Пишем сочинение: "Был ли иной путь у Катерины из пьесы "Гроза" А. Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу "Гроза", которая вызвала бурный общественный резонанс смелостью главной героини. Почему же эта история стала самой популярной из всей серии о "темном царстве"? Неужели причина только в поступке героини? А могла ли молодая женщина поступить по-другому? Школьникам предлагается написать сочинение "Был ли иной путь у Катерины", где рассматриваются разные варианты развития дальнейшей жизни Кабановых.

Общественное значение пьесы

Прежде чем приступить к написанию сочинения "Был ли иной путь у Катерины", будет нелишним узнать причины успеха этого произведения. "Гроза" была написана в 1859 году, когда вся Россия находилась в ожидании крестьянской реформы. Поэтому общество приняло ее с восторгом: пьеса была поставлена огромное количество раз на подмостках всех театров России.

Островский создал новый тип героини, которая стала олицетворением борьбы против старых порядков. Ее поступок выглядел в глазах общества как начало нового периода. Все восприняли пьесу не как личную драму, а как общественную. Некоторые просили Островского исключить из числа персонажей Кабаниху, потому что в ее образе они нашли схожесть с царем. "Гроза" удивила читателей силой и глубиной своей драматической истории, обличением купеческих нравов и бросила им вызов.

В сочинении "Был ли иной путь у Катерины в пьесе "Гроза" стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара. Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой. Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.

Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, "домостроевском" обществе. К Дикому приезжает племянник Борис - образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга. Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку. Поэтому и было включено сочинение "Был ли иной путь у Катерины в пьесе "Гроза" в школьную программу.

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона - не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении "Был ли иной путь у Катерины в "Грозе"? Другой вариант - это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант - уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Четвертый, самый страшный - это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.

В сочинении "Был ли иной путь у Катерины" можно упомянуть, что связь можно было скрыть - Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины - она не смогла бы никого обманывать.

Катерина - центральный образ в пьесе «Гроза». Судьба этой героини трагична. А потому сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» является одной из самых распространенных письменных работ по В чем заключался конфликт этой героини с прочими персонажами пьесы?

Детство и отрочество

Для того чтобы понять, в чем заключался конфликт Катерины с так называемым темным царством, следует знать ее общие представления о жизни. Чтобы продемонстрировать особенности ее характера, Островский представил некоторые сведения о ее детстве и отрочестве. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» следует, безусловно, начинать с характеристики этой героини. А понять человека можно, имея представление о его воспитании и обществе, в котором он провел ранние годы.

В некоторых эпизодах Катерина вспоминает о своем отчем доме. Главной особенностью ее детства была полная свобода. Ее нельзя назвать вседозволенностью. Скорее, такая свобода была обусловлена любовью и заботой со стороны родителей. Атмосфера, в котором провела первые годы своей жизни Катерина - образец патриархального образа жизни, в лучшем смысле этого словосочетания. В сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» можно добавить некоторые цитаты из воспоминаний главной героини. Так, например, Катерина вспоминает, что в родительском доме она любил вставать рано, затем умывала водой из родника и ходила по воскресеньям вместе с матерью в церковь. В образе жизни, который девушка вела в родительском доме, нет существенного отличия от того, который она ведет в доме мужа. Радость, с которой она предается воспоминаниям, говорит, скорее об ее одиночестве.

В мире, в котором пребывала героиня до замужества, отсутствовали принуждение и насилие. А потому именно идиллической картиной такой патриархальной жизни стал ее В доме Кабановых все иначе. Здесь царит психологическая тирания. Свекровь оказывает на Катерину удручающее давление. И противостоять ему у молодой женщины сил нет.

Мир Кабанихи

Катерина вышла замуж, будучи очень молодой. Будущего мужа ей подыскали родители. Она не противилась, потому как в патриархальном мире так было заведено. Катерина готова почитать свекровь. Муж в ее понимании - наставник и опора. Но Тихон не способен стать главой семьи. Эту роль играет его мать. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» можно начать с Именно этот образ создает противоположность главному. И именно свекровь со своими устаревшими и излишне властными воззрениями оказывает на Катерину губительное действие.

