План-конспект по русскому языку на тему" сжатое изложение". Урок развития речи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

У: Давайте вспомним, кто вводит эти предметы в свой рассказ.

Д: Дедушка.

У : Почему он вводит их в свою речь?

Д: Внук спросил.

У: Ребята, а что такое чернильница?

Д: Чернильница – там, где хранятся чернила.

У: Чернильница - небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером.

Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку.

Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.

У: О чем этот текст? Как бы вы сформулировали эту тему?

Д: О том, как Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать.

У: На сколько частей можно разделить этот текст?

Д: На 4 части.

У: Давайте откроем учебники и убедимся в этом.

Откройте учебники на странице 191 и найдите упражнение 496.

У: Я даю вам 1 минуту. Посмотрите текст. Настраиваемся. Я читаю, а вы внимательно следите и отмечаете части текста. Это нам необходимо для составления плана.

У: Откуда начинается и где заканчивается 1 часть?

Д: Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком».

У: О чем говорится в этой части?

Д: В этой части говорится о том, что …

У: Как мы можем озаглавить эту часть?

Д: «Откуда берутся сказки»

(Запись плана учеников в тетради + план дается на доске).

У: Хорошо. А теперь запишите в свои тетради первый пункт нашего плана (пункт плана открывается на доске).

У: 1 часть – это диалог. Наша с вами задача сократить эту часть не изменяя смысла.

Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза.

На доске (запись открывается после обсуждения): Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы.

У: Если мы посчитаем количество слов первой части в учебнике, то их будет 32, а у нас с вами 14 слов, то есть мы сократили его в два раза.

У: Где начинается и заканчивается 2 часть?

Д: Вторая часть заканчивается Сережиным вопросом «почему это, дедушка, так?».

У: Как вы понимаете эту часть?

У: Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте?

Д: Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется.

У: Правильно. Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки?

Д: Нет.

У: Здесь у нас с вами идет иносказание. А на самом деле Сережа в школе учился самому простому. Вспомните, как вы учились в школе писать?

У: Как мы назовем эту часть?

Д: « Почему сказка не зацепляется?»

У: Молодцы. Посмотрите, какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали. Давайте карандашом из распечатки вычеркнем все лишнее.

На доске: Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?»

У: Совершенно верно. Молодцы.

Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?

У: Скажите, в какой части текста содержится ответ дедушки?

Д: В 3 части.

У: Назовите границы этой части.

Д: От слов «не горюй» до слов «перо острее».

У: Хорошо. Как мы назовем эту часть?

Д: « Совет дедушки».

У: Молодцы. Ребята, чему мудрый старый человек хочет научить Сережу?

Д: Тому, что надо приобретать опыт, что нельзя быть эгоистом – нужно и в другие человеческие судьбы заглядывать. Необходимо смотреть на людей, слушать их. Нужно быть открытым миру.

У: Молодцы, ребята. Правильно. А чтобы все это уметь необходимо много и хорошо учиться.

У: Что главное в этой части, а что мы можем не включать в изложение?

(в распечатке подчеркиваем то, что важно)

У: Часть сложная. Совет дедушки – аллегория. Мы будем думать и рассуждать над лексикой.

Д: Антонимы. Например, жидкие – гуще, тупое – острее и т.д.

У: Мало научиться писать букву. Что нужно сделать, чтобы получилась сказка?

Д: Опыта набраться, тогда и слова обретут смысл.

У: Как вы поняли: « не в одну чернильницу глядеть будешь»

У: А что значит: «чернила будут гуще, чернильница глубже, перо острее?»

У: Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, а в простом смысле, как поняли.

Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним.

У: Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?

У: Как понимаете выражение «на ус мотай»?

У: Это Фразеологизм? Какое у него значение?

Д: Это устойчивое выражение, которое означает принять во внимание.

У: Молодцы. Как мы назовем 4 часть?

Д: «Дедова притча».

У: Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить?

Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал.

У: Теперь перед нами текст сжатого изложения, который состоит из 59 слов.

Вывод: Ребята, благодаря тому, что мы убрали прямую речь и оставили только главное, важное наш текст стал в два раза короче, чем изначальный, но при этом он не потерял своей идеи.

У: Ребята, сколько мы с вами сделали «фотографий» иллюстрирующих содержание текста?

Д: 4

У: Правильно, 4. То есть то количество микротем и те пункты плана, которые были обозначены вначале.

Какой можно сделать вывод о типе речи этого текста?

Д: Повествование.

У: Верно. Что за тип речи повествование?

Д: Повествование – это когда последовательно рассказывают о событиях, которые происходят с героями. Это доказывает последовательность смены кадров.

У: к какому стилю речи можно отнести этот текст и почему?

Д: Художественный, так как это притча, вымысел, иносказание.

