Пишем синопсис! Образцы синопсисов.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что это: краткий, но информативный пересказ сюжета.

Объем: одно-два предложения или 20-25 слов.

Для чего нужен: логлайн пишется автором сценария в качестве ориентира или самопроверки - соответствует ли история фундаментальным требованиям драматургии? Также логлайн служит для привлечения внимания агентов и продюсеров - он позволяет за несколько секунд получить представление о вашей идее.

Каким должен быть: логлайн должен отвечать на базовые вопросы: кто главный герой, какова его цель и какое препятствие стоит на пути героя к этой цели, то есть, в чем заключается основной конфликт. При этом логлайн должен содержать элемент интриги, вызывать интерес к более подробному ознакомлению с историей.

Каким не должен быть: логлайн не должен раскрывать всю историю, сюжетные перипетии, развязку, всех героев и прочие аспекты повествования.

Примеры:

Индийский мальчик (герой) пытается выжить после кораблекрушения (цель), оказавшись в открытом океане в одной шлюпке с тигром (препятствие). «Жизнь Пи».

Успешный банкир (герой), несправедливо осужденный за убийство жены, разрабатывает дерзкий план побега из тюрьмы (цель), считающейся неприступной крепостью (препятствие). .

У молодого сантехника (герой) есть всего лишь ночь, чтобы спасти жильцов рушащегося многоэтажного дома (цель), однако чиновники не спешат признавать возможность катастрофы (препятствие). .

Заявка

Что это: документ, знакомящий с идеей сценария.

Объем: одна-полторы страницы.

Для чего нужна: заявка призвана заинтересовать продюсера и дать ему более-менее полное представление об истории.

Какой должна быть: заявка должна предлагать название, кратко излагать ключевые моменты фабулы (завязка, развитие, развязка), сюжет, центральный конфликт, давать понимание характеров основных героев, жанра. Также она должна отвечать на вопросы: о чем история, в чем её оригинальность, какой может быть целевая аудитория, каков хронометраж и какое количество эпизодов, если речь идет о сериале. Иногда в заявке следует указать профессиональный опыт и послужной список автора.

Какой не должна быть: заявка не должна содержать подробного описания всех героев, перипетий и мелких деталей.

Форма: свободная. Может быть литературной, отражающей стиль автора, может иметь разбивку по пунктам (например, отдельным пунктом обозначается главный герой, отдельным - завязка, и так далее). Но! Некоторые компании имеют свою форму заявок, поэтому прежде чем отправлять текст, желательно узнать о наличии такой формы.

Синопсис

Что это: краткое изложение сценария, дающее представление о главных героях и фабуле, ключевых событиях истории.

Объем: две-пять страниц.

Для чего нужен: в отличие от логлайна и заявки, синопсис призван не столько заинтересовать продюсера или режиссера (хотя и это тоже), сколько ознакомить с концепцией, структурой и важными деталями проекта.

Каким должен быть: синопсис должен давать представление о композиции истории: экспозиции, завязке, развитии, кульминации, развязке и финале. Также у читателя должно возникать понимание целей и мотивов героев, их характеров и их эволюции по мере развития конфликта и столкновения с препятствиями.

Каким не должен быть: хотя в синопсисе не обойтись без изложения отдельных сцен, не стоит увлекаться слишком подробным их описанием.

Форма: свободная. Желательно должна отражать стиль автора, но при этом не стоит забывать о сочетании краткости и ёмкости. Некоторые авторы рекомендуют обращаться к поэпизодной форме синопсиса. В ней составляется список героев, ключевые части истории раскладываются на эпизоды, изложенные в одном-двух предложениях.

Синопсис — это изложение в одном общем обзоре, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений, одного целого предмета или одной области знаний.

  1. Синопсис всегда пишется в настоящем времени. Нельзя написать, что герой книги в третьей главе добрался до города Урюпинск и порубил десять негритят. Правильнее будет: «герой, преодолевая мыслимые и немыслимые препятствия, продвигается в сторону города Урюпинск, чтобы безжалостно уничтожить банду из десяти негритят».
  2. Не нужно включать нюансы, описывать второстепенных героев и их дополнительные сюжетные линии. Необходим только основой сюжет. И чем проще и линейнее вы его напишите, тем будет лучше.
  3. Не стоит рассказывать, как зовут тетю двоюродной сестры главного героя. Минимум имен, чтоб не загружать текст дополнительной, ненужной информацией. Желательно употребить максимум четыре-пять имен.
  4. Обязательно, увы, но необходимо написать финал произведения. Редактор отгадывать окончание не будет, ему нужно знать все сразу.
  5. Не забудьте также указать, в каком именно направлении написано ваше произведение. Если редактору отдела фантастики на стол ляжет любовный роман, ему это не понравится. А если такое случится по ошибке, и вы указали жанр произведения, то ваш синопсис и контактные координаты просто передадут в другой отдел. Но не нужно выдумывать свои собственные термины, типа мистико-фэнтезийный детектив. В издательском бизнесе все уже придумано до нас.
  6. Размер синопсиса не должен превышать двух страниц. Лично мой уместился на одной странице формата А4 10 размером шрифта.

Ключевые вопросы, на которые нужно дать ответ в синопсисе:

  • о чем всё это?
  • кто главные герои?
  • чего добиваются главные герои?
  • почему они этого добиваются?
  • что стоит у них на пути достижения поставленной цели?

Что такое синопсис.

Синопсис — это не пересказ событий романа, а краткая обрисовка сути произведения — кто, где, когда, основной конфликт, духовное изменение героя в результате. Это как бы призма, которая свет вашего произведения преломляет под определенным углом так, что остается один сфокусированный луч. Поэтому значительная часть сюжета и персонажей вообще не упоминается в синопсисе — все детали, все второстепенные сюжетные отклонения отсеиваются, остается только самая суть вашего замысла и идеи романа.

Маленькое отступление. У нас существует убеждение, что западная литература якобы бездуховна, пишется ради денег, не призывает читателя к высшим ценностям. Я не знаю, откуда взялось такое мнение. Основной критерий, по которому любой редактор судит присланное произведение, особенно в США, где понятие «политкорректности» возведено на пьедестал, — это именно идея романа и духовный выбор, который стоит перед главным героем. Нелегкая внутренняя борьба, конфликт добра со злом и перерождение героя в результате событий романа — вот о чем должен быть ваш синопсис (и сам роман, ессно). Сюжет важен постольку, поскольку он поддерживает идею. Американскому редактору интересен тот роман, в результате которого герой после напряженной внутренней борьбы изменяет действительность и себя к лучшему – а навороченный сюжет должен логически проистекать из сложностей этой борьбы. Поэтому синопсис прежде всего должен раскрывать идейную суть произведения.

