришлось новому церковному старосте - купцу П. И. Пономареву отремонтировать старый деревянный храм, в котором с 1812 г. вновь стали служить.

В следующее десятиление возросшие доходы позволили построить по проекту арх. П. Ф. Воцкого Святые ворота и ограду со стороны Расстанной улицы. существующие и сейчас.

В 1837 г. был заложен наконец новый храм, его строителем стал Ф. И. Руска, основательно переработавший и упростивший проект Беретти.

В 1838 г. указом Духовной консистории прибавили к кладбищу еще 20,5 тыс. сажень за счет пространства Волкова поля и пустошей на берегу реки Волковки. Это была последняя прирезка, в дальнейшем границы кладбища оставались почти неизменными.

Третью по времени возведения каменную церковь обычно называли "Пономаревской" по имени купца П. И. Пономарева, на средства которого она была построена. Строить ее решили вскоре после освящения Спасской церкви, вместо обветшавшего деревянного храма. Строительство поручили тому же Ф. Руска, повторившему в малых размерах свою предыдущую работу. Закладка состоялась в 1850 г., а в 1852 г. церковь была освящена. Находилась она почти посередине между Спасской и Воскресенской церквями, там где Широкие мостки выходят на Волковские. Под храмом был похоронен сам жертвователь и его близкие.

Имя другого благотворителя сохранилось в просторечном названии четвертого каменного храма, который часто именовали Крюковским. Это единственная действующая в настоящее время церковь на Волковском кладбище. Церковь св. Иова заложенв в 1885 г. и строилась на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа - потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова.

Последняя по времени строительства церковь - Успенская строилась на средства, пожертвованные вдовой табачного фабриканта Т. В. Колобовой, посвятившей церковь памяти своей умершей сестры. К строительству приступили в 1910 г. Служить в храме стали через три года.

Чтобы облегчить перемещение по извечной грязи некрополя, его дорожки мостили досками, от которых пошло название "мостки". В 19 в. число дорожек достигло 120, их общая протяженность к концу века превышала двенадцать верст. Вокруг церквей дорожки-мостки выстлали плитами, а остальные были деревянными. Мостки между Воскресенской и Всесвятской были самыми широкими - в восемь досок, поэтому и назывались Широкие мостки. По пять досок лежало на Волковских, Смотрительских и Придорожных мостках, остальные были в одну- четыре доски.

Северо-восточная часть Волковского кладбища со второй половины XIX в. получила название "Литераторские мостки", поскольку стала традиционным местом погребения известных деятелей литературы и искусства. Первым в этом списке был Александр Николаевич Радищев. Он был похоронен в сентябре 1802 г. Могила оказалась забыта, но предполагается. что Радищева похоронили близ каменной Воскресенской церкви. В память об этом на стене здания в 1987 г. была установлена мемориальная доска.

На Волковом кладбище в 1831 г. был погребен поэт Антон Антонович Дельвиг. 29 мая 1848 г. в восточной части Надтрубных мостков хоронили В. Г. Белинского. В 1861 г. рядом похоронили Н. А. Добролюбова. В 1866 г. могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей чугунной оградой. В 1868 г. на Надтрубных мостках похоронили публициста Д. Н. Писарева. В 1883 г. у северной стены Спасского храма был похоронен И. С. Тургенев.

Затем свое упокоение нашли здесь М. Е. Салтыков-Щедрин, К. Д. Кавелин, В. И. Немирович-Данченко, Н. И. Костомаров, С. Я. Надсон, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. И. Менделеев и многие другие.

Когда точно появилось название "Литераторские мостки" - неизвестно. Чаще всего в литературе указывается конец 1880-х гг. В описании Волковского кладбища, изданном Н. Вишняковым в 1885 г. Литераторские мостки упоминаются как данность, освященная временем.

В XVIII-XIX вв. Волковский некрополь был крупнейшим в Петербурге.

Помимо православного, Волковский некрополь включает в себя также страообрядческое и лютеранское кладбища, многие надгробия которых представляют собой выдающиеся образцы ритуальной архитектуры.

(по материалам , . С. 395-410)

История кладбища «Литераторские мостки» в СПб

Мемориальное кладбище «Литераторские мостки» расположено во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, на северо-востоке . Общая площадь — около 7 га . Здесь покоятся заслуженные российские деятели культуры, искусства, политики и науки. История этого кладбища началась в 1802 году , когда около церкви Воскресения Словущего был погребен писатель А. Н. Радищев (могила не сохранилась), позднее здесь похоронили публицистов В. Г. Белинского и Д. И. Писарева , критика Н. А. Добролюбова , после чего традиция хоронить литераторов рядом с Белинским закрепилась.

Первоначально кладбище называлось «Натрубными мостками» из-за того, что дорожки между могилами были уложены специальными досками — мостками, но после похорон в 1888 году Всеволода Гаршина некрополь получил современное название. В 1935 году «Литераторские мостки» стали филиалом Государственного музея городской скульптуры . На кладбище перенесли останки Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова . К некрополю относится Воскресенская церковь , возведенная в 1783–1785 годах.

Могилы знаменитостей на кладбище «Литераторские мостки»

В 1933 году кладбище получило статус закрытого, однако и в наши дни при сохранении музейного статуса здесь осуществляются похороны выдающихся жителей Санкт-Петербурга . Из захоронений последних лет — актеры Бруно Фрейндлих , Николай Трофимов , режиссер Владислав Пази , композитор Андрей Петров , певец Борис Штоколов .

К «Литераторским мосткам» ведет Расстанная улица. Название свое она получила, предположительно, потому что именно по ней шли родственники вслед за усопшими, расставаясь с ними и провожая их в последний путь.

Сейчас на кладбище находится около 500 надгробных памятников, представляющих историческую и культурную ценность . В 1953 году завершились работы по благоустройству и озеленению территории.

План-схема некрополя «Литераторские мостки» Волковского кладбища

Схема кладбища «Литераторские мостки»

Как доехать и часы работы кладбища «Литераторские мостки» СПб

Как добраться : на автобусе № 57, трамваях №№ 10, 25 и 44 от метро «Лиговский проспект» . На трамваях №№ 16, 25 и 49 (остановка «Кожный диспансер»), на автобусах №№ 54, 74, 76, 91 и 141 от метро «Обводный канал» (остановка «Старообрядческий мост»). На маршрутном такси № К170 до остановки «Старообрядческий мост». Каменные ворота с боковыми калитками, расположенные в конце ул. Расстанной, — это центральный вход на мемориальный комплекс.



Рассказать друзьям