У: Хорошо. А теперь мы с вами отработаем пунктуацию и орфографию в тексте, чтобы не допускать ошибок при написании.

Сказки Андерсена: Перо и чернильница.

    Перо и чернильница.

    Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе, в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только ни выходит из этой чернильницы!.. А что-то первое выйдет из неё теперь?.. Да, поистине удивительно!»

    Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! - обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли её слышать. - Замечательно, чего только ни выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что первое выйдет, когда человек опять начнёт черпать у меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только ни уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнаю?т другие, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы!.. Я и сама не возьму в толк, - я, ведь, совсем не знаю природы - как всё это вмещается во мне? Однако же, это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях, и кто там ещё?.. Уверяю вас, всё это я выпускаю из себя просто бессознательно!

    Конечно! - сказало гусиное перо. - Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо ! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

    Мало же вы опытны! - возразила чернильница. - Вы состоите на службе всего неделю и уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало - и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас ещё перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпает из меня!

    Чернильная бочка! - сказало перо.

    Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришёл с концерта скрипача-виртуоза и весь был ещё под впечатлением его бесподобной игры. В инструменте виртуоза, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору… Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос; звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все её составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и всё же искусство его смотрело игрою, смычок словно сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама собою, смычок играл сам собою, вся суть как будто была в них, мастер же, управлявший ими, влагавший в них жизнь и душу, забывался. Но не забыл о нём поэт и написал вот что:

    «Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы люди, поэты, художники, учёные, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а, ведь, все мы - только инструменты в руках Создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!»

    Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу «Виртуоз и инструмент».

    Что, дождались, сударыня? - сказало перо чернильнице, когда они остались одни. - Слышали, как он прочёл вслух то, что я написало?

    To-есть то, что вы извлекли из меня! - сказала чернильница. - Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! А вы-то и не понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную сатиру!

    Чернильная душа! - сказало перо.

    Гусь лапчатый! - ответила чернильница.

    И каждый сознавал, что ответил хорошо, а такое сознание вещь хорошая; с таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не спал; мысли волновались в нём, как звуки скрипки, катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного сердца, чуял проявление Самого Творца…

    Ему одному честь и хвала!

Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения (Е.А. Пермяк «Перо и чернильница»).

Цель деятельности учителя - актуализировать и восстановить знания об алгоритме сжатого изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы

Тип урока - развития речи

Планируемые образовательные результаты :

предметные:

знать структуру рассуждения, повествования

уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста

метапредметные:

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, применение знаний умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

личностные :

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования

методы и формы обучения:

наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование : компьютер, экран, проектор

Наглядно - демонстрационный материал : презентация по теме урока

Основные понятия : тема текста, идея текста, микротемы

Организационная структура урока (сценарий)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. мотивация (самоопределение к деятельности)

Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам на урок с замечательным настроением. Я хочу, чтобы мое настроение передалось и вам. Передайте его друг другу.

- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.

учитель протягивает ладошки и прикасается к ладошкам учеников, те при помощи ладошек передают своё настроение.

2. актуализация и пробное учебное действие

Ребята, сегодня мы будем писать сжатое изложение

Что значит сжимать текст?

Предлагаю познакомиться с текстом.

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

Какие конкретные предметы названы в тексте?

Слайд 2

(40-45 лет назад жители нашей страны еще писали перьями и жидкими чернилами, а уже потом в обиходе появились шариковые ручки, которыми вы пишете сейчас)

Кто говорит об этих предметах? (дедушка)

Почему в речи возникают эти слова?

(он отвечает на вопрос Сережи, своего внука: «Откуда ты сказки берешь?»

Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки- НА ЧЕТВЕРТОЙ

О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему

(о том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать)

Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики-в тетрадях

Сжимать текст

сокращать

убирать лишнее, оставить только самое главное

отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, обдумывают ответы на вопросы

Перо и чернильница

3. выявление места и причины затруднения

Что значить добывать? Какие синонимы этого слова автор использует в тексте?

Учитель записывает синонимы на боковой доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать :

Берешь

Достаешь

Зацепляется

Вытащишь

Выделите орфограммы, в которых вы чувствуете, что можете допустить ошибки

Как нужно понимать сказанное, на дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?

Ответы учеников, что делал Сережа в школе, их понимание иносказания

Подготовленные ученики читают, что такое притча

СЛАЙД 3

ОБОЩЕНИЕ Значит, на самом деле он учился самому простому-учился писать!

Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил? (Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет)

Учитель записывает эту фразу на доску под двумя предыдущими, а ученики в тетради

Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?

4. целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Учитель выписывает их на боковую доску, ученики-в тетрадях

Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки? (На ус намотал-другим пересказал)

Учитель записывает эту фразу на доске ниже – а ученики в тетради

ЧТО значит на ус намотать?-принять во внимание, запомнить

Какая форма речи преобладает в тексте?