Я уже говорила, что несколько лет назад мне посчастливилось попасть на двухнедельный семинар, посвященный написанию синопсисов. Две недели неустанного переписывания, рецензирования, выслушивание безжалостной критики педагога и коллег, ловля тараканов в чужих синопсисах – этот «полевой лагерь» дал нам больше, чем годы неспешных «занятий литературой».

Нам рассказали, в частности, что некоторые хорошие авторы тратят на написание синопсиса столько же времени, сколько на написание романа. В любом случае синопсис пишется не день и даже не неделю. Ухватить самую суть 600-страничного текста и подать ее в нескольких абзацах так, чтобы было ясно, увлекательно и убедительно – для этого требуется труд и время.

Дело в том, что именно сам автор часто имеет совершенно неправильное представление о том, что за произведение он написал. «Со стороны виднее» – это абсолютно верно по отношению к литературе. Поэтому перед написанием синопсиса вам абсолютно необходимо чужое мнение, взгляд на рукопись со стороны.

Тут очень уместно упомянуть главных друзей автора – бета-ридеров. Бета-ридер – это друг или коллега автора, который согласился бесплатно, по дружбе прочитать ваш роман и высказать все замечания, которые только пришли ему в голову. Желательно иметь нескольких разных бета-ридеров, чьи знания и интересы дополняют друг друга: один выловит все грамматические ошибки, другой прочел все романы в данном жанре и точно знает, в чем рукопись не соответствует жанровым требованиям; третий, наоборот, не любит и не читает данный жанр – тем лучше будет, если и его «задело».

Перед написанием синопсиса очень важно прислушаться к мнению бета-ридеров. Если все в один голос утверждают нечто, чего вы сами не знали о своем произведении, — значит, скорее всего, правы они, а не вы. Например, вы на полном серьезе писали готический «темный» триллер, а бета-ридеры утверждают, что получилась отличная пародия – смеялись от души. В этом случае вы поступите умно, если при написании синопсиса и рассылке рукописи учтете эту разницу мнений. А если их суждения совпадают с вашим представлением о собственном сочинении — значит, вы действительно на верном пути.

Первые черновики синопсиса, первые попытки описать свое произведение часто похожи на письмо Ваньки Жукова. Неопытный автор старается пересказать все перипетии сюжета, упомянуть все важные события и действующих лиц. Поэтому еще раз повторю: сюжет – это производное от идеи, от темы романа. Вот именно тему и идею нужно раскрыть в синопсисе – посредством тех деталей сюжета, которые их иллюстрируют наилучшим способом.

Написание синопсиса. Как написать синопсис.

Самое первое, что вам нужно сделать при написании синопсиса, — это проанализировать свой роман по вышеприведенной схеме. Какое событие или решение изменило размеренную жизнь героя? Почему – что его привело к этому решению? Кто ему противостоит – человек, политический режим, сила природы? Какие шаги герой предпринимает к достижению цели? Как его поведение связано с его характером или слабостями? Чего именно он пытался добиться в середине романа? Почему дальнейшие события привели к кризису? Что из себя представляет кульминация? Сформулируйте ее так, чтобы возможно было ощутить катарсис или хотя бы понять, что он присутствует.

И самый главный вопрос – каким образом изменился духовно главный герой? С чего он начал и каким человеком закончил книгу? Кто были те люди, друзья и враги, которые сыграли решающую роль в этом изменении?

И вот теперь вы можете писать синопсис. 🙂

Чем длиннее синопсис, тем проще дать детали повествования – и тем больше опасность, что это будут детали ненужные, к сути романа отношения не имеющие. Поэтому сначала лучше написать короткий синопсис на пару абзацев, в котором формулируется только содержание ключевых моментов произведения.

Одно предложение – завязка, по предложению на каждый сюжетный узел, затем кризис и кульминация, развязка. Помимо этого, надо суметь в этих предложениях ответить на основные вопросы – кто, где, когда, почему и как. И непременно передать атмосферу произведения, дать представление о жанре (если это жанровое сочинение) и стиле.

В синопсисе средней длины можно каждый сюжетный узел книги описывать целым абзацем в три-четыре предложения. Здесь можно глубже прописать характеры и передать настроение произведения.

Поосторожнее с подробностями собственно сюжета: кто куда пошел, что сделал и что из этого вышло. С ними очень легко переборщить. Старайтесь, чтобы повествование представляло собой плавную логическую прямую, все не имеющее к ней прямого отношения безжалостно выкидывайте. Большого количества информации память читающего не удержит, внимание начнет блуждать и он потеряет интерес к рукописи.

Обязательно покажите синопсис нескольким бета-ридерам: как читавшим рукопись, так и еще не знакомым с нею. Учтите все их замечания: стопроцентная гарантия, что будут реакции вроде «а мы не поняли… кто? куда? почему? что он там делал?»

Напоследок еще несколько «правил», которые нужно учитывать при написании синопсиса:

  • 1. Синопсис должен вызывать эмоциональное сопереживание

При написании синопсиса очень велика опасность удариться в сухое перечисление фактов и действий. Но книга – это не голый сюжет, а прежде всего обратная эмоциональная связь с читателем. Поэтому синопсис должен быть написан сильно, убедительно, с тем, чтобы вызвать у читателя (редактора) эмоциональный отклик – эмпатию, сопереживание происходящему с героями.

  • 2. Чем короче синопсис, тем меньше упоминается персонажей.

Даже если место позволяет, нельзя вставлять в синопсис каждую старушку, которой герой помог перейти улицу. Нужно помнить, что большое количество действующих лиц память читателя (редактора) не удержит. Редактор начнет путаться, кто есть кто, начнет заглядывать в начало, начнет раздражаться. В коротком синопсисе достаточно упомянуть троих-четверых главных персонажей, считая главного героя. И это всё!

В более длинном синопсисе количество действующих лиц увеличивается пропорционально, с одним условием: все это должны быть люди, непосредственно влияющие на сюжет и духовное развитие героя. «Эпизодические» персонажи не упоминаются в синопсисе никогда. Они могут упоминаться только в подробных многостраничных изложениях, и то только в том случае, если их присутствие влияет на сюжет и развитие героев (например, Фрида в «Мастере и Маргарите»).

  • 3. Характеристики персонажей.

Некоторые авторы стремятся передать в синопсисе все богатство психологической сложности своих персонажей. Они забывают, что редактор еще не читал роман и не знает героев. Сложные характеристики понятны только тому, кто уже хорошо знаком с произведением – а незнакомому человеку они кажутся нагромождением неубедительных, нелогичных характеров. Поэтому каждому упомянутому персонажу присваивается только одна прямолинейная, даже лобовая характеристика. Она может изменяться только тогда, когда это изменение имеет решающее значение для сюжета (например, храбрец неожиданно трусит и этим меняет ход событий).

