Пишем мини-сочинение. Пишем мини-сочинение Почему природа мастерская для человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия, заставляют пристальнее всмотреться в систему взаимоотношений человека с природой. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник».

Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети»

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия, заставляют пристальнее всмотреться в систему взаимоотношений человека с природой. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле. Все это заставляет задуматься над тем, какими же должны быть отношения человека и природы, как найти гармонию с природой.

Ведь только потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы. Таковой и является гармония человека с природой. Мы, взрослые должны понять и донести детям три основных правила:

Человек - основная часть Природы;

Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу; а рассматривать их надо в единстве;

Человек и все, что его окружает - это частицы единого, Целого;

Ответственность Разума перед Природой. Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы через поэзию, живопись, музыку. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Искусство - особенно сильное и незаменимое средство воспитания взаимоотношений человека с природой и соблюдения между ними гармонии. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в природе и жизни. Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия - с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств - они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Изобразительное искусство, как явления природы, у ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый. Содержание этих высказываний связано с теми впечатлениями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие окружающего мира, его красок форм, звуков. В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла. Воспитание тонкого аппарата творческого восприятия природы, жизни, искусства, вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной среде деятельности, распространяя её и на отношения с людьми, с окружающим и природным миром.

Искусство, в том числе и театр, учит нас замечать и ценить всё прекрасное в том, что нас окружает. Тот, кто любит и ценит красоту, вряд ли станет разрушать. Часто зло начинается с самого малого-с оторванных крыльев у мухи, как раз той самой мухи, из которой стоит делать слона. Можно уничтожить вредное насекомое, но нельзя его терзать. Это развращает детскую душу. Любовь к животным воспитывает у ребёнка чувство ответственности. А это, пожалуй, самое главное. Ответственности за чьё-то здоровье, за чью-то жизнь, За свой выбор. Помните, как у Сент-Экзюпери: "Мы всегда в ответе за того, кого приучили". И ещё: "Встал утром, привёл в порядок себя - приведи в порядок свою планету". Писатель Николай Сладков говорил: "Заставить полюбить природу нельзя, но помочь можно". Одним из таких помощников является театрально-игровая деятельность детей. Почему театральное творчество детей мы называем театрально-игровым? Потому что оно, в отличие от творчества взрослых, носит свободный игровой характер, который сохраняется даже в том случае, когда детьми разыгрывается спектакль на литературный сюжет.

Драматический театр. Театр, где роли исполняют сами дети. Чем меньше ребёнок, тем больше его деятельность схожа с игровой, тем больше подражательности в его действиях. Малышу 3-4 лет недоступна длительная работа над образом, подмостки его смущают. Так как у маленького ребёнка развитие речи отстаёт от развития движений, ему легче показать, чем сказать, поэтому хорошо использовать простые инсценировки рифмованных текстов. Тексты могут быть разными, но, коль мы говорим о взаимоотношениях человека с природой, то лучше брать тексты о животных или такие, которые помогут ребёнку осознать себя, как биологическое целое (ощутить своё тело и каждую его часть). На этом построена почти вся народная педагогика ("Сорока-ворона", "Ладушки-ладушки"...) Можно брать и авторский текст. Например, стихотворение Е.Коргановой "Ладушки-ладошки" или сказка К.Чуковского "Цыплёнок". В книге не расписаны движения, но каждый придумает свой вариант. Инсценировать стихи можно и с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Этюдная работа. Маленькому актёру ещё нужно многому научиться прежде, чем выйти на подмостки. В любом деле человек начинает с азов, с небольших лёгких задач, упражнений, если мы говорим о театральном творчестве - этюдов. И, если спектакль, инсценировку поставить мы не успеваем, то этюдная работа вполне реальна и необходима. Она освобождает творческую природу ребёнка, создаёт условия, в которых эта природа пробуждается и действует. Она приводит к освобождению мышц, к правильному сценическому самочувствию, к умению органически действовать в предлагаемых обстоятельствах - "быть, а не казаться на сцене". Этюдная работа снимает с ребёнка зажим. Этюдной работой в широком смысле слова мы называем все виды тренировочной работы: от простейших упражнений до сложных сюжетных этюдов. Театр в переводе с греческого означает "действие". Выполняем ли мы простейшее упражнение или работаем над сложным сюжетным этюдом, действие подчиняется одним и тем же законам, законам нашей органики (оно должно быть естественным). Но, каждое действие можно выполнить по-разному. В жизни мы ведём себя органично, не задумываясь. Например, когда в жизни мы задумывались над выражением своего лица?! Занятые делом, мы даже не подозреваем, как выглядим со стороны. Обдуманное выражение лица у нас бывает только, когда мы хотим кого-нибудь обмануть или пытаемся что-либо скрыть. Так, к примеру, скрывая несчастья, люди делают весёлое лицо, улыбаются, получив отказ - стараются казаться равнодушными... И, как правило, начинают вести себя неестественно, движения становятся скованными, на лице - застывшее выражение... Ничего не добьётся и актёр, пытающийся изобразить чувства и старательно проделывающий заранее намеченные жесты, изо всех сил следя за выражением своего лица. Где уж тут думать о партнёре, тут цель - понравиться зрителям или вам, воспитателю.