Давайте посмотрим на первую часть текста

СЛАЙД 4

Переведите предложения из диалога в в косвеную речь

СЛАЙД 5

Сережа спросил у дедушки о том, откуда тот сказки берет. Дедушка ответил, что из чернильницы достает ручкой с перышком.

Подведём итог:

Текст написан в художественном стиле

Тип речи- повестование в жанре притчи

Тема- о том, как Сережа учился добывать сказку «пером из чернильницы»

А идея заключена в словах дедушки:если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь-«зацепишь сказку»

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Составьте план текста, выделив микротемы (отделяют одну от другой)

СЛАЙД 6

Выпишите ключевые слова к каждому пункту плана

СЛАЙД 7,8,9,10

Посчитайте слова. Помните в вашем сжатом изложении их не должно быть более 60.

Составляют план текста, выделив микротемы (отделяют одну от другой)

Выписывают ключевые слова к каждому пункту плана

Проверяют по слайду

6. Первичное закрепление.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Анализ планов.

СЛАЙД 11,12,13,14,15

Контролирует правильность работы

Раздает тетради.

Запишите число. Сжатое изложение.

Собственное название изложения.

Принимают участие в работе.

Проговаривают друг другу устно.

Пишут изложение

8.Включение в систему знаний и повторение

Проверка письменных работ

Для тех, кто справился раньше, дополнительное задание.

Проверяют тексты изложений

9.рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Какие трудности появлялись в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Какое настроение сейчас?

Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?.. Да, поистине удивительно!»

Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! - обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. - Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк - я ведь совсем не знаю природы, - как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!

Правильно! - сказало гусиное перо. - Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

Вы слишком неопытны! - возразила чернильница. - Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало - и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!

Чернильная бочка! - сказало перо.

Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришел с концерта скрипача-виртуоза и весь был еще под впечатлением его бесподобной игры. В скрипке, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору. Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос. Звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все ее составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и все же искусство его выглядело игрою, смычок словно сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама, смычок играл сам, вся суть как будто была в них, о мастере же, управлявшем ими, вложившем в них жизнь и душу, попросту забывали. Забывали все, но не забыл о нем поэт и написал вот что:

«Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди - поэты, художники, ученые, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы - только инструменты в руках создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!»

Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу «Мастер и инструменты».

Что, дождались, сударыня? - сказало перо чернильнице, когда они остались одни. - Слышали, как он прочел вслух то, что я написало?

То есть то, что вы извлекли из меня! - сказала чернильница. - Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! И вы даже не понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную сатиру!

Чернильная душа! - сказало перо.

Гусь лапчатый! - ответила чернильница.

И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это приятно; с таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не спал; мысли волновались в нем, как звуки скрипки, катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного сердца, ощущал дыхание Великого мастера...

Ему одному честь и хвала!

Главные герои рассказа Евгения Пермяка — мальчик Сережа и его дедушка. Дедушка Сережи сочиняет сказки, и внука заинтересовало, откуда его дед берет сказки.

Дедушка сказал Сереже, что сказки он достает из чернильницы при помощи пера. Когда мальчик спросил, похоже ли это на ловлю рыбы удочкой, дедушка ответил, что добывание сказки из чернильницы проходит совсем по-другому.

Сначала человек должен научиться доставать из чернильницы палочки, потом – закорючки. Накопив побольше опыта, можно научиться доставать из чернильницы буквы и слова. И только после этого на перо может и сказка зацепиться.

Когда Сережа пошел в школу, он стал учиться доставать из чернильницы все то, о чем ему рассказывал дедушка. Но сказка никак у него не выходила. Сережа снова стал выяснять у дедушки, почему так происходит? Он решил, что у него жидкие чернила и тупое перо.

Но дедушка сказал, что не только чернильница и перо помогают сказку доставать. Надо еще научиться быть самостоятельным, чтобы не зависеть от других людей. И тогда можно не только сказку достать, но и более крупное произведение.

Таково краткое содержание рассказа

Главная мысль рассказа Пермяка «Перо и чернильница» заключается в том, что для творческой деятельности инструменты, такие, как например, перо и чернильница, играют далеко не главную роль. Для творчества более важным являются способности человека, а также такие его качества, как самостоятельность, настойчивость и терпеливость.

Рассказ учит: в любом деле, в том числе и в творческом, нужно быть терпеливым и настойчивым.

В рассказе мне понравился дедушка Сережи, который совершенно необычным способом описал внуку творческий процесс создания сказки.

Какие пословицы подходят к рассказу «Перо и чернильница»?

Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Искусство без мысли, что человек без души.
Всему свое время.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.



Рассказать друзьям