  • 4. Имена персонажей.

Об именах собственных в синопсисе следует сказать две вещи. Во-первых, число названных по имени персонажей должно быть сведено к абсолютному минимуму. Только ключевые персонажи имеют на это право. Ни один второстепенный персонаж не упоминается в синопсисе по имени (если вообще упоминается). «Сосед», «следователь», «Танина учительница» — так следует метить большинство персонажей.

На уже упоминавшемся семинаре мы пришли к выводу, что число упоминаемых по имени персонажей не должно превышать пяти даже в длинном 2-страничном синопсисе. Больше память читателя просто не удерживает. Чем короче синопсис, тем меньше имен. В короткой аннотации на 1 абзац можно вообще не упоминать имя даже главного героя, оно ведь в принципе никому не важно и не интересно. Лучше заменить его яркой характеристикой, вызывающей в воображении образ героя – «бывший автогонщик», «безработный репортер» и т.п.

Во-вторых, каждому упоминаемому по имени персонажу присваивается только одно имя, без вариантов. «Сашка», «Александр Сергеевич Петров» и «Сергеич» — возможно, в разных ситуациях вашего героя зовут по-разному. Но читатель будет путаться, пытаясь сообразить, о ком именно из героев идет речь. Поэтому остановитесь на одном варианте имени (том, который наиболее точно отражает характер героя) и называйте его только так на протяжении всего синопсиса.

Это особенно относится к тем случаям, когда вы действительно посылаете рукопись в англоязычное издательство. Тем, кто не владеет русским языком, абсолютно непонятно, что «Санечка», «Шура» и «Александра Кузьминична» — это один и тот же человек. Кстати, это наиболее распространенная жалоба западных любителей русской классики. Им трудно разобраться в вариантах имен каждого из героев — половина времени у них уходит не на чтение, а на попытки рассортировать по именам русских персонажей!

  • 5. Эмоции и мотивировки персонажей.

Как и характеристики, так и эмоции и побуждения героев должны быть в синопсисе ясными и простыми. Каждому присваивается только одна цель, одна главенствующая эмоция. Принцип тут тот же, что и с характеристиками: читатель, не знающий романа, не сможет разобраться во многочисленных тонкостях их чувств и потребностей. Поэтому все лишнее должно отсекаться: каждому из упоминаемых персонажей присваивается одно, главное для его «роли» чувство (ревность, надежда, чувство долга) или одно побуждение, одна цель. Иметь больше одного позволено только главному герою.

  • 6. Второстепенные сюжетные линии.

В коротких, на 1 абзац, синопсисах они не упоминаются вообще. Если основная и второстепенная сюжетные линии переплетаются, придется провести небольшую хирургическую операцию – подправить, даже слегка исказить содержание, но привести в синопсисе только основную сюжетную линию, голую.

Кстати, отдельные (одно-два) незначительные искажения мелких деталей содержания в синопсисе вполне допустимы. Очень трудно бывает ясно сформулировать сюжет целой книги в одном предложении – чем-то неизбежно придется пожертвовать, что-то выпустить или «подправить». Главное – это передать смысл и дух произведения. Ни в коем случае не лгать и не приукрашивать, но если какие-то небольшие детали в отрыве от текста самого романа звучат неубедительно или нелогично, их можно опустить или слегка видоизменить.

В более длинных синопсисах следует упоминать второстепенные сюжетные линии только постольку, поскольку они влияют на развитие героя или главной сюжетной линии. В хорошем романе второстепенные сюжетные линии – это всегда контрапункт к основной, под другим углом показывающие ту же духовную проблему и ее последствия. Еще раз повторю, что все упоминаемое в синопсисе должно фокусироваться на духовной проблеме главного героя и вытекающих из нее перипетиях сюжета.

Это особенно сложно сделать, если речь идет не о жанровой, а современной элитарной литературе, где зачастую многие сюжетные линии переплетаются, образуя единую историю. Тем не менее придется это сделать. Нужно выделить одного героя, чья история является главной в книге, а остальные затронуть лишь постольку, поскольку они влияют на его жизнь.

Если таких героев и историй в книге несколько и все – главные, то написать убедительный синопсис будет очень сложно. Такой вариант был у нас на семинаре: одна из участниц представила роман, в котором параллельно развивались истории четырех женщин. Мучений с этим синопсисом было очень много, и даже после многократного редактирования звучал он крайне неубедительно. В таком случае автору придется проявить изобретательность: главное – писать так, чтобы предельно четко доложить содержание, проблемы героинь и то, что их друг с другом связывает.

  • 7. Цитаты из произведения.

Очень хорошо включить в синопсис краткие цитаты из самого произведения. Это может быть ваша характеристика персонажа, летучая фраза или фрагмент диалога. Длина такой цитаты может достигать целого абзаца – но не более. Подобные вставки обогащают синопсис, он сразу звучит живо и непринужденно.

  • 8. Мелкие подробности сюжета.

Все не имеющие отношения к проблеме героя подробности опускаются. Например: «Матвей встречает Марью в магазине, куда та пришла купить колбасы.» Важен ли магазин? Возможно: в том случае, если Марью обвинят в краже колбасы и если это повлияет на ход сюжета. Но если и то, и другое – просто бытовые подробности, им нет места в синопсисе. Матвей встречает Марью, точка.

  • 9. Указать концовку.

В синопсисе обязательно надо полностью раскрыть, чем заканчивается роман. Нельзя писать, например: «Так кто же убил Матвея? Мы это узнаем, если дочитаем книгу до конца…» Обязательно нужно раскрыть все «секреты» и интриги – например, имя убийцы или способ совершения преступления. Редактор должен знать всё!

  • 10. Литературный жаргон.

Нежелательно упоминать в тексте синопсиса «профессионализмы» — литературоведческие и издательские термины. Например, «в экспозиции главный герой узнает…», «их встреча является кульминацией романа….», «эта сюжетная линия служит контрапунктом к…» и т.п. Они отстраняют читателя, напоминают ему, что перед ним не увлекательная история, а продукт умственной деятельности автора. Синопсис должен читаться на едином дыхании, как и сам роман – рассказывайте его, а не анализируйте.

  • 11. Маркетинговая информация.

Если по какой-либо причине к пакету документов не прилагается заявка, то синопсис следует закончить маркетинговой информацией о рукописи романа. Перечислите недавно вышедшие книги данного издательства, подобные вашей; объясните, чем ваша на них похожа и чем отличается. Упомяните, почему вы ее написали: например, на основании личного опыта или же вы являетесь специалистом в данной области.