Но, вся система Станиславского (система органического действия на сцене) заключается в моменте толерантности - умении слушать и слышать. Поэтому начинать работу следует с тренировки отдельных элементов органического действия: внимания, воображения, оценки предлагаемых обстоятельств. Для развития каждого из этих элементов существует ряд упражнений.

"Эмпатия" Представляешь себя образом в ситуации, когда у этого образа есть проблемы. Пример: Ты - уставший кузнечик, заблудился на лугу. Что ты чувствуешь? (Что ощущают твои ножки? Усики?) Или. Ты - цветочек на солнечной поляне. Очень хочешь пить. Давно не было дождя. Что ты чувствуешь? Расскажи. Или. Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать.

"Точка зрения"

Задаём ситуацию, на основе которой придуман этюд, а потом меняем в этой ситуации характер героя. Примеры: мальчик увидел гнездо. Его действия. (Мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным). Или же: в одной и той же ситуации предлагаем ребёнку сыграть разные образы: муха попала в сети к пауку. Что чувствует муха? А паук? А теперь поменяйтесь ролями. Или: вы изображаете двух собак. Одна - большая, сидит около своей конуры и гложет кость. Другая - маленькая, бездомная, голодная. После обсуждения действий и чувств заданных образов, упражнения разыгрываются в виде инсценировок. Ценность этого приёма в том, что ребёнок учится чувствовать ситуацию с разных точек зрения, может проанализировать её плюсы и минусы. Эта способность лежит в основе природоохранной деятельности. Сорвать цветок для человека хорошо. Он будет стоять в вазе, им можно любоваться. Но, когда ребёнок почувствует себя этим цветком - он задумается. По крайней мере, не станет рвать цветы от нечего делать, чтобы тут же выбросить. Речь идёт опять же о чувстве ответственности.

Упражнения, обращённые к слуху:

  1. Посидеть, не шевелясь, и прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Назовите, что вы слышали. (Стук, голоса, гудок машины, шум ветра, пение птиц, шелест листвы, шум дождя...)
  2. Звуки за стеной, в коридоре.
  3. В комнате, где находитесь сами.

Последнее потребует особенной сосредоточенности, ведь здесь звуки будут совсем слабые и случайные. (Треск, дыхание товарищей...) Можно положить на верхнюю полку часы - будильник (для лучшей акустики) и спросить: "Какой новый звук появился в нашей комнате?"

Упражнения, обращённые к зрению:

  1. Рассмотреть какой-нибудь предмет и описать его во всех подробностях.
  2. Закрыть глаза и вспомнить, во что был одет Саша, или какая причёска сегодня у Кати...
  3. Знакомая всем нам игра "Что изменилось?", когда мы убираем или меняем местами предметы.

Упражнения на обоняние и вкус:

Не меньшую роль играют упражнения на обоняние и вкус: игры: "Определи на вкус", "Угадай по запаху".

Упражнение на осязание:

"Определи на ощупь"...

Упражнения, развивающие воображение:

Для развития воображения также есть множество упражнений. Например, вы предлагаете детям, взяв в руки какой либо предмет (или посмотрев на какую либо вещь в комнате), сочинить его историю: кто были его владельцы, каким образом он попал сюда, что с ним произойдёт через сто лет, когда его найдут в раскопках.

Можно брать 3 или несколько предметов, ничем не связанных между собой (скажем, иголку, скамейку и ключ) и пытаться с детьми сочинить рассказ, где бы эти предметы фигурировали и были нужны друг другу для развития сюжета.

Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной, дабы не утратить гармонию с природой.

Нам взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы, через искусство, что бы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней!