Борис

Как бы ни стремилась Катерина любить и уважать своего мужа, ей это не удается. Он вызывает в ее душе лишь жалость. Когда героиня встречает приезжего молодого человека, сердце открывается для чувства, которое ранее было ей неведомо. Могла ли она поступить иначе? Был ли иной путь у Катерины? Сочинение по пьесе Островского призвано давать ответы на эти вопросы.

Характеристика Бориса в написании письменной работы на тему, которой посвящена эта статья, не играет важной роли. Существенное значение имеет образ мужа. Тихон - человек бесхарактерный, мягкотелый. Даже после того, как произошла трагедия, ставшая кульминацией пьесы, он опасается перечить матери. Тихон любит свою молодую жену. Но это чувство оказывается намного слабее, нежели страх перед Кабанихой. Впрочем, трепещут перед этой дамой многие в небольшом провинциальном городе.

Религиозность

В начале пьесы, вспоминая о своем детстве, Катерина с радостью и теплотой рассказывает о посещении церкви. Следует сказать, что набожность является ее характерной чертой. Именно осознание совершенного греха привело ее в страх и ощущения безысходности. Но в то же время вера в бога не удержала ее от поступка, который, по христианским понятиям, является самым страшным.

«Был ли иной путь у Катерины?» - сочинение, в которое непременно нужно включить описание мира Кабанихи. С тех пор как Катерина переступила порог ее дома, гармония в ее душе стала разрушаться. А потому ей стало все сложнее заниматься повседневными делами и посещать церковь.

Обман и лицемерие

Был ли иной путь у Катерины? Сочинение «Гроза» представляет собой трагическую историю девушки, которая не смогла приспособиться к нравам и укладу, господствовавшими в доме ее мужа. По природе своей эта молодая женщина не умеет лгать. Жить в обмане и лицемерии она не способна. Но по-другому существовать в доме Кабанихи невозможно. Она терпит из последних сил, находит спасение в грезах и мечтах. Но пошлая и грубая действительность снова возвращает ее на землю. А там - унижение и страдание.

Грех и признание

Катерина совершает ошибку. Она влюбляется в Бориса и изменяет мужу. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины из пьесы "Гроза"» - письменная работа, план которой может выгладить таким образом:

  • Образ Катерины.
  • Характеристика Кабанихи.
  • Противопоставление Бориса Тихону.
  • Неотвратимая трагедия.

После того как становится ясно, что собой представляет Кабаниха и какая обстановка царит в ее доме, становятся понятны и чувства главной героини. Девушка, которая выросла в любви и ласке, никогда бы не смогла ужиться в этом доме. Она не привыкла в жестокости и лицемерию и чувствует себя не только несчастной, но и чрезвычайно одинокой в мире Кабанихи. Борис - человек, который произвел на нее впечатление лишь потому, что не был похож ни на одного представителя «темного царства». Если бы в жизни Катерины присутствовала хотя бы слабая надежда на счастье, она бы не совершила измены.

Сочинение "Был ли иной путь у Катерины?" (Островский, "Гроза") - задание, которое требует самостоятельного размышления. Может ли честный человек привыкнуть к миру лжи? Способен ли он скрывать свои проступки и жить дальше после совершения греха? В случае героини пьесы Островского ответ однозначен. У Катерины не было иного выхода.

Ее убили лживый мир Кабанихи, одиночество, отсутствие понимания и поддержки со стороны мужа. Она бы смогла преодолеть все это, если бы была более опытной. Но особенность патриархального уклада такова, что девушка, покидая отчий дом, не имеет никакого представления о жизни. А потому можно сказать, что трагедия Катерины была неизбежной.

Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа.
Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед Богом.
Случайна ли была смерть героини? Вряд ли. Все к этому и шло. Бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на Катерину, терзали ее душу. Когда же девушку предал Борис, это стало последней каплей. Предательство любимого человека сломило Катерину, и она решилась на отчаянный поступок. Девушка все-таки “взлетела”, шагнув высокого берега в Волгу, “расправила крылья” и смело упала в бездну.
Добролюбов называл Катерину “лучом света в темном царстве”. Девушка пыталась бороться со старыми порядками в Калинове. Она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. Смерть Катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения.
Можно ли встретить таких людей как Катерина в наше время? Я полагаю, что можно. Даже в самое “темное время” найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других.

Сочинение по литературе на тему: Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

Другие сочинения:

  1. Драма Островского “Гроза” написана в 50-60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы – разночинцев-интеллигентов. В литературе по-явилась новая тема – положение женщины в семье и обществе. Центральное место Read More ......
  2. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь – вот что страшно. А. Н. Островский. Гроза. Образ Катерины Кабановой – главной героини пьесы А. Н. Островского “Гроза” – до Read More ......
  3. А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за Read More ......
  4. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения – конфликт героини с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало возможным, Read More ......
  5. Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза” вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается Read More ......
  6. Катерина – русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого – в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего Read More ......
  7. Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя; она любила другого, который позже Read More ......
Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

Был ли иной путь у Катерины?

Пьеса “Гроза”, которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь. На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом. Все дело в том, что “темное

царство” (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины. Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины? ­
­ ­
Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее.­­ ­
­­­­ ­
Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом. Для нее такой выход из ситуации был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник. В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.­ ­
­
Еще один вариант – это уйти от Тихона. Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения. Этот процесс занял бы весьма долгий срок. Кроме того, этим поступком она окончательно бы обесчестила собственное имя и взяла бы на душу большой грех, так как тогда браки действительно заключались перед Богом.
­­ ­
Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.­ ­

Четвертый вариант – это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.­ ­

Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом.­ Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Кто виноват в гибели Катерины? А. Н. Островский – не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не...
  2. ­Трагическая судьба Катерины Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены...
  3. Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа. Был...
  4. Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения. Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется...
  5. Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за...
  6. В драме Островского “Гроза” происходит конфликт между старым и новым укладом жизни, который лег в основу произведения. Этот конфликт произошел между старыми принципами и современными...
  7. В пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы “Гроза”. От ранее созданных...

Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешест-вия по верхней Волге, куда он отправился по поруче-нию Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкно-вение между старыми традициями и новыми веяния-ми, между стремлениями к свободе и теми обществен-ными и семейно-бытовыми порядками, которые гос-подствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.

Бесправность женщины в семье мы видим на при-мере Катерины, главной героини пьесы. Катерина вы-росла в патриархальной, религиозной, любящей се-мье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, рабо-тать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю... Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью... Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют... Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! »

Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую се-мью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не до-вольным, любящим разрушать во что бы то ни стало... Напротив, это характер по преимуществу созидаю-щий, любящий, идеальный», но «убитая дневной ра-ботой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах...», ее энергии требуется иной выход.

Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтирован-ная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глу-бины своего чувства. Будучи воспитана в религиоз-ных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей герои-ни, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти...». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бро-сить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не на-шли никогда». Но «чувство любви к человеку, жела-ние найти родственный отзыв в другом сердце, по-требность нежных наслаждений...» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь...»

Не в силах противостоять любви, Катерина изме-няет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сест-ра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления... к нему вле-чет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».

Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Ка-терина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали ре-лигиозно окрашены.

Я считаю, что самоубийство Катерины — не столь-ко побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно от-крыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда те-перь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги-лу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в мо-гилу! В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да, так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой на-сильно... Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) за-брать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного реше-ния. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это...»

Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смер-ти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь само-убийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлени-ем от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вы-растет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, бу-дут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жел-тенькие, красненькие, голубенькие,... всякие... Так тихо! Так хорошо!..»

В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни опла-кивать, перед ее мужеством можно только прекло-няться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.



Рассказать друзьям