Киносценарий, как мы уже говорили, похож на дикого зверя. Большого и страшного. Это внушительная стопочка страниц, отформатированная определенным образом, в которой рассказывается в подробностях какая-то история.

Короткометражки внешне выглядят поскромнее - 10-20 страниц написать кажется проще, чем полнометражные 100-110. Но по большому счету принцип создания короткометражки и полнометражки одинаковый (по крайней мере, я в этом убежден).

В момент, когда наша идея уже сформулирована, избрана форма, найдены герои, можно было бы уже начать писать сам сценарий! Но здесь очень легко споткнуться.

Не имея четкого каркаса сюжета, сценарий может увести нас в любую сторону, и, как правило, всё дальше и дальше от того, что мы хотим получить.

Поэтому необходим вектор движения истории. Этот вектор называется синопсис.

Когда мы кому-нибудь пересказываем 800-страничную книгу или 2-часовой фильм, мы ведь не воспроизводим каждое предложение или кадр. Мы стараемся изложить все максимально событийно и логично, чтобы не отнимать у слушателя полдня жизни.

Если совсем упрощать, то мы рассказываем что-то, у чего есть начало, середина и конец, из которых все становится понятно - в том числе и то, зачем мы всё это рассказывали. Так вот, синопсис - это краткий пересказ сюжета в письменном виде .

Однако если мы рассказываем сбивчиво, постоянно отвлекаемся, долго мычим и не можем подобрать слова - все сразу же теряют интерес к повествованию и ждут, когда всё поскорее закончится.

Всё вышесказанное справедливо и к кино. Чтобы конфуза не произошло, и зритель не закидал нас гнилыми помидорами (а на самом деле попросту выключил фильм/ушел из кинотеатра), важно разработать конструкцию сюжета. Она призвана поддерживать внимание аудитории, корректно доносить нашу мысль и поддерживать наш рассказ в правильной форме.

КАК НАПИСАТЬ СИНОПСИС?

В принципе, каждая книжка по сценарному мастерству буквально ломится от руководств по выстраиванию конструкции. Я постараюсь сделать это максимально лаконично.

Любая история состоит из экспозиции, завязки, перипетий, кульминации и развязки . Каждый из этих элементов чрезвычайно важен. И далее будем разбираться, что это вообще за птицы такие, и почему они столь значительны.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Это обозначение мира, в котором происходит наша история. Время действия, место действия, главные герои, их характеры, важные для повествования жизненные обстоятельства. Все, что пригодится зрителю, чтобы правильно понимать дальнейшую историю. И, что самое главное, чтобы зритель могсопереживать герою.

Давайте, например, вспомним начало фильма «Робокоп» Пола Верховена (многие считают фильм детским и глупым, но пересмотрите его - уверяю, это очень качественная социальная сатира). Нет, там из героя не сразу делают полицейского робота.

Сперва режиссер вместе со сценаристом показывают нам Америку ближайшего будущего. Дело происходит в Детройте (машиностроительный центр США - где же еще может происходить история о роботе?), в этом спятившем мире все государственные структуры (включая полицию) подчиняются бизнес-корпорации «ОСР»; на улицах во всю бушует преступность, а полицейских убивают чуть ли не каждый день (самая заметная здесь банда уголовника Кларенса Боддикера).

Нашего героя, Алекса Мёрфи, как раз переводят в самый опасный полицейский участок в Детройте. А внутри самой корпорации «ОСР» происходит конкуренция между двумя сотрудниками, каждый из которых пытается из карьерных соображений протащить собственный проект кибернетического полицейского.

Как мы можем понять, без подобной экспозиции дальнейший сюжет не будет работать всерьез - мы не будем понимать предпосылок, характеров героев, причинно-следственных связей. Всё сразу станет «общим» местом, а это губительно для кино. Как говорил Михаил Ромм: «Кино - искусство грубое в своей конкретике».

ЗАВЯЗКА

Момент, который, в общем-то, показывает, зачем мы здесь все собрались. Обозначение главного конфликта истории. И постановка вопроса «Чем дело кончится?». Завязка – это резкое изменение в привычной жизни героев, которые изменяют течение окружающей для них действительности. Причем, это всегда делается посредством события .

То есть, если вы собирались пойти в магазин, идете туда по улице, покупаете то, что вам нужно и возвращаетесь домой – это не история, тут нет ни одной структурной ее составляющей, не произошло никаких драматургических событий.

Вот если бы вы отправились в магазин, и по пути столкнулись со стаей голодных, разъяренных и бешеных собак – это сразу бы стало завязкой истории, потому что, во-первых, это сильно меняет ваши планы, во-вторых, неожиданно. Соответственно, теперь вам нужно спасаться от бешеных собак, а до дома добежать уже не успеете.

Глядя на эту историю, человек задастся вопросом «Чем дело кончится?». В «Робокопе» Пола Верховена – это убийство главного героя, Алекса Мёрфи бандой Алекса Боддикера и создание на основе покойного полицейского Робокопа.

В полнометражном фильме завязка обычно происходит на 15-20-х минутах (соответственно, на 15-20-х страницах сценария, оформленного по международному стандарту – о формате сценария читайте в отдельной статье). В короткометражных историях всё зависит от хронометража, но не позже 5-й минуты.

Если мы затянем возникновение завязки, то рискуем потерять зрителя – он может выключить внимание и заскучать. Такое, например, произошло с фильмом «Орда» Андрея Прошкина, где вопрос «Чем дело кончится?» был задан где-то минуте на 50-й. К чему это привело? К тому, что большая часть аудитории уже умерла от скуки.

ПЕРИПЕТИЯ

Дополнительные осложнения, возникающие на пути героя по ходу сюжета. Самые примитивные примеры можно найти в современных компьютерных играх: герою дадут задание отправиться куда-то и включить рубильник, но когда он оказывается возле рубильника, понимает, что там сломана ручка или не подведено электричество.

Вариантов перипетий великое множество. Для чего всё это делается? Для того, чтобы герою жизнь мёдом не казалась. Нужно разнообразить сюжет, чуть-чуть встряхнуть зрителя, активизировать его внимание еще больше.

Если вернуться к «Робокопу», то перипетия – это возникшая «Директива №4» в его прошивке, не позволяющая ему арестовывать высокопоставленных чиновников корпорации «ОСР» (что мешает ему выполнить свою работу).

В полнометражном кино перипетий обычно несколько. В короткометражном одна-две. Но на самом деле, в короткометражке это необязательный элемент. Особенно, если весь фильм идет 7-10 минут.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Самый важный момент всей рассказываемой истории. Ее нельзя проваливать ни при каких обстоятельствах. Пик эмоционального напряжения , а также разрешение основного конфликта. Ответ на вопрос «Чем дело кончится?».