В тот же день и Базаров познакомился с Фенечкой. Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, почему иные деревца, особенно дубки, не принялись. — Надо серебристых тополей побольше здесь сажать, да елок, да, пожалуй, липок, подбавивши чернозему. Вон беседка принялась хорошо, — прибавил он, — потому что акация да сирень — ребята добрые, ухода не требуют. Ба, да тут кто-то есть. В беседке сидела Фенечка с Дуняшей и Митей. Базаров остановился, а Аркадий кивнул головою Фенечке, как старый знакомый. — Кто это? — спросил его Базаров, как только они прошли мимо. — Какая хорошенькая! — Да ты о ком говоришь? — Известно о ком: одна только хорошенькая. Аркадий, не без замешательства, объяснил ему в коротких словах, кто была Фенечка. — Ага! — промолвил Базаров, — у твоего отца, видно, губа не дура. А он мне нравится, твой отец, ей-ей! Он молодец. Однако надо познакомиться, — прибавил он и отправился назад к беседке. — Евгений! — с испугом крикнул ему вослед Аркадий, — осторожней, ради Бога. — Не волнуйся, — проговорил Базаров, — народ мы тертый, в городах живали. Приблизясь к Фенечке, он скинул картуз. — Позвольте представиться, — начал он с вежливым поклоном, — Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный. Фенечка приподнялась со скамейки и глядела на него молча. — Какой ребенок чудесный! — продолжал Базаров. — Не беспокойтесь, я еще никого не сглазил. Что это у него щеки такие красные? Зубки, что ли, прорезаются? — Да-с, — промолвила Фенечка, — четверо зубков у него уже прорезались, а теперь вот десны опять припухли. — Покажите-ка... да вы не бойтесь, я доктор. Базаров взял на руки ребенка, который, к удивлению и Фенечки и Дуняши, не оказал никакого сопротивления и не испугался. — Вижу, вижу... Ничего, все в порядке: зубастый будет. Если что случится, скажите мне. А сами вы здоровы? — Здорова, слава Богу. — Слава Богу — лучше всего. А вы? — прибавил Базаров, обращаясь к Дуняше. Дуняша, девушка очень строгая в хоромах и хохотунья за воротами, только фыркнула ему в ответ. — Ну и прекрасно. Вот вам ваш богатырь. Фенечка приняла ребенка к себе на руки. — Как он у вас тихо сидел, — промолвила она вполголоса. — У меня все дети тихо сидят, — отвечал Базаров, — я такую штуку знаю. — Дети чувствуют, кто их любит, — заметила Дуняша. — Это точно, — подтвердила Фенечка. — Вот и Митя, к иному ни за что на руки не пойдет. — А ко мне пойдет? — спросил Аркадий, который, постояв некоторое время в отдалении, приблизился к беседке. Он поманил к себе Митю, но Митя откинул голову назад и запищал, что очень смутило Фенечку. — В другой раз, когда привыкнуть успеет, — снисходительно промолвил Аркадий, и оба приятеля удалились. — Как бишь ее зовут? — спросил Базаров. — Фенечкой... Федосьей, — ответил Аркадий. — А по батюшке? Это тоже нужно знать. — Николаевной. — Bene . Мне нравится в ней то, что она не слишком конфузится? Иной, пожалуй, это-то и осудил бы в ней. Что за вздор? чего конфузиться? Она мать — ну и права. — Она-то права, — заметил Аркадий, — но вот отец мой... — И он прав, — перебил Базаров. — Ну, нет, я не нахожу. — Видно, лишний наследничек нам не по нутру? — Как тебе не стыдно предполагать во мне такие мысли! — с жаром подхватил Аркадий. — Я не с этой точки зрения почитаю отца неправым; я нахожу, что он должен бы жениться на ней. — Эге-ге! — спокойно проговорил Базаров. — Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. Приятели сделали несколько шагов в молчанье. — Видел я все заведения твоего отца, — начал опять Базаров. — Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько. — Строг же ты сегодня, Евгений Васильевич. — И добрые мужички надуют твоего отца всенепременно. Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает». — Я начинаю соглашаться с дядей, — заметил Аркадий, — ты решительно дурного мнения о русских. — Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки. — И природа пустяки? — проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем. — И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Медлительные звуки виолончели долетели до них из дому в это самое мгновение. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия. — Это что? — произнес с изумлением Базаров. — Это отец. — Твой отец играет на виолончели? — Да. — Да сколько твоему отцу лет? — Сорок четыре. Базаров вдруг расхохотался. — Чему же ты смеешься? — Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, 

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник
Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818-1883).
Слова Базарова (гл. 9). см. также Базаровщина .
Обычно цитируется иронически как фраза-символ узкопотребительского, неразумного (прежде всего с точки зрения интересов самого человека) отношения к природе.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник" в других словарях:

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Публицист, критик, переводчик, видный сотрудник журнала "Русское Слово" в 1863 1865 годах. Биографические сведения о нем крайне скудны. Родился Зайцев в Костроме 30 августа 1842 года. Отец его, занимавший должность советника Казенной… … Большая биографическая энциклопедия

    Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно демокра тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему… … Литературные герои

    Центральный персонаж повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» (1925). П.П. хирург, светило мирового значения. Его литературными собратьями являются Базаров, Лопухов, Кирсанов. Так же как они, П.П. приверженец философии разумного эгоизма,… … Литературные герои

    Парный знак препинания, который ставится: а) для выделения слов, вставляемых в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также внесения каких либо добавочных замечаний (см. вставные конструкции). Цезарь (так авали льва в … Словарь лингвистических терминов

    § 198-203. О СОЧЕТАНИЯХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ - § 198. При встрече запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: Здорово живешь, соседка, поздоровался Петро, касаясь рукавицей шапки. Шолохов Примечание. Если после тире стоят слова, выделяющиеся по существующим правилам… … Правила русского правописания

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Как вы понимаете "Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник"? и получил лучший ответ

Ответ от Lerich[гуру]
Так и понимаю - как фразу выдранную из контекста.. . В целом виде всё предельно ясно
И. С. Тургенев, «Отцы и дети»
Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.
В романе И. Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки» . Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.
Источник: 🙂

Ответ от Кларнет * [гуру]

Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья. (Х. Марти)


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как вы понимаете "Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник"?



Рассказать друзьям