Все самые важные линии здесь важно подвести к своему завершению, потому как зритель только и ждет этого. Если брать пример с бешеными собаками, то это именно та сцена (или цепочка сцен), в которой вы придумали, как их победить, и побеждаете их. Либо, как у вас ничего не получилось, и псины перегрызают вам горло, хе-хе. Шутка.

Конечно, к кульминации надо подвести зрителя ритмически. Она не может произойти на ровном месте. Неплохо бы поломать голову над тем, как столкнуть противоборствующие стороны в «финальной битве» (а не как у Кристофера Нолана в третьем «Тёмном рыцаре», когда все персонажи вдруг появляются в нужных местах, словно по мановению волшебной палочки).

Обычно кульминация – самый длинный эпизод в фильме. В силу своей значительности. Это не значит, что он затянутый. Это значит, что именно сейчас мы держим зрителя на крючке в самой высокой точке, и должны продержать его там, пока не разберемся со всем, с чем необходимо разобраться.

В «Робокопе» это эпизод, когда банда Кларенса пытается разобраться с Робокопом (он же Мёрфи) на брошенном заводе. Здесь не только происходит уничтожение плохих парней (надо сказать, чрезвычайно жестокое).

Тут также впервые Мёрфи предстает перед нами без шлема, и общается со своей бывшей напарницей, как с полноценным другом, так, что мы понимаем - всё-таки многое человеческое в нем осталось.

Таким образом, дан ответ на ряд вопросов. «Мёрфи отомстит своим убийцам? Да, и сделает это так, как они того заслуживают»; «Мёрфи превратили в бездушную болванку или где-то там за доспехами живет его душа? Где-то в глубине там по-прежнему человек Алекс Мёрфи».

РАЗВЯЗКА

Последняя точка повествования. Здесь мы добиваем те вопросы, которые по каким-то причинам не успели разрешить в кульминации (как правило, второстепенные), и позволяем зрителю со спокойной душой вздохнуть и осмыслить рассказанное.

Например, в фильме «Бриллиантовая рука» - это сцена возле парохода, где героя Юрия Никулина спускают на кране с гипсом. Ведь в кульминации он выпал из багажника летящего под вертолетом автомобиля – не мог же Гайдай убедить зрителя, что Семён Семёныч погиб.

В фильме «Бёрдмен» - это сцена в больнице, где мы выясняем, что Ригган Томпсон не застрелился, а лишь отстрелил себе нос.

В «Робокопе» это последний аккорд. Вопрос старика-директора: «Хорошо стреляешь, сынок. Как тебя зовут?» и ответ Робокопа с ухмылкой: «Мёрфи».

В идеальном фильме кульминация и развязка совпадают друг с другом в одном эпизоде. Но нет ничего страшного, если что-то придется переносить в отдельную развязку.

Итак, как только мы построили конструкцию сюжета, обозначив в ней все вышеназванные структурные элементы – можно приступать к написанию синопсиса. С готовой конструкцией это не составит труда, и краткий пересказ фильма на одной страничке будет без проблем написан.

Теперь у нас есть всё, чтобы начать писать сам сценарий!

Продолжаю разбирать старые блокноты с конвентов, семинаров, фантассемблей и прочих мероприятий для писателей-фантастов. На многих встречах с читателями и издателями возникает один и тот же вопрос: как написать синопсис книги ?

[Эту статью : с удобной презентацией, новыми примерами и бонусом в виде двух прошедших проверку издателем синопсисов — целиком .]

Для тех, кто с ним еще не сталкивался, на всякий случай поясню: синопсис - это краткое содержание книги, необходимое для представления ее в издательство. Практически все издательства требуют от автора двух вещей: самого произведения (издательство АСТ раньше требовало всего несколько первых глав) - и синопсиса, чтобы издатель мог, не вчитываясь в текст, сразу понять, интересно ему публиковать такое или нет.

Иными словами, синопсис - это текст, который «продает» книгу издателю, и именно поэтому он так важен.

Если вы «заходите» в издательство, как все простые смертные - это значит, что вы попадаете в так называемый «самотек», т.е. пишете на email, который указан на сайте издательства как адрес для новых авторов. В крупных издательствах приходящую самотеком почту обычно просматривает рецензент (например, так происходит в «Эксмо»). Рецензент дает заключение, и если оно положительное - тогда текст рассматривает редактор. В небольших издательствах (например, «Астрель» или в «Лениздате») рецензентов обычно нет. Но даже если их нет - на указанную почту ежедневно приходят сотни текстов. Как правило, редактор только и может, что открыть синопсис, бегло просмотреть и оценить, подходит ли роман для уже существующей серии, укладывается ли он в формат. Редактор откроет текст только в том случае, если синопсис книги чем-то его заинтересовал. Нет - вы получите вежливый отказ в духе «Это не совсем то, что нам нужно в настоящий момент».

В общем, вы уже поняли, как важен этот крохотный кусочек текста! Скорее всего, по нему будут судить обо всем романе, даже не заглядывая в повествование. Возникает вопрос - как же написать синопсис, чтобы заинтересовать издателя?

Для начала проясним общие положения.

Как писать синопсис?

Размер

Объем синопсиса - до 7 тыс. знаков, но будет лучше, если вы уложитесь в 4-5 тыс. знаков или в одну страничку в редакторе Word.

Оформление

Поставьте имя автора и название произведения в название файла. Продублируйте то же самое в заголовке синопсиса уже внутри файла. Прежде, чем пускаться дальше - укажите жанр, родовую принадлежность (роман, повесть, etc.) произведения, чисто авторских листов (и/или тысячи знаков). Желательно указать контактные данные автора (желательно указать их и в синопсисе, и в начале самого текста, и в сопроводительном письме - лишним уж точно не будет). Если у вас уже есть публикации - подумайте, как указать их в тексте.

Пример:

Всеволод Алферов, «Царь без царства»

Синопсис

Стиль

Стиль синопсисов - всегда публицистический, описательный. Всегда пишите от третьего лица (даже если в самом тексте повествование ведется от первого).

Пример:
Верховный маг Самер. Заключив с юным царем сделку и поддержав его при дворе, Верховный берет на себя тяжкие обязательства и втягивает Круг в борьбу за трон.

Сеттинг, герои и изложение сюжета

В синопсисе обязательно следует указать:

  • 2-3 предложения о сеттинге: чем ваш мир отличается от прочих, в чем его уникальность. Обрисуйте в 2-3 фразах особенности сложившейся на начало книги ситуации,
  • Можно упомянуть героев. О каждом должно быть 1-3 предложения. Упомяните, кто они, как меняются на протяжении произведения.
  • Вкратце обрисуйте сюжет.

На встречах для писателей-фантастов я неоднократно слышал - и позже мне это подтвердили несколько редакторов в личном общении - что лучше с самого начала уделить внимание сеттингу, чем потратить весь и без того невеликий объем синопсиса на сюжет.
Это может показаться контр-интуитивным, но это так. Никто не заставляет вас подробно описывать все события книги, да и по-настоящему подробно описать несколько сюжетных линий очень сложно. Лучше потратьте 1 абзац (2-3 предложения) на то, чтобы у редактора сложилось мнение, в каком мире происходят события.

Пример:

Имена и названия

Если вы вводите в книге какие-то имена или названия собственного изобретения, обязательно покажите это в тексте синопсиса. Это могут быть названия рас, социальных групп, технологий - непременно нужно пояснить значение каждого термина, редактор не должен об этом догадываться.
А еще лучше - попытаться пореже упоминать имена и названия и обойтись общими словами, где это возможно.
Немаловажное замечание: если в вашем тексте используется специальное слово для общепринятого термина - в синопсисе лучше использовать общепринятый термин.
Приведу пример. Я сам пишу фэнтези в антураже Востока, в нем принципиально не используются такие европейские слова как «регент», «канцлер» и пр. Но для понятия, которое скрывается за словом «регент», лучше использовать само слово, а не заменитель «опекун». Еще раз повторюсь: редактор не должен ни о чем догадываться, у него таких синопсисов, как ваш - сотни. Поясните максимально простыми и понятными словами.

Примеры:
Золотую маску Царя Царей носит юноша, всего несколько месяцев как достигший совершеннолетия - но в действительности в стране продолжают править советники, еще недавно бывшие регентами.

жертвой развернувшейся вокруг них игры, ставкой в которой является выживание Круга магов (объединяющего обладателей силы ордена) и их собратьев-чародеев.

Финал и идея

Если весь сюжет в подробностях записывать и не обязательно, укажите, чем произведение заканчивается. Идею произведения описывать также не обязательно: в теории из вашего синопсиса редактор должен сам понять, в чем состоит идея. Иные издатели (это я слышал сам) говорят, что можно описать идею буквально в 1-2 предложениях, очень коротко.
Так или иначе - обязательно опишите, чем заканчивается произведение, а идея - это опционально.

Как НЕ нужно писать синопсис

Ошибки и стиль

Разумеется, это первое, что бросается в глаза. Представьте: только за день редактору/рецензенту насыпалась сотня-другая романов. Их нужно бегло просмотреть - и, конечно, после первой же ошибки редактор отправляет синопсис (вместе с текстом) в корзину.
Но и просто отсутствия ошибок мало. Обратите внимание на стиль! В одном из моих собственных синопсисов в самом начале стояли два предложения: «В течение двухсот лет золотую маску Царя Царей надевали чародеи. Однако серия неудачных властителей привела царство к кровопролитной гражданской войне». Серия правителей - это когда их штампует автомат на заводе. В данном случае уместно слово «череда», на самый худой конец - «ряд».

  • После того, как вы написали синопсис - убедитесь, что в нем нет ошибок.
  • После чего перечитайте еще раз. Вчитайтесь в каждое слово. Подумайте, уместно ли оно здесь? Даже если вам кажется, что уместно - нет ли аналогов, которые подходят лучше?

Восхваляющие прилагательные

Ни в коем случае не давайте оценку собственному произведению! Когда я написал самый первый в своей жизни синопсис (благо, мне было, кому его показать), я сформулировал такое предложение: «Действие романа разворачивается в мире, который воссоздает необычную атмосферу древней Персии».
Скажем прямо: очень лояльный редактор задал бы вопрос, что необычного в атмосфере Персии? Персия была. Это исторический факт. В самом существовании Персии нет ничего необычного. Ах, вы сравниваете с тем, что в русскоязычной фантастике Восток встречается не так уж часто? Никаких сравнений. Издатель лучше вас знает, что и когда публиковалось. Запомните: никаких прилагательных, которые дают вашей книге оценку. Редактор сам решит, что ему думать о тексте.
Естественно, ни в коем случае нельзя писать «гениальный роман», «уже оценили те-то и те-то» - это только говорит о вашей неадекватности. Если книгу разбирали на литературном семинаре, на фантассамблее, вы участвовали в каком-то мероприятии в рамках конвента - да, имеет смысл об этом написать. Издатель сам свяжется, с кем нужно (литературный мир тесен), и поинтересуется, как было на самом деле.

Обороты из аннотации

Не путайте синопсис с аннотацией. Аннотации пишут для читателей, они не раскрывают содержания романа, они ставят вопросы и оставляют недоговорки.

Каждого донимает своя свора демонов. Каждый столкнется с ними лицом к лицу. Но каждый ли с ними совладает?

Это текст не для синопсиса. Синопсис коротко, ясно и очень сжато излагает сюжет. Любая попытка удивить издателя: а) будет неуместной, б) пропадет втуне, поскольку издатель уже давно ничему не удивляется.

  • Не пишите «а это вы узнаете из текста» - издателю как раз и нужно составить общее представление, не заглядывая в текст,
  • Лучше вообще не использовать в синопсисе вопросов.

Поэтика, высокий стиль

Не пытайтесь продемонстрировать в синопсисе владение языком. Еще раз: синопсис коротко, ясно, сжато излагает содержание и основные особенности книги. Будьте максимально точны, избегайте многозначительности, намеков. Пишется синопсис максимально нейтрально.

Пример:
Юноша догадывается: выросший царевич представляет для бывших регентов угрозу, как только в царской семье появится младенец, от чьего имени можно безраздельно править еще семнадцать лет, сам он скоропостижно скончается.

Даже намеки вроде «скоропостижно скончается» - это из другого жанра. Лучше сформулировать так:

Ведь взрослый царь представляет для бывших регентов угрозу: как только в царской семье появится младенец, от чьего имени можно безраздельно править еще семнадцать лет, от молодого царя поспешат избавиться благовидным образом.

  1. Если ваша книга предполагает продолжение, вовсе не обязательно указывать об этом редактору (хотя могут быть ситуации, когда это допустимо). Идеальный случай - это когда редактор сам понимает из описания финала, что роман допускает продолжение. Когда вы пишете что-то вроде «у романа существует продолжение» - вы пытаетесь подписать издателя на серию, к чему он может быть не готов. Пусть лучше издатель сам придет к вам, довольный продажами первой книги, и спросит: «А есть еще что-нибудь?» Притом, если роман допускает продолжение, лучше написать описание сюжета так, чтобы это было понятно: пусть издатель знает, что в случае успеха вы готовы работать дальше.
  2. Не нужно юмора в тексте. Поймите, что у редактора юмор давно атрофировался. Не нужно специальных литературных терминов, которые покажут, что вы знаете, что такое «развитие», «кульминация» или «развязка». Издатель сам знает, что это такое, и поймет, где что из, описания сюжета.
  3. Не нужно сравнений с другими авторами. Даже если вы считаете, что это ваша «фича» (вы - Джоан Роулинг, Джордж Мартин и Стефани Майер на русском языке), не нужно. Если захочет, редактор проведет сравнения сам.
  4. Если у вашего произведения есть характерные особенности, которые отличают его от прочих, напишите об этом в начале. Все самое важное помещайте в начало синопсиса: кто знает, дочитает ли издатель до конца?

Пример

Не уверен, что соответствовать всем указанным выше требованиям вообще возможно. Просто пытайтесь и держите вышеперечисленные правила в голове.
В качестве примера я приведу синопсис своего первого романа - полностью отдавая отчет в том, что он несовершенен. Более того: мои коллеги, публикующиеся авторы - изрядно его покритиковали, не оставив камня на камне. Я помню все их замечания: начиная от объема и заканчивая тем, что «не цепляет».

Но когда до синопсиса дошло дело, издатель посмотрел его по диагонали и бросил короткое «В целом пойдет». Приведу это «пойдет» целиком:

Действие романа разворачивается в мире, который воссоздает атмосферу средневекового Ближнего и Среднего Востока.
В течение двухсот лет золотую маску Царя Царей надевали чародеи. Однако череда неудачных властителей привела царство к кровопролитной гражданской войне. В результате нее маги, бывшие некогда правящей кастой, оказались в положении ненавидимых и преследуемых изгоев. Указы нового владыки запрещают чародеям покидать их обители, владеть собственностью, занимать какие-либо посты. Маги вынуждены участвовать в принудительных работах на строительстве каналов, дорог и крепостей.
Произведение показывает мир глазами чародеев, так что читатель узнает о магии и магах из первых уст. В то же время «Мгла над миром» рассказывает своеобразную «летопись другого мира»: роман рисует полотно, в котором участвуют двор, храмы, торговцы, воины и простые горожане.
Роман состоит из трех историй-частей, которые раскрывают трех персонажей. Части представляют собой завершенные сюжетные линии, но все три связаны друг с другом общим местом и временем действия. Основой сюжета является политическая интрига: каждый из героев по-своему оказывается заложником и жертвой развернувшейся вокруг них игры, ставкой в которой является выживание Круга магов (объединяющего обладателей силы ордена) и их собратьев-чародеев.

История первая. Нечто мертвое
Главный герой - молодой чародей Аджи́т, которого Верховный маг использует «для осторожных заданий», пользуясь тем, что Аджит целитель, а значит, имеет право покидать обитель. Попав в Круг, чародей был разлучен с семьей, однако тайно поддерживает связь со своей сестрой и племянником. Когда у мальчика проявляется колдовской Дар, Аджит вынужден совершить убийство, чтобы уберечь племянника от участи худшей, чем заключение в Круге.
Всю вторую часть истории маг пытается уйти от наказания, вынужденный сплетать паутину лжи для своей женщины, Верховного и одного из сановников, второго человека в стране. Аджит теряет свою любовь, но ему удается получить новое имя и новое лицо, став двойным агентом, связующим звеном между Кругом и влиятельным союзником магов при дворе.

История вторая. Город опавших листьев
Главный герой - чародей Ханна́н, чудом выживший, когда разъяренная толпа устроила резню в его обители. Он бежал и добрался до столицы, где стал человеком Верховного мага: у неучтенного чародея из города, в котором все обладатели силы погибли, развязаны руки. Теперь Верховный надеется восстановить влияние Круга в землях, где обители были сожжены, и направляет Ханнана в родной город соглядатаем.
Чародею приходится столкнуться с культом замученного магами древности святого Ваху́ра, узнать неприглядные подробности истории возникновения Круга, обнаружить, что Верховный маг попросту использовал его «втемную» - а также выяснить, что здесь, в глуши, вахуриты уже почти преуспели в создании собственного, альтернативного ордена чародеев. Во время беспорядков в городе и после, будучи единственным магом-защитником в осажденной крепости, Ханнан теряет всех близких людей, однако ему удается выстоять, пока из столицы не приходит с подмогой носящий уже новое имя и новое лицо Аджит.

История третья. Мгла над миром
Главный герой - сам Верховный маг царства, Газва́н. Узнав о готовящемся против Царя Царей заговоре, пожилой чародей понимает, что даже узурпатор, по чьему приказу маги были заключены в обители - лучше участи, уготованной Кругу рвущимися к трону придворными. У Верховного осталось всего пять дней до посвященного богу плодородия празднества, которое закончится большой кровью, если он ничего не предпримет.
Действия Газвана, Аджита и Ханнана заставляют придворных торопиться: за эти несколько дней на Верховного совершено покушение, заговорщики объявляют, что старый Царь Царей находится при смерти, а одного из советников уже почти коронуют на царство. Спровоцированная заговорщиками бойня в гаванях приводит к смерти нескольких чародеев. Верховный понимает, что как бы маги ни жаждали мести и реванша, Круг слишком ослаблен после войны. Газван пытается остановить конфликт - однако фактически теряет власть в Круге.
Противостояние выливается в кровавые столкновения на улицах столицы, и лишь решение Верховного поддержать одного из советников в качестве регента при малолетнем царевиче, позволяет избавиться от заговорщиков и поддерживающих их заморских колдунов.
Резня остановлена, в царстве появился новый правитель, но Верховный понимает, что развернувшиеся события вовсе не «решили все раз и навсегда», как того хотели высшие чародеи Круга - а он уже слишком стар, и вряд ли сможет руководить магами долго.

Синопсис - что это такое и где он применяется? Чем он отличается от аннотации? Почему редакторы требует присылать им именно синопсис? Как его правильно составить? Если вы только пробуете начать писать книги или сценарии, вам будет полезно разбираться в этих тонкостях. Но даже если вы весьма далеки от намерения становиться литературным работником, критиком либо обозревателем, эта статья будет для вас познавательной и еще немного расширит ваш кругозор.

Краткий экскурс в историю понятия

Как и в подавляющем большинстве других сфер науки, понятием "синопсис" в нашей жизни мы обязаны древним грекам. Эти ребята очень любили встречаться и долгими часами обсуждать разнообразные новые теории. На заложенном ими фундаменте покоится львиная доля современной науки. Но еще больше размышлений древних греческих мыслителей так и канули в лету.

Для кого нужен синопсис книги

В первую очередь изложение идеи произведения в форме синопсиса требуют редакторы. Почему? Да потому, что у предполагаемого издателя просто физически не хватает времени перечитывать целиком все присылаемые им «шедевры». А синопсис в сжатой форме дает полное представление о произведении.

Чем синопсис отличается от аннотации

В первую очередь адресатом. А уже из этого логически проистекает и разница содержания. Аннотация нужна для потенциального покупателя. А значит, необходимо заинтересовать его и даже заинтриговать. Редактору же надо четкое представление о том, что и как будет происходить в произведении.

Если рассказать читателю перед прочтением книги, чем все закончится, это может отбить всякое желание начинать чтение. А редактор должен знать и о концовке, и о значимых поворотах сюжетной линии.

Синопсис сценария

Даже сценарий полнометражного фильма в хорошем синопсисе будет сведен к неполной странице печатного текста. Вот один из удачных примеров.

«Время - 1945 год. Место действия - заснеженные просторы тундры в пределах северной линии фронта.

Двое сбитых летчиков - финн и русский - оказались на безлюдной земле. Чтобы выжить, эти представители враждующих армий должны помогать друг другу. Это нелегкий путь не только по просторам негостеприимного края, но и путь к пониманию того, что перед тобой не просто безликий враг, которого надо уничтожить, а человек, который постепенно становится верным товарищем.

У них на двоих остался последний патрон, который они сохраняют для того, чтобы, когда они выйдут к людям, тот, которому суждено оказаться в плену, мог покончить с собой.

По мере приближения к человеческому жилью они видят признаки того, что здесь обосновалась то одна, то другая нация. И, соответственно, передают друг другу пистолет.

Но когда, наконец, они встречают первого живого человека, которым оказывается местный мальчишка-пастушок, он говорит им, что война кончилась.

Мужчины обнимают друг друга и плачут».

Чего лучше не делать при написании синопсиса


Вполне понятно желание предоставить потенциальному издателю наиболее полную информацию о своем произведении. Однако в этом кроется одна из самых опасных ловушек. Переборщив с информацией, вы можете испортить впечатление, которое произведет синопсис. Как написать все кратко, но емко?

Имена собственные

В графу грубейших ошибок сразу можете отнести упоминание по имени второстепенных персонажей. По сути, в хорошем синопсисе без личного имени может комфортно существовать даже главный герой. Он так и обозначается - «главный герой».

Но если вы уж никак не можете обойтись без имен, не используйте больше, чем пять персонажей. Исследования показывают, что читатель начинает путаться, если их становится больше.

Просто вспомните себя. Сколько времени проходит, пока вы начинаете легко ориентироваться в героях очередного сериала? В их именах и в том, кто кому кем приходится? Помните, когда пишите синопсис, что это то время, которым вы не располагаете. Поэтому сводите количество упоминаемых имен к абсолютному минимуму.

Подробности

Имеются в виду подробности, не влияющие кардинальным образом на ход сюжета. К примеру, главный герой заходит в ресторан, чтобы выпить чашечку кофе с коллегой. Надо ли вносить это в синопсис фильма или романа? Возможно. Но только в том случае, если работающий там официант попытался отравить главного героя этой самой чашкой кофе, и это действие послужило поворотным моментом в сюжете. Иначе описание того, куда и зачем отправляется главный герой, становится уже совершенно ненужной подробностью. В синопсисе достаточно будет отметить, что он встречает коллегу.

Характеристика персонажа


Не стоит пытаться втиснуть в текст все грани характера вашего персонажа, который, без сомнения, обладает богатым внутренним миром. Это лишь затруднит восприятие для редактора. Ограничьтесь его основным качеством. Однако если по мере развития сюжета робкая главная героиня неожиданно начинает яростно отстаивать свои права, это стоит упомянуть.

Второстепенные линии сюжета

Несомненно, кроме основной сюжетной линии, в вашем произведении будут проходить и дополнительные. Они могут периодически переплетаться с основным мотивом и даже влиять на ход его развития. Однако их все необходимо безжалостно отсечь. Ничему второстепенному нет места в синопсисе.

Время действия

Еще один немаловажный момент, о котором следует помнить: все события в синопсисе происходят в настоящем времени. Здесь и сейчас. Неправильно будет, составляя синопсис сериала писать, что в 238 эпизоде главный герой разыграл героиню, заставив ее поверить, что он выбросил обручальное кольцо в море. Лучше написать: «Главный герой хочет проучить капризную невесту. Он выбрасывает коробочку с обручальным кольцом в океан. Героиня прыгает за борт, чтобы его спасти. В этот момент главный герой вытаскивает кольцо из кармана».

Концовка

Раскрытие всех тайн обязательно должно включаться в синопсис. Что это означает? Необходимо озвучить имя убийцы в детективе, способ совершения преступления в триллере или то, останутся ли влюбленные вместе, в мелодраме. Недопустимо заигрывание с редактором по типу: «А об этом вы узнаете, прочитав мою книгу полностью». Поверьте - не прочитает.

О чем непременно должен узнать редактор после прочтения?

Есть фундаментальные вопросы, на которые редактор просто обязан получить ответы, прочитав синопсис. Примеры их:

  • О чем книга?
  • Кто является главным героем (или главными героями)?
  • Какая конечная цель главного героя?
  • Почему именно эта цель?
  • Что мешает ему достичь своей цели?

Если вам удалось составить описание в пределах двух страниц машинописного текста, который дает четкие ответы на приведенные выше вопросы, не перегружен подробностями и в то же время не лишен некоторой художественной живости, то велика вероятность того, что вам удалось составить хороший синопсис.

И не стоит расстраиваться, если не все получится быстро и гладко с первого раза. Некоторые опытные авторы признаются, что им приходится не один день работать над составлением грамотного синопсиса. А некоторые даже заявляли, что это занимало у них не меньше времени, чем написание самого романа.

Хорошим упражнением для обретения настоящего мастерства в написании синопсиса произведения может послужить его составление в трех экземплярах. В первом вы должны поместить все описание в один абзац. Во втором - уделить по абзацу на каждую часть произведения (завязка, несколько сюжетных узлов, кризис, кульминация событий и развязка). А уже в третьем составить окончательный вариант, который будет можно отправлять на суд редактора.

Замечательным подспорьем вам послужат люди, которые согласятся прочитать ваше творение. Прислушивайтесь к их оценке. Если что-то непонятно - измените. Взгляд со стороны никогда не помешает.

Не жалейте времени на оттачивание своего мастерства, и вы сможете добиться новых высот!



Рассказать друзьям